РЕМОНТ ТРУБОПРОВОДОВ
P.P. Шафиков, аспирант РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
контроль и прогнозирование роста Коррозионных дефектов
В настоящее время протяженность магистральных газопроводов ОАО «Газпром» достигла 158 тыс. км, из них длина газопроводов диаметром 1020-1420 мм составляет более 95 тыс. км, или 60% от общей протяженности. Средний возраст газопроводов ОАО «Газпром» приближается к 24 годам, при этом 28 тыс. км, т.е. 18%, имеют срок службы более 35 лет. Износ основных фондов, с учетом установленного срока амортизации для магистральных газопроводов, составляет более 50%.
И хотя упомянутый нормативный срок (33 года) не имеет физического смысла и носит условный характер, старение газопроводов объективно связано с ухудшением технического состояния газопровода. Это объясняется снижением защитных свойств изоляционных покрытий, накоплением и развитием дефектов в трубах и сварных соединениях, изменением напряженно-деформированного состояния и пр. [1, 2, 3].
Нарушение нормальной работы линейной части магистральных трубопроводов происходит в результате повреждений и отказов. На рис. 1 представлено распределение аварий по причинам их возникновения на газопроводах ОАО «Газпром» за период 1996-2005 гг. [4]. Статистические данные по авариям при эксплуатации магистральных газопроводов показывают, что наибольшее число аварий вызвано причиной коррозии под напряжением. На втором месте -аварии по причине строительных де-
фектов. На третьем месте находятся отказы из-за механических повреждений. Механические повреждения, приводящие к отказу магистральных газопроводов, связаны в основном с несанкционированными работами на газопроводах.
В данной статье рассматриваются локальные виды коррозии (каверн, пит-тингов, язв, общей коррозия канавочно-го типа), приводящие к разгерметизации магистральных газопроводов. Особенностью этих перечисленных дефектов является их прогнозируемый рост, т.е. развитие в зависимости от внешних условий, состояния и типа изоляционного покрытия труб и т. д.
Поэтому степень опасности локальной коррозии обычно оценивается не по вероятной возможности возникновения коррозии, а по ее ожидаемой скорости и величине разрушения металла. Скорость коррозии измеряется в различных единицах. Для подземных
сооружений, которые служат для транспортировки различного сырья углеводородов (трубопроводы), имеет значение как общее количество разрушенного металла трубопровода, так и скорость образования единичных сквозных повреждений, нарушающих нормальную работу трубопроводов. В соответствии с этим практически применяют следующие единицы: г/м2.год, г/см2.ч, определяющие количество потерянного металла и др., или мм/год, определяющие скорость проникания коррозии вглубь.
Опыт эксплуатации подземных газопроводов показывает, что наиболее опасным видом коррозионного разрушения являются каверны, поэтому расчетное определение развития глубины каверн может характеризовать опасность коррозии, что в конечном итоге определяет срок службы подземного газопровода. Опасность коррозии может быть оценена для любого участка газопровода безразмерным коэффициентом /
где:
бкрасч - расчетная глубина каверны, мм;
^к.^кр - критическая глубина каверны на данном участке, мм.
При /=0 коррозия отсутствует, при /=1 образуется сквозное повреждение стенки трубопровода (свищ). Возможно прогнозирование опасности коррозии с учетом внешних и внутренних условий эксплуатации трубопровода на основании эмпирических формул
■ Нлруж КЫ СОДОМ*, в« ■ Ctin>irtWHh4*f Д*.Dm Tv.
Рис. 1. Распределение аварий, произошедших на линейной части за период 1996-2005 гг. ОАО «Газпром»
на правах рекламы
развития коррозионных повреждении и теории предельного состояния металла трубопроводов.
В формуле (1) числитель может быть найден из уравнения третьего порядка (2), исходя из того, что коррозионное разрушение подчиняется нелинейному закону.
У.=-
где:
Ат2 + Вт + С
(2)
А - величина, обратная глубине проникновения коррозии в стенку трубопровода, 1/мм;
В - величина, обратная линейной скорости коррозии, год/мм;
С - величина, обратная ускорению процесса коррозии, год2/мм.
Этот же числитель может быть найден и по зависимости 6красч(^ - «глубина каверны - время»:
8кРаСЧ 5к(1-Л (3)
где:
8к - установившееся значение глубины коррозионной каверны в стенке трубопровода, мм;
* - время, в течение которого подземное металлическое сооружение подвергается коррозии, годы;
Т - постоянная времени коррозионного процесса, годы.
Для вычисления критической глубины каверны можно воспользоваться методом предельного состояния, применяя в качестве основной характеристики временное сопротивление металла трубопровода. Последнее выражается следующим неравенством. прй 25 (4)
где:
р - внутренне давление, кГ/см2;
й - внутренний диаметр трубопровода,
см;
овр - временное сопротивление стали трубы, кГ/см2;
п - коэффициент перегрузки; к - коэффициент однородности; т1 - коэффициент условий работы металла трубы;
тг - коэффициент условий работы трубопровода;
5 - номинальная толщина стенки трубы, см.
Установившуюся глубину коррозионной каверны принимаем равной разности между толщиной стенки трубопровода и толщиной стенки в каверне трубы.
6К= 6 - 8о.
Глубина коррозионной каверны 8к в процессе коррозии стремится к толщине стенки трубы б, и, когда первая достигает значения, равного б, на стальном трубопроводе образуется сквозное отверстие. Поэтому критическую глубину каверны, при которой образуется свищ, отнесенная к любому участку между компрессорными станциями, можно определить из выражения:
(5)
= _ п(1(ртах -р^)
“ кр 2Лш11я2авр '
где:
Ртах - максимальное внутреннее давление, которое выдерживают стенки трубопровода, не разрушаясь, кГ/см2;
р(1) - рабочее давление на данном участке трубопровода, кГ/см2.
