Пра во
Вестник Н иже городе ко го университета им. Н.И. Лобачевского, 2023, № 1, с. 133-139
133
УДК 342.9
DOI 10.52452/19931778_2023_1_133
КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
© 2023 г. М.И. Темуркаев
Саратовская государственная юридическая академия, Саратов
Пмступел9 в рзд9кцею 09.01.2023
Статья посвящена анализу проблем в сфере контроля (надзора) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций. Ставится цель проанализировать противоречия нормативных правовых актов, регулирующих сферу осуществления контроля (надзора) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций. Несовершенство юридической техники нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, не позволяет обеспечить единообразное понимание в теории и правоприменительной практике. Отсутствие риск-ориентированного подхода применительно к контролю (надзору) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций приводит к избыточному административному давлению на некоммерческий сектор. Методологическую основу данного исследования составляют анализ, синтез, индукция и дедукция. На основе проведенного исследования предложены законодательные изменения, а также внедрение риск-ориентированного подхода в сферу осуществления контроля (надзора) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций. Делаются выводы о необходимости принятия комплекса законодательных мер в целях устранения проблем в данной сфере.
Ключзвыз слмв9: контроль, надзор, органы юстиции, некоммерческие организации, риск-ориентированный подход.
Развитие гражданского общества является важным и необходимым условием для реализации демократических идей в нашей стране. В данной связи не вызывает сомнений особая роль некоммерческих организаций для поступательного прогресса в различных областях жизнедеятельности общества. Государство, предоставляя гражданам возможность на объединение, оставляет за собой функцию по осуществлению контроля (надзора) за их деятельностью в целях обеспечения соблюдения действующего законодательства, а также четкого следования тем целям, которые некоммерческие организации ставят перед собой в уставных документах.
Анализ проблемных вопросов теории и практики осуществления контроля (надзора) органами юстиции за деятельностью некоммерческих организаций в целях выработки научных положений и законодательных предложений по обновлению действующих нормативно-правовых актов является важным и необходимым условием повышения эффективности данного вида контроля (надзора).
Российское законодательство о контроле (надзоре) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций
Согласно пункту 1 Положения о Минюсте России, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее - Положение о Минюсте России), на данное ведомство возлагаются среди всего прочего функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций, в том числе по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 данного Положения Минюст России осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Осуществление Минюстом России функций государственного контроля (надзора) в отношении некоммерческих организаций в соответствии с Положением о Минюсте России позволяет утверждать, что органы юстиции выступают в качестве органов государственного контроля (надзора). Также, согласно статье 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [1], к контрольно-надзорным органам отнесены в первую очередь федеральные органы исполнительной власти, к которым относится и Минюст России.
Соответственно к общей компетенции Минюста России отнесена контрольно-надзорная деятельность в отношении некоммерческих организаций. Полномочия в данной сфере должностных лиц Минюста России заключаются в том числе и в выявлении нарушений, совершаемых некоммерческими организациями [2, с. 31-37].
Проведенный анализ положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» показывает, что его нормы не распространяются на осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Согласно статье 3 данного закона порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) устанавливается положением о соответствующем виде контроля (надзора), которое утверждает Президент Российской Федерации.
Однако, согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» [3] (далее - Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций), к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Также в пункте 12 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций говорится, что по результатам проверки должностные лица органа государственного надзора принимают меры, предусмотренные федеральными законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О противодействии экстремистской деятельности», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами.
Соответственно, возникает ситуация противоречий нормативно-правовых актов в сфере правового регулирования реализации функций
государственного контроля (надзора) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций. В свою очередь, данные противоречия не приводят к единообразному пониманию в правоприменительной практике органов юстиции и некоммерческих организаций при осуществлении данных функций, что выражается в выявлении фактов нарушения обязательных требований и, как следствие, применении определенных мер административного принуждения в отношении некоммерческих организаций.
