Научная статья на тему 'КОНТЕНТ ЦИФРОВЫХ МЕДИА КАК ВАРИАНТ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

КОНТЕНТ ЦИФРОВЫХ МЕДИА КАК ВАРИАНТ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный цифровой контент / культура потребления информации / медиапространство / цифровые коммуникации / традиционные СМИ / digital information content / information consumption culture / media space / digital communications / traditional media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сулейманов Мнир Рафкатович

В статье рассматриваются проблемы производства информационного контента в современных цифровых условиях, которые существенно изменяют предназначение профессионального журналистского сообщества по формированию мировоззренческой культуры потребления информации. Причем, изменяются не только производственные цепочки создания информации, но и скорость создания, насыщенность, актуальность, визуальная составляющая контента. Кроме того, существенно возрос фактор интерактивности в потреблении информации, который расширяет целевую аудиторию и благотворно сказывается на эффективность публикации. Бытовавшее до недавних времен мнение о смене культуры потребления информации со сменой поколений также должно быть, безусловно, пересмотрено. Автор утверждает, что меняется место и значение традиционных СМИ в социокультурном контексте оно совершенно по-новому форматирует коммуникационную медиасреду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сулейманов Мнир Рафкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of information content production in modem digital conditions, which significantly change the purpose of the professional journalistic community in the formation of a worldview culture of information consumption. Moreover, not only the production chains for creating information are changing, but also the speed of creation, saturation, relevance, and the visual component of the content. In addition, the factor of interactivity in the consumption of information has significantly increased, which expands the target audience and has a beneficial effect on the effectiveness of the publication. The opinion that existed until recently about the change in the culture of information consumption with the change of generations should also, of course, be revised. The author argues that the place and significance of traditional media in the sociocultural context is changing it formats the communication media environment in a completely new way.

Текст научной работы на тему «КОНТЕНТ ЦИФРОВЫХ МЕДИА КАК ВАРИАНТ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

УДК 304.44

КОНТЕНТ ЦИФРОВЫХ МЕДИА КАК ВАРИАНТ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Сулейманов Мнир Рафхатович,

кандидат культурологии Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина (г. Саратов)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы производства информационного контента в современных цифровых условиях, которые существенно изменяют предназначение профессионального журналистского сообщества по формированию мировоззренческой культуры потребления информации. Причем, изменяются не только производственные цепочки создания информации, но и скорость создания, насыщенность, актуальность, визуальная составляющая контента. Кроме того, существенно возрос фактор интерактивности в потреблении информации, который расширяет целевую аудиторию и благотворно сказывается на эффективность публикации. Бытовавшее до недавних времен мнение о смене культуры потребления информации со сменой поколений также должно быть, безусловно, пересмотрено. Автор утверждает, что меняется место и значение традиционных СМИ в социокультурном контексте - оно совершенно по-новому форматирует коммуникационную медиасреду.

Ключевые слова: информационный цифровой контент, культура потребления информации, медиапространство, цифровые коммуникации, традиционные СМИ.

Annotation. The article deals with the problems of information content production in modern digital conditions, which significantly change the purpose of the professional journalistic community in the formation of a worldview culture of information consumption. Moreover, not only the production chains for creating information are changing, but also the speed of creation, saturation, relevance, and the visual component of the content. In addition, the factor of interactivity in the consumption of information has significantly increased, which expands the target audience and has a beneficial effect on the effectiveness of the publication. The opinion that existed until recently about the change in the culture of information consumption with the change of generations should also, of course, be revised. The author argues that the place and significance of traditional media in the sociocultural context is changing - it formats the communication media environment in a completely new way.

Key words: digital information content, information consumption culture, media space, digital communications, traditional media.

Постановка проблемы. В культуре потребления современных медиа происходят существенные изменения, которые связаны, прежде всего, с цифровизацией всех сфер жизни. Цифровизация проникла повсюду и стала, по сути, обыденным явлением. Однако под её воздействием коммуникативные и коммуникационные процессы, пронизывающие всю цивилизацию, серьезным образом перестраивают все существовавшие до сей поры, и ныне актуальные, апробированные человечеством связи. Тем временем в цифровом мире появляются всё новые и новые, гибридные и сложно сочетаемые формы взаимосвязей.

