Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) МИНЮСТА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ'

КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) МИНЮСТА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Темуркаев Магомед Ибрагимович

В статье анализируются проблемы внедрения цифровых технологий в сферу осуществления контроля (надзора) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций. Анализируются вопросы отсутствия необходимой кадровой укомплектованности органов юстиции для работы с цифровыми технологиями. В результате анализа предлагается создать дополнительный электронный сервис по осуществлению самопроверки непосредственно некоммерческими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) МИНЮСТА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ»

Темуркаев Магомед Ибрагимович

аспирант кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии

Temurkaev Magomed Ibragimovich

postgraduate student of the Department of administrative and municipal law of the Saratov State Law Academy

E-mail: k_fp3@mail.ru

Контроль (надзор) Минюста России в отношении некоммерческих организаций в условиях цифрового развития

Control (supervision) of the Ministry of Justice of Russia in relation to non-profit organizations in the context of digital transformation

Аннотация. В статье анализируются проблемы внедрения цифровых технологий в сферу осуществления контроля (надзора) органов юстиции в отношении некоммерческих организаций. Анализируются вопросы отсутствия необходимой кадровой укомплектованности органов юстиции для работы с цифровыми технологиями. В результате анализа предлагается создать дополнительный электронный сервис по осуществлению самопроверки непосредственно некоммерческими организациями.

Ключевые слова: контроль, надзор, органы юстиции, некоммерческие организации, цифровые технологии, реформирование, цифровизация.

Abstract. The article analyzes the problems of introducing digital technologies in the sphere of control (supervision) of the justice authorities in relation to non-profit organizations. The issues of the lack of the necessary staffing of the justice bodies to work with digital technologies are analyzed. As a result of the analysis, it is proposed to create an additional electronic service for the implementation of self-examination directly by non-profit organizations.

Keywords: control, supervision, justice authorities, non-profit organizations, digital technologies, reform, digitali-zation.

В настоящее время уделяется серьезное внимание вопросам цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. В данном контексте анализ проблемных вопросов внедрения современных цифровых технологий в сферу осуществления органами юстиции функций контроля (надзора) в отношении некоммерческих организаций является важным и необходимым условием для повышения эффективности в данной сфере.

Принятие некоторых стратегических нормативных правовых актов положило начало совершенствованию сфере контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти, в том числе Минюста России.

К ним относятся: Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утв. Указом Президента РФ от 09.05.20l7 г. № 203; Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 г. № 2998 р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» и др.

Согласно Указу Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1, в качестве стратегической цели обозначена цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности.

Непосредственное выполнение мероприятий по достижению стратегических целей цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти предполагает принятие ведомственных программ.

В Ведомственной программе цифровой трансформации Минюста России в качестве основной задачи обозначена разработка и ввод в эксплуатацию федеральной государственной информационной си-

1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. Ст.4884.

стемы реализации полномочий и функций Минюста России до 2023 года, через объединение функциональности существующих систем.

В Федеральном законе от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1, содержатся нормы, регулирующие общие положения осуществления контроля за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства и целей, предусмотренных в их учредительных документах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций»2, определены цели и формы осуществляемого Минюстом России федерального государственного надзора в отношении некоммерческих организаций.

Однако проведенный анализ показывает, что вопросы цифровой трансформации осуществления функций контроля (надзора) органами юстиции в отношении некоммерческих организаций данные нормативные правовые акты не регулируют.

В юридической литературе широко обсуждаются проблемы внедрения новых цифровых технологий в сферу осуществления государственного контроля (надзора) органов исполнительной власти, в том числе Минюста России. Особую актуальность данные вопросы приобретают в связи с установлением в Российской Федерации моратория на проведение плановых проверок в 2022 году и возрастании роли при этом профилактических мероприятий, в которых цифровой сервис был бы крайне полезен. Кроме того, в целях минимизации последствий санкционного давления Минюстом России в адрес территориальных органов направлено письмо о необходимости оптимизировать работу по принятию решений о государственной регистрации в отношении некоммерческих организаций. Так, государственную регистрацию некоммерческих организаций предлагается осуществлять в срок не позднее чем через семь рабочих дней со дня получения соответствующих документов, а в отношении общественных и религиозных объединений - двадцать календарных дней. Сокращение сроков рассмотрения документов подлежит исполнению по документам, поступившим с 1 апреля 2022 г.3

При этом к проблемам внедрения цифровых технологий относятся как необходимость совершенствования соответствующей нормативной правовой базы их применения, так и потребность в кадрах для работы с ними.

