Научная статья на тему 'Контроль знаний студентов учреждений профессионального образования в рамках применениятехнологии семиотической интерпретаци'

Контроль знаний студентов учреждений профессионального образования в рамках применениятехнологии семиотической интерпретаци Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ / CONTROL OF KNOWLEDGE / TECHNOLOGY OF SEMIOTICS INTERPRETATION OF EDUCATIONAL TEXTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова А. А.

Описаны этапы применения технологии семиотической интерпретации учебных текстов, определены виды контроля знаний и их применение, выделены уровни усвоения студентами учебного материала в рамках данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суханова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS' KNOWLEDGE IN FRAMEWORK OF APPLICATION THE TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL TEXTS SEMIOTIC INTERPRETATION

The stages of application of technology of semiotics interpretation of educational texts are described, kinds of control of knowledge and their application are defined, and levels of mastering by students of a teaching material within the limits of the given technology are allocated.

Текст научной работы на тему «Контроль знаний студентов учреждений профессионального образования в рамках применениятехнологии семиотической интерпретаци»

зависит его актуальность в мире искусства (новизна и современность музыкального языка, своеобразие тем, воплощенных в художественном произведении и т.д.), что непосредственно сказывается на востребованности его как художника в обществе. Также композитор должен уметь предвидеть и просчитать заранее результат своей деятельности, что требует от творца определенной скорости реагирования. А так как музыкальная деятельность связана с эмоциональной сферой, и через продукты творчества непосредственно воздействует на эмоции слушателя, поэтому наличие адекватной и быстрой эмоциональной реакции у композитора является значимым качеством для его профессиональной деятельности.

Склонность к фантазированию является необходимым личностным качеством креативной личности, так как именно креативные люди испытывают острую потребность в создании нового, реорганизации уже существующего и именно фантазируя, мысленно воображая желаемое, они способны найти оригинальный и самобытный вариант художественной реализации задуманного. В композиторской деятельности фантазия является одним из ведущих качеств - фантазируя, композитор способен мысленно перевоплощаться в другие образы, самоидентифицируя себя с собственными героями. Степень яркости образов фантазии у многих композиторов бывает столь велика, что перекликается с синестезийностью, то есть с появлением физического, «материального» ощущения какого-либо явления.

Для композитора чрезвычайно важна способность к импровизации - интегральная творческая способность, базирующаяся на высокой лабильности нервных процессов, воображении (преобразовании представлений), пластичности, гибкости, беглости мышления, памяти (манипуляция эталонными блоками), интуиции [1, с. 192]. Известно, что многие композиторы для того, чтобы «поймать волну», так называемое «вдохновение» могли

Библиографический список

часами импровизировать за инструментом. Именно через игру композитор может услышать реальное звучание музыкальной ткани, которое, в свою очередь, может послужить импульсом, толчком для последующей творческой деятельности. Также умение импровизировать является в буквальном смысле спасительным в том случае, если возникает неожиданная ситуация, требующая принятия быстрого правильного решения, что в музыкальной деятельности встречается довольно часто. Умеющий импровизировать композитор может быстро переключиться на новую музыкальную мысль, при этом оставаясь в музыкальном материале.

Таким образом, креативность композитора понимается нами как профессионально-важное интегральное личностное качество, обеспечивающее эффективное протекание творческих процессов и включающее ряд компонентов. Мотивационный компонент предполагает мотивацию на успех, направленность личности на освоение профессиональных ценностей и самореализацию в творчестве. Интеллектуальный компонент базируется на дивергентном и ассоциативно-образном типе мышления, гибкости и беглости мыслительных операций, что позволяет рождать новые нестандартные комбинации различных элементов, создавать новые продукты мыслительной деятельности, генерировать разнообразные идеи. Личностный компонент подразумевает наличие определенных особенностей, таких как: синес-тезийная чувствительность, эмоциональная реактивность, склонность к фантазированию, способность к импровизации.

Осознавая важность креативности для профессиональной деятельности композитора, мы убеждены в необходимости целенаправленного развития данного качества и считаем возможным создать в процессе музыкального обучения такие педагогические условия, которые позволят успешно сформировать креативность будущих композиторов.

1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2011.

2. Большой энциклопедический словарь (БЭС) / под ред. А.М. Прохорова. - М., 2004.

3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта: психология мышления. - М., 1965.

4. Taylor, C.W. Creativity. Progress and potential / C.W. Taylor. - NY, 1964.

5. Maslow, A.H. Creativity in self-actualising people / H.H.Anderson (ed.). Creativity and its cultivation. - NY. Harper, 1959.

6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002.

7. Sternberg, R. General intellectual ability / R. Sternberg (ed.). - Human abilities, 1985. 8.Овсянико-Куликовский, Д.Н. Вопросы психологии творчества. - СПб., 1902.

