Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ЗА ЛИЦАМИ, УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИИ'

КОНТРОЛЬ ЗА ЛИЦАМИ, УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОБАЦИЯ / РЕИНТЕГРАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ОБЯЗАННОСТИ / ЗАПРЕТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдова Ирина Александровна

В статье на основе анализа зарубежного законодательства и опыта постпенитенциарного контроля отдельных стран сделан вывод о необходимости дополнения перечня направлений деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, обеспечивающих социальную реинтеграцию этих лиц. Оценено влияние установленных запретов и надлежащего контроля за их соблюдением на поведение освобожденных досрочно лиц. Обращено внимание на необходимость правильной оценки судом всех обстоятельств, повлиявших на осужденного, нарушившего условия досрочного освобождения, при принятии решения о его отмене. В статье проанализированы факторы, которые следует учитывать при проведении программ реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для предупреждения рецидива. Акцентировано внимание на необходимости поддержания баланса между контролем за освобожденными и их поддержкой и консультированием. Внесены предложения по совершенствованию российского законодательства в данной области с учетом перспектив создания системы пробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OVER PERSONS RELEASED ON PAROLE FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY: FOREIGN EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN RUSSIA

Based on the analysis of foreign legislation and the experience of post-penitentiary control of particular countries, the article concludes that it is necessary to supplement the list of areas of activity of penitentiary inspections to control persons released on parole from places of deprivation of liberty, ensuring the social reintegration of these persons. The influence of the established prohibitions and proper control over their observance on the behavior of persons released on parole was assessed. Attention is drawn to the need for a correct assessment by the court of all the circumstances that affected the convict who violated the conditions of early release, when deciding to cancel it. The article analyzes the factors that should be taken into account when conducting rehabilitation programs for persons released from places of detention in order to prevent relapse. Attention is focused on the need to maintain a balance between control over the released and their support and counseling. Proposals have been made to improve Russian legislation in this area, taking into account the prospects for creating a probation system.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ЗА ЛИЦАМИ, УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИИ»

DOI 10.37523/SUI.2022.48.2.007 УДК 343.843

Давыдова Ирина Александровна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры уголовно-исполнительного права,

Академия ФСИН России,

390036, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,

e-mail: 706197825041977@mail.ru

Irina A. Davydova

Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Penal Law, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390036, e-mail: 706197825041977@mail.ru

КОНТРОЛЬ ЗА ЛИЦАМИ, УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация. В статье на основе анализа зарубежного законодательства и опыта постпенитенциарного контроля отдельных стран сделан вывод о необходимости дополнения перечня направлений деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, обеспечивающих социальную реинтеграцию этих лиц.

Оценено влияние установленных запретов и надлежащего контроля за их соблюдением на поведение освобожденных досрочно лиц. Обращено внимание на необходимость правильной оценки судом всех обстоятельств, повлиявших на осужденного, нарушившего условия досрочного освобождения, при принятии решения о его отмене.

В статье проанализированы факторы, которые следует учитывать при проведении программ реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для предупреждения рецидива.

Акцентировано внимание на необходимости поддержания баланса между контролем за освобожденными и их поддержкой и консультированием.

Внесены предложения по совершенствованию российского законодательства в данной области с учетом перспектив создания системы пробации.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, постпенитенциарный контроль, пробация, реинтеграция осужденных, обязанности, запреты.

CONTROL OVER PERSONS RELEASED ON PAROLE FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY: FOREIGN EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN RUSSIA

Summary. Based on the analysis of foreign legislation and the experience of post-penitentiary control ofparticular countries, the article concludes that it is necessary to supplement the list of areas of activity ofpenitentiary inspections to control persons released on parole from places of deprivation of liberty, ensuring the social reintegration of these persons.

The influence of the established prohibitions and proper control over their observance on the behavior of persons released on parole was assessed. Attention is drawn to the need for a correct assessment by the court of all the circumstances that affected the convict who violated the conditions of early release, when deciding to cancel it.

The article analyzes the factors that should be taken into account when conducting rehabilitation programs for persons released from places of detention in order to prevent relapse.

Attention is focused on the need to maintain a balance between control over the released and their support and counseling.

Proposals have been made to improve Russian legislation in this area, taking into account the prospects for creating a probation system.

Keywords: parole, post-penitentiary control, probation, reintegration of those released, obligations, prohibitions.

