Научная статья на тему 'КОНТЕНТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК КЕЙСЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА'

КОНТЕНТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК КЕЙСЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
211
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАВО / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / КЕЙС-МЕТОД / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреева Е. Е.

Раскрывается проблема образовательного потенциала контента социальных сетей на уроках обществознания и права. Приведены особенности этапов первичной правовой социализации, отмечено негативное влияние на этот процесс контента социальных сетей. В качестве агента правовой социализации, способного снизить негативное воздействие такого контента, выбрана общеобразовательная организация. Способом включения в содержание обществознания и права контента социальных сетей выбран кейс-метод. Кейсы позволят дать объективную этикоправовую оценку содержащейся в них информации, а актуальность этой информации для рассматриваемой возрастной группы позволит формировать устойчивую мотивацию к изучению правовых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андреева Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SOCIAL MEDIA CONTENT FOR CASE STUDIES IN SOCIAL STUDIES AND LAW LESSONS

The article focuses on the educational potential of social media content in Social Studies and Law lessons. The author describes the stages of primary legal socialization and notes the negative impact of the content of social networks on this process. The author considers the general education school as an agent of legal socialization that can reduce the negative impact of social network content. The case method was chosen as a way to include social network content into the content of Social Studies and Law classes. Studying cases will allow teachers to provide students with an objective ethical and legal assessment of the information contained in social networks. Further, the relevance of this information for school students will create a stable motivation for studying legal disciplines.

Текст научной работы на тему «КОНТЕНТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК КЕЙСЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-206-92-102 EDN OGMMJZ

Е. Е. Андреева

КОНТЕНТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК КЕЙСЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА

Раскрывается проблема образовательного потенциала контента социальных сетей на уроках обществознания и права. Приведены особенности этапов первичной правовой социализации, отмечено негативное влияние на этот процесс контента социальных сетей. В качестве агента правовой социализации, способного снизить негативное воздействие такого контента, выбрана общеобразовательная организация. Способом включения в содержание обществознания и права контента социальных сетей выбран кейс-метод. Кейсы позволят дать объективную этико-правовую оценку содержащейся в них информации, а актуальность этой информации для рассматриваемой возрастной группы позволит формировать устойчивую мотивацию к изучению правовых дисциплин.

Ключевые слова: правовая социализация, правовое обучение, право, обществознание, кейс-метод, социальные сети

E. Andreeva

USING SOCIAL MEDIA CONTENT FOR CASE STUDIES IN SOCIAL STUDIES AND LAW LESSONS

The article focuses on the educational potential of social media content in Social Studies and Law lessons. The author describes the stages of primary legal socialization and notes the negative impact of the content of social networks on this process. The author considers the general education school as an agent of legal socialization that can reduce the negative impact of social network content. The case method was chosen as a way to include social network content into the content of Social Studies and Law classes. Studying cases will allow teachers to provide students with an objective ethical and legal assessment of the information contained in social networks. Further, the relevance of this information for school students will create a stable motivation for studying legal disciplines.

Keywords: legal socialization, legal education, law, social studies, case method, social networks

Введение

Под влиянием разнообразных факторов происходит постоянное изменение ценностей, целей, норм, образцов поведения, что является нормальным явлением в развитии любого общества. При этом молодежь, безусловно, является одной из наиболее восприимчивых и уязвимых к таким изменениям социальных групп. Являясь новым поколением, в чьих руках находится будущее нашего общества, молодежь и ее ценностные ориентации, образцы поведения вызывают озабоченность власти и общества в целом.

Дальнейшее развитие нашего общества и государства, его правовой системы во многом зависят не просто от адаптации молодежи к существующим условиям и происходящим изменениям, а от способности молодежи реагировать на эти изменения, своими действиями преобразовывая окружающую действительность, в том числе на основе развития права, справедливости, законности. Другими словами, особую значимость для развития общества имеет правовая социализация его членов, типизирующая значимый социальный опыт, образцы нормотипности и духовности.

Однако, в силу возрастных особенностей, такая возрастная группа, как подростки, является наиболее уязвимой во влиянии на них случайной правовой информации. Являясь активными пользователями сети Интернет, а в частности, социальных сетей, подростки как целенаправленно, так и стихийно сталкиваются с огромным потоком информации, которую они не всегда могут объективно оценить с точки зрения этических и правовых норм. За последние годы влияние контента социальных сетей на детей только усилилось. Результаты исследования коллектива авторов (Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. А. Азаров) показывают, что авторитетными источниками информации для 30,8% российской молодежи являются известные люди, а для 31,4% — интернет в целом; оценивания влияние противозаконного контента сети Интернет на самих себя, 20,3% респондентов высказали уверенность в том, что этот контент их не коснется, а 16,8% респондентов выразили непонимание значимости проблемы распространения в сети такого контента [7].

