Научная статья на тему 'Хочу вступить в дискуссию'

Хочу вступить в дискуссию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ / УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ / PHD THESIS: / MASTER'S THESIS / DISSERTATION RESEARCH / DISSERTATION / SCIENCE DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузова Минненур Ахметхановна

Взгляд автора на научные исследования в области педагогики и образования. Предложение вступить в дискуссию читателям журнала, неравнодушным к вопросам, связанным с подготовкой и защитой учителями диссертационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галагузова Минненур Ахметхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хочу вступить в дискуссию»

Другое мнение

ХОЧУ ВСТУПИТЬ В ДИСКУССИЮ

Минненур Ахметхановна Галагузова,

профессор кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук

Автор предлагаемой публикации, отмечая чрезвычайную актуальность проблемы, которую поднимает в статье «Сколько стоит вход в науку?»1 Светлана Бестужева, высказывает свой взгляд на научные исследования в области педагогики и образования. И предлагает вступить в дискуссию читателям журнала, неравнодушным к вопросам, связанным с подготовкой и защитой учителями диссертационных работ.

• диссертационное исследование • кандидатская диссертация

• магистерская диссертация • защита диссертации • учёная степень

с

ветлана Бестужева — автор статьи «Сколько стоит вход в науку?» — говоря о высокой стоимости научного труда, безусловно, права. Однако этот труд не исчерпывается только материальными затратами, поскольку соискатель вкладывает в него свои душевные и физические силы. Особенно это касается учителей.

1 Светлана Бестужева. Сколько стоит вход в науку? НО. 2009. № 9.

Ведь для того, чтобы отважиться написать диссертацию, сказать своё слово в науке, учителю, загруженному подготовкой к урокам, работой с родителями, то есть всем тем, что составляет его профессиональную деятельность, необходимо погрузиться в волнующую его проблему. И здесь очень важно, чтобы учителю в решении этой проблемы была оказана поддержка либо со стороны коллектива школы, её администрации, либо со стороны управления образованием.

Конечно, сегодня в Интернете можно встретить объявления с предложением за энную сумму написать кандидатскую или докторскую диссертацию. Но, замечу, и в московском метро нам предлагают дипломы любого профессионального образования. Желающий за определённую сумму может получить документы, в которых отражено, какие он получал оценки во время обучения, как прошла защита его выпускной работы и т.д. Но это не означает, что все молодые люди хотят получить такой диплом. Большинство из них всё-таки предпочитают учиться, чтобы получить образование, которое определит в дальнейшем их профессиональную деятельность, и диплом, подтверждающий это образование.

Но вернёмся к соискателям. В течение многих лет я руковожу кандидатскими и докторскими диссертациями по педагогике. Мои ученики защищают свои труды в диссертационных советах разных городов (Москве, Екатеринбурге, Омске, Нижнем Новгороде и др.). Поэтому вопросы, которые поднимает Светлана Бестужева, знаю не понаслышке.

Автор пишет о системных проблемах, существующих сегодня в подготовке и защите диссертации, и роли коррупции в этом процессе. Но к кому обращается автор статьи? Если Светлана Бестужева намерена разоблачить коррупцию в этой сфере, то статья адресована не учительскому сообществу, а совсем другим структурам. Если же статья адресована читателям журнала «Народное образование» (учителям и руководителям образования), то вывод напрашивается однозначный: не нужно учителям заниматься научными исследованиями в области педагогики и образования. А такой вывод представляется мне очень спорным. На мой взгляд, именно учителя и руководители образования знают все болевые точки, существующие в их профессиональной сфере, понимают, какие проблемы требуют сегодня скорейшего разрешения. Именно они обладают опытом, который может быть представлен в виде диссертационных исследований.

