ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Имеют ли право финансовые органы субъекта Федерации и муниципальных образований предоставлять в соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ отсрочки (рассрочки) по уплате в соответствующий уровень бюджета налогов, установленных специальными налоговыми режимами?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 22 ноября 2002 года N9 04-01-10/5-117
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе получить отсрочку и рассрочку по налогу.
Статьей 63 определены органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налога и сбора.
В настоящее время перечень региональных и местных налогов регулируется ст. 19-21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Специальные налоговые режимы регулируются ст. 18 вышеназванного Закона, в которой, однако, не предусмотрено право на предоставление отсрочки (рассрочки) финансовым органом по налогам, установленным специальными режимами.
На основании этого полагаем, что при наличии прав налогоплательщика на получение отсрочки (рассрочки) по налогу вопрос о возможности реализации указанных прав по специальным налоговым режимам законодательством не урегулирован.
. Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N5 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2118-1 (ред. от 24.07.2002)
«ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Статьей 284 НК РФ установлен размер ставки налога на прибыль организаций, в котором он зачисляется в бюджеты различных уровней. Этой же статьей предусмотрено право субъектов РФ уменьшать размер ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.
В то же время ст. 15 Бюджетного кодекса РФ определено, что консолидированный бюджет субъекта РФ состоит из бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. При этом ст. 58 Бюджетного кодекса РФ определено право передачи собственных доходов бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет.
В связи с изложенным просим разъяснить: в какой именно части сумм налога на прибыль, поступающих в консолидированный бюджет субъекта РФ, можно снижать ставку для отдельных категорий налогоплательщиков?
Возможна ли передача в местные бюджеты части сумм налога на прибыль, поступившего в бюджет субъекта РФ по ставке 14,5%?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28 ноября 2002 года № 04-02-07/20
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения ст. 58 Бюджетного кодекса РФ и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 284 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено пп. 2 - 5 ст. 284) в размере 24%. При этом:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.
Мнение Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства финансов РФ о порядке применения ставок по налогу на прибыль организаций, предусмотренных ст. 284 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, и перераспределения поступивших в бюджеты субъектов РФ сумм налога на прибыль было изложено в письме МНС России № ВГ-6-02/263, Минфина России N9 04-02-04/32 от 06.03.2002 «О ставках по налогу на прибыль».
В вышеуказанном документе сообщается, что ст. 15 Бюджетного кодекса РФ установлено понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, который состоит из бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.
Таким образом, зачисление налога на прибыль в бюджет субъекта РФ и в местные бюджеты должно производиться в суммах, исчисленных соответственно по ставкам не ниже 14,5 и 2%, без разбивки указанных ставок по видам бюджетов.
Соответственно, законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут снижать для отдельных категорий налогоплательщиков только установленную Налоговым кодексом налоговую ставку для зачисления сумм налога в бюджеты субъектов РФ (14,5%), которая не может быть ниже 10,5%.
Перераспределение поступивших в бюджеты субъектов РФ сумм налога на прибыль по ставке 14,5%, но не ниже 10,5%, между бюджетами может быть произведено на основании ст. 58 «Передача собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам других уровней» Бюджетного кодекса РФ.
Согласно этой статье собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.98 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.98) (ред. от 24.07.2002)
<ПИСЬМО> МНС РФ № ВГ-6-02/263, Минфина РФ № 04-02-04/32 от 06.03.2002 «О СТАВКАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ»
Вопрос. Негосударственный пенсионный фонд просит разъяснить порядок обложения НДФЛ и ЕСН негосударственных пенсий и взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
Зависит ли порядок обложения НДФЛ и ЕСН страховых взносов, уплаченных работодателями, от того, на какой счет в НПФ они перечисляются: на индивидуальные счета работников или на солидарный пенсионный счет ?
Каков порядок обложения НДФЛ при переводе пенсионных накоплений с солидарного счета в НПФ на индивидуальный ?
