Научная статья на тему 'КОНТАМИНАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО СКРАЙБИНГА И ТЕХНОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ'

КОНТАМИНАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО СКРАЙБИНГА И ТЕХНОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный скрайбинг / студент-скрайбер / учебный скрайб / запрос (промпт) / визуальное мышление / студент-магистрант / иностранный язык / технология скрайбинга / технология эмоционального искусственного интеллекта / иноязычная эмотивная компетенция / сфера образования / educational scribing / student scriber / educational scribing / request (prompt) / visual thinking / master’s student / foreign language / scribing technology / foreign language emotive competence / education sector

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Одинокая, О В. Зиновьева, Н В. Семёнова

Актуальность исследуемой проблемы определяется, c одной стороны, стремительным распространением технологий эмоционального искусственного интеллекта и цифровых технологий в современной сфере образования, что требует организации и качественной методической поддержки, с другой стороны, проблема наглядности в обучении иностранному языку находится в локусе внимания современного преподавателя. Одним из современных инструментов качественной методической поддержки могут выступать контаминация технологии цифрового скрайбинга и технологии искусственного интеллекта, направленные на развитие иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов в современной образовательной среде высшей школы. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов в современной образовательной среде. В исследовании предпринята попытка уточнить термин «скрайбинг», «студент-скрайбер», «учебный скрайб», «технология цифрового скрайбинга», «технология эмоционального искусственного интеллекта». Выявлен дидактический потенциал использования технологии скрайбинга как инструмента развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов. Описаны дидактические преимущества использования технологии скрайбинга; обоснована необходимость его применения в современной образовательной среде. Проанализированы структурно-содержательные характеристики иноязычной эмотивной компетенции студента-магистранта. Предложено алгоритмическое предписание организации работы по развитию эмотивной компетенции студента-магистранта с применением комплекса выстроенных эмоциогенных коммуникативных заданий и задач, ориентированных на преодоление иноязычных эмоциогенных затруднений. В ходе исследования был использован критерий согласия Неймана Пирсона для оценки статистической значимости различий показателей. Научная новизна состоит в том, что предложена и внедрена контаминация технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов. Результаты исследования показали, что использование контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта способствуют развитию иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов, позволяя студентам-магистрантам эффективно реагировать на ситуацию или событие, проявляя свою уникальность; добиться фокусировки внимания на текущих задачах и улучшить их результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М А. Одинокая, О В. Зиновьева, Н В. Семёнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTAMINATION OF DIGITAL SCRIBING TECHNOLOGY AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY AS TOOLS FOR DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE EMOTIVE COMPETENCE OF MASTER STUDENTS

The relevance of a problem under study is determined, on the one hand, by the rapid spread of artificial intelligence and digital technologies in the modern sphere of education, which requires organization and high-quality methodological support, on the other hand, the problem of visibility in teaching a foreign language is in the focus of attention of modern teachers. One of the modern tools for high-quality methodological support can be the contamination of digital scribing technologies and artificial intelligence technologies aimed at developing the foreign language emotive competence of master’s degree students in the modern educational environment of higher education. The purpose of the study is to present the didactic aspect of introducing contamination of digital scribing technology and artificial intelligence technology as tools for developing the foreign language emotive competence of master’s students in the modern educational environment. The study clarifies the terms “scriber”, “student scriber”, “educational scriber”, “digital scriber technology” and “artificial intelligence technology”. The didactic potential of using scribing technology as a tool for developing the foreign language emotive competence of master’s students has been revealed. The didactic advantages of using scribing technology are described; the need for its use in a modern educational environment is substantiated. The structural and content characteristics of the foreign language emotive competence of a master’s student are analyzed. An algorithmic prescription for organizing work to develop the foreign language emotive competence of a master’s student using a set of structured communicative tasks and tasks aimed at overcoming foreign language difficulties is proposed. The study uses the Neyman Pearson goodness-of-fit test to assess the statistical significance of differences in scores. The scientific novelty lies in the fact that the contamination of digital scribing technology and artificial intelligence technology as tools for developing the foreign language emotive competence of graduate students is proposed and implemented. The results of the study show that the use of contamination of digital scribing technology and AI technology contributes to development of the foreign language emotive competence in students, allowing them to effectively respond to a situation or event, showing their uniqueness, achieve focus on current tasks and improve their effectiveness.

