ЗДК 81-139 Е.П. Чернобровкина
Контент-анализ в лингвистических исследованиях
В статье представлен опыт применения контент-анализа - количественно-качественного анализа лингвистической информации о характеристиках текста и его семантических особенностях - в филологических работах студентов языкового факультета. С целью совершенствования процедуры выполнения контент-анализа даны конкретные рекомендации по его проведению, достижению репрезентативности и объективности проводимых исследовании.
Ключевые слова: контент-анализ, категория, единица анализа, триангуляция, репрезентативность, качественное исследование.
E.P. Chernobrovkina
Content-Analysis in Linguistic Research
The article is devoted to the use of content analysis in linguistic research works. In the paper content analysis is viewed as a quantitative-qualitative method of analyzing language information in texts. To improve students ’ skills in applying a content analysis method to language research the article contains recommendations on conducting the analysis and providing for validity and reliability of the research undertaken.
Keywords: content-analysis, category, unit of analysis, triangulation, reliability, qualitative research.
Контент-анализ (анализ содержания) является одним из методов изучения текстов с лингвистической точки зрения. Все чаще студенты языковых факультетов обращаются к этой методике проведения исследования при выполнении курсовых и дипломных проектов. Иначе говоря, контент-анализ выступает одним из основных методов междисциплинарных исследований, проводимых на стыке лингвистики с социологией, культурологией, историей и т.п. С увеличением таких работ среди курсовых и дипломных проектов, на наш взгляд, возникла необходимость изучения контент-анализа как метода. Так, во избежание ошибок при его применении и для достижения объективности проводимых исследований в данной статье мы попытались рассмотреть контент-анализ как метод изучения лингвистической информации текста и его семантических характеристик, а также выявить неточности, которые наиболее часто встречаются в работах студентов, применяющих указанную методику в лингвистических исследованиях.
Анализ содержания, или контент-анализ, представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с последующей ее статистической обработкой. Как правило, контент-анализ применяется для изучения большого количества текстов, источниками которых выступают печатные издания, Интернет-ресурсы и прочие виды средств массовой информации. Его идея очень проста и повторяет ту, что лежит в основе
любого другого количественного метода в социологии, будь то анкетирование или наблюдение: нужно сосчитать наиболее часто повторяющиеся слова или темы, например, в газетном материале, и определить общую тенденцию. Особенность заключается именно в применении статистических процедур для анализа однотипных текстов. Таким образом, традиционный контент-анализ (англ. content analysis - анализ содержания) можно определить как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей [4, с. 209].
Исследователи обращаются к контент-анализу с разными целями: 1) выйти с помощью анализа текстов на коммуникатора (или в ряде случаев на издателя, стоящего за коммуникатором), его характеристики, представления о своих функциях или 2) на аудиторию (в ряде случаев на более широкую социальную реальность), стереотипы сознания масс, предпочтительные модели поведения, или 3) на знания о политических личностях, характеристики общества и т.п. Перечисление этих целей практически совпадает с обозначением в качестве предмета внимания исследователя основных структурных компонентов коммуникативной ситуации: с помощью анализа того, «что говорится», выяснить, «кто говорит» и кому «говорит» [7]. В последние десятилетия контент-анализ становится обязательной методикой анализа политических текстов, поскольку позволяет выяснить, какие слова отражают фрагменты
мира, важные с точки зрения говорящего, какие ценностные предпочтения транслирует политик аудитории [1].
Контент-анализ прессы требует сравнительно больших затрат времени и средств, поэтому с целью экономии может использоваться метод экспресс-анализа, который часто применяют студенты языкового факультета в рамках курсовых и дипломных проектов по филологии и переводу. В его основе лежит количественный подсчет содержательных элементов текста (факт, конфликт, аргумент, тема, обобщение), а также учет качественных характеристик публикаций (соответствие цели, информативность, актуальность, доказательность, конструктивность). Как и при контент-анализе, эти характеристики текста кодируются - обозначаются определенной цифрой, и затем при чтении текста исследователь их фиксирует.
Традиционно контент-анализ состоит из следующих этапов: 1) формирование совокупности текстов, которые, как правило, объединяются по типу сообщения, автору сообщения, времени сообщения; 2) определение единицы аналитического исследования; 3) подсчет единицы анализа (частоты, наличия/отсутствия каких-либо тем, связи между темами); 4) обобщение и интерпретация результатов статистического анализа.
