Научная статья на тему 'Контртеррористическая деятельность России'

Контртеррористическая деятельность России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1218
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
терроризм / Россия / контртеррористическая деятельность / законодательство / спецоперация / теракт / terrorism / Russia / counterterrorism / legislation / special operation / terrorist attack

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимова Марта Андреевна

Статья посвящена рассмотрению политико-правовых и военно-политических аспектов борьбы России с международным терроризмом. Подвергается анализу национальное законодательство Российской Федерации, посвященное данной проблеме, а также на нескольких примерах показана непосредственно контртеррористическая деятельность Москвы. Автор показывает, что законодательная база, на которую опирается Россия, предпринимая шаги в деле борьбы с международным терроризмом, оформлена и вполне работоспособна. Также в статье отмечается, что наша страна одной из первых столкнулась с угрозой распространения терроризма, что и обусловило потребность скорейшей разработки комплекса эффективных мер, направленных на борьбу с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counter-terrorism activities of Russia

The article is devoted to the consideration of the political, legal and military-political aspects of the struggle of Russia against international terrorism. The national legislation of the Russian Federation, devoted to this problem, is analyzed, as well as several counter-terrorism activities of Moscow are shown directly. The author shows that the legislative base on which Russia relies, taking steps in the fight against international terrorism, is framed and quite functional. The article also notes that our country was one of the first to face the threat of the proliferation of terrorism, which necessitated the early development of a set of effective measures aimed at combating terrorism.

Текст научной работы на тему «Контртеррористическая деятельность России»

Контртеррористическая деятельность России М.А. Ефимова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению политико-правовых и военно-политических аспектов борьбы России с международным терроризмом. Подвергается анализу национальное законодательство Российской Федерации, посвященное данной проблеме, а также на нескольких примерах показана непосредственно контртеррористическая деятельность Москвы. Автор показывает, что законодательная база, на которую опирается Россия, предпринимая шаги в деле борьбы с международным терроризмом, оформлена и вполне работоспособна. Также в статье отмечается, что наша страна одной из первых столкнулась с угрозой распространения терроризма, что и обусловило потребность скорейшей разработки комплекса эффективных мер, направленных на борьбу с терроризмом.

Ключевые слова: терроризм, Россия, контртеррористическая деятельность, законодательство, спецоперация, теракт.

Counter-terrorism activities of Russia M.A. Efimova

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the consideration of the political, legal and military-political aspects of the struggle of Russia against international terrorism. The national legislation of the Russian Federation, devoted to this problem, is analyzed, as well as several counter-terrorism activities of Moscow are shown directly. The author shows that the legislative base on which Russia relies, taking steps in the fight against international terrorism, is framed and quite functional. The article also notes that our country was one of the first to face the threat of the proliferation of terrorism, which necessitated the early development of a set of effective measures aimed at combating terrorism.

Keywords: terrorism, Russia, counterterrorism, legislation, special operation, terrorist attack.

Терроризм в самых многообразных формах своего проявления превратился в одну из наиболее опасных по масштабу, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и морально-этических проблем, с которыми человечество столкнулось на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Террористическая и экстремистская деятельность в любых их проявлениях все сильнее угрожают безопасности многих государств и людей их населяющих, влекут за собой гигантские политические и экономические потери, неизмеримый моральный ущерб, оказывают немыслимое психологическое давление, с каждым днем безвозвратно уносят жизни ни в чем не повинных граждан. Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. Но в 1980-1990-е гг. он уже стал универсальным феноменом. В этой связи проблема международного терроризма требует постоянного

внимания и изучения, а потому являет собой обширное поле для исследований с возможностью последующего практического применения. Если мы признаем, что международный терроризм является врагом всего человечества, а борьба с ним - общее дело, то одним из действенных факторов этой борьбы становится изучение этого врага [Курылев, Курба-нов 2019: 76].

