Научная статья на тему 'Использование информационных технологий обучения при подготовке учителей математики'

Использование информационных технологий обучения при подготовке учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипанова Е. В., Храмова Н. Н.

Рассмотрены вопросы разработки и применения информационных технологий при подготовке будущих учителей как важнейших путей повышения результативности образования. Приведены примеры применения информационных технологий, используемых автором в процессе обучения методике математики и математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий обучения при подготовке учителей математики»

8. в процессе подготовки происходит корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. У студентов формируется рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта.

Список литературы:

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Беликов В.А., Валеев A.C., Гришин A.B., Махновский С. А. Профессиональное образование как система учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов: монография. - Магнитогорск: ФГОУ СПО «МГППК», 2009. - 162 с.

3. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

© Шипанова Е.В.*, Храмова Н.Н.*

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, г. Пенза

Рассмотрены вопросы разработки и применения информационных технологий при подготовке будущих учителей как важнейших путей повышения результативности образования. Приведены примеры применения информационных технологий, используемых автором в процессе обучения методике математики и математике.

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более

* Доцент кафедры Теории и методики обучения математике, кандидат педагогических наук, доцент.

* Доцент кафедры Теории и методики обучения математике, кандидат педагогических наук, доцент.

эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют информационные технологии. Так как их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала. Приобщение школьников к информационным технологиям является важнейшим направлением в решении задачи информатизации в современной школе и повышения профессиональной подготовки.

Наряду с этим, разработка и применение информационных технологий становится в современной школе одним из важнейших путей повышения результативности образования. Причем стратегическая роль технических средств, как фактора социально-экономического развития современного общества на данный момент общепризнанно и не вызывает сомнений.

Рассмотрим эту проблему при подготовке будущих учителей математики. В высших учебных заведениях, готовящих будущих педагогов, студентам должны быть созданы самые благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях и т.д. Преподаватели же, освобожденные от передачи формальных знаний, получившие свободу в выборе форм взаимодейст-вия с обучаемыми, смогут приложить свои силы к выработке подходов к изучению, например методики математики с учетом индивидуальных возможностей и потребностей студентов. При обучении последних в этом случае преобладают дискуссии, совместное проектирование и критический анализ полученных результатов, нестандартные взгляды на стоящие проблемы. Для учебного заведения, готовящего будущих учителей математики, очень важно то, что даже традиционные аудиторные формы работы наполнятся в этом случае новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря применению информационных и коммуникационных технологий, может быть отдано личному общению педагогов и обучаемых, крайне необходимому для их профессиональной подготовки.

От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения.

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится

такое обучение будущих учителей математики и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях например, в области математики, методики математики, педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть, необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения математики, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Необходимо отметить, что информационные технологии обучения по своим дидактическим свойствам активно воздействует на все компоненты системы обучения математике: цели, содержание, методы и организационные формы обучения. Позволяют ставить и решать значительно более сложные и чрезвычайно актуальные задачи педагогики - задачи развития человека, его интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации. В отличии от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные позволяют не только ставить задачу насытить обучающегося как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений, навыков, а развивать интеллектуальные творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Как же происходит интеграция информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс? Выделим этапы этой интеграции: 1) Инициирование. На этом первом этапе фиксируется факт необходимости использования ИТО в учебно-воспитательном процессе и существования возможности для осуществления этого на практике; 2) Анализ и оценка. В контексте применения ИТО ключевые проблемы связаны с уточнением целей изучения учебной дисциплины. На следующей стадии необходимо перейти к анализу других аспектов учебно-воспитательного процесса - детальной программы, форм учебных занятий, особенностей взаимодействия обучаемых и преподавателя, используемых критериев и методов оценки знаний и т.д.; 3) Выбор информационных технологий; 4) Проектирование интеграции; 5) Реализация спроектированного; 6) Мониторинг и адаптация.

Следует отметить многообразие подходов как к пониманию и трактованию информационных технологий обучения, так и к их классификации [1-5].

Подобное многообразие говорит о неоднозначности мнений авторов в видении информационных технологий в образовательном процессе. Еще одной проблемой, связанной с хаотичностью разработки и использования информационных технологий и ресурсов в учебном заведении, является

практическая невозможность универсальной подготовки педагогических кадров, способных комплексно использовать преимущества информационных технических средств в учебной, внеучебной и организационно-педагогической деятельности.

Рассмотрим примеры применения информационных технологий в процессе обучения методике математики и математике. Информационные технологии прежде всего используются для: организации учебного процесса, подготовки учебных пособий, изучения нового материала, компьютерного контроля знаний учащихся, получения и работы с информацией из сети Интернет, создания и работы с сайтом, позволяющим связать между собой учащихся, родителей и преподавателей.

Например, при изучении нового материала можно выделить такие направления: - самостоятельная презентация преподавателя, - использование готовых программ, - электронный учебник, - лекции в электронном виде. Так, лекции, содержащие материал, восприятие которого не требует дополнительных дискуссий, могут быть подготовлены в электронном виде, выставлены в локальной сети, в Internet или в электронной конференции. Конспекты лекций могут дополняться подборками статей, дополнительными материалами, адресованными конкретным учащимся. Все это использует преподаватель вуза и готовит студентов к этому, которые в свою очередь в индивидуальном порядке готовят электронные учебники, заметки, статьи. Качество их отслеживает и оценивает преподаватель теории и методики обучения математики.

