Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОРОГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОРОГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожное строительство / дорожная отрасль / финансово-экономическая безопасность / качество дорог / управление качеством дорог / автомобильные дороги / финансовые расходы / капитальные затраты / Министерство транспорта и коммуникации КР / паспортизация дорог / road construction / road industry / financial and economic security / road quality / road quality management / highways / financial costs / capital expenditures / Ministry of Transport and Communications of the Kyrgyz Republic / road certification

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.А. Шербекова, А.А. Чонкоева, Д.Ж. Женишбекова

В данной статье авторами обозначена важность обеспечения финансово-экономической безопасности в дорожном строительстве, значение управления качеством автомобильных дорог в социально-экономическом развитии страны. Приводится динамика улучшения качества дорог КР в соответствии с рейтингом Всемирного экономического форума; рассматриваются факторы, влияющие на качество дорог, отмечается необходимость паспортизации дорог в целях систематизации базы данных автомобильных дорог. Авторами также рассмотрена система управления состоянием автомобильных дорог и определяются основные методы обеспечения финансово-экономической безопасности в дорожном строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — А.А. Шербекова, А.А. Чонкоева, Д.Ж. Женишбекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL AND MANAGEMENT OF ROAD QUALITY IN ENSURING FINANCIAL AND ECONOMIC SAFETY OF ROAD CONSTRUCTION

In this article, the authors outline the importance of ensuring financial and economic security in road construction, the significance of quality management of highways in the socioeconomic development of the country. The dynamics of improving the quality of roads in the Kyrgyz Republic are given in accordance with the rating of the World Economic Forum; factors influencing the quality of roads are considered, the need for road certification is noted in order to systematize the database of highways. The authors also review the system of managing the condition of highways and determine the main methods of ensuring financial and economic security in road construction.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОРОГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОРОГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

А.А. Шербекова, д-р экон. наук, профессор А.А. Чонкоева, канд. экон. наук, доцент Д.Ж. Женишбекова, аспирант

Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-3-222-227

Аннотация. В данной статье авторами обозначена важность обеспечения финансово-экономической безопасности в дорожном строительстве, значение управления качеством автомобильных дорог в социально-экономическом развитии страны. Приводится динамика улучшения качества дорог КР в соответствии с рейтингом Всемирного экономического форума; рассматриваются факторы, влияющие на качество дорог, отмечается необходимость паспортизации дорог в целях систематизации базы данных автомобильных дорог. Авторами также рассмотрена система управления состоянием автомобильных дорог и определяются основные методы обеспечения финансово-экономической безопасности в дорожном строительстве.

Ключевые слова: дорожное строительство, дорожная отрасль, финансово-экономическая безопасность, качество дорог, управление качеством дорог, автомобильные дороги, финансовые расходы, капитальные затраты, Министерство транспорта и коммуникации КР, паспортизация дорог.

Финансово-экономическая безопасность дорожного строительства в современных условиях развития экономики является одним из приоритетных стратегических направлений дорожной отрасли государства. Кыргызская Республика (КР) со времен приобретения суверенитета прошла длительный путь становления и развития национальной экономики. Несмотря на достигнутые масштабные изменения в экономическом положении страны, вызывает необходимость обеспечения надежной и безопасной системы функционирования как отдельных отраслей экономики, так и национального хозяйства в целом. Прежде всего это обусловлено тем, что государство испытывает высокую степень уязвимости от мировых финансовых кризисов, оказывающих негативное влияние на национально-экономическое развитие страны; подвержена рискам неэффективного использования средств государственного бюджета, иностранных инвестиций и увеличения государственного долга; находится в постоянном противостоянии с коррупционными схемами в

государственных структурах и ростом теневой экономики. Таким образом, в приоритетных секторах экономики, в частности, в дорожной отрасли, возникает необходимость укрепления защищенности от угроз финансово-экономической безопасности в целях сохранения стабильности и финансовой устойчивости функционирования отрасли.

Финансово-экономическая безопасность на мезоуровне рассматривается в научных трудах некоторых российских учёных в отраслевом аспекте. Так, Скворцовой К.В. термин «экономическая безопасность» трактуется как «создание благоприятных условий отрасли и гарантий для реализации крупных инвестиционных проектов, способных в будущем обеспечить значительный мультипликативный эффект» [1].

