Научная статья на тему 'Контроль качества скоропортящихся продуктов в международной торговле'

Контроль качества скоропортящихся продуктов в международной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль качества скоропортящихся продуктов в международной торговле»

Жиряева, Ъилик, ffl. &айландт Контроль качества скоропортящихся продуктов в международной торговле

Стандартизация

Под стандартами качества (далее — ИСО) скоропортящихся продуктов подразумеваются стандарты, которые относятся к характеристикам продуктов, не связанным со здоровьем. Эти стандарты не нуждаются в том, чтобы их разрабатывали правительственные организации, они могут согласовываться торговыми партнерами. В системе мировой торговли все более доминируют многонациональные розничные продавцы продовольствия, таким образом, имеется тенденция для учреждения стандартов без какого-либо вовлечения общественности. Однако компании продолжают находить ценность в гармонизации стандартов качества организациями типа ИСО (например, для специй) и Европейская экономическая комиссия Организации объединенных наций (далее — ЕЭК ООН) — для плодов и овощей. Комиссия Codex Alimentarius также вовлечена в разработку стандартов качества.

Рабочая группа ЕЭК ООН по стандартизации скоропортящихся продуктов и повышению качества отвечает за разработку согласованных коммерческих стандартов качества для скоропортящихся продуктов.1

Цель этой работы состоит в том, чтобы облегчить международную торговлю через учреждение и поддержку коммерческих критериев качества в форме стандартов, которые являются представительными из фактической коммерческой практики.

Стандарты ЕЭК ООН на скоропортящиеся продукты представляют собой гармонизацию существующих национальных коммерческих стандартов, ставящую целью учесть обычное коммерческое качество и методы торговли.

Рабочая группа не ставила целью создать новые принципы коммерческой стандартизации.

Стандарты устанавливают определение продукции, уровни качества с помощью минимального набора характеристик и сортов, размерную классификацию, маркировку, упаковку и требования к товарному виду с целью способствовать организованной и эффективной торговле посредством создания единого языка торговли.

Стандарты предназначены для применения в пунктах контроля экспорта — отправки.

1 REVISED WORKING PROCEDURES OF THE WORKING PARTY ON STANDARDIZATION OF PERISHABLE PRODUCE AND QUALITY DEVELOPMENTAND ITS SUBSIDIARY SPECIALIZED SECTIONS (as agreed by the Working Party at its 53rd session, 12-14 November, 1997).

Эта деятельность началась в 1949 г. и привела к разработке широкого диапазона стандартов ЕЭК ООН для свежих плодов и овощей, сухих и высушенных плодов, семенного картофеля, яиц и яичных продуктов, мяса (свинины, говядины и домашней птицы) и срезанных цветов. Стандарты для фруктовых соков и быстро замороженных пищевых продуктов были разработаны в сотрудничестве с Комиссией Codex Alimentarius и объединенными ЕЭК/Codex Alimentarius группами экспертов.

Структура и основание этой работы — Женевский протокол по стандартизации свежих фруктов и овощей и сухих и высушенных продуктов. Была разработана также схема построения стандартов, которая служит форматом для элементов, включенных в коммерческие стандарты качества. Поскольку цель коммерческой стандартизации — торговая помощь, работе приносит большую пользу активное участие широкого круга членов, включая представителей Комиссии Европейского Союза и представителей производителей, экспортеров и импортеров из государств-нечленов. Надо отметить, что любое государство — член ООН может участвовать в работе по стандартизации ЕЭК ООН согласно статье II Commission's Terms of Reference. Государства, не являющиеся членами, в соответствии с указанной статьей:

— могут принимать участие во всех обсуждениях без ущерба их статусу по этой статье;

— предлагать поправки для пересмотра существующих стандартов, согласно их потребностям или интересам;

— предлагать разработку коммерческих стандартов качества на изделия, имеющие экономическое значение для этих стран или регионов;

— выступать в качестве экспертов — докладчиков в процессе разработки или пересмотра стандартов ЕЭК ООН;

— высказываться против решений Рабочей группы.

Активное участие в этой работе принимают также международные и региональные торговые организации, такие как Конфедерация импортеров и Европейская организация маркетинга свежих фруктов и овощей (Marketing Organization in Europe of Fresh Fruit and Vegetables — CIMO).

В работе участвуют специализированные агентства ООН — Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, объединенная ФАО/ВОЗ программа по стандартизации продовольствия, а также представители неправительственных организаций, таких как CLAM (Comite de Liaison de l'Agrumiculture Mediterraneenne) и COLEACP (Comite de Liaison — Europe — Africa — Caraibes — Pacifique — pour la promotion des fruits tropicaux, legumes de contre-saison, fleurs, plantes ornementales et epi-ces). Рабочая группа и ее специализированные секции сотрудничают также с ЕС (Встреча правительственных экспертов по стандартизации — Meeting of Governmental Experts on Standardization), чтобы поддержать гармонизацию стандартов ЕЭК ООН и ЕС. Стандарты ЕЭК ООН во многих

2 Эти документы находятся в публикации ECE/AGRI/55/Rev.2.