Осознание терроризма глобальной угрозой заставляет правительства современных стран заняться выработкой антитеррористической политики [Абрамов, Федорченко, Курылев 2017: 742].

Рассмотрим контртеррористическую нормативно-правовую базу нашей страны:

Конституцию РФ1; Уголовный кодекс РФ2; Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму»3; Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терро-ризму»4.

Обзор отечественного законодательства позволяет судить, что по мере прогрессиро-вания террористической деятельности, совершенствуется и международно-правовой аспект в работе по борьбе с терроризмом.

Стоит признать, что внимание, которое мировое сообщество уделяло до недавнего времени противодействию терроризму и его идеологии, было недостаточным. С каждым годом террористические группировки набираются сил и опыта, все больше укрепляют свою идеологическую составляющую, активнее и эффективнее проводят пропагандистское воздействие на молодежные аудитории, которым упрощенные радикальные лозунги кажутся более убедительными.

Несмотря на активные и все более организованные системные усилия стран мира на различных направлениях, угроза терроризма все продолжает висеть над всем миром. Подтверждением этому служат продолжающиеся повсеместно террористические атаки.

В связи с сильно возросшей в последнее время террористической активности как в России, так и в западных странах, возникла острая необходимость создания действенного и единого свода правил и методов по противодействию терроризму. К сожалению, сталкиваясь с повсеместной проблемой определения дефиниции терроризма и террористической деятельности единственное, что представляется возможным на сегодняшний день - это точечная работа разных стран над собственной безопасностью и работа

структур, отвечающих за борьбу с терроризмом.

В Конституции Российской Федерации можно выделить статьи 13, 21 и 45, в которых речь идет: о запрещении создании общественных объединений, целью которых является нарушение целостности России, разжигание розни посредством насилия; о достоинстве личности; о защите граждан.

Статья 13, Пункт 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни5.

Статья 21.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам6.

Статья 45.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом'».

Благодаря Федеральному закону РФ от 6 марта 2006 г. стала понятна четкая структура противодействий терроризму, которую разделили на три основных вектора: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.constitution.ru/

2 Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uk-rf.com/

3 Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10210519 2

4 Указ Президента Российской Федерации «О мерах

по противодействию терроризму» [Электронный ре-

сурс] Режим доступа:

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10210481 9

5 Раздел первый. Основные положения. Глава 1. Основы конституционного строя. // Конституция Российской федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

6 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. // Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

7 Там же.

и ликвидация его последствий.

«Законом установлены основные принципы противодействия терроризму; правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и ликвидация последствий проявления терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил России в борьбе с терроризмом.

В законе указано, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма»8.

Также занятно, на наш взгляд, что в 2006 году в законодательство ввели впервые денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам РФ в борьбе с терроризмом.

В Указе Президента РФ мы можем увидеть созданные структуры, целью которых является борьба против терроризма.

«Данный указ в целях совершенствования управления в области противодействия терроризму создан Национальный антитеррористический комитет, определены основные задачи и состав. Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор ФСБ РФ.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в борьбе с терроризмом, образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб»9.

В Уголовном Кодексе Российской

8 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10210519 2

9 Указ Президента Российской Федерации «О мерах

по противодействию терроризму» [Электронный ре-

сурс] Режим доступа:

Федерации также в отдельных статьях можно найти сроки заключения под стражу для лиц, причастных к терроризму, захвату заложников, организации и участии в незаконном вооруженном формировании. Интересно, на наш взгляд, примечание, в котором оговаривается, что, если лицо участвовало в подготовке террористического акта, однако предупредило об этом органы власти, то оно освобождается от уголовной ответственности.

Статья 205. Терроризм.

1. Терроризм наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с применением огнестрельного оружия, — наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти способствовало предотвращению осуществления акта терроризма10.

Статья 206. Захват заложников

1. Захват и удержание лица в качестве заложника наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Примечание: Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления11.

Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

1. Создание вооруженного формирования наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, — может наказываться лишением

http://pravo.gov.m/proxy/ips/?docbody=&nd=10210481

9

10 Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Глава 24. Преступления против общественной [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uk-rf.com/glava24.html безопасности

11 Там же.

свободы на срок до пяти лет»12.

В Журнале российского права О.И. Тиунов перечисляет действия, которые помогут, по его мнению, контролировать и предупреждать террористическую активность в государстве [Тиунов 2008: 166]:

1) сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами;

2) активизация просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом;

3) обеспечение эффективного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях;

4) расширение сотрудничества между различными правоохранительными и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных прав человека;

5) разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения СМИ с целью разъяснения населению той опасности, которое представляет собой террористическое насилие;

6) эффективная защита свидетелей терактов, судей и работников уголовного правосудия, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах;

7) разработка руководящих принципов для средств массовой информации в целях недопущения создания сенсаций и оправданий террористического насилия;

8) определение направлений сотрудничества государств в уголовно-правовых

12 Там же.

13 Создан международный банк данных по противодействию терроризму / [Электронный ресурс] // МКЯи. - Режим доступа: http://www.mk.ru/old/article/2007/09/06/83014-sozdan-mezhdunarodnyiy-bank-dannyih-po-protivodeystviyu-terrorizmu.html

14 Создан международный банк данных по противо-

действию терроризму - ФСБ / [Электронный ресурс]

// РИА «Новости». - Режим доступа:

https://ria.ru/economy/20100129/206811037.html

вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия.

По инициативе ФСБ России был создан международный банк данных по противо-

13

действию терроризма13, в котором на сегодняшний день принимают участие многие контртеррористические структуры различных стран14. Это помогает сформировать единую межгосударственную информационную систему обеспечения антитеррористической деятельности, а также проводить работу по выявлению законспирированных схем и каналов финансирования международных террористических структур. В структуре организации был создан раздел, отвечающий за противодействие идеологии терроризма.

В интервью агентству «Россия сегодня» глава ФСБ А. Бортников сказал, что на прошедшем совещании в октябре 2017 г. тезисом послужила консолидация усилий силовиков разных государств, «для того, чтобы как можно эффективнее использовать наши ресурсы, наши возможности в вопросах противодействия терроризму»15.

Он же сообщил о том, что спецслужбами России за 2017 г. было предотвращено 18 терактов на территории нашего государ-ства16. Также по последним сводкам было объявлено, что ФСБ России предотвратила теракт в Москве, планировавшийся на 9 мая в момент «Бессмертного полка»17.

Осуществленный обзор нормативно-законодательных мер, обеспечивающих контртеррористическую деятельность России, показывает ее фундаментальность и достаточность на современном этапе для осуществления шагов, направленных на борьбу с террористической угрозой.

Российская Федерация одна из самых первых столкнулась с угрозой терроризма на

15 К банку данных ФСБ по противодействию терроризму присоединились 26 стран / [Электронный ресурс] // РИА «Новости». - Режим доступа: https://ria.ru/defense_safety/20171005/1506297420.html

16 В России в 2017 году было предотвращено 18 терактов [Электронный ресурс] - ТАСС. - 12.12.2017. Режим доступа: http://tass.ru/proisshestviya/4804231

17 ФСБ предотвратила теракты на акции «Бессмертный полк» в Москве [Электронный доступ] - МИР 24. - 11.05.2018. Режим доступа: https ://mir24.tv/news/16304732/fsb-predotvratila-ter-akty-na-akcii-bessmertnyi-polk-v-moskve

своей территории. Причины заключаются в тех же самых проблемах, о которых мы уже писали: экономические, социальные, политические. После распада СССР границы для перемещения в Россию из близ находящихся стран были открыты, что позволяло беспрепятственно мигрировать, неся с собой свои идеи и идеологию. Важно сказать, что распад СССР лишь подчеркнул разнообразие культур и моральных устоев между разными национальностями и народностями, а фактора, способного сплотить разрозненный народ, больше не существовало.