Каковы особенности обложения НДФЛ пенсионных взносов и выплачиваемых пенсий по договорам добровольного негосударственного пенсионного обеспечения в 2003 и 2004 годах?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 5 декабря 2002 года № 04-04-04/175
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части налогообложения негосударственных пенсий и взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и сообщает следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 213 Кодекса при определении налоговой базы по налогу ни доходы физических лиц не учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, уплаченных работодателями по заключенным ими договорам добровольного пенсионного страхования (добровольного негосударственного пенсионного обеспечения), в пределах 2 000 руб. в год на каждого работника. При этом законодательно не предусмотрены какие-либо исключения и особенности в отношении порядка уплаты налога с сумм страховых (пенсионных) взносов по договорам о добровольном пенсионном обеспечении с использованием различных пенсионных схем. Поэтому вышеизложенный порядок налогообложения распространяется на все суммы пенсионных взносов независимо оттого, перечисляются они
работодателем на индивидуальные счета работников или на солидарный пенсионный счет в негосударственном пенсионном фонде.
Поскольку в соответствии с положениями ст. 213 Кодекса налог на доходы физических лиц удерживается при перечислении работодателями пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд (при условии, что суммы взносов превышают установленный размер) независимо от используемой пенсионной схемы, при переводе денежных средств с солидарного счета на индивидуальный счет работника повторное налогообложение взносов производиться не должно.
Суммы пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ, не облагаются налогом на доходы физических лиц согласно п. 1 ст. 213 Кодекса.
Такой порядок налогообложения пенсионных взносов и выплачиваемых пенсий сохранится и в 2003 году (согласно Федеральному закону от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С 1 января 2004 года режим налогообложения пенсионных взносов и выплачиваемых пенсий по договорам добровольного негосударственного пенсионного обеспечения изменится, что предусмотрено положениями вышеназванного Федерального закона.
Суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Пенсии, выплачиваемые физическим лицам по таким договорам, будут облагаться налогом на доходы физических лиц у источника выплаты.
Что касается обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, то следует иметь в виду, что факт заключения договора добровольного пенсионного обеспечения между вкладчиком и негосударственным пенсионным фондом в пользу конкретных участников говорит о том, что эти участники и вкладчик связаны определенными отношениями. И на самом деле, участники действительно являются работниками вкладчика и между ними заключены трудовые договоры. Поэтому перечисление пенсионных взносов в фонд в реальности является выполнением вкладчиком положений трудовых договоров с участниками.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пп. 1 и 3 ст. 236 и абз. 2 п. 1 ст. 237 Кодекса, суммы пенсионных взносов являются объек-
том обложения ЕСН и элементом его налоговой базы при включении у организации-вкладчика таких взносов в состав затрат на оплату труда при определении базы по налогу на прибыль.
При этом организация-работодатель должна начислять единый социальный налог на сумму вносимых пенсионных взносов за своих работников (по списку) в момент перечисления этих взносов независимо оттого, солидарный ли это пенсионный счет организации или это именные пенсионные счета работников, т.к. целью данного страхования является забота о старости каждого конкретного своего сотрудника.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ (ред. от 24.07.2002) «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Организацией за счет чистой прибыли текущего налогового периода произведены выплаты в пользу работников в виде: оплаты путевок в летние оздоровительные лагеря для детей сотрудников, оплаты спецодежды, услуг бассейна, сверхнормативных командировочных расходов. Правомерно ли на указанные выплаты организацией не был начислен ЕСН?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 5 декабря 2002 года № 04-04-04/174
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 236 указанной главы Кодекса установлено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выпсш-
нение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. I ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Из вышеизложенного следует, что не подлежат налогообложению выплаты и вознаграждения, поименованные в п. 1 ст. 236 Кодекса, для налогоплательщиков-организаций, формирующих налоговую базу по прибыли (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций в части ее формирования), которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 Кодекса, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе оплата путевок в летние оздоровительные лагеря для детей сотрудников, оплаты спецодежды, услуг бассейна, сверхнормативных командировочных расходов, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога, если они не отнесены налогоплательщиками-организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде или произведены за счет чистой прибыли организации.
Обращаем внимание на то, что при отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по прибыли, следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса.
Руководстель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Установлен ли срок вручения налогоплательщику справки о проведенной выездной налоговой проверке, составление которой установлено п. 1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации?
Является ли основанием для отмены решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения вручение справки о проведенной выездной налоговой проверке одновременно с актом налоговой проверки?
Ответ. Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Требование о составлении справки о проведенной выездной налоговой проверке установлено п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138.
Так, по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их Представителями.
