3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. - М., 2004.
4. Еремкина, О.В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя как инновационное направление в образовании // Российский научный журнал. - 2008. - № 4(5).
5. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М., 1993.
6. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д., 2009.
7. Монахова, Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. - 1997. - № 4.
8. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М., 2005.
9. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск, 1999.
10. Жуков, Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом / Б.М. Жуков, А.В. Дейнека. - М., 2009. Bibliography
1. Klimova, T.E. Razvitie nauchno-issledovateljskoyj kuljturih uchitelya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2008.
2. Kihchkina, S. D. Formirovanie nauchno-metodicheskoyj kuljturih studentov-zaochnikov pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 2008.
3. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: ucheb. posobie. - M., 2004.
4. Eremkina, O.V. Formirovanie psikhologo-pedagogicheskoyj diagnosticheskoyj kuljturih uchitelya kak innovacionnoe napravlenie v obrazovanii // Rossiyjskiyj nauchnihyj zhurnal. - 2008. - № 4(5).
5. Berulava, M.N. Teoreticheskie osnovih integracii obrazovaniya. - M., 1993.
6. Danilyuk, A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. - Rostov n/D., 2009.
7. Monakhova, G.A. Obrazovanie kak rabochee pole integracii // Pedagogika. - 1997. - № 4.
8. Yakovlev, E.V. Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspektih postroeniya / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva. - M., 2005.
9. Serikov, G.N. Zdorovjesberezhenie v gumannom obrazovanii: monografiya / G.N. Serikov, S. G. Serikov. - Ekaterinburg; Chelyabinsk, 1999.
10. Zhukov, B.M. Sovremennihe tendencii v upravlenii personalom / B.M. Zhukov, A.V. Deyjneka. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 02.12.11
УДК 37.026.9
Sergienko P.G., Sizova E.R. CREATIVITY AS A PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY OF A FUTURE COMPOSER
PERSONALITY. The article considers the category of "creativity" in the context of professional activity of a composer, the article also reveals the content and structural components of the category; the authors' interpretation of the definition is given. Key words: creativity, art, composer activity, professionally important qualities.
П.Г. Сергиенко, аспирант Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]; Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: [email protected].
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО КОМПОЗИТОРА
В статье рассматривается категория «креативность» в связи с профессиональной деятельностью композитора, выявляются ее содержание и структурные компоненты, дается авторская трактовка понятия.
Ключевые слова: креативность, творчество, композиторская деятельность, профессионально-важные качества.
Ориентация образовательной политики в нашей стране на идеи компетентностного подхода в обучении обусловливает необходимость формирования не только когнитивно-деятельнос-тной составляющей профессионального мастерства будущего специалиста, но и развитие качеств личности, значимых для ее профессиональной самореализации. В научно-педагогических исследованиях, посвященных данной проблеме, обосновывается, что профессионально-важные качества специалиста определяются особенностями его профессиональной деятельности и формируются в процессе ее реализации (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Б.А. Федоришин и др.).
Композиторская деятельность в ряду других видов музыкальной деятельности обладает ярко выраженной спецификой, которая проявляется в способности генерировать множество разнообразных идей, перерабатывать большое количество впечатлений, преобразовывать их в художественные образы, синтезировать новые художественные образы, рождать новые музыкальные идеи и т.д. Поэтому важнейшим профессиональным качеством личности композитора является креативность.
Понятие креативность (от лат. creation - созидание) обычно трактуется в психолого-педагогических исследованиях как «способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления» [1, с. 173]. Однако, в самом общем виде креативность понимается как способность к творчеству [2]. Близость понятий «творчество» и «креативность» послужила синонимичности их толкования, что порой приводит к взаимной подмене терминов.
Нам ближе взгляды исследователей, которые дифференцируют данные категории, подчеркивая, что творчество высту-
пает как процесс и результат деятельности, а креативность -как субъективная детерминанта творчества, т.е. мотивационно-потребностная основа творческой деятельности (Т.А. Барыше-ва, Ю.А. Жигалов). Опираясь на данную позицию, мы будем рассматривать креативность как особое свойство личности, в рамках которого возможно проявление творческой активности субъекта.
Говоря о содержании и структуре кретивности, ученые высказывают разные мнения. Так, Дж. Гилфорд и Э. Торренс выделяют интеллектуальную одаренность, считая ее приоритетной в формировании креативности личности [3; 4]. А. Маслоу рассматривает способность к творчеству как установку на самореализацию личности, где важную роль в раскрытии творческого потенциала личности играют мотивация, ценностные ориентации и личностные черты [5]. Д.Б. Богоявленская предлагает в качестве системообразующего фактора творчества признать интеллектуальную активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве, и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулирован-ной продуктивной деятельности [6].