Одним из самых страшных примеров терроризма в российской практике является военный конфликт в Чеченской республике, затянувшийся на долгие десять лет, и это только во второй своей фазе. Теракты в разных городах России произошло одновременно с вторжением чеченских боевиков в республику Дагестан в сентябре в 1999 г. Среди самых серьезных террористических атак стоит выделить события 2002 г. в Театральном центре на Дубровке в Москве и 2004 г. в школе номер 1 в городе Беслан в Северной Осетии18. По официальным данным, террористическая акция в Москве унесла жизнь 130 людей19. Трагическое событие в общеобразовательной школе закончилось смертью для 335 людей, в том числе 186 детей20. По своим масштабам и уровню зверства чеченский конфликт побудил правительство России применять силовые методы, которые в общем назвали Контртеррористической операцией в Чечне. Были проведены бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей,

наземные бои с целью уничтожения террористов. Во время проведения операции против террористов активно проводился поиск «здорового» населения, категорично не поддерживающего террористические принципы и идеологию. Здесь российскому правительству оказал поддержку А. Кадыров, занимавший тогда должность главы временной администрации Чеченской Республики. «Мы будем вести переговоры с теми, кто хочет закончить войну, с теми, кто до сих пор держит оружие в руках, потому что его просто обманули. Но мы не собираемся вести переговоры с теми, кто убивал и воровал людей, на чьих руках кровь простого народа»21. Впоследствии именно он стал главой республики.

Совместными усилиями и поддержкой российские военные смогли уничтожить военно-полевых лидеров боевиков, что снизило диверсионно-террористическую деятельность, и к 2009 г. по поручению президента В. Путина премьер-министр Российской Федерации Д. Медведев отменил режим КТО на территории Чеченской республики22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

События на Кавказе дали понять России, что встречать и бороться с угрозой международного терроризма необходимо еще на дальних подступах, пока она не распространилась на нашу территорию. В связи с этим, когда ситуация в САР начала достигать критической отметки, российская сторона решила вмешаться, опираясь на свой опыт.

Для начала напомним, что именно произошло в Сирии, и почему Россия вынуждена была вмешаться23.

18 Конфликты между РФ и Чеченской Республикой в 1994-1996/1999-2009 годы [Электронный ресурс] -РИА Новости. - 18.04.2011. Режим доступа: https://ria.ru/history_spravki/20110418/365668402.html

19 Террористический акт на Дубровке («Норд-Ост») в октябре 2002 года [Электронный ресурс] - РИА Новости. - 23.10.2017. Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20171023/1507145128.html?inj=1

20 Захват заложников в школе №1 в городе Беслана в

сентябре 2004 г. [Электронный ресурс] - РИА Ново-

сти. - 01.09.2017. Режим доступа:

https://ria.ru/spravka/20170901/1501391182.html?inj=1

21 Контртеррористическая операция в Чечне 19992009 гг. Справка [Электронный ресурс] - РИА Новости. - 26.03.2009. Режим доступа: https://ria.ru/de-fense_safety/20090326/166106234.html

22 Конфликты между РФ и Чеченской Республикой в 1994-1996/1999-2009 годы [Электронный ресурс] -РИА Новости. - 18.04.2011. Режим доступа: https://ria.ru/history_spravki/20110418/365668402.html

23 Гражданская война в Сирии: RT публикует историю сирийского конфликта в фотографиях [Электронный ресурс] - Russia Today. - 11.10.2015. Режим доступа: https ://russian. rt. com/article/122708

2011 г. В сирийских городах начинаются антиправительственные манифесты, повлекшие за собой серьезные столкновения с полицией, что привело к гибели людей.

2012 г. Признание США Национальной коалиции оппозиции легитимным представителем населения Сирии. Активная военная и дипломатическая поддержка повстанцев Турцией, США, Францией.

