Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ'

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ТЕСТ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / KNOWLEDGE / EDUCATIONAL PROCESS / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TEST / COMMUNICATIVE ACTIVITY / ABILITIES / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / СООТНОШЕНИЕ ФОРМ И ВИДОВ КОНТРОЛЯ / ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ / TYPES OF CONTROL / FORMS OF CONTROL / FUNCTIONS OF CONTROL / LEXICAL GRAMMATICAL TASKS / RATIO OF FORMS AND TYPES OF CONTROL / OBJECT OF CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арямнова Марина Анатольевна

В статье представлены виды, формы и функции контроля знаний, умений и навыков студентов как один из наиболее важных элементов образовательного процесса. Тщательно организованный учет и контроль, надлежащим образом регистрируемые результаты учебного процесса на каждой стадии обучения помогают вскрыть индивидуальные успехи и неудачи студентов. И более того, тот учебный материал, на который стоит обратить внимание становится более ощутимым. Особое внимание уделяется внимание тесту как эффективному виду испытательного задания. Проблема контроля знаний, умений и навыков – ключевой момент в техническом обучении.The article presents types, forms and functions of control of knowledge, abilities and skills of students as one of the most important element of educational process. Properly organized supervision and control, appropriative registering results of educational process on every stage of study help to reveal students’ individual successes and failures. And what is more, the training material which should be paid much attention becomes more transparent. Special attention is paid to the test as an effective type of testing task. The problem of control of knowledge, abilities and skill is a keystone in engineering education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-473926

М.А. Арямнова

Контроль результатов обучения

Аннотация

В статье представлены виды, формы и функции контроля знаний, умений и навыков студентов как одни из наиболее важных элементов образовательного процесса. Тщательно организованный учет и контроль, надлежащим образом регистрируемые результаты учебного процесса на каждой стадии обучения помогают вскрыть индивидуальные успехи и неудачи студентов, и более того, тот учебный материал, на который стоит обратить внимание становится более ощутимым. Особое внимание уделяется внимание тесту как эффективному виду испытательного задания. Проблема контроля знаний, умений и навыков - ключевой момент в техническом обучении.

I

Ключевые слова: виды контроля, формы контроля, функции контроля, коммуникативная деятельность, умения, знания, тест, лексико-грамматические задания, соотношение форм контроля, соотношение видов контроля, образовательный процесс, объект контроля, коммуникативная компетенция.

M.A. Aryamnova

Control of training results

Abstract

The article presents types, forms and functions of control of knowledge, abilities and skills of students as one of the most important element of educational process. Properly organized supervision and control, appropriative registering results of educational process on every stage of study help to reveal students' individual successes and failures. And what is more, the training material which should be paid much attention becomes more transparent. Special attention is paid to the test as an effective type of testing task. The problem of control of knowledge, abilities and skill is a keystone in engineering education.

I

Keywords: types of control, forms of control, functions of control, communicative activity, abilities, knowledge, test, lexical grammatical tasks, ratio of forms of control, ratio of types of control, educational process, object of control, communicative competence.

Лттроль знаний умений и навыков студен-Г^ тов - один из важнейших элементов учеб-

-Ж. V. ного процесса. От его правильной организации зависит эффективность управления учебным процессом.

Правильно организованный учет и контроль, объективно регистрирующиеся результаты учебной деятельности на каждом этапе обучения, помогают выявить индивидуальные успехи и неудачи студентов, и, соответственно, транспарентнее становится учебный материал, на который следует обратить внимание.

Следует отметить, что проблема контроля непосредственно связана с целями обучения, а ведущей целью в обучении иностранными языками является

овладение коммуникативной компетенцией. Образовательная и воспитательная цели реализуются в рамках коммуникативной деятельности. Однако, осуществление речевой деятельности невозможно без усвоения языкового материала. Поэтому он тоже является объектом контроля.

Контроль как органический компонент учебного процесса выполняет определенные функции, основные из них это: проверочная, диагностическая, управленческая, мотивационно-стимулирующая, оценочная, обобщающая. Рассматривая функции контроля, следует поговорить о видах контроля. К основным типам контроля относятся четыре типа. Предварительный контроль необходим для получения сведений об исход-

Pedagogy

ном уровне познавательной деятельности студентов об индивидуальной личности, имеющих значения для овладения иноязычной речевой деятельностью. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков, чтобы использовать как фундамент дальнейшего обучения.

На основании данных предварительного контроля вносятся коррективы в план обучения с учетом устранения пробела в знаниях студентов.

Один из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков является текущий контроль. Он необходим в ходе занятий, прежде всего, для проверки первичного усвоения новых слов, словосочетаний, грамматических явлений, речевых единиц. Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, вовремя заменять отдельные приёмы работы, их последовательность в зависимости от особенностей студентов.

Периодический контроль позволяет определить качество изучения учебного материала по определенным темам. как правило, он предусматривает проверку овладения определенными знаниями, умениям и навыками в результате изучения большого количества материала. Такой контроль проводится запланировано несколько раз в семестр. Примером являются контрольные работы, обобщающие занятия, зачеты, лексико-грамматические тесты. И, наконец, итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных за определенный период изучения.

Именно итоговый контроль позволяет судить об общих достижениях обучаемых. Контроль данного вида определяет соответствие проверенных знаний, умений и навыков в их взаимозависимости тому или ином уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.

Проведение итогового контроля имеет особенности: проверке подлежат речевые умения, в чтении, аудировании, говорении и письме, т.к. проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом.

