Научная статья на тему 'Конструктивные особенности готических храмов'

Конструктивные особенности готических храмов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
259
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нервюрный свод / стрельчатая арка / неф / столбы-устои / rib vault / pointed arch / nave / pillars

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Е.А. Кротова

В статье рассмотрены конструктивные системы, использовавшиеся в готических сооружениях. Приводится характеристика основных несущих элементов и принципа передачи нагрузок, а также рассказывается об эволюции ребристого свода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural features of Gothic cathedrals

The article discusses the structural systems used in Gothic buildings. The characteristics of the main bearing elements and the principle of transferring loads are given, and the evolution of the ribbed vault is also described.

Текст научной работы на тему «Конструктивные особенности готических храмов»

3. Князьков С.А. История одного шедевра. «Новгородский торг» А.М. Васнецов / С.А. Князьков. - Текст: электронный // Шедевры Омска: [сайт]. - URL: http://shedevrs.ru/o-iskusstve/704-novgorodskii-torg.html (дата обращения: 28.11.2020).

4. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / И.М. Кулишер. -Челябинск: Социум, 2003. - 566 с.

5. Мельникова Л. Церковь и развитие торговли в Западной Европе в Средние века / Л. Мельникова. - Текст: электронный // Historicus: [сайт]. - URL: https://historicus.ru/512/ (дата обращения 02.05.2021).

6. Памятники Отечества. Кн. 4 / Сост. Л.В. Филиппов; пред. ред. совета Ю.Л. Прокушев; Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. - Москва: Современник, 1979.

7. Православные храмы. В трех томах. Том 2. Православные храмы и комплексы: Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003/АХЦ «Арххрам». -Москва: ГУП ЦПП, 2003.

Е.А. Кротова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0079

E.A. Krotova

Конструктивные особенности готических храмов Structural features of Gothic cathedrals

Ключевые слова: нервюрный свод, стрельчатая арка, неф, столбы-устои. Keywords: rib vault, pointed arch, nave, pillars.

Аннотация: В статье рассмотрены конструктивные системы, использовавшиеся в готических сооружениях. Приводится характеристика основных несущих элементов и принципа передачи нагрузок, а также рассказывается об эволюции ребристого свода.

Abstract: The article discusses the structural systems used in Gothic buildings. The characteristics of the main bearing elements and the principle of transferring loads are given, and the evolution of the ribbed vault is also described.

В Средневековье неожиданно произошел сильный скачок в развитии конструкций. Почему это произошло и как повлияло на архитектуру сооружений?

Во времена романской архитектуры философские веяния, определяющие настроения в обществе, сформировали такие ценности, как аскетизм, лаконичность, ясность и основательность. Соответственно, им подчинялись архитектура и искусство. Поэтому формы имели простые очертания, создавая ощущение прочности и непоколебимости.

В период расцвета готической архитектуры основным желанием становится обогащение и одухотворение всех произведений искусства. Стремление ввысь, к Богу, находит свое отражение в увеличении высоты зданий. Декоративные элементы начинают заполнять фасады и внутренние пространства. Усложняется силуэт сооружений, а свет, проникающий сквозь цветные стекла витражей, оживляет архитектуру и создает ощущен ие таинства, присутствия в святом месте.

Помимо увлеченности декоративностью, храмовая архитектура в период готики претерпела ряд существенных изменений и в конструктивной системе. Главным нововведением готической архитектуры стала новая система перераспределения нагрузок, что позволило увеличить площадь и высоту здания. В то же время увеличение пролета или высоты сооружения больше не требовало увеличения толщины несущих стен, в отличие от романских соборов, где циркульные своды опирались непосредственно на толстые стены, способные выдержать нагрузку от свода. Окна были очень маленькими или отсутствовали совсем. В готических зданиях

бойльшую часть вертикальной нагрузки стали воспринимать колонны, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга вдоль нефа и боковых проходов. Наружные стены между колоннами несли в основном вертикальную нагрузку только своего собственного веса и, следовательно, не были такими массивными, как в романских соборах.

Кроме введения колонн в качестве вертикальных несущих конструкций, были добавлены новые конструктивные элементы, вынесенные за пределы здания: аркбутаны и контрфорсы усложненной формы, воспринимающие только усилия распора. Благодаря такой системе окна могли занимать весь промежуток от одного несущего элемента (колонны) до другого, что сделало интерьер более светлым, а все помещения стали визуально объединены в одно пространство (рис. 1а). Такой подход позволил не только уменьшить толщину стен, увеличив тем самым пространство, но и разнообразить архитектурный облик сооружений. Однако можно выделить и отрицательный момент этих нововведений: за счет использования новых элементов, пристроенных к зданию, площадь застройки увеличилась при той же площади эксплуатируемой части храма.

Интересно проанализировать изменения основных конструктивных элементов соборов, произошедшие в связи с развитием нового архитектурного стиля.

Прежде всего появилась новая форма арки: из полуциркульной она превратилась в стрельчатую и активно использовалась и как несущий элемент, и как декоративный. Однако ее форма не была придумана в Средневековье. В течение долгого времени стрельчатая арка ис-

пользовалась в восточной культуре. Но примечательна не только выразительная форма, но и то, что благодаря высокому подъему стрелы уменьшается распор по сравнению с более пологой полуциркульной аркой. Интересно, что это правило статики - «чем выше стрела подъема арки, тем меньше ее распор», экспериментально обосновал намного позднее в России талантливый инженер-самоучка И.П. Кулибин (1735-1818). Также стрельчатая арка при определенных условиях может выдерживать повышенные нагрузки по сравнению с циркульной аркой, поскольку ее геометрия лучше совпадает с формой перевернутой цепной линией (или параболой). Об этом зодчие Средневековья знали и сознательно пользовались этим правилом.

