Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Власенко Виктория Аркадьевна

Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений средствами мультимедиаоборудования и возможности применения его в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

Консультант Виктория Аркадьевна Власенко,

начальник информационно-компьютерного отдела департамента образования Владимирской области

^ Уже в 3 классе дети знакомятся • с таким достаточно сложным понятием, как лента времени. Традиционно на уроках истории используются задания на создание различные лент времени. Изучая историю, учащиеся отмечают на этой ленте основные факты, события, которые произошли в каждый период времени. Хорошо дополнить такую ленту ещё и иллюстрациями. Мы пробовали использовать и текстовый редактор и электронные таблицы, но возможно есть специальные программы, которые можно использовать для создания таких лент, где их можно найти? Александрова A.B., учитель истории

При изучении истории хорошим дидактическим пособием являются ленты времени или хронологические линии. Они помогают составить визуальное представление об изученном материале, обеспечивают не только временное восприятие истории, но и синтез представлений о времени, исторических событиях, исторических личностях. Действительно сегодня существуют различные программные средства для создания лент времени (Timeline Software), но и использованные Вами электронные таблицы (например, Excel), хотя и не являются специализированным средством создания таймлайнов, однако этот инструмент имеет достаточные функциональные возможности для данной цели. На сайте Microsoft можно найти пошаговое описание процесса создания лент

времени с помощью Excel http: / / www.microsoft.com/education/ en-us/teachers/how-to/Pages/timeline.aspx. Учитывая, что учащиеся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС должны уметь использовать стандартные офисные программы для решения учебных задач, применение этого инструмента на уроках вполне обосновано. Есть специальные шаблоны, облегчающие создание лент времени в электронных таблицах. Пример такого шаблона можно найти здесь: http://www.vertex42.com/Exce [Articles / create-a-timeline.html

Что касается специализированных программ по созданию лент времени, то существуют программы, которые позволяют создавать ленты времени непосредственно в сети Интернет, есть локальные средства разработки таких проектов, не требующие подключения к сети. Эти программы обладают различным набором функциональных возможностей, позволяют не только построить саму ленту времени, отметив на ней события и проиллюстрировав их соответствующими изображениями, но и организовать просмотр исторических событий, которые могут быть расположены в несколько слоёв. Возможно даже трёхмерное отображение событий. События на ленте времени могут быть

связаны не только с изображениями, но и с другими мультимедийными файлами (аудио, видео), гипертекстовыми ссылками с локальными файлами на компьютере пользователя или с ресурсами в сети Интернет. Среди программ, которые предназначены для локальной работы (в режиме оффлайн) следует особо отметить ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http: //school-collection. edu.ru). В качестве примера ресурса единой коллекции (интерактивное задание), подготовленного к конкретному курсу (курс «Российская и всеобщая история», раздел 4 «Судьбы народов России») можно привести ресурс «Пути развития народов России» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

26a7c76c-e2c4-48b5-a03b-9d218b5909dd/103945/),

который отображает пути развития народов России с IX по XVI века и содержит интерактивные задания к данной теме. Но особый интерес представляют более универсальные программные средства, которые могут быть использованы при изучении различных предметов и разработки собственных проектов:

• Обучающая игра-энциклопедия «Современники» (http: / / school-collection.edu.ru / catalog/rubr/f8b6a7f9—

6aee-7b76-1e7a-e78fc239d5e6/ 114666/?) предназначена для учащихся 5—11-х классов. Интерактивная лента времени отображает 27 веков всемирной истории. На ленте времени отображаются периоды, события и ключевые исторические деятели. Её содержание может быть использовано при изучении предметов гуманитарного цикла — истории, мировой художественной культуры, литературы. Два режима — Россия и мир — позволяют проводить работу по синхронизации исторических процессов, преодолеть разорванность курсов всемирной и отечественной истории, выделять общие ключевые связи, визуально формируют ощущение хода истории как взаимосвязанного, диалектического процесса. Кроме справочного, на базе ленты времени организовано два игровых режима, нацеленных на отработку хронологических умений, установление вертикальных и горизонтальных взаимосвязей по линиям «человек — событие эпохи», «деятель отечественной истории — деятель мировой истории», «предок-современник-потомок». Возможность редактировать и добавлять новые элементы на ленте времени позволяет учителю создать ленту времени в качестве иллюстрации для того или иного урока.

