Научная статья на тему 'Контроллинг как система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе принятия управленческих решений'

Контроллинг как система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе принятия управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроллинг как система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе принятия управленческих решений»

КОНТРОЛЛИНГ КАК СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Югансон Ирина Анатольевна Преподаватель НОУ Учебный центр «Профессионал»

В настоящее время преобладает комплексное системное решение проблем, затрагивающих не только настоящее, но и будущее предприятия. Эта система получила название «контроллинг» или система «корпоративного управления результативностью».

Главная причина интереса к контроллингу - потребность в повышении эффективности деятельности предприятия за счет поиска внутренних резервов.

Возникновение контроллинга обусловлено следующими причинами: неустойчивостью факторов внешней среды предприятия, ростом и значимостью объема информации для решения текущих и стратегических задач, усилением функции координации в управленческой деятельности, совершенствованием процесса планирования для сохранения конкурентоспособности предприятия.

Количество предприятий, внедряющих контроллинг, растет. Зарубежный опыт показал, что контроллинг является одним из эффективных способов управления предприятием.

Термин «контроллинг» зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х в Россию. Наибольшее признание контроллинг получил в Германии и соседних странах, где в 70-х годах стала активно развиваться теория контроллинга, сопровождаемая формированием ряда концепций.

Концепция, ориентированная на систему учета, возникла в 1930-х годах и предполагала использование информации, аккумулируемой в рамках учета. Согласно этой концепции экономисты рассматривают основную сферу деятельности контроллинга как систему учета на предприятии. Они считают основной задачей контроллинга централизацию и переориентацию в будущем всей системы учета, концентрирующейся на регистрации фактической информации прошлых отчетных периодов. Между тем, эта концепция сыграла важную роль в развитии теории контроллинга и послужила основой перехода к следующей концепции, ориентированной на управленческую информацию, расцвет которой пришелся на конец 1980-х.

Концепция, ориентированная на управленческую информацию, базируется на предыдущей концепции и основывается на создании общей информационной системы управления, ее внедрении и координации всех информационных потоков. Таким образом, контроллинг стал играть роль поддержки управления через оптимизацию всех информационных потоков. Рассмотрение контроллинга с позиции координации обусловило формирование третьей концепции с ориентацией на систему управления. Согласно этой концепции, контроллинг рассматривается как часть системы управления, как его инструмент. В рамках данной концепции можно выделить два подхода: ориентированный на планово-контрольную систему и ориентированный на координацию. Первый подход определяет контроллинг как интегрированную информационную систему обеспечения, планирования и контроля, то есть как подсистему управления, ориентированную на поддержку систем планирования, контроля и информационного обеспечения. Второй подход определил контроллинг как функцию координации и оптимизации содержания всех происходящих на предприятии процессов. Эту функцию контроллинга можно выразить термином «управление управлением».

Таким образом, значение первых двух концепций состоит в выделении роли информации в системе управления, где контроллингу была отведена подчиненная роль, и только в рамках третьей концепции контроллинг сам начинает играть роль подсистемы управления, координирует деятельность всей системы управления в целом. В результате под контроллингом стали понимать «руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечение ее долгосрочного существования [2, с. 9].

В соответствии с общей теорией систем Р.Манн и Э. Майер определили контроллинг как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, подняв вопрос системной сути контроллинга. В их определении контроллинг объединяет две составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент.

1. Контроллинг - философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.

2. Контроллинг - ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно -аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия (рис. 1).

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЛИНГА

Контроллинг - философия Контроллинг - инструмент достижения целей

Это образ мышления руководителей, ориентированный на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Это интегрированная система информационно -аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

Рис. 1. Две составляющие контроллинга

Если под концепцией в общем смысле понимать четко очерченное принципиальное представление о рассматриваемом предмете, то концепцию контроллинга как систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе принятия управленческих решений можно определить как совокупность целей, задач, основных элементов и инструментов.

Рассмотрим трактовки целей и задач контроллинга различными экономистами. Так, например, Х. Дитгер считает, что главной целью контроллинга является оптимизация финансового результата при гарантированной ликвидности, и основные задачи контроллинга заключаются в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регулирования и контроля на предприятии, в выполнении функции интеграции, системной организации и координации [3, стр. 111].