В культуре потребления цифрового контента происходят наиболее зримые и существенные изменения. По выражению М. Кастельса: «овладевая новыми значениями и новыми правилами для придания смысла этим значениям, то мы и действуем иначе, и прекращаем трансформировать способ, с помощью которого действует наше общество» [4, С. 449].

Эти тектонические изменения в производстве и потреблении информационного потока можно продемонстрировать данными Аналитического отчета Агентства социальных медиа «We Are Social»: на начало 2023-го года чуть более двух третей всего человечества (68%) пользуется мобильными телефонами, причем 64,4% потребляют информацию именно с таких мобильных гаджетов [3]. В рамках государственного регулирования влияния информации на социум страны происходит переосмысление значения новых цифровых платформ и социальных сетей и их роли в процессе

потребления информационного контента и формирования мировоззренческой картины. Ведь, как утверждается «платформы, которые мы сегодня называем социальными, будут продолжать расширять своё влияние на нашу жизнь, перестраивая наши источники информации, наши привычки потребления развлечения и ориентиры, которые формируют наше мировоззрение» [11].

Кроме того, усиливается роль интерактивности в потреблении информации, поскольку она «при прочих равных условиях является дополнительным и существенным качеством медиапроизведения, обеспечивающим возможность его выхода к широкой аудитории» [8, С. 662].

Нельзя не отметить также всё более заметное замещение вербального содержания контента его визуальным смысловым аналогом. Это не только усложняет производство информации традиционными СМИ, но формирует в среде потребителей контента новые правила и нормы построения информации, новые смысловые коды.

Вписываются ли традиционные средства массовой информации в эту новую технологию формирования информационного потока? И здесь вопрос не столько об активных пользователях интернет-пространства, сколько о способности профессиональных средств массовой информации формировать целостную информационную картину, влиять на общественную повестку дня, выносить в социокультурный дискурс проблемы, значимые и актуальные для государственной политики. Смогут ли традиционные СМИ адаптироваться к постоянно технологическим изменениям? Можно сформулировать эту проблему и так - перехватят ли цифровые медиа у традиционных СМИ первенство по формированию культурной идентичности? Ведь эти трансформации носят как точечный характер, так и подвержены тектоническим сдвигам.

Изложение основного материала. Потребление информационного контента, в современного широком цивилизационном понимании, прежде всегда связывали со сменой поколений и «привязанной» к этой смене технологической революцией [2]. Известный акроним SPOD характеризовал мир потребления информации до технологических новелл как устойчивый {Steady), предсказуемый (Predictable), простой QOrdinary) и определенный {Definite). Этот акроним по сути являлся лозунгом простого текучего мира. Но мир с новыми промышленными технологиями производства информации сменился раньше смены поколений: технологии стали развиваться стремительно и на смену SPOD-миру пришел VUCA-мир с его изменчивостью {Volatility), неопределенностью {Uncertainty), сложностью {CompleUty) и неоднозначностью (□mbiguity). Парадигма VUCA - мира, рожденная в недрах военизированных структур как вариант новых действий [6], выйдя «на гражданку», помогла, прежде всего, бизнес-структурам устойчиво позиционировать себя во все более и более неопределенной среде, разрабатывать гибкие стратегии менеджмента и добиваться существенного политического и экономического эффекта.

Однако и эта социокультурная концепция, что называется, не устояла под натиском стихий - футуролог Джамаис Кассио в 2020 году представил на встрече с учеными [9] оригинальную концепцию для описания ситуации новой технологической, уже цифровой ситуации - BANI-мир. На смену изменчивости пришла хрупкость {Brittle), неопределенность заместилась тревожностью (Пи \3ous), сложность - нелинейностью {Nonlinear), а неоднозначность - непостижимостью {Incomprehensible). В своем труде «Facing the Age of Chaos» он так характеризуется текущий момент: «Происходит что-то массивное и потенциально подавляющее. Все наши системы, от глобальных сетей торговли и информации до личных связей, которые мы имеем с нашими друзьями, семьями и коллегами, все эти системы меняются, должны будут измениться. Принципиально. Тщательно. Иногда болезненно. Это то, что может нуждаться в новом языке для описания. Это то, что определенно потребует нового мышления для изучения» [10].

