Н.И. Чернобровкина
кандидат философских наук, доцент Южного федерального университета*
Контрасты в образе жизни сельской молодежи России и формы контроля ее интеграции
Изучение образа жизни сельской молодежи в его социокультурной обусловленности предполагает выявление форм контроля, с помощью которых эта социальная группа одновременно дифференцируется и интегрируется в социальное пространство.
Первоначально обратимся к анализу социологической литературы, посвященной инструментальным смыслам понятия образа жизни. В настоящее время предметное выделение и изучение образа жизни какой-либо социальной группы располагают методологическими резервами, которые формируются и апробируются при решении проблем расслоения современного российского общества, институционального неравенства и состояния человеческого капитала. Это стратификационный, ресурсный, структурно-дифференциальный подходы, а также социокультурное портретирование. Выводы социологов, полученные с помощью каждого из этих методологических средств, касаются бедности как наиболее выразительного индикатора социальной стратификации в стране.
Социологи зафиксировали сложившийся в последнее время в российских сельских поселениях массовый и застойный бедный образ жизни. Но и такое определение предполагает уяснить сходные и различные условия и способы жизнедеятельности российских селян. Результатами опытов такой типизации стали эмпирико-описательные показатели зависимости сельского образа жизни, во-первых, от принадлежности к одному из трех укладов сельскохозяйственного производства: крестьянско-потребительскому, крестьянско-товарному, предпринимательско-товарному, во-вторых, от пространственной
л
конфигурации сельского расселения в стране1.
Материалы социологических исследований относительно российской бедности и ее типичных проявлений вполне логично и обоснованно выводят на проблему воспроизводства сельской молодежи, а именно на ситуацию нынешних противоречий и диспропорций в ее социализации, трудовой занятости, жизненных планов и предпочтений2. Накапливание неблагоприятных жизненных обстоятельств и, соответственно, ситуации социальной эксклюзии у
* Чернобровкина Наталья Игоревна, e-mail: [email protected]
1 Пациорковский В.В. Сельско-городская Россия. М., 2010. С. 134-143.
2 Масалимов Р.Н. Сельская молодежь в фокусе экстремальной антропологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 4-4 (23). С. 35-38.
сельской молодежи России в XXI в. связаны с их местожительством, принадлежностью к низкоресурсным группам населения, дефицитом социокультурных ресурсов для развития своих способностей и полноценного общения. Поэтому сельский образ жизни, обусловленный диспропорциональной дифференциацией сельскохозяйственных укладов и трансформацией расселения, оказывает решающее воздействие на образ жизни там молодых возрастных когорт, в частности 15-23-летних. В настоящее время формирование образа жизни сельской молодежи зависит не столько от цикличности сельскохозяйственного производства, сколько от его нестабильности и малодоходности в условиях дисперсности и депопуляции расселения.
Основными причинами «отторжения» от образовательной социализации стало бедственное положение семей, использование детского и юношеского труда в личном подсобном хозяйстве или в работе по найму, а также отсутствие подвоза к расположенным далеко школам. Следовательно, признаком социальной эксклюзии сельской молодежи выступает ее принадлежность к низкоресурсным группам российского населения за счет социально-экономических ограничений в ее трудовой и образовательной социализации.
Социокультурная спецификация такого объекта исследования, как сельская молодежь, предполагает уяснение того, с помощью каких объективно заданных форм контроля дифференцируется в социальной структуре и одновременно интегрируется в нее эта социальная группа.
В социологии социальный контроль рассматривается преимущественно в двух аспектах. Первый аспект изучения социального контроля связан с выяснением влияния малых групп на девиантное поведение индивида - семьи, игровой и учебной группы, соседей, группы старших. Достоинством этого аспекта является изучение возможностей и способностей социализирующих коллективов противодействовать противоправным действиям воспитательными мерами. В этом случае требования общества получают мотивационное закрепление в индивидуальном поведении под влиянием малых групп. Однако это возможно лишь в том случае, если нормы и ценности социализирующего коллектива не противоречат общественным стандартам выбора поступков. В противном случае влияние малой группы становится источником конфликта. Эту форму контроля в научной литературе обозначают различным образом - неправовой,
о
конвенциональный, социализирующий контроль3. Таким образом, конвенциальный контроль как вид социального контроля - это активность социализирующих коллективов по предотвращению противоправных действий индивида и исправлению девиантов.
3 Немчина В.И. Конвенциональное управление современным обществом: диалоговая модель социальной коммуникации // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 12. С. 123.
В рамках второго аспекта социальный контроль рассматривается как правовое явление, осуществляемое государством. В случае нарушения норм применяются санкции, от типа которых зависит стиль контроля - карающий, компенсирующий, терапевтический и примиряющий. В карающем стиле наказание оправдывается возмездием или сдерживанием преступлений. Компенсирующий стиль контроля ориентирован на последствия действия, и потому за аналогичные проступки могут быть потребованы различные суммы возмещения убытков. В фокусе терапевтического стиля находится личность. Направление на лечение зависит от состояния здоровья индивида, а не его действий и их последствий. В примиренческом стиле внимание привлекает прерывность отношений индивида и среды, когда решение конфликта должно быть найдено и интеграция восстановлена.
