Научная статья на тему 'Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / GOVERNMENT PROCUREMENT / СПОСОБЫ ЗАКУПОК / PROCUREMENT METHODS / ПЛАН-ГРАФИК / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ / THE PLAN SCHEDULE A PUBLIC DISCUSSION / КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / TENDER DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимов А.Д.

Проведение конкурсов становится в настоящее время главным методом организации закупок для государственных нужд. Введение системы конкурсных торгов по закупкам для государственных нужд позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, путем конкурсного соревнования между потенциальными поставщиками, снижающего цену на закупаемую продукцию. В статье предлагаются пути максимального использования денежных средств на осуществление государственных закупок внутри республики Дагестан с минимальными затратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Holding competitions now become the main method of procurement for state needs. The introduction of competitive bidding for public procurement needs will improve the efficiency of budget spending through competitive competition between potential suppliers, reducing the price of the purchased products. The paper suggests ways to maximize the use of funds for the implementation of public procurement in the Republic of Dagestan with minimal costs.

Текст научной работы на тему «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ|

УПРАВЛЕНИЕ

УДК 347.440 БКК 67.404.01

Ибрагимов А. Д. - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Землеустройство и земельный кадастр» Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Ibragimov A.D. - Candidate of Agricultural Sc., Associate professor of «Land Management and Land Cadastre» Dagestan State University of National economy

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

CONTRACT SYSTEM IN THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

Проведение конкурсов становится в настоящее время главным методом организации закупок для государственных нужд. Введение системы конкурсных торгов по закупкам для государственных нужд позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, путем конкурсного соревнования между потенциальными поставщиками, снижающего цену на закупаемую продукцию. В статье предлагаются пути максимального использования денежных средств на осуществление государственных закупок внутри республики Дагестан с минимальными затратами.

Ключевые слова: Государственные закупки, способы закупок, план-график, общественное обсуждение, конкурсная документация.

Holding competitions now become the main method of procurement for state needs. The introduction of competitive bidding for public procurement needs will improve the efficiency of budget spending through competitive competition between potential suppliers, reducing the price of the purchased products. The paper suggests ways to maximize the use of funds for the implementation of public procurement in the Republic of Dagestan with minimal costs.

Keywords: government procurement, procurement methods, the plan - schedule a public discussion, the tender documentation.

Мощным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям. Поскольку государственные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета большинство развитых стран, то они являются действенным инструментом управления экономикой. Посредством государственных контрактов многие гос-

ударства решают свои социально-экономические проблемы, а также обеспечивают проведение научных исследований, создание и внедрение новых технологий и разработок. Важнейшим элементом системы государственного регулирования является оптимизация расходов государственного бюджета. Современное государство является самым крупным потребителем, и на его нужды ежегодно тратятся значительные суммы средств налогоплательщиков. Например, из 90 млрд. рублей, составляющих республиканский бюджет, 22 млрд. рублей отводится на госзакупки. Учитывая важность проведения государственных закупок и для их проведения на законодательной (контрактной) основе, как и в других регионах и в нашей республике, создан комитет по Государственным закупкам Республики Дагестан.

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Главная цель, с которой был принят новый закон - это повышение качества проведения закупок, снижения уровня коррупционности при их осуществлении и обеспечение прозрачности всего цикла закупок. Закон № 44 ФЗ будет регулировать отношения по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, он заменит Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94 -ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно закону № 44 - ФЗ предусмотрены значительные изменения правил осуществления госзакупок. Поправки затрагивают как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведения закупок, так и деятельность участников госзакупок. В России будет создана контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закон № 44 - ФЗ будет регулировать госзакупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. Например, конкурс с ограниченным участием, двух-этапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона. Согласно закону № 44 - ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны утверждать помимо плана-графика, составление которого предусмотрено действующим законодательством, план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете. В планах закупок будут указываться цели осуществления закупок, устанавливаться наименование, описание и объём закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объёмы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения. План закупок будет формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов. Требования к формированию, утверждению проведения планов закупок для обеспечения региональных и муниципальных нужд установлены Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043. В этом же документе утверждена и форма планов закупок. Согласно планам закупок заказчики будут обязаны формировать

планы-графики. Требования к формированию, утверждению и ведению последних, утверждена Правительством РФ в Постановлении от 21.11.2013 № 1044. Планы-графики являются основанием для осуществления закупок: заказчик вправе провести закупку только в том случае, если она включена в план-график. Требование об осуществлении закупок в соответствии с утверждёнными планами-графиками вступает в силу с 1 января 2016 года. Законом № 44-ФЗ определены случаи обязательного изменения плана-графика. Например, это ситуация, когда вносятся коррективы в план закупок. В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчикам необходимо обосновывать каждую свою закупку. Обоснование закупок будет осуществляться при формировании плана закупок и плана-графика.

Нормирование в сфере закупок представляет собой установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и определение нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными бюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с законом № 44-ФЗ Правительство РФ установит случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок его проведения. Такое обсуждение должно начинаться с даты размещения планов закупок в единой информационной системе, а заканчиваться не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без проведения такого обсуждения будет запрещено. Данные меры призваны исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории люкс. При этом предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму на сумму более 1 млрд. рублей.

Для обеспечения прозрачности закупок создаётся единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое. Кроме того, если заказчики, совокупный годовой объём закупок которых превышает 100 млн. рублей, должны сформировать специальные контрактные службы, остальные - назначить контрактного управляющего. Как было отмечено выше, на проведение госзакупок в 2015 году в РД намечено израсходовать 20-25% денежных средств бюджета Республики. Как отметил Глава Республики Абдулатипов Р.Г., надо принять все меры, чтобы максимально использовать эти средства внутри Республики. Это даст нам возможность создать новые рабочие места, снять социальную напряжённость. В республике имеются для этого большие возможности. Это хороший базис для дальнейшего развития бизнеса, а также хороший стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения учреждений социальной сферы, ведь никому не секрет, порою имея многие продукты питания в республике, завозятся из-за пределов республики, значительно дороже, чем на местах. Необходимо учесть что, при осуществлении госзакупок

внутри республики, можно сэкономить более 30% средств, которые уходят на транспортные расходы.

Согласно информации предоставленной муниципальными образованиями Республики Дагестан, местные производители могут в полной мере покрыть потребности образовательных и медицинских учреждений республики в овощах, фруктах, мясе, яйце, молочной и хлебобулочной продукции, крупах, натуральных и газированных соках.

Сельскохозяйственные производители республики в большинстве случаев не имеют возможности принять участие в торгах и поставить свою продукцию. Заказчики устанавливают заведомо невыполнимые условия поставок, дополнительные требования к поставщикам, в частности в один лот включаются продукты, никак не связанные между собой.

Комитету по государственным закупкам и другим заинтересованным структурам республики необходимо проводить работу с администрациями районов, предпринимателями, фермерскими хозяйствами, промышленными предприятиями, строительными организациями и фирмами по ознакомлению с положениями осуществления, планированию, организацию и составлению конкурсной документации, т.е. ознакомлению основными положениями федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Список литературы:

1.Закон о закупках. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд». 2.Указ Президента РФ от 08. 04.1997г.№ 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд».

3.3акон о закупках. Федеральный закон от 21. 07. 2005 №94 ФЗ «О размещение заказов поставки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Ибрагимов А.Д. Общественное обсуждение обязательно. // Газета «Дагестанская правда» от 19.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.