ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Фондовая биржа по своей организаци-онно-правовой форме является некоммерческим партнерством. Источниками пополнения бюджета биржи являются доходы от коммерческой деятельности, не противоречащей уставу, с одной стороны, и целевое финансирование в виде членских взносов участников торгов, с другой стороны.
Базой распределения расходов на коммерческие и некоммерческие (на осуществление основной уставной деятельности) является смета использования средств целевого финансирования, утверждаемая биржевым советом.
Размер управленческих расходов биржи (в частности, арендная плата, транспортные расходы) намного превышает размеров доходов, получаемых биржей в виде целевого финансирования. Данные расходы в размере, не превышающем объемов целевого финансирования (согласно принятой смете), отражаются как использование средств целевого финансирования. Оставшаяся часть управленческих расходов включается в состав расходов по предпринимательской деятельности биржи и участвует при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Как должен определяться состав доходов и расходов от коммерческой и некоммерческой деятельности некоммерческого партнерства в целях налогообложения прибыли до 01.01.2002 и после указанной даты?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 18 октября 2002 года N9 04-02-06/7/2
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Некоммерческим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, при налогообложении прибыли до 1 января 2002 года, следовало руководствоваться п. 2.12 Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 15.06.2000 МЬ 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», в соответствии с которым некоммерческие организации (в том числе некоммерческое партнерство), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих организаций производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятий.
В составе доходов и расходов организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
Расходы организации, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, и другие расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности организации (расходы по оплате труда ее административно-управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и т.п.), в полной сумме покрываются за счет целевых отчислений, поступивших организации на осуществление основной уставной деятельности.
При определении суммы расходов от предпринимательской деятельности, принимаемых для целей налогообложения, до 1 января 2002 года некоммерческим организациям следовало руководствоваться Положением о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с изменениями и дополнениями).
Определение состава доходов и расходов некоммерческой организации, учитываемых при определении налоговой базы, а также целевых средств некоммерческой организации производится в соответствии с положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2002 года.
Так, п. 2 ст. 251 НК РФ установлено, что в составе доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А Н. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94№ 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)
ПРИКАЗ МНС РФ от 15.06.2000 № БГ-3-02/231 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 15.06.2000 № 62)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2000 № 2381)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552
(ред. от 31.05.2000, с изм. от 07.02.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РА-
БОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Просим дать ответ на вопрос, связанный с применением льготы по НДС согласно подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Будет ли спорткомплекс иметь право на освобождение от уплаты НДС на основании подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ (оказание услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях), если:
1) спорткомплекс является собственником спортивных сооружений - плавательного бассейна и крытого стадиона, а также спортивного оборудования и инвентаря;
2) спорткомплекс является спортивной организацией;
3) спорткомплекс заключает возмездные договоры с другими спортивными, а также образовательными организациями;
4) по условиям договоров спорткомплекс принимает на себя обязательства:
- предоставить по согласованному графику воду в бассейне (несколько дорожек), спортивный зал, раздевалки, душевые комнаты, сауну, а также имеющиеся в наличии спортивное оборудование и инвентарь для проведения занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях;
- создать иные условия, без которых проведение занятий не представляется возможным;
- обеспечить обязательное участие в проведении занятий лиц из числа своего тренерского состава?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от И февраля 2003 года № 04-03-05/02
В связи с письмом по вопросу освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ от обложения данным налогом освобождается реализация услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. В связи
с этим услуги по проведению занятий по плаванию с несовершеннолетними детьми, оказываемые соответствующими спортивными секциями спорткомплекса, по нашему мнению, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Руководитель Департамента налоговой политики А. И. И ВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. В соответствии со ст. 138 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 № 269 *О списании суммы задолженности по пеням и штрафам* предусмотрено списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 № 1002 «О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом». При этом указанное списание производится Министерством РФ по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.
Аналогичные нормы в части списания сумм реструктурированной задолженности по пеням и штрафным санкциям, зачисляемым в бюджет области, предусмотрены в соответствующем законе области.
Вправе ли налоговые органы принимать решение о списании задолженности в бюджеты субъектов РФ при наличии в бюджетном законодательстве области нормы прямого действия по указанному вопросу?