2013 г. Применение химического оружия в Сирии. Какая из сторон использовала зарин, до сих пор неизвестно, но западные страны продолжают обвинять сирийское правительство, опираясь на утверждения оппозиционных сил.

2014 г. Происходит активизация деятельности группировки ИГИЛ24, признанной террористической в России. Боевики из этой организации захватывают все больше территорий в Сирии, провозглашая их зоной шариата.

2015 г. Президент САР Б. Ассад просит Москву о военной помощи.

Надо сказать, что российская сторона с самого начала конфликта оказывала дипломатическую поддержку правительству Б. Ас-сада как легитимному и избранному народом главе государства. Тем временем статистика начала показывать цифры, которые говорили о том, что в рядах боевиков, воевавших на стороне террористов, оказались мигранты из самой России и стран СНГ. Как мы указы-

Одной из наиболее опасных тенденций в современном терроризме является рост количества террористических актов, совершаемых одиночными акторами, не связанными напрямую с существующими террористическими организациями. В случае террористических проявлений, мотивированных сала-фитско-джихадистскими идеями, эту тенденцию можно рассматривать в контексте трансформации террористических группировок в организации с «плоской иерархией» и использования тактики «автономного джихада» [Яшлавский 2019: 632].

Чтобы не допустить распространения террористической идеологии в России, Москва оказала военную поддержку

24 Организация, запрещенная в России.

конфликта, российское правительство пришло к выводу, что необходимо рубить на корню зарождения очередных международных террористических организаций до того, пока они пришли на нашу территорию.

Согласно аналитическому центру МГУ им. М. В. Ломоносова, на момент осени 2015 г. на стороне «Исламского государства» участвовали в активных боевых действиях

руководствую Сирии в защите от этой угрозы.

Стоит учесть ситуацию беспомощной Европы, которая под лозунгом демократии открыла границы для беженцев из Ближнего Востока, столкнулась с неконтролируемым потоком миграции, последствия которого до сих пор держат в нервном напряжении правоохранительные органы многих стран. Увеличенная активность террористической деятельности подталкивает правительства совершенствовать свое законодательство, но оно все равно не в состоянии полностью предугадать действия террористов.

Во избежание подобной участи Россия начинает военно-воздушные операции в

вали ранее, исходя из опыта Чеченского порядка 10 тыс. граждан России и СНГ.

Количество иностранных боевиков Актуально на дату

Центральная Азия всего >5.000 Февраль 2017 г.

Азербайджан >900 Март 2017 г.

Казахстан >500 Апрель 2017 г.

Киргизия >500 Июнь 2016 г.

Россия 3.417 Март 2016 г.

Таджикистан 1.300 Июль 2016 г.

Туркменистан >400 Январь 2015 г.

Узбекистан >1.500 Май 2016 г.

Сирии с целью уничтожения террористических достижений, и только за 2015 г. совершила более сотни боевых вылетов с ударами по объектам ИГИЛ. Были уничтожены

десятки лагерей, складов и баз боевиков1.

Для примера практических действий в борьбе с террористами рассмотрим следующую таблицу с информацией, актуальной на

Когда Что

30 сентября 2015 г. Российская авиация начала военную операцию по запросу руководства Сирии. Для координации борьбы с ИГ Россия, Ирак, Иран и Сирия создали в Багдаде информационный центр.

Октябрь-декабрь 2015 г. Впервые приняли участие в операции корабли ВМФ РФ, стратегическая авиация РФ, крылатые ракеты большой дальности «Калибр» из-под воды.

Март 2016 г. Сирийские военные при поддержке ВСК РФ освободили древний город Пальмира.

15 декабря 2016 г. Сирийские военные при поддержке авиационных и ракетных ударов ВСК России освободили город Алеппо.

Начало 2017 г. Вооруженные силы Росси в Сирии начали сокращаться в связи с выводом войск с территории арабской республики.