Финансовые отношения, складывающиеся между различными субъектами дорожного строительства, обуславливают изменение структуры активов и финансовых ресурсов, направленных на развитие дорожной инфраструктуры. Активы до-

рожной отрасли КР состоят на балансе государства, содержание, ремонт и реконструкция которых, осуществляется в соответствии с «Основными направлениями развития дорожной отрасли на 2023-2030 годы» и финансируется из средств республиканского бюджета и преимущественной доли внешних инвестиций. Следует отметить, что в контексте финансово-экономической безопасности дорожного строительства необходимо рассматривать угрозы и риски, связанные с нецелесообразным и недостаточно эффективным капиталовложением в развитие данного сектора, нерациональным распределением и расходованием финансовых ресурсов, а также увеличением в дорожной отрасли долговых обязательств внешним инвесторам.

По нашему мнению, финансовая составляющая экономической безопасности дорожного строительства является одной из ключевых и наиболее существенных относительно других взаимосвязанных элементов, поскольку угрозы финансово-экономической безопасности влекут за собой проблемы с обеспечением гарантий реализации проектов строительства и реконструкции дорог.

Дорожное строительство в КР является одним из важнейших секторов экономики, имеющий стратегическое значение для страны, способствующий обеспечению потребностей и социально-экономических выгод субъектов смежных отраслей. Дорожная сеть относится к числу основных активов государства, стоимость которого измеряется величиной финансовых расходов, понесенных в процессе ее содержания, строительства и реконструкции. Особо важной значение в дорожной отрасли имеют международные транспортные коридоры, развитие которых способствует положительным образом на состояние внешней торговли, предпринимательской

сферы, социально-экономического положения регионов страны и т.д. Таким образом, одной из главных задач Министерства транспорта и коммуникации КР (МТиК КР) является эффективное управление качеством автомобильных дорог и приведение их в соответствие с наивысшими показателями качества.

В последние годы в стране наблюдается заметное оживление в сфере дорожного строительства. По данным Минтранса КР в настоящее время полным ходом идет реализация 14 проектов дорожного строительства, общая стоимость которых превышает 970 млн. долл. США. Преимущественная доля финансирования реализации данных проектов приходится на иностранные кредиты и гранты [2].

Положительная динамика в развитии дорожного строительства КР отмечается также в рейтинге стран по качеству дорог, составленного на основе исследования Всемирного Экономического форума о качестве дорог в мире. За период 20162019 гг. из 138 стран, включенных в рейтинг, Кыргызстан поднялся со 131 места на 113, что свидетельствует об определенных достижениях в совершенствовании управления качеством дорожного строительства. Экспертами форума качество дорог оценивалось по всей территории страны без учета факторов интенсивности эксплуатации дорог грузовым транспортом и частоты движения автомобилей на дорогах.

Среднее значение качества дорог для КР в течение периода 2006-2019 гг. составило 2.59 points при минимуме в размере 1. 91 points в 2006 г. и максимуме в размере 3.1 points в 2019 г. (рис. 1). Качество дорог оценивалось по 7 балльной шкале: 1 (низкое) - 7 (высокое). Для сравнения, средний мировой показатель в 2019 году по 141 странам составил 4.07 points [3].

Рис. 1. Тенденция качества дорог в КР [3]

Следует отметить, что зачастую отремонтированные дороги по истечении 2-3 лет эксплуатации начинают местами разрушаться и приходить в упадок. Ремонтные работы на отдельных участках дорог позволяют временно решить проблему с образовавшимися ямами и трещинами. Однако, под воздействием природно-климатических и техногенных условий покрытие построенных дорог не выдерживает транспортных нагрузок и вновь начинает повреждаться. Учитывая тот факт, что большинство автомобильных дорог международного значения в КР строится иностранными подрядными организациями и за счет внешних кредитов, в 2018 году в Законе КР «Об автомобильных дорогах» были внесены изменения относительно продления сроков гарантийного периода для дорог, на которых проводился капитальный ремонт (до 5 лет) и для дорог, на участках которых проводились реконструируемые и реабилитационные работы (до 3 лет). По прежнему законодательству гарантийный срок строительства дорог составлял от одного до двух лет. Таким образом, в соответствии с установленными нормами, в течение гарантийного периода все дефекты отремонтированных дорог должны быть устранены в обязательном порядке подрядчиками за свой счет.

