Научная статья на тему 'Контент-анализ Российской прессы и данные опросов общественного мнения'

Контент-анализ Российской прессы и данные опросов общественного мнения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
946
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цуканова Евгения Борисовна

Yevgenia B. Tsukanova in "Content Analysis of the Russian Press and Data of the Public Opinion Polls" compares results of the content analysis of reports of the Russian press, concerning foreign affairs in the period from 1967 to 2000, and also results of the public opinion polls relating to international life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контент-анализ Российской прессы и данные опросов общественного мнения»

Е. Б. Цуканова КОНТЕНТ-АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ И ДАННЫЕ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Контент-анализ используется в практике социологических исследований довольно редко прежде всего потому, что некоторые социологи считают этот инструмент методологически малообоснованным, а его применение слишком затруднительным. Между тем состояние средств массовой коммуникации, их востребованность населением и, как следствие, та или иная степень влияния на сознание людей делают обращение к этой процедуре весьма заманчивым, поскольку она может дать качественные, а подчас довольно неожиданные результаты, которые сложно получить с помощью каких-либо иных социологических процедур.

Задача нашего исследования заключалась в том, чтобы сопоставить результаты контент-анализа сообщений прессы, касающиеся зарубежной тематики в период с 1967 по 2000 гг., а также результаты контент-анализа и опросов общественного мнения относительно международной сферы жизни.

Выборка изданий для исследования 2000 г. была обусловлена стремлением выявить основные направления внимания коммуникатора к различным странам мира в период, когда общественное мнение наиболее сильно приковано к политической сфере — программам кандидатов, обсуждению будущей международной политики страны. Были взяты шесть номеров еженедельника "АиФ", подписанных в печать от 21.02 до 28.03.2000 г. и выходивших тиражом около 3 млн. экземпляров каждый, а также 15 номеров "Независимой газеты", вышедших с 11 по 31 марта того же года. Таким обра-

зом, в выборке оказалось 1351 сообщений, насчитывавших 1748 упоминаний стран и 3973 субъектов деятельности на российской почве.

Выбор газет был не случаен. "АиФ" — наиболее массовое, а "НГ" — наиболее профессиональное (по крайней мере, в тот период) издания. К сожалению, мы не можем в полной мере оценить соответствие наших данных данным всей информации по всем СМИ, которыми располагают отдельные ведомства. Это объясняется высокой ценой информации, состоящей из частот упоминаний 50 стран мира, освещение которых мы сравниваем за период с 1967 по 2000 г. Однако по частоте номиналий государственных и общественных деятелей, претендовавших на президентский пост, наша информация достаточно репрезентативна.

Общая динамика показателей за 1968—2000 гг.

Судя по таблице 1, удельный вес публикаций по обеим локальностям (международная сфера и внутренняя жизнь страны) равнозначен в 1968 и 2000 гг., с сильным перевесом в сторону внутренней информации. В 1977 г. материалы распределились поровну, а в 1991 г. видна динамика перехода к исходному (и одновременно конечному) распределению — 32% и 68% на международную и внутреннюю локальности соответственно. Можно ли соразмерить публикуемые в прессе этого периода матери-

ЦУКАНОВА Евгения Борисовна — аспирантка Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН).

Таблица 1

Изменения в удельном весе международной информации по данным анализа содержания областных СМК в исследованиях проекта "Общественное мнение" (п=9535 материалов), газеты "Правда" в исследовании "Правда"-77" (п=740), газет "АиФ", "Правда", "Комсомольская правда" в исследовании "Правда"-91" (п=1072 материала), газет "АиФ" и "Независимая газета" (п=1351 материал)

Информация _______1968______________1977_____________1991_____________2000

абс % абс % абс % абс %

В целом 9535 100 740 100 1072 100 1351 100

МЕЖДУНАРОДНАЯ 1824 19 388 52 347 32 187 14

О СТРАНЕ 7711 81 352 48 725 68 1164 86

алы с социально-политическим процессом в обществе?

Образец информационной политики изданий отражен в таблице 2. В 1991 г. информация по стране доминировала во всех изданиях (от 61 до 81%), а в 2000 г. соответствующие показатели возросли (83 и 95%) — подавляющее число публикаций приходится на внутреннюю локальность, особенно это касается таких неспециализированных изданий, как "АиФ".

