Научная статья на тему 'Контексты культурной оттепели: к 60-летию «шестидесятников»'

Контексты культурной оттепели: к 60-летию «шестидесятников» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оттепель / шестидесятники / протесты 1968 г. / шестидесятые годы XIX в. / физики и лирики / лейтенантская проза / деревенская проза / новая советская волна кинематографа. / thaw / sixtiers / protests of 1968 / 1860s / physics and lyrics / lieutenant's prose / village prose / new Soviet wave of cinema.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шлыкова Светлана Петровна

В статье рассматривается феномен культуры «шестидесятников» в сопряжении с историческим и социально-политическим контекстами шестидесятых годов прошлого века в Советском Союзе и странах Западной Европы. Историко-политическим контекстом эпохи были сталинские репрессии, годы войны, разоблачения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС и наступивший после этого период «оттепели». Проводится параллель с движением шестидесятников XIX в., социально-политическая деятельность которых нашла отражение в культуре того времени. Творчество «шестидесятников» прошлого века затронуло все сферы культуры: музыка, изобразительное искусство, кинематограф, более всего найдя свое выражение в литературе и поэзии. Культурный ренессанс этого периода воплотился в гуманистической направленности, попытке«очеловечить» социалистический строй. Культурным героем впервые за годы доминирования соцреализма стал не человек-борец, не человек-строитель, а рефлексирующий человек, переживший мировоззренческий кризис. И несмотря на то что шестидесятники продолжали оставаться убежденными в правоте марксизма-ленинизма, в верном пути социалистического строительства, их творчество оказало существенное влияние на последующие десятилетия, поспособствовав, в конечном счете, смене политического курса Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contexts of the Cultural Thaw: on the 60th Anniversary of the Sixtiers

The article studies the culture of the «sixtiers» in connection with the historical and socio-political context of 1960s in the Soviet Union and Western Europe. The historical and political context of the era included the Stalinist repressions, the war years, the exposure of Stalin's cult at the 20th Congress of the CPSU, followed by the period of the «thaw». A parallel is drawn with the movement of 1860s and reflection of its social and political activities in the culture of that time. The creativity of the «sixtiers» of the XX century affected all spheres of culture: music, fine arts, cinema, literature and poetry. The cultural renaissance of this period was embodied in a humanistic orientation, an attempt to «humanize» the socialist system. For the first time in the years of dominating socialist realism,the cultural hero was neither a man-fighter nor a man-builder, but a reflective man who survived a worldview crisis. And despite the fact that the sixtiers were still convinced in the correctness of Marxism-Leninism, in the right path of socialist construction, their work had a significant impact on subsequent decades, contributing to the change in the political course of the Soviet Union.

Текст научной работы на тему «Контексты культурной оттепели: к 60-летию «шестидесятников»»

Шлыкова Светлана Петровна, кандидат искусствоведения, преподаватель музыкального училища при Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Shlykova Svetlana Petrovna, PhD (Arts), teacher at the music college of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: shlykovasv19@mail.ru

КОНТЕКСТЫ КУЛЬТУРНОЙ ОТТЕПЕЛИ: К 60-ЛЕТИЮ «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»

В статье рассматривается феномен культуры «шестидесятников» в сопряжении с историческим и социально-политическим контекстами шестидесятых годов прошлого века в Советском Союзе и странах Западной Европы. Историко-политиче-ским контекстом эпохи были сталинские репрессии, годы войны, разоблачения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС и наступивший после этого период «оттепели». Проводится параллель с движением шестидесятников XIX в., социально-политическая деятельность которых нашла отражение в культуре того времени. Творчество «шестидесятников» прошлого века затронуло все сферы культуры: музыка, изобразительное искусство, кинематограф, более всего найдя свое выражение в литературе и поэзии. Культурный ренессанс этого периода воплотился в гуманистической направленности, попытке «очеловечить» социалистический строй. Культурным героем впервые за годы доминирования соцреализма стал не человек-борец, не человек-строитель, а рефлексирующий человек, переживший мировоззренческий кризис. И несмотря на то что шестидесятники продолжали оставаться убежденными в правоте марксизма-ленинизма, в верном пути социалистического строительства, их творчество оказало существенное влияние на последующие десятилетия, поспособствовав, в конечном счете, смене политического курса Советского Союза.