Вовлеченность детей в социальные сети и в дальнейшем будет только усиливаться — это связано с развитием цифровых технологий и компьютеризацией, появлением новых социальных сетей, все возрастающей популярностью блогеров и стримеров, находящихся в постоянной борьбе за внимание и влияние на аудиторию, других авторов и трансляторов контента в социальных сетях. Поэтому сегодня поиск способов минимизации негативного воздействия контента социальных сетей на правовую социализацию детей обладает как социальной актуальностью, так и научной.

Таким образом, проблема исследования заключается в следующем: может ли контент социальных сетей стать средством обучения и воспитания в процессе правовой социализации подростков? Для решения поставленной проблемы необходимо изучить образовательный потенциал контента социальных сетей в контексте его позитивного влияния

на процесс правовой социализации подростков. Исходя из значимости образовательной организации как агента правовой социализации, логичным будет обращение именно к процессу обучения праву в рамках дисциплин правоведческого характера. При этом замысел статьи состоит не в том, чтобы противопоставить контент социальных сетей и социализационно-правовую норму, а в обосновании идеи о том, что контент социальных сетей, используемый на уроках права и об-ществознания в качестве кейсов, может оказывать позитивное влияние на правовую социализацию.

Для достижения поставленной цели был проведен анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования, а также обобщение результатов исследований ученых. Идеи Т. Парсонса, автора структурно-функциональной теории социализации, легли в основу понимания нами сущности процесса социализации личности и правовой социализации в частности. В поиске современных подходов к понимаю сущности процесса правовой социализации, его этапов, институтов, механизмов мы обращались к трудам В. В. Глазырина, Ю. И. Гревцовой и В. М. Сырых [31], В. Н. Гу-ляихина [13], В. Н. Кудрявцева и В. П. Кази-мирчука [18], И. А. Протасовой [25], П. С. Са-мыгина, Ю. И. Исаковой и И. В. Печкурова [26]. Вопросы сущности и структуры правовой социализации личности, а также проблема определения этапов первичной правовой социализации личности были раскрыты и в нашем предыдущем исследовании [2], на результатах которого мы также основываем настоящее исследование.

В вопросе влияния на процесс социализации подростков и юношей социальных сетей мы обратились к трудам А. Г. Филипо-вой, А. Ю. Ардальяновой и Е. Е. Абросимовой [33], А. Ф. Бортник и В. В. Максимовой [6], Е. В. Щетининой и М. О. Двойненко [38], В. В. Солодникова и А. С. Зайцевой [29], А. А. Шаповаленко [37]. Аспект негативного влияния социальных сетей на подрастающее

поколение был проанализирован нами на основе трудов Д. И. Гигаури, В. А. Гуторова и А. А. Ширинянца [11], А. А. Гребенькова и Л. А. Гребеньковой [12], М. А. Даниловой [14], З. А. Жапуева [15], А. В. Пищелко [23], О. А. Чебуниной [34], Е. А. Шаповала [36] и др.

В большинстве исследований образовательный потенциал социальных сетей рассматривается с точки зрения технической организации процесса обучения в качестве средства коммуникации между педагогом и обучающимися. И крайне мало исследований посвящено использованию контента социальных сетей как содержательному компоненту процесса обучения. Так, возможности использования контента социальных сетей в образовательном процессе изучили коллектив авторов А. А. Керимов, О. Н. Томюк, М. А. Дьячкова, А. Ю. Дудчик [17] в контексте правового образовательного контента в блогосфере; Н. В. Арчахова и М. П. Слободчикова [4], Ю. В. Плеханова [24], в контексте развития коммуникативной компетенции обучающихся при обучении иностранному языку. Активное изучение возможностей контента социальных сетей освещается в трудах, посвященных профессиональной подготовке специалистов в области SMM и PR, что обусловлено профессиональной ориентированностью на контент как продукт деятельности. Исследований, касающихся применения контента социальных сетей на уроках обществознания и права, на сегодняшний день нами не обнаружено.

Обобщение значимых для целей настоящего исследования положений трудов вышеперечисленных авторов позволило предположить, что этико-правовой анализ контента социальных сетей будет способствовать позитивному влиянию на правовую социализацию обучающихся. Методом обучения, позволяющим провести такой анализ на уроках обществознания и права, был избран кейс-метод. Эффективность этого метода доказана в трудах О. В. Борисовой [5], И. М. Буслаевой [8], Д. А. Махотина [20],

С. Н. Назаровой [21], Ю. С. Чуловой [1], в том числе кейс-метод как эффективный метод обучению правоведческим дисциплинам был изучен С. Н. Алямкиным [1], Б. А. Антоновым [3], О. И. Вагановой и А. А. Жидковым [9], О. А. Лукаш [19], К. А. Синкиным [27], Н. Е. Сосипатровой [30] и др.

