Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

КОНТРОЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
курсант / здоровый образ жизни / физические качества / занятия / контрольное испытание / cadet / healthy lifestyle / physical qualities / occupations / control test

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буриков А.В.

В статье приводится анализ взаимосвязи результатов выполнения контрольных испытаний по физической подготовке и формированием у курсантов высшего военного учебного заведения потребностей ведения здорового образа жизни. Отмечается, что систематические занятия физической подготовкой способствуют проведению курсантами самостоятельных занятий по развитию физических качеств и предпочтение ими ведения здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буриков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL RESULTS OF HEALTHY LIFESTYLE FORMATION WITH USE OF MEANS AND METHODS OF PHYSICAL TRAINING

The article analyzes the interrelation between the results of the control tests on physical training and the formation of the cadets of the higher military educational institution for the needs of a healthy lifestyle. It is noted that systematic physical training helps cadets to conduct independent classes in the development of physical qualities and preference for them to lead a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

КОНТРОЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Буриков А.В.

Профессор кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, кандидат биологических наук, доцент

CONTROL RESULTS OF HEALTHY LIFESTYLE FORMATION WITH USE OF MEANS AND

METHODS OF PHYSICAL TRAINING

Burikov A. V.

Professor of the Department of Physical Training of the Yaroslavl Higher Military School of Antiaircraft

Defense, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor

Аннотация

В статье приводится анализ взаимосвязи результатов выполнения контрольных испытаний по физической подготовке и формированием у курсантов высшего военного учебного заведения потребностей ведения здорового образа жизни. Отмечается, что систематические занятия физической подготовкой способствуют проведению курсантами самостоятельных занятий по развитию физических качеств и предпочтение ими ведения здорового образа жизни.

Abstract

The article analyzes the interrelation between the results of the control tests on physical training and the formation of the cadets of the higher military educational institution for the needs of a healthy lifestyle. It is noted that systematic physical training helps cadets to conduct independent classes in the development of physical qualities and preference for them to lead a healthy lifestyle.

Ключевые слова: курсант, здоровый образ жизни, физические качества, занятия, контрольное испытание.

Keywords: cadet, healthy lifestyle, physical qualities, occupations, control test.

Рассматриваемая нами структура организации формирования у курсантов высшего военного учебного заведения здорового образа жизни и здоровье сберегающего поведения происходила в определённых условиях, специально создаваемых для достижения поставленной цели. Насколько эти условия действительно способствовали достижению

экзаменационных сессий с 1 по 5 курсы по дисциплине «Физическая культура». Для того чтобы определить результативность условий, которые внедрялись в практику работы, мы подвергли системному анализу результаты различных физических качеств с помощью контрольных упражнений, а также применили некоторые методики.

Анализ результатов контрольных испытаний, проводимых во время экзаменационных сессий показывает, что с повышением уровня знаний, умений и навыков в здорового образа жизни, наблюдается тенденция к увеличению количества курсантов, самостоятельно занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Известно, что от перехода от курса к курсу нормативы по физической подготовке в высшем военном учебном заведении усложняются. Проводимые нами наблюдения также показывают, что ре-

зультаты летней сессии лучше, чем результаты зимней. Это объясняется большей длительностью отпуска в летний период. Но в дальнейшем, мы выявили, что это происходит только в течение первых двух курсов [1х. 37]. Начиная с третьего курса показатели выполнения рассматриваемых нами физических нормативов не ухудшаются, а идут на повышение. Курсанты, находясь в отпуске, продолжают самостоятельно соблюдать условия здорового образа жизни, в том числе поддерживают достигнутый уровень физической подготовки. Можно с уверенностью сказать, что это является следствием организации и применения в высшем военном учебном заведении всего спектра средств физической культуры и спорта на основе введенных нами социально-педагогических условий.

Рассмотрим, как развивалось в процессе прохождения службы и учебы в вузе одно их основных физических качеств - сила. Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Данное физическое качество развивают такие упражнения как комплексно-силовое упражнение, сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях, упражнение с отягощениями и и др. Основными упражнениями по которым происходит проверка и оценка качества «сила» являются подтягивания на перекладине и подъем переворотом на перекладине.

Рассматривая результаты в подтягивании на

цели можно судить по тем изменениям, которые произошли у курсантов принимавших участие в опытно-экспериментальной работе.

Нами проведен сравнительный анализ отдельных результатов контрольных испытаний во время

перекладине и подъеме переворотом на перекладине мы обнаружили, что приходя в высшее военное учебное заведение курсант 1 курса в среднем выполняет подтягивание - 10 раз, а подъем переворотом - 4 раза. Если же собрать результаты первокурсников и сравнить их пятибалльной оценочной шкале, то в подтягивании на перекладине отличных оценок - 5, хороших - 7, удовлетворительных - 11, неудовлетворительных - 8.

