Научная статья на тему 'Контроль институтов гражданского общества над деятельностью уголовно-исполнительной системы России'

Контроль институтов гражданского общества над деятельностью уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фефелов В. В.

В статье изложен взгляд автора на правоохранительную деятельность в Российской Федерации и возможность контроля над ней со стороны институтов гражданского общества на примере учреждений уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фефелов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль институтов гражданского общества над деятельностью уголовно-исполнительной системы России»

сти и правопорядка, независимый благотворительный фонд поддержки осужденных «Фатум», родительские комитеты воспитательных колоний и др.) в целом поможет решить многие проблемы, с которыми сталкиваются лица, находящиеся в местах принудительного содержания. В частности, совместная деятельность УИС с общественными организациями окажет практическую помощь в сохранении семейных, родственных, а подчас просто нормальных человеческих отношений осужденных лиц; в решении вопросов постпенитенциарной адаптации и устройства лиц, освобожденных из мест принудительного содержания и утративших социально полезные связи, т.е. в целом, в ресоциализации заключенных и осужденных лиц.

Список литературы:

1. Гришко А.Я. О научном обеспечении реализации Концепции / А.Я. Гришко // Преступление и наказание. - 2010. - № 12.

2. Кабакин В. Общественный контроль состоялся / В. Кабакин // Преступление и наказание. - 2010. - № 12.

3. Лукьянчук, Е. Оказание помощи осужденным к лишению свободы в реализации права на социальное обеспечение / Е. Лукьянчук // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 1.

4. Павлов А. Деятельность общественных организаций в реализации исправительного процесса / А. Павлов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 5.

5. Помыткина, Т.П. Роль и значение общественных организаций в ресоциализации осужденных / Т.П. Помыткина // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 8.

6. Преступление и наказание. - 2010. - № 12.

7. www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka20%UIS.

КОНТРОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ © Фефелов В.В.*

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, г. Уфа

В статье изложен взгляд автора на правоохранительную деятельность в Российской Федерации и возможность контроля над ней со стороны институтов гражданского общества на примере учреждений уголовно-исполнительной системы.

* Доцент кафедры Государственного и уголовного права, кандидат юридических наук, доцент.

Заинтересованность правового государства в развитии институтов гражданского общества экономист и социолог Й. Шумпетер видел в том, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, дабы гарантировать, чтобы они управлялись демократически [1, с. 148]. Сотрудничество государства с гражданским обществом, в том числе через диалог с общественными объединениями, имеет важное значение для успешного проведения государственной политики, в том числе реформ в сфере правоохранительной деятельности.

В нашей стране, как и во многих других, граждане высказывают множество претензий к правоохранительным органам. В последние годы социологические службы фиксируют высокий уровень недоверия к ним со стороны населения. По данным Аналитического центра Юрия Левады, регулярно проводящего тематические общероссийские опросы, доля граждан, не доверяющих правоохранительной системе России, остается неизменной в течение 10 лет и достигает 40 %. Исследования Фонда «Общественное мнение» и ВЦИОМа дают схожие показатели [2, с. 118, 119]. Эту ситуацию неплохо характеризует выражение, использованное газетой Washington Post относительно положения в России, правда в другой сфере деятельности: «Все чаще власть и общество напоминают две галактики, которые движутся в разных направлениях» [3].

Некоторые негосударственные объединения осознали необходимость построения гражданского общества и способы решения этой проблемы, опережая государство (власть). Недовольство граждан деятельностью правоохранительной системы и постепенное осознание руководителями государства необходимости изменения этого положения, - тот контекст, в котором появилась и развивается деятельность российских общественных организаций в сфере защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Сейчас, когда и общество, и руководители отдельных правоохранительных органов, и даже государства согласны с необходимостью изменений в характере работы ряда правоохранительных органов, таких как МВД, ФСИН, деятельность общественных организаций в этой сфере может оказаться особенно востребованной. Причем отдача от подобных проектов во многом зависит от того, насколько цели, формы и методы деятельности общественных организаций учитывают реальное состояние правоохранительных органов и их место в системе органов власти и в обществе.

Проблема общественного контроля над закрытыми структурами стоит в нашем обществе давно, она обсуждается на разных уровнях (законодательном, правительственном, в институтах гражданского общества) и имеет некоторую законодательную основу. Напомним читателю, что 10 июня 2008 г. был принят Федеральный закон РФ от № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного

содержания» [4]. Закон предполагает - по сути впервые в новейшей истории России - создание института общественного контроля в местах принудительного содержания.

Вопросы контроля гражданского общества за деятельностью ФСИН нашли свое отражение и в «Проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г.», получив название «Привлечение общественности к социальной помощи и воспитательной работе с осуждёнными, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества» (п. 3.5). В документе в тезисной форме заложены следующие формы участия общественных объединений в деятельности мест принудительного содержания: Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы (далее УИС); Обеспечение прозрачности в деятельности УИС на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью УИС с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах. Российской Федерации; Сотрудничество с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, на основе изучения общественного мнения о работе учреждений и органов УИС; Разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников, близких и юридических консультантов; публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений УИС.

Планируется постепенное повышение роли общественных наблюдательных комиссий, в частности, апробация их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения и помилования, обжаловании действий администрации учреждений: подготовке решений об изменении вида режима и исправительного учреждения в качестве поощрения или санкции, применяемых к осужденному.

Видится перспективным взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения обеспечения надлежащих условий содержания подследственных и осужденных, повышения имиджа службы в УИС, противодействия дискредитации ее деятельности, содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду сотрудников УИС, их роли в обеспечении общественной безопасности.