Вместе с тем, при возникающих проблемных моментах, противоречиях, цифровизация может серьезно способствовать процессам формирования творческого субъекта как созидателя и носителя социального, расширяющего горизонты собственного осуществления. И цифровизация в правовой сфере, конечно, не исключение4.

Предпосылки для того, чтобы вывести контрольную деятельность органов публичной власти на качественно новый уровень отмечаются учеными5, в том числе и с помощью цифровой трансформации, призванной обеспечить эффективность проведения мероприятий федеральными органами исполнительной власти6.

Отмеченная нами проблема отсутствия необходимой кадровой укомплектованности органов юстиции для работы с цифровыми технологиями, при осуществлении функций контроля (надзора) в отношении некоммерческих организация является на наш взгляд ключевой.

Для решения проблемы кадрового обеспечения органов юстиции в условиях внедрения современных технологий необходимо внести дополнение в Приказ Минюста России от 27.06.2002 г. № 176 «Об утверждении Концепции совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» в части создания соответствующих образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров органов и учреждений Минюста Росси по внедрению цифровых технологий в частности в деятельность по осуществлению контроля (надзора) в отношении некоммерческих организация.

1 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

2 Постановление Правительства РФ от 11.07.2012 г. № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 29. Ст. 4130.

3 См.: Сокращены сроки государственной регистрации некоммерческих организаций, религиозных и общественных объединений. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/48810/ (дата обращения: 23.08.2022).

4 См.: Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций: коллективная монография в 2 т. / под ред. Н.Н. Ковалевой; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов. 2020. С. 20.

5 См.: Мильшин Ю. Н. Цифровизация как важный инструмент контрольно-надзорной деятельности органов публичной власти // Взаимодействие власти, бизнеса и общества при формировании информационно-коммуникативной культуры граждан: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Саратов. 2021. С. 153.

6 См.: Мартынов А. В. Влияние цифровой трансформации на контрольно-надзорную деятельность органов исполнительной власти // Международная научно-практическая конференция памяти д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР В.М. Манохина: сборник научных трудов / под общ. ред.

А. Ю. Соколова. Саратов. 2021. С. 32-56.

666

Юридическая техника. 2023. № 17

Также необходимо отметить, что в целях реализации мер по установлению моратория на проведение плановых проверок в 2022 году, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»1, было издано Распоряжение Минюста России от 14.03.2022 г. № 267-р «Об отмене проведения плановых проверок некоммерческих организаций»2.

Соответственно проведение плановых проверок в рамках осуществления контроля (надзора) органами юстиции в отношении некоммерческих организаций данными документами в текущем году приостанавливается. Однако возрастает при этом роль профилактических мероприятий в отношении некоммерческих организаций в целях исключения нарушений законодательства и обеспечения соответствия их деятельности уставным целям.

В настоящее время функционирует «Информационный портал о деятельности некоммерческих организаций» Минюста России, который предусматривает широкий спектр возможностей в частности по ознакомлению с нормативными правовыми актами, регулирующими сферу деятельности некоммерческих организаций, созданию или загрузке уже заполненных отчетов об их деятельности.

В контексте внедрения современных цифровых технологий в сферу осуществления контроля (надзора) органами юстиции в отношении некоммерческих организаций необходимо создать дополнительный электронный сервис, предусматривающий осуществление самопроверки непосредственно некоммерческими организациями. Такой сервис может быть создан по аналогии с цифровым проектом «Электронный инспектор» Федеральной службы по труду и занятости, который создан для самостоятельной предварительной проверки соблюдения требований законодательства организациями.

1 Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1715.

2 Распоряжение Минюста России от 14.03.2022 г. № 267-р «Об отмене проведения плановых проверок некоммерческих организаций» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.