Научная статья на тему 'Стратегия развития контрактной системы в сфере государственных закупок'

Стратегия развития контрактной системы в сфере государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1526
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PUBLIC PROCUREMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК / КОНТРАКТАЦИЯ / CONTRACTING / REGIONAL SYSTEMS OF PUBLIC PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлетов И. И., Устькачкинцев А. О.

В данной статье рассматриваются направления стратегического развития «устойчивых» государственных закупок. Так как государственные закупки выступают одним из ключевых процессов, обеспечивающих потребности государства и отражающих систему взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов на рынке поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, процесс их осуществления нуждается в постоянном совершенствовании. На основании рассмотренного опыта совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок в разных регионах Российской Федерации были выявлены существующие недостатки и предложены возможные пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давлетов И. И., Устькачкинцев А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE SPHERE OF STATE PROCUREMENT

This article looks at the strategic development of «sustainable» public procurement. Since the state will purchase fixed assets to meet the needs of the state, including in the processes necessary to ensure continuous improvement. Based on the experience of improving the contract system in public procurement in various regions of the Russian Federation, the main shortcomings were identified and possible ways of their elimination.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития контрактной системы в сфере государственных закупок»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

И.И. Давлетов, канд. экон. наук, доцент А.О. Устькачкинцев, магистрант

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

Аннотация. В данной статье рассматриваются направления стратегического развития «устойчивых» государственных закупок. Так как государственные закупки выступают одним из ключевых процессов, обеспечивающих потребности государства и отражающих систему взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов на рынке поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, процесс их осуществления нуждается в постоянном совершенствовании. На основании рассмотренного опыта совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок в разных регионах Российской Федерации были выявлены существующие недостатки и предложены возможные пути их устранения.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, стратегия, региональные системы госзакупок, контрактация.

Как отмечают многие эксперты в области конкурентной политики развитие контрактной системы на настоящий момент является одним из приоритетных проектов национального масштаба. В эпоху цифровой экономики внедрение ее принципов в контрактную систему - очевидная необходимость, признали участники встречи. Необходимой частью цифровизации сферы государственных закупок является повышение эффективности работы управленческого персонала, выработка одинаковых правил для всех участников торгов с целью обеспечения удобства предпринимателям из разных регионов Российской Федерации участия в конкурсах, проводимых в разных субъектах.

С 1 января 2016 года введена в эксплуатацию Единая информационная система. Указанная система объединяет все информационное обеспечение контрактной системы от этапа планирования закупок до исполнения контрактов и мониторинга, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы. По задумке разработчиков, ЕИС должна сыграть роль связующего звена между электронным бюджетом и системой закупочного процесса [1].

В то же время в октябре 2017 года на площадке ВДНХ прошла конференция «Лучшие региональные практики системы закупок: кейсы по решению актуальных задач», где правительство Москвы представило действующую в столице платформу - интегрированную систему портала поставщиков и инвестиционного портала. Специалисты отмечают, что инфраструктура такого рода позволит обеспечить качественное взаимодействие между поставщиками и заказчиками из разных регионов, что в дальнейшем мгновенно послужит возникновению положительного эффекта от такой интеграции.

Несмотря на тот фак, что в стране с 2013 года введен в действие Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2], контрактная система как система распределения денежных средств до сих пор не является равновесной - каждый ее участник пытается настоять в первую очередь на своих интересах. В связи с этим видится необходимость создания особого регулятора, который обязан отстаивать публичные интересы и интересы гражданина как конечного пользователя, а также

оценивать вклад в общую экономическую систему.

Первый этап работы по развитию контрактной системы в сфере государственных закупок - это повышение эффективности работы системы, второй -ее перестройка под давлением технологической революции, которая затрагивает не только реальный сектор, но и систему управления.

Далее будут рассмотрены различные стратегии развития системы государственных закупок в Москве и некоторых регионах Российской Федерации.

Что касается непосредственно столицы России, то здесь можно отметить следующие практики в сфере совершенствования системы госзаказа:

- развитие системы «Электронный магазин». «Электронный магазин» - это единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы, который работает с малым и средним бизнесом и их объемами закупок. Портал поставщиков позволяет в режиме онлайн в электронном виде осуществлять закупки «малого объема» за счет сформированного единого информационного пространства.

- стандартизация закупок, что позволяет исключить избыточные закупки за счет формирования единых требований к закупкам определенных товаров, работ, услуг.

- проверка обоснованности закупок и принятия решений структурами, которую проводит Межведомственная группа по проверке обоснованности заявленных потребностей (МРГ). Группа занимается контрактами на сумму более 3 млн. руб.

Данные направления, применяемые и развивающиеся в Москве, призваны повысить прозрачность всей контрактной системы и детализировать информацию практически по каждой сделке, предоставить любому желающему информацию о предмете закупки и его стоимости.

