Научная статья на тему 'Роль информации об ориентациях населения в принятии управленческих решений'

Роль информации об ориентациях населения в принятии управленческих решений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К СТРАНАМ МИРА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТАНТЫ / БАЛАНС МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ОЦЕНКИ / ПРИНЯТИЕ СБАЛАНСИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жаворонков Александр Васильевич

На эмпирическом уровне обнаружена устойчивость международных ориентаций населения нашей страны за четверть века. Выявлены страны, ориентация на которые у населения страны за указанный срок неизменна, ряд государств, интерес к которым неустойчив, а также выпадающие из этих рядов США и Япония. Результат позволяет сбалансировать освещение международной жизни в средствах массовой информации и указывает на те аспекты внешней политики, которые будут иметь более широкую поддержку в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of information in the public orientation for decision-making in management

It is found stable international orientation of our population within a quarter of a century at an empirical level. There are revealed foreign nations interest to which is constant for the specified period, a number of nations, interest to which is unstable, and also dropping out of these numbers such nations as the USA and Japan. The result allows balancing elucidation of the international life in mass media and specifies those aspects of foreign policy which will have more broad support.

Текст научной работы на тему «Роль информации об ориентациях населения в принятии управленческих решений»

А.В. Жаворонков

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОРИЕНТАЦИЯХ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

На эмпирическом уровне обнаружена устойчивость международных ориентаций населения нашей страны за четверть века. Выявлены страны, ориентация на которые у населения страны за указанный срок неизменна, ряд государств, интерес к которым неустойчив, а также выпадающие из этих рядов США и Япония. Результат позволяет сбалансировать освещение международной жизни в средствах массовой информации и указывает на те аспекты внешней политики, которые будут иметь более широкую поддержку в обществе.

Ключевые слова: интерес к странам мира, международные отношения, средства массовой информации, социальные константы, баланс международной политики, массовое сознание и его оценки, принятие сбалансированных управленческих решений.

Проблема формирования установок терпимости в обществе с помощью информационных средств социологически может быть рассмотрена двояко.

Первым и очевидным образом - с точки зрения появления в информационном ряду массмедиа элементов содержания текста, включающих суждения на заданную тему. Эта задача решается с помощью, во-первых, контент-анализа текстов, содержащих искомые элементы на различных иерархических уровнях текста, во-вторых, анализа поля принятых населением элементов, в-третьих, анализа существующих у населения мнений. В данном случае в качестве влияющей выявляется конкретная семантика текста.

Второе направление рассмотрения несколько иное, хотя решается теми же тремя способами: контент-анализ, анализ актов при-

© Жаворонков А.В., 2009

ема сообщений, исследование общественного мнения. Это направление предусматривает реконструкцию интегральной семантики текста массмедиа по знаку информации в отношении различных субъектов содержания.

Опыт такой работы на примере анализа характеристик субъектов международного права (стран мира) представлен крупными социологическими проектами, проведенными с 1967 по 2000 г. в ИС РАН (проекты «Общественное мнение», «"Правда"»-1977» и «"Правда"»-1991», «Выборы-2000» и др.)*. Анализ данных позволил увидеть интересные закономерности.

Тридцать лет назад мы установили, что чем глубже аудитория погружена в социальную реальность, освещаемую средствами массовой информации, тем больше работает правило: интенсивность приема сообщений пропорциональна адекватности отражения в элементах содержания сообщений глубинных жизненных интересов читателей. И тут наличествуют следующие факты: во-первых, установки журналистов на литературное творчество и познавательные мотивы деятельности расходятся с представлениями аудитории о доминировании гражданской роли по решению социальных проблем в их деятельности (это расхождение особенно резко начинает проявляться с началом 90-х годов). Во-вторых, финансовая необеспеченность местных газет влечет перегрузку профессионалов, ухудшающую качество текста, глубину осмысления журналистами реальности. В-третьих, внештатная корреспондентская сеть, в силу ее статусно-образовательной специфики, которая способствует более эффективному созданию текста и заполнению площади газетной полосы, приподнята в структуре общества и отражает сознание лишь близлежащих страт общественного организма, на установки которого и ориентирована. Складывается картина, когда три четверти содержания местных газет направлено на удовлетворение потребностей четвертой части аудитории, а одна четверть содержания удовлетворяет объективные потребности трех четвертей аудитории. Массовая коммуникация и по содержанию, и по функциям становится корпоративно-элитной. Это хорошо видно из нижеследующих таблицы и диаграммы.