«Условно-досрочное освобождение означает досрочное освобождение осужденного с наложением на данное лицо с учетом особенностей его личности обязанностей, которые должны соблюдаться в период после освобождения», - такое определение содержится в Рекомендации Rec (2003) 22 Комитета министров Совета Европы «Об условно-досрочном освобождении». Указанный правовой институт является мерой доверия, этапы и критерии его предоставления должны быть достаточными и четко сформулированными, подлежат тщательному изучению судьями и судами, ответственными за исполнение наказаний.

© 2022 Давыдова И. А.

Как отмечается в литературе «для повышения эффективности предупреждения рецидива среди лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, в России требуется изучение опыта других стран» [1, с. 475]. Обратим внимание на требования, предъявляемые к лицам, подлежащим досрочному освобождению, а также на условия предоставления и контроль за их соблюдением в отдельных зарубежных государствах.

Так, в законодательстве Франции указывается, что условно-досрочное освобождение направлено на реинтеграцию осужденных и на предупреждение рецидива. Статьей 729 УПК Франции предусматриваются критерии досрочного освобождения. Осужденные, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, могут быть освобождены условно, если они продемонстрируют серьезные усилия по социальной реабилитации, а их поведение соответствуют следующим критериям:

- осуществление профессиональной деятельности, стажировки или временной работы, либо посещение ими образовательных организаций или профессиональной подготовки;

- активное участие в жизни своей семьи;

- выполнение всех требований, связанных с прохождением лечения;

- осуществление попыток возместить ущерб своим жертвам;

- участие в любом другом серьезном проекте интеграции или реинтеграции.

Следует отметить, что продолжительность мер содействия и контроля не может быть меньше продолжительности оставшейся части наказания на момент освобождения, если речь идет об условном освобождении от наказания. В отдельных случаях он может превышать его, но не более чем на один год, общая продолжительность мер помощи и контроля не может превышать 10 лет.

Учитывая основания, определяющие возможность досрочного освобождения, следует обратить внимание на способы завершения условно-досрочного освобождения во Франции.

Во-первых, осужденный может отказаться от применения меры еще до ее начала (за некоторыми исключениями).

Предоставленное условное освобождение также может быть прекращено отзывом условного освобождения до исполнения. Подобная ситуация возникает, когда осужденный больше не соответствует критериям, которые побудили суд, отвечающий за вынесение приговоров, удовлетворить просьбу.

Условное освобождение может также прекратиться во время его исполнения, если лицо, переданное в руки правосудия, больше не соблюдает обязательства, запреты или меры, которым оно подвергается. Таким образом, условно-досрочное освобождение может быть аннулировано, если имеются определенные противоречия, касающиеся исполнения осужденным обязательств.

Следует отметить, что лицо, отданное в руки правосудия, может быть подвергнуто предварительному задержанию до проведения состязательных прений, в результате которых будет принято решение об отмене или сохранении меры условного освобождения. Судья по исполнению приговора может также выдать ордер на арест лица, находящегося под стражей.

Наконец, если лицо, переданное в руки правосудия, соблюдает рамки своего условного освобождения, оно прекращается по истечении испытательного срока.

Рассмотрим критерии условно-досрочного освобождения в Бельгии. Реформа, проведенная в этой стране, привела в марте 1998 г. к принятию нового законодательства, реформирующего всю процедуру в этой области и учреждающего междисциплинарные комиссии, ответственные за вынесение решений. Новая процедура состоит из двух этапов, каждый из которых относится к органу, принимающему решения: комиссии персонала и совету по условно-досрочному освобождению. За три месяца до даты получения осужденным права на освобождение персонал должен проверить, соблюдены ли условия для освобождения. В противном случае он откладывает рассмотрение дела на шесть месяцев (один год для пожизненно осужденных). Это мотивированное заключение доводится до сведения осужденного, комиссии и обжалованию не подлежит. Если мнение комиссии положительное, директор учреждения готовит предложение об освобождении, которое направляется администрацией вместе с ее заключением и заключением прокуратуры в компетентную комиссию по условно-досрочному освобождению. Важным нововведением реформы стало то, что эти комиссии состоят из действующего судьи суда первой инстанции и двух заседателей, один из которых специализируется на исполнении приговоров, а другой - на вопросах социальной реинтеграции.

Изучая новое законодательство, аналитики сразу же отметили, что оно свидетельствует об ужесточении условий предоставления освобождения. Произошел переход «от социальной интеграции к управлению рисками». Акцент сместился в сторону оценки ущерба, который может быть нанесен безопасности общества в случае досрочного освобождения от отбывания наказания, а не оказания социальной помощи.