Текст научной работы на тему «КОНТАМИНАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО СКРАЙБИНГА И ТЕХНОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ»

УДК 378

Odinokaya M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Higher School of Linguistics and Pedagogy, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: drmariaodinokaya@gmail.com

Zinovieva O.V., senior teacher, Higher School of Linguistics and Pedagogy, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: zinovieva_ov@spbstu.ru

Semenova N.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Higher School of Linguistics and Pedagogy, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: semenova_nv@spbstu.ru

CONTAMINATION OF DIGITAL SCRIBING TECHNOLOGY AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY AS TOOLS FOR DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE EMOTIVE COMPETENCE OF MASTER STUDENTS. The relevance of a problem under study is determined, on the one hand, by the rapid spread of artificial intelligence and digital technologies in the modern sphere of education, which requires organization and high-quality methodological support, on the other hand, the problem of visibility in teaching a foreign language is in the focus of attention of modern teachers. One of the modern tools for high-quality methodological support can be the contamination of digital scribing technologies and artificial intelligence technologies aimed at developing the foreign language emotive competence of master's degree students in the modern educational environment of higher education. The purpose of the study is to present the didactic aspect of introducing contamination of digital scribing technology and artificial intelligence technology as tools for developing the foreign language emotive competence of master's students in the modern educational environment. The study clarifies the terms "scriber", "student scriber", "educational scriber", "digital scriber technology" and "artificial intelligence technology". The didactic potential of using scribing technology as a tool for developing the foreign language emotive competence of master's students has been revealed. The didactic advantages of using scribing technology are described; the need for its use in a modern educational environment is substantiated. The structural and content characteristics of the foreign language emotive competence of a master's student are analyzed. An algorithmic prescription for organizing work to develop the foreign language emotive competence of a master's student using a set of structured communicative tasks and tasks aimed at overcoming foreign language difficulties is proposed. The study uses the Neyman Pearson goodness-of-fit test to assess the statistical significance of differences in scores. The scientific novelty lies in the fact that the contamination of digital scribing technology and artificial intelligence technology as tools for developing the foreign language emotive competence of graduate students is proposed and implemented. The results of the study show that the use of contamination of digital scribing technology and AI technology contributes to development of the foreign language emotive competence in students, allowing them to effectively respond to a situation or event, showing their uniqueness, achieve focus on current tasks and improve their effectiveness.

Key words: educational scribing, student scriber, educational scribing, request (prompt), visual thinking, master's student, foreign language, scribing technology, foreign language emotive competence, education sector

М.А. Одинокая, канд. пед. наук, доц., ВГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург,

E-mail: drmariaodinokaya@gmail.com

О.В. Зиновьева, ст. преп., ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург,

E-mail: zinovieva_ov@spbstu.ru

Н.В. Семёнова, д-р филол. наук, проф., ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург,

E-mail: semenova_nv@spbstu.ru

КОНТАМИНАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО СКРАЙБИНГА И ТЕХНОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ

Актуальность исследуемой проблемы определяется, c одной стороны, стремительным распространением технологий эмоционального искусственного интеллекта и цифровых технологий в современной сфере образования, что требует организации и качественной методической поддержки, с другой стороны, проблема наглядности в обучении иностранному языку находится в локусе внимания современного преподавателя. Одним из современных инструментов качественной методической поддержки могут выступать контаминация технологии цифрового скрайбинга и технологии искусственного интеллекта, направленные на развитие иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов в современной образовательной среде высшей школы. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов в современной образовательной среде. В исследовании предпринята попытка уточнить термин «скрайбинг», «студент-скрайбер», «учебный скрайб», «технология цифрового скрайбинга», «технология эмоционального искусственного интеллекта». Выявлен дидактический потенциал использования технологии скрайбинга как инструмента развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов. Описаны дидактические преимущества использования технологии скрайбинга; обоснована необходимость его применения в современной образовательной среде. Проанализированы структурно-содержательные характеристики иноязычной эмотивной компетенции студента-магистранта. Предложено алгоритмическое предписание организации работы по развитию эмотивной компетенции студента-магистранта с применением комплекса выстроенных эмоциогенных коммуникативных заданий и задач, ориентированных на преодоление иноязычных эмоциогенных затруднений. В ходе исследования был использован критерий согласия Неймана Пирсона для оценки статистической значимости различий показателей. Научная новизна состоит в том, что предложена и внедрена контаминация технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов. Результаты исследования показали, что использование контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта способствуют развитию иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов, позволяя студентам-магистрантам эффективно реагировать на ситуацию или событие, проявляя свою уникальность; добиться фокусировки внимания на текущих задачах и улучшить их результативность.

Ключевые слова: учебный скрайбинг, студент-скрайбер, учебный скрайб, запрос (промпт), визуальное мышление, студент-магистрант, иностранный язык, технология скрайбинга, технология эмоционального искусственного интеллекта, иноязычная эмотивная компетенция, сфера образования

Контаминация различных технологий выступает квинтэссенцией соединения совершенно разнородных инструментов в качественно новое единство, являя собой призму, проходя через которую студент-магистрант получает учебную информацию, адаптированную под его запрос (промпт). Одним из дилемм современной школы, по мнению О.Н. Вишневской и её соавторов [1], является то, что студенты-магистранты испытывают затруднения в освоении ёмкого изложенного учебного материала, внесении в изложенный материал необходимых элементов-конструктов или осуществлении ротации этих элементов в соответствии с получением дополнительной учебной информации.

Исследователь Ж.А. Абалян акцентирует, что решение этой дилеммы может лежать в плоскости использования более современных инструментов обучения и включения их в повседневную практику обучения, в частности обучению

иностранному языку [2]. Актуальной задачей в современной образовательной среде высшей школы, в частности иноязычного обучения, является практическое использование контаминации современных инструментов искусственного интеллекта и цифровых инструментов. Одним из таких инструментов может стать контаминация технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта.

