ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
возможности отстаивать свои интересы. Психическое насилие всегда заключается в угрозе причинить физический вред личности в случае отказа выполнить требования угрожающего. Нарушения анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей могут иметь место при психическом насилии, но при этом они должны быть столь незначительны, что не дают оснований говорить о применении физического насилия (за исключением случаев наступления более тяжких последствий, которые по закону влекут более строгое наказание и охватывались неосторожной виной лица). Поэтому насилие будет носить физический, а не психический характер, например в случае принудительного введения ядов или даже незаметного введения потерпевшему сильнодействующего вещества. Сказанное в равной мере
относится и к любым другим способам физического насилия с элементами воздействия на психику (например, вживление в мозг микрочипов с целью заставить человека выполнять чужую волю, а также механическая стимуляция мозга бывших преступников, проводившаяся в некоторых североамериканских штатах в 50—60-е годы XX в. с целью добиться от них правопослушного поведения, и т.д.).
1 См., например: Наумов A.B. Уголовно-правовое значение насилия: // Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева и A.B. Наумова. - М.: Спарк, 1997. - С. 56; Сердюк JI.B. Насилие: уголовно-правовое и криминологическое исследование. — М.: Юрлитинформ, 2002. — С. 20.
2 Таганцев Н. С. О преступлениях против жизни по русскому праву. - Т. 1. - СПб., 1870. - С. 245-247.
КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ И БОРЬБА С НЕЙ
Е.К. КЛЕПИКОВ
Проведенный российскими и зарубежными экспертами анализ оборота контрафактной продукции показывает, что недооценка и отсутствие прогноза последствий для государства от контроля над сферой интеллектуальной собственности в период перехода к частному предпринимательству привели к неконтролируемой ситуации в этой сфере. Пиратство, а проще — обворовывание экономических институтов государства, творческих работников и производителей объектов интеллектуальной собственности составляет в среднем 70% (производство и распространение разных электронных программ и книжной продукции, музыкальный, кино- и видеобизнес). Федеральный бюджет теряет значительную прибыль вследствие сокрытия доходов от налогообложения. Пиратство препятствует развитию интеллектуального и культурного потенциала России, вредит ее международному авторитету, усиливает криминализацию общества.
Правонарушители и организованные группы за счет нарушения авторских и смежных прав получают доход 5 трлн руб. в год (см. письмо МВД, ГТК, ГКАП и ФСНП России от 11, 13, 14 июня 1996 г. № 10393; 01-54/10565; НФ/2501; ВВ-1503 «О мерах по обеспечению сохранности объектов интеллектуальной собственности»).
Правительством РФ создана Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения охраны объектов интеллектуальной собственности. Внесены изменения в УК, устанавливающие и разграничивающие размеры крупного ущерба.
Различные международные организации, включая Европейский союз, ЮНЕСКО, Всемирную организацию интеллектуальной собственности, другие правительственные и неправительственные организации, заинтересованные в снижении уровня пиратства в России, способствуют этому. Так, в области
охраны авторских и смежных с ними прав приняты Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) 1961 г., Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция) 1971 г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1986 г., участницей которых является Россия.
Единая государственная политика в области борьбы с контрафактом только начинает складываться. Проблема контрафакта одинаково выражена во всех регионах. По мнению экспертов государственного унитарного предприятия «Информзащита» при Правительстве г. Москвы, пиратство в нашей стране носит индустриальный характер, широко развита сеть производства и торговли контрафактом. Пиратство имеет криминальную поддержку, и отдельные правообладатели не могут противопоставить ему эффективные меры.
Поддержка производства и распространения контрафакта основана на том, что большинство подделок производится в тех же организациях, что и лицензионные товары. Отказаться от нелегального бизнеса сложно: он доходный. По данным правоохранительных органов России, одна производственная линия стоимостью 1 млн долл. окупается примерно за квартал. Закрытая на время проверки торговая точка, открываясь по окончании рабочего дня, окупала дневной доход за 4—5 ч. При снижении цены на лицензионный продукт увеличивалась его раскупаемость, при этом доля купленной аналогичной пиратской продукции составляет лишь 2%.
