Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Козачек Ольга Валерьевна

Ответы на вопросы родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

Консультации

^ Я только-только стала препода-• вать в школе. Мне нравится заниматься языком, есть желание работать с детьми. Однако даётся мне это пока нелегко. Испытываю затруднения с поддержанием дисциплины на уроках даже в младших классах. Недавно выступала на родительском собрании: волновалась и готовилась много, а получилось сумбурно и несодержательно. Классный руководитель по-доброму меня старалась поддержать... Родители, сидели, смотрели на меня снисходительно, вопросов не задавали. Пожалели они меня, наверное. Тяжело как-то. Верно ли я выбрала профессию? Ирина Петровна, учитель иностранного языка

Каждый молодой специалист проходит этап адаптации. На него одновременно «обрушиваются» новые запахи, шумы в коридоре и в классе, особый ритм жизни учреждения и пр. Поиск индивидуальной стратегии, стиля, приёмов работы проходит в условиях повышенной ответственности за результат труда, эмоциональной насыщенности общения, высокого уровня сложности учебного содержания, соматического напряжения (верхних дыхательных путей, гортани, органов зрения, слуха).

Консультант Ольга Валерьевна Козачек,

преподаватель Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат психологических наук

Трудности в работе молодого педагога неизбежны и, более того, абсолютно естественны. Для привыкания к школе педагогу может понадобиться от 6 месяцев до 3 лет. Ирина Петровна, Вы в самом начале пути и делать выводы о правильности выбора профессии рано. Очень важно, что Ваше знакомство со школой сопровождается доброжелательностью коллег, тактичностью родителей, Вашим позитивным отношением к преподаваемому предмету, критичным отношением к себе.

Сложности в построении взаимодействия с родительской и детской аудиторией могут быть преодолены только с опытом, в процессе реальной практической работы. Большое значение имеют Ваши стремление профессионально расти, а также умение управлять собой, контролировать своё эмоциональное состояние, планомерно достигать поставленных целей и при этом сохранять своё психологическое и физическое здоровье.

^ Внучка — младшая школьни-• ца. Стала пользоваться косметикой, делает это потихоньку

сама. Это ужас! Безвкусица! Кошмар! Я с ней борюсь. Умыла её пару раз. Она теперь хитрит: красится на улице, во дворе. Как мне быть? Н.Г.

Начнём с того, чего Вы хотите для своей взрослеющей внучки. Если Вы боретесь за уменьшение «буйства красок» на лице и беспрекословное послушание, то цель достигнута. Ваш ребёнок выходит «приличным» из дома и формально выполняет Ваши указания. Если же Вы хотите привить девочке умение грамотно ухаживать за своим лицом и телом, подбирать подходящий именно ей макияж, поддержать её уверенность в собственной привлекательности, то гигиенические процедуры в антисанитарных условиях точно не помогут. Кстати, ради чего красится Ваша девочка? Так ли уж разнятся Ваши с внучкой цели? Может быть, пора прекратить борьбу и объединить усилия? Вы ведь с высоты своих лет и опыта можете поделиться с ней многими секретами. Не так ли?

^ Как относиться к страшилкам-

• пугалкам (про зомби, мертвецов), которые любят рассказывать друг другу мой сын и племянник (оба младшие школьники)? Екатерина Ф.

Как ни странно, но страшные вещи, ужасные истории, гибельные места не только не пугают, но и притягивают детей. Многие из нас, уже взрослые люди, могут вспомнить, как в детстве вечерами рассказывали страшные истории, тесно прижавшись друг к другу. Исследователи интерес к различным «ужастикам» объясняют неосознанным желанием прожить, прочувствовать свои страхи и стремлением активно совладать с ними. Поэтому относиться к подобным обсуждениям детей стоит спокойно. Хотя, возможно, целесообразно обратить внимание и на содержание той информации, которая поступает к Вашим младшим школьникам из СМИ.

^ Я перешла в четвёртый класс.

• Объём информации огромный, его так трудно запомнить. Как ничего не забыть? У меня такая плохая память. Слышала, что её можно тренировать. Это правда?

Геля Н.

