Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПУ СО РК"'

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПУ СО РК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ / РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / THE STAGES OF COMPETENCE FORMATION / THE PROCESS OF DEVELOPMENT AND STUDY / THE MISSILE SYSTEM / THE CURRENT CONTROL OF CADETS' KNOWLEDGE / THE PROCESS OF PREPARATION AND TESTING / THE CURRENT CONTROL OF TRAINEES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычков Виталий Владимирович

Эффективность учебного процесса в значительной степени зависит от того, насколько успешно организован процесс не только освоения материала, но и контроля знаний курсантов института. Это особенно важно, когда проверяется уровень усвоения материала больших (сложных) курсов дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE CONTROL WAYS TO IMPROVE KNOWLEDGE CONTROL CADETS IN DISCIPLINE "MISSILE LAUNCHERS AND SYSTEMS MAINTENANCE"

The effectiveness of the educational process largely depends on how successfully the process of not only mastering the material is organized, but also controlling the knowledge of the students of the institute. This is especially important when the level of assimilation of material of large (complex) courses of disciplines is checked.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПУ СО РК"»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

В.В. БЫЧКОВ

V.V. BYCHKOV

КОНТРОЛЬ ЗНАНИИ

KNOWLEDGE CONTROL

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПУ СО РК»

WAYS TO IMPROVE KNOWLEDGE CONTROL CADETS IN DISCIPLINE «MISSILE LAUNCHERS AND SYSTEMS MAINTENANCE»

Сведения об авторе. Бычков Виталий Владимирович - старший научный сотрудник НИЛ ВМИ ВУНЦ ВМФ «ВМА», капитан 1 ранга запаса, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. Эффективность учебного процесса в значительной степени зависит от того, насколько успешно организован процесс не только освоения материала, но и контроля знаний курсантов института. Это особенно важно, когда проверяется уровень усвоения материала больших (сложных) курсов дисциплин.

Ключевые слова: этапы формирования компетенции, процесс освоения и изучения, ракетный комплекс, текущий контроль знаний курсантов, процесс подготовки и проведения тестирования, текущий контроль обучающихся, учебный процесс.

Information about the author. Vitaly Bychkov - senior researcher at the VMIVUNTS Navy «VMA», captain of the 1st rank/reserve, candidate of technical sciences, associate professor (St. Petersburg).

Summary. The effectiveness of the educational process largely depends on how successfully the process of not only mastering the material is organized, but also controlling the knowledge of the students of the institute. This is especially important when the level of assimilation of material of large (complex) courses of disciplines is checked.

Keywords: the stages of competence formation, the process of development and study, the missile system, the current control of cadets' knowledge, the process of preparation and testing, the current control of trainees, the educational process.

Современное представление теоретических основ процесса освоения и изучения сложных технических систем (СТС), которыми являются составные части (устройства, оборудование, аппаратура и принципы функционирования) комплексов ударного ракетного оружия (СЧ КУРО), курсантами военно-морского института (ВМИ) может определить несколько основополагающих и приоритетных этапов учебного процесса (см. рис).

Подготовка курсантов высшего профессионального образования (ВПО) по дисциплине «Пусковые установки и системы обслужива-

ния ракетных комплексов» (ПУ СО РК) осуществляется на кафедре ракетного вооружения подводных лодок (РВ пл), общий дидактический объём (трудоёмкость) дисциплины составляет девять зачётных единиц, на изучение профессионального курса отведено 288 академических часов, из них 192 часа выделено на аудиторные занятия с преподавателем и 96 часов для самостоятельной работы курсантов. Весь курс дисциплины «ПУ СО РК» разбит на три обучающих модуля: первый модуль изучается в шестом семестре - аудиторных 72 ч; второй модуль в седьмом семестре - аудиторных 54 ч и третий модуль

охватывает восьмой семестр - аудиторных 66 ч.

