Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1187
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / CHILDREN WITH DISABILITIES / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ / STUDENTS WITH LEARNING DISABILITIES / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAM / СПЕЦИАЛИСТЫ / SPECIALISTS / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ / TEACHER-DEFECTOLOGIST / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / COUNSELING / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / COGNITIVE PROCESSES / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / ОБЩЕНИЕ / LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стребелева Елена Антоновна

В статье представлен опыт консультирования родителей и детей с ОВЗ; систематизированы основные вопросы, возникающие в практике консультирования детей дошкольного и школьного возраста. Автором выделены тревожащие тенденции в организации современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стребелева Елена Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTATION OF PARENTS AND CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

The article presents the experience of counseling parents and children with HIA, systematizes the main issues arising in the practice of counseling children of preschool and school age. The author outlined the disturbing tendencies in the organization of modern education for children with disabilities.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Е.А. Стребелева

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающиеся с трудностями в обучении, адаптированная основная общеобразовательная программа, специалисты, учитель-дефектолог, специальные образовательные условия, консультирование, познавательные процессы, трудности в обучении, общение.

Аннотация: В статье представлен опыт консультирования родителей и детей с ОВЗ; систематизированы основные вопросы, возникающие в практике консультирования детей дошкольного и школьного возраста. Автором выделены тревожащие тенденции в организации современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

ао1: 10.21510/1817-3292-2018-2-76-80

Современный этап образования в России характеризуется тенденцией к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии нормативными документами1 дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных организациях совместно со сверстниками с нормативным развитием. Однако во многих случаях в общеобразовательных учреждениях по разным причинам возникает много проблем в обучении ребенка с ОВЗ. Многолетний опыт консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования позволяет обратить внимание на ряд общих проблем, возникающих в современном образовании детей с ОВЗ. В консультативной деятельности участвуют опытные специалисты: врач-психиатр, учитель-дефектолог и учитель-логопед. Анализ и обобщение определенных случаев позволили выявить несколько неблагоприятных тенденций современного образования, которые определяют конкретную проблематику консультативной работы специалистов (врачей-психиатров, учителей-дефектологов, учителей-логопедов). Не претендуя на всестороннюю систематизацию запросов родителей, выделим наиболее типичные проблемы для практического консультирования.

Первая проблема. По данным консультативного приема Института коррекционной педагогики за последние пять лет увеличилось количество обращений родителей, у которых дети - первоклассники испытывают трудности обучения в условиях общеобразовательной школы.

Подробный анализ конкретных случаев показал, что основная проблема связана с тем, что учителя первых классов общеобразовательной школы не знают, что к ним поступил ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). После начала обучения в школе, спустя несколько месяцев учитель обнаруживает, что ученик не усваивает программный материал. За это время первоклассник находится без коррекционной поддержки, оказывается объектом для насмешек своих сверстников. Ситуация неуспеха приводит такого ребенка к стойкому негативному отношению к процессу обучения, а в более сложных случаях, к появлению нарушения поведения и нарастанию неврологической симптоматики.

Вместе с тем, учитель только в конце года пишет характеристику на неуспевающего ученика, представляя ее на психолого-педагогический консилиум школы для анализа причин неуспеваемости. Школьный психолого-педагогический консилиум направляет родителей и ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Как известно, именно ПМПк решает вопросы о назначении специальных образовательных

1 Закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. № 273-Ф3 ; Положение о ПМПК, 2014; ФГОС Д0,2014; ФГОС обучающихся с ОВЗ, 2015; ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2015.

76

педагогический жирнел Башкортостана н я(75). tote

э®в§жа§ психолого-псппгогические прослемы семьи и детства

условий для обучающегося с ОВЗ, а также рекомендует специалистов, которые помогают ему овладевать программным материалом.

Вместе с тем, родители на протяжении всего учебного года находятся в стрессирующей ситуации, тревожатся за ребенка, выполняя с ним ежедневно домашние задания до позднего вечера. В итоге, не зная как помочь своему ребенку, они обращаются за помощью к специалистам дефектологам на консультацию в Институт коррекционной педагогики со следующими вопросами: Как помочь ребенку в настоящее время, не ожидая конца учебного года? Надо ли им проходить комиссию на ПМПК? По какой программе ребенок должен учиться? Где ему будет лучше учиться? Какие специалисты могут ему помочь сегодня и сейчас?

В ходе консультирования специалисты опираются на изучение возрастных познавательных процессов ребенка, сформированность учебной деятельности, а также на анализ трудностей в усвоении программного материала.