На основании этих характеристик в медийном сообществе определяют профессиональные тренды моделей управления цифровой информационной среды на годы вперед [5]. В частности, в десятке обозначенных тенденций стоит выделить: поиск организационного акме - присущего только этому коллективу своеобразия; трансцензуальное мышление, когда необходимость быстрого реагирования с учетом всех

нюансов подводит к мышлению озарением; экосистемность - кластерное понимание и своего места и своих преимуществ. Структура BANI представляет, по мнению Дж. Кассио, «объектив, через который можно увидеть и структурировать то, что происходит в мире» [10]. Собственно, BANI-мир и олицетворяет собой координаты турбулентности, охватившей в первую очередь медийную сферу.

В 2020 году, в период самой напряженной фазы пандемии коронавируса нами был проведен совместно с тогда еще Министерством информации и печати Саратовской области онлайн-опрос руководителей печатных районных СМИ региона о влиянии цифровизации на эффективность журналистской деятельности, на укрепление коммуникативных связей с целевыми аудиториями. Ведь влияние новых технологий на производство информации, его дистрибуцию и агрегацию, безусловно, повлияло на востребованность «журналистского труда», прессы в прежних форматах, контекстах, контенте и, собственно объемах. Тогда в ответах, по большей части, на вопросы о конкурентоспособности редакционных коллективов в противостоянии с блогерами и об уровне доверия читателей местной прессе, однозначно присутствовали оценки, основанные на некоторой самоуверенности руководителей редакций [7].

Однако нельзя было не отдать должное здоровому чувству юмора наших доморощенных журналистов в оптимистичных ответах на вопросы о перспективах журналистского будущего, как и профессионального понимания тому, что цифровой мир должен изменить и журналистику как таковую. И вот по прошествии двух лет, в начале 2023 года, был проведен компаративный анализ тех же муниципальных печатных изданий - теперь уже с переименованным в областное Министерство информации и массовых коммуникаций. Основной вывод: пандемия коронавируса, заставшая сотрудников редакций в некоторой растерянности, прошла. Как и приходит новое, расширенное представление о цифровой прессе как части масштабного/глобального целого взамен узколокальному, местечковому явлению.

Выводы. Примеры внедрения цифровых технологий в формирование информационного контента, управление и удержание внимания потребителя, так называемая эмпатия, уже можно найти, в частности, в печатных СМИ. Это публикация в текстах ссылок на интернет-ресурсы, появление QR-кодов с помощью которых можно перейти на цифровые платформы за дополнением, уточнением, разъяснением, представлением альтернативных точек зрения. Всё это, безусловно, обогащает заметку, статью, публикацию: делает материал богаче, ярче, насыщенней. Словом, полнее удовлетворяет запросам целевой аудитории.

«Газету, как СМИ определяет не её бумажный носитель, а целый набор принципов профессиональной деятельности по отбору, структурированию, анализу социально значимой информации, без которой современной общество во всей его комплексности, многоуровневости не будет понятно гражданам» [1]. Говоря о новых компетенциях -умении работать с текстом и видеоконтентом, необходимо развивать навыки коммуницирования в социальных сетях с потребителями СМИ, переупаковывать контент на различные цифровые платформы, обладать еще профессиональными чертами дистрибуции, сейлз-менеджмента... К тому же, конвергентность и мультимедийность, перестраивающие всю деятельность традиционных СМИ, активно воздействует на родовые признаки и характеристики журналистских понятий, таких к примеру, как жанр, формат. Российские теоретики и исследователи медиа, такие как E.JI. Вартанова,

A.Г. Качкаева, K.P. Нигматуллина, A.M. Шестерина, С.Г. Карконосенко, М.С. Корнев,

B.В. Тулупов и другие, говорят о зарождении и становлении новых гибридных жанров и пластичности форматов традиционных медиа.