Предложенная автором модель освоения курсантами института курса дисциплины «ПУ СО РК» (или личным составом ракетных боевых частей (БЧ) на подводных лодках (пл)) пневмогидравлических систем (ПГС) комплексов ударного ракетного оружия (КУРО) состоит из следующих этапов:

- изучение системы по техническому описанию (ТО);

- составление учебных функциональных схем систем;

- составление краткого технического описания конкретной системы;

Этап представления и восприятия учебного материала Этап закрепления и запоминания учебного материала Этап контроля усвоения и воспроизведения курсантами изученного учебного материала

Рис. Модель учебного процесса освоения курсантами сложных технических систем

А ОТ i штаг

- изучение отдельных клапанов, оборудования и элементов системы;

- контроль усвоения упрощённых схем каждой системы;

- изучение реальной системы на боевых постах (БП) комплексного тренажёра (КТ) кафедры РВ пл или на подводной лодке (пл).

Разработанная модель, очевидно, содержит этап контроля усвоения и воспроизведения изученного учебного материала. Организация контроля учебного материала на кафедре РВ пл, при освоении конкретной дисциплины, в частности, «ПУ СО РК», начинается с изучения упрощённой схемы корабельной системы повседневного и предстартового обслуживания (КСППО) ракетного оружия (РО) её агрегатов и оборудования, а затем в обязательном графическом изображении курсантами освоенной конкретной системы облуживания (СО) комплексов ударного ракетного оружия (КУРО) по памяти. При этом клапаны, элементы и агрегаты системы обслуживания КУРО необходимо наносить на линии трубопроводов в их логической последовательности с дальнейшим прослеживанием направления движения рабочей среды (жидкости, газов) от источников до энергетических потребителей СО. После завершения проведённого контроля преподаватель проверяет составленную функциональную схему, чтобы изображённая конкретная система обслуживания ракетного комплекса (РК) условно работала во всех предписанных режимах согласно инструкции по эксплуатации (ИЭ).

Существовавшая и внедрённая ранее в учебный процесс института балльно-рейтинговая система (БРС) позволяла осуществлять текущий, рубежный контроль и промежуточную аттестацию преподаваемого материала конкретных дисциплин кафедры по частям. Данная система предполагала последовательное изучение модулей (тем, разде-

лов) дисциплин, при этом осуществлялся контроль по накопительной системе в 100 баллов с проведением рубежного, промежуточного (итогового) контроля. Однако БРС не оправдала себя в учебном процессе института, так как оказалась малоэффективной для военной системы образования и в какой-то степени отрицательной для практики обучения курсантов в Военном учебно-научном центре ВМФ «ВМА».

Для совершенствования процесса контроля знаний курсантов по конкретному изучаемому курсу, оценки и производства его с максимальной эффективностью на кафедре РВ пл института разработаны конкретные предложения и рекомендации. Очевидно, для проверки знаний обучающихся курсантов профессорско-преподавательскому составу (ППС) порой необходимо всего лишь сформулировать контрольные вопросы для тестов, на контрольную работу, собеседование или письменный опрос по составу и функционированию системы обслуживания РК. Задание должно предусматривать стержневые вопросы каждой темы учебной программы, их количество определяется требованиями оптимального сочетания объективности контроля и его оперативности. Целесообразно преподавателю для контроля выбирать и составлять контрольные вопросы для проверки знаний следующего типа: «почему», «для чего?», «что произойдёт, если?», представленные вопросы используются для самоконтроля усвоения курсантами системы обслуживания РО и для контроля преподавателем остаточных знаний курсантов.

Исходя из того, что учебный курс изучаемой дисциплины целесообразно делить на несколько (от двух до четырёх) разделов или модулей, на кафедре ракетного вооружения пл разработан график контроля знаний курсантов (слушателей) по дисциплине «ПУ СО РК». Данный график предусматривает осуществление оптимальной последовательности проведения разных видов занятий, выполнения индивидуальных (расчётно-графи-ческих работ, лабораторных работ, контрольных работ, курсовых работ и др.) заданий и контрольных тестов. Допуском к очередному экзамену (зачёту, зачёту с оценкой) служат «накопительные» отметки (оценки) по всем видам текущего контроля обучающихся курсантов в период всего учебного процесса.