Тщательное изучение результатов психолого-педагогического обследования показало, что есть две разные группы неуспевающих первоклассников. У первой группы детей возникают трудности в обучении из-за несформированности возрастных познавательных процессов в дошкольном возрасте, что относится к социальным условиям. У другой группы - органическое поражение головного мозга, что обусловлено первичными нарушениями.

Рассмотрим детей первой группы. Они не готовы к длительной умственной нагрузке; объем памяти снижен; темп усвоения нового материала замедленный; испытывают трудности в оперировании знаково-символическими средствами и решении логических задач. Подробный анализ истории развития этой группы детей, а также продуктивной деятельности, показывает, что в дошкольном возрасте у них были проблемы в развитии. Родители обращались к педагогам за помощью в дошкольной образовательной организации, которую посещал их ребенок. Однако в дошкольной организации не оказалось специальных образовательных условий для предоставления ребенку своевременной коррекционной помощи.

В этих случаях родители обращались к специалистам-логопедам в частном порядке. На начальном этапе индивидуальные логопедические занятия привели к некоторой динамике в развитии речи ребенка. Однако эти занятия не решили системные проблемы в познавательном развитии ребенка. Как правило, логопедическая работа с ребенком направлена на развитие и коррекцию речевых нарушений, но это не приводит к выявлению подлинной причины нарушения речевого развития, и тем более не смогло заменить систему своевременного коррекционно-развивающего обучения и воспитания в детском коллективе. Так как именно детский коллектив обеспечивает ребенку развитие общения, умение сотрудничать с другими людьми, способствует становлению «Я концепции», развитию личности в целом. Поэтому этот ребенок не готов был к овладению школьной программой в среде большого коллектива ровесников.

В чем заключались педагогические советы родителям этой группы детей?

Прежде всего, такому ребенку разрабатывались рекомендации к индивидуальной программе развития. В содержании этой программы выделялись задачи, направленные на формирование завершенности познавательных процессов дошкольного возраста (развитие памяти, наглядно-образного мышления с использованием продуктивных видов детской деятельности), а также применение специфических приемов для овладения ребенком программным материалом путем организации индивидуальных занятий. При этом сделан был акцент на применение разнообразных видов игровых и наглядных приемов обучения, при правильном сочетании практических, наглядных и словесных методов обучения.

С родителями проводилась убедительная беседа о прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для определения ребенку специальных

пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), яога э®б°жв

образовательных условий и необходимость участия специалистов, которые помогут реализовывать школьную и индивидуальную программу развития. При необходимости врач-психиатр рекомендовал медикаментозную поддержку ребенку.

Анализ консультаций конкретных случаев неуспеваемости первоклассников свидетельствует о том, что такого рода проблем можно было бы избежать, если бы дети своевременно, в дошкольном возрасте, получали педагогическую помощь, основанную на коррекционно-развивающем обучении.

На наш взгляд, в современном образовании появилась очевидная проблема: сократив ставки учителей-дефектологов из дошкольных учреждений, современная образовательная школа должна предусмотреть в своем штатном расписании ставку учителя-дефектолога. В свою очередь, учителя начальных классов должны проходить курсы повышения квалификации в области коррекционной педагогики, так как среди первоклассников имеется много детей, у которых не сформированы возрастные познавательные процессы дошкольного возраста.

Рассмотрим другую группу детей - это дети с особыми образовательными потребностями, которые прошли психолого-медико-педагогическую комиссию, у них имеется статус ребенка с оВз, чаще всего, - это задержка психического развития. Однако родители не приняли рекомендации специалистов ПМПК. При поступлении ребенка в общеобразовательную школу они не сообщили педагогу о том, их ребенок имеет право на индивидуальные занятия со специалистами (занятия с педагогом-дефектологом и учителем-логопедом).

Во всех случаях на приеме также проводится обследование ребенка с учетом его возрастных особенностей, анализируются его трудности в усвоении программного материала. Специалисты особое внимание уделяют беседе с родителями, применяя метод убеждения. Главное, на что они делают акцент в беседе, - изменение условий и использование разнообразных методов обучения ребенка.

Итак, задачи консультирования заключаются в понимании специалистами причины неуспеваемости ребенка: они могут быть как первичного, так и вторичного характера. Специалисты должны профессионально обосновать рекомендации, которые могут использовать родители для оказания реальной помощи своему ребенку.

