Консультант Виктория Аркадьевна Власенко,
начальник информационно-компьютерного отдела департамента образования Владимирской области
^ Можно ли скачивать видео • из Интернета и применять в учебном процессе, не противоречит ли это законодательным нормам?
Светлана Петровна, учитель математики
Что касается правомерности скачивания и использования видеоматериалов, то, конечно, существуют нормы авторского права, и аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения) являются объектами авторского права. Поэтому внимательно знакомьтесь с правилами использования материалов того интернет-ресурса, на котором размещены интересующие вас материалы, необходимо разобраться, допускается ли их свободное скачивание и использование, разрешено ли их размещение на других интернет-ресурсах, а также обладает ли сам ресурс правами на размещение и распространение этих видеоматериалов. В соответствии с положениями Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 230-Ф3 допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и / или источника заимствования использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио-
и телепередачах, звуко-и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью.
^ Где можно найти учебные • видеофильмы? Существуют пи специализированные сайты с учебным видео?
С.П. Иванов
Учебные видеофильмы можно найти на различных образовательных сайтах и порталах. Кроме того, в учебных целях можно использовать не только учебное видео, но и видеоматериалы, созданные не с учебными целями (видеоколлекции музеев, виртуальные экскурсии, исторические видеоматериалы и пр.). Рассмотрим несколько интересных ссылок, содержащих
интересующую вас информацию:
1. Самые известные коллекции цифровых образовательных ресурсов, такие как «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru), Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru), «Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам (http://window.edu.ru) содержат, в том числе, и учебные видеоматериалы.
2. http://www.school.edu.ru — Российский общеобразователь-
ный портал содержит ряд коллекций документов, аудио и видеофрагментов по общеобразовательным предметам:
• Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
• Коллекция: мировая художественная культура
• Музыкальная коллекция
• Коллекция: исторические документы
• Коллекция: естественнонаучные эксперименты
• Коллекция: право в сфере образования
• Коллекция: диктанты — русский язык
• Коллекция: история образования
• Коллекция по зоологии.
3. http: / / univertv.ru — открытый образовательный интернет-портал, позволяющий посмотреть образовательные фильмы на различные темы, побывать на лекциях в ведущих российских и зарубежных вузах, посетить престижную научную конференцию или научно-популярную лекцию по интересующему вас вопросу, увидеть лучшие образцы преподавания сложных школьных тем. Данный портал имеет отдельный раздел «Школа»: http://interneturok.ru/ Сайт InternetUrok.ru зарегистрирован в качестве электронного СМИ образовательной тематики, имеет соответствующую лицензию. На сайте размещена коллекция видеоуроков по основным предметам
школьной программы — постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Проект создан при поддержке МГУ и МФТИ.
4. http://www.smartvideos.ru/ — сайт «Умное видео». Содержит видеоролики о новых технологиях, Интернете, истории и программировании, математике
и физике, большую коллекцию необычных и познавательных авторских видео.
5. http://idocumentary.ru/— портал документального кино. На нём собранны различные новости докуменалистики и краткие обзоры всех документальных передач. Портал состоит
из 8 тематичческих сайтов, так, например, на сайте iDiscovery.ru вы увидите все проекты телеканала Discovery, на сайте iBBCtv.ru — проекты канала BBC, соответственно iNatGeo.ru содержит видеопроекты National Geographic, сайт iHistoryChannel.ru — видеопроекты канала History, iDocRus.ru — сайт, на котором собраны отечественные документальные картины. Документальные фильмы — это уникальные проекты, которые создаются и транслируются для того, чтобы донести до зрителей необходимый объём полезной информации, которую можно использовать, в том числе и при проведении уроков.
6. http://intellect-video.com — сайт «Интеллект-видео» содержит большую коллекцию структурированных по разделам видеофильмов научной и образовательной тематики.
7. http://www.popmech.ru/ video/ — сайт «Популярная механика» содержит богатую коллекцию видеоматериалов по естественным наукам. Кроме того, на нём можно прослушать видеолекции известных учёных из различных областей науки и техники.