случаях служили основой стандартов Европейского Экономического Сообщества, которые являются обязательными на всех уровнях маркетинга от производителя до розничного продавца.

По приглашению секретариата представитель Схемы ОЭСР по применению международных стандартов на фрукты и овощи регулярно участвует в сессиях. Любая страна, участвующая в работе Рабочей группы может предлагать изделие, для которого, по ее мнению, должен быть разработан стандарт ЕЭК ООН.

Работа над коммерческим стандартом на специфический продукт начинается с запроса от заинтересованной стороны. Это может быть страна, заинтересованная в производстве, экспорте или импорте продукта, международная или межправительственная организация, имеющая специфическую заинтересованность в качестве, маркетинге или стандартизации определенного скоропортящегося продукта. Запрос о разработке стандарта должен включать информацию о коммерческой важности продукции в импорте, экспорте или и том, и другом.

Для того, чтобы решить вопрос о том, продолжать ли работу, Рабочая группа принимает во внимание коммерческую важность товара для одной или нескольких стран ЕЭК ООН на основе объемов экспорта и/или импорта, значение одного или нескольких национальных коммерческих стандартов для государств-членов ЕЭК ООН и характеристики качества товара.

Действие Схемы ОЭСР по применению "Международных стандартов на фрукты и овощи" время от времени приводит к необходимости разрабатывать или пересматривать стандарты, чтобы лучше приспособить их к существующей практике маркетинга.

В рамках Схемы ОЭСР разрабатываются брошюры, которые интерпретируют и иллюстрируют стандарты с целью их единообразного применения.

В Россию ввозятся большие объемы импортной свежей плодоовощной продукции различных видов и качества. Фонд государственных стандартов на свежую плодоовощную продукцию, который был сформирован еще в 80-е гг. XX в., не позволяет достоверно идентифицировать и оценивать качество продукции на отечественном рынке, в том числе и при поступлении ее по импорту.

Международные стандарты на основные виды свежей плодоовощной продукции представлены европейскими стандартами ЕЭК ООН, предназначенными для международной торговли. Специалисты системы Госстандарта России в 2000 г. стали участниками рабочей группы по разработке стандартов на скоропортящиеся продукты и повышению качества Комитета по развитию торговли, промышленности и предпринимательства ЕЭК ООН.

Участие в этой работе представляет практический интерес для российской стороны не только с точки зрения определения параметров разраба-

тываемых ЕЭК ООН стандартов, но и ускорения работ по гармонизации отечественных стандартов.

Оценка качества продукции тропических и субтропических культур, не произрастающих в нашей стране (грейпфруты, киви, авокадо, манго, ма-ракуйа, папайа, тамарилло, личи и др.), а также продукции, на которую отсутствуют документы в отечественном фонде государственных стандартов (орехоплодные культуры, кабачки, фасоль, салаты, культивируемые грибы, зеленые овощные культуры и др.), возможна путем прямого введения в действие на территории Российской Федерации международных стандартов.

ВНИИССагропродукт разработал Целевую программу по совершенствованию фонда стандартов на свежую плодоовощную продукцию на 2002-2005 гг. Программой предусмотрена гармонизация стандартов вида технических условий со стандартами ЕЭК ООН. Городской программой развития и повышения эффективности работы плодоовощного комплекса Москвы на 2001-2003 гг. предусматривается последовательный переход к стандартам качества на картофель, овощи и фрукты, гармонизированным со стандартами ЕС и ЕЭК ООН.

На первом этапе уже приняты ГОСТ Р 51782-2001 "Морковь столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия" и ГОСТ Р 51783-2000 "Лук репчатый свежий, реализуемый в торговой сети. Технические условия". Проекты стандартов гармонизированы с последними версиями стандартов ЕЭК ООН и ЕС на данную продукцию.3

С 22 по 24 сентября 2003 г. в Санкт-Петербургском им. В. Б. Бобкова филиале ГОУВПО "Российская таможенная академия" (далее — СПб филиал РТА) проходило "Совещание докладчиков по мясу свинины" — встреча рабочей группы правительственных экспертов США, Австралии, Великобритании, Чешской Республики с целью актуализировать стандарт ЕЭК ООН на мясо свинины в международной торговле.