• Программный комплекс

«ОС3 Хронолайнер»

(http: / / school-collection.edu.ru /

catalog/rubr/dae17bc7-b523-aefe-

da26-413558f8b554/103199/)

— принципиально новое комплексное программное средство, предназначенное для создания, упорядочивания, визуализации

и анализа «Иллюстративно-хронологических материалов по общеобразовательным предметам». Позволяет интегрировать в единое целое разнообразные информационные источники на основе хронологических взаимосвязей. Включает в себя «ОС3 Хронолайнер 1.0» — основное средство для визуализации, анализа и печати собранной информации, конвертер материалов в формат MS PowerPoint и «ОС3 Хронолайнер 1.0 Редактор» — основное средство для ввода и редактирования информации. Основной модуль программного комплекса «ОС3 ХроноЛайнер 1.0» позволяет работать с линиями времени, подготовленными в «ОС3 ХроноЛайнер 1.0. Редактор», в котором можно интегрировать в ленту времени мультимедийные объекты. В программе предусмотрен вывод на печать структуры и содержимого линии времени. Причём можно напечатать любое из её представлений — в виде шкалы разного типа, книги или хронологической таблицы. Особенность программы состоит в том, что она предоставляет учителю возможность создавать собственные файлы контентного наполнения ленты времени. Ряд тем уже предлагается в единой коллекции, причём ресурс предлагает темы не только по истории, но и по другим предметам. К данному электронному ресурсу приложены методические рекомендации, содержащие примеры технологических карт уроков, заданий, практических работ и проверочных материалов с использованием инстру-

мента «ОС3 Хронолайнер 1.0». Коллекции ЦОР Хронологических Линий разработаны на конкретном учебном материале. Они призваны помочь педагогам в освоении приёмов работы с инструментом, повысить эффективность подачи учебного материала, расширить формы активного взаимодействия с учащимися в целях более полного и глубокого усвоения ими учебной программы.

В качестве примера свободно распространяемой программы для создания линий времени можно привести программу Timeline Creator (http://time-line.cer.jhu.edu). Timeline Creator — это достаточно простой инструмент, который не требует специальных навыков для работы с программой. Интерес представляет то, что полученная с его помощью лента времени может быть опубликована в Интернете. Интерфейс программы позволяет отображать одновременно до шести параллельных лент времени, что даёт возможность сравнивать события. События, наносимые на ленту времени можно сопровождать как текстовыми комментариями, так и изображениями, фото, аудио или видео.

Представляют интерес и инструменты для создания лент времени, доступные в онлайновом режиме, поскольку это удобные средства разработки, которые дают возможность создать свой проект и сделать его доступным не только автору, но и всем посетителям Интернета, кроме того, некоторые средства допускают

возможность групповой работы над проектом, что особенно интересно при организации проектной деятельности школьников. Примеры таких ресурсов:

• http://www.timeglider.com

• http://www.timerime.com/

• http://www.timetoast.com/

• http://www.dipity.com/

Ниже приводятся ссылки на описание работы с некоторыми веб-сервисами по созданию лент времени:

• описание работы с сервисом timerime: http://goo.gl/kNBF6;

• описание работы с сервисом di pity: http://www.slideshare. net/vivlasenko/ss-4249974.

^ Мы получили интерактивную до-

• ску SmartBoard вместе с другим компьютерным оборудованием кабинета литературы, к ней документация, отсутствует ключ регистрации. Как можно решить эту проблему, найти документы не представляется возможным.

Силаева Э.Н.