Среди единиц контент-анализа можно выделить следующие типы: 1) физические единицы; 2) структурно-семиотические (лексические или грамматические показатели); 3) понятийнотематические; 4) референциальные (обозначения реальных личностей, событий, городов, стран, организаций и т.п.) и квазирефренциальные (обозначения политических сил - ЛДПР, коммунисты, либералы и т.п.); 5) пропорциональные (пропорция - это описание конкретных положений дел (ситуаций) безотносительно к их модальности, изучение динамики оценочных суждений, высказываемых в адрес тех или иных лиц, событий, институтов); 6) макроструктурные единицы, т.е. сложные понятийные конструкции, образующие «верхние этажи» человеческих представлений о мире - идеологемы, мифологемы, носящие характер сценариев и описывающие стереотипные модели развития, с которыми сопряжены ожидания будущего, соображения о прошлом, часто эти конструкции имеют литературные или фольклорные стереотипы, что отражается в их названиях; 7) единицы, представляющие результаты концептуальных операций (метафоры, примеры аналогии); 8) поэтические единицы (средства художе-
ственной выразительности) [3].
Специфика контент-анализа по сравнению с другими методами исследования содержания документов заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц изучаемого текста. Полученные таким образом количественные характеристики текста дают возможность сделать вывод о качественном, в том числе латентном, неявном, содержании документа. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов [2].
Количественными единицами контент-
анализа являются единицы контекста и единицы счета. Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминаний соответствующих категорий и подкатегорий (субкатегорий). Единицами контекста могут стать предложение, статья, ответ на вопрос анкеты, интервью и т.д. Единицы счета (измерения, регистрации) необходимы для осуществления статистических процедур. Они могут совпадать и не совпадать с качественными единицами анализа или их показателями [2].
Контент-анализ использует чисто лингвистическую информацию о характеристиках текста и пытается выявить его семантические особенности. Сущность контент-анализа с лингвистической точки зрения - по внешним (количественным) характеристикам текста на уровне слов и словосочетаний сделать правдоподобные предположения о его плане содержания и, как следствие, сделать выводы об особенностях мышления и сознания автора текста - его намерениях, установках, желаниях, ценностных ориентациях [3].
Представляется важным отметить, что анализ содержания проводится не интуитивно, а с помощью методик, обеспечивающих получение достоверного и объективного результата. В этом случае объективность контент-анализа определяется тем, что каждый шаг может быть произведен только на основе ясно сформулированных правил и процедур. Поэтому в качестве верификации (проверки) необходимо повторение того же результата другим исследователем на том же материале. В гумани-тарных науках достаточно сложно прийти к единому мнению: мы можем опросить 50 экспертов, и все они дадут нам различные результаты. Среди всех методов исследования контент-анализ является одним из самых точных.
В рамках дисциплины специализации студентами 4 курса факультета иностранных языков Бурятского государственного университета были проведены пилотажные исследовательские проекты по применению контент-анализа в лингвистических работах. В частности, разрабатывались такие темы, как (1) исследование факторов, влияющих на «мужскую полигамность», (2) особенности взаимоотношений современных подростков и их родителей, (3) интерпретация смысла жизни представителями молодежной субкультуры посредством анализа песен групп Storm и Noiz, (4) изучение факторов, влияющих на отношение мужчин и женщин к любви, через анализ статусов в социальной сети «Вконтакте», (5) анализ «хороших» и «плохих» новостей на англоязычных новостных порталах и др.
Определяя контент-анализ как качественноколичественный анализ документов, когда количественные характеристики текста дают возможность сделать вывод о качественном, в том числе латентном, неявном, содержании документа, необходимо отметить, что сложность его заключается в нахождении таких процедур, при помощи которых можно было бы обнаружить в тексте соответствующие индикаторы исследуемых явлений и характеристик, замерить их и затем адекватно интерпретировать [7]. Именно эта особенность метода анализа содержания и составила основную трудность для студентов при проведении исследований. Для решения данной проблемы в контент-анализе применяются процедуры, суть которых заключается в том, чтобы, исходя из конкретного текста документов и задач исследования, сделать следующее: а) сформулировать ключевые, концептуальные понятия исследования, которые принято называть категориями* контент-анализа; б) надежно и систематически зафиксировать частоту (и объем) упоминаний этих категорий в отдельных элементах текста и во всей совокупности текстов.
В качестве примера изучения текста с помощью контент-анализа приведем элемент исследования новостных сообщений, выполнененного студентами 4 курса факультета иностранных языков, Дамбаевой К. и Батуевой Ч., в рамках дисциплины специализации. Цель исследования -выявление и сопоставление «хороших» (оптимистичных) и «плохих» (пессимистичных) новостей на портале ВВС. В теоретической части работы новостная статья была определена как «сообщение корреспондентов о событиях в стране и за
рубежом, размещенное на полосах «news» в определенной тематической последовательности, при этом протяженность такого сообщения - от 200 до 500 слов» [5]. Другие ключевые теоретические понятия работы - оптимизм и пессимизм - трактуются следующим образом: «жизнерадостность, видение положительных сторон, вера в будущее, вера в то, что все сложится хорошо, вера в непрерывный процесс, в то, что мир таков, каков он есть, лучший из существующих миров» и «уныние, видение отрицательных сторон, неверие в лучшее будущее, безысходность, вера в то, что в мире преобладает негативное начало, существование бессмысленно» соответственно.