Однако сохраняются такие цели, как оказание профессиональной помощи компетентным органам с целью предотвращения освобождения или освобождения потенциально опасных преступников и содействие эффективному осуществлению мер, ограничивающих их свободу, путем отслеживания действий освобождаемых лиц, оценки уровня их психосоциальной интеграции, когда это необходимо, и оказание помощи осужденным в повышении уровня их интеграции.

Если говорить о достижении целей условно-досрочного освобождения, то наряду с критериями его предоставления следует обратить внимание на контроль за указанной категорией освобождаемых лиц.

В большинстве зарубежных государств, оказавшись на свободе, человек, переданный в руки правосудия, находится под пристальным наблюдением судьи по исполнению приговора и тюремной службы интеграции и пробации. Обычно такой осужденный должен отчитываться и соблюдать соответствующие ограничения и процедуры. В противном случае условно-досрочное освобождение может быть отменено.

Для осуществления контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, необходимо реализовать две функции: поддержки и контроля за соблюдением поставленных условий.

Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить общие условия, относящиеся к большинству условно-досрочно освобожденных (не совершать правонарушений; иметь постоянное место жительства, а в случае изменения уведомлять соответствующих контролирующих лиц, отвечать на их любые вызовы) и условия, связанные с необходимостью реинтеграции освобожденных лиц (работать или пройти курс обучения; пройти курс лечения; пройти психологическое сопровождение; продолжить компенсировать причиненным вред потерпевшим; сдавать анализы крови, чтобы доказать отсутствие употребления наркотиков и др.).

Соблюдение каждого из условий контролируется определенным образом. Так, проверка трудоустройства и работы осужденного осуществляется путем передачи справок, документов, направлением запроса работодателю. При потере работы контролирующие органы выясняют причины произошедшего.

Нарушением возложенных на осужденного, освобожденного условно-досрочно от отбывания наказания, обязанностей является факт отказа от начала или продолжения лечения, назначенного лечащим врачом и предложенного ему в рамках лечебного предписания в соответствии с законодательством.

Что касается контроля за соблюдением запретов условно-досрочно освобожденными, то в случае задержания (после драки, присутствия в кафе и т. д.) полицейские должны сообщить об этом соответствующему контролирующему лицу.

Нарушение запретов свидетельствует о необходимости с этим человеком работать повторно, либо он автоматически вызывается для объяснений по поводу допущенных новых фактов или несоблюдения запретов.

Через месяц после постановки на учет в Бельгии контролирующие органы делают первый отчет, а еще через три месяца - отчет с рекомендациями. Он определяет цели работы, указывая на трудности и сильные стороны подконтрольного лица по отношению к назначенным условиям. Затем каждые полгода составляется отчет о проделанной работе.

Кроме того, о любом несоблюдении условий: перемене места жительства, отказе от работы, неотклик на вызов и т. д. контролирующие органы Бельгии сообщают в суд по исполнению приговора. При этом представители соответствующих служб при выявлении нарушений запретов анализируют то, какие обстоятельства привели к нарушениям, как человек переживает соответствующую ситуацию, каковы его намерения, перспективы. Если нет серьезной опасности, риска для третьих лиц, суд разрешает продолжить соответствующий контроль за условно-досрочно освобожденным, признавая, что возникающие проблемы связаны со сложностями, с которыми сталкиваются осужденные в обществе.

При рассмотрении судом нарушений, совершенных досрочно освобожденным лицом, уделяется большое внимание правильной оценке всех обстоятельств, чтобы перед судьей предстал не просто документ, а человек.

Значительное внимание в зарубежном постпенитенциарном контроле уделяется поддержке, помощи, которая в некоторых случаях является более эффективной, чем контроль, потому что человек устроен таким образом, что чем больше его контролируют, тем больше он хочет вырваться из-под контроля, разрабатывая различные стратегии.

Следовательно, подобные действия контролирующих служб способствуют добровольному соблюдению правил. В данном случае достигаются все цели условно-досрочного освобождения. Подконтрольное лицо остается на свободе, с семьей, при этом нет угрозы безопасности общества. Создается положительная атмосфера, осуществляется работа на взаимовыгодной основе.

Подобный подход в полной мере соответствует региональным европейским документам: Рекомендациям Комитета министров государствам-членам относительно Европейских правил о санкциях и мерах сообщества и о Правилах Совета Европы о пробации.