Авторы Концепции собираются добиться расширение практики размещения актуальной информации на официальных Интернет-сайтах ФСИН России и ее территориальных органов, а также на сайтах крупных информационных агентств.

Планируется повышение роли Общественных советов при ФСИН России и территориальных органах УИС как координаторов взаимодействия с инсти-

тутами гражданского общества, а также активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, а в отношении лиц молодежного возраста - представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке.

Еще одним направление участия общественных объединений в деятельности ФСИН является воздействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы осужденных к законопослушному поведению и ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы освобождающегося из мест лишения свободы спецконтингента.

Предполагается использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и персонала УИС, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; создание института тюремных священников. Предполагается развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства,, создание в каждом территориальном органе УИС, а также при исправительных учреждениях попечительских советов.

Что же, если всем этим благим начинаниям нового руководства ФСИН суждено сбыться, российскую пенитенциарную систему ждут большие и, несомненно, позитивные перемены.

Общественный контроль - понятие не однозначное. Кроме контроля за деятельностью правоохранительной системы в широком смысле этого слова, к которому относятся ранее перечисленные элементы, ряд специалистов выделяют специализированный общественный контроль [5]. Это. деятельность специальных общественных инспекторов, которые уполномочены обществом на то, чтобы получать информацию о том, что происходит в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системе и других правоохранительных структурах, как там защищаются, обеспечиваются и восстанавливаются права и свободы законных интересов граждан и каким образом можно наиболее оптимально, эффективно организовать их деятельность. Подобной системы общественного контроля у нас в стране пока не существует.

Среди механизмов общественного контроля специалисты называют следующие: это проведение анонимного и именного анкетирования, личные беседы с обвиняемыми; беседы с лицами, освобожденными из СИЗО по реабилитирующим обстоятельствам; проведение социологических опросов среди различных групп граждан (в том числе и среди подростков); мониторинг информации от адвоката; посещение мест заключения с участием экспертов (педагогов, психологов, медиков, социологов, социальных работников); анализ библиотек в местах лишения свободы и в следственных изоляторах на предмет: имеется ли там правозащитная и нормативная литература; изучение соблюдения прав потерпевших, опрос потерпевших, и т.п.

Это далеко не полный перечень механизмов общественного контроля. Эффективность их различна, одним из наиболее эффективных из них мог бы стать социальный аудит правоохранительной деятельности. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. даже в последней редакции, к сожалению, дает понятие только финансового аудита. Складывается мнение, что законодатель просто не представляет, что существуют другие вида аудита.

Социальный аудит в последние годы стал одним из существенных явлений в современной системе общественных отношений в развитых странах. В конце прошлого века он выделился от других форм аудита, в первую очередь из финансового, став признанной практикой в системе регулирования отношений в социуме. Можно согласиться с определением, приведенным в Концепции российской модели социального аудита, разработанной Академией труда и социальных отношений (г. Москва): «Социальный аудит - инструмент регулирования социоэкономических отношений посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса» [6].

Анализ доступных источников позволяет говорить, что на современном этапе теоретические и практические основания по проблеме социального аудита правоохранительной деятельности недостаточны. Более того, автору не удалось найти в доступных печатных и электронных источниках подобного понятия. Поэтому возьмем на себя смелость сформулировать это определение самостоятельно.

Социальный аудит правоохранительной деятельности - это процедура диагностирования общественных отношений, осуществляемая в процессе исполнения правоохранительными органами своих функций посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в подтверждении достоверности сведений об их деятельности.

Цель социального аудита правоохранительной деятельности - выявление противоречий, возникающих в том или ином правоохранительном органе или в правоохранительной системе в целом, оценка их важности и возможностей разрешения, а также выработка конкретных рекомендаций для заинтересованных лиц, организаций и органов.

Общественный контроль над правоохранительными органами самым тесным образом связан с общественным воздействием на лиц, совершивших правонарушения и преступления и их последующей адаптацией к жизни в социуме. Одним из основных средств адаптации обвиняемых к жизни в новых условиях и предупреждения преступлений выступает общественное воздействие. Возвращение обществу социально благополучного гражданина, в особенности подростка, полностью отказавшегося от преступных намерений, является не только специальной задачей правоохранитель ных органов, но и всенародной в деле борьбы с преступностью.

Список литературы:

1. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / Пре-дисл. и общ. ред. B.C. Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 540 с.

2. Фефелов В.В. Понятие правоохранительной деятельности и ее оценка в современном российском обществе // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 5. - С. 117-121.

3. www.ng.ru/newsng/2010-08-16/100_obzor160810.html.

4. Федеральный закон РФ от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Российская газета. - 2008. - № 128.

5. Материалы круглого стола «Взаимодействие неправительственных организаций с правоохранительными органами в сфере общественного контроля за соблюдением прав человека в местах изоляции» 22 июня 2004 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kuban-justice.ru/kruglstol/ 22june2004-p2.htm.

6. Концепция российской модели социального аудита // Академия труда и социальных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cheit.ru/2007/8-07/s-audit-807/html.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ С ОРГАНИЗАЦИЙ © Фокина Л.Ю.*

Волгоградская академия государственной службы при Президенте РФ,

г. Волгоград

К группе налоговых преступлений следует отнести следующие составы: уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ), уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций (ст. 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ). При расследовании данной группы преступлений необходимо соблюдение гарантий, установленных законодателем лицам, привлекаемым к уголовной ответственности.

Налоговые преступления относятся к числу латентных и трудно раскрываемых. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин

* Аспирант кафедры Конституционного и административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.