Ключевые слова: оттепель, шестидесятники, протесты 1968 г., шестидесятые годы XIX в., физики и лирики, лейтенантская проза, деревенская проза, новая советская волна кинематографа.

CONTEXTS OF THE CULTURAL THAW: ON THE 60TH ANNIVERSARY OF THE SIXTIERS

The article studies the culture of the «sixtiers» in connection with the historical and socio-political context of 1960s in the Soviet Union and Western Europe. The historical and political context of the era included the Stalinist repressions, the war years, the exposure of Stalin's cult at the 20th Congress of the CPSU, followed by the period of the «thaw». A parallel is drawn with the movement of1860s and reflection of its social and political activities in the culture of that time. The creativity of the «sixtiers» of the XX century affected all spheres of culture: music, fine arts, cinema, literature and poetry. The cultural renaissance of this period was embodied in a humanistic orientation, an attempt to «humanize» the socialist system. For the first time in the years of dominating socialist realism, the cultural hero was neither a man-fighter nor a man-builder, but a reflective man who survived a worldview crisis. And despite the fact that the sixtiers were still convinced in the correctness of Marxism-Leninism, in the right path of socialist construction, their work had a significant impact on subsequent decades, contributing to the change in the political course of the Soviet Union.

Key words: thaw, sixtiers, protests of 1968, 1860s, physics and lyrics, lieutenant's prose, village prose, new Soviet wave of cinema.

Термин «шестидесятники», как известно, ввел в оборот литературный критик Станислав Рассадин, опубликовав в 1960 г. в последнем выпуске журнала «Юность» критический разбор некоторых современных романов — «Шестидесятники. Книги о молодом современнике». Ему же первому принадлежит не только термин, но и емкая характеристика этой новой генерации, сформировавшаяся в результате наблюдения «над некоторыми книгами самого последнего времени, сумевшими по-разному и в разной степени запечатлеть черты нынешнего молодого поколения. И черты не случайные, не мелкие, а существенные, я бы даже сказал, определяющие. Это "неформализм" души, трезвость, прекрасно сочетающаяся с честностью и бескорыстием. Это — умение и желание мыслить, размышлять о жизни и ее сложностях. Это — стремление во всем, за каждым словом увидеть судьбу человека. Того человека, что обычно именуется "простым" и пишется с самой обыкновенной, незаглавной буквы» [7, с. 62]. Поэтически и философски емко о своем поколении высказался и Е. Евтушенко: «"Шестидесятники" — это поколение генетически предрасположенных к страху, но начавших его побеждать» [6, с. 7].

С того времени прошло шестьдесят лет, но до сих пор феномен генерации 60-х гг. в научной среде не отрефлек-сирован, ему не дана четкая характеристика, в полной мере не изучены культурные тексты данной эпохи. Феномен шестидесятников общепризнан, вызывает интерес, но крупных обобщающих исследований так и не появилось, научного осмысления данного явления нет. Исследователи ограничивались либо общим разбором эпохи, либо обращались к персоналиям [1; 3; 8]. Так, Беляева, конструируя модель «шестидесятника», отмечает, что «чёткого определения понятия "шестидесятники" нет, и большинство работ, посвящённых теме, сводится к размытой авторской оценке генерации, конкретной характеристики которой не представлено» [2, с. 66]. Подводя итог своей работе, автор приходит к весьма обобщенному и схематичному выводу, что «"шестидесятники" — особая социокультурная генерация, воплотившая в себе систему общечеловеческих ценностей, просвещенческие идеи, жизнетворчество» [2, с. 70].

Еще более формально шестидесятников можно охарактеризовать как советское поколение интеллектуалов, чья творческая зрелость пришлась на конец 1950-х — 1960-е гг. То есть это поколение, вступившее

16

во взрослую жизнь после ХХ съезда КПСС, во времена хрущевской «оттепели». Термин «оттепель», ставший символом исторического периода десталинизации и надежд на демократические перемены в жизни СССР, закрепился в социокультурной сфере после публикаций в 1948 г. стихотворения Н. Заболоцкого «Оттепель» в журнале «Новый мир» и в 1954 г. одноименной повести Ильи Эренбурга в журнале «Знамя». Примечательно, что произведения, название которых стало метафорой свободы, преобразований, ни содержанием, ни смыслом не выходили за рамки и каноны соцреализма, и все же авторы, озаглавливая свои произведения, профетически предчувствовали перемены.