Немецкий профессор доктор П. Хорват утверждает, что главная цель контроллинга заключается в обеспечении руководства предприятия информацией для разработки процессов планирования и адаптации деятельности предприятия к изменениям внутренней и внешней среды и в достижении финансового результата с помощью контроллинга как функции управления. При этом основные задачи контроллинга, по его мнению, состоят в координации и интегрировании системы планирования и контроля, а также системы информационного обеспечения [3, стр. 111].

Т. Райхман также ориентирует контроллинг на достижения финансового результата с учетом обеспечения ликвидности и видит основную задачу контроллинга в сборе и обработке информации в процессе планирования, координации и контроля [3, стр. 112].

Несколько отличается точка зрения Х. Ю. Кюппера, который считает, что цель контроллинга заключается в координации системы управления на предприятии, которую он предлагает разделить на составляющие, такие как: организация, система планирования и контроля, информационная система, система руководства персоналом, система целей и принципы управления. Следовательно, контроллинг способствует достижению не одной цели предприятия, а системы целей [3, стр. 113].

Концепция Й. Вебера основывается на идеях П. Ховарта и Х. Кюппера и главную цель контроллинга видит в поддержки руководства в процессе решения координирующих задач при планировании, контроле и информировании. При этом Вебер подчеркивает, что контроллинг не связан с процессом целепостановки [3, стр. 113].

По мнению Д. Шнайдера, целью контроллинга является координация системы управления, однако задачи контроллинга должны быть ограничены и сведены к двум основным - составление, координация отдельных планов предприятия и сведение их в единый план, а также к внутреннему производственному учету, который служит информационной базой для планирования и контроля [3, стр. 113].

Российские ученые также отождествляют цель контроллинга с высшей целью предприятия -успешное его функционирование в долгосрочной перспективе. Например, Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина, Л.В. Попова, Л.Н. Юдина считают, что цель контроллинга - это ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием, и основными задачами контроллинга будут являться координация процессов планирования, учета, контроля, экономического анализа и формирование информационной системы, соответствующей поставленным целям.

А.М. Карминский, С.А. Карминский, Г. И. Андреева, В. А. Тихомирова, С. М. Климов, А.Н. Костевят считают, что цель контроллинга вытекает из целей организации, а целевой задачей контроллинга является построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

Таким образом, очевидно, что контроллинг - это один из способов управления предприятием, причем современный и эффективный. Цели контроллинга являются производными от целей предприятия. Целевая задача контроллинга заключается в системно-интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке руководства для обеспечения долгосрочного существования и развития предприятия (рис. 2).

Контроллинг

ЦЕЛИ ЭЛЕМЕНТЫ ИНСТРУМЕНТЫ

Задачи

Генеральная цель -сохранение и успешное дальнейшее развитие предприятия. Основные цели: 1. Поддержка руководителей Планирование Учет Анализ Контроль Регулирование 1. Определение целей и путей их достижения. 2. Разработка плана деятельности по достижению целей. 3. Обеспечение данных о состоянии объекта управления. 4. Отражение результатов ■ управленческий учет; ■ бюджетирование; ■ расчет затрат по процессам (Activity Based Costing); ■ расчет затрат по жизненному циклу

предприятия.

2. Оптимизация финансовых результатов.

3. Повышение

эффективности управленческих решений.

4. Оптимизация процессов документооборота.

5. Создание целевой системы предприятия и выявление отклонений от заданной цели.

6. Обеспечение ликвидности хозяйственной единицы.

7. Адаптация к изменением внешней и внутренней среды._

производственно-хозяйственной деятельности.

5. Выявление связей между отдельными объектами управления.

6. Обеспечение обоснованности управляющего решения.

7. Мониторинг реализации планов и выявление возникших отклонений.

8. Обеспечение эффективности достижения цели

9. Поддержание в системе контроллинга заданных параметров.

10. Коррекция и обеспечение направлений деятельности объекта управления.

11. Адекватное реагирование и координация процесса контроллинга

продукта (Life Cycle Costing);

■ сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard);

■ составления отчетности по МСФО.

Рис. 2. Система контроллинга

Литература:

1.Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетировагние/ Horvath & Partners: Пер. с нем. В.Толкача. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 269 с.

2. Манн Р., Майэр Э. Контроллинг для начинающих / Р. Манн, Э. Майэр: пер. с немец.; под ред. и с пред. В.Б. Ивашкевича. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 208 с.: ил.

3. Хан Дитгер. Планирование и контроль: концепция контроллинга/ пер. с немец., Под ред. и с предисл. А.А. Турчака - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.