Между тем необходимо отметить, что проведенная систематизация нормативных предписаний, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, соблюдение которых проверяют органы юстиции, позволила упорядочить и повысить эффективность контроля (надзора) в данной сфере. Однако избыточность вмешательства в деятельность некоммерческих организаций органами юстиции при осуществлении функций контроля (надзора) создает определенные «барьеры» в их практической деятельности.
В данной связи комплексный анализ проблем теории и практики осуществления Минюстом России и его территориальными органами контроля (надзора) в отношении некоммерческих организаций позволит оптимизировать его полномочия, что прочно вписывается в рамки демократического развития РФ. Данная оптимизация будет способствовать соблюдению обязательных требований, установленных законом, и уставных целей в деятельности некоммерческих организаций.
Теоретическая основа и практические проблемы
Необходимо отметить, что обозначенная нами законодательная проблема находится в центре внимания видных ученых-административистов, которые выдвигают различные позиции относительно правовой регламентации, учитывая сущностную сторону осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций.
По мнению Ю.В. Соболевой, использование формулировки «федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций» недопустимо. По мнению автора, в законодательстве и в подзаконных актах должна содержаться соответствующая сути деятельности Минюста России (его территориальных органов) в отношении некоммерческих организаций формулировка - контроль, а не надзор [4, с. 133].
Данная позиция разделяется многими учены-ми-административистами, исследующими вопро-
Кмнтрмль (н9дзмр) мрганмв юстецее в мтнмшзнее нзкмммзрчзскех мрг9нез9цей
135
сы государственного контроля (надзора). Тем не менее представляется, что необходимо придерживаться терминологии, которая содержится в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», то есть федеральный государственный контроль (надзор), с использованием «знака приравнивания», для единообразного понимания в данной сфере.
Как отмечает А.Д. Алексеева, государственный контроль за деятельностью некоммерческих организаций достаточно тщательно законодательно регулируется. Однако на практике часто возникают определенные сложности [5, с. 78-81].
Данные проблемы имеют двойственную направленность: с одной стороны, они связаны непосредственно с процессом осуществления органами юстиции контроля (надзора) в отношении некоммерческих организаций, а с другой стороны, с конкретной деятельностью, осуществляемой некоммерческими организациями, и их невозможностью влиять на нормативное регулирование в некоммерческом секторе.
Практические проблемы, существующие при реализации органами юстиции функций контроля (надзора) в отношении некоммерческих организаций, отчетливо прослеживаются в результате анализа Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» [6], где отмечается отсутствие риск-ориентированного подхода при осуществлении органами юстиции проверок в отношении некоммерческих организаций, а также вследствие анализа судебной практики и официальных статистических данных Минюста России.
Так, в 2021 году Минюстом России и его территориальными органами проведены 4611 проверок деятельности некоммерческих организаций, в том числе 729 внеплановых проверок, что на 246.4% больше, чем в 2020 году (в первом полугодии 2021 года проведено 1979 проверок, в том числе 179 внеплановых). Применение несоразмерной меры ответственности в отношении некоммерческих организаций по результатам осуществления контроля (надзора) органами юстиции приводит к невозможности их дальнейшего функционирования и ликвидации, что также подтверждается официальными данными Минюста России. В 2021 году органами юстиции приняты меры реагирования в виде
направления в суды 2180 исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства (за аналогичный период прошлого года -1993; +9. 4%), в том числе в первом полугодии 2021 года - 867 [7].
Проведенный анализ статистических данных показывает, с одной стороны, необходимость снижения административной нагрузки на некоммерческие организации со стороны Минюста России и его территориальных органов, с другой - особую важность для решения социальных проблем некоммерческих организаций.
Для наглядного примера приведем судебную практику Верховного Суда Российской Федерации по административному делу в связи с административным исковым заявлением Минюста России о ликвидации Общероссийской общественной организации содействия изучению культурно-исторического наследия «Диалог цивилизаций «Кыргызский конгресс» [8].
Так, согласно фабуле административного дела: Минюст России 19.11.2021 обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации организации и ее структурного подразделения. Как было указано Минюстом России, в связи с допущенными при осуществлении деятельности грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации и положений устава.