На сегодняшний день основными задачами Минтранса КР является улучшение качества дорожного покрытия и продление сроков его эксплуатации. На качество дорог во многом оказывают влияние такие факторы, как:

- состояние нормативной и правовой базы дорожного строительства;

- качественная проработка проектной документации;

- соответствие госстандартам и другим нормативно-техническим требованиям материалов, растворов и смесей, используемых при строительстве дорог;

- применение современных машин и оборудования для реализации проектов дорожного строительства;

- разработка и внедрение передовых технологий в строительном процессе;

- высокий уровень компетентности и соответствующая квалификация кадрового состава;

- эффективная система управления качеством автомобильных дорог.

При всем остальном, основным элементом обеспечения высокого уровня строительства дороги является организация оптимальной системы контроля качества, включая входной, эксплуатационный, приемочный и контрольный контроль [4].

В 2018 году при Минтрансе КР был создан Производственно-инновационный центр, основными задачами которого являются ведение паспортизации автомобильных дорог, разработка и внедрение современных технологий в строительстве, ремонте и эксплуатации дорожного полотна. Паспортизация автомобильных дорог представляет собой технический учет всей автомобильной инфраструктуры с занесением данных в паспорт дороги, в том числе данных об объеме и стоимости выполненных строительных работ. В паспорт

дороги ежегодно вносятся данные, полученные на основании натурных обследований и содержащие информацию об изменениях, которые были зафиксированы на дорогах за прошедший год. Таким образом, систематизированная база данных автомобильных дорог КР позволяет ускорить и облегчить процесс инвентаризации дорожной инфраструктуры, способствует рациональному планированию строительных и ремонтных работ и управлению качеством дорог страны. Кроме того, паспортизация дорог на основе регулярного мониторинга дорожных активов позволяет определить состояние покрытия дорог и требуемый объем соответствующих ремонтных работ [5].

Паспортизация дорог проводится на основе аналитических исследований специальной передвижной лабораторией. Специалисты выявляют GPS-координаты, индекс ровности, а также проводят анализ качества построенной дороги. Полученные результаты способствуют рациональному планированию ремонтных работ и получению информацию о состоянии трасс в республике. На сегодня в КР проверено свыше 2 тыс. км дорог общего пользования.

Система управления дорожным строительством основывается на информационной базе, данные которой подвергаются детализированному исследованию в целях

прогнозирования необходимых объемов финансовых вложений для строительства и ремонта дорог. Вместе с тем, анализ состояния дорог позволяет оптимизировать расходы на проект дорожного строительства путем ликвидации дефектов на начальной стадии разрушения дорожного покрытия. Таким образом становится возможным сократить капитальные затраты на ремонт дорог и продлить срок их эксплуатации. Эффективное управление дорожным строительством предусматривает контроль качественного состояния автомобильных дорог и проведение исследований воздействия негативных факторов на конструкцию дорожного покрытия. Так, проектирование автомобильной дороги должно осуществляться в зависимости от интенсивности эксплуатации дорог грузовым транспортом, особенностей природно-климатических условий региона и других факторов. Специалисты по дорожному строительству отмечают, что система управления состоянием автомобильных дорог охватывает ряд взаимосвязанных мероприятий, имеющих строгую последовательность в достижении установленных целей и задач. На рис. 2 приведена укрупненная схема взаимосвязанной последовательности компонентов системы управления автомобильных дорог.

Рис. 2. Схема системы управления состоянием автомобильных дорог [6]

Система контроля качества автомобильных дорог считается оптимальной, если на основе аналитических исследований возможно выявить причины образования дефектов на отремонтированных дорогах; разработать научно-технические, инновационные способы своевременного устранения разрушений и усовершенствовать качество дорожного покрытия; предотвратить в будущем влияние негативных факторов на состояние дорожного покрытия.

Необходимо отметить, что в строительстве дорог КР подрядными организациями, в основном, задействуются передовая техника и механизмы. Тем не менее, случается так, что дорожное покрытие в результате дорогостоящих ремонтных работ оказывается несоответствующим установленным стандартам и нормам качества. Это дает основание полагать, что качество ремонтируемых дорог не всегда зависит от технической составляющей строительного процесса, строительных материалов и способов укладки дорожного покрытия. Особую значимость могут иметь сезонные природно-климатические изменения и ограниченные сроки проведения строительно-ремонтных работ. Так, к примеру, асфальтобетон, укладка которого происходила во время выпадения осадков, начнет преждевременно разрушаться и покрываться дефектами на различных участках дороги. В этой связи, в процессе строительства дорог контрольные мероприятия необходимо проводить, основываясь на результатах лабораторных исследований, которые позволяют установить соответствие каждого этапа работ требованиям проектной документации, стандартов и технических норм, регулирующих качество и состояние дорог [4].

