9. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 239 с
10.Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 239 с
© Сарыгулов С.Х., Сарыев Н.Г., 2023
УДК 338.47:656.05
Сулак И.Н.
доцент кафедры «Автомобильный транспорт и технологическое оборудование» «ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты Чефранова О.В. старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт и технологическое оборудование» «ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты Сидоренко Н.В. магистрант кафедры «Автомобильный транспорт и технологическое оборудование» «ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты
КОНТРОЛЛИНГ И МОНИТОРИНГ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация
Рассматривается проектирование системы показателей мониторинга и контроллинга в управлении развитием транспортно-дорожного комплекса (ТДК). Подсистема контроллинга и мониторинга позволяет обосновать стратегию развития ТДК с учетом необходимости его поддержания в работоспособном состоянии, с расчетом сроков проведения очередных комплексных мероприятий и модернизации «узких мест».
Ключевые слова
Транспортно-дорожный комплекс, контроллинг, мониторинг.
Стратегическая задача сбалансированного и эффективного развития транспортно-дорожного комплекса (ТДК) оказывается сложной, поскольку его состояние и параметры функционирования постоянно меняются и выполненные ранее стратегические мероприятия, созданные новые возможности могут быть в течение времени оказаться недостаточными [1]. Контроллинг (как одна из систем менеджмента) оказывает комплексное воздействие на систему управления ТДК и способен, ориентируясь
на цели развития, отслеживать динамику состояния ТДК, обеспечивать поиск эффективных управленческих решений и координировать другие системы менеджмента по поводу эффективного достижения стратегических целей и задач развития ТДК. Посредством подсистемы контроллинга осуществляются следующие функции [2]:
- создает условия для совершенствования всего информационного обеспечения системы управления ТДК и его архитектуры;
- контроль, учет и регулирование, координируемые подсистемой контроллинга с использованием мониторинга показателей во времени и пространстве, сравнения плановых и фактических значений, в том числе с учетом допустимых отклонений от норм и нормативов;
- анализ отклонений и выявление их причин;
- выработка предложений и вариантов управляющих воздействий для уменьшения отклонений и
т.д.
Проектируемая система показателей контроллинга дополняется оценками эффективности системы менеджмента, следовательно, условно разделяется на две подсистемы в зависимости от объекта контроллинга (рисунок 1).
Рисунок 1 - Укрупненная структура контроллинга развития ТДК
Создание моделей и методов анализа и синтеза ТДК, учитывающих его динамику, становится все более актуальной задачей, поскольку современная организация дорожного движения строится на статическом подходе, когда расчеты ведутся на основе знания об определенной ситуации. В аналитическом расчете используются формулы, связывающие определяемые параметры движения и дорог с интенсивностью движения, которая зависит от количества автомобилей у потребителей услуг дорожного комплекса, в том числе от количества транспорта у физических и юридических лиц, объемов перевозок и т.п. Такая трактовка роли ТДК позволяет перейти к анализу и синтезу расчетных моделей и методов, позволяющих исследовать и проектировать развитие, организацию и управление комплексом. Все эти тенденции и проблемы отслеживаются подсистемой контроллинга, следовательно, может быть обеспечена обоснованная стратегия развития ТДК с учетом необходимости его поддержания в работоспособном состоянии, рассчитаны сроки проведения очередных комплексных мероприятий и модернизаций «узких мест». Схема модели управления развитием ТДК, используемая при проектировании системы показателей мониторинга и контроллинга представлена на рисунке 2.
Таким образом, при проектировании контроллинга осуществляется:
-разработка системы показателей и структуры мониторинга как части контроллинга, включающей систему внутреннего сбора, учета и обработки (обобщения) информации о процессах в АТДК;
- определение методов, средств оценки и измерения показателей (включая критерии, нормы, нормативы, допустимые отклонения, пороговые значения), их учета и использования в анализе; выбор форм представления аналитической информации, используемой для принятия управленческих решений на разных уровнях управления АТДК;
- проектирование ситуационного блока подсистемы контроллинга, связанного с выбором управленческих решений и планирование развития АТДК
В процессе проектирования контроллинга следует реализовать его основное назначение -повышение эффективности функционирования управляемого объекта и самой системы управления. Для этого комплексно используются методологические подходы: системный, синтетический, комплексный, ситуационные, а подсистема контроллинга строится как операционный, стратегический и оперативный контроллинг.
Рисунок 2 - Схема модели управления развитием ТДК, используемая при проектировании системы показателей мониторинга и контроллинга
Список использованной литературы:
1. Чефранова О.В., Жигульский В.И. О системе показателей контроллинга и мониторинга в транспортно-дорожном комплексе / Наука и инновации в области сервиса автотранспортных средств и обеспечения безопасности дорожного движения. Сборник научных трудов. Научное электронное издание. ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты. Шахты, 2016. С. 18-23.
2. Сербиновский Б. Ю., О. В. Чефранова. Контроллинг в реализации политики и стратегии развития ТДК // Инженерный вестник Дона. - 2012 г. - № 2.
3. Сербиновский Б. Ю., О. В. Чефранова. Синергетический подход в обосновании государственной политики развития транспортно-дорожного комплекса (часть 2) // Европейский журнал социальных наук. - 2011. - №3.
©Сулак И.Н., Чефранова О.В., Сидоренко Н.В., 2023