Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Виктория Аркадьевна

Ответы на вопросы о комплектации образовательных учреждений средствами мультимедиа-оборудования и возможности применения его в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

консультации

Консультант Виктория Аркадьевна Власенко,

начальник информационно-компьютерного отдела Цепартамента образования Владимирской области

^ Здравствуйте! Наша школа пе-• реходит на использование свободного программного обеспечения на базе ОС Linux, в том числе и в библиотеке. Но мы давно работаем с библиотечной программой MAPK-SQL, была проделана большая работа по созданию электронного каталога. Подскажите, пожалуйста, можно ли установить эту программу в операционной системе Linux?

Ольга Юрьевна Андрианова

Учитывая, что в 2004 году разработанная НПО «Информ-система» Автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «МАРК-SQL — версия для школьных библиотек» была по результатам конкурса, проводившегося в рамках Инновационного проекта развития образования на поставку программного обеспечения для автоматизации работы школьных библиотек, поставлена почти в 40 000 школ Российской Федерации, на сегодня она достаточно широко используется. А значит, в условиях перехода образовательных учреждений на свободное программное обеспечение подобные вопросы возникли у многих пользователей.

К сожалению, напрямую в операционной системе Linux

АИБС МАРК-SQL запустить нельзя, она разработана для ОС Windows. Есть, конечно, вариант установки программы в этой операционной системе через Wine. Wine — это свободное программное обеспечение, позволяющее пользователям UNIX-подобных систем исполнять приложения Microsoft Windows.

Необходимую информацию о процедуре установки можно найти, например, на портале информационной и технической поддержки ПО образовательных учреждений РФ: http://www.spohelp.ru/forums/

12/topics/413

При выборе операционной системы для установки на компьютер школьной библиотеки необходимо учесть объём проделанной работы по созданию библиотечной базы данных, технические характеристики компьютера. Возможно, лучшим решением для сохранения и эффективного использования созданной базы библиотечных ресурсов будет всё же использование имеющейся в ОУ лицензионной версии операционной системы Windows для компьютера библиотеки.

^ Сейчас много говорится об • интерактивном оборудовании, досках, проекторах, разных цифровых ресурсах. Действительно, раньше педагогу начальных классов приходилось много готовиться к урокам, рисовать, писать. Сегодня, используя все эти устройства, можно получить значительно более интересный наглядный материал для занятий, который к тому же ещё будет и двигаться, и звучать. Значит ли это, что при нынешних возможностях и достаточном оснащении можно отказаться от классной доски и традиционных наглядных материалов? Л.В. Николаева

Действительно, коллекции цифровых учебных ресурсов существенно облегчают современному учителю подготовку и проведение занятий. Только «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school collection.edu.ru/), созданная в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров (http://www.ntf.ru/) по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, уже сейчас содержит десятки тысяч образовательных ресурсов

в различных предметных областях и продолжает непрерывно пополняться. При этом она является не просто набором цифровых образовательных ресурсов, но также содержит методические рекомендации по использованию ЦОР в педагогической практике, предоставляет доступ к необходимым для работы программным средствам, а также обладает удобным структурированным каталогом и многофункциональной системой поиска, в значительной степени облегчающими учителю подбор методических материалов к уроку. Существуют и другие коллекции цифровых ресурсов, размещённые в открытом доступе. С помощью несложного запроса можно быстро подобрать необходимый материал к своему уроку. Применение таких ресурсов на уроке может сделать учебный процесс информационно насыщенным, интересным и, безусловно, привлечёт внимание учеников. Особенно эффективно использование не просто экрана и демонстрационного проектора, а интерактивной доски, которая позволяет учащимся совершать определённые действия с изучаемым материалом, переводит ученика из положения наблюдателя, пассивно воспринимающего информацию от учителя, в состояние активного участника процесса обучения.

Но всегда ли есть смысл, имея традиционные иллюстрации, чертежи, схемы, выводить то же самое на экран? Конечно, нет. Нужно разумно сочетать традиционные учебные средства с учебно-методическими материалами нового поколения. Продумывая организацию учебного процесса с использованием

современных образовательных ресурсов, не стоит забывать о здоровье учащихся. Применение интерактивного оборудования должно обязательно чередоваться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. При работе с интерактивной доской зрение ребёнка испытывает дополнительную нагрузку, поэтому при активном внедрении интерактивного оборудования в образовательный процесс нужно откорректировать учебное расписание, учитывая информацию о предметах, где предполагается использование интерактивного оборудования. Расписание занятий должно быть выстроено так, чтобы уроки с использованием интерактивных досок чередовались с общеразвивающими, такими, как физкультура, трудовое воспитание и др.

Кроме того, чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к подбору и оформлению учебного материала. Отбирая или разрабатывая текстовые материалы для использования на уроке, необходимо внимательно отнестись к подбору как шрифтового, так и цветового оформления, нельзя использовать слишком мелкий шрифт и чрезмерно перегружать рабочее пространство посторонними элементами. Необходимо учитывать и цветовые характеристики, подобрать цветовое оформление, чтобы шрифт максимально контрастировал с фоном, также необходимо сократить

количество ярких элементов на экране.