Ответ»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 25 февраля 2003 года № 04-01-14/1-05
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N9 269, по существу, изменен установленный п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.99 № 1002, механизм списания суммы задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 03.09.99 № 1002 «О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного данным постановлением.
Учитывая, что п. 5 вышеуказанного постановления носит рекомендательный характер и ни указанное постановление Правительства РФ, ни иные акты законодательства РФ не содержат положений, запрещающих органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлять организациям право на реструктуризацию задолженности перед бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, в том числе и право на списание задолженности по пеням и штрафам, полагаем, что в нормативном правовом акте субъекта РФ может быть предусмотрено положение о списании задолженности, аналогичное положению, предусмотренному постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 № 269.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.04.2002 № 269
«О СПИСАНИИ СУММЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2001 № 194-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД» (принят ГДФС РФ 14.12.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.09.99 № 1002
(ред. от 11.11.2002)
«О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, А ТАКЖЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЧИСЛЕННЫМ ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ»
Вопрос. В связи с юбилеем организации в июле 2002 года бывшим директорам, внесшим большой вклад в развитие организации, были вручены памятные подарки (телевизоры) стоимостью 4 ООО руб., приобретенные в розницу за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. При покупке телевизоров не был выдан счет-фактура. Просим разъяснить следующее.
/. Каков порядок обложения налогом на доходы физических лиц указанных подарков?
2. Подлежит ли данная операция обложению НДС? Принимается ли к вычету НДС, уплаченный при приобретении подарков?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 7 марта 2003 года М 04-04-06/36
На письмо Департамент налоговой политики сообщает следующее.
1. В соответствии со ст. 210 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В случае получения налогоплательщиком дохода в виде подарка от организаций или индивидуальных предпринимателей в натуральной норме к виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база согласно ст. 211 Кодекса определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 Кодекса.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.
Вместе с тем согласно п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежит налогообложению стоимость подарков, не превышающая 2 000 руб. в календарном году, полученных от организации или индивидуальных предпринимателей и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение.
Следовательно, стоимость подарков, превышающая 2 000 руб., облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. При этом удержание налога в соответствии со ст. 226 Кодекса производится налоговыми агентами за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
2. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса объектом налогообложения этим налогом являются операции по реализации товаров на территории РФ. При этом передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров.
Поэтому дарение бывшим работникам организации подарков, приобретаемых за счет прибыли организации, оставшейся после уплаты налогов, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Следует отметить, что в этих случаях суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении таких подарков, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Согласно ст. 169 Кодекса документом, являющимся основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком продавцам товаров, служит счет-фактура, который должен храниться в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрироваться в книге покупок. При отсутствии счетов-фактур вычет налога на добавленную стоимость не производится.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Какие обстоятельства должны быть выяснены при производстве по делу об административном правонарушении?
Ответ. Для оценки действий лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, должны быть выяснены обстоятельства, предусмотренные в ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, перечень которых не является исчерпывающим.
С целью выяснения обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП РФ, и решения вопроса о составлении необходимых процессуальных документов, а именно протокола по делу об административном правонарушении, вынесения постановления по делу и иных документов, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны установить доказательства по делу об административном правонарушении.
На основании доказательств по делу, которыми являются любые фактические данные, вышеуказанные лица устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).
Законодатель в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ определил, что доказательства по делу об административном правонарушении, а именно фактические данные наряду с объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств, устанавливаются также протоколом об административном правонарушении и иными протоколами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, только при выяснении обстоятельств по делу об административных правона-
рушениях, полученных доказательств, имеющих значение по делу, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности.
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. В каких случаях и в какие сроки проводится административное расследование? Какие должностные лица уполномочены принимать решение о проведении административного расследования?
Ответ. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит перечень случаев и оснований для проведения административного расследования при производстве по делу об административном правонарушении.
Так, основанием для проведения административного расследования при производстве по делу об административном правонарушении является возникновение необходимости в проведении экспертизы, использования специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и получения соответствующего экспертного заключения, а также совершения иных процессуальных действий.