Конечно, на этом пути возникает много проблем. Чтобы написать и защитить диссертацию, учитель поступает в аспирантуру, которая существует в вузах, имеющих на то соответствующую лицензию. При этом аспиранту-

ра каждого вуза располагает определённым количеством бюджетных мест. Поэтому для поступающих в аспирантуру, как правило, объявляется конкурс. Если учитель проходит по конкурсу, то он не оплачивает обучение в аспирантуре и сдачу кандидатских экзаменов. Например, в этом учебном году в Уральском государственном педагогическом университете на 330 аспирантов было 114 бюджетных мест. Как видим, количество бюджетных мест для каждого вуза ограничено. И желающие поступить в аспирантуру, но не прошедшие по конкурсу, своё обучение оплачивают. Правда, непонятно, почему в некоторых педагогических вузах оно стоит так дорого. Я неоднократно задавала вопрос: почему учитель должен платить за обучение в аспирантуре и за сдачу кандидатских экзаменов такую высокую цену? По-моему, оплата обучения должна как-то соотноситься с зарплатой учителя. Возможно, помощь в этом учителю могло бы оказать то образовательное учреждение, в котором он работает.

Если же учитель защитил кандидатскую диссертацию и предложил свой новый метод или новую форму организации учебного процесса, то честь ему и хвала. Но после защиты также возникают проблемы, решение которых имеет существенное значение для учителя.

Как-то на одной из научных конференций Валентин Михайлович Полонский, известный учёный в области педагогики, предложил крамольную идею — запретить на какое-то время защиту диссертации по педагогике, ибо всё то, что наработано в этой области знаний, нуждается в инвентаризации. Я в какой-то мере согласна с его мнением, поскольку сегодня накоплено множество инновационных проектов, которые пылятся в архивах библиотек. И эти золотые крупицы, имеющие часто большое значение для реальной практики, не доходят до заинтересованных педагогов.

Но диссертант защищает свои идеи, а воплощение их в практику — задача совсем других людей.

Конечно, хорошую диссертационную работу учитель мог бы опубликовать в виде книги. Но зачастую сделать это бывает очень трудно. Мы хорошо знаем, сколько денег, времени и сил нужно для того, чтобы опубликовать книгу в том или ином издательстве. Таким образом, важные для науки и практики идеи учителей, защитивших диссертации, очень часто просто уходят «в песок».

С другой стороны, если учитель защитил диссертацию, то он ждёт вознаграждения за тот труд, который проделал. Попробуем с этих позиций ответить на вопрос автора статьи: сколько стоит вход в науку? В вузе, если преподаватель защитил диссертацию, то его зарплата увеличивается. Поэтому выражение «учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан» актуально и сегодня.

Учитель же, защитивший диссертацию, далеко не всегда получает материальное вознаграждение за свой труд. Мне известно, что в Уссурийском крае и в Свердловской области, чтобы получить прибавку к жалованью, надо защитить магистерскую диссертацию. Я была удивлена, когда моя ученица, успешно защитившая кандидатскую диссертацию по актуальной проблеме общеобразовательной школы, вынуждена была защитить ещё и магистерскую, чтобы получить прибавку к зарплате. После кандидатской диссертации сделать это ей было нетрудно. Но возникает вопрос: понимают ли те руководители, которые принимали такое решение, разницу между кандидатской и магистерской диссертацией?

Прошу прощения, пишу для тех, кто эту разницу не понимает. Сошлюсь на ряд высказываний, попавшихся мне под руку. «Магистратура — форма подготовки кадров для университетов. Присуждается лицам, имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (выделено мной. — М.Г.),

сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию»2. «Диссертация — квалификационная научная работа.., содержащая совокупность результатов исследования — научных положений, выдвигаемых соискателем учёной степени для публичной защиты, и свидетельствующая о его личном вкладе в науку»3.

И если при оценке труда учителя учитывается то, что он защитил магистерскую диссертацию, значит, руководители управления образования отдают предпочтение повышению квалификации учителей и получению ими дополнительного образования в магистратуре. Если же учитывается защита кандидатской диссертации, то, следовательно, руководители понимают, что статус кандидатской диссертации выше, чем магистерской. Мне неизвестно, почему руководители образования поступают так или иначе, может быть, есть предписание свыше, а может по какой-то другой причине.

