Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панченко Вера Николаевна, Попова Ирина Николаевна

Проблемы адаптации детей к условиям жизни в загородном лагере. Организация мероприятий в ДОЛ. Профессиональное кредо отрядного вожатого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

Консультанты:

Вера Николаевна Панченко, доцент Воронежского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук

Ирина Николаевна Попова, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования, ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва, кандидат педагогических наук

^ Мы не первый раз отправляем • своего ребёнка в лагерь. Но через несколько дней он просится домой. Что делать? Как на это реагировать? Илюхины

Этот вопрос возникает у родителей, у которых дети испытывают трудности в адаптации к условиям жизни в загородном лагере.

Адаптационный период может длиться от двух-трёх суток до семи дней. Это время привыкания к лагерю, распорядку дня, окружающим людям и требованиям. В это время происходит налаживание отношений в детском коллективе и с вожатыми.

На этот период приходится самое большое количество звонков домой с просьбами забрать из лагеря (особенно, если это первое самостоятельное путешествие ребёнка). Не стоит моментально реагировать на такие капризы. Нужно постараться настроить его на оптимистичный лад и убедить в том, что он уже взрослый и самостоятельный человек.

Во время адаптации важно: чем быстрее ребёнок найдёт себе друзей, тем быстрее и безболезненнеей пройдёт этот период. Как правило, уже на второй-третий день ребёнок обзаводится друзьями и перестаёт жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Адаптация в любом коллективе — это естественный процесс, но это абсолютно не означает, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребёнка забрать его из лагеря. Наоборот, надо расспросить ребёнка о том, что именно не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдёт новых друзей, в общем, следует настроить ребёнка на хороший отдых. Ни в коем случае не обещайте забрать ребёнка из лагеря, если не готовы сделать это!

Если ребёнок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться

с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договорённости с администрацией лагеря поехать, чтобы понять, говорит ли ребёнок правду или фантазирует для привлечения внимания. Ребёнка, который за первые дни стал предметом для насмешек и побоев, следует немедленно забрать домой. Если же его никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.

Очень сложно идёт процесс адаптации у замкнутых детей и детей, склонных к демонстративному поведению. Ребёнку, который тяжело вливается в коллектив, нужно больше времени, чтобы освоиться и перестать чувствовать себя чужаком. Если в отряде найдётся ещё один тихий ребёнок, то они обязательно сдружатся. Если же нет, и ребёнок больше недели жалуется на одиночество и просится

домой, то лучше его не мучить и забрать из лагеря.

Демонстративный ребёнок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребёнком, нет. Терпеливые родители могут дождаться конца смены, оставив ребёнка в лагере в воспитательных целях. Те, у кого нервы не выдержат, могут забрать его посредине смены. Всё зависит от настроя родителей и цели, которой они хотят достичь.

Особо стоит остановиться на тех случаях, когда из года в год повторяется одна и та же история: ребёнок просится в лагерь, с нетерпением ожидает поездки, а потом начинает проситься домой, даже когда едет вместе с другом в знакомый лагерь и попадает в отряд к тем же вожатым, что и в предыдущие заезды.

Здесь нужно чётко и доходчиво объяснить ребёнку, что если ему не нравится лагерная жизнь, то лучше туда больше не ездить. Если ребёнок упорствует и продолжает рваться в лагерь, то убедительно объясните ему, что, если он опять начнёт жаловаться и будет в течение всей смены проситься домой, его поездки в лагерь закончатся. Учтите, что обещание придётся сдержать. Ребёнок должен учиться не манипулировать родителями, а нести ответственность за своё поведение.

Наиболее эффективным способом прекратить просьбы забрать

ребёнка домой является мотивация. Пообещайте ребёнку, что по окончании смены сводите его в кинотеатр, в парк аттракционов или купите ему ту вещь, которую он очень давно просит или что-то ещё очень важное для него. Обещание придётся сдержать даже в том случае, если ребёнку понравится в лагере и остаток смены он проведёт с удовольствием.

