Научная статья на тему 'Консультации специалистов'

Консультации специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации специалистов»

вопрос—ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Вопрос. Сотрудник был принят на работу 1 августа 2014 года и собирается в отпуск с 1 по 16 сентября. Как ему рассчитать отпускные и отразить их в бухгалтерском учете?

Ответ. Трудовые отношения. Из формулировки вопроса можно сделать вывод, что работник направляется в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В соответствии с ч. 2 ст. 122 Трудового кодекса Российской Федерации право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

На основании ч. 1 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

В силу ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Согласно ч. 3 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

В ч. 4 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

В случае, когда рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам. При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

Следует обратить внимание, что постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» прямо не отвечает на вопрос о том, как определять средний заработок, если работник проработал в организации меньше 12 календарных месяцев.

Соответственно, в рассматриваемой ситуации заработок за сентябрь необходимо разделить на коэффициент 29.3 для расчета среднего заработка. Полученное число необходимо умножить на количество дней отпуска.

Бухгалтерский учет. Учитывая вступление в действие с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), следует отметить, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ.

бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

45

На основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. В частности, на этом счете могут быть отражены суммы предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации.

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.

Таким образом, отражать начисление работнику отпускных следует по дебету сч. 96 и кредиту сч. 70.

В Методических рекомендации МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками» разъясняется, что согласно действующему законодательству фактические выплаты как среднего заработка за использованный отпуск, так и компенсации за неиспользованный отпуск, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы). Таким образом, фактические затраты организации на оплату отпуска работников (компенсаций за неиспользованный отпуск) складываются из оплаты среднего заработка за время нахождения в отпуске (или компенсации за неиспользованный отпуск) и соответствующих страховых взносов. Следовательно, величина оценочных обязательств по отпускам должна отражать и соответствующую величину страховых взносов.

На основании п. 21 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, в течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам в бухгалтерском учете организации

отражается сумма затрат организации, связанных с выполнением организацией этих обязательств, или соответствующая кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов.

В силу п. 21 ПБУ 8/2010 признанное оценочное обязательство может списываться в счет отражения затрат или признания кредиторской задолженности по выполнению только того обязательства, по которому оно было создано, если иное не установлено настоящим Положением.

Согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

В соответствии с п. 14 ПБУ 18/02 для целей Положения под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

На основании п. 17 ПБУ 18/02 по мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы.

Таким образом, в месяце предоставления работнику отпуска в налоговом учете в состав расходов включаются отпускные и начисленные на них страховые взносы, т. е. возникшие ранее вычитаемая временная разница и ОНА уменьшаются. Такая операция отражается по кредиту сч. 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с дебетом сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Обложение страховыми взносами. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) — для выплат и иных возна-

Бухгалтерские проводки

Содержание операции Корреспонденция счетов (субсчетов) Первичный документ

Дебет Кредит

Отражение начисления работнику отпускных 96 70 Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику

Начисление страховых на сумму отпускных 96 69.1, 69.2, 69.3 Бухгалтерская справка-расчет

Отражение уменьшения отложенного налогового актива (ОНА) 68 09 Бухгалтерская справка-расчет

Удержание НДФЛ 70 68 Регистр налогового учета

Отражение выплаты работнику отпускных за вычетом НДФЛ 70 51 Выписка банка по расчетному счету

граждений, начисленных плательщиками страховых взносов, указанными в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона.

На основании п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N° 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Порядок определения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование подлежит определению на основании ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Таким образом, на сумму средней заработной платы и отпускных подлежат начислению страховые взносы, которые отражаются по кредиту сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Налоговый учет. В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации относятся, в частности расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255

Налогового кодекса Российской Федерации расходов на оплату труда.

Таким образом, в целях налогообложения налогом на прибыль организаций сумма отпускных уменьшает налогооблагаемую базу.

Также в составе расходов по налогу на прибыль организации учитываются суммы страховых взносов, начисленных на отпускные на основании следующих положений:

— подп. 1 и 45 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации;

— подп. 1 п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации.

Что касается налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то в силу п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Таким образом, на сумму отпускных начисляется НДФЛ, который обязана исчислить, удержать и перечислить в соответствующий бюджет организация-работодатель (см. таблицу).

Заключение. Отражать выплату отпускных работнику в бухгалтерском учете, а также учитывать их в налоговом учете организации следует в соответствии с приведенными рекомендациями.

Вопрос. Организация находится на территории завода, многие сотрудники добираются на личных автомобилях. Завод установил плату за въезд и предложил заключить договор на обслуживание внутризаводских дорог, исходя из количества машин сотрудников в месяц. Можно ли учесть данные расходы? Каков порядок бухгалтерского учета ?