Одним из критериев при составлении контрольных вопросов для письменного опроса или тестов является проблема практической реализации общих требований к составлению тестов. Данная проблема на примере поэтапного усложнения тестов, как правило, сводится к решению задачи перехода от достигнутого уровня знаний на более высокий уровень сложности, с целью стимулирования и выполнения заданий, приводящих к нестандартному принятию решения и правильному ответу со стороны курсантов.

Процесс составления вопросов для письменного опроса и тестов с учётом аспекта их продуктивности связан с особенностями и непосредственной конкретикой курсов дисциплин кафедры. Усложнение вопросов тестирования, их уровня

сложности, приводящих к нестандартному решению задачи и возможности развития творческого мышления, может превратиться в стандартные формы заученных ответов после многократного использования их при письменном опросе или тестировании. Следовательно, необходимо проводить периодическое изменение как контрольных вопросов, так и перестановку их в самих тестовых заданиях по разделам (темам).

Таким образом, можем представить, как на практике трудно обеспечить выполнение общих требований к задаче составления контрольных и тестовых заданий по изучаемым курсам дисциплин кафедры. Предлагаем рассмотреть многопараметрическую классификацию задач, которые помогут составителям тестов на контрольную работу реально обеспечить выполнение психологических требований и в то же время обеспечить необходимую технологичность в процессе подготовки и проведения тестирования курсантов.

Напомню, что тестирование - это процесс дидактического диагностирования. Основным принципом разработки тестовых заданий является принцип дидактического единства обучения и контроля, подразумевающий необходимость обеспечения логической взаимосвязи между двумя компонентами учебного процесса обучающей и контролирующей сторонами. Разработка и структурирование задач тестирования по изучаемым курсам конкретных дисциплин кафедры РВ пл осуществляется по основным следующим пяти показателям:

1. Тестируемый модуль. По содержанию часть тестируемых модулей имеет базовый характер, а часть меняется для разных специализаций, часть имеет повышенный математический уровень, часть модулей обладает практической направленностью и др.

2. Предметная модель. В разных курсах дисциплин и у разных

преподавателей кафедры РВ пл один и тот же материал и одни и те же знания, как правило, представляются в различных интерпретациях при изложении материала или проведении занятий. Частично этот параметр позволяет адаптировать тест к персоналии (особенностям субъекта) ППС кафедры.

3. Форма задачи. Одни и те же вопросы теста могут быть поставлены в разных формах (например, вербальная,визуальная, логическая, графическая, алгоритмическая и др.). Наличие в тестовых вопросах задач в разных формах адаптирует его к тестируемым курсантам на кафедре.

4. Форма ответа. Различные формы контроля подразумевают соответственно и разные формы ответа курсантами (например, выбор ответа из предложенных, запись ответа явной формулой, описание всех объектов, удовлетворяющих условию задачи, или указание его произвольного представителя). Использование различных форм контроля и ответов курсантов на кафедре РВ пл позволяет уменьшить формализм и скептицизм части профессорско-преподавательского состава относительно замены традиционных уровней и видов контроля (например, экзамена или зачёта с оценкой) тестированием, письменным опросом, собеседованием и др.

5. Установка тестирования. Различные формы контроля знаний и умений курсантов ставят проверяемого курсанта в различные психологические условия, которые не могут не влиять на результаты тестирования. Например, представлять такие показатели, как: установка решения как можно большего количества задач за конкретное время; установка набрать больше оценок (баллов) при решении предложенных задач; установка решить все предложенные задачи за достаточно большое (неограниченное) время.

Перечисленные три первых показателя определяют структуру ба-

зы данных задач для контрольного тестирования обучаемых курсантов на ракетной кафедре. Следующие два показатели, в частности, четвёртый определяет операционные возможности самой среды и условий тестирования курсантов, а пятый показатель определяет управляющие опции оболочки тестирования курсантов с определённой установкой объёма контрольного задания и временных показателей, ограничивающих его выполнение.