Пунктом 2.1 инструкции «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» установлено, что непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
В соответствии с п. 1.12 указанной Инструкции справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончании проверки, должна быть приложена к акту выездной налоговой проверки.
Таким образом, срок вручения налогоплательщику справки о проведенной выездной налоговой проверке действующим законодательством о налогах и сборах не установлен, при этом справка подлежит обязательному приложению к акту выездной налоговой проверки.
Отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по формальным основаниям возможна лишь в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ, в котором не предусмотрена отмена на основании нарушения порядка вручения налогоплательщику справки о проведенной выездной налоговой проверке.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
ПРИКАЗ МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ОТ 10.04.2000 № 60 «О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ АКТА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 10.04.2000 № 60) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2000 № 2259)
Вопрос. Организацией - налоговым агентом в налоговый орган не сообщено о невозможности удержания у налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц.
Установлена ли в указанном случае ответственность?
Ответ. Пунктом 5 ст. 226 Налогового кодекса РФ установлено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
При этом невозможностью удержать налог признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налогового агента по представлению четко определенных сведений.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет
взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Учитывая изложенное, организация - налоговый агент в случае несообщения налоговому органу о невозможности удержания у налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежит привлечению к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Физическим лицом юридическому лицу реализовано имущество, при этом юридическое лицо в качество оплаты имущества выдало собственный вексель.
Как определить для целей обложения налогом на доходы физических лиц дату получения физическим лицом дохода?
Ответ. Статьей 225 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
В соответствии со ст. 815 Гражданского кодекса РФ вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.
Согласно п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Таким образом, датой фактического получения дохода физическим лицом является дата фактической оплаты векселя.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)
Вопрос. Организацией на один день нарушен срок представления в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе указанной декларации, составляет более 10 000 руб. и уплачена организацией в бюджет своевременно.
Налоговым органом организация привлечена к ответственности у установленной ст. 119 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в минимальном размере (100 руб.). При этом применение минимального размера штрафа налоговым органом связано с тем, что до вынесения решения о привлечении организации к ответственности сумма налога ею уплачена.
Правильно ли определен размер штрафа?
Ответ. Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Применение ответственности за данное нарушение не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога.
При этом размер штрафа исчисляется в процентном отношении к сумме подлежащего уплате налога, а минимальный размер штрафа должен быть взыскан в том случае, если размер исчисленной суммы штрафа составит менее 100 руб.
Таким образом, налоговым органом неправомерно определен размер штрафа.
Данная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2002 № 2209/02.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Научно-исследовательским институтом Российской академии медицинских наук, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, физическому лицу оказана услуга по лечению, оплата за которую осуществлена непосредственно физическим лицом.
Пунктом 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ установлено право на получение социального налогового вычета в случае предоставления услуг медицинскими учреждениями РФ.
Имеет ли в указанном случае физическое лицо право на получение социального налогового вычета?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ).
Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение.
Статьями 12 и 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.93 N9 5487-1, установлено, что к государственной и муниципальной системе здравоохранения относятся научно-исследовательские учреждения.
Учитывая изложенное, физическое лицо имеет право на получение социального налогового вычета в случае оплаты им услуги по лечению, оказанной научно-исследовательским институтом Российской академии медицинских наук, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.
A.A. БАСТРИКОВ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.03.2001 N9 201
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ ЛЕЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, СУММЫ ОПЛАТЫ КОТОРЫХ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА»
«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН» (утв. ВС РФ 22.07.93 № 5487-1) (ред. от 02.12.2000)
Вопрос. Могут ли быть привлечены к административной ответственности за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине?
Ответ. Статья 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.
Сотрудники, на которых не распространяется действие дисциплинарных уставов, а именно сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены исключительные случаи, когда лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, могут нести административную ответственность на общих основаниях.
В случае невыполнения вышеуказанными лицами требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административ-
ном правонарушении, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов и в иных случаях, данные лица подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. В каком порядке и в какие сроки осуществляется подача лицом, совершившим административное правонарушение, жалобы на постановление по делу об административном правонарушении?
Ответ. Одним из принципов доказательств презумпции невиновности при совершении административных правонарушений является закрепленное в ст. 30.1 КоАП РФ право участников административного процесса обжаловать вынесенное постановление по делу об административном правонарушении.
Таким правом обладает не только лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, но и потерпевший, законные представители физического и юридического лица, а также их защитники и представители (ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ).