Ответ. Бухгалтерский учет. Учитывая вступление с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), следует отметить, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ.

Для учета отражения стоимости услуг по заключению с иной организацией договора на обслуживание внутризаводских дорог необходимо использовать дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы» с кредитом сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Для отражения выплаты оказанных услуг по обслуживанию внутризаводских дорог необходимо использовать дебет сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с кредитом сч. 51 «Расчетные счета».

Налоговый учет. В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 264 и подп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость услуг включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на дату оказания услуг (см. таблицу).

Заключение. Операции по заключению договора на обслуживание внутризаводских дорог необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете с учетом рекомендаций, приведенных выше.

Вопрос. Физическое лицо работает по трудовым договорам у двух работодателей. Данный работник — плательщик налога на доходы физических лиц (НДФЛ) обратился к одному из своих работодателей (налоговому агенту) с целью получения имущественного налогового вычета на новое строительство. Работодателем (налоговым агентом) было отказано работнику в предоставлении такого имущественного вычета в связи с тем, что он ранее уже обращался к своему другому работодателю за получением указанного вычета и его получил.

Правомерен ли в рассматриваемой ситуации отказ работодателя (налогового агента) в предоставлении имущественного налогового вычета на новое строительство?

Ответ. Отказ работодателя (налогового агента) правомерен, так как налогоплательщик имеет право получения имущественного налогового вычета на новое строительство только у одного налогового агента по своему выбору. Данная позиция соответствует официальной позиции Минфина России.

Следует обратить внимание, что в ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения Федеральным законом от 23.07.2013 № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 212-ФЗ), которые вступили в силу с 01.01.2014. Данные изменения существенно изменяют правовое регулирование рассматриваемой ситуации.

С 01.01.2014 плательщик НДФЛ имеет право на получение имущественного налогового вычета на новое строительство у нескольких налоговых агентов одновременно.

Однако также необходимо обратить внимание, что с 01.01.2014 возможность воспользоваться имущественным вычетом у нескольких налоговых агентов не меняет правил ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что налогоплательщик имеет право воспользоваться налоговым вычетом на новое строительство только один раз.

Обоснование. Порядок предоставления имущественного налогового вычета закреплен в ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик

Бухгалтерские проводки

Содержание операции Корреспонденция счетов (субсчетов) Первичный документ

Дебет Кредит

Отражена стоимость услуг по обслуживанию внутризаводских дорог 26 60 Акт приемки-передачи оказанных услуг

Отражена выплата оказанных услуг по обслуживанию внутризаводских дорог 60 51 Бухгалтерская справка

имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

Также на основании данного пункта ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации право на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета у налогового агента в соответствии с настоящим пунктом должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика, документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, которые указаны в подп. 2 п. 1 данной статьи.

Возможность получения имущественного налогового вычета только у одного налогового агента соответствует официальной позиции Минфина России, которая изложена в его письмах от 25.08.2011 № 03-04-05/7-599 и от 13.11.2010 № 0304-06/7-267.

Так, в письме Минфина России от 25.08.2011 № 03-04-05/7-599 разъяснено, что налоговый орган подтверждает право налогоплательщика на имущественный вычет по НДФЛ, а налогоплательщик сам решает, какому налоговому агенту предоставить данное уведомление. В данном случае запрет касается лишь одновременного получения вычета у нескольких налоговых агентов и не может быть распространен на последовательное в течение года получение имущественного вычета у отдельных налоговых агентов, если в силу определенных причин налогоплательщик не смог воспользоваться правом на вычет в полном объеме у одного налогового агента.

Таким образом, исходя из норм Налогового кодекса Российской Федерации (действующих в редакции до вступления в силу Закона № 212-ФЗ) и официальной позиции Минфина России, плательщик НДФЛ имеет право на получение имущественного налогового вычета исключительно у одного налогового агента. В случае если у налогоплательщика имеется возможность получения налогового вычета у нескольких налоговых агентов, то он должен выбрать любого из них по своему усмотрению.

Следует отметить, что с 01.01.2014 данное ограничение перестало действовать в связи со вступлением в силу поправок, вносимых Законом № 212-ФЗ.

Статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации будет дополнена п. 8, второй абзац которого будет иметь следующую редакцию: налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов у одного или нескольких налоговых агентов по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественные налоговые вычеты при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественные налоговые вычеты, выданного налоговым органом, с указанием суммы имущественного налогового вычета, который налогоплательщик вправе получить у каждого налогового агента, указанного в подтверждении.