Необходимо научить детей правильной работе у интерактивной доски. Если при использовании проектора с обычным экраном ребёнок, просматривая демонстрационные материалы, находится на своём рабочем месте, то при непосредственной работе с интерактивной доской ученик находится возле неё и преподаватель должен внимательно следить за тем, чтобы ребёнок случайно не повернулся лицом в сторону проектора, так как его чрезмерно яркий свет может повредить сетчатку глаза. Существуют различные виды интерактивных досок, в которых устранён этот недостаток за счёт технологических особенностей оборудования (доски обратной проекции, доски с короткофокусными проекторами).

Применение интерактивных досок в школе совершенно оправдано, так как они улучшают восприятие учебного материала, позволяют наладить тесный контакт учителя и класса, а также способствуют прочному закреплению полученных знаний. Планируя организацию учебного процесса с использованием различных технологических новинок, в первую очередь необходимо помнить о здоровье ученика, поэтому правильным будет не полный отказ от традиционных наглядных материалов, а разумный баланс между традициями и инновациями.

^ Сегодня всё чаще вместо реаль-• ных опытов по физике мы демонстрируем их виртуальные аналоги. Не приведёт ли это к тому, что наши дети будут знать как, но не смогут проделать это в реальной жизни? Насколько оправдана такая замена? Инна Сергеевна

Как и в любом деле, в использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и педагогически обоснованный подход. Надо учитывать множество различных параметров. Использование мультимедиа-технологий будет оправданным и приведёт к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям педагогического процесса, если обучение в полном объёме без использования таких средств невозможно или затруднительно.

С одной стороны, неоправданное использование средств информатизации зачастую лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками. Не стоит учить детей, например, правильному поливу растений на компьютерной модели, лучше дать им в руки лейку.

С другой стороны, любой учитель может назвать такие учебные ситуации, где потребность в привлечении медиаресурсов очевидна. Например, при изучении элементов микро- и макромиров, понятий, теорий и законов, которые при традиционном школьном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (например, изучение невесомости). Несомненным достоинством компьютера явля-

ется возможность продемонстрировать процессы, которые невозможно по различным причинам наблюдать в условиях классной комнаты, в том числе из-за отсутствия приборов в конкретном учебном заведении или из-за очень длительного (короткого) промежутка времени, необходимого для проведения эксперимента. Процесс, моделируемый с использованием компьютера, можно тщательно рассмотреть, повторить, изменив исходные параметры, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий.

Конечно, при использовании компьютерных моделей для проведения экспериментов возникает трудность перехода от знаковой формы представления знания на экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков, но ведь и на страницах учебника информация также представлена в знаковой форме. Всё зависит от целей, которые ставит педагог. Вот одно из требований новых ФГОС к метапредметным результатам обучения: использование знаково-симво-лических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем оешения учебных и практических задач. И это вполне обосновано. Моделирование — один из основных научных методов, сегодня для изучения различных явлений окружающего мира во всех

научных дисциплинах используются методы моделирования. Достигнуть этих результатов можно, только применяя компьютер сначала для наблюдения, исследования готовых моделей реальных объектов или процессов, а затем и в процессе самостоятельного их построения.

«Школьники сегодня слишком зависят от чернил, которые продаются в магазине. Они не умеют делать их сами. Когда у них закончатся чернила, они не смогут заниматься, потому что им будет нечем писать. Это очень печальная ситуация в современном образовании». (Журнал «Сельский американский учитель»,

1928 г.). (http://iteach-2008. bbgspot.com/2009/10/bbg-post_21.html). Школьники во все времена зависели от технологий, и это всегда вызывало определённое беспокойство их педагогов.

^ Ответьте, пожалуйста, как

правильно должен быть оформлен мультимедийный кабинет? Какие стенды?

Ф.Ф.

Стенды могут содержать информацию, полезную для занятий.

По поводу оформления мультимедийного кабинета и стендов советуем обратиться

в ЦИТиУО (495 915-1394).

Вот примеры того, как решают этот вопрос коллеги: http://gym23.kuzstu.ru/ gabry/photos/fuH/26.jpg (г. Keмepoвo, ул. Bopoшилoвa 10«Б», телефон (384-2)51-47-77).

^ Где должна быть расположена

• интерактивная доска? В школе, где работаю я, массово убирают меловые доски на боковую стену

и утверждают, что интерактивная доска — основная и висеть должна по центру. И второй вопрос: можно ли вешать интерактивную доску рядом с меловой? И.Ю.