Ход и результаты исследования

Американский социолог Т. Парсонс в своей структурно-функциональной теории определил социализацию как процесс усвоения индивидом норм и ценностей культуры посредством разнообразных институтов общества. Он выделил два важных аспекта социализации личности: интеграцию личности в общество посредством социальных институтов и самореализацию личности посредством усвоения социальных ролей. Ученый также стоял у истоков изучения процесса правовой социализации личности, он отмечал, что право, выполняя функцию социализации, склоняет индивидов, социальные группы и общество в целом к определенным формам поведения и к взаимодействию друг с другом [22].

Сегодня под правовой социализацией понимается «процесс усвоения индивидом правовых норм, ценности права и превращение их в нормы (модели) своего правового поведения» [2]. Выделяют 3 этапа первичной правовой социализации личности, которые можно представить следующим образом:

1) от 0 до 6 лет — начальная правовая социализация;

2) от 6 до 14 лет — подростковая правовая социализация;

3) от 14 до 18 лет — юношеская правовая социализация.

В дальнейшем мы будем придерживаться обозначенных возрастных границ и особое внимание уделим подростковой и юношеской правовой социализации. Выбор данных возрастных групп связан с тем, что в отличие от начальной правовой социализации, которая протекает неосознанно (личность адаптируется к нормам права, не понимая их

сущности и значения), подростковая и юношеская правовая социализация знаменуются целенаправленным подходом к этому процессу. Однако, в силу возрастных особенностей, представители данных возрастных групп в большей степени подвержены влиянию случайной правовой информации, они не всегда могут объективно оценить правовые явления. С. Т. Сулейманов и А. В. Кучинская замечают, что «несовершеннолетним не хватает жизненного опыта, сформированной нравственной позиции и принципиальности. Подростки склонны к некритическому подражанию, отождествляют себя с увиденным, копируют поступки и действия своих кумиров» [32, с. 94]. Поэтому именно на данном этапе большое значение имеет интенсивное влияние институтов правовой социализации личности.

В отличие от традиционных институтов социализации, содержательная направленность которых, как правило, соответствует целям и ценностям, принятым в современном обществе и подконтрольна непосредственно обществу; направленность и характер влияния на личность контента социальных сетей могут быть неоднозначными по содержанию и последствиям. А. А. Шаповаленко выявил, что социальные сети являются значимым инструментом социализации. По результатам его исследования, 78% пользователей юношеского возраста проводят в интернете от 2 до 6 часов ежедневно, а виртуальное пространство выполняет множество функций, среди которых можно выделить информационную и развлекательную, пространство для общения и самовыражения, пространство для профессиональной и коммерческой деятельности [37]. Результаты множества эмпирических исследований показывают высокую значимость и доверие детей информации, распространяющейся посредством социальных сетей [6; 16; 29; 33; 38].

За последние несколько лет мы можем наблюдать только усиление влияния контента социальных сетей на детей. Причем содержание этого контента способно приводить

к негативным и даже трагическим последствиям от совершения детьми вслед за своими кумирами аморальных поступков и до проявлений противоправного поведения или суицида. Соответственно возрастают риски отклоняющейся правовой социализации, заключающейся в усвоении, реализации и убежденности в правомерности и этичности тех норм поведения, ценностей и установок, которые противоречат общепринятым, отклоняются от понимания нормальности.

Зачастую вовлечение детей в социальных сетях в сообщества, содержащие противоправный и негативный контент, осуществляется целенаправленно. «Основной контент, размещаемый в таких сообществах, имеет псевдоюмористический характер и пробуждает интерес к антисоциальному поведению, способствует возникновению беспечного отношения к его возможным последствиям, служит своего рода оправданием для девиантного поведения, подтверждением его допустимости и правильности» [12, с. 27]. «Ввиду отсутствия непосредственного контакта в процессе обмена контентом исчезает регулирующая социальная роль взаимодействия, человек освобождается от необходимости соблюдать социальные нормы и правила взаимодействия» [23, с. 16].

С другой стороны, детская аудитория самостоятельно и целенаправленно выбирает «кумиров» в социальных сетях. Обычно такими «кумирами» становятся личности, имеющие ярко выраженное мнение или дающие оценку, абсолютно противоречащие традиционным установкам или официальной информации. Чаще это блогеры и стримеры — именно они, по мнению Д. И. Гигаури, В. А. Гуторова и А. А. Ширинянца, играют роль лидеров общественного мнения молодежи [11].