Хронологические рамки «шестидесятничества» достаточно условны, но общепринятым является период с 1956 по 1968 гг.

Однако термин «шестидесятники» не был новым, он впервые прозвучал еще в XIX в. Поэтому разговор о шестидесятниках ХХ в. будет неполным, если параллельно не коснуться шестидесятников XIX в. — также поколения интеллигенции, выступившего на авансцену общественной и литературной жизни Российской империи в годы осуществления крестьянской реформы в конце 1850-х — 1860-е гг. Радикальным направлением тогда стал нигилизм, представителями которого были по преимуществу разночинцы, ставшие первыми представителями революционного движения в России. Реформы Александра II вызвали небывалое оживление интереса к социально-политическим вопросам в образованных слоях российского общества, что нашло отражение, прежде всего, в журналистике, о чем и пишет исследователь: «В России рождение журнальной художественной критики произойдет на столетие позже (1850-1860), но приобретет сходную форму противостояния академического и внеакадемического искусства и также потребует условий либерализации общественной жизни в эпоху александровских реформ и появления более широкой, чем прежде, "публики"» [5, с. 26].

Ослабление цензуры привело к появлению огромного количества новых периодических изданий, многие из которых, и прежде всего журнал «Современник», стали мощным рупором общественного мнения.

Устремления на «очеловечивание» и смягчение политического режима в послереформенной России, скинувшей бремя крепостничества, и Советского Союза, узнавшего правду о самых страшных годах сталинских репрессий, были схожи. Таким образом, два века подряд в России в одно и то же время происходили либерально-демократические «оттепели», заканчивающиеся усилением реакции и, в конечном итоге, через несколько десятилетий — сменой политического строя в стране.

Если контекстом шестидесятничества XIX в. были реформы Александра II и прежде всего отмена крепостного права, то эпоха шестидесятников ХХ в. формировалась под влиянием гораздо более широких и многоплановых контекстов, происходящих как внутри страны, так и за рубежом. 60-е гг. прошлого века в странах Западной

Европы породили такие феномены, как хиппи, движение битников, рок-музыку, сексуальную революцию, приведшие к кульминационным протестным формам в 1968 г. Советские шестидесятники, хоть и огороженные «железным занавесом» идеологии, подпитывались прежде всего западной литературой, ставшей одной из причин вызревания нового мышления поколения 60-х гг. В годы оттепели в СССР выходят книги таких культовых писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Джером Селинджер, Антуан Сент-Экзюпери и других. Это был поистине глоток свежего воздуха в стране, где в культуре десятилетиями насаждался принцип соцреализма. Свершившаяся в 1959 г. на Кубе социалистическая революция привлекла молодое советское поколение и экзотикой заокеанской страны, и свежим революционным пафосом, утраченным в СССР в годы репрессий.

Но главным зарубежным контекстом были, безусловно, протестные движения, возникшие в один год практически во всех странах мира. Этот год до сих пор многими исследователями, политологами и социологами до конца не отрефлексирован, остается загадочным и мистическим. Четкого ответа на вопрос, почему именно в 1968 г. энергия протеста достигла своего апогея, во многих странах мира произошли массовые протесты, митинги и забастовки, до сих пор нет. Протесты эти в разных странах носили совершенно индивидуальный характер: антивоенный, национально-освободительный, антипуританский и т. д., причем социальная неприязнь не была акцентирована против чего то определенного, против какой-либо общественной или политической формации. Это был некий спонтанный, порой неосознанный протест против неравноправия в целом — социального, расового, сексуального, национального. Символом ненависти стала обобщенная властная фигура — политическая, семейная, экономическая. Вызов был брошен авторитетам во всех областях жизни, традициям, навязанным старшим поколением ценностям. Именно эта неприязнь к власти — в Советском Союзе пока еще скрытая, подспудная — объединила шестидесятников всего мира и стала внешним контекстом культурной оттепели в нашей стране. Рассмотрим кратко основные, наиболее заметные протестные движения 1968 г.

В США проходят выступления за равенство чернокожих, за гражданские свободы, многомиллионные демонстрации за вывод войск из Вьетнама. На фоне этих массовых политико-социально-сексуальных революционных движений затерялся факт основания в 1968 г. компании Intel, которая совершила тихую технологическую революцию, сделав и политиков, и молодежь заложниками компьютеров, актуализировав социальное разобщение, уход от реальности в виртуальное пространство.

