Научная статья на тему 'КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ТЮМЕНИ 1980-1990-Х ГОДОВ'

КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ТЮМЕНИ 1980-1990-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРКУЛЬТУРА / РОК-КУЛЬТУРА / ПАНКИ / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Аркадий Вячеславович

В статье рассматриваются истоки Западно-Сибирской контр-культуры 1980-1990-х годов на примере представителей тюменской формации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRUCTURAL ENVIRONMENT OF TYUMEN OF THE 1980-1990-S

The article discusses the origins of the West Siberian countercul ture of the 1980-1990s by the example of representatives of the Tyumen.

Текст научной работы на тему «КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ТЮМЕНИ 1980-1990-Х ГОДОВ»

УДК 785 ББК Щ318.5 Код ВАК 5.9.3 ГРНТИ 17.07.25

А. В. КУЗНЕЦОВ

Ростов-на-Дону

КОНТРКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ТЮМЕНИ 1980-1990-х ГОДОВ

Аннотация. В статье рассматриваются истоки Западно-Сибирской контркультуры 1980-1990-х годов на примере представителей тюменской формации.

Ключевые слова: контркультура; рок-культура; панки; культурная революция; контркультурная среда; региональная культура

Сведения об авторе: Кузнецов Аркадий Вячеславович, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Южного федерального университета.

Контакты: 344006, г. Ростов-на-Дону, Университетский пер., 93, ауд. 10; 72tu@mail.ru

A. V KUZNETCOV

Rostov-on-Don

THE CONTRUCTURAL ENVIRONMENT OF TYUMEN OF THE 1980-1990-s

Abstract. The article discusses the origins of the West Siberian countercul ture of the 1980-1990s by the example of representatives of the Tyumen.

Keywords: counterculture; rock culture; punks; cultural revolution; countercultural environment; regional culture

About the author: Kuznecov Arkadii Vyacheslavovich, Senior Lecturer of the Department of Advertising and Public Relations, Southern Federal University.

Особенностью формировавшейся в Тюмени контркультурной традиции следует назвать её открытость - с самого начала активной деятельности объединение неформальных литераторов и музыкантов стремилось к публичности, проявляя её в изготовлении самиздата, уличных акциях, концертах. Взаимоотношения с официальной системой шло через органы студенческого самоуправления, которые откликнулись на инициативу создания при Тюменском государственном университете «Клуба любителей музыки». Его возглавил поэт М. Немиров, творческой задачей которого было создание центра актуального искусства, важнейшим направлением которого на тот момент была рок-музыка.

Отчётное мероприятие объединения состоялось 12 апреля 1986 года и стало своеобразным рубежом между попытками найти общий язык с государственными структурами и сознательным отказом от этой тактики. Формально его можно отнести к жанру хэппенинга с элементами рок-концерта,

© Кузнецов А. В., 2022

визуальной инсталляции и театрализованного представления с активным вовлечением публики в действие. Идеей сценария была критика буржуазного шоу-бизнеса, а если говорить шире, то и всей массовой культуры.

Акция имела большой успех у зрителей, многие из которых отзывались о ней как об одном из самых ярких впечатлений в жизни, и вызвала резкую реакцию властей. Репрессии, выразившиеся в разгоне клуба, отчислении студентов, постановлениях комсомольских органов, публичном осуждении организаторов мероприятия в СМИ и следственных мероприятиях областного управления КГБ, привели к неожиданному результату: «В маленьком городе Тюмени начинает происходить некий взрыв крайнего художественного и культурного радикализма» [4].

Создававшиеся тогда контркультурные произведения строились на осмыслении образа Тюмени, отношение к которой можно проиллюстрировать фразой В. Цоя: «Я люблю этот город, но зима здесь слишком длинна...». Она достаточно точно определяет принцип, по которому строились песенные и иные тексты о родных местах, сочинявшиеся в традиции контркультуры. Т. Лазарева отмечает, что для М. Немирова «город, является равноправным героем произведения», описание улиц, зданий, деревьев и их роли в жизни лирического героя, складывается в топографию местности и формирует поэтический образ Тюмени. Город в авторской интерпретации «чаще всего неофициальное культурное пространство, в котором проживают неординарные люди» [3].