Меловую и интерактивную доски можно вешать рядом. Размещение интерактивной доски рядом с меловой часто встречается в практике школ, работающих с интерактивным оборудованием. Посмотрите фотографии на страницах

• http://www.hitachi-interac-tive.ru/news/241108.htm

• http://www.panasonic.ru/ press_center/news/detail/362762

^ Как правильно расставить компьютеры в компьютерном кабинете? В основном применяется периметральная расстановка, но в нашей школе СЭС запретила так ставить. Алла Викторовна

Примеры расстановки компьютеров в классах не по периметру:

• http://pedsovet.org/compo-nent/option,com_mtree/task,viewli nk/link_id,6362/

• http://www.ekos-spb.ru/ kompyutemie_klassi/mdex.html

Для сведения: «Санитарно-гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники (ИВТ):

• http://ucheba.com/pos_rus/ baza/baz_inform.htm

Замечание: при установке ЖК компьютерных мониторов нет необходимости в защитных эк-

ранах (применяемых для ЭЛТ мониторов, п. 2.10.4.11 Требований).

Вам могут также пригодиться материалы http://int-edu.ru/ index.php?m1=970&m2=0&m s=2

^ Как интегрировать мульти-• медийную доску в процесс обучения английскому языку на уроке?

Елена Владимировна

Самое простое — подготовить конспект с иллюстрациями для объяснения материала, используя программу PowerPoint (о том, как работать с PowerPoint, читайте на http://www.intmedia.ru/ tech-no_news.asp?ob_no=3035).

Примеры уроков с использованием презентационных возможностей софта, прилагаемого к доске, смотрите на http://hitachi-interactive.ru/ edu/edexamp.htm. Нечто похожее можно сделать с помощью софта большинства интерактивных устройств, не только с помощью софта Hitachi.

Начинающие вполне могут осваивать технику работы с доской на знакомых им программах. Можно использовать любую компьютерную программу, выходить в Интернет, использовать любые электронные наглядные материалы.

Если потребуется воспроизведение звука — кроме экрана (доски), нужно ещё и звукоусилительное оборудование, как вариант — переносная

система звукоусиления

http://www.intmedia.ru/goods.a

sp?c_no=3663&ob_no=3849

Удобно использовать доску для организации опросов с использованием систем голосования http://www.int-media.ru/goods.asp?c_no=580 4&ob_no=6013

Каковы особенности интерактивной системы досок SMART Board 600i?

Сергей Петрович

Последнее поколение систем 600i будет поставляться в обоих стандартах и широкоэкранных форматах и обладает улучшенной и простой в использовании расширенной панелью контроля (ECP), полностью совместимой с проектором, который в свою очередь поддерживает 3D и оснащён лампой с увеличенным сроком работы. Новый ECP (порт расширения функциональных возможностей) крепится к панели интерактивной доски, а не к стене, что упрощает установку и выглядит лучше с эстетической точки зрения. Как и предыдущее поколение, новое четвёртое поколение серий 600i предлагает два формата экранов — стандартный (4:3) и широкоэкранный (16:10) — и включает механическую конструкцию, которая защищает поверхность интерактивной доски и проектор от повреждений и деформаций.

Новый продукт включает в себя систему инновационной передачи сигнала, которая позволяет администраторам

немедленно выводить на экран важные сообщения на одну или несколько досок новых интерактивных систем четвёртого поколения SMART Board 600i. ECP позволяет быстро и просто получать доступ к контролю, включая кнопку пуска, громкость и включение видео. ECP также имеет двойной порт USB, который позволяет пользователям подсоединяться к внешней клавиатуре, иметь доступ к данным на внешнем USB диске, или подключать два компьютера к интерактивной доске SMART Board и просто переключаться между ними по мере необходи-

мости. Новый стандарт SMART UF65 и широкоэкранный SMART UF65w с ультракороткими проекторами выступают всего лишь на 101,6 см от корпуса интерактивной доски, что сокращает тени и выводит на дисплей настоящие «живые» цвета с использованием высококонтрастной технологии DLP® BrilliantColor™ от Texas Instruments™. Проекторы UF65 и UF65w потребляют менее одного ватта электроэнергии в дежурном режиме благодаря повышенной энергоэффективности, а новая лампа

проектора, работающая до 3000 часов в стандартном режиме и до 5000 часов в экономичном, снижает общую стоимость владения. Оба проектора, стандартный и широкоэкранный, поддерживают 3D с помощью технологии 3D DLP Link™ от Texas Instruments. В связи с выросшим интересом к использованию учебных материалов в формате 3D новый продукт позволит учителям демонстрировать 3D видео, изображения и приложения, которые возможно просматривать только в 3D очках. НО

в электронной версии журнала

I

Стратегия развития детского отдыха и оздоровления-2014: идеи, меняющие мир детства

И.А. Бирич, профессор, доктор философских наук

С.М. Гололобова, директор Детского оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка»

О.Г. Панченко, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук

Задачи и пути реализации основных направлений развития мегатрендов системы детского отдыха и оздоровления, таких как XVП—ХХШ Форум организаторов детского и молодёжного отдыха и оздоровления, проводимый по инициативе Общероссийской Ассоциации общественных объединений «Дети Плюс» при поддержке Министерства спорта Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.