Самое большое число публикаций посвящено событиям, время которых не обозначено конкретной датой (от 49 до 67% в разные годы), что позволяет СМИ применять различные манипуляции, поскольку освещение событий без дат является по сути рассказом, проверить достоверность которого аудитория не может. Главный же показатель оперативности работы издания — доля сообщений, переданных в день совершения события, довольно мала: 1% в 1977 и 1991 гг. и 4% в 1968 и 2000 гг. Основная масса материалов сообщает о событиях

на следующий день — от 18 до 45% в разные годы. При этом во всех публикациях международной информации свойственна большая оперативность, нежели внутренней.

Тип автора сообщений тоже является характеристикой политики информирования и, соответственно, качества сообщений. Динамика такова: в 1991 г. по сравнению с советским периодом резко падает число материалов ТАСС и официальных документов (с 38—40% до 18%) и увеличивается число материалов журналистов данного СМИ (с 19— 21% до 36%), внештатных авторов. Причины вполне понятны — смена власти и изменение роли и положения СМИ в обществе, их структура, направленность обусловили потерю значимости официальных источников информации и рост числа материалов, производимых непосредственно изданием. В 2000 г. по сравнению с 1991 г. доля материалов самой редакции и отдельных журналистов резко увеличивается — в сумме 69% против 36%.

Таблица 2

Изменения в удельном весе международной информации у газет "АиФ", "Правда", "Комсомольская правда" в исследовании "Правда"-91" (п=1072) и у газет "АиФ" и "Независимая газета" (п=1351), %

Информация _________1991 (АиФ, П, КП)___________________2000 (АиФ и НГ)

МИР СТРАНА МИР СТРАНА

В ЦЕЛОМ 32 68 14 86

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ 26 74 5 95

ПРАВДА 39 61 - -

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА - - 17 83

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА 19 81 - -

В типологии авторов интересен еще один момент. Если с 1968 по 1991 г. в сфере международной информации наблюдается стабильный перевес доли официальных источников и стабильно низкая доля работ конкретного СМИ, то в 2000 г. ситуация меняется на противоположную: доля российских агентств в международной информации меньше, чем во внутренней, но зато в освещении международной информации приобретают вес зарубежные СМИ. Внимание к "капиталистическим" СМИ относительно зарубежной информации появляется в 1991 г.

Таблица 3 дает представление о распределении публикаций, посвященных положению дел в различных сферах общественной жизни. Больше всего сообщений приходится на сферу деятельности государства по базовым вопросам (10 колонка) и эко-номическо-финансовую сферу (1 колонка). Что касается международной жизни, то здесь заметен стабильный интерес к государственной деятельности (от 22 до 31% в разные годы). В области экономики внимание возрастает постепенно (от 6% в 1968 г. до 17% в 2000 г.).

1 — промышленность, экономика,

финансы;

2 — строительство, транспорт,

связь;

3 — сфера услуг, торговля;

4 — отдых, досуг, сфера свободного

времени;

5 — просвещение, здравоохранение;

6 — литература и искусство;

7 — СМИ — печать, радио, ТВ, ра-

бота редакций;

8 — идеология, пропаганда, в том

числе религиозная;

9 — спорт;

10 — деятельность государства по

базовым вопросам;

11 — выборы и агитация по прези-

дентской кампании;

12 — жизнь молодежи;

13— быт и нравы населения, охрана правопорядка, образ жизни;

14— история, экология, экзотика;

15 — рассказы о людях, светская

хроника, награды, юбилеи;

16 — армия;

17 — военные действия, война;

18— акции протеста, митинги;

19 — другие сферы.

Среди других интересных тенденций — повышение в период с 1991 по

Таблица 3

Изменения в освещении сфер общественной жизни в материалах различной локальности, опубликованных в центральных и местных СМИ, %

Информация

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

3 0 8 41 1 1 1 0 3 18 4 8

5 1 6 18 - 1 5 4 14 6 7 5 2

6 1 4 27 - 1 7 2 6 4 15 7 3

4 2 8 10 - 2 3 4 20 8 1 2 1

2 4 3 11 - 1 4 4 9 3 2 6 6

2 3 1 23 - 1 6 2 4 5 3 16 11

3 5 4 6 - 1 3 5 12 1 1 1 4

5 1 2 27 - 2 13 6 5 3 2 2 0

4 1 3 31 - 1 12 6 3 5 4 3 0

6 2 1 25 - 2 13 6 5 3 1 2 0

2 2 1 19 8 0 13 2 8 3 3 1 3

1 1 22 3 11 3 5 4 6 1 7

3 2 1 18 9 0 13 2 9 3 2 1 2

1967 (п=65810) МЕЖДУНАРОДНАЯ

1968 (п =5364)