^ Какие мероприятия можно • организовать в летнем лагере?

Ирина Васильева, педагог

В задачи ДОЛ входит оптимальное чередование различных видов деятельности с детьми и подростками, проведение оздоровительных, интеллектуальных, культурных мероприятий, экскурсий, походов. Все мероприятия проводятся с учётом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. При организации мероприятий используется

ИОТ-024-98 «Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий». Для снижения риска переутомления каждому ребёнку рекомендуется заниматься не более чем в двух кружках и одной спортивной секции. Мероприятия физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности проводятся под контролем медицинских работников.

Для детей в возрасте от 7 лет и старше можно организовывать однодневные пешеходные прогулки и многодневные палаточные лагеря

в соответствии с СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул». Протяжённость пешеходной экскурсии должна составлять не более 5-10 км. По маршруту следования должна быть обеспечена устойчивая телефонная связь для вызова экстренных служб в случае чрезвычайной ситуации.

^ Процесс адаптации у детей • проходит по-разному. Как помочь им приспособиться к новому режиму?

Анна

Особого внимания требуют дети, попавшие в лагерь впервые или первый раз уехавшие из дома на столь длительный срок. Самой сложной в процессе адаптации оказывается первая неделя пребывания в лагере, когда ребёнок привыкает к новым людям (как детям, так и взрослым), новым правилам и распорядку дня, изменениям в питании. Для многих детей часто является стрессом то, что он вынужден жить в одной комнате с несколькими детьми, приспосабливаться к их привычкам и интересам. Особенно это касается единственных детей в семье, детей, имеющих собственную комнату дома.

Адаптация к новому режиму дня у многих детей вызывает серьёзные проблемы, так как часто в домашних условиях режим дня у них практически

отсутствует. Им сложно вечером уснуть в определённое время, ведь дома им позволяли ложиться позднее. Поэтому они в виде протеста убегают ночью, стремясь всячески нарушить существующие правила. Это поведение больше свойственно для подростков, стремящихся противопоставить себя любым нормам и правилам. В этом случае надо их назначить ответственными за соблюдение режима дня. Это поставит их в новую социально-ролевую позицию, наделив ответственностью за совершаемые поступки не только ими самими, но и всеми членами отряда.

У детей младшего школьного возраста процесс адаптации часто протекает более остро, чем у подростков и старших школьников. Эти дети обычно впервые оказываются в лагере. Многие из них не имели до этого опыта самостоятельной заботы о себе (ухода за одеждой, личной гигиены и т.п.), все эти процессы постоянно контролировались родителями. Оказавшись без родительского контроля, они испытывают сильный стресс и растерянность, не зная, как им вести себя дальше. Поэтому очень важна предварительная подготовка ребёнка к поездке в лагерь (как психологическая, так и практическая, связанная с его обучением, самостоятельному уходу за собой и т.п.).

Важно познакомить его с правилами летнего лагеря, распорядком дня и условиями пребывания. Очень хорошо визуализировать для ребёнка территорию лагеря, показав фотографии и рассказав о нём как можно

более подробно. Многие лагеря в последнее время стремятся сделать свои сайты, выложив на них фото территории и значимых мероприятий, формирующих позитивный образ лагеря.

^ Я уже не первый раз выез-• жаю работать в лагерь. И, несмотря на свой опыт, постоянно сталкиваюсь с тем, что дети каждый раз преподносят «сюрпризы»: всё знают, всё умеют, ничего им неинтересно... Всё время приходится что-то изобретать! Особенно, если это старшие подростки. Порой не сразу понимаешь, как построить диалог? На каком языке разговаривать? Как лучше поступать? Как вести себя в ситуациях с проявлениями «трудных» привычек? Владимир

Всё время что-то изобретать — это один из компонентов профессионального кредо отрядного вожатого. И, возможно, вам хорошо известна одна из заповедей вожатого «Умей удивлять и поражать ребят, а если надо — и покорять, вожатый должен быть интереснее кино!» А по сути своей, это вопрос о знании психологии современных детей и умении выстраивать взаимоотношения с ними.