Самое поверхностное использование компьютера - иллюстративный материал. Монитор компьютера (или экран проектора) освобождает не только от необходимости тащить кучу книг, делать в них закладки, но и экономит время, давая преподавателю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также добавить аудиоматериалы и спецэффекты в презентации в тех объемах, которые ему удобны.

Компьютер помогает сделать занятие более продуктивным и научить учащихся навыкам конспектирования. Ведь обычно все записи на доске преподаватель вынужден выполнять быстро, не затрачивая на это большое количество времени (и, что немаловажно, пока он пишет на доске, он не видит учеников), а, кроме того, увы, не все обладают каллиграфическим почерком. Особое значение приобретает компьютер и интерактивная доска на занятиях по методике математике при составлении схем, чертежей, таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп занятия и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.

Здесь могут помочь и уже готовые компьютерные программы. Методика проведения уроков с помощью готовых компьютерных программ может быть различной. Восприятие готового курса отличается в воспри-

ятии от преподавательской презентации - учащиеся зачастую воспринимают сюжет на экране как кино. Поэтому задача преподавателя побудить учеников к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно. Как это иногда не обидно, строить подачу нового материала только на просмотре программы (даже, если компьютерный урок хорошо разработан), как правило, нецелесообразно, потому что притупляется внимание. Естественно, можно применить методы активизации, которые позволят это внимание удержать. При работе с такими конструкторами, например как «Живая математика», «Живая геометрия» и т.п. студенты разрабатывают лабораторные работы с записью измерений, способствующие самостоятельному открытию факта, заключенного в формулировке теоремы или определении. Студенты, имеющие возможность изучать подобные программы, сами разрабатывают методические рекомендации по их рациональному использованию.

Безусловно, применение готовых компьютерных программ требует от преподавателя большого количества времени на разработку занятий.

Преподаватель может проводить как оперативные коллективные обсуждения, дискуссии, так и протяженные по времени виртуальные семинары, раскрывая возможности и методику использования на уроках математики таких математических пакетов как Ма1ЬЛВ, Mathcad и т.п. Они позволяют выполнять различные численные и аналитические (символьные) математические расчеты от простых арифметических вычислений до решения уравнений с частными производными; решение задач оптимизации, проверки статистических гипотез. Обладают средствами конструирования математических моделей, средствами научной графики, удобной справочной системой, а также средствами оформления отчетов.

Возможно применение в процессе обучения тестов и контролирующих программ. Адаптивные тесты и программы данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы. Подобные программы или презентации с гиперссылками студенты готовят самостоятельно с последующим обсуждением на занятии по теории и методики обучения математике. Оценка проделанной учащимся работы делается преподавателем на основе собственных представлений преподавателя о полноте, точности и грамотности ответов.

Сделать урок боле живым, насыщенным, динамичным помогают появившиеся интерактивные доски. Чтобы будущему педагогу активно использовать в своей работе такое средство, ему следует хорошо его изучить. Это происходит при регулярном использовании интердоски на занятиях по теории и методике обучения математике, где студенты готовят специальные презентации, уроки с использованием интерактивной доски, раскрывая возможности последней.

В рамках традиционного очного обучения у преподавателей и обучаемых имеется возможность широкого использования электронной почты, электронных конференций и разнообразных ресурсов сети Internet. Современные коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках группового сообщающего обучения, в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала, ориентированного на некоего «усредненного» обучаемого. Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям коммуникационных технологий новое развитие.

Для эффективного использования ресурсов информационных технологий обучения необходима неразрывная связь ме^ду ними и традиционными учебно-методическими материалами. Будет очень уместно при подготовке учебных пособий, методических рекомендаций снабжать их дискетами или компакт-дисками с тренировочными программами, тестами, презентациями, моделирующими программами, математическими пакетами. Многие проблемы информатизации образования решались бы тогда естественным путем. Возможен и такой путь, как размещение электронных ресурсов, дополняющих печатные издания.

Следует также сказать о том, что перечисленные примеры применения информационных технологий в процессе обучения методике математики (а следовательно и самой математике) являются лишь примерами, а вариативность их использования более обширна в виду стремительного развития самих технологий. Поэтому отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных технологий. Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.

Список литературы:

1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Информационные технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ict.edu. ru/ft/003625/1.html.

2. Попов И.И., Храмцов П.Б., Максимов Н.В. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии: учебное пособие. - М.: РПГУ, 2001. - 207 с.

3. Шипанова Е.В. О соотношении технологии и методики обучения математике. Математический вестник педвузов и университетов волго-вятского региона. - Выпуск 11: Периодический межвузовский сборник научно-методических работ. - Киров, 2009. - С. 247.

4. Шипанова Е.В. Роль и место информационных технологий обучения при усовершенствовании учебно-воспитательного процесса. Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2008. - Т. 1. - С. 233.

5. Шутилов Ф.В., Зелинская М.В., Бовыкина М.Ф. Виды информационных технологий [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.prepod 2000. kulichki.net /item 282.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.