Научная статья на тему 'Контроллинг как новейшая концепция управления бизнесом в сельскохозяйственных предприятиях регионов'

Контроллинг как новейшая концепция управления бизнесом в сельскохозяйственных предприятиях регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / АУТСОРСИНГ / РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / КОСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Дмитрий Петрович

Рассматриваются способы организации контроллинга в сельскохозяйственных предприятиях, проанализированы преимущества и недостатки их применения. Приведены предложения по повышению эффективности внутрихозяйственного контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроллинг как новейшая концепция управления бизнесом в сельскохозяйственных предприятиях регионов»

КОНТРОЛЛИНГ КАК НОВЕЙШАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕГИОНОВ

Д.П. Соловьев

Аннотация. Рассматриваются способы организации контроллинга в сельскохозяйственных предприятиях, проанализированы преимущества и недостатки их применения. Приведены предложения по повышению эффективности внутрихозяйственного контроля.

Ключевые слова: контроллинг, аутсорсинг, ревизионная комиссия, внутренний аудит, косорсинг.

Контроллинг является функционально обособленным направлением экономической работы на предприятии, связанным с реализацией финансовоэкономической функции в менеджменте, обеспечивающей принятие оперативных и стратегических управленческих решений.

Вопросы организации контроллинга должны решаться индивидуально для каждого предприятия с учетом особенностей и специфики его деятельности. Зарубежные и отечественные специалисты выделяют три способа организации контроллинга.

Первый способ заключается в создании в структуре управления предприятием службы контроллинга. Ведущая роль в осуществлении контроля за сохранностью собственности и предотвращению потерь принадлежит службе бухгалтерского учета. На основе данных бухгалтерского учета формируется информация для осуществления предварительного, текущего и последующего контроля управляемой подсистемы с точки зрения ее ресурсного обеспечения и полученных результатов. Учет не только отражает отклонения в ходе хозяйственных процессов и собирает информацию об их эффективности, но и способствует предупреждению этих отклонений, предотвращению нерационального использования производственных ресурсов.

В связи с этим, важным условием развития контроля становится совершенствование учета. При этом необходимо организовать учет так, чтобы он был способен оперативно обеспечить информацией об использовании производственных ресурсов и их сохранности в каждом структурном подразделении. Взаимосвязь

учета и контроля состоит в том, что в ряде случаев завершающая стадия учета одновременно является начальной стадией контроля.

На современном этапе развития рыночных отношений в России особую актуальность приобретает применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в связи с участием отечественных организаций на мировых рынках, а также привлечением западных инвесторов. В 2003 г. вступил в силу МСФО 41 «Сельское хозяйство», поэтому возникает необходимость его адаптации к российским рыночным условиям.

Исследование показывает, что бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях Курской области не в полной мере выполняет свои контрольные функции. Во многих сельскохозяйственных организациях не разработаны планы организации бухгалтерского учета и составления финансовой и управленческой отчетности; системы документации с учетом отраслевых особенностей и регистров бухгалтерского финансового, налогового и управленческого учета; план-график документооборота, распределение обязанностей между счетными работниками и выполняемой ими последовательности учетных работ.

До сих пор не все сельскохозяйственные организации перешли на автоматизированную форму бухгалтерского учета, что приводит к многократному дублированию одних и тех же сведений о хозяйственных фактах и следовательно к запутыванию стадий учетного процесса. В условиях развития различных бухгалтерских программ появляется возможность устранения вышеназванных недостатков.

Вести параллельно два самостоятельных вида учета

- бухгалтерский и управленческий очень дорого, тем более что к ним добавляется еще и налоговый учет. В связи с этим необходимо перестроить систему заполнения бухгалтерских регистров, что позволит бухгалтерский и налоговый учет совместить с управленческим.

Разрабатывая учетную политику, предприятия

сельского хозяйства не учитывают все аспекты бухгалтерского учета. В учетную политику организации целе-

сообразно включать все стороны учетного процесса -методическую, техническую и организационную. Учетная политика сельскохозяйственного предприятия должна включать следующие основные разделы:

1. Общие положения организации бухгалтерского учета.

2. Методические вопросы бухгалтерского учета.

3. Технические вопросы ведения бухгалтерского учета.

4. Учетная политика для целей налогообложения.

5. Приложения к учетной политике.

На основании данных бухгалтерского учета, сформированных на базе положений учетной политики, разрабатываются и принимаются различные управленческие решения, основной целью которых выступает обеспечение прибыльности функционирования предприятия. Поэтому при правильном подходе к составлению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, а также оптимизировать их налогообложение.

Для повышения роли бухгалтерского учета в обеспечении эффективного использования производственных ресурсов сельскохозяйственным предприятиям Курской области необходимо теоретически обосновать основные положения внутрихозяйственного бухгалтерского контроля, разработать методику его практического применения, определить его содержание, цели, объекты, способы и приемы осуществления, исполнителей, источники информации для контроля.