Актуальность исследуемой проблемы определяется, с одной стороны, стремительным распространением технологий искусственного интеллекта, в частности технологий эмоционального искусственного интеллекта, и цифровых технологий в современной образовательной среде высшей школы, что требует организации и качественной методической поддержки, с другой стороны, проблема наглядности в иноязычном обучении находится в локусе внимания современного преподавателя.

Контаминация технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов на практических занятиях по соответствующей дисциплине составляет предмет исследования.

Научная новизна исследования заключается в апробации контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов в процесс обучения иностранному языку в высшей школе.

Цель научного исследования состоит в разработке, научно-теоретическом обосновании и проверке эффективности использования контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов в контексте изучения иностранного языка в высшей школе.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

- выявить и описать дидактический потенциал использования технологии цифрового скрайбинга;

- обосновать дидактическую ценность контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта в современной образовательной среде высшей школы;

- имплементировать в современную образовательную среду высшей школы дидактические возможности контаминации технологии цифрового скрай-бинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта в контексте изучения иностранных языков в высшей школе, направленной на развитие иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов.

Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении анализа ключевых теоретических подходов к изучению искусственного интеллекта и скрайбинга в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в обобщении современных взглядов исследователей на его роль в различных сферах человеческой деятельности; описании дидактических преимуществ использования эмоционального искусственного интеллекта и скрайбинга, обосновании необходимости его использования в учебном процессе преподавания соответствующей дисциплины; представлении этапов реализации контаминации технологии скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта; осуществлении анализа структурно-содержательных характеристик иноязычной эмотивной компетенции студента-магистранта; предложении алгоритмического предписания организации работы по развитию иноязычной эмотивной компетенции студента-магистранта с применением поэтапного комплекса иноязычных эмоциогенных коммуникативных упражнений, проблемно-поисковых заданий и задач, ориентированных на преодоление иноязычных эмоциогенных затруднений.

Практическая значимость исследования состоит в создании методического обеспечения процесса развития эмотивной компетенции студентов-магистрантов в условиях современной образовательной среды; разработке контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов на практических занятиях по дисциплине учебного цикла.

В современной образовательной среде особое значение уделяется исследователями феномену скрайбинга. С точки зрения исследователя М.И. Неустро-евой, одним из инструментов качественной методической поддержки учебной деятельности студентов-магистрантов может выступать скрайбинг [3]. Согласно Г В. Трегубовой, родоначальником скрайбинга является британский художник Эндрю Парк, положившим его начало [4]. Этимология слова происходит от английского понятия scribe, которое переводится как чертить, набрасывать эскизы, рисунки. Отечественным исследователем, который посвятил труды по тому же направлению, является В.Ф. Шаталов, разработавший технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Учебный скрайбинг представляет собой процесс визуализации ёмкого учебного материала простыми запоминающимися знаками и образами в виде опорного конспекта или готовой схемы, то есть представляет собой знаково-образную модель схематически изложенного учебного материала. Визуальное мышление является базисом для понятийного мышления.

Под технологией скрайбинга понимается процесс, основанный на системе правил организации студентов, общающихся между собой и с преподавателем посредством создания визуального учебного опорного конспекта или готовой схемы, направленный на донесение ёмкого для человеческого понимания смысла в виде простых образов на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (скетча), а также предполагающий структурирование и упорядочение учебного материала, способствующего контаминации визуального и вербального мышления.

Под учебным скрайбингом понимается графический способ привлечения внимания аудитории и обеспечения её дополнительной учебной информацией. Студент-скрайбер - обучающийся, который осуществляет технику презентации учебного материала с целью его структурирования и относительно быстрого запоминания. Под учебным цифровым скрайбом нами понимается трансформированная сквозь призму мировоззрения студента-скрайбера общая картинка, представленная в цифровом формате, которая получается по завершении им учебной деятельности и служащая опорной схемой в качестве обзора всей полученной

учебной информации. Скрайбинг позволяет обеспечить захват внимания аудитории, превратить тезисы учебной презентации в слова и образы, обрисовывает связи, подчеркивает ключевые моменты, способствует повышению динамичности подачи учебного контента.

Стоит отметить, что некоторые исследователи, например, Т.П. Грушина, различают ряд разновидностей скрайбинга, а именно - ручной, рисовательный [5], компьютерный (видеоскрайбинг, веб-скрайбинг). Исследователь О.В. Седина и её соавторы отмечают, что ручной скрайбинг подразумевает импровизированное рисование человеком на листе бумаги вкупе с синхронным повествованием и оформлением образов [6]. Под видеоскрайбингом понимается рисование человеком на листе бумаги под снимающей его действия веб- или видеокамерой. Учебный материал, снятый таким образом, требует монтажа. Второй вид - ри-совательный. Третий вид (компьютерный) происходит с привлечением специальных программ и сервисов. Исследователь Я.А. Забалуева выделяет также такой вид скрайбинга, как цифровой [7]. Рассмотрим в общих чертах различные виды скрайбинга. Согласно Х.И. Хамхоевой, Л.С. Кодзоевой, К.В. Муцольговой [8], можно условно выделить два типа учебного скрабинга по типу их условий создания: аудиторный и самостоятельный. Первый тип подразумевает учебную деятельность с созданием скрайбинга в аудитории на занятиях, в частности на занятиях по иностранному языку, второй тип - организации деятельности студентов с самостоятельно созданными скрайбами во внеурочной деятельности. Нами также выделяются такие подвиды учебного скрайбинга, как совместный и индивидуальный.