В целом

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВНУТРЕННЯЯ 1977 (п =832)

В целом

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВНУТРЕННЯЯ 1991 (п =2189)

В целом

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВНУТРЕННЯЯ 2000 (п =1351)

В целом

МЕЖДУНАРОДНАЯ

ВНУТРЕННЯЯ

9 4

26

3 3 2 9

20 5 2 4 7 4

10 0 1 8 2 1

25 8 3 3 10 5

13 4 4 4

12 1 4 3

14 4 4 5

15 3 3 2

17 2 4 1

15 3 3 3

47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 6 47

2000 г. доли материалов, посвященных быту и нравам населения, а также охране правопорядка — в целом по миру и стране с 4—5% до 1 3% (13 колонка). Еще несколько моментов, которые помогают увидеть информационно-управленческую деятельность СМИ и которые проявляются в сопоставлении по сферам жизни информации разной локальности. В 1977 г. сфера строительства, транспорта и связи (2 колонка) в международной локальности вовсе не отражена, тогда как по внутренней информации она занимает далеко не последнее место (8%). В том же году в международной информации более, чем во внутренней, популярна сфера отдыха и досуга (8% против 3%; 4 колонка). Любопытна динамика по сферам просвещения и здравоохранения (5 колонка) — если в советские годы она чаще встречалась во внешней информации, чем во внутренней (9— 10% против 2—3%), то в 1991 г. картина выравнивается (по 6%), а в 2000 г. ее популярность в информации по стране уменьшается (4% против 6% в международной).

Далее. В 1968 г. заметно пристальное внимание к сфере военных действий (18 колонка) в международной жизни, уже в 1977 г. интерес смещается в сферу митингов и акций протеста. Данное обстоятельство объясняется общеполитической обстановкой в мире в 60-е годы (военные действия во Вьетнаме), а также деятельностью советского руководства по поддержанию эффекта внутреннего благополучия.

Какие страны больше всего "пользовались спросом" у СМИ в конце 60-х и в настоящее время? Первое, что следует отметить, это прочная позиция лидера в международном информационном поле — США: 14% в 1968 г. и 16,6% в 2000 г. За ними в советское время следовали страны Индокитая (9,1%), Германия (7,9%),

Англия (4,4%) и Франция (3,7%). Сейчас второе место занимает Германия (5,4%), затем идут Англия (4,1%) и Франция (3,7%).

Отклонения носят единичный характер и вполне объяснимы с точки зрения международной и внутриполитической обстановки. Так, сравнительно большая доля сообщений по Индокитаю в 1968 г. (9,1%) и по Югославии в 2000 г. (3,3%) имеет конкретные причины, связанные с проведением военных операций в этих странах.

В современный период заметен рост интереса к различным международным организациям, прежде всего европейским (ЕС, ОБСЕ) — о них рассказывают 7,1% материалов (0,6% в конце 60-х), НАТО — 3,3% (0,6%), ООН — 3,7% (1,3%). Другая тенденция — возникновение интереса к различным странам Европы (3,1% против 0,9%) и падение его к таким странам бывшего соцлагеря, как Венгрия и Болгария. Любопытно обратное перераспределение внимания между странами Африки и Латинской Америки в конце 60-х (5,6 и 4,2% соответственно) и в конце 90-х (3,7 и 2,7% соответственно).

Помимо мировых внешнеполитических связей для России важна и ее близлежащая локальность, а именно бывшие советские республики, начиная с того момента, когда они стали независимыми государствами. В 2000 г. обозначилась группа лидеров с примерно одинаковыми позициями: Белоруссия — 14,3%, Украина — 12,9%, Азербайджан — 12,0%, и Грузия — 10,0%. Белоруссия занимает ведущие позиции благодаря намечающемуся союзному объединению с Россией. Азербайджан и Грузия — по причине вооруженных конфликтов. Балтийские страны больше ориентируются на Европу, что отражается в угасании информационного интереса к ним в России.