В ходе совещания обсуждались:

— существующий стандарт ЕЭК ООН на свиные туши и отрубы;

— предложения по пересмотру стандарта;

— предложения по гармонизации с таможенными кодами и подходом, принятым в России, внесенные СПб филиалом РТА.

При обсуждении последнего вопроса было установлено, что в международной торговле покупатели не согласятся с описанием верхней части переднего края как отруба корейки, принятым в Комбинированной номенклатуре ЕС и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Совещание постановило пригласить на встречу рабочей группы в апреле 2004 г. в Женеве представителей Всемирной таможенной организации с целью гармонизации подходов и использовать для обсуждения пример, приведенный в докладе сотрудников Филиала.

3 Мишина М., Ложникова Т. О гармонизации российских стандартов на овощные культуры с международными // Стандарты и качество. 2002. N 1. С. 30-32.

Операционная структура контроля качества экспортируемой продукции согласно Схеме ОЭСР

Цель контроля состоит в том, чтобы установить, что качество и классификация экспортируемой продукции находятся в соответствии со стандартами, применяемыми по Схеме ОЭСР.

Контролирующие действия должны быть выполнены службой контроля качества, уполномоченной каждой страной, участвующей в Схеме ОЭСР, выдавать сертификаты контроля качества.

Цель сертификации контроля качества состоит в том, чтобы засвидетельствовать, что соответствующая служба контроля проверила рассматриваемый груз и подтверждает, что груз соответствовал стандарту во время осмотра. Данная служба несет ответственность перед соответствующими службами страны импорта, участвующими в Схеме ОЭСР.

Контроль качества состоит в оценке оптовых образцов, отобранных наугад от партий, которые будут осмотрены. Контроль основывается на предположении, что качество оптового образца представляет качество всей партии. Контроль качества может быть осуществлен в ходе процесса упаковки, в пункте отправки или в течение транспортировки. Экспортер или его представитель должен информировать службу контроля качества всякий раз, когда груз должен экспортироваться.

Инспектор качества решает, какие партии должны быть осмотрены. Продукция предъявляется лицом, уполномоченным на такие действия. Процедура включает представление оптового образца, а также поставку всей информации, необходимой для идентификации груза или партий. Если требуются уменьшенные образцы, инспектор качества выбирает их из оптового образца.

Идентификация партий выполняется на основе их маркировки или других критериев. Если отправка составлена из нескольких партий, инспектору качества необходимо получить общее впечатление от груза при помощи сопровождающих документов или деклараций, имеющих отношение к грузам. Инспектор качества затем определяет, насколько представленные партии соответствуют информации в этих документах. Если продукция загружена на транспортное средство, регистрационный номер последнего может использоваться для идентификации груза.

Упаковка, включая материал, используемый внутри пакета, должна быть проверена на пригодность и чистоту согласно условиям стандартов качества. Если разрешаются только некоторые типы упаковки, инспектор качества проверяет, используются ли они. Если конкретный стандарт включает условия относительно внешнего вида, такое соответствие также проверяется.

Устанавливается, маркирована ли продукция в соответствии со стандартом качества. В течение осмотра проверяется точность маркировки и степень требуемой поправки.

Инспектор качества определяет размер оптового образца так, чтобы можно было судить обо всей партии. Инспектор качества выбирает наугад пакеты, которые будут осмотрены или в случае поставки навалом устанавливает точки, в которых должны быть отобраны индивидуальные образцы.

Если груз признается неудовлетворительным, такое заключение должно быть сделано по результатам инспекции следующего минимального количества образцов:

Таблица 1

Упакованная продукция

Число пакетов Число отобранных пакетов

в партии (первичные образцы)

До 100 5

101 до 300 7

301 до 500 9

501 до 1000 10

Свыше 1000 15 (минимум)

Таблица 2

Продукция навалом

Размер партии, кг или число связок Число первичных образцов, которые будут отобраны, в кг или по числу связок

До 200 110

201 до 500 20

501 до 1000 30

1001 до 5000 100 (минимум)

Если инспектор качества после осмотра определит, что решение не может быть принято, должен быть предпринят другой осмотр и окончательные результаты сообщаются как среднее число из двух проверок.

Некоторые критерии типа присутствия или отсутствия внутренних дефектов могут быть проверены на основе уменьшенных образцов; этот подход применяется обычно при разрушающих методах контроля. Объем уменьшенных образцов должен быть ограничен до минимального количества, абсолютно необходимого для оценки партии; если, однако, дефекты установлены или предполагаются, объем уменьшенного образца не должен превысить 10% от размера оптового образца, первоначально взятого для осмотра.

Для контроля продукция должна быть полностью извлечена из упаковки; инспектор качества может обойтись без этого только в том случае, если тип упаковки и форма представления позволяет осмотреть содержи-

мое без распаковки. Инспекция на однородность, минимальные требования, классы качества и размер должна быть выполнена на основе оптового образца. Если дефекты обнаружены, инспектор качества должен установить процент продукции, не соответствующей стандарту по количеству или массе.