Административное расследование проводится после выявления административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательстве о рекламе, законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте в случаях, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Решение о проведении административного расследования принимается должностными лицами, уполномоченными в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях.
Данное решение уполномоченными должностными лицами принимается в виде определения одновременно с решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а прокурором - в виде постановления немедленно
после выявления факта совершения административного правонарушения.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении должны быть указаны дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела, а также данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Часть 4 ст. 28.7 КоАП РФ устанавливает, что административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Общие процессуальные сроки для проведения административного расследования составляют один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может быть продлен вышестоящим должностным лицом только в исключительных случаях и на срок не более одного месяца.
Следует отметить, что согласно ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять в письменной форме ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, принимают решение об отказе либо об удовлетворении поступивших ходатайств.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, в случае удовлетворения письменных ходатайств, поступивших от участников производства по делу об административном правонарушении, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела могут продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на один месяц.
О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, также выносят определение.
При проведении административного расследования по делам о нарушении таможенных правил срок проведения расследования может быть
продлен до шести месяцев начальником вышестоящего таможенного органа (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
По окончании административного расследования уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении в сроки, указанные в ст. 28.7 КоАП РФ, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Е В. ВИГОВСКИЙ
Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. Физическое лицо ежеквартально получает проценты по рублевому вкладу в размерах, превышающих три четверти действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты. Когда налоговый агент обязан исчислить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, если проценты по вкладу начисляются ежемесячно?
Ответ. Если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в размерах, превышающих три четверти действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены указанные проценты, с возникающих доходов в виде процентов налоговый агент обязан исчислить налог согласно п. 27 ст. 217 НК РФ. Удержание налога осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 226 НК РФ.
Согласно ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода является день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Следовательно, обязанность исчисления налоговой базы у такого налогового агента возникает ежемесячно, за тот период, когда проценты по вкладу начислялись в размерах, превышающих установленные п. 27 ст. 217 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Договор добровольного долгосрочного страхования жизни, предусматривающий выплату аннуитетов, расторгается в 2003 году до истечения пятилетнего срока. В каком порядке облагается налогом на доходы физических лиц выкупная сумма, полученная физическим лицом -страхователем ?
Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 № 57-ФЗ) в случае досрочного расторжения договоров добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока их действия (за исключением случаев досрочного расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров страхования, полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов) учитывается при определении налоговой базы страхователя - физического лица и подлежит налогообложению у источника выплаты.
С учетом изложенного, при расторжении договора добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока его действия объект налогообложения в виде разницы между выкупной суммой и внесенной физическим лицом суммой страхового взноса подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 13%.
Л.И. ОСИПЧУК Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Какие документы могут быть объектом налоговой проверки?
Ответ. В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Кроме того, п. 1 ст. 93 НК РФ устанавливается, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать
у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Согласно указанным статьям в ходе выездной и камеральной налоговых проверок должностными лицами налоговых органов исследуются документы, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты и (или) перечисления налогоплательщиком в соответствующие бюджеты и в государственные внебюджетные фонды установленных действующим законодательством налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.
Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наименования и виды необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.
Объектами проверки, в частности, могут являться следующие документы:
- устав организации;
- учредительные документы;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- налоговые декларации;
- бухгалтерская отчетность;
- иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Какие сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, об ИНН, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения и др.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 106 Н К РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. При отсутствии признаков налогового правонарушения неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну.
Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Министерством РФ по налогам и сборам, органами государственных внебюджетных фондов, Федеральной службой налоговой полиции РФ и Государственным таможенным комитетом РФ (абз. 2 п. 3 ст. 102 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» органам государственной власти надлежит обосновывать необходимость получения запрашиваемой конфиденциальной информации, то есть в целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам и органам прокурорского надзора при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и разъяснять, что это связано с исполнением служебных обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.
Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.95 № 24-ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 25.01.95)
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)
(принята всенародным голосованием 12.12.93)
Вопрос. В педагогическом колледже читают лекции иногородние преподаватели, которым колледж, помимо зарматы, оплачивает проезд, проживание и суточные в пределах норм. Подлежат ли налогообложению такие командировочные расходы, если с каждым преподавателем заключен трудовой договор?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ от налогообложения освобождаются все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, связанных, в частности, с исполнением трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Таким образом, по смыслу данной нормы Кодекса только при наличии трудовых отношений компенсация налогоплательщику расходов, связанных с исполнением указанных обязательств, не является объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
Статьями 16 и 20 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Согласно ст. 168 Трудового кодекса в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
В случае если иногородние преподаватели работают в педагогическом колледже на основании заключенных с ними трудовых договоров, то на них, как на лиц, находящихся в трудовых отношениях, распространяются положения п. 3 ст. 217 Кодекса в части компенсационного характера выплат командировочных расходов, включая суточные в пределах установленных законодательством норм. В рамках иных договорных отношений суммы суточных, оплачиваемые колледжем преподавателям, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Подлежит ли налогообложению выплаченный работнику организации по решению суда средний заработок за время вынужденного прогула без расторжения с ним трудового договора?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
К числу таких компенсационных выплат относятся выплаты, связанные с увольнением работников в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или ликвидацией предприятия в соответствии со ст. 178 и 180 Трудового кодекса РФ.
Статьей 234 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такие выплаты не могут быть рассмотрены как компенсационные. Следовательно, сумма заработной платы, выплачиваемая организацией по решению суда за время вынужденного прогула работнику без расторжения с ним трудового договора, подлежит налогообложению.
Т.В. БОГДАНОВА Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Если с января 2003 года полностью утрачивают силу установленные Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами* ряд льгот при водопользовании, то можно ли сохранить указанные льготы путем принятия органами государственной власти субъектов РФ со-
ответствующих нормативно-правовых актов? Правомерно ли в таком случае пользоваться льготой, предусмотренной региональным законом, если в самом Федеральном законе данные льготы будут отсутствовать?
Ответ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изменениями и дополнениями) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, окончание с 1 января срока действия льгот по отдельным видам водопользования, предусмотренных Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами», не означает, что такие же льготы не могут быть предоставлены каким-либо региональным законом в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.98 № 71-ФЗ
(ред. от 07.08.2001, с изм. от 24.12.2002)
«О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ
ОБЪЕКТАМИ»
(принят ГД ФС РФ 15.04.98)
Вопрос. Следует ли ожидать в 2003 году изменения ставок платы за пользование водными объектами по категориям водопользователей? Какие имеются основания (на федеральном и региональном уровне) для принятия решения об изменении размера действующих ставок платы?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изменениями и дополнениями) ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Эти ставки устанавливаются указанными органами в пределах их максимальных и минимальных размеров, определенных Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» и Правительством РФ (см. ст. 4 указанного Федерального закона). Соответственно, при внесении изменений в данный Федеральный закон (в части размера ставок платы) Правительство РФ также должно соответствующим образом пересмотреть ми-
нимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. После этого законодательные (представительные) органы субъектов РФ вносят необходимые изменения в свои нормативные правовые акты, регулирующие размеры ставок платы по конкретным категориям водопользователей.
Однако и при отсутствии изменений федерального законодательства законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе внести те или иные изменения в ставки платы конкретным категориям водопользователей. Но, как уже было сказано выше, только в пределах их максимальных и минимальных размеров, определенных Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» и Правительством РФ.
В каждом конкретном случае законодатели того или иного субъекта РФ самостоятельно определяют необходимость таких изменений, учитывая различные факторы, в том числе объемы фактического водопользования, количество льготных категорий водопользователей и др.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.05.98 № 71-ФЗ
(ред. от 07.08.2001, с изм. от 24.12.2002)
«О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ
ОБЪЕКТАМИ»
(принят ГД ФС РФ 15.04.98)
Вопрос. Статьей 58 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при переводе лесных земель в нелесные земли возмещаются потери лесного хозяйства в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Просим разъяснить, что следует понимать под потерями лесного хозяйства. Кто должен производить сам расчет этих потерь?
Используется ли для возмещения данных потерь сумма платы за перевод лесных земель в нелесные?
