КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ПОСЛАНИЙ В.В. ПУТИНА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ (2000-2014 ГГ.)
САМОРОДОВА Наталья Николаевна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, магистрант 1 -го курса направления подготовки «Политология», e-mail: Samorodowa.n@yandex.ru
В статье представлены результаты контент- и лингвистического анализа текстов посланий Президента Федеральному Собранию РФ. Выявлены ключевые языковые единицы и политические концепты. Изучен механизм влияния посланий на формирование политического дискурса и определены их место и роль в формировании политической повестки дня.
Ключевые слова: президент, послания, дискурс, концепт, власть.
После вступления в должность Президента РФ (2000 г.) В.В. Путин продолжил практику президентских посланий. В Послании 2000 г. доминирует тезис, что «без укрепления государства нельзя решить ни одну общенациональную задачу» [1: 47]. Лейтмотив послания - укрепление государства, построение вертикали власти как важнейшего условия очередного этапа государственной модернизации. При этом главная задача - остановить процессы дезинтеграции и, напротив, сохранить целостность Федерации. Частота употребления фразы «укрепление власти» равнялось 17, «вертикаль» - 21, «администрирование» - 26, «Федерация» - 35 (табл. 1).
Таблица 1
Количественная характеристика проблем внутренней политики России в посланиях В.В. Путина ФС РФ (2000 г.)
Единица счета 2000 г.
Укрепление 17
Порядок 15
Вертикаль 21
Местное самоуправление 7
Администрирование / функционирование / властные институты 26
Исполнительная власть 10
Федерация 35
В Послании 2001 г, доминирует проблема политического реформирования, построения четко работающей вертикали исполнительной власти, запуска действенного механизма реализации государственных решений. В сфере экономики президент констатирует^ что «модернизация структуры экономики не идет, консервируется и даже усиливается ее сырьевая направленность» [2: 387].
В 2002 г. В.В. Путин подчеркивает необходимость модернизации системы исполнительной власти, судебно-правовой системы, здравоохранения, экономики: «Структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики» [3].
В Послании 2003 г. на фоне системного укрепления государственной власти президент уделяет существенное внимание необходимости модернизации Вооруженных сил РФ [4]. Наглядно это показано на рисунке 1.
■ Политическое реформирование
Модернизация системы исполнительной власти
Модернизация вооружённых сил РФ
2001 2002 2003
Рис. 1. Частота доминирующих концептов в посланиях В.В. Путина ФС РФ (2001-2003 гг.)
Послание 2004 г. - предвыборное, а значит, в большей степени, чем предыдущее, социально ориентированное. Оттого оно содержит множество мини-посланий представителям различных социальных групп. Подводя итоги первого срока своего пребывания в должности президента, В.В. Путин отмечает что «до сих пор России не удалось догнать саму себя образца 1989 г. При
этом нельзя забывать, что 1989 г. в развитии бывшего СССР был далеко не лучшим» [51.
В 2005 г. оглашен ряд важных решений, направленных на удержание власти: определен новый порядок наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации, приняты конкретные меры по укреплению государства и вертикали исполнительной власти.
В содержании Послания 2006 г. начинает доминировать проблема модернизации и инноваций. Речь идет о необходимости изменения приоритетных секторов промышленности, армии, научных отраслей, мощностей по производству космической техники и развитию наземной инфраструктуры. «Россия может стать и одним из лидеров в нанотехнологиях. Это одно из самых перспективных направлений и путей развития энергосбережения, элементной базы, медицины, робототехники», - заявил В.В. Путин [6].
Несмотря на то, что Послание 2007 г. было ориентировано на предстоящие выборы и обеспечение преемственности власти, модернизация всех сфер общественной жизни - Вооруженных сил и правоохранительных органов, высокотехнологичных промышленных производств, электро- и гидроэнергетики, авиастроения, водоканалов, науки и образования - также заняла большое место (рис. 2).
60 -
51
I
Модернизация и развитие вы сокотехн ол оги ч н ых промышленных производств
■2005 0 13 7
■2006 35 27 15 21
2007 30 43 45 51
50 43 45 40 35
Модернизации .. Модернизация все
приоритетных секторов „ „ ^ сфер общественно
Рис. 2. Частота употребления дефиниции «модернизация» в посланиях В.В. Путина ФС РФ (2005-2007 гг.)
В период 2000-2005 гг. важнейшей в обсуждении являлась социально-экономическая тема. К 2005 г. частотность упоминания проблемы увеличилась с 79 раз до 152, но уже в 2014 г. она достигла 195. Это можно объяснить тем, что в начале 2000-х гг. политика была направлена на укрепление вертикали власти, реформирование административно-управленческого комплекса. К 2014 г. социально-экономические проблемы не могут не занимать важное место в связи с тем, что они затрагивают личные интересы населения. Финансовый кризис также влияет на такое положение дел (табл. 2).
Таблица 2
Общее количество упоминаний тем в текстах посланий В.В. Путина ФС РФ (2000-2014 гг.)
