4. Казыдуб, Н. Н. Бесконфликтный дискурс: концепты, стратегии, сценарии [Текст] / Н. Н. Казыдуб // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 3 (20). - С. 94-99.
5. Beaugrand, R. de Text, Discourse and Process. Towards a Multidisciplinary Science of Text [Text] / R. de Beaugrande . - Norwood, New Jersey : Ablex Publishing Corporation, 1980. - 351 p.
6. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of Language [Text] / D. Crystal. -Second edition. - Cambridge : Cambridge University Press, 1997. -487 p.
7. Evans, D. Powerhouse. An Intermediate Business English Course [Text] / D. Evans. - Oxford : Longman, 2000. - 78 p.
Матиенко Анжелика Валерьевна
Кандидат филологических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, декан факультета европейских языков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 372.8 ББК 81.411.2 - 916
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Данная статья рассматривает контрольно-измерительную деятельность студентов как средство развития познавательных и коммуникативных резервов личности, ее способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению. Стуктурно-функциональное наполнение компонентов контрольноизмерительной деятельности (когнитивного, коммуникативного, регулятивного) определяет задания контрольно-измерительного характера как функционально скоординированные мысле-рече-языковые действия, обеспечивающие усвоение языковых норм и обобщенных способов действия.
Ключевые слова: контрольно-измерительная деятельность; когнитивнокоммуникативный потенциал личности; объект профессионального труда; профессиональные компетенции.
ASSESSMENT ACTIVITIES AS A MEANS OF STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCES DEVELOPMENT
The article views students’ assessment activities as a means of development of a person’s cognitive and communicative potential and person’s ability to further selfdevelopment and self-training. Structural and functional components of assessing activity (cognitive, communicative and regulative) determine assessment tasks as functionally coordinated actions of a thought, speech and language. These actions provide assimilation of language norms and generalized algorithms of the action.
Key words: assessment activity; cognitive and communicative person’s potential; object of professional activity; professional competences.
Ключ к пониманию природы личности заложен не в самом индивиде, а в той системе целенаправленной деятельности, в которую он включается и внутри которой осуществляется его развитие и функционирование, его жизнь [Асмолов, 2008].
Специфической особенностью современного этапа развития вузовского образования является новый взгляд на социальные роли его участников. Функцией обучаемого становится не только «потребление» интеллектуальной и духовной культуры, но и обогащение ее самим фактом своего творческого развития в разнообразных формах индивидуальной и совместной с преподавателем и коллегами по учебе деятельности.
Развитие профессиональных компетенций возможно лишь при создании соответствующих условий, основанных на погружении обучаемых в аутентичные ситуации познавательно-коммуникативной деятельности. Это нашло свое отражение в доктринах и концепциях развития российского образования, рекомендациях Министерства науки и образования РФ.
В условиях интеграции России в мировое пространство остро обозначились проблемы качества образования. Одной из важнейших составляющих управления качеством образования становится контрольно-измерительная деятельность, охватывающая стандарты, образовательный процесс, инструментарий, технологии и результаты педагогических измерений [Матиенко, 2012].
Контрольно-измерительная деятельность (КИД) как средство развития познавательных и коммуникативных резервов личности, ее способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению представляет собой определенный вид деятельности. Подобно другим видам деятельности КИД характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером.
Основополагающие признаки контрольно-измерительной деятельности восходят к гуманистической философии, провозгласившей личность высшей ценностью [Рубинштейн, 1999].
Успешность индивида. в контрольно-измерительной деятельности обусловливается переходом с уровня воспроизводства готовых знаний на уровень овладения в процессе творческой самореализации. Фактор времени, характеризующийся информационным ускорением, обусловливает изменение процессов самореализации и самоутверждения личности в параметрах ее социокультурной деятельности, ускорения смены приобретаемых знаний и умений на новые. Фактор роста культурного релятивизма [Гинзбург, 2005] предполагает актуализацию познавательного синтеза как способа постижения единства языка и мира на основе принципов целостности и автономии, плюрализма и критического гуманизма, интеграции и дифференциации, эклектизма и диалога культур, самоорганизации сложных систем, каковой является и контрольно-измерительная деятельность.
Компоненты контрольно-измерительной деятельности: 1) познавательные стили обучающихся как их индивидуальные предпочтения определенных способов обработки информации, обусловленные индивидуальными
особенностями познавательной деятельности; 2) коммуникативная компетенция как смыслопоисковая деятельность [Матиенко, 2012].