Во Франции Париж и другие города захватили бунтующие студенты, изначальным требованием которых стало требование свободного посещения женских общежитий. Ограничение сексуальной свободы студенты превратили в символ политического и духовного угнетения.

«Запрещено запрещать» — таким был главный лозунг студенческого недовольства. Вскоре к студенческим выступлениям подключились профсоюзы, объявившие забастовочную кампанию. Объединенная майская восьмимиллионная демонстрация рабочих и студентов до сих пор остается крупнейшей во французской истории (фото 1).

Фото 1. Студенческие и рабочие протесты. Париж, май 1968 г.

Но главным зарубежным контекстом, повлиявшим на советских шестидесятников, стала «Пражская весна». Во-первых, потому, что Чехословакия входила в социалистический лагерь, а во-вторых, потому, что именно в Праге протесты подавлялись с помощью советских солдат. В Чехословакии верили, что смогут построить социалистическую демократию, и только в этой стране в 1968 г. власть и молодежь были едины, объединены идеей социализма с «человеческим лицом». Ввод танков в Прагу и стал началом конца короткой советской оттепели; репрессивный механизм партийной машины 70-80-х гг. был, конечно, не столь чудовищным, как в 30-е гг., но идеологическая система марксизма-ленинизма не могла позволить даже легкого намека на инакомыслие, свободу выражения, сомнения и критику.

В контексте протестных, бунтарских лет зарубежных стран СССР в 60-е гг. был островом творчества, весеннего преображения, веры в светлое будущее. Западная контркультура сконцентрировалась в музыкальной сфере, выдвинув бит- и рок-музыку. Советский период «акустической оппозиции» придется на 80-е гг. и окончательно подорвет коммунистическую систему. В 60-е же годы культурное пространство советской оттепели, в котором происходило заметное смягчение цензурных и идеологических ограничений, было намного шире западноевропейского протестного движения.

Осмысление новых взглядов происходило в следующих видах искусства.

В кинематографе в начале 1960-х гг. формируется направление «советская новая волна», которое можно кратко охарактеризовать как «экзистенциальный кинематограф». В стилистике новой волны созданы такие шедевры, как «Иваново детство» (1962) А. Тарковского, «Я шагаю по Москве» (1963) Г. Данелия, «Застава Ильича» (1965) и «Июльский дождь» (1966) М. Хуциева, «Тени забытых предков» (1964) и «Цвет граната» (1968)

С. Параджанова, «Листопад» (1966) О. Иоселиани, «Мольба» (1967) Т. Абуладзе и многие другие фильмы.

В изобразительном искусстве шел активный поиск художественных ориентиров и прежде всего в открытии запрещенного авангарда. Еще в 1956 г. советские власти разрешили провести первую выставку Пикассо в Москве, которая дала импульс для советского изобразительного андеграунда. В 1959 г. проходит выставка абстрактных импрессионистов Виллема де Кунинга, Марка Ротко, Джексона Поллока и сюрреалиста Ива Танги.

Под влиянием западного искусства и оттепельной свободы от официального реализма появляются художники, создавшие уникальные художественные системы и язык — символический сюрреализм В. Янкилевского, метафизические натюрморты Д. Краснопевцева, концептуалистские полотна И. Кабакова, абстракции Элия Белютина (фото 2) и т. д.

Фото 2. Э. Белютин «Реквием», 1962 г. Государственная Третьяковская галерея

Были своего рода и коллективы живописцев, например, ярко заявили о себе художники так называемого «сурового стиля», к которым относят Таира Салахова, Николая Андронова, Гелия Коржева и др. (фото 3).

Фото 3. Г. Коржев «Поднимающий знамя». Триптих «Коммунисты» (центральная часть), 1959-1960 гг.

Свобода самовыражения, поиск новых форм быстрее всего закончились в изобразительном искусстве. Оттепель сменилась резкими заморозками в декабре 1962 г., когда генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев побывал на выставке, посвященной 30-летию Московского союза художников и проходившей в Манеже (фото 4). Советский лидер был крайне возмущен модернистскими новациями в изобразительном искусстве и не стеснялся в использовании нецензурных выражений в адрес художников. В январе 1967 г. авангар-

18

дист и основатель группы неофициальных художников «Лианозово» О. Рабин вместе с коллегами провел так называемую «выставку двенадцати» в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов, которая через два часа была закрыта сотрудниками КГБ. И, наконец, в сентябре 1974 г. в Москве на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной состоялась уличная выставка картин московских художников-нонконформистов, которая была буквально уничтожена милицией при помощи поливальных машин и бульдозеров, за что и получила широкую известность как «Бульдозерная выставка». Таким образом, именно в изобразительном искусстве, как наиболее визуальном, новации оттепельного характера строго пресекались.