Проблематика/ год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2012 2013 2014
Социально- 79 65 122 195 230 152 110 82 186 188 195
экономические
роблемы
Экономические 4 19 96 112 85 103 134 109 117 139 146
проблемы
Внутренняя 67 32 68 93 89 120 141 195 121 269 285
политика
Внешняя 146 132 135 145 159 183 199 184 165 284 201
политика
Терроризм 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Тексты посланий В.В. Путина в той части, где речь идет о кризисной ситуации в стране и причинах неудач преобразований, сначала выстраиваются в той же тональности и интонации, что и послания предшественника. В 2000 г. Путин отмечает, что «холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия» [1: 36], т.е. по-прежнему ищет истоки происходящего в советском прошлом. Однако уже в 2001 г. В.В. Путин штрихами набрасывает образ внешнего врага: «Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитиче-
ской перестройке мира» [2: 369]. Далее возрастает интенсивность высказываний в адрес недоброжелателей, постепенно появляется более жесткая риторика. Президент отмечает проблемы и внутри, и за пределами страны: «Дело в самой системе работы и законодательных, и исполнительных органов власти. Сейчас она устроена так, что тормозит, а во многих случаях просто останавливает преобразования» [7].
В Послании 2002 г. президент обращается к другой проблеме: «Довольно долго многие политики и граждане страны были уверены или жили иллюзиями, что окончание периода военно-политической конфронтации в мире чуть ли не автоматически откроет России путь в мировую экономическую систему, что мир распахнет нам свои «экономические объятия». <...> Нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция - за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. <...> В период слабости - нашей слабости - многие ниши на мировом рынке нам пришлось уступить. И они тут же были захвачены другими. Их никто так просто возвращать не хочет и не отдаст» [3]. Фрагменты послания красноречиво свидетельствуют, что друзей нет, союзников надо еще найти, а враги - кругом. Хотя пока это всего лишь абстрактный враг, конкурент, оппонент. Сначала речь идет о конкуренции в экономической сфере. Однако вскоре очертания приобретают и политическую окрашенность. «Вокруг нас - страны с высокоразвитой экономикой. Надо прямо сказать: они оттесняют там, где могут, Россию с перспективных мировых рынков. А их видимые экономические преимущества дают повод для роста геополитических амбиций» [7: 75].
В посланиях 2013, 2014 гг., в отличие от предыдущих, образ внешнего врага проявляется конкретнее. Это США, страны Западной Европы и Украина. Происходит это по причинам, связанным с революцией на Украине и боевыми действиями на ее восточной территории. В связи с этим возрастает число употребления таких слов, как «национальные интересы», «национальная безопасность», «сила», «угроза», «опасность», «благополучие», «война», «кризис» (рис. 3).
35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 3. Частота употребления дефиниции «кризисная ситуация» в Посланиях В.В. Путина ФС РФ (2000,2005, 2014 гг.)
Таким образом, контент-анализ подтвердил, что послания Президента Федеральному Собранию РФ являются текстами стратегического значения и содержат понимание и оценку главы государства ситуации в стране. Послания В.В. Путина существенно отличаются от посланий предшественника. Лейтмотив документа выявляется намного проще, президент говорит конкретнее, убедительнее, не увлекается философией и теорией вопросов государственного реформирования, строительства и управления. Не отвлекается он и на «мелкие темы». В связи с этим и уровень суггестивности его текстов и выступлений много выше, чем у предшественника, а далее - и у преемника. Главным в послании становится определенная политическая идея, обоснование того или иного этапа действий в процессе реформ. Стиль президента оценивается как жесткий до грубости, логичный до непререкаемости. В то же время послания полны информации, информационных поводов, политических инициатив и импровизаций на грани фола.
Основная проблематика посланий В.В. Путина базируется на темах социально-экономического характера, внешней и внутренней политики, терроризма. Темам протестов внутри общества внимание практически не удаляется, за исключением 2010-2011 гг., социально-экономическим темам уделяется много места, особенно - в период экономических и финансовых кризисов.
29
ШШш
Национальные Национальная Сила
интересы безопасность
Угроза Война Благополучие
2000 Я 2005 2014
Доминирующей речевой тактикой являются указания на пути решения проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, 8 июля 2000 г. // Вся политика: хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. М.: Европа, 2006.
2. Не будет ни революций, ни контрреволюций: Послание Президента РФ В.В. Путина ФС РФ, 3 апреля 2001 г. // Ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию, 1994-2005 гг. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2006.
3. Послание Президента РФ В.В. Путина ФС РФ, 18 апреля 2002 г. URL: http://kremlin.ni/acts/bank/36351/page/3
4. Послание Президента РФ В.В. Путина ФС РФ, 16 мая 2003 г. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36352
5. Послание Президента РФ В.В. Путина ФС РФ, 26 мая 2004 г. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2004/05/71501.shtml
6. Послание Президента РФ В.В. Путина ФС РФ, 10 мая 2006 г. // Избранные речи и выступления. М.: Книжный мир, 2008. С. 85-132.
7. Колесников А. Спичрайтеры: хроника профессии, сочинявшей и изменявшей мир. М.: ACT, 2007.
CONTENT ANALYSIS OF V.V. PUTIN'S MESSAGE TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF RF (2000-2014)
Samorodova Natalya Nikolaevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, First-Year Candidate for a Master's Degree Studying «Political Science», e-mail: Samorodowa.n@yandex.ru
The article includes the results of content and linguistic analysis of President's messages to the Federal Assembly of RF. It considers key linguistic units and political concepts. Influence of messages on their political discourse is studied, and their place and role in formation of the political agenda are defined.
Key words: President, message, discourse, concept, power.