Таблица 1, диаграмма 1. Соотношение групп низкой (-), средней (+-) и высокой (+) степени приема информации из различных

* Авторами и разработчиками методик тех исследований, статистика которых легла в основу настоящей работы, являются Е.Г. Григорянц, Б.А. Грушин, А.В. Жаворонков, В.С. Комаровский, Л.Н. Федотова. Полевые работы 2004 г. проведены в г. Тамбове по газете «Тамбовская жизнь» А. Топорковым.

изданий и удельный вес принятых этими группами сообщений в общем числе принятых в каждом случае сообщений; в % к числу читателей: п1968 = 102, п1977 = 500, п1991 = 2 03, п2004 = 74; и в % к числу принятых каждой соответствующей группой сообщений: А1968 = 2434, А1977 = 10 930, А^ = 4605, А2004 = 1576.

Издание Год № Вес групп приема §1.1 Вес прочитанного §1.2

- +- + - +- +

«Таганрогская 1968 4 20 65 15 100 10 68 22 100

правда»

«Правда» 1977 10 12 70 18 100 2 58 40 100

«Правда» и «АиФ» 1991 19 20 60 20 100 1 39 60 100

«Тамбовская жизнь» 2004 2 24 54 22 100 15 57 28 100

□ Люди □ Текст

+. + +. + . +. + +. +

1968 г. 1977 г. 1991г. 2004 г.

«-» - группа низкой степени приема (доля принятого) «+-» - группа средней степени приема (доля принятого) «+» - группа высокой степени приема (доля принятого)

Таблица 2. Показатели реального чтения сообщений различных газет с 1968 по 2004 г. (в показателях среднего числа прочитанных сообщений в день на одного читателя газеты; число читателей: п1968 = 102, п1977 = 500, п1991 = 203, п20(М = 74; число актов поведения по числу прочитанных сообщений соответственно по исследованиям «Таганрог-1», «"Правда"-77», «"Правда"-91», «Тамбов-2004»: А1968 = 2434, А1977 = 10930, АШ1 = 4605, А2004 = 1576).

Издание Год 1 2 3 4 5 6 7 8

№ Меап уаг шт Мах га^е Иш Н

«Таг. правда» 1968 102 23,9 39% 3 40 37 40 0,945

«Правда» 1977 500 21,9 75% 2 81 79 81 0,926

«Правда», «АиФ» 1991 203 22,7 110% 1 125 2 125 0,918

«Тамб. жизнь» 2004 74 21,3 25% 10 31 21 31 0,918

1 - число обследованных читателей, читавших накануне газету

2 - среднее число принятых сообщений

3 - коэффициент вариации признака в массиве читателей

4 - минимальное зафиксированное значение признака

5 - максимальное зафиксированное значение признака

6 - разброс между максимальным и минимальным значением

7 - предельное число сообщений в прочитанных газетах

8 - энтропия в распределении по числу принятых сообщений

Данные таблиц позволяют вычислить общую массу сообщений, принимаемых в разные годы из разных каналов их аудиториями. Тиражи «Таганрогской правды» 60-х годов - 50 тыс. экземпляров, «Правды» 70-х годов - 10 млн, «АиФ» в 1990 г. - 33 млн, «Правды» в 1990 г. - около 7 млн, «Тамбовской жизни» в 2004 г. - 10-12 тыс. экземпляров в день. Общий объем читающих газеты аудиторий, как показывают опросы, всегда удваивается за счет семейного приема информации: читают газеты вообще в два раза больше людей, чем тираж выбранного издания, но каждый день номер читает лишь 40-50% постоянной аудитории. Это элиминирует эффект семейного удвоения тиража. Таким образом, без большой ошибки можно, умножив тираж на среднее число читаемых из номера сообщений (22-24), получить суммарную массу прочитанных сообщений и общие затраты времени на присвоение содержания сообщений в день. Бюджеты времени и всесоюзные исследования говорят о 25-35 минутах на 23 сообщения (средняя арифметическая - 35 минут, мода и медиана - 25, средняя гармоническая - 25). Учтем также, что «АиФ» - еженедельник. Итак, 50 тыс. х 23 = 1 миллион с четвертью человеко-сообщений (25 тыс. человеко-часов), 10 млн х 23 = = 230 млн человеко-сообщений (около 5 млн человеко-часов), 7 млн х 23 = 161 млн человеко-сообщений (около 3,5 млн человеко-часов), 33 млн делим на 7 дней, умножаем на 23 и получаем около 110 млн человеко-сообщений (около 2,5 млн человеко-часов) в день, 10 тыс. х 23 = 230 тыс. человеко-сообщений (около 5 тыс. че-

ловеко-часов). Все объемы принятой информации разные и совершенно несопоставимые. Абсолютные величины затрат времени на прием информации разных каналов просто нельзя сравнивать. Но средняя - одна и та же на протяжении почти четырех десятилетий. Следовательно, относительная величина времени, общественно необходимого для приема социально организованной информации из газетных печатных изданий, у читающей публики константна.