Административный ответчик заявленное требование не признал, полагая, что выявленные Минюстом России нарушения не являются грубыми, неоднократными, частично устранены; такая мера ответственности, как ликвидация общественного объединения, несоразмерна допущенным нарушениям.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2022 административное исковое заявление удовлетворено: организация, ее региональные отделения и иные структурные подразделения ликвидированы.
Апелляционным определением решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общероссийской общественной организации содействия изучению культурно-исторического наследия «Диалог цивилизаций «Кыргызский конгресс» - без удовлетворения.
Приведенная судебная практика показывает, что существуют проблемы в сфере осуществления контроля (надзора) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций, связанные именно с несоразмерностью применения мер ответственности при выявлении нарушений со стороны некоммерческих организаций, что подтверждается тем, что подобные дела о лик-
видации последних доходят до высших судебных инстанций.
В данной связи считаем, что имеется необходимость для включения государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций в перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход. В настоящее время Минюст России и его территориальные органы при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций все же применяют его базовые принципы при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении некоммерческих организаций, однако необходимо нормативно урегулировать данное положение.
По мнению А.Я. Лившина, выявленные исследователями основные проблемы контроля некоммерческих организаций схожи между собой. Исследователи сходятся к мнению, что разрешение этих вопросов преимущественно зависит не от некоммерческих организаций, а скорее от недостаточно эффективно организованного контроля [9, с. 13-17].
На наш взгляд, данные проблемы в сфере осуществления контроля (надзора) органами юстиции в отношении некоммерческих организаций не носят частный характер, они стали повседневной реальностью, что создает серьезные проблемы для развития некоммерческого сектора в нашей стране и в целом затрудняет процесс взаимодействия некоммерческих организаций с государством.
Некоммерческие организации имеют важнейшее значение для повышения качества жизни людей и положительно влияют на экономическое развитие, выступая источником занятости и дохода [10, р. 230].
Минюст России, выступая органом государственного контроля (надзора), обладает всем комплексом полномочий для всестороннего осуществления функций контроля (надзора) в отношении некоммерческих организаций. Так, в соответствии с Приказом Минюста России от 30.12.2021 № 274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» [11] (далее - Административный регламент исполнения Мин-
юстом России функций государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций), Минюст России и его территориальные органы обязаны учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов некоммерческой организации.
Соответственно Административным регламентом исполнения Минюстом России функций государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций закрепляются конкретные положения, предусматривающие порядок осуществления данных функций, а также указывающие на необходимость в результате проведенной проверки учитывать тяжесть выявленных нарушений со стороны некоммерческих организаций, при выборе меры применяемой ответственности, в целях обеспечения прав и законных интересов некоммерческих организаций.
Тем не менее отметим, что Минюст России и его территориальные органы, обладая полномочиями по государственной регистрации некоторых некоммерческих организаций, не обладают возможностью осуществления контроля (надзора) за их деятельностью. Подобная ситуация нахождения деятельности некоторых некоммерческих организаций за пределами государственного контроля (надзора) органов юстиции не позволяет обеспечить ими в должной мере соблюдение действующего законодательства и целей, прописанных в уставах данных организаций.
В пункте 2 Административного регламента исполнения Минюстом России функций государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций говорится о том, что органами юстиции осуществляется контроль (надзор) в отношении иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций. Данная формулировка, на наш взгляд, создает ситуацию широкого толкования полномочий органов юстиции, что приводит к противоречиям в законодательстве и правоприменительной практике.
Так, согласно статье 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [12], государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной
регистрации общественных объединений, или его территориальным органом в субъекте Российской Федерации. Однако в данной статье также отмечается, что федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
Учитывая положения статьи 5 указанного закона, где говорится о том, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, им не подотчетны и не подконтрольны, можно констатировать, что Минюст России и его территориальные органы ограничены в реализации полномочий по осуществлению функций контроля (надзора) в отношении профсоюзов, что является недопустимым и требует принятия мер в целях устранения законодательных пробелов в данной сфере.