Наделяя региональную журналистику новыми цифровыми признаками, они выделяют основную черту современного журналиста - способность экспериментировать с форматами в создании и подаче оригинального контента, максимальную компетентность в своей теме и знание особенностей медиапотребления своей аудитории.

Список литературы:

1. Вартанова, E.JI. Колонка редактора / E.JI. Вартанова // МедиаТренды. - №6 (23). -21.05.2011: [текст]. URL:

https://www.j ourn.msu.ru/files/specialproj ects/MediaTrends/MediaTrends_23 .pdf (дата

обращения 01.02.2023)

2. Воробьева, И.А. Цифровая коммуникация в структуре цифрового общества / И.А. Воробьева, P.A. Костерев // МНИЖ. - 2022. - №6-4 (120). - С. 128-134

3. Интернет и соцсети в начале 2023 года - главные цифры Global Digital 2023. -URL: https://vc.ru/marketing/596126-internet-i-socseti-v-nachale-2023-goda-glavnye-cifry-global-digital-2023 (дата обращения: 01.02.2023)

4. Кастельс, M. Власть коммуникации [текст]: учеб. пособие / Пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч.ред. А.И. Черных. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. - 564 с.

5. Лидеры и организации будущего: Тренды 2035: как изменятся модели управления / ВГГОВЕ-блог. - URL: https://blog.bitobe.ru/article/lidery-i-organizatsii-budushchego (дата обращения: 27.10.2021)

6. Ступак, А. Что такое VUCA-мир [текст] / А. Ступак. - URL: https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-wca-mir-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm (дата обращения: 17.12.2021)

7. Сулейманов, М.Р. Культура медиапотребления в условиях цифровизации средств массовой информации. Канд. диссертация ... 24.00.01 (теория и история культуры) / М.Р. Сулейманов. - Режим доступа - URL: http://nauka.mgik.org/dissertatsionnye-sovety/informatsiya-dlya-prisuzhdeniya/d-210-010-01 /suleymanov-r-s^HccepTannH.pdf (дата обращения: 07.04.2023)

8. Шестерина, A.M. Аудитория видеоблогов как криэйтор медиадискурса / А.М. Шестерина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2022. — Т. 41. — № 4. - Белгород: «БелГУ». - С. 662-669

9. Cascio Jamais «The End of the World»: Closing Keynote at Understanding Risk 2016. -URL: www.youtube.com/watch?v=b8hnQ7DlPqY(датаобращения: 17.12.2022)

10.Cascio Jamais Facing the Age of Chaos. - URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b 1 f51 d (дата обращения 29.04.2020)

11 .Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях. -URL: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html (дата обращения: 28.01.2023)

УДК 130.2+141.319.8

КУЛЬТУРА КАК МИР ТЕКСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕЁ ИНФОРМАЦИОННОГО

ПОНИМАНИЯ

Сухина Игорь Григорьевич,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (г. Донецк)

Аннотация. Представлено информационное понимание культуры как универсальной системы информационного обеспечения человеческого бытия, и вместе с тем, как мира текстов, в которых объективируемая языковыми средствами информация обретает смысловую определенность. Проводится идея, что человеческое бытие имеет информационный характер.

Ключевые слова: человек, человеческое бытие, сознание, интенциональность, смысл, культура, субъектность, общество, информация, язык, текст, информационное обеспечение, информационная система, информатизация, информационные технологии, компьютеры, коммуникация.

Annotation. An informational understanding of culture is presented as a universal system of information support for human existence, and at the same time as a world of texts in which information objectified by linguistic means acquires semantic certainty. The idea is carried out that human being is informational.

Key words: human, human being, consciousness, intentionality, sense, culture, subjectivity, society, information, language, text, information support, information system, informatization, information technologies, computers, communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.