Безусловно, самым трудным для понимания и организации педагогического взаимодействия является подростковый возраст ребёнка, когда из человеческих качеств особенно ценятся находчивость, ловкость, смелость, верность слову и другу, когда особенно захватывают экстремальные

путешествия, героические подвиги, смелые поступки и приключения, а вызывают затруднения и неприятие неконкретность целей и задач, далёкие перспективы, непонимание смысла того или иного дела, отсутствие ощущения значимости в принятии решений.

Педагогу важно понимать, что подросток в условиях летнего оздоровительного лагеря вдали от дома чувствует себя очень самостоятельным и вполне взрослым человеком, отсюда и стремление проявить себя и обратить на себя внимание. Кстати, привлечь внимание — это один из основных мотивов плохого поведения. Потребность быть в центре внимания, рождённая в глубинах семейного воспитания, в отсутствие родителей многократно возрастает. Тем самым подросток сигнализирует: «Я нуждаюсь в постоянном контакте!» Детям с такой потребностью необходимо объяснять, что все ребята в отряде хотят особого внимания к себе, и включать его в групповую или коллективную деятельность, не замыкая общение такого подростка на себе.

Довольно часто неудовлетворённость в той форме, которую ожидает ребёнок, мотив привлечения внимания перерастает в мотив обиды (и даже мести!) как реакция на несправедливость или даже жестокость с точки зрения подростка. Снять такую напряжённость можно, организовав взаимодействия по типу заботы и сердечной теплоты.

В этом могут помочь беседы по секрету. Это один из эффективных способов узнать о проблемах и тревогах, ожиданиях и жалобах детей. Многие современные дети испытывают дефицит внимания и общения. Беседы по секрету, один на один, могут оказать на них особое влияние. Поэтому взвешивайте свои слова, обдумывайте советы, будьте хорошим слушателем (иногда это самое важное).

Старайтесь за жалобой увидеть истинный мотив: это желание решить обострившуюся личную проблему или ловкая манипуляция, чтобы получить какую-то выгоду (например, власть над кем-то, или унижение достоинств, или даже какие-то материальные блага). Уточните у ребёнка, какие действия и реакцию от вас или других он ожидает. На примерах собственной жизни или других примерах покажите варианты выхода из ситуации. Предложите стать посредником для улаживания данного вопроса. Возможно, после таких бесед

вы не всегда сможете сразу определить, как правильно решить проблему. Оставляйте за собой право подумать и позже дать ответ. Посоветуйтесь с коллегами (на условиях конфиденциальности), психологом, старшим воспитателем, врачом, директором.

В таких беседах вам могут раскрыться и тайны вредных привычек подростков. Наиболее наболевшими проблемами являются курение и употребление спиртных напитков. Если такие проблемы вскрываются, важно помнить, что вожатый обязан проводить профилактическую работу. И, если в отряде есть дети с подобными вредными привычками, значит, такая работа должна быть в системе, начиная с выявления подростков с зависимым поведением и заканчивая разнообразием активных форм отрядной работы, которые подростков смогут увлечь интересным содержанием и предвкушением значи-

мых результатов. Включённость подростка в интересное дело всегда имела самый сильный воспитательный и профилактический эффект.

Работая с разными возрастными группами детей, вожатому важно помнить, что вся деятельность в лагере должна быть эмоционально насыщенной (в создании такой атмосферы помогают особые ритуалы, символика, песни, ре-чевки), мероприятия должны быть ограничены во времени и привлекать близостью и конкретностью результата, а оценка его достижения должна осуществляться с определением вклада каждого члена отряда с опорой на принцип честности и справедливости. Это позволит сформировать у ребят по отношению к вам чувство уважения и признания вас как личности, достойной доверия таких трудных и таких замечательных людей — подростков! НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.