О. А. Чебунина в своем диссертационном исследовании справедливо отметила, что современное общество «оказалось неспособным к своевременному и адекватному реагированию на такие вызовы» [34, с. 4]. Именно поэтому возрастает необходимость поиска механизмов контроля воздействия

контента социальных сетей на социализацию детей.

Современная общеобразовательная организация, как один из институтов правовой социализации личности, нацелена на выполнение социального заказа общества и реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, что воплощается в учебной и внеучебной деятельности по праву. Реализация правового обучения и воспитания происходит через интегрированный учебный предмет «Обществознание», а также самостоятельный предмет «Право». В рамках данных дисциплин образовательная организация целенаправленно осуществляет влияние на правовую социализацию личности, а значит, может быть способна реализо-вывать механизмы контроля воздействия контента социальных сетей на правовую социализацию. Одним из путей реализации этого механизма видится включение контента социальных сетей в содержательное наполнение уроков обществознания и права в качестве реальных ситуаций, требующих объективной оценки с точки зрения правовых и этических норм, существующих в российском обществе.

Чтобы сделать процесс обучения действительно интересным и результативным, целесообразно задействовать в обучении именно те ресурсы, которые представляют интерес для современных обучающихся. Образовательный потенциал контента социальных сетей — достаточно новое направление в научных исследованиях, но уже имеющее некоторую доказательную базу своей значимости и эффективности. Так, проведены исследования, показывающие возрастающий интерес молодежи к правовому образовательному контенту в блогосфере [17], возможностях социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции [4; 24] и др.

В процессе правового обучения и воспитания важно формировать не только когнитивный компонент правовой социализации, отвечающий за совокупность правовых

знаний, но и аксиологический и деятельност-ный компоненты. Безусловно, правовая активность личности основывается на масштабной теоретической базе, заключающей в себе понимание правовых норм, необходимости их соблюдения, но следует обратить внимание, что правовая социализация осуществляется непосредственно в практической деятельности человека [28, с. 29]. Одним из методов обучения, позволяющим непосредственно включить учеников в деятельность, является кейс-метод.

О. И. Ваганова и А. А. Жидков называют кейс-метод комплексным методом, включающим и другие активные методы обучения: «метод моделирования, метод проблемного обучения, метод дискуссии, мозгового штурма, системного анализа ситуаций, метод игрового обучения и мысленного эксперимента» [9, с. 48]. В основе данного метода обучения лежат реальные ситуации, происходящие или потенциально возможные в реальных жизненных условиях. Так, Д. А. Махотин выделяет такие характерные особенности кейсов, отличные от задач, как наличие модели актуальной ситуации в конкретный период времени, связь с жизнью, реальность ситуации, необходимость выявления и формулирования проблемы, коллективная выработка решений, разнообразие решений, наличие управляемого эмоционального напряжения [20, с. 95]. «Преимущество реальных ситуаций перед вымышленными состоит главным образом в накоплении опыта, ведь решая реальные ситуации, обучающиеся отрабатывают реальные алгоритмы по их разрешению и в реальной жизни» [9, с. 49].

О. И. Ваганова и А. А. Жидков также отмечают, что «в структуре кейс-метода присутствуют и провокационные составляющие, которые призваны мотивировать деятельность учащихся, вызывать дискуссии и споры по содержанию кейса. Это тренирует у учащихся выработку и отстаивание своей позиции, аргументирование, формирование коммуникативных навыков и умений, поиск

ответа на задачи путем нестандартного и творческого мышления» [9, с. 48]. Для учащихся названный метод может быть использован для приобретения навыков правильной квалификации правоотношений, анализа юридически значимых аспектов общественных отношений, их правовой оценки, толкования и применения юридических норм, составления юридических документов [30, с. 196]. Еще одно значимое достоинство кейс-метода выделила Е. М. Восканова — развитие системы ценностей и жизненных установок [10].

Обращаясь к контенту социальных сетей как кейсам, следует обозначить как перечень тех социальных сетей, контент которых возможно использовать, так и возможную тематику самого контента. Наиболее популярными социальными сетями среди детей и молодежи в России являются: Telegram, YouTube, «ВКонтакте». Каждая из этих социальных сетей богата разнообразным контентом, который может быть представлен в форме постов (тексты), изображений (фотографии, картинки, мемы), видео (блог-пост, прямой эфир), аудио (подкасты, интервью) и др. Как показывает российский и зарубежный опыт, правовое регулирование действий в социальных сетях до сих пор является проблемой, не имеющей однозначного решения. Именно неоднозначность правовой и этической оценки этих действий дает возможность рассматривать контент социальных сетей в качестве актуальных для молодежи кейсов. Выделим тематику контента, наиболее актуальную для изучения на уроках обществознания и права, и содержащуюся в любой из вышеуказанных форм:

• совершение или имитация совершения правонарушений;

• пропаганда или призыв к совершению правонарушений;

• негативная оценка, оскорбление или глумление над традиционными духовно-нравственными ценностями, культурой, исторической памятью, событиями, имеющими особую значимость для общества;

• совершение, пропаганда или призыв к совершению аморальных действий и ведению аморального образа жизни;

• пропаганда или призыв к действиям, опасным для жизни и здоровья человека;

• распространение заведомо недостоверной или фейковой информации;

• нарушение авторских прав.