9.Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М.; Томск, 1997.

10. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2008.

11. Синицын, Е.С. Тайна творчества гениев / Е.С. Синицын, О.Е. Синицына. - Новосибирск, 2004. Bibliography

1. Iljin, E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb., 2011.

2. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj (BEhS) / pod red. A.M. Prokhorova. - M., 2004.

3. Gilford, Dzh. Tri storonih intellekta: psikhologiya mihshleniya. - M., 1965.

4. Taylor, C.W. Creativity. Progress and potential / C.W. Taylor. - NY, 1964.

5. Maslow, A.H. Creativity in self-actualising people / H.H.Anderson (ed.). Creativity and its cultivation. - NY. Harper, 1959.

6. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj. - M., 2002.

7. Sternberg, R. General intellectual ability / R. Sternberg (ed.). - Human abilities, 1985. 8.Ovsyaniko-Kulikovskiyj, D.N. Voprosih psikhologii tvorchestva. - SPb., 1902.

9.Kholodnaya, M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksih issledovaniya. - M.; Tomsk, 1997.

10. Bochkaryov, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M., 2008.

11. Sinicihn, E.S. Tayjna tvorchestva geniev / E.S. Sinicihn, O.E. Sinicihna. - Novosibirsk, 2004.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 377.5

Suhanova A.A. MONITORING OF VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS' KNOWLEDGE IN FRAMEWORK OF APPLICATION

THE TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL TEXTS SEMIOTIC INTERPRETATION. The stages of application of technology of semiotics interpretation of educational texts are described, kinds of control of knowledge and their application are defined, and levels of mastering by students of a teaching material within the limits of the given technology are allocated.

Key words: control of knowledge, technology of semiotics interpretation of educational texts.

А.А. Суханова, преп. МАМТ, г. Миасс, Е-mail: [email protected]

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ

Описаны этапы применения технологии семиотической интерпретации учебных текстов, определены виды контроля знаний и их применение, выделены уровни усвоения студентами учебного материала в рамках данной технологии. Ключевые слова: контроль знаний, технология семиотической интерпретации учебных текстов.

Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных и рабочих ситуациях. Усложнившиеся социально-экономические процессы, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток времени на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность " все это обуславливает довольно высокие требования к выпускникам образовательных учреждений. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.).

В настоящее время в преподавательских кругах активно обсуждается тема разработки общих принципов и методологии контроля знаний студентов.

Разработка этой методологии до сих пор остается проблемой потому, что исключительно трудно осуществить последовательное сопоставление целей образования с достигаемыми результатами обучения. Цели образования выражены, как правило, в весьма общих и потому абстрактных категориях: «подготовить квалифицированного специалиста», «сформировать научное мировоззрение», «вооружить научной методологией» и т.п. Измерение же результатов обучения проводится на совсем ином уровне " более узком, более конкретном, более осязаемом. Получается, что конечные цели образования и результаты обучения, проверяемые в конкретной оценочной ситуации, формулируются на разных языках. Цели " на языке интегральных, общих категорий, а результаты " на языке конкретных знаний, умений, навыков, то есть языке действий. Для выработки эффективных и достаточно строгих критериев оценивания необходимо стараться излагать цели и результаты обучения на одном и том же языке, в одних и тех же понятиях и терминах, что не всегда представляется возможным.

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял функцию накопителя и распространителя научной информации, то теперь ему нужно превратиться в фигуру, центральная задача которой управлять познавательной активностью студентов и контролировать ее результаты. Общеизвестно, что результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью студентов. Очень важно наряду с функцией проверки реализовать и функцию обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых " объективность проверки знаний.

В организации учебного процесса на основе применения технологии семиотической интерпретации учебных текстов мы выделяем четыре этапа - ознакомительный этап, этап овладения, этап применения, этап обучения.

На первом этапе происходит введение студентов в систему семиотической интерпретации учебных текстов посредством его поэлементного освоения. Демонстра-ционная форма действия на данном этапе носит перцептивный характер и обеспечивает основание к глубокому восприятию элементов семиотической интерпретации учебных текстов [1].

На втором этапе у студентов формируется комплекс рефлексивных навыков по составлению сигнальных загадок, логических цепочек и листков опорных конспектов, они оказываются способными к модифицированию представленных преподавателем или другими студентами вариантов интерпретаций. Данному этапу соответствует форма действия описательная, то есть внешнеречевая, демонстрирующая успешность прохождения первого этапа.

Третий этап характеризуется свободной ориентацией студентов в выборе форм и средств интерпретации, символотвор-чеством в зависимости от условий задачи по кодированию текста, моделированием всех форм интерпретации. На этом этапе форма действия может быть отнесена к внутриречевой, или мысленной.