Мы будем опираться на концепцию креативности, представленную Р. Стернбергом [7], в которой автор доказывает, что креативность как качество способно проявиться только в том случае, если оно сочепаетв себе ряд компонентов: мотивацион-ный, интеллектуальный, личностный.
В композиторской деятельности одним из основных мотивов выступает мотивированность на успех. Деятельность композитора имеет публичный характер и оценивается профессио-
нальным сообществом - музыкальными критиками, исполнителями, коллегами-музыкантами, композиторами, а также публикой. Приступая к сочинению, автор мысленно представляет совершенную модель произведения в конечном воплощении, т.е. идеальный образ звуковой реализации своей музыкальной идеи. Он адресует его слушателям, от которых, в свою очередь, ждет оценки и поощрения своего труда.
Помимо мотивированности на успех, важным мотивом деятельности композитора является потребность в самовыражении и личностном росте. Д.Н. Овсянико-Куликовский в труде «Психология искусства» [8] доказывает, что мотив художественной деятельности продиктован не внешними факторами, а внутренними устремлениями, которые являются порождением духовной потребности к творчеству, где композитор самореализовывается, самовыражается, получает определенное эмоциональное удовлетворение в процессе деятельности. Ученый утверждает, что творцы с одной стороны субъективные наблюдатели, с другой стороны объективные экспериментаторы, т.е. продукт творчества - это синтез двух начал, где субъективные переживания и идеи творца находят выражение в объективированной форме.
Интеллектуальный компонент является основополагающим компонентом креативной личности, обеспечивающим эффективное протекание творческого процесса. Дж. Гилфорд в качестве главного критерия креативности выделяет принципиальное различие между двумя типами мышления - конвергентным и дивергентным. Ученый строит свою теорию на том, что в основе креативности лежит именно дивергентный тип мышления - идущий в различных направлениях, допускающий множество путей решения вопроса, что порой приводит к неожиданным выводам и результатам, к неожиданному творческому решению [3]. Связь дивергентного мышления и креативности также отмечает М.А. Холодная: «Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации» [9, с. 226].
Для композиторской деятельности дивергентный тип мышления является необходимым, именно он лежит в основе творчества, когда замысел может быть представлен большим количеством вариантов. Так, одни и те же сюжеты неоднократно используются различными композиторами, но всегда получают разное воплощение, иной ракурс, другой взгляд, что и позволяет художественному творчеству быть поистине многообразным и разноликим. Кроме того, мышление является главной операционной составляющей, отвечающей за весь путь создания произведения, начиная от формирования обобщенного образа в сознании композитора до его конечного воплощения.
В процессе изучения феномена креативности Дж. Гилфорд и сотрудники его лаборатории выделили шестнадцать гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них - беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления. В композиторской деятельности большое значение имеют все выделенные интеллектуальные способности: беглость, связанная с генерированием большого количества идей за единицу времени, из которых композитор выбирает необходимые средства для воплощения художественного замысла; оригинальность воплощения идеи (уметь найти свой непохожий музыкальный язык, стиль, почерк), а также гибкость, проявляющаяся в умении не повторяться, быстро переключаться с одного замысла на другой (работать параллельно над несколькими произведениями).
Еще одной важной особенностью композиторского мышления является ассоциативность, которая в свою очередь тесно связана с воображением. Рассматривая специфику воображения и образного мышления, Л.Л. Бочкарев, а также ряд психологов соотносят данные понятия следующим образом: воображение, прежде всего, направлено на создание образов желаемого, а также воссоздание уже запечатленных образов и оперирует образами, в то время как мышление оперирует не только образами, но и понятиями [10, с. 187].
Касаемо композиторской деятельности - воображение и мышление представляют тесный взаимодействующий конгломерат, интегрированный «сплав». В определенных случаях мыш-
ление может подчиняться и следовать за воображением, вопреки законам логики и полученным знаниям, руководствуясь только образной направляющей, главенствующей в момент вдохновения, озарения. Обратную ситуацию можно наблюдать, когда в результате продолжительной мыслительной деятельности воображение получает импульс, активизируется и инициирует мысль, отталкиваясь от осознанного желания композитора. Таким образом, в творческом процессе композиторской деятельности аналитические моменты могут вторгаться в образную сферу и наоборот. Согласно Л.Л. Бочкареву, «преобразование образов, акцентирование внимания на его определенных чертах, гиперболизация, типизация, укрупнение являются механизмами творческого воображения, тесно связаны с анализом через синтез - основным механизмом мышления» [10, с. 201].