В результате анализа теоретических источников и предварительного изучения новостных сообщений были выявлены такие субкатегории анализа в категории «оптимизм», как «надежда на лучшее», «улучшение ситуации», «предотвращение "плохого"», «благоприятный исход», в категории «пессимизм» - «ожидание худшего», «нарушение закона», «наличие материального ущерба», «потеря надежды», «отсутствие стабильности». Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, поскольку при проведении контент-анализа последующие прочтения изучаемых текстов, как правило, позволяют дополнить ранее предложенные категории и субкатегории вновь выявленными концептуальными понятиями.
Отдельно необходимо описать процедуру отбора статей для анализа, строгое соблюдение которой важно для обеспечения объективности проводимого научного исследования. Отбор новостных сообщений осуществлялся по следующей схеме: по понедельникам, средам и субботам в разное время их появления на новостном портале в разделе «Top News» - это обеспечивало репрезентативность пилотного исследования. Из генеральной совокупности новостных статей, изданных за исследуемый период (текущую неделю), было выбрано 18 - каждая вторая из 12 топ-новостей, опубликованных среди первых «важных» на сайте. При этом единицами анализа были суждения, а единицами счета - упоминания о данных суждениях.
Интерпретация полученных числовых значений в соответствии с предложенными категориями и субкатегориями позволила авторам исследования сделать следующие выводы. Негативные суждения превалировали в соотношении 65% к 35%, при этом пессимистические новости были
связаны в основной массе с ожиданием ухудшения. В группе оптимистичных новостных сообщений ведущим суждением была «надежда на лучшее» - в 50% всех «хороших» новостей. Количество негативных суждений к выходным убывало, число оптимистических не зависело от дней недели. Из проведенного исследования был сделан следующий вывод: новостные статьи в целом носили пессимистичный и/или нейтральный характер, в меньшей степени они были оптимистичными.
Исходя из опыта работы студентов над лингвистическими исследованиями с применением контент-анализа, позволяющего посредством языковых средств выйти на внетекстовую реальность, можно сформулировать следующие заключения. Во-первых, контент-анализ в рамках курсовых и/или дипломных исследовательских проектов на языковом факультете должен применяться как научный метод, имеющий свой алгоритм реализации. Во-вторых, необходимо учитывать специфику филологических работ, в которых текст выступает целью и средством исследования одновременно. В связи с этим представляется важным упомянуть о том, что на языковом факультете обычно используется качественный метод анализа содержания, который во многом схож с традиционной методикой контент-анализа, однако обладает рядом специфичных свойств, учет которых позволит студентам повысить надежность (reliability) и релевантность (обоснованность, validity) полученных данных [9]. Указанные критерии часто являются наиболее уязвимыми параметрами качества выполненной исследовательской работы.
Мы предлагаем следующий порядок действий при выполнении качественного контент-анализа, который соотносим с вышеописанным методом экспресс-анализа. Этот алгоритм подчиняется общим принципам аналитического описания качественных** исследований: 1) первичное прочтение текста целиком, необходимое для формирования общего видения текста, прежде чем он будет рассортирован на фрагменты; 2) вторичное более детальное вчитывание в текст, комментарии исследователя переосмысливаются, сопоставляются с контекстом ситуации и научным видением автора; 3) при последующих прочтениях формулируются коды, комментарии укрупняются, и одновременно происходит сокращение текста за счет исключения ненужной информации; в дальнейшем коды уточняются, конкретизируются, со-
относятся с отдельными отрывками из текста; 4) в результате аналитического описания остается организованный структурированный текст и всего несколько категорий и отрывков из него, необходимых для дальнейшего анализа.
Потенциал использования метода контент-анализа в лингвистических работах очень велик, поэтому с целью повышения качества проводимых студентами лингвистических исследований на основе этого метода считаем важным ввести в практику руководства курсовыми и дипломными проектами консультации с социологами-практиками, а также выстроить более четкую и упорядоченную процедуру контент-анализа. Так, (1) необходимо выбирать в качестве единицы анализа суждение об исследуемом понятии, что будет способствовать большей объективности, надежности и достоверности проводимого исследования, поскольку при подобном кодировании и анализе информации мы учитываем подтекст, который не может не влиять на изучаемое явление [10]. Также (2) для преодоления субъективизма интерпретации важно проводить триангуляцию (перекрестную интерпретацию некоторого фрагмента текста студентом и его научным руководителем, или студентами, работающими в команде над тематически схожими текстами) [7]. Более того, (3) необходимо избегать поспешного обобщения данных, основывающегося на малом количестве текстов или неглубоком их анализе, и не пренебрегать проверкой надежности информации всеми доступными способами.