Фото 4. Никита Хрущев на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже. 1 декабря 1962 г. Фото А. Устинова. Союз фотохудожников России

В музыке шестидесятничество выразилось в формах музыкального авангарда, в котором «основные импульсы исходили от молодых композиторов, представлявших различные регионы многонационального сообщества тех лет: Андрей Эшпай, Эдисон Денисов, Авет Тертерян, Вельо Тормис, Андрей Петров, София Губайдулина, Сергей Слонимский, Родион Щедрин, Альфред Шнитке, Елена Гохман, Гия Канчели, Арво Пярт, Валентин Сильвестров, Борис Тищенко, Валерий Гаврилин и другие» [4, с. 3]. По мнению автора, поколение музыкантов-шестидесятников «с самого начала оказалось очень инициативным в разработке новых идейно-тематических пластов, в обновлении музыкальной драматургии, композиционных форм и жанров, в развитии интонационного словаря и других средств художественной выразительности» [4, с. 3-4].

Но несмотря на всплеск культурной активности во всех сферах искусства, все же пальма первенства в годы оттепели принадлежала прежде всего литературе. В либерализации культуры и литературы огромную роль сыграли журналы, и прежде всего — «Юность» и «Новый мир», ставшие площадкой для молодых авторов.

Впервые с эпохи серебряного века на авансцену культурной жизни вышла поэзия, и впервые в культуре нашей страны она стала носить массовый характер. Поэты-шестидесятники стали собирать многотысячные аудитории — поистине культовыми стали поэтические вечера в Политехническом музее и выступления у памятника Маяковскому. А сами поэты впервые со времен Пушкина, Лермонтова, Некрасова становились «власти-

телями дум»: Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко — эти имена знала и любила вся страна (фото 5).

Фото 5. Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина (фото из архива Национальной библиотеки Беларуси)

В 60-е гг. зародился такой феномен, как авторская или бардовская песня, поэты-песенники также стали популярны и любимы по всей стране: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич, Владимир Высоцкий, — ставшие не просто комментаторами эпохи, а голосом совести (фото 6).

Фото 6. Владимир Высоцкий

Проза оттепели развивалась в нескольких направлениях:

— «лейтенантская» проза, авторами которой были молодые участники войны. В 60-е гг. появляется новый тип повествования о войне — не панорамное и патриотическое описание батальных сцен, а психологическое состояние человека на войне (В. Богомолов, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Некрасов и т. д.);

— «деревенская» проза, в центре которой русская деревня, сложная судьба крестьянства (В. Овечкин, А. Яшин, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, Б. Можаев др.);

19

— «лагерная литература», начало которой заложила публикация повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в 1962 г., после которой стали создаваться и другие произведения об «архипелаге» ГУЛаге (А. Солженицын, В. Шаламов, В. Аксенов, Е. Гинзбург);

— литература духовного сопротивления, близкая по тематике к лагерной теме, отсылающая к теме сталинских репрессий (Ю. Трифонов, В. Дудинцев, А. Рыбаков, Д. Гранин).

Подводя итоги, можно смело утверждать, что эпоху 60-х гг. прошлого века по масштабам свершений, по достижению высот во всех сферах культурной жизни, по возрождению гуманистических традиций можно сопоставить с эпохой серебряного века. И очень жаль, что такой пласт культуры до сих пор не изучен, научные исследования уступают место рассуждениям публицистического характера.

Режиссер Марлен Хуциев, создавший самый знаковый шестидесятнический фильм «Застава Ильича», считал, что искусства шестидесятников не существовало, и нет определенного признака, по которому можно было бы объединить искусство той эпохи. Но спустя шестьдесят лет видится более объективная оценка эпохи, которая была объединена общей стилистикой и общей утопией. Главной отличительной чертой ее стало то, что впервые после революции, поставившей доминирующим классом пролетариат, интеллигенция была реабилитирована

и вышла на авангардные позиции социокультурной и политической жизни страны, статус нового гармоничного человека стал прерогативой интеллигенции — инженерной, научной и творческой.

