УДК 377 А. А. Суханова, преподаватель, зав. учеб.
частью Миасского машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, е-mail: [email protected]
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В СПО
В статье описывается структура технологии семиотической интерпретации учебных текстов и ее элементов. Рассматривается проблема овладения всеми этапами интерпретации (кодирование, раскодирование, фрагментирование). Показана особенность технологии семиотической интерпретации учебных текстов. Представлены уровни оформления результатов интерпретации учебных текстов.
Ключевые слова: педагогическая технология, технология семиотической интерпретации учебных текстов, кодирование, раскодирование, фрагментирование, символотворчество, знаково-символическая деятельность.
Широкое употребление термина «технология» в педагогической литературе, на наш взгляд, свидетельствует о том, что стала остро востребованной определенность в отношении гарантированного получения результатов обучения. Именно поэтому ведутся многочисленные глубокие и всесторонние разработки педагогических технологий по направлениям, связанным с тремя четко обозначенными частями любого технологического процесса: целью, средствами и результатом.
Педагогическая технология как содержание, формы, средства и методы реализации образовательного процесса определяется целью, достижение которой адекватно обеспечивается созданием специфических условий технологической среды [1]. Нам представляется, что изменения, происходящие в мире, определяют приоритет цели образования. На первое место выходит не формирование системы знаний в той или иной области науки, а целенаправленное развитие личности и подготовка человека к существованию в условиях постоянно меняющейся информационной среды.
Отличительная черта технологии семиотической интерпретации учебных текстов заключается в следующем: в данной технологии функции повторения и разъяснений вместо преподавателя выполняют студенты, многократно предоставляющие вариативные формы одного и того же текста, и сам студент, различным образом интерпретирующий учебный текст (логические цепочки, сигнальные загадки, листок опорных сигналов).
По утверждению специалистов, именно семиотическая (знаково-символическая) деятель-
ность человека, или семиозис, представляет собой реализацию семиотического отношения человека к себе и к миру [2]. В процессе семи-озиса осуществляется символизация, связанная с решением человеком ряда задач, таких как прием и переработка информации, опознание объектов, фиксация результатов познавательной деятельности, планирование и регуляция деятельности, оперирование более широким и глу -боким содержанием [2]. Под знаково-символи-ческими средствами понимаются «отдельные объекты или их системы, использующиеся в общении или познании в качестве представителей, заместителей некоторых других объектов, явлений, процессов, форм деятельности, понятий» [2, с. 14].
При освоении семиотической интерпретации учебных текстов на первое место выступает проблема овладения всеми этапами интерпретации.
Главная идея, лежащая в основе интерпретации, может быть сформулирована следующим образом: из словесной формы посредством преобразования по заданному алгоритму текст переводится в серию кодирующих сигналов, дискретных по своей структуре, которые при воспроизведении вновь превращаются в непрерывный в смысловом отношении текст. Переход образа в символ придает ему смысловую глубину и смысловую перспективу. Соединение смысла интерпретируемого текста с соответствующим ему сигналом мы обозначили как кодирование. Результатом кодирования выступают сигнальные загадки, логические цепочки, в частном случае — листки опорных сигналов.
Образовательные технологии: наука и практика
Кодированием в рамках нашей технологии мы называем непосредственный выбор графических и словесно-буквенных сигналов для трансляции смыслового наполнения фрагмента текста, адекватно отражающих суть предмета или явления, и размещение их в пространстве сигнальной загадки в соответствии с правилами синтактики и компоновки. В результате кодирования словесный текст предстает в виде компактного сигнального сообщения, адекватно воспринимаемого в рамках семиотического пространства учебного текста.
Под раскодированием подразумевается процесс, обратный кодированию: перевод графических и словесно-буквенных сигналов в объем исходного текста вербальными средствами и возможностями субъекта. Раскодирование подразумевает визуальное восприятие сигнальной загадки, соотнесение сигналов с транслируемым смыслом и вокализованное воспроизведение ответа, осуществляемое в рамках определенного алгоритма.
Фрагментирование текста обусловлено стоящей перед интерпретатором задачей, основанной либо на укрупнении информационных единиц (главная мысль), либо на детализации. В зависимости от поставленной цели — передать смысл всего текста или отдельных его частей различного объема — текст разбивается на целостные в смысловом отношении части (фрагменты), с которыми идет основная работа по созданию сигнальных загадок.
В процессе работы над сигнальными загадками происходит постоянное расширение личной библиотеки активных сигналов студентов. Являясь результатом самостоятельной работы студентов, новые сигналы, как и сигнальные загадки, могут быть отнесены к образовательному продукту. Именно с их помощью через постоянное символотворчество в результате постановки и решения проблемы самим студентом осуществляется кодирование и раскодирование информации на личностном плане.
При организации учебного процесса на базе технологии семиотической интерпретации учебных текстов реализуются различные виды учебной деятельности: обработка текста, сим-волотворчество, вариативные поиски, усвоение знаний.