Ответ. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N9 887 утверждены Правила возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда, которые применяются с 1 января 2003 года.
В соответствии с указанными Правилами под «потерями лесного хозяйства» подразумевается:
- уменьшение площади лесных земель, лесного фонда в целом;
- ухудшение качества земель лесного фонда в результате деятельности лиц, использующих эти
земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
Расчет размера потерь лесного хозяйства на конкретном участке лесного фонда производит федеральный орган управления лесным хозяйством или его территориальные органы.
Возмещение потерь лесного хозяйства осуществляется путем взимания платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда (см. постановление Правительства РФ от 29.04.2002 N9 278, которым утверждены Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда и базовые размеры платы за указанные действия).
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.12.2002 № 887
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕРЬ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПЕРЕВОДЕ ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В НЕЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ В ЦЕЛЯХ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ВЕДЕНИЕМ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ, И (ИЛИ) ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.04.2002 № 278
«О РАЗМЕРЕ, ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ И УЧЕТА ПЛАТЫ ЗА ПЕРЕВОД ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В НЕЛЕСНЫЕ И ЗА ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА В 2002 ГОДУ»
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 № 136-Ф3 (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
Вопрос. Если из норм Лесного кодекса РФ (ст. 133) следует, что при пользовании городскими лесами конкретный механизм, реализующий принцип платности пользования лесами, не входящими в лесной фонд, должен устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с данным Кодексом, то какими нормами следует руководствоваться при решении вопроса: относится ли конкретный участок леса к городским лесам? То есть определен ли в законодательном порядке термин «городские леса» ?
Ответ. Статьей 10 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ (с изменениями и дополнениями) определено, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, -городские леса. Это и можно считать расшифровкой в законодательном порядке такого понятия,
как «городские леса». Что касается другого понятия - «земли поселений», то определение этого термина приводится в ст. 83 - 85 Земельного кодекса РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 № 136-Ф3 (принят ГД ФС РФ 28.09.200i)
«ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.01.97 № 22-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) (принят ГД ФС РФ 22.01.97)
Вопрос. Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.98 № 551 (подп. «ц» п. 72), предусмотрена ответственность в случае самовольной переуступки прав лесопользования по лесорубочному билету или ордеру, но нигде не дается толкования этого понятия. Что понимается под «самовольной переуступкой прав лесопользования» ?
Ответ. Исходя из содержания Лесного кодекса РФ, под самовольной переуступкой права лесопользования следует понимать передачу лесопользователем права пользования участками лесного фонда в нарушение норм и правил, установленных лесным законодательством (ст. 24 Лесного кодекса РФ) и иными правовыми актами, либо без получения на это необходимых разрешений. К самовольной переуступке права пользования участками лесного фонда, в частности, относится субаренда лесных участков (ст. 31 Лесного кодекса РФ).
В.А. ЛЯХОВ Советник налоговой службы РФ
III ранга В.В. ПЕТРУНИН Советник налоговой службы РФ
II ранга
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.06.98 No 551
(ред. от 24.09.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОТПУСКА ДРЕВЕСИНЫ НА КОРНЮ В ЛЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.01.97 № 22-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) (принят ГД ФС РФ 22.01.97)
Вопрос. В связи с тем что уплата земельного налога приходится на II полугодие, возникают определенные трудности по финансированию расходов муниципальных образований в течение года. Кроме того, учитывая тот факт, что в 2003 году значительная доля земельного налога закреплена в доходах бюджетов муниципальных образований, возможно ли в целях равномерного поступления земельного налога в течение года пересмотреть с 2003 года сроки уплаты земельного налога по юридическим лицам?
Ответ. Да, возможно.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» сумма земельного налога уплачивается равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Этой же статьей установлено, что органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, с учетом местных условий, имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 29.12.98, с изм. от 30.12.2001) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»
Вопрос. Какие сроки установлены для подачи заявления и выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе?
Ответ. Пунктом 2 Порядка постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержденного приказом МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426, установлено, что заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (форма № 12-1-1, утвержденная приказом МНС России от 27.11.98 № ГБ-3-12/309) подается одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании или заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица в соответствии со ст. 12 и 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе выдается (направляется) в течение пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица.