Одно из первых упоминаний Тюмени в контркультурном контексте зафиксировано в песне «Рельсовый день» лидера группы «Культурная революция» А. Струкова: «Рельсовый день, рельсовый день, надо мной довлеет лень по пути в Тюмень. Жажда движенья, движенья вперёд, но это не я, это поезд идёт.». Отношение автора к станции прибытия вполне определённо - здесь нет романтического восторга или нетерпеливого ожидания встречи. Она неизбежна, может быть даже фатальна, и лирический герой стоически ожидает её. Здесь нет геройской позы или чувства жалости к себе - это особенность жанра, ведь не случайно одним из синонимов слова «рок» является «судьба».

В ранних текстах социально-музыкальной формации «Инструкция по Выживанию» прослеживаются две противоположные тенденции отношения к окружающему миру. С одной стороны, его неприятие и уверенность, что где-то жизнь бьёт ключом, которая декларируется в претендующей на звание гимна «поколения восьмидесятых» песне И. Жевтуна «Не осталось никого»: «Здесь нас никто не любит и смотрит в спину нам. Я хотел бы уйти и уехать туда, где загорится панков звезда.». Суть второй тенденции - если ты хочешь праздника, то сделай его самостоятельно здесь и сейчас, не отговариваясь обстоятельствами места. Эти принципы были сформулированы в программном тексте М. Немирова «Инструкция по Выживанию»: «Нужны несчастья, чтоб понять, что каждый твой день

праздник, раз ты пока не мёртв, светлый, короткий праздник, а значит надень чистые туфли и постарайся не влезть в дерьмо...».

Так или иначе, отношение к родному городу, которое высказывалось в текстах многих контркультурных авторов, было декларативно отрицательным. Агрессивность лирического героя становилась для него возможностью сохранить себя в обществе, поощряющем серость и неприязненно относящемся к любым проявлениям индивидуальности. Исследователь тюменской рок-музыки В. Доронин единственной возможностью авторского самосохранения в подобной ситуации называет «нож в трусливо-гаденькую спину "добропорядочного" обывателя» [2]. Этот образ появляется в одной из самых известных песен Р. Неумоева: «Пока вам нужен был только мой яд в гомеопатических дозах любви, но вам понадобился именно я, и вы получите нож в спину...».

Запрос на отрицательных героев, в противовес неправдоподобно слащавым образам официальной пропаганды, рождало само время. Предчувствие неизбежных перемен заставляло самых совестливых стыдиться «быть хорошими» и звало их на эстетические «баррикады»: «Мы спускаемся в подвалы... Мы уходим на подпольные флэты. Мы подаёмся в нелегалы и это наш с тобой рок-н-рольный фронт!». Возможно, кроме естественного для молодого возраста желания протестовать и противопоставлять себя сложившемуся миропорядку, столь категоричное отношение к Тюмени у авторов контркультурных проектов имело ещё одно объяснение.

Многие из участников социально-музыкальной формации «Инструкция по Выживанию» были приезжими из других городов, более развитых цивилизационно. М. Немиров прибыл из Ростова-на Дону, А. Струков - из Набережных Челнов, Е. Федотов - из Одессы, Ю. Крылов - из Кировока-на (Армения) и т. д. Во многом благодаря интеллектуальному взаимообогащению образованных людей, представлявших разные культурные среды, Западно-Сибирская контркультура так ярко заявила о себе в Тюмени. Геопоэтический аспект творчества контркультурных авторов позднее проявил себя как одна из техник создания социокультурного мифа о «столице сибирского панка».

Следует отметить, что развитие Западно-Сибирской контркультуры не происходило изолированно в Новосибирске, Омске и Тюмени уже с середины 1980-х годов. Относительная близость этих центров неформального творчества, во многом общие эстетические принципы лидеров движения, поиски единомышленников привели сначала к частным визитам, а затем гастролям и совместным акциям. В рамках контркультурного движения формировались творческие составы из живущих в разных городах приверженцев контркультуры. Наиболее известными примерами такого взаимодействия можно назвать участие лидера группы «Путти» (Новосибирск) А. Чиркина в проектах «Гражданской обороны», организацию первой записи Д. Кузьмина (Юрга) в Омске, совместный альбом тюменских и омских музыкантов «Инструкция по обороне», а также многое другое.

