Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козачек Ольга Валерьевна

Как организовать детский досуг. Как научить пересказывать. Личный дневник. Как организовать групповые поездки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

Консультации

На вопросы отвечает Ольга Валерьевна Козачек,

преподаватель Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат психологических наук

^ Оба моих сына (4 года и 9 лет) • это лето проведут на даче. Для нашей семьи этот вид отдыха не очень привычен, но так уж сложились обстоятельства... Подскажите, как организовать детский досуг так, чтобы лето прошло с пользой для развития моих сыновей. С уважением, мама Артёма и Никиты

Традиционно дачный участок воспринимается в нашей стране как место семейного труда и отдыха. Из обращения не очень понятно, по какой причине ваши дети окажутся летом на даче, какие интересы у сыновей, как они относятся к дачному отдыху, кто из взрослых будет опекать детей, будут ли в окружении Артёма и Никиты сверстники, есть ли рядом с дачей водоём, лес и т.д. Тем не менее не вызывает сомнений факт — ребята смогут достаточно времени провести на природе. Растительный и животный мир любой дачи богат и разнообразен. Природные явления близки и доступны для детского анализа. И для младших школьников, и для дошкольников дача — неисчерпаемый источник на-

блюдений, экспериментов и научных открытий. При небольшой помощи взрослых участок для юных исследователей может превратиться в научную лабораторию. Здесь можно рассмотреть созвездие Большой медведицы; узнать, откуда течёт родник; посчитать, сколько семечек в арбузе; посмотреть, куда прячется жук-носорог во время дождя; определить, кто победит — ворона или кошка, выяснить, как меняется длина тени дерева в разное время суток... и многое другое. Задача взрослого — не мешать! А также честно, грамотно и в соответствии с возрастом отвечать на возникающие у детей вопросы.

Жизнь на даче открывает детям чудесный мир игры, «волшебства». Песок, заросли малины, доски от забора, обрезок пластиковой трубы, старое кресло при помощи воображения превращаются... Задача взрослого — не мешать! А иногда вместе с детьми расслабиться и от души «пострелять» в чумазого противника,

«слетать» в космос, «взорвать» башню из песка. О возможностях игры не перестают спорить специалисты, но они сходятся в одном — игра неоценимо важна для интеллектуального, коммуникативного, личностного развития и дошкольников, и младших школьников. Конечно, ваши дети разного возраста, у них различные интересы, предпочтения, возможности. Тем не менее общение в разно -возрастной группе невероятно стимулирует детей. Старшие задают «зону ближайшего развития» для малышей и при этом обретают так необходимые в современной жизни опыт и навыки взаимодействия с другим человеком.

Лето на даче не повод отказываться от любимых развлечений. Гонки на велосипедах, города из «Лего», рисование красками (в том числе на теле), пластилиновые солдатики, интересные мультфильмы (в разумных пределах), чудные мамины сказки, весёлые детские песни в исполнении главы семьи. Задача взрослого —

своевременно «подносить патроны» — материалы для смены деятельности, а также поделиться своим опытом игры в песке, изготовления кораблика, «который не тонет», показать, как прыгнуть так, чтобы было много-много брызг... Кроме прочего лето на даче — это обязанности для двух совершенно взрослых парней. Ваши сыновья могут поливать растения и пропалывать грядки, поднимать листья и подметать дорожки, ремонтировать вместе со взрослыми технику и придумывать новые орудия труда, собирать ягоды и ходить с вами в магазин за продуктами. Задача взрослого — не обременять «детей», а доверять их возможностям, положиться на сыновей. Вы хотите научить младшего читать и считать? Почему бы не делать это в процессе раскладывания пельменей в чашки, сравнения фруктов в корзинках, поиска растений на букву «р»... Возможно, учитель начальных классов просила вас повторить таблицу умножения со старшим, улучшить технику чтения? Почему бы это не делать при подсчёте стоимости покупок, посадке растений, знакомстве с журналами по уходу за овощами, сборе урожая.

Возможно, вашей семье просто необходим эмоциональный отдых? Вода, воздух, песок, солнце, растения, звуки живой природы — естественные средства психотерапевтической помощи. Важно учесть, что пребывание на дачном участке сопряжено с рядом опасностей. Поэтому организация

полноценного питания и режима дня, обучение детей правилам поведения на природе (например, купания, игры в песке, обращения с огнём, взаимодействия с животными и пр.), обеспечение своевременной медицинской помощи также должна быть чётко организована взрослым. С учётом всего этого летний отдых на даче вполне может стать доброй традицией любой семьи.

^ Сын с трудом пересказывает • тексты по литературе. Просто наказание какое-то! Третий год в школе учится, а пересказывать не умеет! Помогите! П.С.