Такой контент пользуется большой популярностью среди детей и молодежи, а также вызывает большой общественный резонанс. Именно поэтому контент социальных сетей наиболее эффективно будет изучать с помощью кейс-метода. Этот контент исходит из реальных ситуаций, абсолютно связанных с жизнью детей и молодежи; контент является проблемной ситуацией, поскольку зачастую невозможно дать ему однозначную этико-правовую оценку, что предполагает разнообразие решений и возможность дискуссий. Кроме того, работа обучающихся в группах позволит максимально многогранно изучить предлагаемую ситуацию и выработать больше вариантов решений. Педагог может предложить в качестве дополнительного источника информации для работы с кейсами материалы, включающие экспертную оценку ситуаций. Поскольку зачастую контент социальных сетей, вызвавших большой общественный резонанс, изучается экспертами, представителями разных сфер деятельности и профессий. Их текстовые комментарии или видеоинтервью также можно найти в открытых интернет источниках.

Достаточно значимым в процессе использования контента социальных сетей как кейсов является понимание возможности возникновения различных рисков. Следует выделить возможные риски и раскрыть способы их минимизации.

Риск наличия в контенте скрытой рекламы или запрещенных символов

Скрытая реклама или запрещенные символы должны быть выявлены педагогом на этапе подготовки контента к демонстрации.

В зависимости от дидактических целей возможно применение средств фото-, видеомонтажа для исключения скрытой рекламы или запрещенных символов из демонстрируемого контента, либо, напротив, возможно рассмотрение скрытой рекламы или запрещенных символов как элемента кейса, требующего этико-правового анализа и оценки. Отсюда следует, что учитель демонстрирует контент только с собственного носителя информации и посредством мультимедийного оборудования в учебном классе.

Пропаганда интернет-серфинга

Привлечение педагогом внимания учащихся к контенту социальных сетей может спровоцировать явление интернет-серфинга, заключающегося в продолжительном, часто бесцельном, просмотре множества интернет-страниц. Однако предварительные занятия, посвященные медиабезопасности, позволят минимизировать данный риск. Важно подготовить учащихся к осознанному, безопасному нахождению и общению в интернет-пространстве. Тема медиабезо-пасности, безусловно, является актуальной для всех пользователей сети Интернет, причем эта тема должна изучаться не только на уроках обществознания и права, но и на уроках ОБЖ, а также во внеурочной деятельности.

Негативный цифровой след

Данный риск тесно связан с риском интернет-серфинга и включает в себя все следы активности в интернет-пространстве, включая оставленные лайки, комментарии к новостным статьям, постам в социальных сетях, сведения об онлайн-покупках и т. д. В рамках предварительного изучения темы медиабезопасности важно уделить внимание тому, что полностью стереть цифровой след невозможно, и если позитивный след не несет в будущем практически никакой опасности, то негативные комментарии, публикации или лайки негативного контента в будущем могут повлиять на репутацию человека или

привести к привлечению к разным видам ответственности, в том числе уголовной.

Таким образом, способами минимизации рисков являются, во-первых, предварительное изучение темы медиабезопасности, в том числе с использованием междисциплинарных связей и внеурочной деятельности. Во-вторых, строгий отбор, анализ, оценка и возможная коррекция контента, демонстрируемого учащимся. В-третьих, при отборе контента должны соблюдаться требования Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Заключение

Контент социальных сетей и его часто негативное влияние сопровождает детей и молодежь постоянно, а уровень доверия к этому контенту достаточно высок. Исключить такой контент или абсолютно оградить от него подростков практически невозможно. Поэтому безопасный, осознанный просмотр контента, готовность и способность дать объективную этико-правовую оценку этому контенту будет играть позитивную роль в процессе правовой социализации личности. И образовательная организация как один из самых активных агентов правовой социализации личности, характеризующийся целенаправленностью своей деятельности, действительно способна организовать процесс правового обучения и воспитания детей и молодежи так, чтобы снижать уровень негативного воздействия контента социальных сетей на детей и молодежь. Использование контента социальных сетей как кейсов на уроках обществознания и права позволяет с одной стороны, вызывать интерес и формировать устойчивую мотивацию у обучающихся к изучению права, а с другой стороны — формировать ценностное отношение к праву и опыт правовой деятельности. Поскольку главная ценность кейс-метода заключается именно в том, что он является практико-ориентированным методом обучения, позволяющим применять полученные

правовые знания и опыт деятельности в повседневной жизни.