8. http://www.youtube.com/ education — глобальный лекционный зал, где любой человек, которому нужна общая информация или дополнительные знания по определённому предмету, может посмотреть обучающие видеоматериалы, выложенные самыми престижными университетами мира, и даже поучаствовать в их обсуждении. Особый интерес представляет YouTube для учебных заведений, который предоставляет доступ к сотням тысяч бесплатных образовательных видео в рамках программы YouTube EDU, причём доступ к материалам можно регулировать. Все учебные заведения могут показывать видео, включённые в программу YouTube EDU, однако преподаватели и администраторы могут создавать плейлисты, доступные только учащимся своих учреждений. Администраторы и преподаватели могут выполнять вход и смотреть любые видео. Учащиеся не смогут входить в аккаунты. В их распоряжении только программа YouTube EDU и ролики, добавленные преподавателями. Комментарии и похожие видео отключены, а поиск ограничен рамками программы YouTube EDU. Это позволит организовать работу
учащихся только с нужным материалом, ограничив доступ к другим ресурсам.
9. http://www.youtube.com/ msu — видеоканал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
10. http://academicearth.org — сайт содержит около 1,5 тыс. лекций по астрономии, биологии, экономики, математике, политическим наукам, занятия ведущих учебных заведений: Беркли, Гарвард, МТИ, Принстон, Стэнфорд и Иель.
11. Интересные материалы, хоть и не являющиеся именно образовательным видео,можно найти на сайте телевизионного проекта ACADEMIA
http://www.vesti.ru/videos? cid=1000-, на котором крупнейшие учёные современности и молодые учёные обращаются к широкой аудитории. Цель проекта — привлечь внимание к отечественной науке и расширить круг людей, заинтересованных в знаниях.
12. Представляют интерес и ресурсы портала «Теория
и практика» http://theoryand-practice.ru/videos, причём по различным направлениям науки и искусства.
13. http://compteacher.ru — сайт онлайн видеоуроков работы на компьютере.
На этом сайте вы найдёте как уроки для тех, кто только начинает осваивать компьютер, так и для тех, кому требуется обучиться работе в профессиональной программе или среде.
14. http://iqcomp.ru/ — на сайте представлены компьютерные видеоуроки и обучающие видеокурсы для самых популярных компьютерных программ. Каждый видеоурок показывает решение небольшой компьютерной задачи или описывает возможности программы. Все видеоуроки объединены в удобную структуру, а видеокурсы разделены на главы для более удобного обучения.
Список ресурсов, содержащих полезные для педагога видеоматериалы, можно продолжать. Таких ресурсов очень много. Поэтому для того, чтобы разобраться в этом огромном количестве сайтов, стоит прислушаться к мнению профессионалов. В 2011 году была учреждена и впервые вручена премия «Внимание» (vnimanieTV.ru), которая присуждается за лучшее образовательное видео и лучшие образовательные видеопроекты. Спектр тем оказался максимально широк, от макияжа до квантовой физики.
Миссия премии — задать моду на самообразование, продемонстрировать, что в Интернете накопилась критическая масса учебных материалов, которые интересно осваивать самостоятельно, сделать удобный навигатор по видео-лекциям, перечислить темы и подтемы, найти лучшее по каждому направлению. На сайте проекта представлено образовательное видео, отобранное экспертами, вы можете ознакомиться с работами победителей и участников этого конкурса (http://vnimanietv.ru/results/).
^ Я работаю учителем матема-
• тики. Какие существуют программы для планшета и смартдос-ки, которые бы помогли мне
в работе? Есть также проектор. Ларина
С планшетом и смартдоской на уроке удобно работать практически во всех компьютерных программах. Вас, как математика, могут заинтересовать такие программные продукты:
• Живая Математика. Виртуальная математическая лаборатория (для интерактивного моделирования и анализа при решении задач по геометрии, стереометрии, алгебре, тригонометрии, математическому анализу);
• ЛогоМиры Вероятности. Математический практикум (виртуальный практикум (компьютерный конструктор), предназначен для моделирования статистических и вероятностных экспериментов,
а также проведения численных экспериментов по теории вероятностей и математической статистике);
• Живая Статистика (среда для проведения статистических исследований, с помощью которой ученики могут записывать данные, обрабатывать их, преобразовывать, представлять в виде диаграмм
и таблиц; создана специально для средней школы);
• АвтоГраф (виртуальный конструктор предоставляет возможность графического отображения математических объектов школьной математи-
ки — геометрических фигур, уравнений, систем уравнений, графиков и диаграмм статистической обработки наборов данных; для основной и старшей школы).