Организация деятельности студентов-магистров с имплементацией контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии искусственного интеллекта можно соотнести с таксономией Бенжамина Блума и условно выделить такие уровни, как репродуктивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый и (исследовательский) эвристический. Критическое мышление и аналитические способности студентов являются важными ведущими составляющими при создании учебного цифрового скрайбинга.

Обратимся к теоретическому обоснованию технологии цифрового скрай-бинга. В связи со стремительным развитием цифровых технологий цифровой скрайбинг может рассматриваться исследователями как как один из убедительных способов подачи учебной информации.

Среди методических особенностей использования технологии цифрового скрайбинга можно отметить следующие компоненты: наличие возможности воспроизведения учебной информации по учебному цифровому скрабингу; цвет может нести определенную смысловую нагрузку; использование осознанной композиции элементов-конструктов, так как их расположение в определенном месте пространства обозначает связи между образами, позволяя выявить особенности композиции всей опорной схемы, обеспечивая контекст, понятный аудитории. Так, например, непонятные для понимания студентом-магистрантом фрагменты текста могут быть размещены под знаком вопроса в левом верхнем углу конспекта. С помощью запроса (промпта) можно получить дополнительную информацию по ним.

Исследователи выделяют следующие преимущества технологии цифрового скрайбинга: эффективность, проявляющаяся в возможности наглядно, доступно, качественно, эмоционально окрашено изложить и объяснить ёмкий иноязычный учебный материал, донести ключевую идею; универсальность визуализации, в понимании языка графического рисунка каждым человеком.

Одним из затруднений, с которыми может столкнуться студент-скрай-бер при использовании технологии цифрового скрайбинга, является важность соблюдения определенного регламента, в который должен уложиться сту-дент-скрайбер, а также умение уловить суть учебного контента, выделить основные термины и схематично представить их графическими образами в цифровом формате.

Для того чтобы нивелировать ряд затруднений, студент-магистрант может использовать в качестве дополнительного средства обучения - технологии искусственного интеллекта, в частности технологию эмоционального искусственного интеллекта Perplexity AI, представляющую собой чат-бот с искусственным интеллектом для поиска информации и генерации текста, которая применима для решения практических проблем. Perplexity AI предоставляет ряд инструментов для работы с языком: создание текстов по заданной теме и заданий к нему, работа с эмоциональным лексиконом (термины эмоций), создание эмоциогенных коммуникативных заданий и проблемно-ориентированных задач, направленных на преодоление иноязычных эмоциогенных затруднений.

Вслед за научным деятелем И.О. Котляровой в сфере образования, под технологией искусственного интеллекта нами понимается технология, направленная на интеллектуальную поддержку принятия решений и персонализацию учебного процесса [9].

В основе контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта Perplexity AI заложено следующее алгоритмическое предписание (рис. 1).

Нами выделяются следующие недостатки контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта: технические трудности; требуется наличие определенных программных продуктов и других ресурсов; необходима подготовка и временные затраты на освоение программных продуктов.

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ПРЕДПИСАНИЕ

1. Закладывается конкретная идея в рамках темы учебного занятия.

m

2. Создаётся и внедряется преподавателем система условно-знаковых образов явлений, процессов, которые будут едиными для всех студентов-магистрантов.

предстаЕ ^^шонесеш

L>

3. Создаётся сценарий, который включает в себя две составляющие - план представления учебного цифрового скрайбинга по учебному тексту и представление образно-знаковой модели (скетча) донесения ключевой идеи до аудитории.

4. Используется искусственный интеллект Регр1ехИ:уА1 для выявления ключевых эмоций, представленных в учебном тексте; вводится в искусственный интеллект Регр1ех11у А1 запрос (промпт).

5. Происходит корректировка дополнительных элементов-конструктов учебного цифрового скрайбинга (по мере необходимости).

6. Представление аудитории учебного цифрового скрайба и его защиты.

Рис.1.Алгоритмическоепредписаниеорганизацииработы поразвитиюэмотавнойкомпетенциистудента-магистрантасиспользованием контаминациитехнопогиицифровогоскрайбингаи технологииэмоционального искусственного интеллектаРегр1ехЛуА1

В осмыслении характерных черт эмотивной компетенции исследователь C.B. Чернышов пришёл к выводу, что одними из них является включение в неё расширенного арсенала выразительных средств, отражающих индивидуальность современного студента-скрайбера, его ключевые приоритеты и ценности [10]. Исследователь Е.П. Курникова рассматривает иноязычную эмотивную ком-петенциюкак одну изключевыхкомпонентов коммуникативнойкомпетенции.