В заключение необходимо отметить, что при выполнении любого контент-аналитического исследования важно соблюдать последовательность этапов вышеизложенной процедуры. Основными условиями при этом являются тщательность отбора текстов для анализа, чем достигается объективность и систематичность исследования, соблюдение адекватного количественного подсчета частотности употребления тех или иных элементов текста и обеспечение репрезентативности изучаемого текстового материала. Наиболее полное и строгое соответствие процедуры контент-анализа, применяемой в конкретных лингвистических исследованиях, разработанному и описанному в научной литературе методу, повысит теоретическую и практическую значимость курсовых и дипломных работ по филологии, особенно междисциплинарных, и усилит интерес студентов к исследовательской деятельности, делая ее более организованной, а значит посильной и доступной.
М.Ю. Чернышов. Основы метода выявления ядерного смысла текста, предполагающего идентификацию и анализ вербально выраженных мыслей-скрепов
Примечания
* Например, при проведении контент-анализа с целью выявления особенностей интерпретации смысла жизни «неформалами» были выделены категории «преданность делу», «гедонистическое решение», «самоактуализация», «само-трансцендирование», основанные на иерархии потребностей Маслоу. В ходе исследования категории были дополнены субкатегориями, выявленными в результате анализа текстов песен.
** Качественное исследование можно охарактеризовать как исследование, в котором данные получены путем анализа текстовых, реже визуальных, материалов. Эти данные анализируются не математически, а путем аналитического раскрытия их субъективного смысла [7]. Качественный контент-анализ позволяет делать выводы на основании единственного присутствия или отсутствия в общественно значимом тексте определенной характеристики содержания [3].
Литература
1. Баранов А.Н., Добровольский Д.О., Баранов А.Н., Михайлов М.Н. Интерпретации «национальной идеи» в политическом дискурсе // Россия в поисках идеи. Анализ прессы. - М., 1997. - 267 с.
2. Богомолова Н.Н., Сгефаненю Т.Г. Контент-анализ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 60 с.
3. Гаврилова М.В. Методы и методики исследования политической коммуникации. - СПб.: Изд-во Невского института языка и культуры, 2008. - 92 с.
4. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: пер. с англ. / под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. - С. 209.
УДК 803.000+811.111+519.71
5. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи) // 2-е изд. стер. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 288 с.
6. Доронин А.И. Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации. URL://http://www.agentura.ru/library/analit-pressa/
7. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: Добросвет. 1998. - 292 с.
8. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: Научный мир, 2001. - 214 с.
9. Broom L., Reece S. Political and Racial Interest: A Study in Content Analysis // The Public Opinion Quarterly. - 1995. - Vol. 19. № 1. - P. 5-19.
10. Roberts C.W. Other Than Counting Words: A Linguistic Approach to Content Analysis // Social Forces.1989. Vol. 68. № 1. - P. 147-177.
11. Wayne I. American and Soviet Themes and Values: A Content Analysis of Pictures in Popular Magazines // The Public Opinion Quarterly. - 1956. - Vol. 20. № 1. -P. 314-320.
Чернобровкина Елена Павловна - канд. со-циол. наук, ст. преп. кафедры английской филологии БГУ 670000, Улан-Удэ, Смолина 24 а, e-mail: elena_ [email protected]
Chernobrovkina Elena Pavlovna - Candidate of Sociology, Junior Lecturer at the English Philology Chair, BSU, 24-A Smolin St., Ulan-Ude, 670000, Russia, e-mail: [email protected]
М.Ю. Чсрнышов
Основы метода выявления ядерного смысла текста, предполагающего идентификацию и анализ вербально выраженных мыслей-скрепов
В статье представлены результаты разработки метода анализа смыслового содержания текстовых сегментов с помощью медиаторов, известных как вербально выраженные мысли-скрепы.
Ключевые слова: смысловое содержание текста, медиатор смысловой интегративности, мысль-скреп, метод анализа смысла текста.
M.Yu.Chernyshov
FOUNDATIONS OF THE METHOD INTENDED FOR FINDING OUT TEXT’S SENSE,
WHICH PRESUMES IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF VERBALLY EXPRESSED LINKING
THOUGHTS
The paper discusses some results related to the development of the method of text segment sense analysis with the aid of mediators known as verbally expressed linking thoughts.
Keywords: text semantic content; mediator of text sense integration; linking thought; method of text sense analysis.
Рассмотрим оригинальный подход к реше- сложная задача никогда прежде не ставилась в
нию задачи формализованного (логически осно- лингвистике. Считалось, что даже средствами че-
ванного) анализа смысла сегмента текста. Столь ловеческой интуиции решить такую задачу часто