Распределение относительно этой средней меняется в зависимости от интенсивности информационного потока в той степени, в которой этот поток превышает, соответствует или не достигает порога социально-системного времени, кристаллизуемого всеми видами деятельности для данного вида. Совершенно естественно, что в индивидуальном поведении причинно-следственные факторы этого явления выделить невозможно. Статистика же массового поведения проявляет общественную физиономию наверняка. Так, уже в аудитории «Правды» 1977 г. создавался менее плотный и эффективный поток информации, чем в «Таганрогской правде» 1968 г. Об этом говорит разброс значений признака, падение показателя нормированной энтропии, увеличение коэффициента вариации при практически той же средней. Рынок сообщений предлагал 81 сообщение в день, и аудитория не справлялась с приемом. Еще более разреженный поток присвоенных сообщений виден в общей аудитории «АиФ» и «Правды» в 1990-1991 гг. Плотность потока пропаганды на реципиента достигает 125 сообщений в день. Распределение выходит из параметров нормального. Возрастает дисперсия, коэффициент вариации по числу читаемых материалов превышает 100 %, энтропия падает, активность приема сосредоточивается в узкой области средней детерминанты в связи с селективной ролью сознания в информационном потоке, превышающем количественный порог времени для приема (чистый случай перепроизводства). Любопытно другое. Крайне полярный случай дает тот же показатель энтропии через четырнадцать лет при очень плотной, похожей на ситуацию с аудиторией «Таганрогской правды» в 1968 г., картиной приема информации через «Тамбовскую жизнь». Здесь как раз «бедный» рынок сообщений, отражающих социальную жизнь, и концентрация возле временной детерминанты происходит из-за менее плотного потока информации. Тут 31 сообщение в день, порой газета выходит с 9-12 содержательными сообщениями, будучи заполняемой, с целью выживания, рекламой. Читающей публике некуда деться. Фетиши товарного мира привели к еще большей стандартизации социальной жизни, чем пресловутый «тоталитарный» режим, и плотность распределений возрастала, потому что рынок социальных сообщений предельно узок.

Подобный результат приносит не только незнание пороговых значений времени, общественно необходимого для реализации в обществе той или иной формы жизни. То же самое происходит и при незнании фундаментальных форм сознания социальной системы.

Рассмотрение зависимости интенсивности информационного приема от характеристик сообщений и читателей прояснило следующий факт. Чем больше реальность дана в опыте читателя, тем меньше интенсивность чтения информации, отражающей эту реальность. Треть века назад наиболее читалась информация о международной жизни, а наименее - информация о жизни города, где жил респондент. При этом объемы характеристик сообщений прочитанных и непрочитанных были пропорциональны объемам информационного ряда.

Данные говорят, что при сохраняющемся соотношении «активных», «пассивных» и «умеренных» читателей в аудитории число читаемых большинством аудитории сообщений неуклонно сокращается. Косвенные данные наших исследований говорят о том, что сейчас положение это усугубляется и затрагивает уже не только каналы прессы, но и такие средства информации, как радио и телевидение. Прямое подтверждение или опровержение этого факта должно быть получено исследованиями этого года. Однако, независимо от последних результатов, давно стало ясно, что структуры опубликованной и принятой информации всегда устойчиво совпадают. Об этом красноречиво свидетельствует диаграмма 2 о соотношении знака информации о жизни ведущих капстран в 1977 г. в «Правде» и знака реально прочитанных аудиторией газеты сообщений.

Диаграмма 2. Соотношение знака упоминания ведущих капиталистических стран в апреле 1977 г. в газете «Правда» и знака принятой аудиторией информации об этих странах (тсообщений = 120, А актов приема = 2291; «+» - положительный, «-» - отрицательный, «+-» - сбалансированный, «0» - нейтральная информация).