В подъёме переворотом на перекладине отличных - 7, хороших - 6, удовлетворительных - 4, неудовлетворительных - 14. При сравнении результатов выполнения даже этих двух упражнений, которые направлены на силу, наблюдаем положительную динамику.

Так в подтягивании на перекладине мы видим, что большее количество курсантов получили положительные оценки. В подъёме переворотом на перекладине, также соответственно видно, что неудовлетворительных оценок на 6 меньше. Это связано с тем, что подъём переворотом более сложное в техническом плане. Если посмотреть на результаты выполнения этих же упражнений на втором курсе мы увидим, что они выросли в среднем в 2 раза, а количество положительных оценок особенно в подъёме переворотом заметно увеличилось, что связано с тем, что курсанты изучили выполнение техники упражнения.

В общем уровень развития физического качества - сила, заметно вырос. На этот рост результатов у курсантов повлияли, начавшиеся систематические занятия физической подготовкой (учебные занятия, утренняя физическая зарядка, спортивная работа), которых большинство вчерашних школьников будущих курсантов при учебе в школе просто не имели. Анализируя результаты курсантов в выполнении упражнений на физическое качество «сила» наблюдается «пик» в развитии данного качества. Связано это не только с возрастными особенностями человека и правильной техникой выполнения упражнения, но и с тем, что в полной мере начинают работать условия нашей гипотезы.

Рассматривая результаты 4 курса, мы видим, что в подтягивании на перекладине и подъёме переворотом на перекладине, развивающих физическое качество «силу», это качество осталось на прежнем высоком уровне, по оценочным показателям. Хотя нормативы по выполнению упражнений усложнялись от курса к курсу, но, не смотря на это количество «отличных» и «хороших» оценок лишь увеличилось.

Курсанты видели прибавление своих результатов, при выполнении упражнений на развитие силовых качеств и прирост мускулатуры.

Упражнения на полосе препятствий направлены на развитие ловкости и специальной выносливости являются военно-прикладным видом.

Под ловкостью понимается способность целесообразно согласовывать, соподчинять движения, организовывать их в единое целое, координировать движение с учётом освоенного действия или переключать их в соответствии с меняющимися условиями. В нем курсанты могут проверить себя как на

физические, так и на психические качества (преодоления препятствия, боязнь высоты, координация) и все это при выполнении данного упражнения приходится сочетать с максимальной скоростью и нагрузками на организм человека. Преодоление препятствий выполняется и в составе подразделения, где курсанты несут ответственность не только за себя, но и за своих товарищей, оказывая им страховку и помощь в выполнении упражнения.

Это воздействие реализуется на основе ведущих принципов и методов воспитания, используемых в процессе занятий физической культурой и спортом [2. с. 9].

Прирост результатов в данном виде упражнения идет в период всего обучения и зависит от освоения техники выполнения и повышения результатов по другим физическим качествам таких как: сила, быстрота, выносливость, ловкость.

Далее мы рассмотрим такое физическое качество как быстрота. Под быстротой понимается, способность совершать двигательные действия в минимальное время развитие быстроты осуществляется с помощью физических упражнений, требующих высокой скорости движения и срочных двигательных реакций. Упражнением, которое наиболее подходит для проверки развития данного качества является бег на 100 м.

Если рассматривать данные по выполнению данного теста, то можно сказать, что большой трудности у курсантов оно не вызывало. В основном оно выполнялось на оценку удовлетворительно. А вот выполнить бег на 100 м на «отлично» и «хорошо» у курсантов составляло определенную сложность. Можно это объяснить с физиологической точки зрения, так к 4 курсу военнослужащие, регулярно занимающиеся физической культурой, нарастили достаточный объем мышечной массы. При этом и вес тел человека увеличился. Разгон стал намного быстрее благодаря мышцам, а как мы знаем, тяжелое тело, набравшее достаточно хорошую скорость по инерции поддерживает ее. Соответственно отрезок в 100 м. будет пройден быстрее. Следовательно, мы можем утверждать, что физическое качество - быстрота значительно повысилась.

Так к концу 4 курса по данному упражнению не было ни одной неудовлетворительной оценки, а положительных заметно увеличилось. Так, норматив выполнили на «отлично» - 16 человек, на «хорошо» - 8 человек, на «удовлетворительно» - 7 человек.

Выносливость - это способность человека выполнять продолжительное время работу на высоком уровне интенсивности без снижения эффективности, т.е. это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость может быть общей и специальной. Она обуславливается физиологическими возможностями человека.

В основном положительный результат в упражнении на выносливость зависит от большого объема выполнения данного упражнения, в данном случае от систематического и длительного бега.

