Научная статья на тему 'КОНТРОЛЛИНГ И МОНИТОРИНГ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА'

КОНТРОЛЛИНГ И МОНИТОРИНГ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Транспортно-дорожный комплекс / контроллинг / мониторинг

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулак И.Н., Чефранова О.В., Сидоренко Н.В.

Рассматривается проектирование системы показателей мониторинга и контроллинга в управлении развитием транспортно-дорожного комплекса (ТДК). Подсистема контроллинга и мониторинга позволяет обосновать стратегию развития ТДК с учетом необходимости его поддержания в работоспособном состоянии, с расчетом сроков проведения очередных комплексных мероприятий и модернизации «узких мест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сулак И.Н., Чефранова О.В., Сидоренко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЛИНГ И МОНИТОРИНГ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА»

9. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 239 с

10.Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 239 с

© Сарыгулов С.Х., Сарыев Н.Г., 2023

УДК 338.47:656.05

Сулак И.Н.

доцент кафедры «Автомобильный транспорт и технологическое оборудование» «ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты Чефранова О.В. старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт и технологическое оборудование» «ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты Сидоренко Н.В. магистрант кафедры «Автомобильный транспорт и технологическое оборудование» «ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты

КОНТРОЛЛИНГ И МОНИТОРИНГ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация

Рассматривается проектирование системы показателей мониторинга и контроллинга в управлении развитием транспортно-дорожного комплекса (ТДК). Подсистема контроллинга и мониторинга позволяет обосновать стратегию развития ТДК с учетом необходимости его поддержания в работоспособном состоянии, с расчетом сроков проведения очередных комплексных мероприятий и модернизации «узких мест».

Ключевые слова

Транспортно-дорожный комплекс, контроллинг, мониторинг.

Стратегическая задача сбалансированного и эффективного развития транспортно-дорожного комплекса (ТДК) оказывается сложной, поскольку его состояние и параметры функционирования постоянно меняются и выполненные ранее стратегические мероприятия, созданные новые возможности могут быть в течение времени оказаться недостаточными [1]. Контроллинг (как одна из систем менеджмента) оказывает комплексное воздействие на систему управления ТДК и способен, ориентируясь

на цели развития, отслеживать динамику состояния ТДК, обеспечивать поиск эффективных управленческих решений и координировать другие системы менеджмента по поводу эффективного достижения стратегических целей и задач развития ТДК. Посредством подсистемы контроллинга осуществляются следующие функции [2]:

- создает условия для совершенствования всего информационного обеспечения системы управления ТДК и его архитектуры;

- контроль, учет и регулирование, координируемые подсистемой контроллинга с использованием мониторинга показателей во времени и пространстве, сравнения плановых и фактических значений, в том числе с учетом допустимых отклонений от норм и нормативов;

- анализ отклонений и выявление их причин;

- выработка предложений и вариантов управляющих воздействий для уменьшения отклонений и

т.д.

Проектируемая система показателей контроллинга дополняется оценками эффективности системы менеджмента, следовательно, условно разделяется на две подсистемы в зависимости от объекта контроллинга (рисунок 1).

Рисунок 1 - Укрупненная структура контроллинга развития ТДК

Создание моделей и методов анализа и синтеза ТДК, учитывающих его динамику, становится все более актуальной задачей, поскольку современная организация дорожного движения строится на статическом подходе, когда расчеты ведутся на основе знания об определенной ситуации. В аналитическом расчете используются формулы, связывающие определяемые параметры движения и дорог с интенсивностью движения, которая зависит от количества автомобилей у потребителей услуг дорожного комплекса, в том числе от количества транспорта у физических и юридических лиц, объемов перевозок и т.п. Такая трактовка роли ТДК позволяет перейти к анализу и синтезу расчетных моделей и методов, позволяющих исследовать и проектировать развитие, организацию и управление комплексом. Все эти тенденции и проблемы отслеживаются подсистемой контроллинга, следовательно, может быть обеспечена обоснованная стратегия развития ТДК с учетом необходимости его поддержания в работоспособном состоянии, рассчитаны сроки проведения очередных комплексных мероприятий и модернизаций «узких мест». Схема модели управления развитием ТДК, используемая при проектировании системы показателей мониторинга и контроллинга представлена на рисунке 2.

Таким образом, при проектировании контроллинга осуществляется:

-разработка системы показателей и структуры мониторинга как части контроллинга, включающей систему внутреннего сбора, учета и обработки (обобщения) информации о процессах в АТДК;

- определение методов, средств оценки и измерения показателей (включая критерии, нормы, нормативы, допустимые отклонения, пороговые значения), их учета и использования в анализе; выбор форм представления аналитической информации, используемой для принятия управленческих решений на разных уровнях управления АТДК;

- проектирование ситуационного блока подсистемы контроллинга, связанного с выбором управленческих решений и планирование развития АТДК

В процессе проектирования контроллинга следует реализовать его основное назначение -повышение эффективности функционирования управляемого объекта и самой системы управления. Для этого комплексно используются методологические подходы: системный, синтетический, комплексный, ситуационные, а подсистема контроллинга строится как операционный, стратегический и оперативный контроллинг.

Рисунок 2 - Схема модели управления развитием ТДК, используемая при проектировании системы показателей мониторинга и контроллинга

Список использованной литературы:

1. Чефранова О.В., Жигульский В.И. О системе показателей контроллинга и мониторинга в транспортно-дорожном комплексе / Наука и инновации в области сервиса автотранспортных средств и обеспечения безопасности дорожного движения. Сборник научных трудов. Научное электронное издание. ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты. Шахты, 2016. С. 18-23.

2. Сербиновский Б. Ю., О. В. Чефранова. Контроллинг в реализации политики и стратегии развития ТДК // Инженерный вестник Дона. - 2012 г. - № 2.

3. Сербиновский Б. Ю., О. В. Чефранова. Синергетический подход в обосновании государственной политики развития транспортно-дорожного комплекса (часть 2) // Европейский журнал социальных наук. - 2011. - №3.

©Сулак И.Н., Чефранова О.В., Сидоренко Н.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.