Научная статья на тему 'Использование кейс-технологий при изучении математики'

Использование кейс-технологий при изучении математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седакова В. И.

В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные технические средства для работы с информацией. Главная цель информатизации образования в рамках деятельностного подхода состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Использование кейс-технологий поможет студентам специальности 050708.00.65 Педагогика и методика начального образования с индивидуальной траекторией обучения самостоятельно овладеть учебной дисциплиной «Математика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седакова В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-технологий при изучении математики»

где Л г) - произвольная аналитическая функция комплексного переменного ^ = х - ¡у.

и2(х, у) + У2(х, у) = Ц г ) ■ / (г)

Правильность полученного решения легко можно проверить, подставляя (3) и (4) в систему (1).

Следует заметить, что полученное решение позволяет легко найти частные решения системы уравнений (1) через вполне определенные функции.

В частности, если Р(х, у) = (х2 + у2)2, то функция ю = Л г) = г2 является решением системы уравнений (1), где П(х, у) = х2 - у2, ¥(х, у) = -2ху.

Список литературы:

1. Соломенцев Е.Д. Функции комплексного переменного. - М.: Высш. шк., 1988.

2. Краснов М.Л., Киселев А.И., Макаренко Г.И. Функции комплексного переменного. Операционное исчисление. Теория устойчивости. - М., 1981.

3. Мустафаев А.П. Элементарные решения системы уравнений Навье-Стокса на плоскости // Материалы V Общероссийской научн. прикл. конф. «Актуальные вопросы современной науки и образования». Выпуск 2. -Красноярск. Науч. пров. центр, 2010.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

© Седакова В.И.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные технические средства для работы с информацией.

Главная цель информатизации образования в рамках деятельностно-го подхода состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Использование кейс-технологий поможет студентам специальности 050708.00.65 Педагогика и методика начального образования с индивидуальной траекторией обучения самостоятельно овладеть учебной дисциплиной «Математика».

* Доцент кафедры Высшей математики и информатики, кандидат педагогических наук.

Математика, в отличие от многих дисциплин, которые называют естественнонаучными, изучает не предметы реального мира, а количественные отношения и пространственные формы, им свойственные. Математическое моделирование позволяет описывать взаимосвязь количественных характеристик различных явлений и процессов при проведении исследований в любой области знаний.

Роль их возрастает в связи с расширяющимися возможностями компьютерной обработки данных. Именно поэтому математическое образование занимает одно из ведущих мест в системе общего образования.

Проникновение математики в разные сферы деятельности повлияло на то, что в повседневной практике часто используются математические знания, поэтому наличие знаний в области математики становится обязательным элементом общей культуры современного человека. Процесс усвоения мате-магических знаний формирует системность и структурность мышления: решение математических задач требует постоянного проведения анализа, сравнения и синтеза информации; работа с математическими понятиями раскрывает процессы обобщения и классификации; изучение геометрических объектов позволяет развивать пространственные представления и воображение.

Математическое образование является одним из базовых компонентов системы профессиональной подготовки в вузе будущих учителей начальной школы. Для студентов педагогических специальностей математика является не только учебной дисциплиной, но и инструментом анализа профессиональной деятельности, средством развития логического мышления.

При изучении математики важно научить обучаемых самостоятельно добывать нужную информацию, структурировать ее и рационально использовать в учебных и исследовательских целях.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является психологическим механизмом реализации принципа сознательности в обучении, развивает творческую активность студентов, связывает теоретические знания и умения с их практическим применением, отрабатывает навык ориентировки в информационном пространстве.

Информатизация образования, новая парадигма образования, направленная на деятельностный подход в процессе обучения, развитие критического мышления обучаемых требуют активного внедрения новых информационных технологий в ходе обучения.

Говоря об информационной технологии с одной стороны подразумевают определенное научное направление, а с другой - конкретный способ работы с информацией: это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

Информационные технологии способствуют изменению характера познавательной деятельности студентов, индивидуализации учебно-воспита-

тельного процесса, повышению гибкости, мобильности учебного процесса, усилению междисциплинарных связей в обучении, стимулированию обучаемых к постоянному самосовершенствованию.

Современными информационными технологиями в системе образования, связанными с глобальной информационной системой Интернет, являются: блоги, википедия, мультмедия, голосовой чат, интернет-телефония, форум. Новыми формами учебных занятий в процессе информатизации являются: телеконференции, творческие коллективные проекты, дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы, телемосты.

Оптимизации процесса обучения способствуют технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска. Технические средства обладают следующими дидактическими возможностями: являются средством повторения, обобщения, усиливают интерес к учебе, экономят учебное время, организуют и направляют восприятие, экономят учебное время, способствуют сознательному усвоению материала, удовлетворяют любознательность обучаемых, создают эмоциональный настрой, удовлетворяют любознательность.