Научный поиск и постановка новых проблем в методике преподавания иностранных языков детерминируется, во-первых, социальным заказом, поставленным перед высшей школой, формировать «функциональную» грамотность студентов-инофонов; во-вторых, современными научными знаниями о человеке и его речевой деятельности; в-третьих, изменившимися социально-культурными условиями, в которых протекает процесс общения носителей разных культур. Новые знания тем самым необходимы для продуктивного соединения в обучении разных его сторон: когнитивного и коммуникативного, речевого и речемыслительного в целях развития личности обучаемого.
Предмет профессиональной деятельности лингвистов определяется тремя основными областями лингвистики: 1) язык и картина мира (таксономия лексических и грамматических универсалий в иностранных языках; 2) универсалии текста (тема, рема, референция), компоненты синтаксических структур, семантическая направленность, интерпретация (мотивировки, коннотации), графическое и звуковое оформление; 3) язык и коммуникация (разные типы лингвистических ситуаций, дискурсы, языковые контакты). Таким образом, предлагается обширное содержание предмета профессиональной деятельности лингвиста, опирающееся на антропоцентрическую концепцию взаимоотношения языка, культуры и общества, впервые сформулированную в трудах Э. Бенвениста как постулирование положения о том, что язык отражает общество, содержит его в своем понятийном аппарате, структурирует [Бенвенист, 2002].
Характеристика объекта профессионального труда лингвистов определяется следующими соображениями. Во-первых, развитие контрольно-измерительных функций лингвистов должно осуществляться во взаимосвязи универсальных структур родного и иностранного языков и усложняющихся способов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, основу освоения знаний о контрольно-измерительной деятельности составляет преимущественно исследовательский способ обучения. В-третьих, процесс формирования контрольно-измерительной компетенции лингвиста должен соответствовать результатам абстрагирующей деятельности: а) выделению специфических черт предмета изучения с последующим синтезом их в целостную картину и б) рефлексивной (смысловой) оценки деятельности. Интерпретирующая, обобщающая и креативная деятельность лингвиста понимается, во-первых, как процесс и результат образования, во-вторых, отражает интегрированное знание субъекта профессиональной деятельности о месте объекта в физическом и духовном мире в виде вербализованной части человеческого опыта.
Операциональная сфера познавательной деятельности личности применительно к объекту послевузовского будущего студентов и определяется как предметно-профессиональная реальность и результат контрольноизмерительной деятельности в виде знаний, умений и навыков и, соответственно, компетенций [Гершунский, 1998].
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к когнитивно -коммуникативному обучению, когда проблема изучения языка рассматривается не только как обучение лингвистическим знаниям, но и как обучение знаниям о мире [Барышников, 1999; Виноградова, 2001; Щепилова, 2003]. В процессе порождения речи активизируются знания, хранящиеся в когнитивной системе человека. Структурно-функциональное наполнение когнитивного компонента состоит в деятельностных знаниях (компетенциях межъязыкового образования и межкультурного общения); в знаниях о способах и приемах конкретной деятельности; оценивании степени достижения планируемых результатов (контроль и самоконтроль). Коммуникативный компонент контрольно -измерительной деятельности лингвиста определяется как самореализация сущностных характеристик личности во взаимодействии с другими субъектами общения. Регулятивный компонент представляет собой взаимодействие субъекта с внешней средой, по сути, это обращение к культуре общества (ценности, образцы, нормативы).
Признание единства когнитивного и коммуникативного основывается на единстве двух основных функций человеческого языка: познавательной (умении строить грамматически и семантически корректные фразы, что отражает результат когнитивного процесса овладения языком) и коммуникативной (умении использовать знания и навыки в целях коммуникации, для решения коммуникативно-познавательных задач).
Утверждается приоритет когнитивного: память, внимание, мышление, воображение, активизирующие КИД, обеспечивают функционирование компонентов языковой системы в речевой деятельности субъектов общения. Соответственно контрольно-измерительная деятельность представляет собой самосогласованное взаимодействие когнитивного и коммуникативного потенциала личности. Следовательно, все задания контрольно-измерительного характера - это функционально скоординированные мысле-рече-языковые действия, обеспечивающие усвоение языковых норм и обобщенных способов действия
Обучение контрольно-коммуникативной деятельности как формирующей процесс развития личности способствует: 1) развитию вербальной,
коммуникативной, когнитивной сфер деятельности; 2) формированию полноценного интеллекта на базе развитой знаковой системы иностранного языка; 3) пониманию того, как функционирует та или иная знаковая система, т.е. языковая система в речи.