Вышеуказанные лица могут обжаловать постановление по делу об административном правонарушении как в вышестоящий суд (в отношении постановлений, вынесенных судьей), так и в районный суд по месту нахождения коллегиального органа (в отношении постановлений, вынесенных коллегиальным органом).
В отношении постановлений, вынесенных должностным лицом, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Исключение из общеустановленного порядка обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлено для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном вышеуказанными лицами, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Общие процессуальные сроки для обжалования постановления по делу об административном правонарушении предусмотрены ст. 30.3 КоАП РФ.
Так, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ содержит требование, согласно которому жалоба на постановление по делу
об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
По ходатайству лиц, пропустивших срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Ходатайство о восстановлении срока обжалования может быть также отклонено. В случае отклонения ходатайства должно быть вынесено определение.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ жалоба должна рассматриваться судом, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Процессуальный порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении предусмотрен ст. 30.2 КоАП РФ.
Так, ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ содержит норму, согласно которой судья, орган, должностное лицо, которыми вынесено постановление по делу об административном правонарушении, обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба может быть подана также непосредственно лицам, уполномоченным ее рассматривать.
В случае нарушения подведомственности направления жалобы, а также направления лицам, к компетенции которых не относится рассмотрение жалобы, поступившая жалоба должна быть в течение трех суток направлена по подведомственности.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение (ст. 30.7 КоАП РФ).
Требования к содержанию вынесенного решения по жалобе должны соответствовать ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
В случае если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выяснится, что ее рассмотрение не относится к компетенции судьи, должностного лица, указанными лицами должно быть вынесено определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности (ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ).
Таким образом, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении производится в установленный Кодексом РФ об административных правонарушениях десятидневный срок, в порядке, предусмотренном Кодексом.
Е.В. ВИГОВСКИЙ Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. Что является основанием и каков порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля?
Ответ. В соответствии со ст. 89 части первой Налогового кодекса РФ моментом окончания выездной налоговой проверки является составление проверяющими справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными лицами налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки.
При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 101 части первой Налогового кодекса РФ.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля допускаются: проверка представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; назначение экспертизы; получение объяснений налогоплательщика и показаний свидетелей по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля; истребование у иных лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом проведенных дополнительных мероприятий, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из двух решений:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Разъясните, каков порядок привлечения должностных лиц налогоплательщиков-организаций к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Ответ. В соответствии с п. 7 ст. 101 части первой Налогового кодекса РФ при обнаружении фактов нарушений налогоплательщиками - физическими лицами или должностными лицами налогоплательщиков-организаций законодательства о налогах и сборах, за которые виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Согласно указанной статье рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ и субъектов РФ.
Согласно п. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола об административном правонарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение.
Протокол об административном правонарушении не позднее следующего дня после прибытия должностного лица, его составившего, в налоговый орган представляется руководителю (заместителю руководителя) налогового органа для рассмотрения и принятия решения.
Дело об административном правонарушении рассматривается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в 15-дневный срок со дня получения им протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
Рассмотрение дела об административном правонарушении производится в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела лица, уполномоченные разрешать дела об административных правонарушениях, выносят одно из следующих постановлений:
1)о наложении административного штрафа;
2) о прекращении производства по делу. Поста-
новление о прекращении дела выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления вручается под расписку или в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. Какими документами, удостоверяющими личность налогоплательщика, следует руководствоваться при подаче заявления в регистрирующий орган?
Ответ. В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Кроме того, следует руководствоваться перечнем видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, указанным в письме МНС России от 01.04.2002 N9 СА-6-05/394@ «О применении кодов видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика».
Ссылки на нормативные акты:
ПИСЬМО МНС РФ от 01.04.2002 № СА-6-05/ 394@ «О ПРИМЕНЕНИИ КОДОВ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
Вопрос. Могут ли представляться в качестве доказательства уплаты государственной пошлины ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций?
Ответ. В соответствии с п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 N? 42 «По применению Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» государственная пошлина уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины наличными деньгами осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.
Таким образом, ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате государственной пошлины не могут быть приняты в качестве доказательства ее уплаты.