Знак ппуЁлнкпнаннпгп и приннтпгп

|□■■+■■■■■-■■ □■■+-" □"О" |

66_

I I 9 ^

Принято

02 I

60--| -

50--

40--^-

30--26 Щ I—

20--^-

10--II

□ - -1-1—

Текст

Эта диаграмма выбрана как наиболее четко показывающая адекватность знака принимаемой информации знаку информационного ряда на фоне сокращения приема в целом, что, однако, вовсе не говорит о соответствии знака отношения аудитории информационному. Несмотря на тождество знаковых рядов опубликованной и принятой информации, поле оценок общественного мнения существенно отличается от совокупной оценки медийными средствами роли западных стран в мире. К примеру, противоречивость позиций СМИ и населения в вопросе отношения капстран к СССР хорошо видна на диаграмме 3.

Диаграмма 3. Знак суждений-оценок позиции ведущих капстран в отношении СССР за 1967 г. в материалах центральных газет, радио и телевидения и в суждениях-оценках общественного мнения в январе

1968 г. в Таганроге (Сэлементов-оценок = 1621, Ссуждений ОМ = 1846).

Мы видим, что информационный ряд девяти ведущих центральных газет, передач радиостанций «Маяк» и 1-й программы Всесоюзного радио, первого канала Центрального телевидения и областных каналов СМК (около 65 тыс. упоминаний различных стран мира за год), содержащий оценки актов политики Англии, ФРГ, США, Италии, Греции, Турции, Испании, Франции, Израиля и Японии в отношении Советского Союза, резко расходится с оценками этой же политики у населения типичного среднего города РСФСР. Цифры, стоящие за этим и другими расхождениями, приведены в табл. 3.

Главной особенностью данных таблицы является тот факт, что население Таганрога в 1967-1968 гг., а впоследствии и население страны, занимало более сдержанную и терпимую позицию во взглядах на международную жизнь, нежели та, которую демонстрировали массмедийные средства. Аналогичные расхождения по ряду признаков наблюдаются и сейчас, но крупномасштабных исследований вышеприведенного ранга в настоящее время не проводится.

Хотя данные исследования «Выборы-2000», по крайней мере на полюсе «тексты ведущих газет», показывают неизменность позиции СМК в международных вопросах.

Таблица 3. Сопоставление оценок явлений международной жизни в суждениях информационных средств, охватывающих 99,5 % населения, и в суждениях общественного мнения г. Таганрога за 1967 г., а также суммарных оценок политики и жизни капстран и жизни в СССР и РФ за 1967, 1977, 1991 и 2000 гг. (в % к числу суждений, абсолютное число которых стоит в колонке подлежащего слева)

1967 г. явление Позиция капстран в вопросах войны и мира

Оценки + - +- 0

Суждения СМК-4248 22 70 7 1

Суждения ОМ -1837 22 50 28 0

1967 г. явление Отношение капстран к развивающимся

странам

Оценки + - +- 0

Суждения СМК-1632 11 85 3 1

Суждения ОМ -1844 4 47 49 0

1967 г. явление Отношение капстран к Советскому Союзу

Оценки + - +- 0

Суждения СМК- 1621 66 17 7 10

Суждения ОМ -1846 28 30 40 2

1967 г. в целом Суммарные оценки в целом

СМК в целом -7501 29 62 6 3

ОМ в целом - 5527 18 42 39 1

СМК в 1977 г. - 120 26 61 7 6

СМК в 1991 г. - 322 38 22 23 17

СМК в 2000 г. -1637 37 28 22 13

Суммарные оценки СССР и России

СМК в 1977-СССР- 309 74 10 5 11

СМК в 1991-СССР- 750 25 46 18 10

СМК в 2000-РФ - 1339 41 23 22 14

«+» - позиция, отношение положительные «-» - позиция, отношение отрицательные

«+-» - позиция, отношение сбалансированные (присутствуют полярные оценки)

« 0 » - позиция, отношение нейтральное (оценки нет, «чистая» информация)

Несходство позиций массмедиа и населения в международных вопросах очевидно. Смысл образа, формировавшегося информационными средствами в течение тридцати лет, сводился к формуле: «Ведущие капстраны резко отрицательно относятся к развивающимся странам и, занимая в вопросах войны и мира агрессивную позицию, уважают только сильный Советский Союз, который является единственным сдерживающим западную агрессивность фактором». Население более толерантно в этих вопросах, его оценки более взвешенны и сбалансированны. Резкая перемена знака оценок политики ведущих капстран приходится в массмедиа на 1990 г., когда умеренное увеличение положительных моментов жизни капстран сопровождается резким уменьшением отрицательных оценок этой жизни и соответствующим увеличением оценок сбалансированных. При этом в советское время в структуре освещения жизни зарубежных стран по сферам жизни превалирует освещение политической подсистемы: 41 % - деятельность госорганов, 8 % - спорт, 8 % - митинги и акции протеста, 4 % - промышленность и финансы. В современный период они занимают соответственно 23, 1, 5, 21 %. Тема промышленности и финансов увеличилась за счет сужения освещения политики и спорта. Характерно, что знак сфер жизни всех зарубежных стран претерпел минимальные изменения с 1967 по 2000 г. Все сферы жизни всех стран мира имели 45 % положительных, 31 % отрицательных, 2 % сбалансированных и 20 % нейтральных упоминаний, сменившихся в 2000 г. на 38 % положительных, 28 % отрицательных, 14 % сбалансированных и 20 % нейтральных.