Таким образом, решая совместно уравнения (1), (5), (2) или (3), можно найти время необходимого ремонта. Контроль коррозии заключается в систематическом определении степени поврежденности или деградации элемента конструкции с целью принятия своевременных мер по обеспечению его успешной эксплуатации.
КОНСТАНТА*
198095,
Санкт-Петербург, а\я 42
ТелЛФакс: +7 (812) 372 2903, +7 (812) 372 2904
office@constanta.ru
www.constanta.ru
Приборы коппле качества защити
лил.
Ш Электромагнитные « толщиномеры защитных покрытий всех типов серии КОНСТАНТА
кЯ0
оскопы серии КОРОНА в защитны* покрытий
¿ШТ 8КЛ
РЕМОНТ ТРУБОПРОВОДОВ
щм
Рис. 2. Распределение дефектов по типам на участке
^ 4* ^ ^ 4> £ # $ 4> 4> 4 # *>“ & # £■ f
Рис. 3. Распределение коррозионных дефектов по глубине на участке
ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО КОНТРОЛЬ КОРРОЗИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОЗВОЛЯЕТ:
а) обоснованно составлять графики ремонтно-профилактических работ;
б) сокращать простои оборудования при профилактических осмотрах;
в) предотвращать непредвиденные выходы оборудования из строя;
г)получать информацию, необходимую для разработки эффективных мер борьбы с коррозией.
На сегодняшний день достаточно высокой достоверностью и идентификации дефектов на газопроводе является обследование газопровода внутритруб-ной дефектоскопией. Приведем пример обследования участка магистрального газопровода внутритрубной диагностикой (рис. 2, 3, 4).
На рис. 2, 3, 4 показано распределение по типу, глубине и длине обнаруженных дефектов. На основе полученных результатов обследования можно достаточно точно прогнозировать развитие дефектов. Срок службы подземных газопроводов может быть «практически не ограниченным» при профилактическом техобслуживании, включающем поиск и устранение дефектов.
44 ^ 4" ^ ■# # ^ Ф & п^5 Ф # $ & & &
lid
Рис. 4. Распределение дефектных труб по длине на участке
Литература
1. А.В. Моисеев, А.И. Парфенов. Отечественный и зарубежный опыт сооружения, эксплуатации, ремонта и реконструкции магистральных газопроводов. - М.: ИРЦ Газпром, 2006
2. О. И. Стеклов. «Комплексная техническая диагностика магистральных газопроводов». Территория не-фтегаз. - 2006. - №4. - С. 20 - 26, №5. - С. 12 - 17, №5. - С. 48 - 55.
3. Б. И. Мирошниченко, Д.П. Варламов (НПО Спецнефтегаз). «Оценка состояния и определение срока безопасной эксплуатации газопроводов». Газовая промышленность.
- 2006. - №2. - С. 48 - 50.
4. Овчаров С.В. Разработка «Рекомендаций по учету влияния технико-технологических, природно-климатических и других факторов при прогнозировании аварийности на МГ ОАО «Газпром».
- М: ООО «ВНИИГАЗ», 2007. - 53 с.
на правах рекламы
Санкт-Петербург
www.terma-spb.ru
15 лет стабильной работы
на рынке производства изоляционных материалов
ТЕРМОУСАЖИВАЕМЫЕ АНТИКОРРОЗИОННЫЕ
ИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Адрес 192029, Россия
СПб, ул. Дудко д.З info@terma-spb.ru Website www.terma-spb.ru
лефоны: +7(812)740-37-39
+ 7(812) 600-18-20 + 7(812) 600-18-46 Факс +7(812)740-37-38
ИЗОЛЯЦИЯ ДЛЯ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ ТРУБОПРОВОДОВ
• ТЕРМА-40, ТЕРМА-60—двухслойная лента с полимерным адгезионным слоем для нанесения 2-х слойной полимерной изоляции или 3-х слойной эпоксидно-полимерной изоляции.
• ТЕРМА-Л — защитная однослойная лента-обертка без адгезионного слоя, предназначена для использования в комплексных битумно-полимерных покрытиях, наносимых горячим способом в трассовых условиях.
• ТЕРМА-МХ — защитная двухслойная лента-обертка с самоклеящимся битумно-полимерным адгезионным споем, предназначена для использования в комплексных битумно-полимер-ных покрытиях, наносимых холодным способом в трассовых условиях.
ИЗОЛЯЦИЯ ДЛЯ СВАРНЫХ СТЫКОВ ТРУБ И ОТВОДОВ
• ТЕРМА-СТМП — манжета для изоляции сварных стыков труб с 3-х слойным заводским полимерным покрытием диаметром до 1720 мм.
• ТЕРМА-СТ — лента для изоляции сварных стыков труб и отводов с 2-х слойным заводским полиэтиленовым покрытием. Для образования 3-х спойного покрытия может поставляться в комплекте с эпоксидным праймером.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕМОНТА ИЗОЛЯЦИИ
• ТЕРМА-РЗ, ТЕРМА-Р — комплект материалов для ремонта мест повреждения заводского полиэтиленового покрытия труб, а также покрытия на основе термоусаживающихся лент. Состоит из термоплавкого ремонтного заполнителя и армированной ленты-заплатки.
ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ ДЛЯ ТЕПЛОПРОВОДОВ
АДГЕЗИВЫ ДЛЯ ТРУБНЫХ ЗАВОДОВ