E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 15.05.96 №42 (ред. от 18.10.2002)
«ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.06.96 № 1115)
Вопрос. Организация является плательщиком ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль. На основании каких строк Декларации по налогу на прибыль организаций заполняется строка 290 « Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период» листа 02 Декларации за ¡полугодие?
Ответ. По вопросам заполнения Декларации по налогу на прибыль организаций следует руководствоваться Инструкцией по заполнению Декларации по налогу на прибыль организаций (с учетом изменений и дополнений), утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585.
Разделом 3 «Порядок заполнения листа 02 «Расчет налога на прибыль организаций» указанной Инструкции предусмотрено, что указываемые по строкам 290, 300 - 320 суммы начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период представляют собой подлежащие уплате суммы в течение отчетного (налогового) периода:
- для организаций, уплачивающих авансовые платежи по итогам отчетною периода, - суммы, причитающиеся к уплате согласно декларациям за предыдущий отчетный период данною налогового периода;
- для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими квартальными расчетами на основе деклараций за соответствующий отчетный период, - суммы, причитающиеся к уплате со-
гласно декларациям за предыдущий отчетный период данного налогового периода, и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитающиеся к уплате 28-го числа каждого месяца, в течение отчетного квартала;
- для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - суммы, причитающиеся к уплате согласно декларациям за время с начала налогового периода до окончания предыдущего месяца.
В данном случае, если организация является плательщиком ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль, то сумма начисленных авансовых платежей за отчетный период (строка 290 листа 02) по Декларации за I полугодие складывается из суммы исчисленного налога на прибыль (строка 250 листа 02) Декларации за I квартал и ежемесячных авансовых платежей на II квартал (строка 450 листа 02).
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.12.2001 № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИ^(Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.2001 № 3084)
ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 (ред. от 09.09.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.01.2002 № 3196)
Вопрос. По каким строкам приложения № 2 к листу 02 «Расчет налога на прибыль организаций» Декларации по налогу на прибыль организаций следует отражать суммы ЕСН и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев от суммы оплаты труда за ремонт основных средств и от суммы оплаты труда работников аппарата управления?
Ответ. В соответствии со ст. 289 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ налогоплательщики, независимо от того, имеют ли они обязанность по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по истечении первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года, обязаны представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации.
Лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» Декларации по налогу на прибыль организаций является основным. В данном листе собираются показатели, сформированные налогоплательщиком поданным налогового учета в отчетном (налоговом) периоде.
Согласно ст. 318 гл. 25 НК РФ расходы на оплату труда персонала, не участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания ус-
луг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, относятся к косвенным расходам. К косвенным расходам относятся также все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 гл. 25 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
По строке 120 приложения № 2 к листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций отражаются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах (в том числе суммы ЕСН, относящиеся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, которые расшифровываются по строке 121 данного приложения), за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. При этом по данной строке не учитываются суммы ЕСН, начисленные на сумму расходов на оплату труда, относящихся к прямым расходам.
Таким образом, суммы ЕСН, начисленные от суммы оплаты труда работников аппарата управления, следует отражать по строке 120 приложения № 2 к листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций, в том числе с расшифровкой данной суммы построке 121 указанного приложения.
Суммы ЕСН, начисленные от суммы оплаты труда за ремонт основных средств, будут формировать «полную» стоимость ремонтных работ как расходы на ремонт основных средств, группировка которых осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ и подлежат отражению по строке 080 приложения JSfe 2 к листу 02. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев отражаются по строке 050 приложения № 2 к листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций.
З.Н. СЕМИНА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.12.2001 № БГ-3-02/542 (ред. от 12.07.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.2001 № 3084)
Вопрос. Какие суммы начисленных, но невыплаченных страховых (пенсионных) взносов по добровольному страхованию, вносимых за работников предприятиями или организациями, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц?
Ответ. В соответствии с п. 5 ст. 213 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению суммы пенсионных взносов, внесенные за физических лиц работодателями на основании заключенных договоров добровольного пенсионного страхования, при условии что общая сумма пенсионных взносов не превысит двух тысяч рублей в год на одного работника.
Взносы в негосударственный пенсионный фонд, производимые организацией-вкладчиком на солидарный пенсионный счет, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, так как денежные средства на таком солидарном счете до момента их персонификации по участникам договора о негосударственном пенсионном обеспечении являются собственностью фонда, а не физических лиц.