По нашему мнению, улучшение качества дорог на сегодняшний день является одним из основных факторов, способствующих как региональному экономическому развитию и международному сотрудничеству страны. В целях сохранения активов дорожной отрасли и продления срока службы их эксплуатации следует

формировать базу данных об их количестве и качестве по состоянию на любой момент времени. Безусловно, полная достоверная информация об автомобильных дорогах позволит обеспечить получение социально-экономических выгод в плане развития торговых отношений, сокращения времени на транспортировку грузов, снижения затрат на эксплуатацию транспорта, в том числе на ГСМ и ремонтное обслуживание.

В дорожной отрасли следует кардинально улучшить качество дорожных работ с внедрением инноваций в дорожное строительство, т.е. активизировать процессы разработки и внедрения новых технологий и материалов, с целью повышения долговечности дорог и дорожных сооружений и снижения затрат в будущем на промежуточные воспроизводственные процессы [7].

Дорожное строительство, является одним из наиболее сложных для управления секторов экономики. Вместе с тем, обеспечение финансово-экономической безопасности дорожной отрасли требует применения специальных методов и инструментов управления. Одним из основных методов обеспечения финансово-экономической безопасности в дорожном строительстве является создание эффективной системы управления финансами, включающей в себя планирование бюджета, контроль над расходами и доходами, а также механизмы принятия финансовых решений. Кроме того, важнейшим методом обеспечения финансово-экономической безопасности в дорожном строительстве является управление проектами и качеством дорог, позволяющее оптимизировать затраты на строительство, повысить качество дорожного покрытия, сократить время выполнения строительно-ремонтных работ и усилить контроль за строгим соблюдением технологии дорожного строительства. Метод управления рисками способствует предупреждению возникновения финансово-экономических угроз и минимизировать степень их влияния на строительство дорог.

Библиографический список

1. Финансовые аспекты обеспечения экономической безопасности: многоуровневый подход: учебное пособие / Е.В. Левкина, Ж.И. Лялина, А.В. Локша, С.Е. Савостина. -Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2022. - 169 с.

2. Официальный сайт Кабинета Министров Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kg/ru.

3. Kyrgyzstan: Roads quality. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.theglobaleconomy.com/Kyrgyzstan/roads_quality/.

4. Аверьянов, Н.С. Управление качеством строительства автомобильных дорог / Н С. Аверьянов, А.Х. Аннабердиев // Молодой ученый. - 2021. - № 50 (392). - С. 41-43.

5. Лаборатория «Трасса»: потрясающие возможности диагностики качества дорог. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.avtogid.kg/2020/11/05/laboratoriya-trassa-potryasayushhie-vozmozhnosti-diagnostiki-kachestva-dorog/.

6. Ермаков М.Л. Совершенствование отраслевой системы диагностики автомобильных дорог для повышения эффективности диагностических и ремонтных работ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.т.н. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004254490.pdf.

7. Шербекова А.А., Салиев Н.А., Ысыраилова Ж.Б. Экономическая эффективность инновационных решений в дорожном строительстве Кыргызской Республики // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. - 2017. -№ 3 (18). - С. 257-262.

CONTROL AND MANAGEMENT OF ROAD QUALITY IN ENSURING FINANCIAL AND ECONOMIC SAFETY OF ROAD CONSTRUCTION

A.A. Sherbekova, Doctor of Economic Sciences, Professor

A.A. Chonkoeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

D.Zh. Zhenishbekova, Postgraduate Student

Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. In this article, the authors outline the importance of ensuring financial and economic security in road construction, the significance of quality management of highways in the socio-economic development of the country. The dynamics of improving the quality of roads in the Kyrgyz Republic are given in accordance with the rating of the World Economic Forum; factors influencing the quality of roads are considered, the need for road certification is noted in order to systematize the database of highways. The authors also review the system of managing the condition of highways and determine the main methods of ensuring financial and economic security in road construction.

Keywords: road construction, road industry, financial and economic security, road quality, road quality management, highways, financial costs, capital expenditures, Ministry of Transport and Communications of the Kyrgyz Republic, road certification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.