Развитие иноязычной эмотивной компетенции предполагает включение в учебный процесс эмоциогенных речевых ситуаций [11], закладывающих базу для научающей коммуникации, в которой участники процесса учатся анализировать ситуацию, декодировать собственные и чужие эмоции, проявлять или скрывать свои эмоции, выбирая адекватные визуальные, языковые и лингвистические средства для эффективного взаимодействия.

Особое внимание стоит уделить созданию аутентичности процесса обучения при развитии иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов за счет включения аутентчных кейс-стади, направленного на узнавание, называние, интерпретацию и экстериоризацию иноязычного эмотивного содержания фрагментов учебных текстов, а также знакомство с невербальными средствами иноязычной эмоциональной коммуникации, принятыми в изучаемом иностранном языке. Развитие иноязычной эмотивной компетенции предполагает деятельность студента-магистранта по освоению эмоционального лексикона (термины эмоций).

Методологическая база научного исследования представлена трудами следующих исследователей, посвященными разработке использования скрайбинга в образовательной сфере (М.И. Неустроевой, ПВ. Трегубовой и др.); созданию технологии искусственного интеллекта в образовательной сфере (и др.); методической подготовке и представлению учебного материала, предлагаемого студентам-магистрантам в современной образовательной среде высшей школы с целью развития эмотивной компетенции студентов (Е.П. Курникова, С.В. Черны-шов и др.).

В рамках теоретического этапа исследования было разработано авторское алгоритмическое предписание организации работы по развитию эмотивной компетенции студента-магистранта с применением комплекса выстроенных проблемно-поисковых коммуникативных заданий и задач, ориентированных на преодоление иноязычных затруднений.

Опытно-экспериментальное исследование проходило c марта 2024 по май 2024 гг. В нем приняли участие 40 студентов-магистрантов, распределённые по 20 человек в экспериментальную (ЭП) и контрольную группы (КП), все респонденты - студенты-магистранты.

Для развития эмотивной компетенции студента-магистранта в современной академической среде необходимо выполнить ряд условий, а именно - на-

личие проблемно-поисковой задачи, требующей креативного подхода; возможности проверки правильности различных решений. В нашем исследовании студентам-магистрантам предлагается выполнить поэтапный комплекс иноязычных эмоциогенных коммуникативных упражнений и заданий с использованием контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта, направленных на развитие иноязычной эмотивной компетенции.

Первый этап - «Практика над иноязычным текстом» - ориентирован на развитие общих умений. Он предполагает использование цифрового опорного конспекта, составление эскиза иноязычной речи. Второй этап нацелен на отработку и трансформацию иноязычных коммуникативных умений, а именно - на составление цифрового эскиза иноязычной речи, осмысленный выбор речевых средств. Третий этап предполагает продуцирование авторского цифрового визуального конспекта, собственной иноязычной эмоциогенной речи с использованием соответствующих зрительных и лингвистических средств. Четвертый этап направлен на выявление отношения аудитории к предложенному варианту визуального конспекта, развитие умений критического осмысления иноязычной речи.

Соблюдение этапности в работе по развитию умений способствует обеспечению динамики в развитии уровня эмотивной компетенции. Студент-скрайбер может использовать разработанное преподавателем алгоритмическое предписание организации работы по развитию иноязычной эмотивной компетенции с применением поэтапного комплекса иноязычных эмоциогенных коммуникативных упражнений, проблемно-ориентированных заданий и задач, нацеленных на преодоление иноязычных эмоциогенных затруднений. Дидактический потенциал использования контаминации технологии скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта можно условно представить в виде следующих компонентов: когнитивный, эмотивный, лингвистический, деятельностный, технологический, эстетический, рефлексивно-оценочный.

Когнитивный компонент представлен в виде одного из возможных маршрутов решения проблемно-поисковой задачи с репрезентативным представлением динамики деятельности студента-скрайбера. Эмотивная составляющая основывается на стимулировании погружения студента-скрайбера в эмотивное событие. Лингвистический компонент связан с умением студента-скрайбера выбрать подходящие иноязычные лингвистические средства для выдвижения решений проблемно-ориентированной задачи. Деятельностный компонент проявляется в способности студента-скрайбера создавать собственную интерпретацию контента; умение успешно владеть ситуацией посредством управления своей речью. Технологический компонент олицетворяет способность студента-скрайбера использовать определенные технологии, позволяющие передать актуальную информацию адресату в акцентированном формате. Эстетический компонент раскрывается в умении студентом-скрайбером создать общее впечатление цифрового скрайба, способствующего эмоциональной вовлеченности аудитории и

КРИТЕРИИ И ИНДИКАТОРЫ ОВЛАДЕНИЯ СТУДЕНТОМ-МАГИСТРАНТОМ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

НАЗВАНИЕ КРИТЕРИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

когнитивный (КРИТЕРИЙ 1) Способность представить один из возможных маршрутов решения проблемно-поисковой Анкетирование, тестирование задачи с репрезентативным представлением динамики деятельности студента-скрайбера.