Проверка должна охватить каждого студента в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения достиг или не достиг каждый студент требуемого уровня обученности. Формы контроля для разных видов контроля различны так, при осуществлении предварительного контроля могут быть использованы тесты или собеседования (если иностранный язык изучался). Что касается текущего контроля, в его процессе используется обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Контрольные задания и тесты могут быть формами периодического контроля. Формой итогового контроля может выступать экзамен. Формами контроля могут быть устный контроль (опрос) или собеседование, письменный контроль - контрольные работы или зада-

ния, а также тестирование. В том числе, формы контроля могут быть индивидуальными или фронтальными одно- или двуязычными.

Соотношение видов и форм контроля можно классифицировать следующим образом. При предварительном контроле формами контроля являются тестирование и собеседование, устное или письменное, одно- или двуязычное. при текущем контроле проводятся разные виды опроса, в т.ч. тестирование.

Осуществляя периодический контроль, применяют разные виды опроса, контрольные работы и тестирование.

При итоговом контроле проводят устные и письменные контрольные работы, тестирование и экзамены

Хотелось бы особо остановиться на тестировании как форме контроля.

Тестирование предполагает использование заданий стандартной формы, содержащие задания грамматического и лексического характера, а также задания для чтения. Первые тесты появились в 1925 году и были составлены Б. Вудом под эгидой Американского и Канадского комитета по изучению современных языков.

Проблема тестирования нашла широкое отражение на страницах методической печати. А в настоящее время тестирование вслед за зарубежным опытом стало «модным» и востребованным и в нашей стране.

Тестовые задания представляют собой единицу контрольного материала, варьирующуюся по элементам содержания и трудности, сформированную в утвердительной форме каждое тестовое задание создает для тестируемого некую лингвистическую или экстралингвистическую ситуацию - ситуацию тестового задания. Задания по своей структуре различны: выбрать ответ среди вариантов (выборочный), избирательный или свободно конструируемый.

Среди разных типов тестов наибольшую актуальность представляют тесты успешности, которые определяют, насколько успешно сформирована коммуникативная компетенция тестируемого.

Тесты служат средством контроля (текущего или итогового). В качестве объекта тестирования выбираются либо аспекты языка, либо речевая деятельность. Первый реализуется в тестах по грамматике, лексике, второй - в тестах по аудированию, устной речи, чтению, письму, переводу.

Тесты и контрольные работы, проводимые в конце учебного года, а также для проведения экзамена по окончании курса обучения следует включать такие задания, при выполнении которых студенты становились бы участниками иноязычного общения. Эти задания используют для проверки продуктивных умений.

Важным свойством хорошего теста является его значимость, т.е. малые затраты по времени на выполнение теста и его отдельных заданий немаловажен и такой показатель как несложная организация теста и легкость в подсчете результатов.

Тесты по своей структуре бывают с избирательным выбором и со свободно конструируемыми ответами.

Interactive science | 11 (33) • 2018 19

Педагогика

При использовании избирательных типов заданий нельзя забывать о возможности случайного угадывания, поэтому для получения более надежной контрольной информации необходимо использовать не менее пяти заданий (вероятность угадывания - 11%), при выборе ответов из двух элементов предлагается не менее четырех заданий (вероятность угадываний - 10%).

Следует отметить и то, что иногда тестовые задания «грешат» неудачным выбором дистракторов, т.е. вариантов неправильных ответов или форм (ошибка экстралингвальности), формулировкой (неоднозначность), избыточностью, нечеткостью микроцели, неучетом уровня подготовленности испытуемых.

Тест множественного выбора можно использовать при решении задачи, для решения которой нужно выбрать единственно правильный элемент из множества.

Тест со свободно конструируемым ответом занимает значительную часть при тестировании коммуникативной компетенции. Это связано с тем, что коммуникация представляет собой творческий процесс, что со-

ответствует продуктивному характеру выполнения тестов со свободно конструируемыми ответами.

Так называемый клоуз-тест разработанный УЛ. Тейлором, является эффективным типом тестового задания, предполагающего восстановление опущенных слов в тексте. Этот вид испытаний требует от тестируемых восприятия и анализа всех компонентов устного или письменного дискурса одновременно. Клоуз-процедура предполагает осмысление информации, предшествующей пропуску и последующий за ним анализ грамматической структуры, извлечения из долговременной памяти и подбор вербального элемента, сочетающегося с данным контекстом. Такого рода тесты могут быть предложением на начальном этапе обучения и на промежуточном этапе. промежуточный тип особенно важен как форма контроля и руководства самостоятельной работы студентов. Этот тип лексических знаний в вузах с изучением технического английского языка, где помимо перевода текстов по технической специальности очень важен навык поиска необходимой информации в иноязычном тексте.

Литература

1. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. - СПб.: Каро; Четыре четверти, 2004. - 144 с.

2. Hajczuk R. К вопросу о тестировании // Лингводидактика. - Белосток, 2001. - С. 71-83.

3. Томсон И. Опыт прагматического тестирования устной коммуникативной компетенции: тест-интервью // Русский язык за рубежом. - 1980. - №9. - С. 64-68.

References

1. Konysheva A.V. Control of results in foreign language training. - SPb.: Karo; Four quarters, 2004. - 144 p.

2. Hajczuk R. About testing // Linguodidactica. - Bialystok, 2001. - P. 71-83.

3. Thomson I. Experience of pragmatic testing of oral communicate competence: test-interview // Russian language abroad. - 1980. - №9. - P. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.