На четвертом, обучающем этапе, оказываются те студенты, которые освоили первые три этапа и приобрели соответствующий каждому этапу комплекс умений и навыков. Отдельным навыком является фиксация результатов деятельности, поскольку, отработав данный момент на личном примере, студенты, выходящие на четвертый этап, должны уметь отслеживать результативность работы тех, по отношению к кому они предстают в качестве обучающих.

Еще одной особенностью технологии является, то, что при конструировании сигнальных загадок, логических цепочек и опорных логических конспектов используются информационные технологии, в виде использования компьютера на уроке, а конкретно приема «свободная мышь». Он заключается в том, что студентам дается возможность на уроке, индивидуально или работая в группе, создать свой продукт символотворчества.

Для реализации данного приема необходимо загрузить в компьютер учебной аудитории базу символов, знаков, необходимых иллюстраций (в процессе освоения студентами технологии семиотической интерпретации текстов они сами начинают пополнять эту базу) и т.д. Необходимы беспроводной манипулятор «мышь» и клавиатура, проектор и экран, либо мультимедийная доска. Так же возможен вариант работы в компьютерном классе, где каждый студент работает индивидуально или в микрогруппах.

Студентам предлагается тема занятия, учебный текст, дается время на обдумывание и фрагментирование текста, затем каждая группа приступает к построению сигнальных загадок. «Мышка» переходит от одного студента к другому и в совместной деятельности происходит символотворчество.

Работа выполняется в приложении Microsoft Office PowerPoint и студентам для выполнения одной сигнальной загадки или логической цепочки дается один слайд. Удобство работы заключается в том, что после построения он легко копируется, вставляется в другие приложения Microsoft Office, меняет размер, имеется возможность его доработки.

Результатом такой работы получаются очень интересные продукты студенческого символотворчества, постепенно создается огромная база интеллектуальной продукции. Студенты не только показывают свои знания и проявляют фантазию, но и в процессе работы в группах и микрогруппах находят наиболее оптимальное решение для интерпретации того или иного учебного текста. А самое главное качество усвоения знаний в экспериментальных группах, по нашим данным, выше на 30 % по сравнению с контрольными группами.

При организации учебного процесса на базе технологии семиотической интерпретации учебных текстов реализуются различные виды учебной деятельности:

- обработка текста;

- символотворчество;

- вариативные поиски;

- усвоение знаний.

Их наличие свидетельствует о достижение целей, стоящих перед педагогической технологией и состоящих в получении знания (запоминание и воспроизведение), понимания (преобразование, интерпретация, прогнозирование), применение (использование в стандартных и нестандартных ситуациях), анализ (взаимосвязи и организация частей и целого) и синтез (комбинирование и конструирование).

Использование сигнальных загадок, логических цепочек и листков опорных конспектов на различных этапах урока с последующим комментарием студентов и их рефлексивными зарисовками выявляют картину предпочтений. Все перечисленные структуры могут быть использованы:

- при объяснении нового материала в качестве исходной посылки для постановки проблемы, для иллюстрирования положения, для подведения итогов или составления выводов;

- на этапе повторения в качестве реминисцирующего фактора, в роли мнемических схем;

- при закреплении в виде многократно повторяющихся, но вариативно оформленных элементов пройденного материала;

- во время опроса в качестве дополнительных вопросов;

- для контроля знаний (как устный экспресс-опрос, в качестве проверочной мини-работы, в ходе специальных уроков по проверке знаний);

- для самостоятельной работы по тексту в ходе моделирования и модифицирования опорных схем различного характера, проводимых в течение урока или в период выполнения домашнего задания.

Проверка глубины усвоения изучаемого материала при использовании данной технологии имеет четыре направления -текущая проверка, ретроспективная, микшерная, рефлексивная. На основе результатов проводимых экспериментов удалось выяснить внутреннюю взаимосвязь между этими четырьмя компонентами, позволяющими в своей совокупности качественно отслеживать положение дел в процессе обучения с помощью семиотической интерпретации учебных текстов.

Текущая проверка дает возможность видеть проблемы, имеющие место на данный момент, активно прорабатывать их и создавать платформу для дальнейшего продвижения. В ходе текущей проверки практически на каждом уроке с той или иной интенсивностью применяются сигнальные загадки, логические цепочки и листки опорных сигналов. Их распределение по этапам урока диктуется целями, которые ставит преподаватель, уровнем готовности студентов, а также уместностью в определенных временных рамках.

Ретроспективная проверка позволяет создавать ситуацию константного тонуса у студентов посредством актуализации знаний, полученных за несколько уроков, недель или даже месяцев до изучаемого материала. Ретроспективная проверка осуществляется в рамках какой-то одной конкретной темы и имеет целью не просто воспроизведение изученного материала, но и поиск взаимосвязей с изучаемым в настоящий период.

