Научная статья на тему 'Контроль знаний при изучении раздела «Элементы математической логики» (на примере специальности 050708. 00. 65 Педагогика и методика начального образования)'

Контроль знаний при изучении раздела «Элементы математической логики» (на примере специальности 050708. 00. 65 Педагогика и методика начального образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седакова В. И.

При самостоятельном изучении математики необходимо систематически осуществлять контроль за качеством усвоения предмета. В статье представлены задания для текущего, рубежного и итогового контроля по математике специальности 050708.00.65 Педагогика и методика начального образования при изучении темы «Элементы математической логики». Текущий контроль и самоконтроль осуществляется с помощью образцов тестовых заданий. Для рубежного контроля предлагается образец контрольной работы. В рамках итогового контроля по теме подготовлены вопросы для экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль знаний при изучении раздела «Элементы математической логики» (на примере специальности 050708. 00. 65 Педагогика и методика начального образования)»

3. Клеева Л.П. Дистанционное обучение как средство повышения квалификации // Высшее образование в России. - 2004.

4. Клеева Л.П., Щенников С.А. Система дополнительного открытого дистанционного образования в условиях перехода к экономике знаний // Дополнительное профессиональное образование. - 2004.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050708.00.65 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

© Седакова В.И.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

При самостоятельном изучении математики необходимо систематически осуществлять контроль за качеством усвоения предмета. В статье представлены задания для текущего, рубежного и итогового контроля по математике специальности 050708.00.65 Педагогика и методика начального образования при изучении темы «Элементы математической логики». Текущий контроль и самоконтроль осуществляется с помощью образцов тестовых заданий. Для рубежного контроля предлагается образец контрольной работы. В рамках итогового контроля по теме подготовлены вопросы для экзамена.

Математическое образование является одним из базовых компонентов системы профессиональной подготовки в вузе будущих учителей начальной школы. Для студентов педагогических специальностей математика является не только учебной дисциплиной, но и инструментом анализа профессиональной деятельности, средством развития логического мышления.

Процесс усвоения математических знаний формирует системность и структурность мышления: решение математических задач требует постоянного проведения анализа, сравнения и синтеза информации; работа с математическими понятиями раскрывает процессы обобщения и классификации; изучение геометрических объектов позволяет развивать пространственные представления и воображение.

Основная цель обучения математике в начальной школе - сформировать у студентов систематизированные знания основ математики.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

* Доцент кафедры Высшей математики и информатики, кандидат педагогических наук.

- выпускник способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования;

- готов использовать методы развития образного и логического мышления;

- формировать предметные умения и навыки младших школьников,

- готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Согласно планированию учебного процесса в СурГПУ 60 % учебного времени отводится студентам заочного и дневного отделений на самостоятельное приобретение знаний. При этом возможность непосредственного управления преподавателем учебной деятельностью студентов уменьшается. Это требует тщательного отбора форм и методов проведения аудиторных занятий и системного подхода к организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является психологическим механизмом реализации принципа сознательности в обучении, развивает творческую активность студентов, связывает теоретические знания и умения с их практическим применением, отрабатывает навык ориентировки в информационном пространстве.

Системный подход к организации СРС при изучении математики является одним из важнейших условий ее результативности. Для оценки качества усвоения знаний по дисциплине способствует своевременное осуществление контроля изученного материала.

Каждый раздел дисциплины Математика специальности 050708.00.65 Педагогика и методика начального образования имеет цель, задачи и учебные результаты его изучения, в которых отражены профессиональные компетенции. Структура разделов: «Теоретический материал», «Упражнения», «Содержание контрольных работ», «Образцы тестовых заданий», «Вопросы для зачета (экзамена)», приложения.

Весь курс математики может быть представлен в виде десяти разделов. Примерный процесс усвоения одного из них - «Элементы математической логики» будет более подробно представлен в данной статье.

Цель раздела: Научиться анализировать логическую структуру определений и теорем, проводить анализ простейших рассуждений, углублять представления о месте дедуктивного вывода.

Усвоив тему, студенты смогут оперировать учебными элементами:

1. Определения, логическая структура предложений:

- определять логическую структуру определений;

- составлять высказывание и предикат;

- анализировать логическую структуру высказываний и предикатов.

2. Высказывания с кванторами:

- составлять предложения с кванторами;

- доказывать истинность предложений, используя правила дедуктивных утверждений.

3. Отношение следования и равносильности:

- определять вид и структуру теоремы;

- применять отношение логического следования и равносильности при составлении предложений.

Учебные результаты в процессе усвоения темы:

1. Находить в учебниках по математике задания с использованием отношений следования и равносильности.

2. Объяснять значение терминов «нужно» и «можно» и их синонимов «необходимо» и «достаточно».

3. Составлять задачи для учащихся начальных классов с использованием терминов «нужно» и «можно».

В разделе «Теоретический материал» изложено краткое содержание учебного материала по разделу, что позволит снять значительные затруднения при отборе информации. Изложение сопровождается практическими примерами из курса математики начальной школы и рассмотрением способов их решения и оформления с точки зрения ученика начальной школы и студента вуза.

Для осуществления своевременного и качественного самоконтроля и контроля усвоения знаний по математике используются такие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.

На этапе текущего контроля для организации оперативного самоконтроля после теоретического изложения материала студентам предлагаются практические задания с образцами их решения и оформления. Такие задания способствуют развитию навыков самостоятельного усвоения знаний, их практического применения, качественной подготовке к рубежному и итоговому контролю.