Наиболее крупные изменения в позиции массмедиа произошли по знаку в отношении внутренней информации (данные табл. 3). Удельный вес в 74 % положительных оценок жизни СССР в 1977 г. упал в 1990 г. до 25 % (в 3 раза!), увеличив долю отрицательных оценок с 10 до 46 %. Надо сказать, что общественное мнение, качнувшись за этими оценками в 1991 г., впоследствии стало резко отрицательно относиться к такой «оголтелости» массмедиа, что, вероятно, привело к снижению «сверхкритического» тона освещения внутренней жизни страны.

Об этих реакциях населения и массмедиа косвенно свидетельствует и падение информационного приема, приведенное в табл. 4.

Таблица 4. Изменения в удельном весе международной и внутренней информации и информации, содержащей оценки и мнения, по данным анализа содержания областных СМК в исследованиях проекта «Общественное мнение» (n = 9535 сообщений), газеты «Правда» в исследовании «"Правда"-77» (n = 740 сообщений), газет «АиФ», «Правда», «Комсомольская правда» в исследовании

«"Правда"-91» (п = 1072 сообщения), газет «АиФ», «Независимая газета» в исследовании «Выборы-2000» (п = 1351 сообщение), газеты «Тамбовская жизнь» в 2004 г. - 82 сообщения (в % к числу сообщений по колонке, а также в % к числу контактов с сообщениями, вес которых стоит в колонке «%»; А1968 = 4546, А1977 = 35 362, А1991 = 56 584, А2004 = 3252).

Ежедневное чтение 1968 г. 1977 г. 1991 г. 2000 г. 2004 г.

материалов газет % 1 2 % 1 2 % 1 2 % % 1 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом 100 69 31 100 31 69 100 20 80 100 100 67 33

Международные 19 74 26 52 34 66 32 14 86 14 16 64 36

О стране 81 58 42 48 28 72 68 23 77 86 84 68 32

Информация 21 63 37 12 25 75 9 14 86 8 22 74 26

Мнение 79 56 44 88 31 69 91 21 79 92 78 65 35

1 - сообщение прочитано

2 - сообщение не прочитано

За двадцать три года читаемость международных материалов упала в 5-6 раз, восстановившись в местной газете через 36 лет до уровня 1968 г. Это был один из самых читаемых пластов информационного ряда - пласт недоступный в каждодневном опыте. Что же произошло?

Момент первый. Массмедиа стабильно уменьшали долю международной информации в общедоступном информационном ряду. Доля международных материалов в центральных газетах упала в 4-5 раз. В «АиФ» 1991 г. эта доля была 26 %, упав в предвыборную кампанию 2000 г. до 5 %. В «Независимой газете» доля информации на международные темы составляет в период этой кампании тот же объем, что и доля международной информации в областных и районных газетах СССР 1967 г. Резко падает в этот период и удельный вес слоя информации при возрастании слоя мнений. В «АиФ» - до 7,6 % против 10,1 % в «НГ».

Момент второй. Работники массмедиа составляют около 0,25 % занятого населения, а объем созданного, организованного и отредактированного ими потока информации, достигающего ежедневно совокупной аудитории (если аудитория газет равна 50 % взрослого населения), составляет каждый второй день 1 млрд принятых населением сообщений. Неадекватность отражения реальности этой группой именно по отношению к фундаментальным менталь-ностям населения приводит к падению информационного приема.

В 1968 г. из всего поля контактов аудитории с информацией о международной жизни 74 % были положительными, таким образом, если миллиону человек предлагалось в день, скажем, сто сообщений о событиях в мире, то 74 млн контактов имели результатом чтение -информация входила в сознание аудитории, а 26 млн контактов «уходили в песок». В 1977 г. это соотношение было уже 34 % «положительных» актов приема против 66 % «отрицательных», а в 1991 г. в совокупном поле сообщений газет «АиФ» и «Правда» это соотношение стало 14 % против 86 %. Там же, где газета экономически вынуждена помещать только важнейшую информацию, читаемость возрастает. Косвенные данные говорят о том, что сейчас этот процесс значительно глубже и «в песок» уходят уже миллиарды человеко-сообщений массмедийного поля, и это относится не только к газетам. «Черные дыры» стоимости оказываются отнюдь не виртуальными игрушками.