Ярким итогом совместной деятельности стала организация в Тюмени фестиваля «Альтернативной и леворадикальной музыки» в 1988 году. По статусу это было Всесоюзное мероприятие, в котором приняли участие представители панк-сообщества всего СССР от Прибалтики до Дальнего Востока. В рамках фестиваля состоялись первые публичные выступления Я. Дягилевой в сопровождении электрического состава, а также Н. Кунце-вича («Ника Рок-н-ролла») - культовой фигуры отечественного панка, фактически запрещённого на тот момент. Проходивший три дня фестиваль сопровождался уличными перформансами, организацией которых занимался Е. Малахов - художник-концептуалист из Свердловска, известный под псевдонимом Б. У. Кашкин. Возглавляемое им общество «Картинник» объединяло творческие практики примитивной живописи, граффити, хэппенинга, аванградной поэзии и фольклора.

В условиях скудности творческих идей и нарастающей идеологической неразберихи популярность «сибирского панка» постепенно увеличивалась. Поклонников привлекала его бескомпромиссность и радикальность, однако в этом же таилась опасность для самих участников контркультурного движения. Непрерывная череда гастролей по всей стране, эмоционально форсированные публичные выступления, несоответствие лозунгов демократизации и реальности рыночных реформ привели многих лидеров Западно-Сибиркой контркультуры к творческому кризису. На рубеже 1990-х годов группа «БОМЖ» распалась, «Гражданская оборона» заявила о прекращении концертов, «Инструкция по Выживанию» презентовала цикл песен, объединённых темой смерти («Непрерывный суицид», «Родина смерть», «Красный смех» и другие).

Депрессивное настроение витало в воздухе среди участников движения, многие из которых заявляли о том, что контркультура оказалась в тупике. Существовало мнение, что идеи Перестройки и рок-революции оказались извращены, поэтому не следует играть концерты и заниматься общественной деятельностью. К началу 1990-х годов действительность внесла свои коррективы в романтические представления о плодотворности перемен. «Настойчивым лейтмотивом в то время было выражение "надо завязывать", причём не только с музыкой. Вплоть до того, что с жизнью надо завязывать, что в результате и произошло», - вспоминает участник группы «Гражданская оборона» И. Жевтун [1].

1991 год стал для Западно-Сибирской контркультуры символическим концом культурной парадигмы «восьмидесятых» - времени формулирования идей, объединения творческих сообществ, первых публичных презентаций, массового успеха и т. п. Он ознаменовался распадом СССР, окончательной сменой идеологических установок, изменением социокультурной и экономической ситуации. Глубокие трансформации общества серьезно повлияли на мотивацию и ценностные установки представителей контркультурного сообщества, многие из которых не только прекратили свою деятельность, но и ушли из жизни.

Западно-Сибирская контркультура 1980-1990-х годов имеет своих последователей, часть которых использует для самореализации музыку, другие же транслируют идеи лидеров сибирского панка через иные творческие приёмы. Прежде всего, стоит отметить коллективы, формировавшиеся в составе социально-музыкальной формации «Инструкция по Выживанию» - «Центральный Гастроном», «Кооператив Ништяк», «Чернозём», «Мёртвый Ты» и другие. Как самостоятельные творческие единицы они заявили о себе уже в 1990-х годах, когда общий интерес к контркультурному творчеству уже заметно снизился. Тем не менее, у них есть устойчивые группы поклонников в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и других городах, которые организуют выпуск их записей ограниченными тиражами, проводят фестивали, посвящённые творчеству этих групп. Уникальным фактом можно назвать проведение в Москве фестиваля «Сибирский драйв» (1994), где играли только тюменские группы.

Литература

1. Жевтун И. Интервью к фильму «Следы на снегу». Расшифровка [Рукопись]. - 05.11.2019.

2. Доронин В. Образ города в творчестве тюменских рок-поэтов / В. Доронин // Сайт disserCat. - URL: https://www.dissercat.com/content/rok-kultura-kak-sovremennoe-voploshchenie-traditsii-geroev (дата обращения: 05.02.2022).

3. Лазарева Т. С. Литературные стратегии современных писателей (В. Строгальщиков, М. Немиров) / Т. С. Лазарева // Сайт disserCat. -URL: https://www.dissercat.com/content/literaturnye-strategii-sovremennykh-pisatelei-v-strogalshchikov-m-nemirov (дата обращения: 05.02.2022).

4. Немиров М. Рок-клубы / М. Немиров // Сайт Энциклопедия Мирослава Немирова. - URL: http://www.mnemirov.ru/ (дата обращения: 05.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.