Научная статья на тему 'Структура технологии семиотической интерпретации учебных текстов в условиях обучения в СПО'

Структура технологии семиотической интерпретации учебных текстов в условиях обучения в СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЯ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ / THE TECHNOLOGY OF THE SEMIOTIC INTERPRETATION OF EDUCATIONAL TEXTS / КОДИРОВАНИЕ / ENCODING / РАСКОДИРОВАНИЕ / DECODING / ФРАГМЕНТИРОВАНИЕ / СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SIGN-SYMBOLIC ACTIVITY / FRAGMENTATION / CREATION OF SYMBOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова А.А.

В статье описывается структура технологии семиотической интерпретации учебных текстов и ее элементов. Рассматривается проблема овладения всеми этапами интерпретации (кодирование, раскодирование, фрагментирование). Показана особенность технологии семиотической интерпретации учебных текстов. Представлены уровни оформления результатов интерпретации учебных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF SEMIOTIC INTERPRETATION TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL TEXTS IN THE TRAINING AT SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The structure of the semiotic interpretation technology of educational texts and its elements are described in this article. The problem of mastering all phases of interpretation (encoding, decoding, fragmentation) is considered. The features of technology semiotic interpretation of educational texts are shown. The levels of results design of interpretation of the educational texts are presented.

Текст научной работы на тему «Структура технологии семиотической интерпретации учебных текстов в условиях обучения в СПО»

УДК 377 А. А. Суханова, преподаватель, зав. учеб.

частью Миасского машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, е-mail: sychanovaalex@mail.ru

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В СПО

В статье описывается структура технологии семиотической интерпретации учебных текстов и ее элементов. Рассматривается проблема овладения всеми этапами интерпретации (кодирование, раскодирование, фрагментирование). Показана особенность технологии семиотической интерпретации учебных текстов. Представлены уровни оформления результатов интерпретации учебных текстов.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология семиотической интерпретации учебных текстов, кодирование, раскодирование, фрагментирование, символотворчество, знаково-символическая деятельность.

Широкое употребление термина «технология» в педагогической литературе, на наш взгляд, свидетельствует о том, что стала остро востребованной определенность в отношении гарантированного получения результатов обучения. Именно поэтому ведутся многочисленные глубокие и всесторонние разработки педагогических технологий по направлениям, связанным с тремя четко обозначенными частями любого технологического процесса: целью, средствами и результатом.

Педагогическая технология как содержание, формы, средства и методы реализации образовательного процесса определяется целью, достижение которой адекватно обеспечивается созданием специфических условий технологической среды [1]. Нам представляется, что изменения, происходящие в мире, определяют приоритет цели образования. На первое место выходит не формирование системы знаний в той или иной области науки, а целенаправленное развитие личности и подготовка человека к существованию в условиях постоянно меняющейся информационной среды.

Отличительная черта технологии семиотической интерпретации учебных текстов заключается в следующем: в данной технологии функции повторения и разъяснений вместо преподавателя выполняют студенты, многократно предоставляющие вариативные формы одного и того же текста, и сам студент, различным образом интерпретирующий учебный текст (логические цепочки, сигнальные загадки, листок опорных сигналов).

По утверждению специалистов, именно семиотическая (знаково-символическая) деятель-

ность человека, или семиозис, представляет собой реализацию семиотического отношения человека к себе и к миру [2]. В процессе семи-озиса осуществляется символизация, связанная с решением человеком ряда задач, таких как прием и переработка информации, опознание объектов, фиксация результатов познавательной деятельности, планирование и регуляция деятельности, оперирование более широким и глу -боким содержанием [2]. Под знаково-символи-ческими средствами понимаются «отдельные объекты или их системы, использующиеся в общении или познании в качестве представителей, заместителей некоторых других объектов, явлений, процессов, форм деятельности, понятий» [2, с. 14].

При освоении семиотической интерпретации учебных текстов на первое место выступает проблема овладения всеми этапами интерпретации.

Главная идея, лежащая в основе интерпретации, может быть сформулирована следующим образом: из словесной формы посредством преобразования по заданному алгоритму текст переводится в серию кодирующих сигналов, дискретных по своей структуре, которые при воспроизведении вновь превращаются в непрерывный в смысловом отношении текст. Переход образа в символ придает ему смысловую глубину и смысловую перспективу. Соединение смысла интерпретируемого текста с соответствующим ему сигналом мы обозначили как кодирование. Результатом кодирования выступают сигнальные загадки, логические цепочки, в частном случае — листки опорных сигналов.

Образовательные технологии: наука и практика

Кодированием в рамках нашей технологии мы называем непосредственный выбор графических и словесно-буквенных сигналов для трансляции смыслового наполнения фрагмента текста, адекватно отражающих суть предмета или явления, и размещение их в пространстве сигнальной загадки в соответствии с правилами синтактики и компоновки. В результате кодирования словесный текст предстает в виде компактного сигнального сообщения, адекватно воспринимаемого в рамках семиотического пространства учебного текста.

Под раскодированием подразумевается процесс, обратный кодированию: перевод графических и словесно-буквенных сигналов в объем исходного текста вербальными средствами и возможностями субъекта. Раскодирование подразумевает визуальное восприятие сигнальной загадки, соотнесение сигналов с транслируемым смыслом и вокализованное воспроизведение ответа, осуществляемое в рамках определенного алгоритма.

Фрагментирование текста обусловлено стоящей перед интерпретатором задачей, основанной либо на укрупнении информационных единиц (главная мысль), либо на детализации. В зависимости от поставленной цели — передать смысл всего текста или отдельных его частей различного объема — текст разбивается на целостные в смысловом отношении части (фрагменты), с которыми идет основная работа по созданию сигнальных загадок.