Проблема, о которой вы рассказываете, достаточно распространена у младших школьников и не только у них. Почти 15% детей в классе не владеют этим важным для школьного обучения навыком. Поэтому экстренная помощь взросло -го им действительно необходима. Для начала стоит исключить серьёзные заболевания в физическом и психическом развитии сына. Если медицинских проблем не обнаружено, то источником затруднений ребёнка может быть несфор-мированность у него умения планировать свои действия, низкий уровень речевого развития, бедный словарный запас школьника, слабость развития у него логического запоминания, образного мышления, мыслительных опе-

--- ту*

раций. Кроме того, могут иметь место личностные

особенности, которые влияют на пересказ (тревожность, низкая самооценка, страх выступления перед большим количеством людей и т.д.). Помощь в диагностике причин и их коррекции может оказать педагог и школьный психолог. Однако многое могут сделать близкие взрослые. Очень полезным для развития умения пересказывать является домашнее чтение и совместное обсуждение прочитанного. Обучение пересказу следует начинать с выбора хорошей литературы (классической, интересной ребёнку, соответствующей возрасту, написанной понятным и доступным языком). Прежде чем ребёнок будет обобщать прочитанный материал в виде собственного текста, необходимо сделать его подробный анализ.

Читать текст следует не целиком, а разделив его на небольшие части. После прочтения каждой следует отметить самое важное («О чём этот отрывок?», «Что в нём интересного?»). В беседе с ребёнком целесообразно использовать по большей части открытые вопросы, на которые ребёнок может дать развёрнутые ответы («Какие герои тебе больше всего понравились?», «Какова основная мысль данного текста?», «Чему учит нас это произведение?», «А как бы ты поступил на месте главного героя?»). Важно рассматривать и обсуждать иллюстрации, которые есть в тексте книги, связывать воедино

КОНСУЛЬТАЦИИ

«слова» и «рисунки». Всё это способствует развитию опосредованного (при помощи средств) запоминания. Можно делать собственные зарисовки, комиксы, визуальные образы и пр., раскрывающие основ -ную мысль этой части текста. Можно проговаривать вслух основные идеи. Здесь родитель должен учитывать преобладающий тип памяти своего ребёнка. При пересказе не требуется запоминать сам текст дословно, нужно лишь понять его структуру, логическую последовательность. После тщательного анализа каждой части текста, нужно их озаглавить. Названия должны быть короткими и точными. Их желательно не просто придумать, но и записать. Тогда наряду со зрительной начинает функционировать двигательная память. Основные мысли, вынесенные в оглавление, позволяют сформировать план, с опорой на который ребёнок может воспроизвести прочитанное. Допустим, совместный пересказ — родитель начинает, затем передаёт это право ребёнку и т.д. поочерёдно. Если у ребёнка возникают затруднения, близкий может задавать наводящие вопросы. При пересказе план желательно держать перед глазами, чтобы зрительно отслеживать логические переходы. Заключительным этапом пересказа является контроль его соответствия исходному тексту, обсуждение наиболее ярких, образных мест в каждой части произведения, внесение правок в пересказ. Не забудьте отметить удачные находки маленького рассказчика, закрепите успешный опыт.

^ Я классный руководитель • в 6«б». Мы нередко совершаем групповые поездки по разным общественным местам. Школьники в автобусе подобны стихийному бедствию. Чем занять подростков? Татьяна Николаевна

Подростки в транспорте, действительно, часто ведут себя «слишком»: слишком активно, слишком громко, слишком нагло, слишком весело и т.д. Почему так происходит? Причин множество. Воспитанием обусловленная неосведомлённость о правилах поведения в общественном транспорте (девушек, оказывается, принято пропускать вперёд, а грязные влажные салфетки не стоит бросать на пол). Возрастом обусловленное желание доказать свою «взрослость» сверстникам и педагогам всеми доступными способами (высунуться «по пояс» в окно, «смачно» вставить бранное слово, совершить рискованный прыжок в движущемся транспорте и пр.). Физиологией обусловленная высокая эмоциональность, повышенная впечатлительность, лёгкая возбудимость подростков, и, как следствие, громкая речь, истеричный смех, быстро набегающие слёзы. Длительностью поездки обусловленная физическая усталость и банальная скука, связанная с неумением молодых людей развлечь, занять себя. Инструктаж по технике безопасности пройден. Правила поведения в общественном транспорте с юмором вспомнили. Пора позаботиться о досуге пассажиров.

