Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панченко Вера Николаевна

Помощь ребёнку-аутсайдеру. Создание позитивного коллектива. Проблемы родительских дней в лагере. Психологическая разница пребывания ребёнка в школьном и загородном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

консультации

Консультант Вера Николаевна Панченко,

доцент кафедры коррекционной психологии Воронежского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук

^ В моём отряде часто бывают си-• туации, когда приезжает ребёнок, который становится изгоем. Я вот уже три года работаю с детьми младшего школьного возраста. Через несколько дней пребывания в лагере большинство детей отказываются принимать его в игру, дразнят, такой ребёнок становится объектом насмешек сверстников. Чаще это какой-то скромный мальчик, физически слабый, неуверенный в себе. Подскажите, как помочь такому ребёнку? Как объяснить другим детям в отряде, что так делать нельзя?

В сложившейся ситуации надо понять две вещи. Во-первых, может быть, не делаете ли Вы сами что-то для появления такого ребёнка в отряде, так как взрослый часто своим неосознанным поведением провоцирует такую ситуацию. Например, испытывая жалость к подобному ребёнку или заведомо неосознанно отстраняя его от серьёзных поручений, видя в нём слабого и неспособного человека. В ответ ребёнок начинает вести себя так, как выстраивает с ним отношения взрослый.

Во-вторых, важно понять, каким образом сам ребёнок провоцирует такое к себе отношение. Причём совершенно неосознанно. Часто уже один только

внешний вид такого мальчика (или девочки) может вызвать по отношению к нему агрессию или жалость у других детей и взрослого. Полнота или худоба, маленький или, наоборот, большой рост, опущенные плечи, тихий голос, сбивающаяся речь, неуверенная походка — всё это способно вызвать соответствующую ответную реакцию.

Чтобы выйти из привычной позиции изгоя, ребёнку важно почувствовать себя в непривычной для себя роли — роли лидера, ведущего, а не ведомого, и получить от этой роли позитивные ощущения, поняв, что можно быть в центре внимания и получать от этого удовольствие. Поэтому взрослый может, планируя какое-то мероприятие в отряде, на роль ведущего, главного выбрать такого ребёнка. При этом важно учитывать, что роль должна быть выбрана таким образом, чтобы ребёнок с ней справился и заведомо получил позитивный опыт от участия в этом мероприятии. Ведь обратная реакция может усилить негативный опыт, привести к ещё большей замкнутости и подавленности ребёнка, а свер-

стники найдут дополнительный повод для насмешек.

Важно увидеть сильные стороны ребёнка, понять, что он любит делать, от чего получает удовольствие. Эту деятельность можно включить в мероприятие и назначить его ответственным за её реализацию. Но сделать это нужно так, чтобы все члены отряда почувствовали важность стоящей перед ребёнком-аутсайдером задачи. Можно в помощь этому ребёнку поставить лидера отряда. Но делать это нужно очень осторожно, так как «лидер» скорее всего перетянет всё внимание отряда на себя. Тут важна сама личность лидера и степень его эмпатии по отношению к ребёнку-аутсайдеру.

^ Как из детей, собранных • в летний лагерь из разных классов, создать в короткие сроки позитивный коллектив?

Это довольно непростая задача, но тем не менее добиться этого вполне реально. Чем младше дети, тем больше успешность формирования детского коллектива зависит от педагога, от воспитателя или вожатого. В этой ситуации

Чародное образование 2'2014

КОНСУЛЬТАЦИИ

взрослый выступает образцом, моделью поведения для детей. От его отношения к каждому ребёнку в детском коллективе будет зависеть степень сплочённости и уровень принятия детьми друг друга. Как правило, в среде младших школьников неосознанное выделение вожатым кого-то в качестве лидера продвигает этого ребёнка на лидерские позиции, а неприятие кого-то из детей может сделать его изгоем в этом коллективе.

Однако приёмы работы с детским коллективом сильно зависят от возраста детей. В отличие от коллектива младших школьников, в коллективе подростков может быть на такое поведение вожатого прямо противоположная реакция: «любимчик» взрослого может попасть в изгои именно из-за чрезмерного внимания к нему со стороны вожатого.

Важно, независимо от возраста детей, установить с ними доверительные партнёрские отношения, но при этом не заискивать, относясь к детям уважительно и как к равным.

В первый же день пребывания детей в лагере вожатый должен проговорить правила взаимодействия в отряде, а лучше провести мини-тренинг по формированию этих правил для отряда. Дети с 7 лет уже способны сами вырабатывать правила поведения в коллективе, по отношению друг к другу. Взрослому важно помнить, что таких правил должно быть не очень много, они должны быть разумными, способствовать безопасности детей в лагере и формировать бережное уважитель-

ное отношение к самим себе, другим людям и окружающей среде. Дети должны понимать, почему вводится то или иное правило, и объяснить его смысл. Но самое главное, чтобы это понимал сам вожатый, так как часто взрослые, включая свой недавний опыт школьной жизни, загружая детей правилами, которым просто нет разумного объяснения. А на резонный вопрос ребёнка «Почему это нельзя?» отвечают — «Потому!».

Если в коллективе возникают конфликты, то нужно отдать право их решения детям, выступив как модератор ситуации у младших школьников и позволив решать конфликт самостоятельно подросткам. Именно так поступал А. Макаренко. Вообще, книги Макаренко должны оставаться настольными для воспитателей и вожатых летнего лагеря. Наследие Макаренко и продолжателей его дела С.Т. Шацкого, И.П. Иванова и др. незаслуженно забывается теперь в России.