Неправовой, конвенциональный контроль отличается от правового, поскольку это дисциплинарный контроль ненормативного поведения в первичных группах, где индивиды проходят социализацию, например в семье, школе, трудовом коллективе. В первичных группах права и обязанности определяются не в понятиях граждан государства, а в понятиях социальных ролей - члена семьи, учащегося, работника. Конвенциональный контроль определяет соответствие ролевого поведения нормативному порядку группы и реагирует на девиантное поведение санкциями. Правовая и конвенциональная формы контроля соотносятся количественно. Поскольку уголовное право ограничивает конвенциональный контроль преступности, уровни социального контроля находятся в отношениях обратной зависимости. Чем меньшее количество конвенционального контроля применяется в обществе, тем больше применяется уголовно-правовой контроль, и наоборот.
Социализационная форма социального контроля базируется на трех общих положениях. Во-первых, социальный контроль отождествляется с нормативной стороной социальной жизни, с совокупностью социальных практик, поддерживающих нормативный порядок и побуждающих людей приспосабливаться к нему. Во-вторых, социальный контроль как способность индивидов к саморегулированию возникает вследствие отсутствия у них инстинктивных контролирующих механизмов или их недостаточности. Следовательно, социальный контроль охватывает всех членов общества и осуществляется социальными институтами. В-третьих, социальный контроль осуществляется посредством социализации как процесса обучения индивидов нормативному поведению и применения санкций к нарушителям нормативного порядка.
Исследование форм контроля, позволяющих сельской молодежи интегрироваться, связано с раскрытием проблемы поселенческой девиантности в обществе, которая изучается в рамках более широкой проблемы - социальной интеграции. В этом аспекте социальный контроль означает практику ограничения девиантного поведения
индивида в виде наказания, а также вмешательство в конфликт и его регулирование в виде медиации, судебного решения, психологической помощи. Поэтому социальный контроль имеет место только в тех случаях, когда люди выражают недовольство своим окружением, причиняющим им ущерб. Эти центральные положения интерпретации содержательного наполнения понятия социального контроля позволяют осуществлять критику его биологических и социализационных аспектов изучения.
Целью социализационных практик является индивидуальный конформизм, основанный на самоконтроле, а последствия социализации могут быть функциональными, а могут быть и дисфункциональными. Следовательно, социальный контроль выступает функциональным эквивалентом социализации, и между ними существует обратная связь: чем больше социализированы члены общества, тем меньше требуется ресурсов социального контроля, и наоборот.
Социальные трансформации востребовали последующее развитие теории социального контроля, поскольку поставили под сомнение допущение о нормативном согласии и стабильности в обществе. В последующих теориях внимание исследователей сместилось от механизмов контроля девиантного поведения в сторону рассмотрения условий контролирующего процесса. Теперь девиантное поведение стало рассматриваться не столько как отклоняющееся, сколько как контролируемое обществом. Соответственно, девиантное поведение исследуется с позиций социальных условий общества и институтов по его контролю.
Дифференциация и интеграция сельской молодежи -противоположные, но неразрывные процессы в ее образе жизни. Их неправомерно разводить уже на том основании, что обособление и объединение в единое целое - это принцип развития природных и социальных процессов. Поэтому образ жизни сельской молодежи сегодня складывается не столько под влиянием родительского авторитета, школьного образования или местных учреждений культуры, сколько через контакты с «информаторами», равными по возрасту или обладающими качествами социального преуспевания. Это связано с ослаблением социализационного контроля в обществе и, как следствие, конформизмом сельской молодежи. В нынешней социальной интеграции молодежи имеет место не столько ее приверженность к тем или иным установкам, сколько ее возможность/невозможность включаться в социальные отношения, устанавливать контакты и превращать социальные связи в инструмент мобильности и благополучия.
При неразвитости досуговой инфраструктуры в российской деревне ее молодежь апеллирует к такому источнику общения и связей, как «тусовка». Тусовочные, т.е. спонтанные, ограниченные местом, количеством и возрастной общностью, контакты - самая доступная
форма связи и обмена информацией в образе жизни сельской молодежи. В «тусовочных» отношениях циркулируют в основном избыточные образцы поведения, получившие название субкультур. Посредством субкультурных практик молодые люди удовлетворяют свои потребности в самореализации и общении. Под углом зрения формирования новых социальных связей и их культурного оснащения образ жизни сельской молодежи содержит некоторые черты девиантного и делинквентного поведения.
Полугородская культура представляет диффузное смешение характеристик городского и сельского образа жизни, при котором городские характеристики поглощаются сельскими. Формированию полугородской культуры на Юге России в советский период способствовала принудительная мобильность из села в город. Дальнейшему укоренению полугородской культуры и воспроизводству социокультурного типа полугорожанина на Юге России способствовал процесс маргинализации молодых селян и горожан, испытывающих нисходящую мобильность. Являясь компенсаторной моделью достижения желаемого уровня жизни, социокультурный тип полугорожанина получил распространение как среди городской молодежи, так и среди молодых селян, мигрировавших в город.