В процессе работы над сигнальными загадками происходит постоянное расширение личной библиотеки активных сигналов студентов. Являясь результатом самостоятельной работы студентов, новые сигналы, как и сигнальные загадки, могут быть отнесены к образовательному продукту. Именно с их помощью через постоянное символотворчество в результате постановки и решения проблемы самим студентом осуществляется кодирование и раскодирование информации на личностном плане.

При организации учебного процесса на базе технологии семиотической интерпретации учебных текстов реализуются различные виды учебной деятельности: обработка текста, сим-волотворчество, вариативные поиски, усвоение знаний.

Их наличие свидетельствует о достижении целей, стоящих перед педагогической технологией и состоящих в получении знания (запоминание и воспроизведение), понимании (преобразование, интерпретация, прогнозирование), применении (использование в стандартных

и нестандартных ситуациях), анализе (взаимосвязи и организация частей и целого) и синтезе (комбинирование и конструирование).

Все перечисленные структуры могут быть использованы: при объяснении нового материала — в качестве исходной посылки для постановки проблемы, иллюстрирования положения, подведения итогов или составления выводов; на этапе повторения — в качестве реминисцирующего фактора, в роли мнемиче-ских схем; при закреплении — в виде многократно повторяющихся, но вариативно оформленных элементов пройденного материала; во время опроса — в качестве дополнительных вопросов; для контроля знаний — как устный экспресс-опрос, в качестве проверочной мини-работы (15-20 минут), в ходе специальных уроков по проверке знаний (текущая, ретроспективная, микшерная, рефлексивная проверка); для самостоятельной работы по тексту в ходе моделирования и модифицирования опорных схем различного характера, проводимых в течение урока или в период выполнения домашнего задания.

Для полного усвоения знаний, как известно, необходимо, чтобы каждое знание было освоено внутри трех видов деятельности, которым соответствуют следующие виды учебных действий: действие по получению нового знания; действие по систематизации и установлению связей полученного с имеющимся знанием; действие по применению нового знания к решению возникающих задач.

На всех этапах освоения студентами семиотической интерпретации учебных текстов прослеживается успешное освоение описанных видов учебных действий, частота и интенсивность которых регулируется не только целями урока, но и инициативой студентов.

Организация процесса обучения, базирующегося на основе технологии семиотической интерпретации учебных текстов, может считаться успешной, если учащиеся работают в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества, свободно владеют приемами интерпретации текстов, аналитически и рефлексивно подходят к структуре текста и собственным действиям, постоянно реализуют свой творческий потенциал через создание образовательной продукции, демонстрируют глубокое усвоение изучаемого материала.

В ходе освоения всех этапов семиотической интерпретации учебных текстов наряду с другими формируется и умение оформлять результаты проведенной работы. В этом умении, как

и во всех остальных, может быть выделено четыре уровня:

- первый уровень (узнавание) — студенты копируют кодированные материалы и расшифровывают готовые формы или фрагменты форм интерпретации текстов, представленных преподавателем в письменном виде;

- второй уровень (воспроизведение) — студенты совершают отбор и запись результатов работы по составлению интерпретаций в соответствии с условиями задачи (по сути задания, его объему и последовательности);

- третий уровень (применение) — студенты осуществляют оформление результатов по самостоятельному кодированию информации и представлению ее в виде сигнальных загадок, логических цепочек, ЛОС, классифицируют полученные результаты, определяют взаимозависимость между ними;

Библиографический список

- четвертый уровень (методический) — студенты используют полученные по интерпретации результаты для переструктурирования их в другие формы, для модифицирования, для составления по ним докладов, сообщений, для обучения сверстников.

На основе представленного материала можно сделать выводы о том, что организация учебного процесса по технологии семиотической интерпретации охватывает все три структурных элемента обучения (учебный текст, преподавателя и студентов). В процессе выстраивания и решения учебных задач, определения и реализации содержания работы, использования форм, применения методических приемов и получения результатов обучения технологическая структура ориентирует процесс обучения как на усвоение получаемых знаний, так и на развитие личности студентов.

1. Bloom, В. S. Talent development vs. schooling [Text] / В. S. Bloom, L. A. Sosniak. — Educational Leadership, 1981. — P. 86-84.

2. Глотова, Г. А. Человек и знак : Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [ Текст] / Г. А. Глотова. — Свердловск : Изд-во Урал. гос. ун-та, 1990. — 256 с.

УДК 371 А. Г. Тайзетдинова, преподаватель Миасского

машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: agt82@yandex.ru

АНАЛИЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье проводится сравнительный анализ автоматизированных систем обучения «ДОЦЕНТ», «ОРОКС», «Прометей», «eLeamшg 3000», «Competentum.Magister», «Moodle».

Ключевые слова: автоматизированная система управления обучением, критерии и параметры сравнения систем дистанционного обучения.

В настоящее время существует множество автоматизированных систем дистанционного обучения (далее — СДО). Если до 2000 г. доминирующую роль играли такие известные западные бренды, как Lotus LearningSpace (IBM, США), WebCT (WebCT, США), Cisco, Oracle, то уже с 2001 г. начался рост числа российских разработок, альтернативных импортным сдО.

К 2003 г. наиболее популярными системами дистанционного обучения стали АСДО «ДОЦЕНТ», «Прометей», «ОРОКС», «Competentum.

Magister», «eLearning 3000», «LMS Moodle» [1]. Рассмотрим их характеристики и проведем сравнительный анализ возможностей систем дистанционного обучения для разработки компьютерных тестов.

Автоматизированная система дистанционного обучения «ДОЦЕНТ» (Дистанционный Обучающий ЦЕНТР) разработана компанией «Униар». Она представляет собой комплекс высокоэффективных программно-методических средств дистанционного обучения, переподготовки и тестирования слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.