Как представляется сейчас, шестидесятничество было эпохой цельной, но цельность эта сложена из противоречий, в этом парадоксе и заключалась ее уникальность. Одна эпоха смогла вместить и либеральные настроения, и гонения за инакомыслие: судили И. Бродского, А. Синявского и Ю. Даниэля, травили Пастернака за Нобелевскую премию и за «Доктора Живаго», но опубликовали «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и «Теркина на том свете» А. Твардовского; изъяли рукопись романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» и в жесткой форме раскритиковали работы художников-абстракционистов на выставке в Манеже.

В эпохе «культурной оттепели» переплелись такие противоположности, как идеи коммунизма и индивидуализма, споры физиков и лириков о первостепенности естественнонаучной и гуманитарной картин мира, восхищение урбанизацией и стремление к природе — эти оппозиции, образующие диалектическое единство, и подпитывали шестидесятническую утопию. И несмотря на то что оттепельная утопия разрушилась, модель «шестидесятников» и сейчас кажется привлекательной своей подлинностью, драйвом, внутренней свободой, творческими поисками.

Литература

1. Аронов А. А. «Оттепель» в истории отечественной культуры (50-е — 60-е гг. XX века): монография. М.: Экон-Информ, 2008. 303 с.

2. Беляева К. С. Феномен россиян-«Шестидесятников»: попытка идентификации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 65-80.

3. Вайль П. Л., Генис А. А. 60-е. Мир советского человека. М.: Corpus, 2013. 432 с.

4. Демченко А. И. Композиторы России второй половины XX — начала XXI века. Несколько имён из числа «шестидесятников». Саратов: Саратовская государственная консерватория

имени Л. В. Собинова, 2021. 80 с.

5. Дронов А. В. Функция художественной критики. Специфика критического жеста в философии, науке и искусстве // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6). С. 25-30.

6. Евтушенко Е. Волчий паспорт. М.: Вагриус, 1998. 574 с.

7. Рассадин С. Шестидесятники. Книги о молодом современнике // Юность. 1960. № 12. С. 58-62.

8. Ясин Е. Шестидесятники: ностальгия или актуальность? // Шестидесятники. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2008. С. 14-16.

References

1. Aronov A. A. «Ottepel'» v istorii otechestvennoy kul'tury (50-ye — 60-ye gg. XX veka): monografiya [«Thaw» in the history of national culture (1950s — 1960s): monograph]. M.: Ekon-In-form, 2008. 303 p.

2. Belyayeva K. S. Fenomen rossiyan-«Shestidesyatnikov»: popytka identifikatsii [Phenomenon of Russians-«Sixtiers»: an attempt of identification] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015. № 3 (65). P. 65-80.

3. Vayl'P. L., Genis A. A. 60-ye. Mir sovetskogo cheloveka [1960s. The world of a Soviet man]. M.: Corpus, 2013. 432 p.

4. Demchenko A. I. Kompozitory Rossii vtoroy poloviny XX — nachala XXI veka. Neskol'ko imyon iz chisla «shestidesyatnikov»

[Composers of Russia in the second half of the 20th — early 21st centuries. Several names of the «sixtiers»]. Saratov: Sara-tovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2021. 80 p.

5. DronovA. V. Funktsiya khudozhestvennoy kritiki. Spetsifika kriti-cheskogo zhesta v filosofii, nauke i iskusstve [The function of art criticism. The specificity of the critical gesture in philosophy, science and art] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 4 (6). P. 25-30.

6. Yevtushenko Ye. Volchiy passport [Wolf Passport]. M.: Va-grius, 1998. 574 p.

7. Rassadin S. Shestidesyatniki. Knigi o molodom sovremennike

[Sixtiers. Books about a young contemporary] // Yunost' [Youth]. tiers: nostalgia or relevance?] // Shestidesyatniki [Sixtiers]. M.: 1960. № 12. P. 58-62. Fond «Liberal'naya missiya», 2008. P. 14-16.

8. Yasin Ye. Shestidesyatniki: nostal'giya ili aktual'nost'? [Six-

Информация об авторе

Светлана Петровна Шлыкова E-mail: shlykovasv19@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект С. М. Кирова, дом 1

Information about the author

Svetlana Petrovna Shlykova E-mail: shlykovasv19@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.