Третий момент связан с ментальностью. Из вышеприведенных диаграмм и таблиц следует, что население тяготеет к взвешенным оценкам, к информации о фактах, отрицая крайности и комментарий с навязанными мнениями. Но это не все. Мы специально измерили изменение отношения населения к странам мира в 25-летнем цикле. Оказалось, что на замерах с интервалом в 24 года обнаружились 15 стран, интерес к которым остался на одном и том же уровне. Люди называли 5 стран, в которые они хотели бы поехать. В 1967 г. Чехословакия занимала по этому параметру первое место, в 1991 г. переместилась на двадцать первое. США занимали третье место, переместились на первое. Мы исключили страны, которые претерпели переход с одного места на другое на два ранга и более, и тогда остались страны, интерес к которым стабилен и не подвержен состоянию политической атмосферы, враждебным или дружеским акциям, позициям правительств этих стран и т. п. В целом это семья из пятнадцати стран-народов, однако первые пять вообще не сходят со своих мест, а в парах «Китай - Югославия», «Греция -Испания» имеются флуктуации в единицу на ранговом ряду, которые объяснимы периодами обострения наших двусторонних отношений.

Диаграмма 4. Постоянство удельного веса зарубежных стран, вызывающих интерес населения страны (в % к числу опрошенных в г. Таганроге в январе 1968 г.; п = 969 с коррекцией на 4500 суждений опрошенных; и в % к числу опрошенных во всесоюзном исследовании 1991 г.; п = 9672 с коррекцией на города типа Таганрога в РСФСР; п = 1141 с перевесом на генеральную совокупность по переписи населения)

Мы видим, что ни две мировые войны, ни франко-русские конфликты прошлого века не поколебали интереса русскоязычного населения к жизни Франции, Германии, Италии, Англии, Индии. Этот интерес устойчив, он не подвержен конъюнктурным изменениям, это семья народов, связи с которыми складывались на протяжении тысяч лет, и они лежат в генетической памяти общества. Развитие связей на этом поле будет всегда поддержано населением. Освещение жизни людей в этих странах, их порядков, обычаев будет всегда вызывать интерес. Это фундаментальный ряд сознания людей, выкристаллизованный исторически. И политики, и деятели культуры, к коим принадлежат журналисты, обязаны его знать и в той или иной мере на него ориентироваться.

Фундаментальный базовый ряд ментальностей населения по отношению к странам мира свидетельствует и о том, что наше общество в своих интересах давно и трезво осознавало объективную мозаичность мира, о которой так много сейчас говорят. Из ответов людей вырисовываются англосаксонский и романо-германский, славянский и индуистский, китайский и исламский миры - шесть огромных человеческих ареалов, каждый из которых обладает такими демографическими, интеллектуальными, природными и техническими ресурсами, которые не позволят ни одному из оставшихся завоевать доминирующую позицию. Население, оказывается, хорошо видит так называемую объективную многополярность мира, картину человеческого общежития, в котором нельзя самовольничать (что, кстати, ясно со времени наполеоновских войн). Однако не только эта общая картина мнений населения, выступающего экспертом по международным проблемам, вызывает исследовательский интерес.

Кроме фундаментального ряда отношения, есть и другой, оперативный, подверженный краткосрочным изменениям ряд общественного мнения. Он хорошо вырисовывается из номиналий тех стран, интерес к которым претерпел изменения. Вот семь «потерявших» и шесть «приобретших» «симпатии» русскоязычного населения Союза ССР стран.

Диаграмма 5. Изменения удельного веса зарубежных стран, вызывающих интерес населения страны (в % аналогично данным диаграммы 4)

Итак, за 25 лет упал интерес к странам «народной демократии» и к Египту и возрос интерес к нейтралам и умеренным европейцам. Отметим, что США и Япония занимают особое место, выпадая в общественном мнении и из оперативного, и из фундаментального рядов. Интерес к ним высок, но конъюнктурен.

Два косвенных замечания. Во-первых, эта информация получена в 1991 г., и политиками она востребована не была, хотя сейчас всем очевидна ее актуальность, и именно в те годы. Тогда ввод ее в управленческую практику был бы более эффективен, чем в ситуации ослабленного общества, однако в порочной практике социального управления каждый властвующий требует только то, что он хочет видеть.