Опыт консультирования показывает, что стратегия по изучению возрастных познавательных процессов, а также учебной деятельности в ходе консультирования детей с трудностями в обучении позволяет оценить уровень психологических новообразований, понять причины школьной неуспеваемости, а также разработать конкретные рекомендации к индивидуальным программам обучения. Вместе с тем отмечаем, что в образовании наметилась отрицательная тенденция ухода из практики уникальной дифференцированной системы коррекционной помощи детям с ОВЗ в дошкольном возрасте. Именно реализация своевременной дифференцированной системы коррекционной помощи детям дошкольного возраста направлена на формирование возрастных познавательных процессов в целях предупреждения неуспеваемости детей на начальном этапе школьного обучения.

Вторая проблема. На консультацию к специалистам-дефектологам обращаются родители за помощью в выборе образовательного маршрута ребенку, которому поставлен диагноз «умственная отсталость», - инклюзивное или специальное образование.

Консультирование также начинается с обследования ребенка: выявляется уровень сформированности вербальных и невербальных средств общения, темпа усвоения новых знаний, готовность к овладению программным материалом, самостоятельность в быту. Изучаются его анамнестические сведения, раннее развитие, продуктивные виды деятельности. В итоге анализируются и учитываются следующие факторы: физическое и соматическое здоровье ребенка, результаты всестороннего педагогического обследования - уровень готовности к усвоению нового материала; социальное положение семьи: состав

э®в§жа§ психолого-педагогические арослемы семьи и детства

семьи (наличие других детей в семье), территориальное местонахождение образовательного учреждения от места жительства ребенка, условия обучения для овладения ребенком учебным материалом адаптированной образовательной программы. Учитывая все эти факторы, родителям рекомендуют следующие варианты: первый - обучение в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (АООП - вариант 1);

второй - обучение в условиях общеобразовательной школы, инклюзивное образование (АООП - вариант 1);

третий - обучение в условиях общеобразовательной школы надомное обучение (АООП - вариант 1);

четвертый - обучение в условиях специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (АООП - вариант 2);

пятый - обучение по специальной индивидуальной программе развития в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ (надомное обучение).

Важно проинформировать родителей о том, что во всех случаях для обучающегося с нарушением интеллекта должны быть созданы специальные условия в школе: специальный учебный план; занятия со специалистами - с учителем-дефектологом и учителем-логопедом; методическое сопровождение - специальные рабочие тетради, специальные учебники, дидактический материал и участие в коллективных мероприятиях со сверстниками.

Третья проблема. На консультацию к специалистам дефектологам обращаются патронатные семьи, которые взяли под опекунство одного или несколько детей с умственной отсталостью из сиротских учреждений. Вопросы родителей к специалистам следующие: Правильно ли поставлен диагноз? Какие игры и игрушки надо приобрести этим детям? Какие развлекательные мероприятия должны посещать эти дети?

При беседе со специалистами родители утверждают, что диагноз поставлен неверно, что в сиротских учреждениях почти всем детям ставят умственную отсталость. При наблюдении за обследованием ребенка, когда предлагаются задания на выявление уровня сформированности возрастных познавательных процессов, возможности усвоения ребенком нового материала, а также применение диагностического обучения, приемные родители убеждаются в правомерности поставленного диагноза. Они соглашаются с мнением специалистов в том, что у ребенка низкая познавательная активность.

Основными рекомендациями для патронатной семьи являются: создание условий для соблюдения ребенком режима дня, умение организовать в семье разнообразные виды деятельности, в том числе и трудовые поручения. Важно также убедить родителей в том, что, кроме школы, ребенок должен посещать спортивные мероприятия, творческие коллективные виды деятельности (хоровое пение, танцевальные и художественные кружки). Что касается игр и игрушек: здесь важно показать родителям конкретные настольно-печатные игры, обосновать их основной смысл: сформировать у детей умения действовать по правилам, научить партнерским отношениям со сверстниками.

Итак, главной задачей консультирования детей с ОВЗ является определение педагогических условий, наиболее благоприятных для дальнейшего развития обследуемого ребенка; оказание помощи при разработке программы обучения и развития, учитывающей своеобразие состояния его познавательной деятельности.

Считаем, что консультативную деятельность могут проводить специалисты (учитель-дефектолог, врач-психиатр и учитель-логопед) со стажем (не менее пяти лет), хорошо владеющие методикой обследования, знающие возрастные нормативы познавательных процессов детей дошкольного и школьного возраста, осведомленные в требованиях современных государственных нормативных документов, определяющих образовательные маршруты детей с ОВЗ.

педагогический журнал еашкортостана м 2(75), вав эж°же

1. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование : проблемы психического развития детей [Текст] / Г.В. Бурменская, О. А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

2. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой [Текст] /Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 257-321.

3. Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.