Также на основании подп. 1 п. 3 новой редакции ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 3 п. 1 данной статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство, не превышающих 2 000 000 руб.

Таким образом, с 01.01.2014 плательщик НДФЛ приобрел право на получение имущественного налогового вычета у нескольких налоговых агентов одновременно, но общая сумма налогового вычета на новое строительство, полученного у нескольких налоговых агентов одновременно, не может превышать 2 000 000 руб.

Вопрос. В организации локальным нормативным актом установлено, что работникам заработная плата перечисляется на их банковские счета, снабженные пластиковой картой. При этом для перечисления работникам заработной платы организацией они должны иметь отдельный счет. Правомерно ли данное положение?

Ответ. Положение о необходимости иметь отдельный счет для перечисления заработной платы организации является неправомерным, так как трудовое законодательство делегирует право на выбор счета именно работнику.

Обоснование. Как установлено нормами ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым зако-

нодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Следовательно, в организации могут быть установлены определенные особенности осуществления трудовых отношений путем закрепления их в локальных нормативных актах.

В силу норм ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Таким образом, положения локальных нормативных актов, которые полностью или частично ущемляют права работников, не применяются.

Основываясь на нормах ч. 4 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

По смыслу приведенной нормы следует, что именно работник выбирает счет, на который перечисляется заработная плата.

Исходя из приведенных норм, следует, что положение локального нормативного акта относительно перечисления заработной платы на отдельный счет, который работник должен иметь для перечисления заработной платы, является неправомерным.

Вопрос. В кредитную организацию поступили к специальному банковскому счету платежного агента решения налоговых органов о приостановлении операций на списание денежных средств. Установлена ли законодателем обязанность для кредитной организации принять данные документы к исполнению?

Ответ. Законодателем установлена обязанность для кредитной организации принять данные документы к исполнению.

Обоснование. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

В соответствии с пп. 4,5 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закона №161-ФЗ) банковский платежный агент — это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом № 161-ФЗ.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ и подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных

средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя), приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) и приостановления переводов электронных денежных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышеизложенного, а также руководствуясь тем, что в силу системного толкования правовых норм специальные банковские счета платежного агента, поставщика, специальные банковские счета банковского платежного агента (субагента) являются одним из видов банковских счетов, можно сделать вывод о том, что в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Данной позиции также придерживается Банк России в информации, содержащей ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона от 27.07.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Следовательно, в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента решений налоговых

органов о приостановлении операций на списание денежных средств кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их.

Таким образом, законодателем установлена обязанность для кредитной организации принять решения налоговых органов о приостановлении операций на списание денежных средств к исполнению.

Вопрос. Организация (институт) подала в налоговый орган заявление о постановке на налоговый учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения — филиал института.

В результате проверки регистрационных документов налоговым органом было выявлено нарушение установленного п. 4 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, в связи с чем налоговым органом было вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации. В своем решении налоговый орган указал, что организацией было принято решении о создании обособленного предприятия 22.02.2010, а заявление о постановке на учет обособленного подразделения было подано 24.05.2010, т. е. был нарушен срок подачи, установленный п. 4 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организация (институт), не согласившись с решением налогового органа, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения незаконным, указав, что срок, установленный п. 4 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исчислять с момента создания стационарных рабочих мест, которые были созданы в мае 2010г.

Является ли позиция организации правомерной?

Ответ. Учитывая позицию Минфина России и позицию арбитражных судов, свою позицию организации о том, что срок, установленный п. 4 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исчислять с момента создания стационарных рабочих мест, скорее всего придется доказывать в суде.

Обоснование. Пунктом 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические

лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Пунктом 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 4 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения

организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организаций, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В рассматриваемой ситуации организация ссылается на то, что решение о создании обособленного подразделения было принято 22.02.2010, а заявление на постановку на учет было подано 24.05.2010, с момента создания стационарных рабочих мест.

Поскольку в налоговом законодательстве не дано четкого определения момента, с которого обособленное подразделение считается созданным, то исходя из правовых позиций арбитражных судов и смысла п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации срок, установленный п. 4 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исчислять с момента создания стационарных рабочих мест.

Такая позиция содержится в постановлениях ФАС Уральского округа от 27.10.2008 № Ф09-7766/08-С3, ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 № Ф03-5338/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.12.2009 № А32-2075/2009-70/27.

В приведенных выше постановлениях рассматривались ситуации до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

Но данные выводы применимы и в настоящее время. Однако существует и другая позиция.

Согласно письму Минфина России от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541 датой постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения филиала (представительства) является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о филиале (представительстве). Датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об этом филиале (представительстве).

Таким образом, момент создания стационарных мест значения не имеет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.