При проведении учебных занятий преподаватели кафедры активно используют современные информационные технологии. Чаще всего у преподавателей нашего вуза есть возможность использовать компьютерные технологии.

Компьютерные обучающие системы позволяют: визуализировать учебную информацию, моделировать и имитировать изучаемые процессы и явления, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности, формировать культуру познавательной деятельности.

Использование проектора в учебном процессе дает возможность преподавателям оперативно осуществлять степень усвоения студентами теоретического материала и применение его на практике. Студенты, используя возможности компьютерного обучения, демонстрируют формирование профессиональных компетенций: умение отобрать, оформить и представить полученную информацию; расположение наиболее важной информации на слайде; умение выдерживать стиль дизайна презентации, использовать анимационные эффекты. Навыки наглядного представления информации помогают студентам в процессе защиты курсовых и дипломных работ.

Одной из форм рубежного и итогового контроля в СурГПУ является автоматизированная система тестирования, подготовленная по всем модулям курса «Математика» в оболочке Твттвгквг. Студентам предлагаются тестовые задания пяти видов: одиночные, с множественным выбором, на упорядочение, на соответствие, открытые, которые способствуют качественной оценке усвоения учебной дисциплины.

Общение преподавателей со студентами организовано при помощи электронной почты, что значительно облегчает и ускоряет передачу нуж-

ной информации, помогает своевременно осуществлять контроль знаний студентов, помогает устранить пробелы в знаниях и т.д.

Учитывая тот факт, что информационные технологии проникают во все сферы нашей жизни, учитывая интерес студентов к использованию ресурсов Интернет, необходимо создавать новые средства общения со студентами, новые формы методического обеспечения учебных дисциплин. Одним из вариантов информационных технологий, на наш взгляд, в рамках дистанционного обучения используется кейсовая технология.

Эта технология представляет собой дистанционную образовательную технологию (ДОТ), основанную на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Учебно-методический комплекс может содержать учебную и рабочую программы дисциплины, методические рекомендации по усвоению отдельных тем курса, учебные пособия в электронном и печатном виде и т.д.

Названная технология способствует культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Такой комплекс будет востребован студентами, не имеющими возможность регулярно посещать учебные занятия, у которых сформирована траектория самостоятельного изучения учебной дисциплины, имеющими пробелы в знаниях.

Учебно-методические материалы преподавателей кафедры высшей математики и информатики СурГПУ по отдельным дисциплинам в форме кейс-технологий представлены в виде учебных комплексов, которые в электронном виде находятся в методических кабинетах факультетов.

Например, для знакомства с учебной дисциплиной «Математика» специальности 050708.00.65 Педагогика и методика начального образования студентам можно предложить следующие примерные разделы такого учебного комплекса с использованием кейс-технологий.

1. учебная программа дисциплины;

2. блокнот преподавателя (фото, научные интересы);

3. рабочая программа дисциплины (график прохождения дисциплины);

4. учебные пособия (формат pdf), презентации преподавателя по

учебной дисциплине по дидактическим единицам (темам, разделам);

5. планы семинарских, практических и лабораторных занятий;

6. аттестационно-педагогические измерительные материалы:

- демонстрационные версии тестовых заданий;

- примерные контрольные работы с образцами решений;

- тематика рефератов;

- тематика курсовых работ;

- вопросы к коллоквиумам, минизачетам и т.д.;

- сценарии учебных проектов;

- темы и программы учебных конференций;

- сценарии деловых игр.

7. справочный и дополнительный учебный материал по дисциплине (модулю):

- глоссарий (список терминов и их определение);

- сценарии учебных проектов или веб-квестов и т.д.;

- руководство по решению типовых задач и т.п.;

- образцы оформления домашних заданий, рефератов, докладов, отчетов, курсовых работ и т.д.;

- образцы студенческой продукции (конспекты лекций, отчеты по лабораторным работам, практическим занятиям, образцы курсовых проектов или работ, презентаций по дисциплине, индивидуальных заданий и т.п.);

- олимпиадные задания.

8. методические рекомендации и указания:

- учебно-методическая карта дисциплины;

- справочная литература, периодические издания;

- ссылки на сайты в Интернете, содержащие источники, справочные материалы, учебники и монографии по дисциплине;

- мультимедийные и видео-презентации по дисциплине;

- дидактические материалы.

В качестве разделов учебно-методического комплекса можно предложить такие составляющие: достижения педагогов, студентов; в помощь студентам-практикантам; новости в области математики и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.