13 июля 2017 г. Вступление в силу меморандума, согласованного с Россией, США и Иорданией, о создании трех зон деэскалации конфликта в Сирии.

12 августа 2017 г. Высадка сирийской армии при участии российских советников в подготовке в тылу лагеря ИГ.

5 сентября 2017 г. Военным силам Сирии удалось прорвать окружение боевиков в городе Дейр-эз-Зор, который ИГ удерживало более трех лет.

15 сентября 2017 г. Объявление о создании четвертой зоны деэскалации конфликта в Сирии.

ИТОГИ КО ЭНТ] РТЕРРОРИСТИЧЕСКОИ ОПЕРАЦИИ В СИРИИ

Освобождено 87,6% территории

Осуществлено Более 30.000 боевых вылетов и 92.000 авиаударов

Уничтожено ВСЕГО: более 96.000 объектов

8.332 командных пункта 17.194 опорных пункта 970 лагерей 53.707 боевиков 6.769 складов ГМС и боеприпасов

2

На сегодняшний день Россия поставляет гуманитарную помощь разрушенным городам Сирии, мирные жители начинают возвращаться в свои дома, проводятся встречи на высшем уровне с обсуждением дальнейших действий и взаимопомощи.

Можно уверенно сказать о том, что наша страна продемонстрировала возможность эффективной борьбы с терроризмом. Мы можем видеть прогресс, как в

функционировании законодательной базы государства, так и в результатах практической деятельности по противоборству терроризму на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Успехи России в данной сфере оттеняют те, зачастую противоположные по своей результативности методы, применяемые другими государствами сегодня, которые не всегда своевременны и эффективны.

1 Гражданская война в Сирии: RT публикует историю сирийского конфликта в фотографиях [Электронный ресурс] - Russia Today. - 11.10.2015. Режим доступа: https://russian.rt.com/article/122708

2 Два года операции российских ВКС в Сирии [Электронный ресурс] - РИА Новости. - 30.09.2017. Режим доступа: https://ria.ru/info-

§гайка/20170930/1505854761.Ыт1?щ|=1

Библиографический список

Абрамов А.В., Федорченко С.Н., Курылев К.П. Сетевая природа международного терроризма и возможности консолидации российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т.17. №4. С. 738-748. Гикашвили Г. Терроризм на Южном Кавказе // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 5. С. 1292-1304.

Курылев К.П., Курбанов Р.М. Понятие «международный терроризм» согласно конструктивистской школе международных отношений // Журнал политических исследований. 2019. Т. 3. №1. С. 76-82.

Тиунов О.И. Правовая матрица противодействия терроризму // Журнал российского права. -2008. №8.

Яшлавский А.Э. Мифы и реальность терроризма «одиночек» в контексте исламистского экстремизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т.19. №4. С. 632-642.

Сведения об авторах: Ефимова марта Андреевна, магистр в области международных отношений (e-mail: [email protected]).

References

Abramov A.V., Fedorchenko S.N., Kurylev K.P. Setevaya priroda mezhdunarodnogo terrorizma i

vozmozhnosti konsolidacii rossijskogo obshchestva // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby

narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. T.17. №4. S. 738-748.

Gikashvili G. Terrorizm na YUzhnom Kavkaze // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 5. S.

1292-1304.

Kurylev K.P., Kurbanov R.M. Ponyatie «mezhdunarodnyj terrorizm» soglasno konstrukti-vistskoj shkole mezhdunarodnyh otnoshenij // ZHurnal politicheskih issledovanij. 2019. T. 3. №1. S. 76-82. Tiunov O.I. Pravovaya matrica protivodejstviya terrorizmu // ZHurnal rossijskogo prava. - 2008. №8. Yashlavskij A.E. Mify i real'nost' terrorizma «odinochek» v kontekste islamistskogo eks-tremizma // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. T.19. №4. S. 632-642.

About the authors: Efimova Marta A., Master's in international Relations (e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.