Чем занять подростков? Если транспорт оснащён техникой, то на смену музыке в наушниках и обмену сообщениями в социальных сетях может «прийти» массовый просмотр художественных или мультипликационных фильмов. Вы никогда не пробовали быть экскурсоводом? А зря! Знать достопримечательности тех мест, которые проезжает автобус, интересно, с иронией, с «налётом тайны» или с исторической точностью о них рассказать — искусство, которое будет вознаграждено уважительным затишьём, смехом и занятными воспоминаниями экскурсантов. Какие песни слушают ваши дети? А какие поют? Срочно нужны занятия по вокалу в классе, чтобы в следующей поездке весь класс в автобусе дружно пел. А если этим некогда заняться в школе, то автобус — прекрасное место для разучивания любого произведения. Групповое сплочение, положительная эмоциональная динамика в этом случае обеспечены. Ваши «малыши» не любят играть? Да вы просто не предлагали им это сделать. Разделите их на группы и организуйте соревнования на внимательность, сообразительность, быстроту реакции. Какая команда насчитает на дороге больше желтых машин, красных заборов, транспорта с женщиной за рулём, минивэнов с собакой, выглядывающей из окна... Какая команда ответит на максимальное количество

заранее заготовленных вами каверзных вопросов: «На какой вопрос никогда нельзя ответить «да»? («Ты спишь?»), «Какие ноты используются в качестве меры длины? («ми» — «ля»). Они явно устали и хотят двигаться, а ехать ещё далеко? Вспомните старые «кричалки» с простейшими движениями («У оленя дом большой.»), невербальные игры пассажиров («Крокодил», «Камень-ножницы-бумага»), просто похлопайте с ребятами (только парни, только девушки, очень громко, очень тихо, только те, кто никогда не врал, только те, кто сегодня не расчесался.).

У вас в классе взрослеющие девчонки, обожающие гадания? Покажите им забавный способ «предугадать будущее»: задать вопрос, а ответ определить по тому, проедет ли фура, повернёт ли автобус налево, будет ли кирпичный дом справа и т.д. Вы хотите укрепить дружеские отношения в классе, желаете сблизить ребят? Попросите подростков, сидящих рядом, отвернуться друг от друга и по памяти ответить на вопросы («какого цвета брови у соседа?», «есть ли пуговицы на одежде и где?», «какие украшения есть?»), а потом повернуться и проверить. Ребята скучают по интеллектуальным забавам? Предложите им старинные игры для поездок — «Есть контакт», «Балда». Они будут заняты большую часть дороги. А ещё в арсенале педагога есть ассоциации, искусство перевоплощения, детективные истории, страшилки, фокусы, игры-шутки и многое-многое другое. Важно, чтобы всё это имело

добровольный характер и оставляло право спокойного отдыха тем, кто хочет просто наслаждаться красотами природы. Итак, не столь важно, какой способ времяпрепровождения вы выберете с ребятами. Главное, чтобы совместные поездки были интересными и безопасными.

^ Моя дочь Вера вчера рассказа-• ла мне, что в их классе девчонки стали заводить личные дневники. Она тоже решила попробовать. Весь вечер трудилась, что-то рисовала и клеила, посмеиваясь... Она только во втором классе. Это нормально? Елена

Это нормально, Елена. Личный дневник — верный спутник очень многих людей. Функции дневника разнообразны — от эмоционального отреагирования сиюминутных событий до рационального осмысления планов будущей жизни; от переживания принадлежности себя к другим до понимания собственной непохожести ни на кого; от бессмысленного времяпрепровождения до осознанного творчества . Вы удивлены, что ваш ребёнок завёл дневник. Именно младшие школьники начинают подобные эксперименты. В отличие от подростковых и взрослых дневников там всё проще и типичнее. Если вы (с Вериного разрешения) заглянете в заветную тетрадь, то, скорее всего, сможете увидеть рисунки, наклейки, предупредительные надписи, тексты песен, анкеты с вопросами, стихи и,

конечно, секреты. Ваша девочка только-только вступает на путь понимания себя, знакомства с собственной внешностью и со своим внутренним миром, осознания своих мыслей и чувств, понимания своих достоинств и недостатков. И пусть первоначально это знакомство происходит через подражание действиям сверстников. И пусть первый опыт ведения личного дневника покажется вам немного странным, наивным, смешным или бессмысленным, вас это не напугает.

Ваша задача — осторожно отнестись к тем росткам самосознания, которые вы наблюдаете. Именно вам она доверилась, именно вам рассказала, что она «тоже решила попробовать.». Воспринимайте эти попытки максимально серьёзно и бережно, чтобы сохранить то доверие, которое проявил к вам взрослеющий ребёнок. Не трогайте дневник без разрешения хозяйки! Не разрушайте созданного неосторожной критикой или небрежной оценкой. Наградой станет возможность открыть для себя что-то новое о дочери. Будет совсем неплохо, если вы расскажете ей про ваш опыт ведения дневников в школьные годы, поделитесь интересными идеями... Вообще радуйтесь тому, что у вас появилась ещё одна тема для общения с ребёнком, ещё один повод уделить внимание друг другу. И кстати, если вам интересно знать, практически все известные, успешные, талантливые люди вели личные дневники. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.