эмотивный (КРИТЕРИЙ 2) Способность выразить эмоции через уже изложенный иноязычный контент. Ведение рефлексивного дневника

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (КРИТЕРИЙ 3) Умение выбрать подходящие иноязычным лингвистические средства, обусловленные г ' Анкетирование, тестирование ситуацией, для выдвижения решений проблемно-ориентированной задачи.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (КРИТЕРИЙ 4) Анкетирование, тестирование Способность создать собственную интерпретацию контент; умение успешно управлять ситуации посредством управления своей иноязычной речью.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (КРИТЕРИЙ 5) Способность использовать определенные технологии, позволяющие передать Анкетирование, тестирование определенную информацию адресату в акцентированном формате.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (КРИТЕРИЙ 6) Умение студента-скрайбера создать общее впечатление цифрового скрайба, Анкетирование, тестирование способствующее эмоциональной вовлеченности аудитории.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ (КРИТЕРИЙ 7) Способность студента магистранта к релевантной оценке своей деятельности с внесением Ведение рефлексивного дневника своевременны! коррективов.

Рис. 2. Критерии и индикаторы овладения студентом-магистрантом иноязычной эмотивной компетенции студента-магистранта

вызывания эмоционального отклика. Рефлексивно-оценочный компонент направлен на развитие способности студента-магистранта к релевантной оценке своей деятельности с внесением своевременных коррективов (рис. 2).

Критериями оценки деятельности студента-магистранта, позволяющей ее оценить на каждом этапе реализации контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии эмоционального искусственного интеллекта для развития иноязычной эмотивной компетенции, являются разработка этапов формирования визуального опорного конспекта или готовой схемы в цифровом формате (цифрового скрайба), направленные на донесение ёмкого для человеческого понимания смысла в виде простых образов на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (скетча).

Чтение цифрового скрайба - это получение информации при помощи него. На первый план выходят следующие взаимосвязанные умения: увидеть смысл -послание цифрового скрайба, воспринять то, о чём он говорит; интерпретировать визуальный конспект в аспекте заданного тематического вопроса или проблемно-ориентированной задачи.

На основе ряда выделенных критериев и индикаторов нами была проведена диагностика способности решать проблемно-поисковые задачи с целью развития студентом-магистрантом эмотивной компетенции.

В качестве педагогической поддержки для усиления эмоциогенной речи студентов-скрайберов предлагается использовать разработанное нами алгоритмическое предписание организации работы по развитию иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов в процессе обучения иностранному языку в высшей школе с применением поэтапного комплекса иноязычных эмоциогенных коммуникативных упражнений, проблемно-поисковых заданий и задач, ориентированных на преодоление иноязычных эмоциогенных затруднений, в качестве стимула для интенсификации процесса созддания цифрового скрайба.

КГ проходила обучение в обычном режиме. В ЭГ обучение проходило с имплементацией контаминации. В результате было представлено 12 учебных в традиционном формате и 12 учебных скрайбов в цифровом формате для развития эмотивной компетенции. В каждой команде было до трех участников. Оценивание проходило по трехбалльной оценочной шкале. Максимум баллов, который мог набрать студент-магистрант, составил 65. Предлагалось оценить семь компонентов эмотивной компетенции.

Исследование проходило поэтапно. На первом этапе было проведено анкетирование студентов-магистрантов с целью выявить их осознанность к использованию современных инструментов.

Студентам-магистрам были предложены следующие вопросы:

1. Знакомы ли вы с технологией цифрового скрайбинга?

2. Знакомы ли вы с технологией искусственного интеллекта?

3. Использовалась ли технология цифрового скрайбинга вами ранее в вашей учебной деятельности?

4. Использовалась ли технология искусственного интеллекта вами ранее в вашей учебной деятельности?

5. Понравилось ли вам работать над цифровым скрайбом?

6. Важно ли уметь рисовать, когда работаешь над учебным цифровым скрайбом?

7. Какие умения проявляются во время работы над учебным цифровым скрайбом?

8. Что привлекает вас в технологии цифрового скрайбинга?

9. Что привлекает вас в технологии искусственного интеллекта?

10. Целесообразно ли, на ваш взгляд, использовать технологию цифрового скрайбинга на каждом занятии? Почему?

11. Целесообразно ли, на ваш взгляд, использовать технологию искусственного интеллекта на каждом занятии? Почему?

12. Вам предпочтительнее заполнить таблицу-характеристику в синопс исе или создать цифровой скрайбинг? Почему?

13. Есть ли, на ваш взгляд, слабые места у технологии цифрового скрай-бинга? Какие?

14. Есть ли, на ваш взгляд, слабые места у технологии искусственного интеллекта? Какие?