Согласно соответствующим национальным условиям и в зависимости от результатов контроля, сообщение о результатах может быть сделано в форме заявления, сертификата качества, жалобы, и т.д. Для сообщения о результатах контроля в случаях, если установлено несоответствие продукции, несколько партий могут рассматриваться вместе, если они однородны по типу продукции, отправителю, стране происхождения, классу качества и разновидности или коммерческому типу, если это предусмотрено в стандарте.

Если дефекты найдены, уполномоченное лицо или его представитель должны быть информированы о причинах этого. Если возможно достичь соответствия продукции стандарту путем изменения маркировки, лицо, уполномоченное продавать продукцию, или его представитель должны быть информированы об этом. Если в продукции обнаружены дефекты, должен быть определен процент несоответствующей продукции. В этом не будет необходимости, если можно достичь соответствия стандарту путем изменения маркировки. Услуги контроля качества должны включать систему регистрации инспекционных результатов.

Уполномоченное лицо или его представитель должны гарантировать, что несоответствующая продукция не будет отгружена.

После инспекции качества оптовый образец передается в распоряжение уполномоченного лица или его представителя. Если иного не определено на законных основаниях, служба контроля качества не связана обязательством вернуть часть оптового образца, разрушенного в течение инспекции качества.

Когда контроль качества был ограничен требуемым минимумом, от службы контроля качества не может быть потребовано никакой компенсации (если только на законных основаниях не предусмотрено иное), если коммерческая ценность продукции снизилась.

Несоответствие4

Документ по вопросу об обмене информацией о случаях несоответствия был принят на пятьдесят шестой сессии Рабочей группы. Цель документа — обеспечить обратную связь с национальной контрольной служ-

4 ЕЭК ООН Комитет по развитию торговли, промышленности и предпринимательства. Рабочая группа по разработке стандартов на скоропортящиеся продукты и повышению качества. Пятьдесят шестая сессия, Женева, 6-8 ноября 2000 г. TRADE/WP.7/2000/11/Add.21 22 December, 2000. Документ о содействии обмену информацией между национальными контрольными службами стран-экспортеров и стран-импортеров по вопросу о несоответствии фруктов и овощей существующим стандартам

бой страны-экспортера в случае, когда экспортируемый продукт признан несоответствующим стандарту на этапе контроля при ввозе. В документе содержится формуляр уведомления, заполняемый контрольной службой страны-импортера. Использование кодов облегчает эту задачу. Сообщение рекомендуется направлять в течение 24 часов после проведения контроля в соответствующую контрольную службу страны-экспортера.

С. М- Воробьев, В- Воронов О защите информации в таможенных органах

Ни для кого не секрет, что ценность информации сегодня возросла многократно. Информация стала товаром, который продается и покупается. В связи с этим, вопрос защиты информации в настоящее время стал актуальным, как никогда ранее, и таможенные структуры не являются исключением.

К сожалению, ситуация с защитой информации в таможнях Северо-Запада и на подчиненных постах далека от идеальной. Практика показывает, что пока еще очень редко вопрос создания системы защиты информации в таможенных структурах решается комплексно, чаще всего решения носят однобокий, половинчатый характер. На наш взгляд, это происходит потому, что, во-первых, плохое финансирование не позволяет полноценно оснастить объекты таможенной инфраструктуры средствами защиты информации, во-вторых, не все сотрудники таможенных органов относятся к этому вопросу с должным пониманием, как правило, потому, что плохо в нем ориентируются.

В рамках данной статьи мы хотели бы осветить методические подходы к решению вопросов защиты информации в таможенных органах.

Для построения любой системы защиты необходимо ответить на три основных вопроса: Что защищать? От кого защищать? Как защищать? Именно в такой последовательности мы и рассмотрим эти вопросы ниже.

Итак, первый вопрос, возникающий при построении любой системы защиты, — что защищать? Описание объекта защиты всегда должно являться отправной точкой в процессе создания системы защиты.

В нашем случае объект защиты, известен, это — информация. Но какая информация в данном случае требует защиты? Всю информацию, циркулирующую в таможенных органах, защищать нет необходимости по причине того, что основная ее часть является обычной, малоинтересной "текучкой". Информация, требующая защиты, тоже бывает разной: это может быть, информация, составляющая государственную тайну, имеющая гриф "Для служебного пользования", или просто конфиденциальная информация. Для выделения из всей циркулирующей информации объема, требующего защиты, необходимо оценить ее с точки зрения величины ущерба, причиняемого таможенным структурам (или физическим ли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.