Их наличие свидетельствует о достижении целей, стоящих перед педагогической технологией и состоящих в получении знания (запоминание и воспроизведение), понимании (преобразование, интерпретация, прогнозирование), применении (использование в стандартных
и нестандартных ситуациях), анализе (взаимосвязи и организация частей и целого) и синтезе (комбинирование и конструирование).
Все перечисленные структуры могут быть использованы: при объяснении нового материала — в качестве исходной посылки для постановки проблемы, иллюстрирования положения, подведения итогов или составления выводов; на этапе повторения — в качестве реминисцирующего фактора, в роли мнемиче-ских схем; при закреплении — в виде многократно повторяющихся, но вариативно оформленных элементов пройденного материала; во время опроса — в качестве дополнительных вопросов; для контроля знаний — как устный экспресс-опрос, в качестве проверочной мини-работы (15-20 минут), в ходе специальных уроков по проверке знаний (текущая, ретроспективная, микшерная, рефлексивная проверка); для самостоятельной работы по тексту в ходе моделирования и модифицирования опорных схем различного характера, проводимых в течение урока или в период выполнения домашнего задания.
Для полного усвоения знаний, как известно, необходимо, чтобы каждое знание было освоено внутри трех видов деятельности, которым соответствуют следующие виды учебных действий: действие по получению нового знания; действие по систематизации и установлению связей полученного с имеющимся знанием; действие по применению нового знания к решению возникающих задач.
На всех этапах освоения студентами семиотической интерпретации учебных текстов прослеживается успешное освоение описанных видов учебных действий, частота и интенсивность которых регулируется не только целями урока, но и инициативой студентов.
Организация процесса обучения, базирующегося на основе технологии семиотической интерпретации учебных текстов, может считаться успешной, если учащиеся работают в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества, свободно владеют приемами интерпретации текстов, аналитически и рефлексивно подходят к структуре текста и собственным действиям, постоянно реализуют свой творческий потенциал через создание образовательной продукции, демонстрируют глубокое усвоение изучаемого материала.
В ходе освоения всех этапов семиотической интерпретации учебных текстов наряду с другими формируется и умение оформлять результаты проведенной работы. В этом умении, как
и во всех остальных, может быть выделено четыре уровня:
- первый уровень (узнавание) — студенты копируют кодированные материалы и расшифровывают готовые формы или фрагменты форм интерпретации текстов, представленных преподавателем в письменном виде;
- второй уровень (воспроизведение) — студенты совершают отбор и запись результатов работы по составлению интерпретаций в соответствии с условиями задачи (по сути задания, его объему и последовательности);
- третий уровень (применение) — студенты осуществляют оформление результатов по самостоятельному кодированию информации и представлению ее в виде сигнальных загадок, логических цепочек, ЛОС, классифицируют полученные результаты, определяют взаимозависимость между ними;
Библиографический список
- четвертый уровень (методический) — студенты используют полученные по интерпретации результаты для переструктурирования их в другие формы, для модифицирования, для составления по ним докладов, сообщений, для обучения сверстников.
На основе представленного материала можно сделать выводы о том, что организация учебного процесса по технологии семиотической интерпретации охватывает все три структурных элемента обучения (учебный текст, преподавателя и студентов). В процессе выстраивания и решения учебных задач, определения и реализации содержания работы, использования форм, применения методических приемов и получения результатов обучения технологическая структура ориентирует процесс обучения как на усвоение получаемых знаний, так и на развитие личности студентов.
1. Bloom, В. S. Talent development vs. schooling [Text] / В. S. Bloom, L. A. Sosniak. — Educational Leadership, 1981. — P. 86-84.
2. Глотова, Г. А. Человек и знак : Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [ Текст] / Г. А. Глотова. — Свердловск : Изд-во Урал. гос. ун-та, 1990. — 256 с.
УДК 371 А. Г. Тайзетдинова, преподаватель Миасского
машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье проводится сравнительный анализ автоматизированных систем обучения «ДОЦЕНТ», «ОРОКС», «Прометей», «eLeamшg 3000», «Competentum.Magister», «Moodle».
Ключевые слова: автоматизированная система управления обучением, критерии и параметры сравнения систем дистанционного обучения.
В настоящее время существует множество автоматизированных систем дистанционного обучения (далее — СДО). Если до 2000 г. доминирующую роль играли такие известные западные бренды, как Lotus LearningSpace (IBM, США), WebCT (WebCT, США), Cisco, Oracle, то уже с 2001 г. начался рост числа российских разработок, альтернативных импортным сдО.
К 2003 г. наиболее популярными системами дистанционного обучения стали АСДО «ДОЦЕНТ», «Прометей», «ОРОКС», «Competentum.
Magister», «eLearning 3000», «LMS Moodle» [1]. Рассмотрим их характеристики и проведем сравнительный анализ возможностей систем дистанционного обучения для разработки компьютерных тестов.
Автоматизированная система дистанционного обучения «ДОЦЕНТ» (Дистанционный Обучающий ЦЕНТР) разработана компанией «Униар». Она представляет собой комплекс высокоэффективных программно-методических средств дистанционного обучения, переподготовки и тестирования слушателей.