Во-вторых, фундаментальный и оперативный ряды общественного мнения предоставляют журналистам редкую возможность «убить сразу трех зайцев»: освещая жизнь стран фундаментального интереса, жизнь стран, интерес к которым возрос (для его удовлетворения), жизнь стран, интерес к которым в прошлом был высок. С остающимися элементами последнего интереса можно информационно резонировать вновь, не выбрасывая их на «свалку истории». Однако мы уже видели, как поле международной инфор-

мации тает в массмедиа шагреневой кожей. У местной же прессы это поле - не главная забота.

В целом можно сделать следующие выводы о существе полученной картины и ее значении в стратегии освещения внешнеполитических вопросов и в процессе принятия решений.

Дело в том, что фундаментальные ценности никогда не могут бесследно и в «никуда» исчезнуть. Они существуют в языке, в памяти о событиях и в памяти отношений, вызванных этими событиями. Наши исследования за сорокалетний период показывают, что подобная картина наблюдается по отношению отражения в информационном ряду почти всех значимых областей социальной жизни. Отражение социальной реальности неадекватно полям смыслов и обстоятельств жизни широких слоев населения и групп, что делает информационный ряд непопулярным. Сужения, ограничения в этом отражении жизни ведут к падению обращений аудитории к сообщениям. «Тиражи» каналов, не сумевших справиться с проблемой, падают.

Другой значимый вывод - появление объективной необходимости создания цивилизационных отношений между информационными рядами и рядами оценок общественного мнения. При падении уровня информированности населения относительно какой-либо предметной области социальной жизни возрастает энтропия в поле отношений и оценок этого фрагмента реальности. При удельном весе неинформированных до двух третей всего взрослого населения энтропия оценок (по Шеннону) возрастает до предельных значений (0,999 в массивах более 1000 человек). Что происходит в массовом сознании в этом случае, можно с успехом выяснять, гадая на кофейной гуще или проводя телефонные опросы. Власть, принимая в этом случае решения, вынуждена опираться на резко суженные и искаженные информационные поля, которые не дают возможности сформулировать адекватные объективным требованиям жизни смыслы подобных решений. Конечно, аксиома «чем меньше информированность широких слоев населения, тем длиннее лаг времени проверки неадекватных управленческих решений» действует. Но чем лучше она действует, тем выше непредсказуемость разрушительных последствий ее действия и форм реакций общества. При этом и издатель, и коммуникатор начинают самомистифицировать себя, исходя из узкокорпоративных полей информации.

Здесь нет возможности приводить тысячи цифр, подтверждающих эту мысль на исследованиях 1966-2004 гг., содержащих десятки миллионов социальных фактов. Я проиллюстрирую ее метафорически очевидным историческим примером. Екатерина II говорила, что пьяным народом легче управлять, чем трезвым. Не факт. Получила на выходе «пугачевщину», когда полетели головы и при-

шлось привлекать фельдмаршала Суворова для подавления восстания, - какая уж тут «легкость»!

Цивилизация предусматривает высокую терпимость и общеполезное взаимодействие диаметрально противоположных и различно окрашенных политических и этносоциальных сил. Однако толерантность и информированность - это два близлежащих пласта сознания: без второй нет и не может быть первой. Терпимость и уважение появляются при знании общественных форм достижения другими людьми своих жизненно важных целей. Сокращение поля надежной оперативной информации о разнообразии мира, о дифференциации внутренней жизни ведет к возрастанию полей незнания и напряжения на полюсах «власть-общество», чреватых непредсказуемыми формами разрешения.

Центральные каналы пока это не настораживает (или насторожило в этом году в минимальной степени), и они продолжают перемешивать фундаментальные и оперативные уровни сознания, скажем, в видовых и словесных стереотипах. Например, давая рекламу, вызывающую товарное отвращение и дискредитирующую рекламодателя за его же деньги. Региональная пресса быстрее платит тиражами, популярностью, разорением за неадекватное отражение. Но показать при позиции местных властей, что печатное слово - сила, а пресса - колокол, достаточно трудная задача.

В заключение мне хотелось бы привести пример, как, несмотря на стихийное производство массовой информации, массмедиа не могут избежать общих тенденций общественного влияния и «выскочить» из объективной общественной семантики.

Таблица 5. Частота упоминаний стран мира в газетах, передачах радио и ТВ за 1967 г. и в «АиФ» и «Независимой газете» во время выборной президентской кампании 2000 г.