Результаты проведенного исследования позволяют заложить основу и наметить пути

для дальнейшего изучения поставленной проблемы. В частности, проверки опытным путем представленных теоретических выводов и заключений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алямкин С. Н. Применение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин // Мир науки и образования. 2017. № 1 (9). Статья 13.

2. Андреева Е. Е. Правовая социализация личности: сущность, понятие, этапы // Педагогическое образование в России. 2018. № 10. С. 25-29. https://doi.org/10.26170/po18-10-04

3. Антонов Б. А. Об использовании кейс-технологий в практике профессионального обучения юристов // Образование и право. 2018. № 5. С. 283-287.

4. АрчаховаН. В., СлободчиковаМ. П. Использование видео-хостинга YouTube как средство развития коммуникативных навыков студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 303-305. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-10130

5. Борисова О. В. Технология кейс-метода на современном уроке // Проблемы педагогики. 2016. № 1 (12). С. 48-50.

6. Бортник А. Ф., Максимова В. В. Социальные сети и молодежь // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 39-42.

7. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Азаров А. А. Специфика критического мышления Российской молодежи в условиях цифровизации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 1 (37). С. 14-23. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-1-14-23

8. Буслаева И. М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 21 (51). С. 170-175.

9. Ваганова О. И., Жидков А. А. Кейс-метод в преподавании правовых дисциплин // Хуманитарни Балкански изследвания. 2020. № 3 (9). С. 47-50. https://doi.org/10.34671/SCH.HBR.2020.0403.0011

10. Восканова Е. М. Кейс-метод на уроках истории и обществознания как способ реализации деятельностного подхода в обучении школьников // Вестник науки и образования. 2019. № 19-1 (73). С. 83-87.

11. Гигаури Д. И., Гуторов В. А., Ширинянц А. А. YouTube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3 (60). С. 51-58.

12. Гребеньков А. А., Гребенькова Л. А. Пропаганда социально-негативного поведения среди несовершеннолетних как общественно опасное явление // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 3. С. 24-28.

13. Гуляихин В. Н. Генезис теории правовой социализации // Журнал российского права. 2013. № 5 (197). С. 48-56.

14. Данилова М. А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2009. 139 с.

15. Жапуев З. А., Чебунина О. А. Рискогенные факторы социализации молодежи в социальных Интернет-сетях // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. № 6 (71). С. 110-121.

16. Каспаров А. Р., Стойко О. А. Воздействие неформальных интернет-коммуникаций на правосознание молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 8. С. 24-27.

17. Керимов А. А., Томюк О. Н., ДьячковаМ. А., Дудчик А. Ю. Образовательный потенциал блогосферы как фактор формирования правовой культуры человека // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 459-474. https://doi.org/10.32744/pse.2020.3.33

18. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права: учебник для юридических факультетов и институтов. М.: Юристъ, 1995. 303 с.

19. Лукаш О. А. Использование кейс-метода в процессе формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 483-488.

20. Махотин Д. А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ. 2014. № 1 (10). С. 94-98.

21. Назарова С. Н. Применение метода кейса в обучении // Проблемы современной науки и образования.

2016. № 37 (79). С. 106-108.

22. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002. 832 с.

23. Пищелко А. В. Социальная депривация и суицидальное поведение молодежи в современной России // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2 (39). С. 15-17.

24. Плеханова Ю. В. Использование социальных медиа для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. Статья 34PDMN220. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN220.pdf (дата обращения 19.11.2021).

25. Протасова И. А. Личность и общество: теории социализации в отечественной и зарубежной науке: учебное пособие: в 3 ч. Ч. 1-2. Екатеринбург: [б. и.], 2007. 265 с.

26. Самыгин П. С., Исакова Ю. И., Печкуров И. В. Правовая социализация современной российской молодежи. М.: Русайнс, 2016. 172 с.

27. Синкин К. А. Кейс-метод преподавания права // Теория и практика социогуманитарных наук. 2021. № 2 (14). С. 33-37.

28. Славова Н. А. Правовое воспитание как основной элемент механизма правовой социализации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 3 (99). С. 24-30. https://doi.org/10.51965/2076-7919 2021 1 3 24

29. Солодников В. В., Зайцева А. С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 1 (33). С. 23-40. https://doi.Org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870

30. СосипатроваН. Е. Case-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 3 (4). С. 196-199.

31. Социология права: учебное пособие / под ред. В. М. Сырых. М.: Юстицинформ, 2004. 446 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Сулейманов С. Т., Кучинская А. В. Информационная безопасность подростков в Интернете как фактор предупреждения преступности несовершеннолетних // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. № 1 (25). С. 94-96.