По итогам текущего контроля знаний обучающихся курсантов выводится накопленная общая (суммарная) оценка (балл). Такая организация даёт положительный результат и позитивный эффект в таком подходе к вопросу контроля фонда остаточных знаний или умений курсантов на кафедре РВ пл. Сложный и трудоёмкий учебный материал по дисциплине «ПУ СО РК», связанный с КСППО и ПУ, усваивается полнее и глубже при реализации обучающей функции контроля знаний. Этим стимулируется и мотивируется ритмичная работа курсантов в процессе всего учебного процесса, снижается психологическое напряжение обучающихся на зачёте (зачёте с оценкой) или экзамене, ликвидируются интеллектуальные перегрузки в конце зимнего или летнего семестра учебного года во время сессии.

Принципиально важными свойствами тестового контроля являются технологичность и объективность. Технологичность позволяет обеспечить практически непрерывную обратную связь процесса обучения и контроля знаний курсантов, а объективность позволяет производить количественные измерения учебных достижений и эффективности на основании статистической обработки результатов тестирования обучаемых на кафедре РВ пл.

Целью разработанной системы тестовых заданий по курсу «ПУ СО РК» является создание инструмен-

Таблица

Военно-профессиональные компетенции курсантов

Наименование компетенции Этапы формирования компетенции Знания, умения и навыки по этапам формирования компетенции

ВПК.ПС-1: способность осуществлять подготовку комплекса к ракетной стрельбе. 1. Подготовка корабля, корабельной части КРО, систем, обслуживающих КРО, погрузочных средств к приёму (выгрузке) ракет. 2 . Техническое обслуживание систем, входящих в состав КРО (условия хранения, виды и периодичность регламентных проверок). 3 . Выполнение операций по подготовке РК к бою и походу. 4 . Поддержание систем РК в постоянной боевой готовности. 5. Предстартовая подготовка и старт ракет, практические стрельбы 6 . Приведение контейнеров и систем комплекса в исходное положение (после старта, аварийного выброса, несостоявшегося старта, ОС), а также ракет и контейнеров в безопасное состояние в случае возникновения аварийной ситуации . Знать: - устройство и принцип работы ПУ и КСППО, их структурно-схемное построение; - работу корабельных систем повседневного и предстартового обслуживания в основном режиме; - меры безопасности при эксплуатации ПУ и КСППО; - правила технического обслуживания ПУ и КСППО при подготовке к погрузке и при наличии изделий в КТП; - правила ведения технической документации; - устройство и принцип действия средств измерения и сигнализации параметров рабочей среды Уметь: - организовать обслуживание ПУ и КСППО при подготовке к погрузке изделий; - обеспечивать поддержание параметров микроклимата при наличии изделий в КТП; - обслуживать КСППО при наличии изделий; - проводить проверку исходного положения систем комплекса ракетного вооружения перед проведением основного режима; - заполнять контрольные листы и вести эксплуатационную документацию; - пользоваться технической документацией при обслуживании ПУ и систем обслуживания комплекса ракетного вооружения . Владеть: - навыками использования технической документации по устройству и техническому обслуживанию ПУ и КСППО; - методикой расчёта арматуры и элементов ПГ КСППО; - методикой проведения регламентных проверок технических систем подразделения (команды, группы) с использованием плановых таблиц и контрольных листов; - навыками пользования картами технического обслуживания ПУ и КСППО.

тария для определения и анализа степени понимания и освоения курсантами материала по данной дисциплине. Понимание категории учебных целей при компетентнос-тном подходе формируется из триады «знания - умения - навыки», в то же время она не обеспечена адекватным инструментарием для их контроля. Преподавательский опыт зачастую показывает, что можно знать и уметь без должного

понимания сути физических закономерностей и процессов, то есть механическое заучивание материала курса, раздела дисциплины. Поэтому применение разработанного на кафедре РВ пл инструментария для оценки знаний курсантов по дисциплине «ПУ СО РК» предусматривает определение:

- доли понимания курсантами смысла терминов и определений, фактов, принципов работы

устройств и систем облуживания, правил их эксплуатации;

- правильности интерпретации формулировки схемы систем и их элементов, понимания графики, диаграммы и специальной аббревиатуры;

- возможности учёта и осуществления преобразования тестов в различных формах и выражениях, а также условий изменения заданий;

- представления взаимосвязи физических параметров в заданиях;

- правильности описания развития физических процессов и принципов действия, прогнозирования событий из имеющихся данных и условий.