Данное взаимодействие аналитической и образной логики может повлиять на конечное воплощение замысла и привести к неожиданному, качественно новому результату. Примером тому в музыке может быть новая музыкальная форма, новые средства выразительности, новый стиль, т.е. что-то новое, не стандартное, креативное, ранее не применявшееся в музыкальной практике.
В процессе творческой деятельности композитора взаимосвязь воображения и мыслительных операций рождает особый тип мышления ассоциативно-образный. Он отличается главным образом тем, что использует богатое ассоциативное образное поле для переработки полученного впечатления в звуковой материал, что и способствует созданию оригинального, непредсказуемого и неожиданного результата.
В композиторской деятельности ассоциативное мышление необходимо для синтезирования разнообразных художественных впечатлений, установления взаимосвязей между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. С помощью взаимодействия мышления и воображения, которое оперирует образами, ассоциациями, образуется тот необходимый синтез, который помогает композитору находить пути решения поставленных задач. Порой данное решение способно выходить за рамки ожидаемого, стандартного, приводить к качественно новому воплощению замысла, что осуществляется именно за счет подключения в творческий процесс далеких ассоциаций из смежных видов искусств: живописи, литературы, театра, а также жизненных впечатлений композитора. Кроме того, с помощью ассоциативного мышления композитор осуществляет различные комбинации и подбор знаков-символов, хранящихся в его памяти, для воплощения своего замысла и создания различных музыкальных образов.
Исследователи Е.С. Синицын, О.Е. Синицына в книге «Тайна творчества гениев» называют ассоциативность необыкновенной способностью гениального мышления, указывая, что ассоциации - это вечный двигатель творчества [11]. Согласно ученым, сила ассоциативных чувств, ощущений, мышления и интуиции в том, что они высвечивают такие уровни, где бессильна помощь разума.
Помимо компонентов, которые мы рассмотрели выше, мы полагаем, что для креативной деятельности композитора необходимы особые личностные качества и свойства. Прежде всего, эпо синестезийная чувствительность, эмоциональная реактивность, склонность к фантазированию, способность к импровизации. По нашему мнению, данные свойства личности способствуют активизации творческой фантазии и художественного воображения.
Синестезийная чувствительность буквально означает «синтезирование чувств» - состояние, при котором ощущение одной модальности (например, слушание музыки) вызывает ощущение другой модальности (например, цветоощущение) [1, с. 193]. Распространенным примером проявления синестезии является так называемый «цветной слух», при котором звук, наряду со слуховым ощущением, вызывает и цветовое - известно, что таким слухом обладали Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Данная особенность стимулирует рождение внемузыкальных ассоциаций, обогащает воображение композитора, способствует синтезированию новых художественных образов.
В креативной деятельности композитора важным качеством является эмоциональная реактивность, проявляющаяся в умении быстро реагировать на полученные впечатления, жизненные явления, события, то есть на все то, что необходимо для создания нового продукта. От скорости реакции композитора
зависит его актуальность в мире искусства (новизна и современность музыкального языка, своеобразие тем, воплощенных в художественном произведении и т.д.), что непосредственно сказывается на востребованности его как художника в обществе. Также композитор должен уметь предвидеть и просчитать заранее результат своей деятельности, что требует от творца определенной скорости реагирования. А так как музыкальная деятельность связана с эмоциональной сферой, и через продукты творчества непосредственно воздействует на эмоции слушателя, поэтому наличие адекватной и быстрой эмоциональной реакции у композитора является значимым качеством для его профессиональной деятельности.
Склонность к фантазированию является необходимым личностным качеством креативной личности, так как именно креативные люди испытывают острую потребность в создании нового, реорганизации уже существующего и именно фантазируя, мысленно воображая желаемое, они способны найти оригинальный и самобытный вариант художественной реализации задуманного. В композиторской деятельности фантазия является одним из ведущих качеств - фантазируя, композитор способен мысленно перевоплощаться в другие образы, самоидентифицируя себя с собственными героями. Степень яркости образов фантазии у многих композиторов бывает столь велика, что перекликается с синестезийностью, то есть с появлением физического, «материального» ощущения какого-либо явления.