Память, Геля, это замечательная система организации индивидуального опыта. Это не только запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение информации, но и её... забывание. Несправедливо говорить о «всей» своей памяти как о «плохой». Невозможно всё запоминать и ничего не забывать. А вот учиться приёмам запоминания и сохранения информации очень важно. Непроизвольно (т.е. само собой, без наших усилий) мы

легко запоминаем то, что интересно и ярко. Так, видеоролик о последствиях приёма наркотиков или наблюдаемый случай из жизни закрепится в памяти лучше, чем сухо написанный материал учебника. Удивительные особенности есть у нашей памяти. Например, лучше запоминается информация, которая поступила нам в начале и в конце текста, надолго запоминаются прерванные виды деятельности. Эти эффекты можно учесть в подготовке. Однако не всё учебное содержание «укладывается» в наше сознание само собой. Тут нам на помощь приходит произвольное запоминание, которое представляет собой продукт специальных усилий. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Например, если информация заучена, но не имеет для нас устойчивой значимости, она быстро забывается. Именно поэтому так быстро «вылетает из головы» учебный материал, выученный только для оценки на экзамене. Одну и ту же информацию можно запоминать по-разному: рационально и механически. Механическое запоминание — это просто «зубрёжка» — самый типичный для маленьких детей и самый неэффективный и наименее тренируемый способ запоминания для взрослых. Рациональное запоминание основывается на осмыслении, понимании. Понятое запоминается быстрее и прочнее. Полезно запоминаемую информацию разбивать на составные части и анализировать (конспектировать, зари-

совывать, оформлять в виде таблиц и схем, обсуждать с другими людьми). Для тренировки памяти можно познакомиться с известными мне-мотехниками и выбрать те из них, которые подходят именно Вам, Геля.

У нас с мужем опускаются ру-• ки, сил наших больше нет! Сыну тяжело даётся учёба, ведёт себя на уроках плохо, по дому не помогает, даже с секции по волейболу выгнали! На всё ответ: «У меня не получится», «Я плохой, ну и что...». Несамостоятелен, безответственен, нестарателен, неприлежен!.. Уже и не знаем, как его наказывать. Подскажите. Екатерина, мама второклассника

Екатерина, судя по тому, как негативно эмоционально окрашено Ваше обращение, ситуация требует немедленного реагирования. Специалисты доказали, что когда у взрослого появляется такая беспомощность по отношению к детскому поведению, это является свидетельством возникновения глубокого отчаяния и безнадёжности у ребёнка. Похоже, у Вашего сына в последнее время возникла ситуация постоянного неуспеха. У него не получается, не выходит, не удаётся нигде — ни дома, ни в школе, ни в спорте... Понятно, почему приступая к выполнению любого нового задания, он склонен от него отказываться. Ребёнок уже заранее ожидает неудачи. И, конечно, он прав. Возможно, он думает не о том, как выполнить задание, а о том, как его будут ругать за допущенные

Консультации

ошибки. Конечно, в такой ситуации добиться высоких результатов немыслимо. Чем ниже его результаты, тем ниже оценки, которые он получает от окружающих. А отсюда дальнейший рост неуверенности в себе. Вот такой вот замкнутый круг! Вы, вероятнее всего, прилагаете неимоверные усилия, чтобы преодолеть его «несамостоятельность», «безответственность», «нестарательность», «неприлежность», занимаетесь целыми днями подготовкой к школе? А он ещё больше переутомляется и вообще не хочет учиться? Что же делать? Во-первых, необходимо обеспечить ему успех. Найти такую область, в которой он сможет проявить себя, отмечать любое положительное изменение и достижение. Во-вторых, соблюдать меру в занятиях, оставляя пространство для игры, общения, свободной деятельности. В-третьих, не ограничивать общение между Вами и ребёнком только учёбой. В-четвёртых, наказывая (если это необходимо), лишать ребёнка «чего-то хорошего», а не делая ему «плохое».

Я рано начала готовить ребёнка • к школе: научила читать и считать, задавала домашнее задание. Ребёнку хотелось играть, а я её заставляла делать уроки. В итоге надоела ей вся эта учёба. Вот он долгожданный первый класс, а желание учиться пропало. Кусаю теперь локти. Таисия

Ваш ребёнок только приступает к систематическому школьному обучению, и на его пути встретилась первая трудность. Самой главной для дошкольника дея-

тельностью является игра, именно в ней полноценно развивается ребёнок 3—6 лет. Учебная деятельность становится ведущей только с 6—7 лет. Жаль, что Вы поторопились, стремясь ускорить, а не обогатить развитие своей дочери. Специалисты утверждают: чтобы помочь ребёнку с такими проблемами, нужно вернуться к ведущей деятельности предыдущего периода... Одним словом, и сейчас не поздно поиграть.