15. Хотели бы вы, чтобы эта контаминация технологии цифрового скрайбинга и технологии искусственного интеллекта использовалась в дальнейшем?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анкетирование позволило выявить, что большинство респондентов знакомы с обоими понятиями. Однако респонденты знакомы с обеими технологиями поверхностно, и большинству из них не довелось использовать их на практике в учебной деятельности. В целом респондентами было благосклонно принята возможность ознакомиться на практике с возможностями учебного цифров го скрайбинга. Студенты отметили необходимость умения критически оценивать информацию, особенно ту, которая предоставляется искусственным интеллектом, осознавая, что она не носит исчерпывающего характера. Респондентами было отмечено, что владение художественными навыками при усвоении искусством технологии цифрового скрайбинга находятся не на первом месте - они, скорее, являются дополнительным преимуществом для эффектного представления учебного материала. В использовании контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии искусственного интеллекта респондентам понравилось взаимодействие с ними. Студенты отметили, что технологии способствуют о е-спечению дополнительной методической поддержки обучения, преодоление

прокрастинации, использованию ошибок в качестве важного источника приобретения новых знаний. Среди слабых мест обеих технологий респондентами было отмечена необходимость преодоления технических трудностей. Не все цифровые гаджеты работают одинаково, используя один и тот же инструмент Преобразование учебного цифрового скрайбинга из одного формата в другой, например, в формат doc (Word), является также дилеммой на данный момент. Студентам также требуется подготовка и временные затраты на освоение инструментов. Респонденты изъявили желание в дальнейшем использовать оба инструмента в своей практической деятельности.

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент Цель эксперимента заключалась в проверке эффективности использования контаминации технологии цифрового скрайбинга и технологии искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов в контексте изучения иностранного языка в высшей школе.

Ключевым критерием в выявлении уровней развития иноязычной эпидейк-тической речи студента-магистранта является степень сформированное™ семи компонентов его активности. Каждому компоненту присваивалась количественная оценка в виде баллов. Организация хода работы студента-магистранта осуществлялась в соответствии с авторским алгоритмическим предписанием.

На рис. 3 представлена динамика показателей студентов-магистрантов ЭГ

и КГ

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

КРИТЕРИИ 1 КРИТЕРИИ 2 КРИТЕРИИ 3 КРИТЕРИИ 4 КРИТЕРИИ 5 КРИТЕРИИ 6 КРИТЕРИИ 7

Рис. 3. Результаты уровня развития эмотивной компетенции студентов-магистрат"овдвух групп посеми критериям на предварительном этапе эксперимента

Далее студеетам-мтгхстраидам ЭГ быто пуерложено водвотовитд циф-доиоу увртйбинг в иептльзеванитм пугорэропр компуенса коумунпкативных паданий и проВлемно-вриравирхвауных эадеи, ориентиаквбннык на преодоление иноезыпрых ват^днери0, рредполахающих ииидтнхе нбфроноге скрабинга и пртдадииовеиивадторской речи. Учебные тексты охватывали целый спектр топаохтв уoвreеeундсти. Сррненты-нагистрпнты КГ соэроваи1и рв-нрр скрабинг (в традиционном формате), используя упражнения из материалов, предусмотренных курсом.

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

КРИТЕРИИ 1 КРИТЕРИИ 2 КРИТЕРИИ 3 КРИТЕРИИ 4 КРИТЕРИИ 5 КРИТЕРИИ б КРИТЕРИИ

Рис. 4. Результаты уровня развития эмотивной компетенции студентов-магистрантов двух групп по семи критериям на итоговом этапе эксперимента

На рис. 4 представлено состояние показателей магистантов-студентов после проведения педагогического эксперимента. Показатели студентов-магистрантов ЭГ выше результатов КГ по всем семи критериям оценивания. Формирующий эксперимент показал свою эффективность.

Технология скрайбинга может стимулировать студента-магистранта на достижение значимого результата выполняемого учебного задания и представляется перспективной. В основу конструирования технологии скрайбинга, способству-

ющего развитию иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов на практических занятиях по соответствующей дисциплине в современной образовательной среде высшей школы, положен поэтапный комплекс иноязычных эмоциогенных коммуникативных упражнений, заданий и задач, ориентированных на преодоление иноязычных эмоциогенных затруднений. Приведен обобщенный опыт имплементации в современной иноязычной образовательной среде разработанной нами контаминации технологии скрайбинга и технологии искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов на практических занятиях по иностранному

Библиографический список

языку. Авторами проведенного исследования сделан вывод о перспективности использовании контаминации технологии скрайбинга и технологии искусственного интеллекта как инструментов развития иноязычной эмотивной компетенции студентов-магистрантов на практических занятиях по иностранному языку.

В качестве перспективы исследования может быть отмечено усовершенствование и апробирование контаминации технологии скрайбинга и технологии искусственного интеллекта как инструментов развития эмотивной компетенции студентов-магистрантов на практических занятиях по иностранному языку в современной образовательной среде.

1. Вишневская О.Н., Воронцова А.В., Воронцов Д.Б., Самохвалова А.Г, Тихомирова Е.В. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021; № 2 (27): 74-82.

2. Абалян Ж.А. Электронная платформа взнания, виртуальная реальность и Chat GPT как средства реализации персонализированного подхода в процессе изучения иностранного языка в профессиональной сфере в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 2 (105): 5-8.

3. Неустроева М.И. Использование скрайбинга в начальной школе. Вестник науки и образования. 2018; № 17 (2): 51-53.