Определена группа функций КИД будущего лингвиста-профессионала. К числу основных мы отнесли [Матиенко, 2012]:
- налаживание систематического контроля знаний;
- индивидуализация усвоения знаний за счет различных видов самостоятельной работы;
- предоставление большего времени на творческую деятельность;
- увеличение степени дифференциации культурологических и коммуникативных ситуаций;
- усиление ролевых позиций ценностно-рефлексивной деятельности по отношению к иной культуре.
Понимание сущности КИД определяется как непосредственный результат воздействия:
1) на становление и развитие средствами контроля таких качеств языковой личности, как пластичность, способность к саморазвитию, умение сочетать родную культуру с культурой других народов (когнитивный компонент); 2) на субъектов общения (коммуникативный компонент).
Содержанием обучения лингвиста-профессионала в аспекте КИД становится также систематизация форм контроля, взаимодействия когнитивных и коммуникативных умений:
- составлять план, предвосхищать достижение цели;
- подбирать и систематизировать контрольно-измерительные материалы;
- регулировать соотносительность смыслового содержания, языковой формы и стилистической оформленности речевых произведений;
- прогнозировать и корректировать выбор решений.
Тем самым когнитивный и регулятивный компоненты КИД определяют диагностическую, прогностическую и стабилизирующую функции контроля.
Для реализации когнитивно-коммуникативного подхода в обучении КИД студентов-лингвистов нами сформулированы следующие методические принципы [Матиенко, 2012]:
- принцип опоры на взаимосвязь когнитивного и коммуникативного потенциала личности;
- принцип восполняющего обучения и коррекции познавательного речевого опыта;
- принцип структурирования формы контроля в зависимости от содержания языкового материала (лексического, грамматического, текстового);
- принцип стратегии выбора формы контроля в аспекте культурообоснованного образования.
Таким образом, контрольно-измерительная деятельность служит: 1)
обогащению студентов опытом своей будущей профессии; 2) достижению вершин («акме») в развитии своей личности в процессе профессиональной деятельности; 3) переключению с одной позиции контрольно-измерительной деятельности на другие; 4) творческому самопроектированию себя как личности-профессионала. Становясь субъектом контрольно-измерительной деятельности, студент получает возможность взаимодействовать в нескольких знаковых системах, т.е. в области нескольких языков. Реализация гуманистических идей в теории и практике обучения иностранным языкам предполагает признание индивидуальности обучающихся, организацию межличностного сотрудничества, повышение личной ответственности, формирование у студентов критического мышления в учебной и контрольноизмерительной деятельности.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов [Текст] / А. Г. Асмолов // Практика образования. - 2008.
- № 2. - С.9-14.
2. Барышников, Н. В. Коммуникативно-когнитивный подход к чтению [Текст] / Н.В. Барышников // Когнитивная методика обучения иностранным языкам в разных условиях : тезисы Всероссийской конференции. - Пятигорск, 1999. - С. 5-8.
3. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист. -М. : УРСС, 2002. - 448 с.
4. Виноградова, Е. В. Лингво-когнитивные аспекты модели обучения иностранному языку [Текст] / Е .В. Виноградова //Обучение иностранным языкам: традиции и инновации : межвуз. сб. научных статей. - Пятигорск, 2001. - С. 5460.
5. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций) [Текст] / Б. С. Гершун-ский. - М. : Совершенство, 1998. - 608 а
6. Гинзбург, М. Е. Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза: социологический анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06 / М. Е. Гинзбург. - Екатеринбург, 2005. - 17 с.
7. Матиенко, А. В. Методическая концепция когнитивно-коммуникативного контроля в системе обучения иностранному языку студентов лингвистического вуза [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / А. В. Матиенко. - Нижний Новгород, 2012. - 353 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Академия, 1999. - 490 с.
9. Щепилова, А. В. Коммуникативно- когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному [Текст] / А. В. Щепилова. - М. : Просвещение, 2003. - 488 с.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Мешков Дмитрий Юрьевич
научный сотрудник кафедры новой и восточноевропейской истории университета г. Фрайбург, Германия
УДК 93/94 ББК 63
ОТ ТРУДОВЫХ МОБИЛИЗАЦИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ: СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 1945 - НАЧАЛО 1960-Х ГГ. И ЕЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
В статье на примере двух российских регионов - Свердловской области и Ставропольского края - рассмотрена история советской политики в области