Таким образом, освещение событий разной локальности претерпевает значительные динамические трансформации. Выявленные закономерности таковы:

• доминирование внутренней сферы страны во все рассматриваемые периоды;

• доминирование событий с неизвестными датами;

• увеличение доли материалов, исходящих от редакций в переходный период и закрепление этой тенденции к 2000 г.;

• ведущая сфера жизни во внутренней и зарубежной информации — деятельность государства по базовым вопросам;

• широкое отражение в международной информации сферы военных действий, особенно в период конфликтов;

• наибольшее внимание во всех материалах уделяется США.

Освещение стран мира в отечественных публикациях за 1968—2000 гг.

В 1968 г. почти половина всей информации по различным странам приходится на государственную деятельность по базовым вопросам. Второе место по сферам жизни зарубежных стран, освещаемым советской прессой, занимали военные действия. Безусловными "лидерами" являлись Израиль (70% всех упоминаний по этой стране — военного характера), Индокитай (59%), ОАЭ (46%), США (31%), Португалия (27%), страны Ближнего Востока (32%).

Кроме того, в этот период советские издания довольно много внимания уделяли спорту разных стран (8%). Среди единичных явлений — интерес к промышленности и строительству в Афганистане (12 и 11% соответственно) при полном безразли-

Таблица 4

Изменения в освещении стран мира по знаку в 1977—2000 гг., % по строке и к числу упоминаний в целом

(1) + (2) - (3) +- (4) 0 Итоге

1977 (п=429)

В целом 60 25 5 10 100

КАПСТРАНЫ 26 61 7 6 100

СССР 74 10 5 11 100

1991 (п=1072)

В целом 29 39 20 12 100

КАПСТРАНЫ 38 22 23 17 100

СССР 25 46 18 10 100

2000 (п=2976)

В целом 38 26 22 14 100

КАПСТРАНЫ 36 28 22 14 100

РОССИЯ 41 23 22 14 100

1 2 3 4

1977 (п=429)

В целом 60 25 5 10 100

КАПСТРАНЫ 7 17 2 2 28

СССР 53 8 3 8 72

1991 (п=1072)

В целом 29 39 20 12 100

КАПСТРАНЫ 11 6 7 5 30

СССР 18 33 13 7 70

2000 (п=2976)

В целом 38 26 22 14 100

КАПСТРАНЫ 20 15 12 8 55

РОССИЯ 18 11 10 6 45

чии к этим сферам в других странах, а также к НАТО (19%).

Отсюда можно сделать вывод не только об ограниченности содержания советских СМИ, но и об идеоло-гизированности их деятельности вообще, приверженности определенному (точнее, определяемому извне) курсу в информировании аудитории.

Для детализации картины сопоставим освещение по знакам двух лидирующих (по упоминаемости) сфер жизни стран в 1968 г. и в 2000 г. Сразу же стоит отметить, что в целом распределение по знакам очень мало изменилось у ведущих сфер на начальном и конечном этапе (44 и 38% информации с положительным зна-

ком соответственно и по 28% — с отрицательным). Другое дело, что знак отношения мог за эти годы радикально поменяться.

Сначала имеет смысл сопоставить знаки первой и второй сфер в 1968 г. Как видим, за некоторыми исключениями сохраняется большой перевес положительного освещения обеих сфер. Но здесь интересны именно исключения — те страны, в материалах о которых доминирует отрицательное освещение, тем более что этих стран немного и отрицательное отношение к ним со стороны прессы сохраняется в обеих сферах. Речь идет о США, Китае, Израиле, Греции, Австралии, Португалии.

Таблица 5

Знак выраженного общественного мнения в 1991 г. по некоторым локальностям изменяющегося мира, %

(1) + (2) - (3) +- (4) 0

1991 г.

В целом 30 39 18 13

КАПСТРАНЫ 38 22 23 17

СССР 25 46 18 10

СНГ 28 53 11 8

Другие 34 29 15 22

1 — знак освещения положительный;

2 — знак освещения отрицательный;

3 — знак освещения сбалансированный;

4 — знак освещения отсутствует (нейтральная информация).