В Воронежской области дефицит областного бюджета и несвоевременное обеспечение государственных нужд поставщиками вызвали необходимость

совершенствования механизма контрактной системы.

На основе детального анализа этих и других проблем Управление по регулированию контрактной системы разработало несколько мер, которые можно считать лучшими практиками:

1. Разработка сводного плана-графика, который позволяет эффективно расходовать бюджетные средства.

2. Составление рейтинга государственных предприятий. В данный рейтинг вошли те предприятия, которые наиболее эффективно справляются с организацией госзакупок. Первое место в рейтинге занял «Рамонский дом-интернат для престарелых и инвалидов», второе -Новохоперская районная больница.

3. Для борьбы с фактором осуществления более 82 % госзакупок области у единственного поставщика был предпринят ряд мероприятий по централизации закупочного процесса. Таким образом, в Воронежской области удалось увеличить долю конкурентных закупок с 18% до 34%. Одновременно с этим сумма сохраненных средств составила 30 млн. рублей [3].

Правительство Калужской области активно работает над вопросом оптимизации системы государственных закупок. Одна из наиболее эффективных инициатив, проводимая министерством конкурентной политики практика совместных закупок, заключается в объединении министерством заявок нескольких заказчиков на основе технических заданий. Затем министерством устанавливается обоснованная единая начальная (максимальная) цена контракта на идентичные товары и услуги для всех заказчиков и осуществляется закупка соответствующего количества товаров и услуг.

С помощью данной практики решаются проблемы большого количества закупок идентичной продукции, низкого уровня дисциплинированности заказчиков и издержек самого закупочного процесса.

В 2016 году было проведено 548 совместных закупок, которые объединили 3834 заявки заказчиков на сумму 644

млн. рублей. Таким образом, примерно в 7 раз сократилось количество индивидуальных закупок.

Помимо этого, в целях эффективного расходования бюджетных средств при осуществлении закупок у единственного поставщика запущена электронная система «Маркетинговые исследования малых закупок». Данная система рассчитана, в первую очередь на малый бизнес и закупки стоимостью от 100 до 400 тыс. рублей. Экономия бюджетных средств за счет использования системы составила 28 млн. рублей. В настоящее время рассматривается вопрос о внедрении подобной системы на муниципальном уровне.

Еще одной важной инициативой, нацеленной на борьбу с низким уровнем профессионализма заказчиков и большим количеством административных правонарушений, является тестирование заказчиков на знание законодательства о закупках. Тесты проходятся в необязательном порядке и находятся в открытом доступе на сайте министерства конкурентной политики.

Из других практик, ориентированных на повышение юридической грамотности заказчиков, стоит отметить размещенный на сайте министерства пошаговый алгоритм порядка одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Необходимость его создания была вызвана частыми ошибками заказчиков при исполнении данной процедуры и избеганием ими одностороннего расторжения контракта из-за неуверенности в том, как правильно его осуществить.

В Кировской области было введено несколько основных практик для регуляции государственных закупок и решения проблем, существующих в данной сфере для оптимизации расходов бюджета.

В частности, в области отсутствовал предварительный общественный контроль при планировании закупок, а также не было объективной публичной оценки возможного злоупотребления при осуществлении крупных сделок. Помимо этого, нужно отметить очень

низкий уровень конкуренции и, как следствие, высокая аффилированность закупок.

Для борьбы с этими проблемами была сформирована «Комиссия по рассмотрению проектов технических заданий, разработанных заказчиками Кировской области для осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд». Деятельность комиссии проходит в форме открытого обсуждения проектов технических заданий на поставку дорогостоящих товаров, работ и услуг, по итогам которого заказчику выносятся рекомендации о целесообразности корректировки условий закупок.

Аналогично опыту, применяемому в Калужской области, было введено тестирование заказчиков на предмет уровня знаний Федерального закона о контрактной системе.

Одной из главных инициатив по контролю в сфере госзакупок стал проект «Корпоративный контроль», реализация которого началась с 1 марта 2017 года. В рамках проекта все бюджетные учреждения области должны разместить в открытом для сотрудников доступе, а также на официальном сайте заказчика информацию о закупаемых в учреждении товарах, работах и услугах.

Помимо указанных практик, в связи с неравномерным осуществлением заказчиками закупок в течение финансового года, было принято решение об обеспечении в первом полугодии финансового года размещения извещений об осуществлении закупок бюджетными учреждениями.

Интересен опыт Ханты-Мансийского автономного округа по расширению доступа социально-ориентированным некоммерческим организациям к бюджетным средствам, выделяемым на обеспечение населения социальными услугами.