Большой процент контрафактной продукции в стране отрицательно сказывается на состоянии потребительского рынка, наносит вред авторитету рос-
СОсХКХхХЮ
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
сийских предпринимателей, инвестиционной привлекательности страны. Согласно оценке специалистов Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов, ежегодные убытки российской экономики от контрафактной продукции составляют около 13 млрд долл., однако точную цифру назвать сложно.
Широкий спектр товаров, подвергающихся фальсификации, их значимость для здоровья, культурного развития, социальной стабильности населения представляет серьезную опасность нескольким стратегическим направлениям развития страны. Контрафакт угрожает развитию бизнеса, негативно влияет на деятельность малых предприятий. В результате они несут убытки из-за снижения объемов сделок, падения прибыли и потери сегмента рынка. Эти потери, особенно потери продаж в тех секторах, в которых организации конкурируют с контрафактом, ощутимы при распространении продукции собственниками авторских прав.
Малые предприятия, особенно в регионах, являются основными налогоплательщиками, создают рабочие места. Невозможность конкуренции с дешевым контрафактным продуктом создает угрозу для экономических основ малого бизнеса. Распространение контрафактной продукции отрицательно сказывается и на крупных, известных предприятиях. Жертвами посягательств пиратов становятся популярные бренды и товарные знаки.
Усилением борьбы с оборотом контрафактной продукции является установление правовых и экономи-
ческих основ поддержки добросовестных товаропроизводителей. Оно должно включать в себя формирование системы льгот для поддержки законного бизнеса, помощь в формировании их оборотных средств.
Борьбу с контрафактной продукцией надо основывать не на угрозе наказания, а на создании экономической заинтересованности в правомерном ведении предпринимательской деятельности в России.
Вовлечение объектов интеллектуальной собственности в коммерческий оборот выдвинуло проблему защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции в число приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Самыми распространенными преступлениями являются нарушения авторских прав, совершаемых в целях наживы при реализации контрафактной продукции (аудио- и видеопроизведений, программного обеспечения, компьютерных игр и т.д.).
Несмотря на увеличение преступлений этой категории дел, судебная практика в области оборота контрафактной продукции начала складываться только в последние годы. Уголовные наказания применяются мягкие, в виде штрафа. К лишению свободы по ст. 146 УК осуждается небольшой процент правонарушителей (12%).
Преступность, связанная с оборотом контрафактной продукции, относится к числу хронических болезней общества. Задачи ее минимизации, своевременного предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования составляют основную стратегию борьбы с ней.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОСОБЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Гл. 40 УПК РФ предусматривает особый порядок судебного разбирательства, применение которого достаточно распространено в судебной практике. Особый порядок судебного разбирательства характеризуется как упрощенная процессуальная форма судебного производства по отдельным категориям уголовных дел, когда суд без проведения судебного следствия в полном объеме и без непосредственного исследования доказательств в судебном заседании постановляет обвинительный приговор.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ В.В. Хомчик в своем докладе отметил, что особый порядок судебного производства позволяет более оперативно осуществлять правосудие по уголовным делам, «стимулировать обвиняемого на позитивное поведение в период предварительного расследования и судебного разбирательства дела. Категории дел, рассматриваемые в особом порядке, во многом определяются структурой преступности в регионе»1.
E.H. КЛЕЩИ НА, кандидат юридических наук
Таким образом, в основе особого порядка судебного разбирательства лежит «идея разумного компромисса в уголовном судопроизводстве»2. Этот разумный компромисс заключается в том, что закон гарантирует некоторые уступки обвиняемому в обмен на совершение им положительных посткриминальных поступков, перечень которых установлен в гл. 40 УПК РФ.
Следует подчеркнуть профилактическое значение рассматриваемого уголовно-процессуально-го института. Как верно отмечает К.А. Рыбалов, «часто от позиции обвиняемого (подозреваемого), его согласия на сотрудничество с органами предварительного расследования целиком зависят успех расследуемого дела, раскрытие совершенного преступления, установление и изобличение всех участников совершенного преступления»3. От желания обвиняемого помочь в раскрытии преступления нередко зависит возмещение вреда, причиненного преступлением.