Внутрихозяйственный контроль - это мера безопасности, определяемая руководством в целях обеспечения защиты имущества, правильности и достоверности бухгалтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений политике руководства.

Система внутреннего контроля включает три элемента: надлежащую систему бухгалтерского учета; контрольную среду; отдельные контрольные процедуры.

Контрольная среда состоит из ряда составных элементов: стиль управления, организационная структура, представление управленческих полномочий и ответственность за них, управленческие методы контроля, функции субъектов внутреннего контроля. Каждый из элементов контрольной среды, может оказать влияние на надежность системы внутреннего контроля.

В отрасли растениеводства разделение полномочий ответственности специалистов можно достичь разделением следующих функций:

- ужесточить доступ к семенам и посадочному материалу, удобрениям, усилить ответственность за их использованием и сохранностью;

- определить круг лиц, разрешающих отпуск семян и посадочного материала, контролирующих соблюдение норм расхода в производство, установить порядок отчетности использования семян и посадочного материала;

- определить круг лиц, ответственных за полноту оприходования продукции растениеводства;

- определить ответственных лиц за соблюдением агротехнических норм возделывания сельскохозяйственных культур;

- определить регламент отражения хозяйственных операций по возделыванию сельскохозяйственных культур в бухгалтерском учете.

В отрасли животноводства предполагается закрепить следующее распределение функциональных обязанностей в целях усиления контрольных функций:

- регламентировать доступ к кормам и кормовым добавкам, закрепить ответственных лиц за их использованием и сохранностью;

- определить состав лиц, разрешающих отпуск кормов и добавок, а также контролирующих соблюдение рационов кормления;

- определить круг должностных лиц, ответственных за соблюдение технологии содержания животных, доение коров;

- определить круг лиц, отвечающих за полноту оприходования основной, побочной и сопряженной продукции животноводства, своевременность проведения инвентаризации животных и птиц, а также составление отчетности по затратам и выходу продукции;

- регламентировать порядок отражения хозяйственных операций, возникающих в отрасли животноводства, в бухгалтерском учете.

Методы, используемые администрацией в целях контроля за деятельностью должностных лиц сельскохозяйственной организации, включаются в положения о подразделениях и должностные инструкции, что обеспечивает повышение эффективности системы внутреннего контроля.

В условиях рыночной экономики большая роль в осуществлении внутреннего контроля отводится юридической службе организации. От правильности заключенных договоров с поставщиками, подрядчиками, покупателями во многом зависит финансовое состояние организации.

Во многих уставах сельскохозяйственных организаций можно встретить нормы о создании и деятельности в обществе ревизионной комиссии. Т акая комиссия избирается общим собранием участников ООО большинством (не менее трех четвертей) голосов от общего числа голосов учредителей общества. Срок, на который она избирается, и количество ее членов определяются уставом.

Членами ревизионной комиссии не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, генеральный директор, члены коллегиального исполнительного органа общества. При этом функции ревизионной комиссии могут быть возложены на аудитора.

Внутренний аудит можно рассматривать как организованную на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированную его внутренними документами систему контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит имеет для руководства и собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение. Он призван содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Служба внутреннего аудита может осуществлять проверки эпизодически, то есть по заданию руководителя организации. Однако более эффективным является систематический, оперативный контроль, позволяющий предупреждать появление различного вида нарушений. В связи с этим проверки внутреннего аудита необходимо планировать. В плане целесообразно предусматривать проверку не только соответствующих разделов учета или групп хозяйственных операций, но и эффективность контроля, проводимого специалистами организации. Служба внутреннего аудита сельскохозяйственного предприятия должна определить стратегию проверки, учитывая технологические особенности производства продукции, величину затрат на производство.

Необходимо на каждом сельскохозяйственном предприятии проводить анализ целесообразности создания собственной службы контроллинга и формы её функционирования. В настоящее время в сельскохозяйственных организациях создают ревизионные комиссии, реже службы внутренних аудиторов.

Второй способ организации контроллинга- аутсорсинг (происходит от англ. "outsourcing", что дословно

переводится как "использование внешнего источника") представляет собой передачу на договорной основе традиционных функций организации внешним исполнителям, специализирующимся на соответствующих видах деятельности. Данный способ организации контроллинга в сельскохозяйственных организациях Курской области не используется.

По данным рейтинга российских компаний в области аутсорсинга учетных функций за 2010 г., подготовленного агентством "Эксперт РА", наиболее востребованными являются:

- услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета (44% совокупной выручки компаний, участвовавших в рейтинге),

- расчет заработной платы (22%),

- подготовка отчетности по МСФО (8%).

Данные услуги востребованы иностранными компаниями и представительствами, избегающими рисков нарушения часто меняющегося законодательства.