Микшерная проверка - это вариант контроля знаний, составленный, как правило, из сигнальных загадок и представляющий собой комбинацию фрагментов различных тем, ключ (название темы) к которым во время проверки не объявляется. Микшерная проверка позволяет выяснить степень усвоения понятий не только в рамках цельности конкретной темы, но и продемонстрировать динамику активного оперирования понятийным аппаратом, степень ориентационных навыков в сфере узнавания и идентификации фрагментированного материала.

Под рефлексивной проверкой мы подразумеваем во временном отношении целый урок или часть урока, посвященную повторению пройденного материала, организованному самими студентами в соответствии с проведенной рефлексией относительно наиболее качественно проработанных ими тем [2].

Одной из форм такой проверки может быть урок, на котором с помощью создаваемых на основе избранной студентами темы или ранее известных и теперь воспроизводимых на доске сигнальных загадок осуществляется процесс динамического взаимодействия в соответствии со схемами (субъект-объект, субъект-субъект). Часто количество сигнальных загадок в ходе рефлексивной проверки составляет от 50 и выше.

В ходе освоения всех этапов семиотической интерпретации учебных текстов мы выделяем уровни усвоения студентами учебного материала:

Библиографический список

1. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.,

2. Подласый, И.П. Педагогика: уч. пособие. - М., 1999. - Т. 2.

Bibliography

1. Talihzina, N.F. Upravlenie processom usvoeniya znaniyj. - M., 19'

2. Podlasihyj, I.P. Pedagogika: uch. posobie. - M., 1999. - T. 2.

- уровень-узнавание: студенты копируют кодированные материалы и расшифровывают готовые формы или фрагменты форм интерпретации текстов, представленных преподавателем в письменной форме;

- уровень-воспроизведение: студенты совершают отбор и запись результатов работы по составлению интерпретаций в соответствии с условиями задачи - по сути задания, его объему и последовательности;

- уровень-применение: студенты осуществляют оформление результатов по самостоятельному кодированию информации и представлению ее в виде сигнальных загадок, логических цепочек, ЛОС; классифицируют полученные результаты, определяют взаимозависимость между ними;

- уровень методический: студенты используют полученные по интерпретации результаты для переструктурирования их в другие формы, для модифицирования, для составления по ним докладов, сообщений, для обучения сверстников.

Формой, сопутствующей описанной и продолжающей ее, можно назвать адресный обмен сигнальными загадками в качестве задания для воспроизведения, модифицирования или моделирования собственной продукции. На этом этапе наблюдается момент социального выбора, определения предпочтительности личностного контакта с тем или иным человеком, что свидетельствует также и о реализации коммуникативной функции разрабатываемой технологии.

На основе представленного материала по организации учебного процесса по технологии семиотической интерпретации учебных текстов можно сделать выводы о том, что организация учебного процесса охватывает все три структурных элемента обучения (учебный текст, преподавателя и студентов). В процессе выстраивания и решения учебных задач, определения и реализации содержания работы, использования форм, применения методических приемов и получения результатов обучения технологическая структура ориентирует процесс обучения как на усвоение получаемых знаний, так и на развитие личности студентов.

На всех этапах освоения студентами семиотической интерпретации учебных текстов прослеживается успешное освоение описанных видов учебных действий, частота и интенсивность которых регулируется не только целями урока, но и инициативой студентов.

1975.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 37.014 + 377 + 378

Sizova, E.R., Tretyakova, T.N. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATION PROFESSIONAL PREPARING

OF MUSICIAN-SPECIALIST IN MODERN SOCIETY CONDITIONS. The article is dedicated to the substantiation of expediency to build the system of professional musician education on the basis of complex applying of program and object, qualifying, competent and system scientific and methodological approaches, which allows to implement the correlation of external needs of social and cultural environment and internal capacities of educational system.

Key words: scientific and methodological approach, classical musical education, principles of music education, pedagogical system, social and cultural environment, social order, competent specialist.

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]; Т.Н. Третьякова, д-р пед. наук, профессор Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск, Е-mail; [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-МУЗЫКАНТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

Статья посвящена обоснованию целесообразности построения системы профессионального музыкального образования на основе комплексного применения программно-целевого, деятельностного, компетентностного и системного научно-методологических подходов, что позволяет осуществить взаимосвязь внешних потребностей социально-культурной среды и внутренних возможностей образовательной системы.

Ключевые слова: научно-методологический подход; классическое музыкальное образование; принципы музыкального обучения; педагогическая система; социально-культурная среда; социальный заказ; компетентный специалист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.