Вам нужно зарегистрировать Вашу доску на сайте производителя http://smarttech.com/. Для этого нужно выбрать раздел поддержки пользователей (Support), пункт меню «Регистрация продукта» (Product registration) и ввести серийный номер Вашей доски. Затем необходимо заполнить все поля формы регистрации. После прохождения этой процедуры ключи активации продуктов будут высланы на Ваш электронный адрес, указанный при регистрации. Для восстановления ключа Вы также можете воспользоваться следующей ссылкой: http://www.smart-tech.com/us/Support/Browse+Su pport / Lost+Product+Key+ Form

Серийный номер Вашей доски SMART Board™ Вы можете найти на обратной стороне интерактивной доски, а также на рамке интерактивной доски, в нижнем углу справа. Возможно, потребуется снять с доски лоток для перьев.

^ Как подключить проектор • к ноутбуку? Как лучше выводить видео-, аудиофайлы во время внеклассных мероприятий?

Макарова А.П.

Проектор подключается к порту VGA кабелем VGA, который, как правило, продаётся в комплекте с проектором.

Видео- и аудиофайлы можно воспроизводить на компьютере (или, например, на DVD-плеере), и на проекционном экране будет картинка, а звук лучше пустить через отдельные звукоусилительные устройства (можно, например, воспользоваться переносным комплектом Fender http: / / www.intmedia.ru / cata-log.asp?ob_no=3663), поскольку встроенные громкоговорители проектора не рассчитаны на озвучивание больших помещений.

При использовании ноутбука с проектором иногда возникают проблемы (легко разрешимые). Случается, что после подключения проектора нужно сказать компьютеру, что появился ещё один монитор, нажав комбинацию клавиш Fn+F5. Иногда на проекционном экране не воспроизводится видео. Тогда нужно настроить ноутбук на работу только с проектором (чтобы изобра-

жение не подавалось на экран ноутбука, а только по кабелю на проектор). Для этого следует при выключенном проигрывателе нажать кнопки Fn + F3 (или Fn+F4, или Fn+F5, или Fn+F7 в зависимости от модели ноутбука). После этого можно запускать проигрыватель, должно появиться на проекционном экране.

^ Где можно купить программу

• (лицензионную) ЛогоМиры, и сколько она стоит?

Таисия Петровна

Варианты приобретения лицензионных программных продуктов описаны на странице http://www.int-edu.ru/page.php?id=971.

^ Как можно использовать ИКТ

• технологии в воспитательном процессе?

К.В.

На эту тему написано очень много текстов, вот некоторые из них:

http://www.rusedu.info/Article 905.html (здесь же есть и готовые презентации по разным предметам

http: / / www.rusedu.ru / detail_16

09.html)

http: / / vio.fio.ru / vio_64 / cd_sit e/Articles/art_3_8.htm http://nevshis.nevarono.ru/news _podrobno/2005_10_24_soves ch_shis_zajceva.htm Большая подборка по применению ИКТ на федеральном портале «ИКТ в образовании»

http: //www.ict.edu.ru/lib/ index.php?a=elib&c=getForm &r=resNode&d=mod&id_ node=315.

^ Где можно приобрести матери-• алы по использованию интерактивной доски на уроках информатики?

Вера Ивановна

Если Вас интересует ПО для уроков информатики, вот некоторые ссылки:

обучающая среда «Лого-миры»: http://www.int-edu.ru/logo/prod-ucts.html,

http://www.int-edu.ru/

object.php?m1=444&m2=2&id=1

99

мастер-классы по Лого: http://www.int-edu.ru/ page.php?id=913 Ресурсы по информатике: http://int-edu.ru/ index.php?m1=

970&m2=0&ms=2 Есть материалы в Каталоге общедоступной бесплатной коллекции цифровых образовательных ресурсов http: / / school-collection.edu.ru / catalog/.

Обращаем Ваше внимание, что для воспроизведение зву-

ка при работе с доской (компьютерным экраном для всего класса) потребуется звукоусилительное оборудование, как вариант — переносная система звукоусиления http: //www.intmedia.ru/goods. asp?c_no=3663&ob_no=3849.

Для организации опросов удобно использовать доску вместе с системами голосования http: //www.int-edu.ru/ object.php?m1=3&m2=144&id =949 НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.