Результаты
Таким образом, на основе проведенного исследования формулируются следующие выводы и выдвигаются предложения по законодательным изменениям:
1) органы юстиции выступают в качестве органов государственного контроля (надзора), обладают всем комплексом полномочий, которые позволяют всесторонне оценить деятельность некоммерческих организаций на предмет соответствия действующему законодательству и уставным целям;
2) в целях устранения законодательных противоречий необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно дополнить пункт 3 статьи 5 подпунктом 4 следующего содержания: «положения данного закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях»; признать утратившим силу пункт 12 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», где говорится, что «положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению феде-
рального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций»;
3) предлагается внести корректировки в Положение о Минюсте России, связанные с устранением проблемы юридической техники, а именно пункт 3 статьи 1 необходимо изложить следующим образом: «...осуществляет функции по осуществлению федерального государственного (контроля) надзора за деятельностью некоммерческих организаций», в связи с тем, что Минюст России является контрольно-надзорным органом, то есть ему присущи контрольные функции наравне с надзорными, что также будет соответствовать применяемой трактовке «знак приравнивания», которая используется в рамках Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
4) в целях повышения эффективности контроля (надзора) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций предлагается включить государственный контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций в перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Заключение
Проведенный анализ проблем теории и практики осуществления контроля (надзора) органов юстиции позволяет сделать вывод о том, что повышение его эффективности напрямую зависит от последовательного устранения пробелов в законодательном регулировании, которые, в частности, заключаются в противоречиях в нормативно-правовых актах, что в целом приводит к неоднозначному пониманию полномочий Минюста России и его территориальных органов в правоприменительной практике по осуществлению контроля (надзора) в отношении некоммерческих организаций.
Исследование выполнено в рамках осуществления научно-исследовательской деятельности по написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук на кафедре административного и муниципального права Саратовской государственной юридиче-
ской академии. При проведении работы по написанию данной научной статьи учитывался практический опыт, в том числе статистические данные Минюста России в сфере осуществления контроля (надзора) органами юстиции в отношении некоммерческих организаций.
За внимательное отношение и чуткое руководство в подготовке статьи автор выражает благодарность доктору юридических наук, профессору кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии Юлии Викторовне Соболевой.
Спесмк летзратуры
1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть 1). Ст. 5007.
2. Антонова Н.В., Ким А.В. Развитие административных функций территориальных органов юстиции в современной // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2019. № 1. С. 31-37.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» // СЗ РФ. 2012. № 29. Ст. 4130.
4. Соболева Ю.В. Основы административно -правового статуса негосударственных организаций / Под ред. А.Ю. Соколова. Саратов: Научная книга, 2017. 195 с.
5. Алексеева А.Д. Сущность и проблемы осуществления государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций // Студенческий электронный научный журнал. 2019. № 41 (85). С. 78-81.
6. Постановление Верховного суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом дея-
тельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» // Российская газета. 2017. № 1.
7. Доклад об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2021 году. URL: https://minjust. gov.ru/ru/pages/doklady-ob-osushestvleni/ (дата обращения: 01.10.2022).
8. Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 7.04.2022. Дело № АПЛ22-89 // Sudact.ru. Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/c43MFAhJNZHW/7vsrf-txt=ликвидация+организации&vsrf-case_doc=&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-
j udge=&_= 1655887271812&snippet_pos=462# snippet (дата обращения: 01.10.2022).
9. Лившин А.Я. Некоммерческий сектор в России и мире: современные проблемы экономики и управления // Вестник Московского университета. 2017. № 6. С. 12-17.
10. Veenswijk M.B. Organizing innovation. New approaches to cultural change and intervention in public sector organizations. Amsterdam, Oxford, Fairfax, 2015. 230 p.
11. Приказ Минюста России от 30.12.2021 № 274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: https:// www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 01.10.2022).
12. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
CONTROL (SUPERVISION) OF THE BODIES OF JUSTICE IN RELATION TO NON-PROFIT ORGANIZATIONS: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE
M.I. Temurkaev
The article is devoted to the analysis of problems in the field of control (supervision) of the justice authorities in relation to non-profit organizations. The aim is to analyze the contradictions of normative legal acts regulating the sphere of control (supervision) of the justice authorities in relation to non-profit organizations. The imperfection of the legal technique of the regulatory legal acts regulating this area does not allow for a uniform understanding in theory and law enforcement practice. The lack of a risk-based approach in relation to the control (supervision) of the justice authorities in relation to non-profit organizations leads to excessive administrative pressure on the non-profit sector. The methodological basis of this study is analysis, synthesis, induction and deduction. On the basis of the study, legislative changes are proposed, as well as the introduction of a risk-based approach in the sphere of control (supervision) of the justice authorities in relation to non-profit organizations. Conclusions are drawn about the need to adopt a set of legislative measures in order to eliminate problems in this area.
Keywords: control, supervision, justice authorities, non-profit organizations, risk-based approach.
References
1. Federal Law № 248-FL of 31.07.2020 «On State Control (Supervision) and Municipal control in the Russian Federation» // CL RF. 2020. № 31 (Part 1). Article 5007.
2. Antonova N.V., Kim A.V. Development of administrative functions territorial bodies of justice in modern // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Legal Sciences. 2019. № 1. P. 31-37.
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 11.07.2012 № 705 «On Approval of the Regulations on Federal State Supervision of the activities of non-profit organizations» // CL RF. 2012. № 29. Article 4130.
4. Soboleva Yu.V. Fundamentals of the administrative and legal status of non-governmental organizations / Ed. by A.Y. Sokolov. Saratov: Scientific Book, 2017. 195 p.
5. Alekseeva A.D. The essence and problems of the implementation of state control over the activities of non-profit organizations // Student electronic scientific journal. 2019. № 41 (85). P. 78-81.
6. Resolutions of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 27, 2016 № 64 «On some issues arising during the consideration of cases by courts related to the suspension or liquidation of non-profit organizations, as well as the prohibition of the activities of public or religious associations that are not legal enti-ties» // Rossiyskaya Gazeta. 2017. № 1.
7. Report on the implementation by the Ministry of Justice of the Russian Federation of state control (supervision) in the field of activities of non-commercial organizations and on the effectiveness of such control (su-
pervision) in 2021. URL: https://minjust.gov.ru/ru/ pag-es/doklady-ob-osushestvleni/ (date of access: 01.10.2022).
8. The appeal ruling of the Supreme Court of the Russian Federation of 7.04.2022. Case № APL22-89 // Sudact.ru. Judicial and regulatory acts of the Russian Federation. URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/c43MFAhJ NZHW/?vsrf-txt=пнквндацнfl+орraннзацнн&vsrf-case _doc=&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-date_from=&vsrf-date _to=&vsrf-judge=&_=1655887271812&snippet_pos=4 62# snippet (date of access: 01.10.2022).
9. Livshin A.Ya. Non-profit sector in Russia and the world: modern problems of economics and management // Bulletin of the Moscow University. 2017. № 6. P. 12-17.
10. Veenswijk M.B. Organizing innovation. New approaches to cultural change and intervention in public sector organizations. Amsterdam, Oxford, Fairfax, 2015. 230 p.
11. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation № 274 dated 12/30/2021 «On Approval of the Administrative Regulation for the Implementation by the Ministry of Justice of the Russian Federation of State Control (Supervision) over the Compliance of the Activities of Non-Commercial Organizations with the Statutory Goals and Objectives, Branches and Representative Offices of International Organizations, Foreign NonProfit Non-Governmental Organizations with the Stated goals and objectives, as well as for their compliance with the legislation of the Russian Federation» // Official Internet portal of legal Information [Electronic resource]. URL: https://www.pravo.gov.ru. (date of access: 01.10.2022).
12. Federal Law № 10-FL of 12.01.1996 «On Trade Unions, their rights and guarantees of activity» // CL RF. 1996. № 3. Article 148.