Одной из форм текущего контроля являются тестовые задания, образцы которых предлагаются.

1. Выберите 1 правильный ответ. Высказыванием является следующее предложение:

1. 254 - 12.

2. 61 при делении на 6.

3. Какой сегодня день?

4. Диагонали ромба взаимно перпендикулярны.

2. Определите истинность высказывания. 23 = 6 тогда и только тогда, когда моржи живут в Африке.

3. Выберите несколько правильных вариантов ответа. Составные предложения:

1. Любая дробь а / Ь равна нулю тогда и только тогда, когда а = 0.

2. Если закончатся занятия, то 15 - составное число.

3. Прямые перпендикулярны.

4. -12 и 44 являются натуральными числами.

4. Выберите несколько правильных вариантов ответа. Высказывания с кванторами общности:

1. Все деревья являются хвойными.

2. Найдутся отрицательные числа.

3. Существует четное однозначное число.

4. Любые квадраты равны.

5. Выберите несколько правильных вариантов ответа. Отрицанием высказывания: «15 - положительное число» является:

1. 15 - не положительное число.

2. 15 - отрицательное число.

3. Не 15 - положительное число.

6. Выберите несколько правильных вариантов ответа. Виды теорем:

1. Прямая.

2. Составная.

3. Простая.

4. Обратная противоположной.

7. Установите правильное соответствие между названием теоремы и ее структурой:

Противоположная Обратная противоположной Прямая Обратная

А ^ В В ^ А

А ^ В

В^ А

8. Выберите несколько правильных вариантов ответа. Истинные высказывания:

1. Для того чтобы треугольник был равносторонним, достаточно, чтобы он был остроугольным

2. Для того чтобы треугольник был равнобедренным, достаточно, чтобы он был равносторонним

3. Для того чтобы число было кратно 12, необходимо, чтобы оно было кратно 3.

В качестве рубежного контроля в ходе изучения дисциплины может быть предложена контрольная работа. Предлагаем образец контрольных заданий:

Задание 1. Определите истинность высказываний:

а) 17 < 17 или 12 < 10 < 40;

б) 43 не больше 52;

в) неверно, что 21- простое число.

Задание 2. Постройте отрицание двумя способами и определите их истинность:

а) В любом треугольнике сумма внутренних углов равна 1800.

б) Найдется число, не кратное 24.

Задание 3. Докажите или опровергните высказывание:

Существует натуральное число такое, что х + 18 < 4.

Задание 4. Вместо многоточия вставьте слова «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно».

а) Для того чтобы фигура имела площадь, ..., чтобы она была прямоугольником.

б) Для того чтобы треугольник был равносторонним, ., чтобы он был остроугольным.

в) Для того чтобы произведение двух чисел было рано нулю, ..., чтобы оба множителя были равны нулю.

Задание 5. Для каждого предложения сформулируйте обратное и установите, верно оно или нет.

а) Если произведение двух чисел делится на 6, то хотя бы один из множителей делится на 2.

б) Во всяком квадрате диагонали равны.

Задание 6. Запишите возможный диалог поиска решения задачи между учителем и учащимися класса, используя слова «нужно» и «можно» вместо слов «необходимо» и «достаточно».

Задача. Катя и Паша собирали грибы. Паша нашел 12 белых грибов, а Катя на 4 гриба больше, чем Паша. Сколько грибов нашли дети вместе?

Задание 7. Найти в учебниках по математике начальных классов четыре задания с использованием отношений следования и равносильности. Использование отношений пояснить.

Итоговым контролем при изучении математики являются зачеты и экзамены. Формулировка вопросов связана с деятельностным подходом и проверяется не только знание теоретического материала, но и умение использовать его при выполнении упражнений, в курсе математики начальной школы.

Список литературы:

1. Седакова В.И. Контрольные работы по математике: учебно-методическое пособие - Сургут: РИО СурГПУ, 2005. - 109 с.

2. Седакова В.И. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по математике для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности 031200 - Педагогика и методика начального образования -Сургут: РИО СурГПИ, 2001. - 52 с.

3. Смолеусова Т.В. Математическая подготовка учителя начальных классов к покомпонентному формированию у младших школьников общего умения решать задачи [Текст]: монография / Ред. В. Алексейцев. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006. - 144 с.

О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К МОМЕНТУ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Фадеева Е.М.*, Турбаков В.Ю.*

Набережночелнинский педагогический колледж, г. Набережные Челны

Статья посвящена вопросу необходимости формирования ключевых компетенций будущего педагога к моменту прохождения производственной практики. В статье обращается внимание на компетенции, включающие помимо сугубо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, умение поддерживать собственное здоровье, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, которые необходимо формировать уже к началу производственной практики.

Отличительные для начала XXI века изменения в характере образования все более явно ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В настоящее время практически весь педагогический мир употребляет слова «ключевые компетенции» как обозначение основной задачи воспитания и образования будущего специалиста. Быть компетентным -значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах.

Современному обществу нужен специалист, способный и желающий посвятить себя труду, требующему сложной фундаментальной подготовки, способный к аналитической работе. И вместе с тем обществу нужны специалисты хорошо обученные, исполнительные, способные воспринимать работу и творчески, и профессионально. Уровень знаний и умений таких исполнителей должен быть не сниженным, а достаточно сложным, ориентированным на особый тип профессиональной деятельности и специфически решаемых задач.

* Преподаватель педагогического отделения.

* Преподаватель педагогического отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.