33. Филипова А. Г., Ардальянова А. Ю., Абросимова Е. Е. Видеоблогинг и современные подростки: опасности интернет-пространства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 8. С. 9-13. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.8.1

34. Чебунина О. А. Социальные Интернет-сети в процессе социализации современной российской молодежи: специфика влияния и социализационные риски: дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2019. 174 с.

35. Чулова Ю. С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 51. С. 124-128.

36. Шаповал Е. А. Влияние Интернет-сетей на виртуальную социализацию молодежи и формирование ценностных ориентиров современной молодежи в РФ // Социодинамика. 2019. № 12. С. 170-177. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.12.31203

37. Шаповаленко А. А. Активность пользователя социальной сети (на примере vk.com) и особенности личностного самоопределения в юности // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 133-138.

38. Щетинина Е. В., Двойненко М. О. Актуальные каналы неформальной киберсоциализации обучающейся молодежи // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С.165-169.

REFERENCES

1. Alyamkin S. N. Primenenie kejs-metoda v prepodavanii pravovykh distsiplin // Mir nauki i obrazovaniya.

2017. № 1 (9). Stat'ya 13.

2. Andreeva E. E. Pravovaya sotsializatsiya lichnosti: sushchnost', ponyatie, etapy // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. 2018. № 10. S. 25-29. https://doi.org/10.26170/po18-10-04

3. AntonovB. A. Ob ispol'zovanii kejs-tekhnologij v praktike professional'nogo obucheniya yuristov // Obra-zovanie i pravo. 2018. № 5. S. 283-287.

4. Archakhova N. V., Slobodchikova M. P. Ispol'zovanie video-khostinga YouTube kak sredstvo razvitiya kommunikativnykh navykov studentov neyazykovykh vuzov pri obuchenii inostrannomu yazyku // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 6 (79). S. 303-305. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-10130

5. Borisova O. V Tekhnologiya kejs-metoda na sovremennom uroke // Problemy pedagogiki. 2016. N° 1 (12). S. 48-50.

6. BortnikA. F., Maksimova V. V Sotsial'nye seti i molodezh' // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 68-3. S. 39-42.

7. Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Yu., Pyrma R. V., Azarov A. A. Spetsifika kriticheskogo myshleniya Rossijskoj molodezhi v usloviyakh tsifrovizatsii // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2019. T. 9. № 1 (37). S. 14-23. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-1-14-23

8. BuslaevaI. M. Praktiko-orientirovannyj podkhod v obuchenii predprinimatel'stvu // Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2007. № 21 (51). S. 170-175.

9. Vaganova O. I., ZhidkovA. A. Kejs-metod v prepodavanii pravovykh distsiplin // Khumanitarni Balkanski izsledvaniya. 2020. № 3 (9). S. 47-50. https://doi.org/10.34671/SCH.HBR.2020.0403.0011

10. Voskanova E. M. Kejs-metod na urokakh istorii i obshchestvoznaniya kak sposob realizatsii deyatel'nos-tnogo podkhoda v obuchenii shkol'nikov // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019. № 19-1 (73). S. 83-87.

11. Gigauri D. I., Gutorov V A., Shirinyants A. A. YouTube-blogery kak lidery obshchestvennogo mneniya molodezhi: novye tekhnologii formirovaniya identichnosti v virtual'nom prostranstve // Kaspijskij region: poli-tika, ekonomika, kul'tura. 2019. № 3 (60). S. 51-58.

12. Greben'kov A. A., Greben'kova L. A. Propaganda sotsial'no-negativnogo povedeniya sredi nesovershen-noletnikh kak obshchestvenno opasnoe yavlenie // Problemy pravookhranitel'noj deyatel'nosti. 2019. № 3. S. 24-28.

13. Gulyaikhin V N. Genezis teorii pravovoj sotsializatsii // Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 5 (197). S. 48-56.

14. DanilovaM. A. Internet-sotsializatsiya studencheskoj molodezhi: spetsifika motivatsii setevogo povedeniya: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Saratov, 2009. 139 s.

15. Zhapuev Z. A., Chebunina O. A. Riskogennye faktory sotsializatsii molodezhi v sotsial'nykh Internet-setyakh // POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. 2018. № 6 (71). S. 110-121.

16. Kasparov A. R., Stojko O. A. Vozdejstvie neformal'nykh internet-kommunikatsij na pravosoznanie molodezhi // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2020. № 8. S. 24-27.

17. Kerimov A. A., Tomyuk O. N, D'yachkovaM. A., Dudchik A. Yu. Obrazovatel'nyj potentsial blogosfery kak faktor formirovaniya pravovoj kul'tury cheloveka // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020. № 3 (45). S. 459-474. https://doi.org/10.32744/pse.2020.3.33

18. Kudryavtsev V N., Kazimirchuk V P. Sovremennaya sotsiologiya prava: uchebnik dlya yuridicheskikh fakul'tetov i institutov. M.: Yurist', 1995. 303 s.