С В. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
ПРИКАЗ МНС РФ от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 «О ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 2002 ГОДА» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.10.2002 № 3830)
ПРИКАЗ МНС РФ от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 (ред. от 24.12.99)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРИСВОЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.98 № 1664)
Вопрос. Могут ли некоммерческие и общественные организации использовать с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения, установленную гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ?
Ответ. Статьей 346.12 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В данном списке отсутствуют некоммерческие и общественные организации, таким образом, они могут применять данную систему налогообложения.
Однако при решении вопроса о переходе на упрощенную систему налогообложения данные общественные и некоммерческие организации обязаны соблюдать все ограничения, установленные ст. 346.12 НК РФ.
А.О.ДИКОВ Советник налоговой службы РФ
II ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002)
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Гражданам - нанимателям, собственникам квартир, проживающим в подлежащем сносу доме, предоставлена соответствующая компенсация, за счет которой они приобрели другое жилье. В отдельных случаях вместо компенсации указанные граждане получили квартиры. Предоставляется ли гражданам вычет по НДФЛ в таком случае?
Ответ. При определении налоговой базы по НДФЛ по итогам года налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на приобретение квартиры на территории РФ (подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ). Данный налоговый вычет не применяется в случаях, когда оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома или квартиры для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случаях, когда сделка купли-продажи жилого дома или квартиры совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ.
При этом нормы гл. 23 НК РФ не требуют подтверждения источника происхождения финансовых средств, направленных налогоплательщиком на приобретение недвижимости (в данном случае компенсации, выплаченной в связи со сносом дома), для применения налогового вычета. Следовательно, в случае, когда налогоплательщик при приобретении жилья выступает от своего имени, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Приобретение жилья от имени организации, выплатившей компенсацию налогоплательщику, исключает возможность применения рассмотренного вычета.
Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Членам семей собственников квартир (бывшим членам семей), проживающим в подлежащем сносу доме, выплачена денежная компенсация. Облагаются ли данные выплаты НДФЛ?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в частности, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, возмещением иных расходов.
При этом жилищное законодательство устанавливает порядок предоставления нового жилого помещения собственникам квартир, а также несобственникам квартир (гражданам - нанимателям), находящихся в подлежащих сносу домах (ст. 49.3, 92 Жилищного кодекса РФ).
Предоставление какой-либо компенсации членам семей собственников квартир (бывшим членам семей), совместно проживающим с собственниками и зарегистрированным по адресу принадлежащей собственнику квартиры, жилищным законодательством не предусмотрено.
Следовательно, указанный доход членов семей собственников квартир (бывших членов семей) подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР» (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 31.12.2002)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 28.03.2003)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС Р<Ъ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Физические лица рассчитываются с организацией за оказанные услуги через отделения банка путем перечисления денежных средств как со своего расчетного счета, так и без открытия счета.
В каком случае возникает объект налогообложения по налогу с продаж?
Ответ. Статьей 349 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров
(работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Следовательно, при иных способах расчетов за товары (работы, услуги), приобретаемые физическими лицами, операции по реализации не включаются в объект налогообложения по налогу с продаж.
В том случае, если оплата товара осуществляется путем перечисления денежных средств со счетов в банках по поручениям физических лиц, объекта налогообложения, предусмотренного ст. 349 НК РФ, не возникает, поскольку оплата товара идет в безналичном порядке (п. 3 письма МНС России от 29.04.2002 № ВГ-6-03/638@ «О налоге с продаж»). При этом если деньги за товар пришли с банковского счета физического лица, то организация получит платежное поручение, где будут указаны физическое лицо - плательщик и номер его счета.
Относительно второй ситуации существуют две противоположные точки зрения. Первая позиция заключается в том, что, если физическое лицо рассчитывается через отделения банка без открытия банковского счета, также необходимо исчислить налог с продаж, поскольку переводы денежных средств в оплату за приобретенные товары через отделения банка по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов - одна из форм наличных расчетов. В данном случае в подтверждающем документе на сумму поступившей организации выручки никакого номера счета физического лица указано не будет.