Таблица 6

Соответствия частот освещения локальности различных стран мира по знаку освещения в СМИ и частот оценки этих же стран в суждениях общественного мнения, % к числам упоминаний в СМИ и числам суждений общественного мнения

1968 (1) + (2) - (3) +- (4) 0 Итого

43413 СМИ 1 2 3 4

В ЦЕЛОМ 37 37 3 23 100

КАПСТРАНЫ 22 54 4 21 100

СОЦСТРАНЫ 23518 МНЕНИЯ 70 1 2 27 100

В ЦЕЛОМ 65 8 23 4 100

КАПСТРАНЫ 44 14 36 6 100

СОЦСТРАНЫ 43413 СМИ 85 2 11 3 100

КАПСТРАНЫ 15 36 3 15 69

СОЦСТРАНЫ 22 1 0 8 31

В ЦЕЛОМ 23518 МНЕНИЯ 37 37 3 23 100

КАПСТРАНЫ 20 7 17 3 47

СОЦСТРАНЫ 45 1 6 1 53

В ЦЕЛОМ 65 8 23 4 100

За 30 лет отношения в целом не слишком изменилось, но при этом появилось несколько новых стран, в которых стали доминировать сообщения с отрицательным знаком — Иран, Пакистан, Румыния, Афганистан, Норвегия, Швейцария, Ирак, Болгария, тогда как ранее в информации об этих странах доминировал положительный знак. Относительно США освещение выровнялось до равновесия в знаках (35% положительной информации и 36% отрицательной), причем такое состояние свойственно только материалам по этой стране. С резко отрицательного к резко положительному за этот период перешли сообщения о двух государствах — Китае и Израиле.

При сравнении знаков освещения двух ведущих сфер в 1967 г. и главной сферы в 2000 заметно соответствие количества положительных и отрицательных знаков по сферам промышленности и экономики, строительства и транспорта. А вот по таким сферам, как услуги и торговля, количество положительной и отрицательной информации резко сокращается, в то время как по сфере отдыха и досуга и сфере армии — увеличивается в положительных знаках, но уменьшается в отрицательных. Кроме того, резко сокращается количество положительной информации по сферам идеологии и пропаганды, а по сфере истории и экологии наряду с сокращением положительных сообщений наблюдается увеличение числа отрицательных.

Анализ распределения международной информации только в 2000 г. не дает столь ярко выраженных тенденций, как данные по 1968 г., но все же позволяет сделать ряд заключений содержательного и методического характера. Очень мало стран, имеющих сильно доминирующие сферы, в основном внимание распределено более-менее равномерно.

С другой стороны, две сферы все же притягивают к себе больше внимания — экономическая и государственная деятельность. Они занимают примерно равное положение относительно числа упоминаний в материалах газет (21 и 23% соответственно) и несколько расходятся в распределении по странам мира (26 и 19% соответственно). У стран-лидеров — США, Англии, Германии и Франции — эти две сферы концентрируют основную массу информации, равно как и по Европе и европейским организациям (ЕС, ОБСЕ), странам Азии и Африки, международным организациям. Кроме того, сфера экономики концентрирует более половины всей информации по Норвегии, Мексике, ОПЕК.

Основная масса стран освещается довольно разносторонне по категориям (сферам), задействованным в исследовании. Тот факт, что не удается зафиксировать какой-либо ярко выраженной тенденции, может иметь и чисто методические причины, связанные в первую очередь с подборкой категорий анализа. Для более точных выводов требуется совершенствование самой методики.

Однако при всех минусах методического характера данная процедура имеет существенный положительный момент. Сходство результатов, полученных разными способами (содержательным анализом сообщений прессы и содержательным анализом непосредственно стран мира, упоминавшихся в сообщениях), показывает независимость конкретного смысла передаваемого текста от исследовательских процедур.

Например, военная сфера наиболее часто встречается в публикациях, посвященных нескольким странам — Югославии, Афганистану, странам Африки и Центральной Азии, а также ООН и НАТО, где она занимает ведущие позиции.

Очень красноречива динамика в освещении стран мира от 1977 г. к 1991 г., когда линия положительного освещения СССР и отрицательного — капстран принимает прямо противоположную направленность (табл. 4, 5). Судя по данным таблицы 4, по знаку выраженного общественного мнения положение СССР и СНГ в 1991 г. находилась на одном уровне, т. е. люди одинаково отрицательно оценивали обе модификации советской государственности и положительно-капиталистические страны. Подобный переворот не мог возникнуть на пустом месте, поэтому обратимся к знакам информации, идущей от СМИ в разные годы.