Для композитора чрезвычайно важна способность к импровизации - интегральная творческая способность, базирующаяся на высокой лабильности нервных процессов, воображении (преобразовании представлений), пластичности, гибкости, беглости мышления, памяти (манипуляция эталонными блоками), интуиции [1, с. 192]. Известно, что многие композиторы для того, чтобы «поймать волну», так называемое «вдохновение» могли
Библиографический список
часами импровизировать за инструментом. Именно через игру композитор может услышать реальное звучание музыкальной ткани, которое, в свою очередь, может послужить импульсом, толчком для последующей творческой деятельности. Также умение импровизировать является в буквальном смысле спасительным в том случае, если возникает неожиданная ситуация, требующая принятия быстрого правильного решения, что в музыкальной деятельности встречается довольно часто. Умеющий импровизировать композитор может быстро переключиться на новую музыкальную мысль, при этом оставаясь в музыкальном материале.
Таким образом, креативность композитора понимается нами как профессионально-важное интегральное личностное качество, обеспечивающее эффективное протекание творческих процессов и включающее ряд компонентов. Мотивационный компонент предполагает мотивацию на успех, направленность личности на освоение профессиональных ценностей и самореализацию в творчестве. Интеллектуальный компонент базируется на дивергентном и ассоциативно-образном типе мышления, гибкости и беглости мыслительных операций, что позволяет рождать новые нестандартные комбинации различных элементов, создавать новые продукты мыслительной деятельности, генерировать разнообразные идеи. Личностный компонент подразумевает наличие определенных особенностей, таких как: синес-тезийная чувствительность, эмоциональная реактивность, склонность к фантазированию, способность к импровизации.
Осознавая важность креативности для профессиональной деятельности композитора, мы убеждены в необходимости целенаправленного развития данного качества и считаем возможным создать в процессе музыкального обучения такие педагогические условия, которые позволят успешно сформировать креативность будущих композиторов.
1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2011.
2. Большой энциклопедический словарь (БЭС) / под ред. А.М. Прохорова. - М., 2004.
3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта: психология мышления. - М., 1965.
4. Taylor, C.W. Creativity. Progress and potential / C.W. Taylor. - NY, 1964.
5. Maslow, A.H. Creativity in self-actualising people / H.H.Anderson (ed.). Creativity and its cultivation. - NY. Harper, 1959.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002.
7. Sternberg, R. General intellectual ability / R. Sternberg (ed.). - Human abilities, 1985. 8.Овсянико-Куликовский, Д.Н. Вопросы психологии творчества. - СПб., 1902.
9.Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М.; Томск, 1997.
10. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2008.
11. Синицын, Е.С. Тайна творчества гениев / Е.С. Синицын, О.Е. Синицына. - Новосибирск, 2004. Bibliography
1. Iljin, E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb., 2011.
2. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj (BEhS) / pod red. A.M. Prokhorova. - M., 2004.
3. Gilford, Dzh. Tri storonih intellekta: psikhologiya mihshleniya. - M., 1965.
4. Taylor, C.W. Creativity. Progress and potential / C.W. Taylor. - NY, 1964.
5. Maslow, A.H. Creativity in self-actualising people / H.H.Anderson (ed.). Creativity and its cultivation. - NY. Harper, 1959.
6. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj. - M., 2002.
7. Sternberg, R. General intellectual ability / R. Sternberg (ed.). - Human abilities, 1985. 8.Ovsyaniko-Kulikovskiyj, D.N. Voprosih psikhologii tvorchestva. - SPb., 1902.
9.Kholodnaya, M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksih issledovaniya. - M.; Tomsk, 1997.
10. Bochkaryov, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M., 2008.
11. Sinicihn, E.S. Tayjna tvorchestva geniev / E.S. Sinicihn, O.E. Sinicihna. - Novosibirsk, 2004.
Статья поступила в редакцию 02.12.11
УДК 377.5
Suhanova A.A. MONITORING OF VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS' KNOWLEDGE IN FRAMEWORK OF APPLICATION
THE TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL TEXTS SEMIOTIC INTERPRETATION. The stages of application of technology of semiotics interpretation of educational texts are described, kinds of control of knowledge and their application are defined, and levels of mastering by students of a teaching material within the limits of the given technology are allocated.
Key words: control of knowledge, technology of semiotics interpretation of educational texts.
А.А. Суханова, преп. МАМТ, г. Миасс, Е-mail: [email protected]
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ
Описаны этапы применения технологии семиотической интерпретации учебных текстов, определены виды контроля знаний и их применение, выделены уровни усвоения студентами учебного материала в рамках данной технологии. Ключевые слова: контроль знаний, технология семиотической интерпретации учебных текстов.