Светлана Бестужева дала подробное описание, как защищаются и присваиваются учёные степени за рубежом. Но мы живём в России, и у нас сегодня существует своя система защиты, свои правила защиты диссертаций и присвоения учёных степеней кандидата или доктора наук. И этим правилам все, включая и учителей, должны подчиняться.

Не нужно также забывать, что у нас обучаются иностранные специалисты, в том числе в аспирантуре и докторантуре. Многие из них успешно защищают диссертации в России. Например, двое моих диссертантов из Израиля успешно защитили у нас кандидатские диссертации, которые после соответствующей процедуры были признаны у них на родине. Может быть, в связи с присоединением России к Болонскому процессу в этой сфере что-то и изменится. Но это покажет время.

2 Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004. С. 112.

3 Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. М.: Соврем. Слово, 2005. С. 142).

Теперь вернусь к Диссертационному совету. Открытие его в вузе — довольно сложная и длительная процедура. Завершается она получением лицензии на открытие Диссертационного совета по той или иной научной специальности. В статье Светлана Бестужева, кандидат исторических наук, называет Диссертационный совет Учёным советом. Но ей ли не знать разницу между Учёным и Диссертационным советом в вузе? Ведь в Диссертационный совет, как правило, входят не только учёные вуза, но и представители других учреждений, известные учёные в той или иной области педагогики.

Защита диссертации в Диссертационном совете по положению ВАКа — бесплатная. Я знаю, как внимательно и доброжелательно относится председатель Диссертационного совета к теме исследования соискателя (так было в тех диссертационных советах, где защищались мои ученики). Знаю, сколько времени и сил уходит на обсуждение той или иной диссертации, как ответственно относятся оппоненты к оценке диссертационного исследования.

Но защита ведь бесплатная. Поэтому вузы, чтобы как-то поощрить труд учёных, вынуждены «выкручиваться». Обычная практика такова: вуз заключает договор с соискателем на оказание услуг. И образовательное учреждение эти услуги обычно предоставляет. Ведь для того, чтобы защититься, необходимо собрать массу документов (согласно требованиям ВАКа к процедуре защиты кандидатских или докторских диссертаций). Поэтому, как правило, часть денег, полученных от соискателя, идёт на оплату труда учёных — членов Диссертационного совета.

В статистике по различным наукам (за 2007 год), которую приводит в своей статье Светлана Бестужева, отсутствуют данные о соискании учёных степеней по педагогике, т.е. по дисциплине, в первую очередь касающейся учителей. Думаю, что именно эти данные были бы интересны читателям журнала «Народное образование».

Одна из важнейших проблем касается качества диссертационных исследований по педагогическим наукам. Актуальность такой проблемы неоднократно отмечал ВАК РФ, о ней неоднократно писали педагогические издания, например журнал «Педагогика». Я не буду повторяться и коснусь только очень важной её составляющей —

МУЛЬТИМЕДИАКОНСУЛЬТАЦИИ

^ Как можно использовать ИКТ-технологии

• в воспитательном процессе? К.В.

На эту тему написано очень много текстов, вот некоторые из них:

http://www.rusedu.info/Article905.html (здесь же есть и готовые презентации по разным предметам http://www.rusedu.ru/detail_1609.html) http://vio.fio.ru/vio_64/cd_site/Articles/art_3_8.htm http://nevshis.nevarono.ru/news_podrob-noZ2005_10_24_sovesch_shis_zajceva.htm Большая подборка по применению ИКГ на федеральном портале «ИКГ в образовании»: http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?a=elib&c=getForm &r=resNode&d=mod&id_node=315. Об опыте работы педагогов, применяющих ИКТ, можно узнать в Московском центре информационных технологий и учебного оборудования (тел. (495)915-13-94).