Мы смогли пронаблюдать, что максимальное количество положительных оценок было получено на 3 и 4 курсах [3.c. 29].

Таким образом, проведенные нами исследования по формированию здорового образа жизни и здоровье сберегающего поведения еще раз доказывает, что систематические занятия физической подготовкой способствуют проведению курсантами самостоятельных занятий по развитию физических качеств и предпочтение ими ведения здорового образа жизни.

Список литературы

1. Буриков А.В. Формирование здоровье сберегающего поведения курсантов высшего военного

учебного заведения как основного компонента здорового образа жизни средствами физической культуры// Педагогика & Психология. Теория и практика. Международный научный журнал, № 2 (16), Волгоград, 2018, С. 36-38.

2. Буриков А.В. Физическая подготовка как основное средство повышения работоспособности при выполнении профессиональной деятельности военнослужащего// Colloquium-journal, Warszawa, Poland, № 5(16), 2018 г. С.7-10.

3. Воронов Н.А. Физическая подготовленность студентов в процессе физического воспитания студентов в вузе / Воронов Н.А. // Наука и образование в XXI веке. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 28-29.

МЩДИСЦИПЛШАРНИЙ ХАРАКТЕР ВИЗНАЧЕННЯ КАТЕГОРП «ЩНШСТЬ»

Жень Сть Ян

м. Одеса, Швденноукратський нащональний педагогiчний унiверситет iменi К. Д. Ушинського,

аспiрантка факультету музично'1 та хореографiчноi освти

INTERDISCIPLINARY CHARACTER OF DEFINING OF THE CATEGORY "VALUE"

Ren Xin Yang

Odessa, South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, postgraduate student of the Faculty of Music and Choreographic Education.

Анотащя

У статп розглядаеться категорiя «щннють» у фшософському, психолопчному i педагопчному вимiрi, подано визначення феномена та його характеристику. Проаналiзовано форми юнування цшносп, тдходи щодо класифжацп означено! категори, обгрунтоваш зв'язки цшнюних орiентацiй особистосп зi ставлен-ням до мистецтва в контексп дiяльностi вчителя музики.

Abstract

The article deals with the category of "value" in the philosophical, psychological and pedagogical dimensions, it describes the definition of the phenomenon and its characteristics. The forms of existence of the value, approaches to the classification of the specified category, the substantiation of the connection of the value orientations of the person with the attitude to art in the context of the activity of the music teachers are analyzed.

Ключов1 слова: щннють, цшнюне ставлення, особиспсть, художня цшшсть, щнтст орiентацii, кла-сифжащя, функци, форма.

Keywords: value, value attitude, personality, artistic value, value orientation, classification, function, form.

Всебiчне розумшня розвитку сощуму i людини неможливе без дослвдження цшшсно! складово! !х юнування, не дивлячись на те, що рiзнi гсторичт епохи i рiзнi фшософсьш системи наклали свш вщ-биток на розумшня цшностей.

Сьогодш визначення сутностi цшносп i цшт-сного ставлення, незважаючи на неоднозначнi тд-ходи до трактування категорii, ввiйшло до числа фь лософських, психологiчних, культурологiчних, економiчних, соцiологiчних та педагогiчних проблем, що викликають постiйний iнтерес. Цшшсна проблематика, як стверджуе I. Хмирова-Пруель, мае мiждисциплiнарний характер. Так, до його характеристики звертаються вченьфшософи (С. Ф. Анiсiмов, Аристотель, О. Г. Дробницький, Г. Ло-тце, А. Я. Райбекас, А. I. Уйомов та ш.), психологи (А. Ф. Лазурський, В. Н. Мясищев та iн.), педагоги (В. А. Сластьонш, Г. I. Чiжакова, Н. Е. Щуркова та

iн.) тощо. Пiд час аналiзу фiлософських формулю-вань поняття «цшшсть» I. Фролов видшяе три ос-новнi концепцп:

- «економiчна», де цiннiсть розглядаеться як громадський предмет,

- «сощальна», згiдно з якою цшносп е специ-фiчними соцiальними явищами i проявами суспшь-них вiдносин,

- «погребова», з позицп яко! цiннiсть - це сво-ерiдна форма прояву вщносин мiж суб'ектом i об'ектом, коли властивосп об'екта пiддаються оцiнцi ввдповщно до того, як вони задовольняють потреби суб'екта [15, с. 27-41].

Узагальнюючи досвiд соцiологiчних наук щодо розгляду категорii' цiннiсть, Н. Лашн предста-вляе !! як узагальнеш уявлення людей про цiлi та норми свое! поведшки [9,с. 3-23].

У психолопчних дослiдженнях цiннiсть трак-туеться як структурне наповнення особистосп, що е iнтегративною основою iндивiда, яка вiдповiдае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.