Согласно другой точке зрения переводы денежных средств через отделения банка по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов последними являются безналичными расчетами, не подлежащими обложению налогом с продаж.
По нашему мнению, данные переводы следует рассматривать как форму безналичных расчетов, поскольку согласно п. 1 ст. 862 Гражданского кодекса РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. При этом при осуществлении указанных переводов расчеты за приобретаемые товары осуществляются без внесения наличных денежных средств в кассу продавца. Указание на то, что перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к безналичным расчетам, содержится в письме ЦБ РФ от 04.01.2003 № 17-44/1 «О переводах де-
нежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов». Напомним, что установление правил проведения банковских операций и правил осуществления расчетов в РФ является одной из функций Центрального банка (пп. 4, 5 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (ред. от 10.01.2003).
Следует отметить, что после выхода указанного письма Банка России МНС России свою позицию по вопросу исчисления налога с продаж в такой ситуации не высказало. Поэтому при расчетах физических лиц с организацией через отделения банка без открытия банковского счета порядок исчисления налога с продаж может быть спорным.
Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в спорной ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, 138 Н К РФ).
Однако сведениями о разрешении подобных дел в судах мы в настоящее время, к сожалению, не располагаем.
Е.А. СКАКОВСКАЯ
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 29.04.2002 N9 ВГ-6-03/638@ «О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ»
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 10.01.2003)
ПИСЬМО ЦБ РФ от 04.01.2003 № 17-44/1 «О ПЕРЕВОДАХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ПОРУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ БЕЗ ОТКРЫТИЯ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003)
«О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
Вопрос. Я впервые собираюсь за границу. Могу ли я попросить таможенника помочь мне заполнить декларацию?
Ответ. В соответствии со ст. 176 Таможенного кодекса РФ должностные лица таможенных органов РФ не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять письменную таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые отнесены к компетенции таможенных органов РФ.
В случае наличия сомнений относительно правильности заполнения таможенной декларации или иных вопросов, связанных с перемещением товаров, в том числе валюты, и транспортных средств через таможенную границу РФ, лицо может заключить договор с таможенным брокером в порядке, предусмотренном Положением о таможенном брокере, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.96 № 873, и Порядком лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденным приказом ГТК России от 15.06.98 № 392 (зарегистрирован Минюстом России 07.07.98, per. № 1553).
Если имеющиеся вопросы не настолько существенны, чтобы прибегать к услугам таможенного брокера, лицо вправе обратиться за официальными разъяснениями в таможенные органы в соответствии с порядком, установленным разд. XI Таможенного кодекса РФ и изданным в развитие положений Таможенного кодекса РФ приказом Государственного таможенного комитета РФ от 15.05.95 № 318 «Об утверждении Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам» (зарегистрирован Минюстом России 29.05.95, per. № 861).
М.К. АНТИПОВ
Ссылки на нормативные акты:
«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)
(ред. от 30.06.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.96 N9 873
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ БРОКЕРЕ»
ПРИКАЗ ГТК РФ от 15.06.98 № 392 (ред. от 25.06.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.07.98 № 1553)
ПРИКАЗ ГТК РФ от 15.05.95 № 318 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО ТАМОЖЕННЫМ ВОПРОСАМ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 29.05.95 № 861)
Ф.СП-1
1 2 3 4 5 1 6 7 8 9 10 11 12
X X X X X X
Куда
АБОНЕМЕНТ
47699
(индекс нздлтио
Бухгалтерский учет в бюджетных|—количество и некоммерческих организациях
комплектов
О
На 2003 год по месяцам:
яхт пивыЛ мдаЬ
отгг
Кому
(«ЛМИЛИХ. ИНИЦИАЛЫ»
ЛИТЕР
ГШ МЕСТО
ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА
47699
(нн/рхс адолнмя)
Бухгалтерский учет в бюджетных и
" ЗшшЕяММ ихтлшио
некоммерческих организациях_
Стои- подписки ] _Руб._ _коп Количество 1
мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ | Руб. МОП. комплектов
На 2003 год по месяцам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
X X X X X X
Куда
Кому
(«ЛМИЛИД. ИНИЦИАЛЫ I