В совместной беседе детям можно предложить каждому проговорить то, что их беспокоит и что они хотят. Следует спросить у них, как каждый из них видит ситуацию и какие способы решения конфликта он может предложить. Это позволит участникам конфликта и всем членам отряда почувствовать, что взрослый им доверяет, даст им посыл о том, что они могут сами урегулировать конфликт и получить важный социальный опыт.

^ Подскажите, пожалуйста, как • правильно было бы поступить в следующей ситуации. Мальчик

9 лет приехал в лагерь, первые дни плакал, скучая по дому,

но вскоре адаптировался, нашёл себе в отряде друзей и отлично вписался в коллектив. Но через

10 дней приехала мама ребёнка, она пробыла с ним целый день. После её отъезда мальчик впал в депрессию: стал подавленным, раздражительным, отказывался играть вместе со всеми, у него даже пропал аппетит. Подскажите, что надо было сделать в этой ситуации? Может быть, к таким детям вообще не пускать родителей на время их пребывания в лагере?

Видимо, в этой ситуации у матери модель поведения по отношению к сыну такова, что она формирует у ребёнка болезненную зависимость. К сожалению, такая модель роди-тельско-детских отношений сейчас получила большое распространение. Зависимость ребёнка от матери, культивируемая в самых различных проявлениях (особенно, повседневной, мелочной заботы и опеки) лишает его возможности быть самостоятельным и получать удовольствие от общения с окружающими, учиться новому и формировать позитивные социальные связи.

Как быть в этой ситуации? С одной стороны, мы не можем вмешиваться в отношения мамы и ребёнка без её согласия, к тому же мама вряд ли сможет изменить подобную модель поведения достаточно быстро. С другой стороны, не пускать маму в гости к сыну мы также не можем по двум причинам.

Народное образование 2'2014

Консультации

Во-первых, правила распорядка большинства лагерей разрешают посещение родителями детей. Во-вторых, для мальчика будет ещё большей психологической травмой то, что к остальным детям приезжают родители, а к нему — нет.

Поэтому возможным вариантом поведения в этой ситуации может быть беседа с мамой, суть которой — объяснить, что ребёнок расстраивается после отъезда мамы, поэтому для него лучше будет, если до конца его пребывания она не будет его навещать. Но важно понимать, что не каждая мама готова услышать педагога в подобной ситуации. Правда, если она приехала лишь через 10 дней после прибытия ребёнка в лагерь, это может говорить о том, что мама готова «отсоединиться» от сына. Можно предложить ей помощь психолога в лагере или обратиться к профессиональному семейному психотерапевту.

^ Я несколько лет была в школь-• ном лагере вожатой. Недавно мне предложили в течение лета поработать с детьми в загородном лагере. Подскажите, в чём психологическая разница пребывания ребёнка в школьном лагере и загородном лагере? Насколько сложнее работать с детьми, оторванными от дома?

Психологическая разница огромна, так как для ребёнка в школьном лагере практически не меняются условия жизни. Он живёт дома, каждый день видится с родителями, в коллективе школьного лагеря, как правило, есть кто-то из его одноклассников. Поэтому адаптация к условиям школьного лагеря у большинства детей проходит практически незаметно. В загородном летнем лагере ребёнок попадает чаще всего в но-

вый коллектив, за исключением случаев, когда в лагерь вывозят сложившийся спортивный, танцевальный или какой-либо другой детский коллектив.

Однако, как правило, в летнем лагере ребёнку приходится привыкать к новым детям, устанавливать отношения с новым взрослым, адаптироваться к новому режиму дня и новым социально-бытовым условиям.

Всё это требует, с одной стороны, от него мобилизации психологических усилий, с другой — это важный социальный опыт, который может наложить отпечаток на модель установления первого контакта с другими людьми.

Важен возраст детей, находящихся в загородном лагере, наличие опыта пребывания в таком лагере, темперамент и характер, степень их привязанности к родителям. Обычно сложнее адаптироваться маленьким детям, у них ещё сильна привязанность к маме, и многие из них, как правило, первый раз попадают в новый детский коллектив. Для работы с такими детьми от педагога требуется особое мастерство и опыт.

Другим важным фактором является степень самостоятельности ребёнка. Так, если он привык, что за него всё полностью делают родители, то такой мальчик (или девочка) будет испытывать сложности в ситуации, когда нужно самостоятельно решать какие-то бытовые проблемы. Хотя есть дети, которым такой первый опыт самостоятельности может принести массу поло-

жительных эмоций: они начинают понимать, как приятно что-то делать самому.

Подростки, как правило, быстрее проходят адаптацию к условиям загородного лагеря, многие из них уже имеют опыт такого отдыха. Но при работе с подростками важно помнить, что для них особенно важно уважительное и партнёрское взаимодействие, они готовы принять взрослого, но лишь в том случае, если тот не нарушает их границ и выстраивает равные, партнёрские отношения. Для детей этого возраста коллектив сверстников играет особое значение, они сильно ориентированы на его мнение и готовы противопоставить себя взрослому в любой момент, если тот нарушает их психологические границы. Поэтому вожатому или воспитателю при работе с подростками в летнем лагере важно разговаривать с детьми с позиции равного. Часто вожатые-студенты из-за небольшой разницы в возрасте с детьми из старших отрядов стремятся самоутвердиться путём психологического давления на ребят, хотят подчинить их себе во что бы то ни стало.

Но эта стратегия поведения приводит к обратному результату. Подростки не только легко выходят из-под контроля, но и противопоставляют себя вожатому, стараясь делать всё вопреки его требованиям. Поэтому позиция партнёрства оказывается наиболее выигрышной в процессе установления позитивных взаимоотношений между взрослым и подростками. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.