19. Lukash O. A. Ispol'zovanie kejs-metoda v protsesse formirovaniya pravovoj kompetentnosti studentov kolledzha kul'tury // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2011. № 1. S. 483-488.

20. Makhotin D. A. Metod analiza konkretnykh situatsij (kejsov) kak pedagogicheskaya tekhnologiya // Vestnik RMAT. 2014. № 1 (10). S. 94-98.

21. Nazarova S. N. Primenenie metoda kejsa v obuchenii // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016. № 37 (79). S. 106-108.

22. Parsons T. O sotsial'nykh sistemakh. M.: Akademicheskij Proekt, 2002. 832 s.

23. Pishchelko A. V Sotsial'naya deprivatsiya i suitsidal'noe povedenie molodezhi v sovremennoj Rossii // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. 2017. № 2 (39). S. 15-17.

24. Plekhanova Yu. V. Ispol'zovanie sotsial'nykh media dlya razvitiya inoyazychnoj kommunikativnoj kom-petentsii obuchayushchikhsya // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2020. T. 8. № 2. Stat'ya 34PDMN220. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN220.pdf (data obrashcheniya 19.11.2021).

25. ProtasovaI. A. Lichnost' i obshchestvo: teorii sotsializatsii v otechestvennoj i zarubezhnoj nauke: ucheb-noe posobie: v 3 ch. Ch. 1-2. Ekaterinburg: [b. i.], 2007. 265 s.

26. Samygin P. S., Isakova Yu. I., PechkurovI. V Pravovaya sotsializatsiya sovremennoj rossijskoj molodezhi. M.: Rusajns, 2016. 172 s.

27. Sinkin K. A. Kejs-metod prepodavaniya prava // Teoriya i praktika sotsiogumanitarnykh nauk. 2021. № 2 (14). S. 33-37.

28. Slavova N. A. Pravovoe vospitanie kak osnovnoj element mekhanizma pravovoj sotsializatsii // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva. 2021. T. 1. № 3 (99). S. 24-30. https://doi.org/10.51965/2076-7919 2021 1 3 24

29. Solodnikov V. V, Zajtseva A. S. Ispol'zovanie sotsial'nykh setej i sotsializatsiya rossijskikh podrostkov // Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika. 2021. T. 9. № 1 (33). S. 23-40. https://doi.org/10.19181/ snsp.2021.9.1.7870

30. Sosipatrova N. E. Case-metod kak sposob interaktivnogo obucheniya grazhdanskomu pravu // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2014. № 3 (4). S. 196-199.

31. Sotsiologiya prava: uchebnoe posobie / pod red. V. M. Syrykh. M.: Yustitsinform, 2004. 446 s.

32. Sulejmanov S. T., Kuchinskaya A. V. Informatsionnaya bezopasnost' podrostkov v Internete kak faktor preduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnikh // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Ros-sii. 2020. № 1 (25). S. 94-96.

33. FilipovaA. G., Ardal'yanova A. Yu., AbrosimovaE. E. Videobloging i sovremennye podrostki: opasnosti internet-prostranstva // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2017. № 8. S. 9-13. https://doi.org/10.24158/ tipor.2017.8.1

34. Chebunina O. A. Sotsial'nye Internet-seti v protsesse sotsializatsii sovremennoj rossijskoj molodezhi: spetsifika vliyaniya i sotsializatsionnye riski: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Rostov-na-Donu, 2019. 174 s.

35. Chulova Yu. S. Kejs-metod kak raznovidnost' interaktivnogo metoda obucheniya // Psikhologiya i peda-gogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2016. № 51. S. 124-128.

36. Shapoval E. A. Vliyanie Internet-setej na virtual'nuyu sotsializatsiyu molodezhi i formirovanie tsennostnykh orientirov sovremennoj molodezhi v RF // Sotsiodinamika. 2019. № 12. S. 170-177. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.12.31203

37. Shapovalenko A. A. Aktivnost' pol'zovatelya sotsial'noj seti (na primere vk.com) i osobennosti lichnost-nogo samoopredeleniya v yunosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 4. S. 133-138.

38. ShchetininaE. V., DvojnenkoM. O. Aktual'nye kanaly neformal'noj kibersotsializatsii obuchayushchejsya molodezhi // Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2021. № 3 (31). S. 165-169.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

АНДРЕЕВА Екатерина Евгеньевна — Ekaterina E. Andreeva. Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия. Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia. E-mail: bulgackova@yandex.ru

Старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической компаративистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.