Процесс освоения материала курса дисциплины «ПУ СО РК» предусматривает всего сорок пять уровней контроля знаний курсантов, с учётом видов и форм контроля тестовые задания и контрольные вопросы группируются по разделам, темам изучаемой дисциплины. В частности, в 6 семестре - текущий контроль проводится десять раз и один рубежный контроль; в 7 семестре - текущий контроль осуществляется тринадцать раз и один промежуточный контроль; в 8 семестре - текущий контроль проводится девятнадцать раз и один промежуточный контроль. Разработанные вопросы и задания на контрольные работы (в форме тестов или вопросов на письменный опрос и собеседование) позволяют решить следующие дидактические (единицы) задачи освоения дисциплины «ПУ СО РК»:

1. Контроль усвоения пройденной темы. Обучающимся курсантам по данной дисциплине предлагается выполнить все варианты заданий на конкретную тему данного раздела.

2. Контроль усвоения пройденного раздела дисциплины. Так как дисциплина «ПУ СО РК» включает шесть разделов, поэтому курсантам предлагается выполнить задания по каждому разделу, они разработаны и указаны в учебной программе данной дисциплины.

3. Контроль усвоения всего курса конкретной дисциплины. Осваивающим курсантам учебные курсы кафедры предлагается выполнить сорок пять заданий по всему изучаемому материалу дисциплины «ПУ СО РК».

Представленные выше разновидности контроля при тести-

ровании могут проводиться как самостоятельно, так и включаться в качестве составной части в другие способы контроля: контрольные работы, зачёты (зачёты с оценкой), с использованием элементов компьютеризации.

Разработка вопросов и задач на кафедре РВ пл для письменного опроса, собеседования и тестов дисциплины на базе созданных контрольных заданий требовала выполнения следующих мероприятий:

1. Повышение технологичности и производительности процедуры тестирования путём её поэтапной компьютеризации.

2. Разработка методики проведения контрольной работы (письменного опроса или тестирования) курсантов.

3. Своевременная замена неинформационных контрольных или тестовых заданий в соответствии с изменениями учебной программы.

4. Экспертиза контрольных и тестовых заданий ведущими преподавателями кафедры и кафедр по родственным специальностям в области преподавания систем обслуживания РК и тестологии.

5. Проведение экспериментальных (пробных) письменных опросов или тестирования по определённой выборке обучающихся курсантов.

6. Экспериментальное определение преподавателями времени проведения собеседования (письменного опроса) или тестирования слушателей института.

7. Сравнение результатов тестирования с другими формами контроля для определения их надёжности и эффективности обучения при изучении материала конкретной дисциплины.

Отмечу, что проведение тестового контроля, как формы контроля знаний курсантов, имеет существенные положительные стороны, но и в то же время обладает определёнными недостатками, поэтому возникает необходимость

сочетания тестового контроля с письменным опросом, собеседованием, выступлениями курсантов с сообщениями (докладами) и др.

В конечном итоге, освоение учебной дисциплины «ПУ СО РК», как одной из курсов изучаемых дисциплин на кафедре РВ пл, направлено на формирование у обучающихся курсантов следующих военных профессиональных компетенций (ВПК), указанных в представленной таблице.

Следовательно, так как тестирование имеет основной недостаток, который заключается в отсутствии развития у курсантов устной и письменной речи, не может проверить навыки выполнения физических экспериментов, графических работ, расчётов и измерений. Поэтому тестирование предполагается использовать только в сочетании с другими методами и формами контроля: это расчёт-но-графические и контрольные работы, индивидуальные и письменные опросы, семинары, зачёты, экзамены, коллоквиумы и др.

При определении оценок знания курсантов на теоретические вопросы и практические задания в ходе текущего контроля или промежуточной аттестации профессорско-преподавательский состав кафедры РВ пл руководствуется общими критериями оценки элементов военно-профессиональных компетенций и фонда проверки остаточных знаний курсантов в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"». Перспективно и целесообразно использовать разработанную форму контроля, как тестирование в системе аттестации и аккредитации самих вузов, в целом, и его структурных подразделений, при освоении сложных курсов дисциплин кафедр института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.