В.П. Колодий Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Следует ли облагать единым социальным налогом расходы по оплате за сверхнормативный груз при командировках?
Ответ. Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а
также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Таким образом, фактически произведенные и документально подтвержденные любые расходы организации на провоз багажа для командированных сотрудников не подлежат обложению единым социальным налогом.
ТА. САВИНА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
Вопрос. Имеются ли в данное время какие-либо льготы по уплате налога на прибыль для организаций, оказывающих благотворительную помощь некоммерческим организациям?
Ответ. Определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 01.01.2002 производится налогоплательщиками в порядке, определенном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.
Статьей 3 гл. 1 части первой Налогового кодекса РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В связи с этим гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (с учетом внесенных изменений и дополнений) льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.
В то же время значительно снижена налоговая ставка. С 1 января 2002 года налоговая ставка в соответствии со ст. 284 НК РФ установлена в размере 24%, до 01.01.2002 налог на прибыль взимался по ставке 35%.
Средства целевого финансирования и целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены соответственно в подл. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Поименованный в статье перечень средств целевого финансирования и целевых поступлений является исчерпывающим.
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.
Согласно п. 34 ст. 270 НК РФ расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются.
Н.Г. КЛИМОВИЦКАЯ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 Nь 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Учитывается ли при расчете среднего заработка для оплаты отпуска материальная помощь, выплаченная на лечение работника по его заявлению, в расчетном периоде?
Ответ. В соответствии с абз. 2 п. 13 Порядка исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах, утвержденного постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38 (с изм. от 21.11.2001), при исчислении среднего заработка учитывается материальная помощь в том числе к ежегодному отпуску независимо от срока его предоставления, оказываемая всем или большинству работников на основании приказа по организации, начисленная в расчетном периоде.
В данном случае материальная помощь, выплаченная работнику на лечение, носила персональный характер, следовательно, при расчете среднего заработка для оплаты отпуска она учитываться не должна.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.2000 № 38 (с изм. от 21.11.2001) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 ГОДАХ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2000 № 2336)
Вопрос. Работнику организации установлен суммированный учет рабочего времени (работа по вахтовому методу). Данному работнику предоставляется ежегодный отпуск, продолжительность ко-
бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях
5 (77) - 2003
торого составляет 28 календарных дней. Как определить средний часовой заработок работника при условии, что в первом месяце расчетного периода он отработал 5 смен, во втором - 6 смен, в третьем - 3 смены? Размер начисленной заработной платы за эти месяцы равен 4 200руб., 5 040руб. и 2 520 руб. соответственно. Продолжительность смены составляет 24 ч.
Ответ. Расчет среднего часового заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, производится на основании Порядка исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах, утвержденного постановлением Минтруда России от 17.05.2000 N9 38 (с изм. от 21.11.2001). Указанный Порядок применяется в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).
Согласно п. 4 Порядка средний часовой заработок работнику, которому установлен суммированный учет рабочего времени, рассчитывается путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество рабочих часов по графику работы работника, приходящихся на отработанное время в пределах установленной законодательством максимальной продолжительности рабочей недели.
То есть в рассматриваемом случае средний часовой заработок для оплаты отпускных рассчитывается следующим образом:
(4 200 руб. + 5 040 руб. + 2 520 руб.) / ((5 + 6 + 3) х 24 ч) = 11 760 руб. / 336 ч = 35 руб./ч.
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.2000 №38 (с изм. от 21.11.2001) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 ГОДАХ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2000 № 2336)
Вопрос. Работнику организации установлен суммированный учет рабочего времени (работа по вахтовому методу). Данному работнику предоставляется ежегодный отпуск, продолжительность которого составляет 28 календарных дней. Как в данном случае определить размер отпускных, если средний часовой заработок работника 30 руб. ? Продолжительность рабочей недели составляет 40 ч.
Ответ. В соответствии со ст. 104 ТК РФ введение суммированного учета рабочего времени допускается в отдельных организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям про-
изводства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Согласно п. 4 Порядка исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах, утвержденного постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38 (с изм. от 21.11.2001), применяющегося в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ), размер среднего заработка, сохраняемого за работником на время отпуска, в случае если в организации ведется суммированный учет рабочего времени, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате.
Для этого организации необходимо определить количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели, приходящихся на время отпуска.