Крупным сельскохозяйственным организациям в целях повышения эффективности учетных процессов, налоговой оптимизации, улучшения системы управления организацией можно рекомендовать использование аутсорсинга. Вопрос о применении аутсорсинга должен решаться индивидуально для каждой организации с учетом текущих особенностей ее деятельности, планируемого развития, позиции собственников по данному вопросу.

В приказе по учетной политике организация, принявшая решение о передаче ведения бухгалтерского учета аутсорсеру, должна обязательно зафиксировать этот момент.

В соответствии с Федеральным Законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы, в частности, " передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту". Таким образом, бухгалтерское законодательство дает разрешение на заключение договоров бухгалтерского аутсорсинга.

В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик вправе участвовать в налоговых отношениях лично или через уполномоченного (законного) представителя. Таким представителем может быть как физическое лицо, так и организация. В налоговом учете расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Таким образом, налогоплательщик может доверить бухучет внешним исполнителям.

Для создания качественного и одновременно бюджетного продукта компании-провайдеры услуг аутсорсинга уже начали интенсивное движение в регионы, где они быстро находят квалифицированный и недорогой персонал, открывают процессинговые центры и офисы с более низкими операционными расходами, в том числе по аренде и эксплуатации офисов. Одновременно с ним, аутсорсер аккумулирует все необходимые ему ресурсы и имеет единый центр контроля расходов.

В бухгалтерском учете управленческие расходы учитываются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на счете 26 " Общехозяйственные расходы".

При этом в бухгалтерском учете составляются следующие записи:

Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т сч. 51 "Расчетные счета" - отражено перечисление денежных средств аутсорсеру на основании выписки банка;

Д-т сч. 26 "Общехозяйственные расходы" К-т сч. 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - приняты к учету оказанные услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на основании ежемесячного двустороннего акта об оказании услуг;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость" К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - учтена сумма НДС, предъявленного к оплате аутсорсером;

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" К-т сч. 19 " Налог на добавленную стоимость" - принят к вычету НДС. Предъявленная аутсорсером сумма НДС подлежит вычету на основании ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры и после принятия к учету оказанных услуг.

Для отражения затрат на аутсорсинг в налоговом учете необходимо, чтобы они соответствовали критериям расходов, указанных в Налоговом кодексе РФ (экономическая обоснованность, документальная под-твержденность, использование в деятельности, направленной на получение дохода).

Широкое применение аутсорсинга в сельскохозяйственных организациях позволит:

- обеспечить качество бухгалтерской и налоговой отчетности;

- внедрить систему управленческого учета и отчетности, направленной на достижение целей организации;

- снизить затраты на оплату труда, на бухгалтерские программы, на справочно-правовые системы;

- аутсорсер берет на себя всю полноту ответственности за отчетность компании (ответственность компании-аутсорсера застрахована).

Но применение аутсорсинга имеет также ряд недостатков, которые необходимо принимать во внимание, а именно:

- передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации (во избежание данного риска необходимо заключать с аутсорсером соглашение о конфиденциальности или предусмотреть данные пункты в договоре на аутсорсинг);

- аутсорсинг не исключает возможных претензий к первичным документам в ходе налоговых проверок, так как за их оформление всегда отвечает заказчик.

Таким образом, аутсорсинг выгоден для организации в силу ранее указанных объективных причин. Несмотря на наличие недостатков, аутсорсинг услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета позволяет сельскохозяйственной организации избавиться от множества операций. А значит, она может одновременно сэкономить денежные средства, повысить качество своей отчетности, высвободить внутренние ресурсы для основного вида деятельности, позволить себе заниматься теми процессами, которые приносят прибыль, уделять больше внимания своему будущему, изучать новые технологии, направить свои усилия на развитие, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке.

Третий способ организации контроллинга-косорсинг. Он заключается в том, чтобы создать органы контроллинга в рамках предприятия, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной фирмы или внешнего консультанта.

Организациям нужно планировать свою деятельность, в том числе и финансовые потоки, связанные с функционированием системы внутреннего контроля, применяя принцип рациональности, который заключается в том, чтобы затраты на организацию контроллинга не превышали выгод от его применения. Система контроллинга должна давать возможность владеть си-

туацией по управлению предприятием в любой момент времени и принимать решения в считанные минуты. Это позволит на ранней стадии идентифицировать возможные риски и своевременно принимать меры по их устранению.

Список использованных источников

1 Википедия.ру [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Outsourcing.

2 Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

3 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от

21.11.1996 N 129-ФЗ.

4 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

5 Ольц, Е. Бухгалтерское обслуживание на аутсорсинге / Е. Ольц // Российский бухгалтер. - 2011. - № 7. - С. 33-35.

6 Степанова, Н. Когда аутсорсинг выгоден / Н. Степанова //Налоговый учет для бухгалтера. - 2012. -№ 1.- С. 52 - 62.

Информация об авторе

Соловьев Дмитрий Петрович, соискатель Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.