^ Как можно использовать
интерактивную доску на уроках английского языка, можно ли выводить изображение с монитора на доску без помощи мультимедиапроектора? Анна Анатольевна
Выводить изображение на доску приходится с компьютера, и без помощи муль-тимедиапроектора, увы, не обойтись. Доска (с изображением-проекцией) служит очень большим компьютерным монитором. Интерактивным. На вопрос, как можно использовать, ответим так: если вы знаете, как пользоваться компьютером для занятий с одним учеником, то интерактивная доска, как огромный компьютерный МОНИТОР, позволит вам работать с группой учеников. Удобство состоит в том, что вы управляете курсором непосредственно с доски, прикасаясь специальным стилусом к изображению (поэтому-то эта доска и называется интерактивной). Кроме того, можно применять разнообразные средства выделения (для концентрации внимания аудитории), и запоминать изображение (стоп-кадр экрана) для получения раздаточного материала.
Если нет проектора, можно использовать доску в режиме копи-доски — она будет просто запонинать написанное в виде графических файлов.
Отличное дополнение к доске — система для голосования, позволяющая проводить мгновенные опросы всех учеников.
^ Как можно использовать интер-• активную доску на уроке русского языка?
Алла
Интерактивная доска нужна тогда, когда учитель на уроке использует компьютер. Интерактивная доска — компьютерный экран для всего класса, большой «сенсорный» экран (для получения компьютерного изображения нужен проектор). В отличие от случая с обычной проекцией, управление и ввод текста осуществляются нажатием на изображение стилуса-мыши, заменяющего компьютерную мышь. Это значит, что при работе с компьютером на уроке учитель не сидит в углу, уткнувшись в свой монитор, а стоит у интерактивной доски, управляя при этом компьютером. Для ввода текста используют экранную клавиатуру (Пуск/Все программы/Стандартные/Специальные возможности/Экранная клавиатура). Некоторые интерактивные устройства имеют функцию распознавания рукописного текста. Вот некоторые интерактивные и информационные сетевые ресурсы по русскому языку.
Интерактивные тесты и задания по русскому:
• http://www.gramma.ru/
RUS/?id=12.0
• http://www.language.edu.ru/
интерактивные диктанты:
• http://www.gramota.ru/ class/coach/idictation/45_157
и интерактивные упражнения:
• http://www.gramota.ru/ class/coach/tbgramota/
• http://www.gramota.ru/ class/coach/tbgramota/45_64
• http://www.gramota.ru/ class/coach/tbgramota/45_109
На уроке можно учиться пользоваться словарём:
• http://www.gramota.ru/ slovari /
Есть обучающие игры:
• http://www.gramota.ru/igra/
Хороший ресурс — Культура письменной речи:
• http://www.gramma.ru/
SPR/?id=1.0
Полезная информация по оформлению текстов:
• http://www.gramma.ru/DEL/
Вам будет интересно заглянуть на страничку:
• http://www.kafedrarus. narod.ru/
Полезные ссылки:
• http://ruslit.ioso.ru/link.htm
Если потребуется воспроизведение звука — кроме экрана
(доски), нужно ещё и звукоусилительное оборудование, как вариант — переносная система звукоусиления
• http://www.intmedia.ru/ goods .asp? c_no=3663& ob_no= 3849
Удобно использовать доску для организации опросов с использованием систем голосования
• http://www.intmedia.ru/ goods.asp?c_no=5804&ob_no= 6013
При выборе электронных ресурсов для использования в классе на большом экране (на интерактивной доске) следует обращать внимание на »удобочитаемость» букв и символов, и при возможности укрупнять текст для облегчения восприятия. Доски можно использовать также в режиме копирования записей (сделанных маркером). Проектор в этом случае не нужен.
Возможный сценарий такой: вы пишите на доске фломастером, вставленным в специальный электронный футляр (для стирания имеется также специальный очиститель). Доска это «видит» и »запо-минает» в виде картинок (графических файлов). Всё, что изобразили на доске, можно распечатать на обычном принтере — и раздать ученикам. НО