В 1977 г. положение стран на страницах советской прессы отличалось явным радикализмом. По капстранам отрицательная информация доминировала над положительной (61% и 26% соответственно). К 1991 г. происходит перераспределение в противоположную сторону с тенденцией выравнивания количества отрицательной и положительной информации (22% и 38% соответственно). Эта тенденция сохраняется и в 2000 г. (28% и 36%), когда Россия закрепила за собой статус дружественной Западу страны. Кстати, в самой России переход произошел не так гладко, что связано именно со сменой курса реформ. Если в конце 70-х СССР на 74% освещался с положительным знаком и на 10% — с отрицательным, то в годы его распада положительного хватало лишь на 25%, а отрицательного набиралось на 46%, т. е. информационная пирамида переворачивается с ног на голову во всех локальностях сразу! Новая Россия 10 лет спустя снова переворачивает пирамиду начала 90-х во внутреннем освещении — теперь страна предстает перед аудиторией с плюсом в 41% сообщений и с минусом — в 23%.

Аналогичную обратную пропорциональность можно наблюдать и в сообщениях в период с 1977 по 1991 г. (вторая часть табл. 4). Только в 2000 г. капстраны и Россия выравниваются как по числу упоминаний — 55% и 45% соответственно (в прежние годы было 30% к 70 в пользу СССР), так и по знакам — в среднем по 20% положительной информации на капстраны и Россию и по 10—15% — отрицательной.

Изменения общественного мнения за 1968—2000 гг.

Начнем с предположения, что общественное мнение по ключевым вопросам жизни общества должно свидетельствовать об эффективности функционирования системы СМИ, т. е. в целом позиция по этим вопросам, наблюдаемая в СМИ и в сознании людей, должны быть схожи.

Знаковая характеристика освещения разных локальностей и оценки их же населением отражены в таблице 6. Необходимо учесть, что в СМИ количество положительной и отрицательной информации в целом по всем локальностям уравновешено (по 37%), а общественное мнение сильно поляризовано по знакам (65% с плюсом, 8% — с минусом, 23% — с уравновешенным знаком), что влияет на интерпретацию внутри локальностей. Обе части таблицы говорят о тенденции совпадения в освещении и во мнениях числа упоминаний в СМИ и суждений (соцстраны с положительным знаком — 70% в СМИ и 85% во мнениях). Ясно, что соцстраны и в СМИ, и во мнениях по остальным знакам будут иметь слабые позиции. Но вот ситуация с капстранами, которые в то время были объектом идеологического воздействия, в том числе посредством и при участии СМИ, совсем (знаково) иная. Прежде всего видно, что коли-

чество отрицательной информации по капстранам существенно больше в СМИ, чем во мнениях населения. Если в первом случае более половины всей информации по капстранам отрицательная (54%), то во втором — только 14%. При этом 36% "капин-формации" во мнениях имеет уравновешенный знак, что можно расценить как сомнение людей в оценке или недостаток сведений для выбора позиции в отношении этой локальности. Впрочем, позиция равновесия, неопределенности знака имеет довольно большую долю во всех распределениях общественного мнения, что объясняется и чисто методологическими особенностями изучения. Содержательно это выражает позицию несогласия аудитории с идеологией СМИ.

Вернемся к капстранам. Сравним: капстраны имеют положительный знак в 22% материалов и в 44% мнений о них. Среди всех положительных знаков на капстраны в СМИ приходится 15% из 37%, во мнениях — 20% из 65%. С другой стороны, абсолютное большинство отрицательных знаков и в СМИ, и во мнениях приходилось на капстраны (36% из 37% в целом по обоим локальностям — в СМИ и 7% из 8% в целом — во мнениях).

Позиции СМИ и общественного мнения в оценках роли западных стран в конце 60-х годов зависят от локальности. В вопросах войны и мира вся негативная реакция касается капстран и в СМИ, и во мнениях (57 из 57% и 24% из 24% соответственно). Это подтверждается и внутри локальностей: негативных оценок информации по капстранам — 70% в СМИ и 50% во мнениях, и здесь же — полное одобрение соцстран (95 и 98). Но различий все-таки больше. Отношение общественного мнения к капстранам скорее уравновешенное, а не резко отрицательное, как в СМИ.