Дело в том, что работа негосударственного сектора в сфере социального обслуживания имеет значительные преимущества в сравнении с услугами государственных и муниципальных учреждений. Предприниматели могут орга-

низовать более продуктивные бизнес-процессы и снизить издержки.

За счет привлечения частного сектора в сферу социальных услуг в 2017 году объем уже сэкономленных бюджетных средств превысил 25 млн. рублей. Это значит, что «закупать» социальные услуги у бизнеса на 25 млн. рублей дешевле, чем у государства.

Для облегчения доступа к обеспечению социальных услуг общественным организациям и иным некоммерческим объединениям с 2010 года предоставляются субсидии на реализацию мероприятий по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан.

В итоге с 2015 года по настоящее время количество негосударственных поставщиков выросло в 6,8 раз — с 16 негосударственных поставщиков в 2015 году до 110 в настоящее время — и составляет 67,5% от общего количества организаций, действующих в данной сфере. На условиях государственного заказа социальные услуги на дому предоставляют 5 негосударственных поставщиков, 16 негосударственных поставщиков предоставляют услуги «Социальное такси».

Однако при «перекладывании» социальных функций государства на предпринимателей социального секторы возникают проблемы, решение которых округом пока не найдено. Наиболее актуальная из них - это признание конкурса несостоявшимся в связи с отсутствием поставщиков социальных услуг. Не все социальные услуги выглядят коммерчески привлекательными для предпринимателей. Негосударственные поставщики неохотно принимают участие в конкурсах.

Помимо этого, победителем конкурса может стать «организация-однодневка» или недобросовестная организации, оказывающая некачественные услуги. Так как социальное предпринимательство только нарождается в России, этот бизнес пока не стал стабильным, случается, что выигравшая контракт организация банкротится.

Для того, чтобы повысить привлекательность сферы социальных услуг для частного сектора в 2016 году Департаментом социального развития автономного округа направлено 84,8 млн. руб. на привлечение негосударственных поставщиков, из них 24,2 % (20,5 млн. руб., в том числе на дому - 14,2 млн. руб.) посредством проведения процедур по размещению госзаказа.

Постоянное внимание Ярославского областного правительства к сфере государственных закупок позволило сформировать устойчивую контрактную систему, позитивный опыт которой востребован как другими регионами, так и федеральным центром.

К лучшим практикам области можно отнести следующие решения:

1. Проведение регулярных семинаров и круглых столов для малого и среднего бизнеса по правилам госзакупок.

2. Внедрение механизма общественного обсуждения для крупных закупок (от 50 млн. руб. до 1 млрд. руб.).

3. Проведение областного конкурса «Лучший специалист в сфере закупок», направленного на поддержку наиболее талантливых и высокопрофессиональных специалистов и масштабирование передового опыта.

4. Организация «Электронного магазина» закупок малого объема.

Проанализированные стратегии по развитию контрактной системы в сфере государственных закупок, разрабатываемых и внедряемых в разных регионах страны, могут быть успешно тиражированы и адаптированы под условия каждого отдельно взятого региона.

Таким образом, подводя итоги исследования можно сказать о том, что, несмотря на проводимые реформы в сфере госзакупок, до сих пор существуют недоработки, на которые должно обратить внимание правительство каждого региона и страны в целом. Стоит отметить несовершенство нормативно-законодательной базы. В данном случае необходимо выявление и устранение на уровне позиций высших судов и ФАС России правовых коллизий между Законом о контрактной системе и по-

ложениями финансового и гражданского законодательства. К настоящему времени еще не удалось осуществить полный переход на электронное обще-

щими организациями, что ставит в ряд первостепенных задач совершенствование портала госзакупок и устранение дефицита сертифицированных специа-

ние между поставщиками и закупаю- листов.

Библиографический список

1. Иванов А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма государственной контрактной системы / А.А. Иванов // Ростовский научный журнал. Режим доступа: http://rostjoumal.ru/?p=1066. (Дата обращения: 23.02.2018)

2. Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013

3. Лучшие практики и стратегии развития региональных систем госзакупок [Электронный ресурс] / НАИЗ. Режим доступа: http://naiz.org/news/10/11576/ (Дата обращения: 23.02.2018)

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE SPHERE OF STATE PROCUREMENT

I.I. Davletov, candidate of economic sciences, associate professor A.O. Ustkachkintsev, graduate student

Perm state agrarian and technological university D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. This article looks at the strategic development of «sustainable» public procurement. Since the state will purchase fixed assets to meet the needs of the state, including in the processes necessary to ensure continuous improvement. Based on the experience of improving the contract system in public procurement in various regions of the Russian Federation, the main shortcomings were identified and possible ways of their elimination.

Keywords: contract system, public procurement, strategy, regional systems of public procurement, contracting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.