1967 2000

В целом (абс., %) 52 044 100,0 1307 100,0

США 7303 14,0 217 16,6

Германия 4112 7,9 70 5,4

Англия 2288 4,4 53 4,1

Франция 1907 3,7 49 3,7

Италия 968 1,9 37 2,8

Югославия 815 1,6 43 3,3

Китай 1055 2,0 35 2,7

Израиль 1738 3,3 26 2,0

Япония 1137 2,2 26 2,0

Турция 269 0,5 24 1,8

Иран 143 0,3 20 1,5

Продолжение

1967 2000

Испания 464 0,9 20 1,5

Индия 491 0,9 18 1,4

Пакистан 243 0,5 16 1,2

Румыния 657 1,3 15 1,1

Афганистан 112 0,2 14 1,1

Австрия 372 0,7 13 1,0

Чехия 1416 2,7 13 1,0

Польша 1359 2,6 12 0,9

Финляндия 558 1,1 12 0,9

Греция 973 1,9 11 0,8

Канада 522 1,0 11 0,8

Норвегия 242 0,5 11 0,8

Швейцария 224 0,4 11 0,8

Австралия 344 0,7 10 0,8

Ирак 216 0,4 10 0,8

Швеция 456 0,9 10 0,8

Бельгия 368 0,7 9 0,7

Венгрия 1054 2,0 9 0,7

Дания 333 0,6 9 0,7

Болгария 1073 2,1 8 0,6

Мексика 238 0,5 8 0,6

Нидерланды 378 0,7 7 0,5

ОАЕ 23 0,0 8 0,6

Португалия 243 0,5 7 0,5

НАТО 294 0,6 43 3,3

ООН 692 1,3 48 3,7

Европа, ЕС, ОБСЕ 297 0,6 93 7,1

Банки,клубы 358 0,7 25 1,9

ОПЕК 99 0,2 8 0,6

Другие международные 369 0,7 11 0,8

организации

Другие страны Европы 479 0,9 41 3,1

Другие страны Азии 994 1,9 29 2,2

Другие страны Ближ. 3649 7,0 33 2,5

и Ср. Востока

Другие страны Африки 2893 5,6 49 3,7

Другие страны Латинской 2238 4,3 35 2,7

Америки

Страны Индокитая 4714 9,1 6 0,5

Другие упоминания 496 1,0 6 0,5

Характерно, что за 33 года удельный вес упоминаний о США в прессе не изменился и делает из них доминирующую «персону грата». Но если исключить упоминания о США (и странах Индокитая за 1967 г., когда шла Вьетнамская война), то довольно устойчивыми окажутся упоминания о тех европейских странах, интерес к которым у населения за четверть века не претерпел изменений. Массмедиа не могут выйти из тех форм общественного организма, о которых они, как показывает знак информации, в то время не знали*.

Небезынтересно также и то, что во время президентской кампании 2000 г. удельный вес упоминаний В.В. Путина среди всех поименно упомянутых 1599 руководителей составил 16,2 %; Г.А. Зюганова - 5,4, Г.А. Явлинского - 5,4, В.В. Жириновского - 3,2 %. Таким образом, законы распределения в международных и внутренних секторах информационного поля по субъектам международного права и субъектам внутриполитической деятельности оказываются одинаковыми. Зоны недостаточной информационной наполняемости, «ограниченности»1 элементов содержания информационных полей уже здесь очевидны. В целом это приводит к низкой степени информированности с вытекающими отсюда последствиями непредсказуемости (или, наоборот, -кратковременной предсказуемости) поведения социума. Как выглядят содержательные элементы каждого из упомянутых субъектов международного права и внутренней политики и каким образом их «интегральные» образы ложатся на стереотипы массового сознания, - тема другой работы, здесь же необходимо отметить следующее: выводы, основанные на сопоставлении картин, разделенных большими промежутками времени - десятилетие, одно-два демографических поколения и т. п., - фундаментально отличаются от логических выводов пусть и системного, но разового замера. Однако социальный мониторинг - это и то и другое: динамическое сопоставление базовых и оперативных интегральных показателей.

Примечания

1 Таршис ЕЯ. Вопросы методологии анализа содержания текстов средств массовой информации и пропаганды. Автореф. дис... канд. филос. наук. АН СССР ИСИ. М., 1974.

* Социологических исследований по данным параметрам с интервалом за 25 лет у нас не проводилось, и эта информация именно по ряду социальных обстоятельств обнародуется автором впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.