Затем для определения продолжительности отпуска в часах необходимо установленную законом продолжительность в часах рабочей недели для данной категории работников разделить на 6 (количество рабочих дней по режиму шестидневной рабочей недели) и умножить на количество дней отпуска.
Таким образом, продолжительность в рабочих днях ежегодного отпуска продолжительностью 28 календарных дней составит: 28 дн. - ((6 раб. дн. х 4 нед.) / 6 дн.) = 24 раб. дн. При нормальной продолжительности рабочей недели 40 часов продолжительность в часах ежегодного отпуска в 24 рабочих дня составит: 40 ч. / 6 дн. х 24 дн. = 160 ч.
Следовательно, ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней при переводе в рабочие часы при нормальной продолжительности рабочей недели 40 ч в неделю равен 160 ч, а размер отпускных - 4 800 руб. (160 ч х 30 руб.).
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.2000 N9 38 (с изм. от 21.11.2001) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 ГОДАХ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2000 N9 2336)
Вопрос. Работнику организации установлен оклад в размере 6 000 руб. В ноябре 2002 года ему предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Чему равна величина отпускных, если три предыдущих месяца работник отработы полностью по режиму пятидневной рабочей недели?
Ответ. Статьей 139 Н К РФ установлено, что средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).
Для определения размера отпускных необходимо средний дневной заработок умножить на количество календарных дней отпуска.
Таким образом, средний дневной заработок в рассматриваемом случае будет определяться следующим образом: (6 ООО руб. х 3 мес.) / 3 / 29,6 = 202,7 руб.; а размер отпускных будет равен 5 675,67 руб. (202,7 руб. х 28 дн.).
С.С. ЛЫСЕНКО
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ
ПОМОЩИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ГРАЖДАНАМ
Вопрос. Вправе ли должностные лица налоговых органов налагать на виновных должностных лиц организаций штрафы за искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%?
Ответ. Ответственность должностных лиц организации, виновных в искажении сумм начисленных налогов не менее чем на 10%, установлена ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании ст. 29.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ, рассматривают судьи.
Должностные лица налоговых органов на основании положений ст. 28.2, 28.3, 28.7 КоАП РФ уполномочены при выявлении факта совершения правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.11 КоАП РФ, осуществлять следующие действия:
1) составлять протокол об административном правонарушении и направлять его в суд;
2) вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении, провести административное расследование, по окончании админи-
стративного расследования составить протокол об административном правонарушении и направить его в суд либо вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного должностные лица налоговых органов не вправе налагать на должностных лиц организаций, виновных в искажении сумм начисленных налогов не менее чем на 10%, административные штрафы.
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГДФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. Вправе ли должностные лица налоговых органов налагать на виновных должностных лиц организаций штрафы за нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации?
Ответ. Ответственность должностных лиц организации, виновных в нарушении установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, установлена ст. 15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании ст. 29.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.4 КоАП РФ, рассматривают судьи.
Должностные лица налоговых органов на основании положений ст. 28.2, 28.3, 28.7 КоАП РФ уполномочены при выявлении факта совершения правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.4 КоАП РФ, осуществлять следующие действия:
1) составлять протокол об административном правонарушении и направлять его в суд;
2) вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении, провести административное расследование, по окончании административного расследования составить протокол об административном правонарушении и направить его в суд либо вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного должностные лица налоговых органов не вправе налагать на виновных должностных лиц организаций штрафы за нарушение установленного срока представления в на-
логовый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Вопрос. Подлежит ли привлечению к ответственности, установленной ст. 15.11 КоАП РФ, работник бухгалтерии организации, по вине которого в сроки, установленные ст. 174 НК РФ, не была подана в налоговый орган декларация по НДС?
Ответ. Статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.
Согласно Примечанию к данной статье под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности
понимается искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Таким образом, представление декларации по налогу на добавленную стоимость с нарушением установленных НК РФ сроков не образует состава правонарушения, за которое установлена ответственность ст. 15.11 КоАП РФ.
На основании изложенного работник бухгалтерии организации, по вине которого в сроки, установленные ст. 174 НК РФ, не была подана в налоговый орган декларация, не подлежит привлечению к ответственности, установленной ст. 15.11 КоАП РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.10.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)