Мой сын Влад учится уже

во втором классе. Он очень невнимателен: делает кучу глупых ошибок, пропускает буквы в тетрадях по русскому языку, не умеет переписывать текст с учебника. Как ему помочь? Игорь

Игорь, родители младших школьников очень часто жалуются на ошибки в письменных работах своих детей. Причины этого явления многообразны. Источник учебных трудностей, действительно, может скрываться в неумении Влада сосредотачиваться на предмете обучения, распределять своё внимание, удерживать одновременно несколько задач (текст учебника и буквы в тетради, например). Ошибки могут быть связаны и с низким уровнем развития кратковременной памяти ребёнка (подчеркнул, и тут же забыл «ошибкоопас-ное» место). Нередко проблемы по русскому языку обусловлены особенностями развития фонематического слуха младших школьников. Неспособность правильно слышать и узнавать звуки может за-

ставлять появляться в тетрадях глупые «ошипки». Неразвитость орфографической зоркости может определяться также сложностями в волевой сфере Влада — неумением слушать и слышать задание взрослого, читать инструкцию, неумением действовать по правилу, осуществлять контрольно-оценочные действия. Чтобы справиться с ошибками, Вам необходимо определить истинную (ые) причину (ы) трудностей в обучении сына. Здесь Вам на помощь придут учитель ребёнка, логопед и педагог-психолог, работающий в школе.

^ Моя 9-летняя дочка застенчива. Наблюдаю за ней, и вижу, как она стесняется что-то лишний раз спросить в магазине, побаивается поднять руку в классе и спросить учителя, робка в общении со сверстниками. Говорю об этом с уверенностью, так как знаю, что это такое, сама была такой в детстве. Как ей помочь? Это вообще «лечится»? Т.К.

Застенчивость — это явление гораздо более распространённое, чем о нём думают люди, особенно застенчивые. Когда Вы или Ваш ребёнок будете особенно остро страдать от застенчивости, вспомните, что двое из трёх людей считают себя такими, испытывают то же самое. Застенчивые люди действительно очень робки и находят у себя массу недостатков, а вот своих положительных качеств не знают, не ценят. Многие из них очень чувствительны к реальной или потенциальной критике. Что

касается Вашей 9-летней дочери, то определить истинную причину её поведения Вам поможет школьный педагог-психолог. Если речь, действительно, идёт о застенчивости, то ей очень пригодится Ваша поддержка. Важно укреплять и стимулировать её чувство собственного достоинства, отмечать её успехи, высоко ценить её достижения. Кстати, о своей застенчивости Вы говорите в прошедшем времени. И хотя застенчивость — устойчивая личностная черта, это может свидетельствовать в пользу того, что застенчивые в детстве люди имеют много шансов для успешной адаптации во взрослой жизни.

^ Хочется больше узнать о типичных психологических особенностях детей и их обучении в начальной школе. Что могут сделать родители и педагоги в этот период? Какую литературу почитать о психологии детей младшего школьного возраста?

Светлана Георгиевна

Светлана Георгиевна, в нашем обществе происходят существенные изменения, которые не могут не отразиться на поведении, деятельности, личностных, познавательных особенностях современных детей младшего школьного возраста. Тем не менее, есть интересные работы отечественных специалистов-психологов по данному возрасту, которые уже несколько десятилетий не теряют своей актуальности. Позвольте перечислить некоторые из них.

Венгер Л.А., Марцинков-ская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. М.,

1994.

Леонид Абрамович подсказывает родителям, что такое готовность ребёнка к школе, как её определить, как правильно заниматься с ребёнком, когда ему пора идти в школу. Татьяна Давыдовна обсуждает пользу и вред компьютера для наших детей, их обучения и развития. Александр Леонидович рассматривает целую галерею «трудных» детей («вундеркинд», «неуспевающий», «демонстративный» и пр.) и советует, как близкие взрослые могут им помочь.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?

М, 2003.

Продолжаем общаться. Так?

М, 2008.

Как построить нормальные отношения с ребёнком? Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как помочь ему хорошо учиться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? Безусловно, можно — отвечает автор. Книги представляют собой простое и доступное изложение взглядов отечественных и зарубежных гуманистических психологов на проблемы детско-роди-тельских отношений. Здесь переданы основные принципы общения с ребёнком, представлены интересные проблемные ситуации. Советы, которые даёт автор, во-первых, научны, а во-вторых, невероятно действенны.

Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учите-

ля / Под ред. И.В. Дубровиной. М, 2003.

В книге описаны особенности развития ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения детей 7—11 лет. Данное пособие может послужить опорой для более продуктивной, содержательной и заинтересованной работы учителя с младшими школьниками, поможет ему лучше узнать своих воспитанников и создать условия для их полноценного и всестороннего развития.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.,

2009.

Автор рассматривает понятие тревожность, причины её возникновения, а также возрастные особенности появления. Анна Михайловна анализирует влияние тревожности на деятельность и поведение детей, предлагает программы по психокоррекции, профилактике и просвещению родителей и педагогов.

Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных

детей. М., 1994. Книга Галины Анатольевны представляет собой ответы на сложные родительские и педагогические вопросы. Почему в школе бывает трудно всем? Чего ребёнок ждёт от школы? Чего школа ждёт от детей? Умеет ли ребёнок учиться? Очень доходчиво автор объясняет, чем отличается умение ребёнка учиться, от его осведомлённости, обу-ченности, умелости в том или ином предмете. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.