4. Трегубова ГВ. Развитие творческого мышления на уроках русского языка. Начальная школа. 2015; № 6: 443.

5. Грушина Т.П. Применение скрайбинг-технологии на уроках географии. Вестник МГПУ. 2019; № 3 (35): 75-80.

6. Седина О.В., Жукова С.Ю., Иванова С.В. Скрайбинг как метод визуализации учебного материала. Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. 2020: 485-486.

7. Забалуева Я.А. Использование интерактивного метода «сторителлинг» в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Современные тренды образования. 2022: 9-12.

8. Хамхоева Х.И., Кодзоева Л.С., Муцольгова К.В. Целесообразность использования веб-скрайбинга на уроках русского языка в младшей школе. Вестник науки. 2024; № 3 (72): 376-380.

9. Котлярова И.О. Технологии искусственного интеллекта в образовании. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022; № 14 (3): 69-82.

10. Чернышов С.В., Шамов А.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам: учебник. Москва: КноРус, 2022.

11. Курникова Е.П. Формирование эмотивной языковой компетенции у обучающихся неязыковых специальностей. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации (XIII). 2021: 282-285.

References

1. Vishnevskaya O.N., Voroncova A.V., Voroncov D.B., Samohvalova A.G., Tihomirova E.V. Udovletvorennost' studentov organizaciej distancionnogo obucheniya v vuze v period samoizolyacii. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2021; № 2 (27): 74-82.

2. Abalyan Zh.A. 'Elektronnaya platforma vznaniya, virtual'naya real'nost' i Chat GPT kak sredstva realizacii personalizirovannogo podhoda v processe izucheniya inostrannogo yazyka v professional'noj sfere v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 2 (105): 5-8.

3. Neustroeva M.I. Ispol'zovanie skrajbinga v nachal'noj shkole. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2018; № 17 (2): 51-53.

4. Tregubova G.V. Razvitie tvorcheskogo myshleniya na urokah russkogo yazyka. Nachal'naya shkola. 2015; № 6: 443.

5. Grushina T.P. Primenenie skrajbing-tehnologii na urokah geografii. Vestnik MGPU. 2019; № 3 (35): 75-80.

6. Sedina O.V., Zhukova S.Yu., Ivanova S.V. Skrajbing kak metod vizualizacii uchebnogo materiala. Dostizheniya fundamental'noj, klinicheskojmediciny i farmacii. 2020: 485-486.

7. Zabalueva Ya.A. Ispol'zovanie interaktivnogo metoda «storitelling» v razvitii svyaznoj rechi u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Sovremennye trendy obrazovaniya. 2022: 9-12.

8. Hamhoeva H.I., Kodzoeva L.S., Mucol'gova K.V. Celesoobraznost' ispol'zovaniya veb-skrajbinga na urokah russkogo yazyka v mladshej shkole. Vestnik nauki. 2024; № 3 (72): 376-380.

9. Kotlyarova I.O. Tehnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2022; № 14 (3): 69-82.

10. Chernyshov S.V., Shamov A.N. Teoriya i metodika obucheniya inostrannym yazykam: uchebnik. Moskva: KnoRus, 2022.

11. Kurnikova E.P. Formirovanie 'emotivnoj yazykovoj kompetencii u obuchayuschihsya neyazykovyh special'nostej. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkulturnoj kommunikacii (XIII). 2021: 282-285.

Статья поступила в редакцию 03.06.24

УДК 378

Pestova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: elena.pestova.72@list.ru

Kalashnikova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: kalash-sv@mail.ru

COMMUNICATIVE POTENTIAL OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE TERMINOLOGICAL BASE AMONG LAW ENFORCEMENT SPECIALISTS IN HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article notes the relevance and importance of studying foreign language terminology of jurisprudence in the educational process at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in foreign language classes. While considering the concept of a "term", its generally accepted semantics and legal context are taken into consideration, which is an important task when teaching the conceptual framework. The authors distinguish between branch and interbranch units, which facilitate a multifaceted study of specific education (morphology, syntax, etc.) and the functioning of legal terminology in the professional activities of police officers. In addition, the distinctive features of the English legal terminology are given and effective methods for studying it are proposed in practical classes in a foreign language at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors come to the conclusion that mastery of terminology in the field of jurisprudence is a basic criterion for the development of general professional competencies among police officers.

Key words: language for special purposes, legal term, terminological system, structural models, formation

Е.В. Пестоеа, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: elena.pestova.72@list.ru

С.В. Калашникова, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт5 МВД России, г. Барнаул, E-mail: kalash-sv@mail.ru

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

В статье отмечается актуальность и важность изучения иноязычной терминологии юриспруденции в образовательном процессе в вузах МВД России на занятиях по иностранному языку. Рассмотрение понятия «термин» с учетом его общепринятой семантики и юридического контекста является важной задачей при обучении понятийной базе. Авторы различают отраслевые и межотраслевые терминологические единицы, что способствует многостороннему изучению специфического образования (морфология, синтаксис и др.) и функционирования юридической терминологии в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.