Во время трансформации российского общества, социокультурный тип полугорожанина продемонстрировал высокую адаптивность к новым социально-экономическим условиям благодаря стратегии «жизни впрок». Однако если ранее стратегия «жизни впрок» увязывалась с выстраиванием жизненных перспектив, то в период социальных трансформаций модифицировалась в стратегию элементарного выживания сельской молодежи. Ученые подобную корректировку жизненных стратегий обозначили как феномен «укорачивания» жизненных планов4. При этом эффект «укорачивания» сопровождался эмоциональной неустойчивостью, утратой психологического комфорта среди молодежи. В целом период социальной трансформации российского общества привел к переориентации молодежи города и села на короткие жизненные проекты и сформировал новый социокультурный тип, получивший название «информационных кочевников». Отличительной чертой данного социокультурного типа являются гипертрофированные автономность и социальная адаптивность наряду с принципом «жизнь в кредит». Выделенные качества в сочетании с господством коротких жизненных проектов в современном западном обществе породили «новый гедонизм», когда информационные технологии трансформируются в событийную инженерию, а рост сетевых сообществ позволяет говорить о новом виде географической мобильности.
4 Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М., 2005. С. 315.
Ценностные ориентации сельской молодежи кардинально не отличаются от ценностных ориентаций городских сверстников. Качественные различия зависят от способов реализации декларируемых приоритетов и социокультурных факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих реализации жизненных планов молодежи города и села. Шестая часть молодежи использует компенсаторную стратегию построения коротких жизненных планов, все остальные молодые люди ориентированы на простаивание длинных жизненных перспектив, опираясь на достижительную стратегию, в основе которой лежит реализация профессиональной карьеры5. Однако подавляющее большинство молодежи руководствуется потребительским принципом «иметь», а эффективность в реализации жизненных планов связывает со стабильностью в обществе.
В стиле жизни молодежи российского села проявляются две противоположные тенденции: лидерство и аутсайдерство. Преобладание лидерских качеств сельской молодежи корректируется социокультурным пространством, и оптимизм сельской молодежи является самым ценным ресурсом и социальным капиталом. Тенденция аутсайдерства обусловлена социально-экономическими условиями жизни: бедностью, недоступностью качественного образования, безработицей, отсутствием жилья и возможностью его приобретения.
В настоящее время социологи выделяют следующие индикаторы диспозиционной эксклюзии молодежи села: неспособность оценить шансы на успех различных жизненных стратегий; отсутствие адекватной оценки своей жизненной ситуации; аполитичность в сочетании с кризисом доверия; возрастание конфликтности и агрессии; отказ от следования социокультурным традициям; «укорачивание» жизненных планов, переориентация на стратегии выживания; атомизация сознания с элементами неконструктивности мышления6. Эти индикаторы имеют региональную специфику. В целом по ЮФО все факторы, кроме фактора отказа в следовании культурным традициям, превышают общероссийские показатели, что снижает возможности интеграции молодых селян в городское сообщество, избежав воздействия негативных солидарностей. Последние являются генетическим порождением советского прошлого и аккумулируют социальные риски. Повышение рискогенности адаптивных стратегий сельской молодежи неизбежно приводит к усилению аутсайдерства и вытеснению молодых жителей сельской местности Юга России на периферию общественной жизни. В перспективе тенденция на аутсайдерство должна компенсироваться тенденцией на лидерство за счет присущих любому молодому поколению оптимизма и инициативности.
5 Посухова О.Ю. Социокультурные особенности карьерного пространства Юга России // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 207-213.
6 Гриценко Г.Д., Лепилкина О.И., Маслова Т.Ф. [и др.]. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М.К. Горшкова. М.; СПб., 2011. С. 67-68.
Чернобровкина Н.И. Контрасты в образе жизни сельской молодежи России и формы контроля ее интеграции. В статье выявляются формы контроля, с помощью которых сельская молодежь одновременно дифференцируется и интегрируется в социальное пространство. Об уменьшении роли социализационного контроля свидетельствует снижение родительского авторитета, школьного образования или местных учреждений культуры в образе жизни сельской молодежи. В образе жизни сельской молодежи преобладает социальная эксклюзия, что вызвано принадлежностью к низкоресурсной группе российского населения за счет социально-экономических ограничений в ее трудовой и образовательной социализации. Поэтому целесообразно исследовать формы контроля с позиций рассмотрения социальных условий контролирующего процесса.
Ключевые слова: сельская молодежь, образ жизни, социальный контроль.
Chernobrovkina N.I. The contrasts in the rural youth way of life Russia and the control forms of its integration. The article identifies the forms of control through which rural youth are simultaneously differentiated and integrated in the social space. Decline of parental authority, schooling, or local cultural institutions in the way of life of rural youth evidence about reducing the role of socialization control. In Russia, social exclusion prevails in the way of life of rural youth community, as mostly they represent the deprived group of the population lacking social and economic benefits in their labour and educational socialization. That is why it is considered to be useful to explore the forms of control viewing the social conditions of controlling process.
Key words: rural youth, way of life, social control.