Деятельность органа, осуществляющего контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, должна соответствовать следующим требованиям:

- предоставление информации подконтрольным осужденным об их правах и обязанностях, а также оказание содействия в обеспечении этих прав и исполнении этих обязанностей;

- обеспечение сотрудничества с правонарушителями;

- обеспечение восприятия осужденным применяемой меры и контроля в качестве справедливой и разумной;

- наличие конкретных и понятных инструкций, касающихся поведения освобожденного лица в период контроля;

- индивидуализация применяемых мер, учет конкретных обстоятельств каждого дела;

- осуществление контрольных мер на основе принципа минимального вмешательства;

- выбор конкретных методов и программ должен осуществляться контролирующими органами на основе четких критериев;

- активное взаимодействие контролирующих органов с другими государственными или частными организациями, общественностью в работе по содействию социальной интеграции освобожденных лиц и повышению безопасности сообщества;

- работа по социально-правовому сопровождению подконтрольного лица должна основываться на сочетании мер воспитательного и карательного воздействия.

В современной действительности полномочия по контролю за условно-досрочно освобожденными в России возложены на уголовно-исполнительные инспекции. При этом нормативная правовая база, регулирующая данный вид контроля, требует доработки. Уголовно-исполнительные инспекции пока руководствуются документом, разработанным ФСИН России в марте 2021 г. «Последовательность действий по осуществлению контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания».

В соответствии с проектом федерального закона «О пробации в РФ» контроль за лицами, которые условно-досрочно освобождены от отбывания наказания, относится к приговорной про-бации. При этом одной из функций пробации в большинстве государств является социальная реинтеграция освобождаемых лиц, такая функция запланирована и при создании данной системы в России. Следует подчеркнуть, что международные правовые акты и опыт ряда зарубежных государств свидетельствует о том, что эффективность подобной работы во многом зависит от поддержки общественности.

Анализ направлений деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере приговорной (исполнительной) пробации, предусмотренных проектом федерального закона «О проба-ции в РФ», позволяет сделать вывод о том, что акцент в большей степени сделан именно на контроле за освобожденными условно-досрочно, а не на социальной реинтеграции этих лиц.

К сфере реинтенграции можно отнести только такие направления деятельности, как:

- проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи;

- оказание содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации и трудоустройстве в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам, в отношении которых осуществляется приговорная (исполнительная) пробация (п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 19 указанного проекта закона). А в правовом положении освобожденных можно выделить лишь право участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации, получать помощь и содействие, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 20 соответствующего Федерального закона.

Зарубежные авторы выделяют следующие «факторы, которые необходимо учитывать при проведении программ реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для предупреждения рецидива:

- отсутствие образования, отсутствие каких-либо профессиональных навыков для успешного трудоустройства, отсутствие опыта законной деятельности;

- предшествующие заключению или последовавшие за освобождением неудачи в трудоустройстве;

- отсутствие жилья или постоянного места жительства;

- ранняя вовлеченность в преступную деятельность, отсутствие опыта законопослушной

жизни;

- опыт социальной изоляции и насилия, в том числе семейного;

- наркозависимость, алкоголизм, токсикомания;

- проблемы с психическим здоровьем» [2, с. 17].

Таким образом, положительно оценивая создание системы пробации в России и конкретизацию функций уголовно-исполнительных инспекций по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, считаем необходимым дополнить перечень направлений деятельности, обеспечивающих социальную реинтеграцию этих лиц, для поддержания баланса между контролем за освобожденными и их поддержкой и консультированием, а также достижения целей пробации.

Библиографический список

1. Скиба А. П., Мяханова А. Н., Дондокова М. Ю. Условно-досрочное освобождение: китайский опыт (по материалам практики Верховного народного суда Китайской Народной Республики) // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16. № 4. С. 474-479.

2. Овсянникова А., Россман Э. Пенитенциарные системы и пенитенциарные реформы в зарубежных странах. М., 2017. 41 с.

References

1. Skiba A. P., Myahanova A. N., Dondokova M. Yu. Uslovno-dosrochnoe osvobozhdenie: kitajskij opyt (po materialam praktiki Verhovnogo narodnogo suda Kitajskoj Narodnoj Respubliki) [Parole: Chinese experience (based on the practice of the Supreme People's Court of the People's Republic of China)]. Ugolovno-ispolnitel'noe parvo [Criminal Executive law], 2021, no. 4, рp. 474-479 [in Russian].

2. Ovsyannikova A., Rossman E. Penitenciarnye sistemy i penitenciarnye reformy v zarubezh-nyh stranah [Penitentiary systems and penitentiary reforms in foreign countries]. Moscow, 2017, 41 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.