В оценке отношения кап- и соцла-герей к развивающимся странам у СМИ и у аудитории разные позиции из-за несходства интересов. СМИ оценивают роль капстран в этом вопросе крайне негативно (75% — это все отрицательные оценки, 85% отрицательных оценок в капстранах), а общественное мнение хоть и склонно отрицательно оценивать деятельность капстран, но при этом имеет место ярко выраженное одобрение соцстран (46% из 48% всех положительных оценок, 87% положительных оценок в соцстранах) — СМИ такого одобрения не выражают.

В положительной оценке отношения к СССР СМИ и общественное мнение также во многом совпадают. Но СМИ все же склонны положительно оценивать отношение к состоянию и кап-, и соцстран в довольно высокой степени (66 и 92% положительных оценок в соответствующих локальностях), тогда как общественное мнение видит симпатию к СССР именно со стороны соцстран (52% из 65% всех положительных оценок, 98% положительных оценок в соцстранах), а в отношении капстран позиция людей весьма уравновешенная.

Что касается динамики отношения к социальной сфере в стране и за рубежом, а именно к возможности получения профессии, работы, отдыха и медпомощи, то если в 1977 г. эта возможность в капстранах оценивается довольно низко (от 1,6 до 2,1 по 5-балльной шкале), то в 1991 г., наоборот — до 3,4—4,5 баллов. В СССР такая возможность в сознании людей невысока — 2,7—3,9 балла. В начале 90-х годов привлекает внимание разрыв в низкой оценке возможности получения работы в капстранах (3,45 балла) и высокой оценке возможности отдыха (4,55 балла). Такой предстает картина западной жизни в сознании людей. Обоснованием при этом служит дозирован-

ность международной информации, а также негативное (с точки зрения людей) освещение СССР, что приводит, в том числе, к разрыву между СМИ и общественным мнением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дополнение к этой картине приведем еще некоторые данные. Общественное мнение в 1977 г. оценивало образ жизни на Западе на 71% как плохой и очень плохой, а в регионе проживания респондента — на 72% как хороший и отличный. В 1991 г. оценки прямо противоположные — теперь 77% опрошенных считают, что жить в капстранах "хорошо" и "отлично", а вот по регионам и СССР оценки оказываются сильно смещенными в сторону "средних" (41% по регионам и 39% по стране). Плохих и очень плохих мало (всего 23% по регионам и 19% по стране), впрочем, как и хороших.

Итак, в 1968 г. СМИ и общественное мнение в целом одобряли соц-страны. Что касается капстран, то для СМИ было характерно ярко выраженное неодобрение, а для общественного мнения относительно сбалансированная позиция.

По вопросам войны и мира — абсолютное отрицание действий капстран и полное одобрение соцстран в СМИ и в общественном мнении; в отношении к развивающимся странам — негативная оценка капстран СМИ и одобрение соцстран в общественном мнении; в отношении к СССР — положительная оценка обоих "лагерей" в СМИ и положительная оценка соцстран в общественном мнении.

Оценка возможностей жизни общественным мнением:

• в 1977 г. низкая в капстранах и высокая в СССР;

• в 1991 г. высокая в капстранах и низкая в стране.

Оценки образа жизни в цепом:

• в 1977 г. — плохие в капстранах и хорошие в СССР;

• в 1991 г. — хорошие в капстранах и средние в стране при общем уменьшении доли информации о капстранах и возрастании доли отрицательных сообщений об СССР.

Имеющее место в разные годы несоответствие между содержанием СМИ и общественным мнением говорит о принципиальном различии этих феноменов социальной реальности.

Есть основания утверждать, что столь разнообразная информация пригодится при дальнейшем отслеживании деятельности СМИ как коммуникатора и аудитории, выражающей свою позицию тем или иным способом. Из ограничений подхода можно назвать невозможность прогнозов и глубоких выводов. Опасность представляет неадекватная интерпретация полученных данных. Однако для определенных задач, аналогичных поставленным в исследовании, этот метод незаменим.

Yevgenia B. Tsukanova in "Content Analysis of the Russian Press and Data of the Public Opinion Polls" compares results of the content analysis of reports of the Russian press, concerning foreign affairs in the period from 1967 to 2000, and also results of the public opinion polls relating to international life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.