^ Как можно использовать интерактивную

• доску на уроке русского языка?

Дубинина Людмила Александровна

Вот некоторые инетерактивные и информационные сетевые ресурсы по русскому языку.

Интерактивные тесты и задания по русскому: http://www.gramma.ru/RUS/?id=12.0

коллекция диктантов нашего портала http://www.language.edu.ru/

интерактивные диктанты

http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/45_157

и интерактивные упражнения http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_109

На уроке можно учиться пользоваться словарём http://www.gramota.ru/slovari/

Есть обучающие игры http://www.gramota.ru/igra/ Хороший ресурс — культура письменной речи http://www.gramma.ru/SPR/?id=1.0 Очень полезная информация по оформлению текстов

http://www.gramma.ru/DEL/

Вам будет интересно заглянуть на страничку

http://www.kafedrarus.narod.ru/

и найдёте полезные ссылки

http://ruslit.ioso.ru/link.htm

МУЛЬТИМЕДИАКОНСУЛЬТАЦИИ

Если потребуется воспроизведение звука — кроме экрана (доски), нужно ещё и звукоусилительное оборудование, как вариант — переносная система звукоусиления Ьйр://зд^здМтейа.ш^ооё5.а5р?с_по=36638.оЬ_по=3849

Удобно использовать доску для организации опросов с использованием систем голосования

Ьйр://здздмп^ейа.ш^ооё5.а5р?с_по=58048.оЬ_по=6013 При выборе электронных ресурсов для использования в классе на большом экране (на интерактивной доске) следует обращать внимание на «удобочитаемость» букв и символов, и при возможности укрупнять текст для облегчения восприятия.

Доски можно использовать также в режиме копирования записей (сделанных маркером). Проектор в этом случае не нужен.

Возможный сценарий такой: вы пишете на доске фломастером, вставленным в специальный электронный футляр (для стирания имеется также специальный очиститель). Доска это «видит» и «запоминает» в виде картинок (графических файлов). Всё, что изобразили на доске, можно распечатать на обычном принтере — и разд ать ученикам. Или сохранить в электронном виде — для пересылки по Сети, например.

диссертационных исследовании учителеи по педагогике. Считаю, что необходимо внимательно и бережно относиться к изысканиям учителей, которые, как я уже сказала, знают все наболевшие проблемы образования, хотят сказать своё слово в науке и готовы преодолеть преграды на этом пути.

Сделаю ещё несколько замечаний по поводу опубликованной статьи. Светлана Бестужева пишет о моде на диссертационные исследования. Многие люди считают престижным, если в их визитной карточке значится учёная степень или звание. По моим наблюдениям

(конечно, специальных исследований я не проводила), мода на диссертации в среде руководителей, особенно бизнесменов, пошла на спад. Многие из них сегодня задают себе справедливый вопрос: «А зачем мне это надо?».

Второе замечание касается стиля статьи. Некоторые высказывания автора меня коробят, потому что я принимаю их на свой счёт. Вот одно из них: «После защиты организуется большой и дорогущий банкет, как правило, в ресторане, куда приглашают всех членов коллектива и официальных оппонентов, да и неофициальных тоже. Если «подзащитный» не испортил отношения с членами Учёного совета и у него хорошие покровители, быть ему кандидатом или академиком. Если же испортил отношения, ему ничто не поможет, никакие научные открытия, ни гениальные доказательства своей правоты, ни красноречие».

Хочу обратиться к автору статьи. Уважаемая Светлана, Диссертационный совет присуждает только степени кандидата или доктора наук, присуждение академика в компетенции других организаций. И совсем не обязателен дорогостоящий обед, тем более в ресторане. Возможно, так делается в Москве. Конечно, часто человек, защитивший диссертацию, испытывает желание поблагодарить тех, кто оказывал ему в этом помощь. Однако эта благодарность совсем не обязательно должна выражаться в организации дорогостоящего мероприятия. Иногда просто говорят: «Спасибо всем». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.