Новая форма арки стала определяющим стилистическим элементом, который создавал ощущение вертикальности и направленности вверх. Такие арки использовались в аркадах, для декорирования интерьеров, на фасадах для организации оконных проемов. Впоследствии стрельчатые арки легли в основу крестового свода, который тоже является нововведением готической архитектуры.

Рис. 1. Схемы несущих элементов готического собора: а - схема распределения нагрузок, б - схема ребристого шестичастного свода

Рис. 2. Виды декоративных сводов: а - веерный свод; б - звездчатый свод; в - сетчатый свод

Рис. 3. Вид комбинированных колонн и аркбутанов: а - комбинированные колонны; б - аркбутаны

Ребристый или нервюрный крестовый свод был получен пересечением нескольких ребер, промежутки между которыми заполнялись кладкой из кирпича или камня, т.е. конструкция стала ребристой, что несомненно облегчило здание. Еще одним преимуществом новой конструкции являлось то, что таким способом можно было перекрывать пространства неправильной формы и с бойльшими пролетами.

Первые шестичастные своды были выполнены из двух несущих диагональных ребер и одного промежуточного (рис. 1б). Так они образовывали шесть секций, откуда и произошло название свода. Основные ребра в форме полукруглых арок поднимали его центр над поперечными арками, придавая ему вид небольшого купола. Примерами могут служить свод в Сант-Амброджо в Милане, собор Нуайона, собор Лаоса и Нотр-Дам де Пари.

Однако впоследствии промежуточное ребро было устранено, преобразовав шестичастный свод в четы-рехчастный, потому что в случае шестичастного свода вес на опоры распределялся неравномерно. Поэтому для поддержки диагональных нервюр требовались колонны бойльшего сечения. Примерами архитектурных сооружений с четырехчастным сводом являются собор в Амьене, собор в Реймсе и многие другие.

В Англии в ХШ-ХУ веках этот конструктивный элемент подвергся некоторым изменениям, в отличие от Франции, где он сохранил свой первоначальный вид с пересечением двух диагональных нервюр почти до конца готического периода. Английский четырехчаст-ный свод стал более декорированным из-за добавления новых ребер, служивших скорее украшением, чем несущим элементом. Вскоре появились пересекающиеся с основными нервюрами вспомогательные ребра, которые влияли только на архитектурный образ свода, а не на его опорную функцию. Богато декорированные выступы, которые устраивались в местах пересечений нервюр, придавали им более эстетичный вид.

Можно выделить несколько основных видов декоративных сводов: звездчатый, веерный, сетчатый. Все они имеют свой характерный внешний вид. Так, веерный свод, впервые появившийся в XIV веке, представляет собой группу нервюр, выполненных в форме пучка расходящихся линий (рис. 2а). Он представлен в нефе Глостерского собора (1370 г.). Звездчатый свод образован с помощью вспомогательных ребер, установленных в форме звезды (рис. 2б). Первым обнаруженным примером этого свода считается склеп Святого Стефана Вестминстерского дворца (1320 г.). В сетчатом своде декоративные ребра соединяются друг с другом в виде сети, состоящей из треугольников, параллелограммов и других геометрических фигур (рис. 2в). Его можно увидеть в хоре собора в Бристоле (1311 г.).

Развитие архитектурного стиля готики повлияло и на другие конструктивные элементы. В этот период появились комбинированные колонны, характеризующиеся сложной формой сечения (рис. 3а). Центральный столб, окруженный тонкими пилястрами, опора в форме клевера, образованная из четырех состыкованных вместе

Таблица 1

Сравнительный анализ элементов соборов разных стилей

№ Элемент конструкции Романская архитектура Готическая архитектура Развитие

1 Арки Циркульные Стрельчатые Подъем стрельчатой арки варьировался от низкого до высокого, изменяя при этом форму от острой и узкой до пологой и широкой

2 Своды Цилиндрические или крестовые Нервюрные (ребристые) Появившиеся в романскую эпоху ребристые своды были модернизированы и усовершенствованы

3 Стены Толстые, с маленькими оконными проемами Тонкие с широкими оконными проемами В готическую эпоху конструкция стены преобразовалась в систему из опор и тонких ограждающих конструкций между ними

4 Контрфорсы Настенные контрфорсы с низким выступом Настенные контрфорсы с сильным выступом и аркбутаны Усложнилась форма контрфорсов и появились аркбутаны в виде нескольких рядов арок, которые играли большую роль в передачи нагрузки от сводов к фундаменту

5 Окна В форме циркульных полукруглых арок, иногда спаренных В форме стрельчатых арок, часто с резным орнаментом Оконные проемы в готических храмах были выполнены в виде стрельчатых арок и обрамлены различными видами декора

6 Колонны и опоры Имели цилиндрическое или прямоугольное сечение Имели сложное сечение или были сделаны в виде сгруппированных колонн Колонны и опоры развивались и усложнялись с течением времени

колонн, прямоугольные или рифленые стойки - всё это вариации поддерживающих конструкций, спроектированных средневековыми архитекторами. В качестве декора часто использовали опоясывающие каменные кольца и контрастное выделение разных частей колонн с помощью кладки материалов разных цветов. С течением времени опоры становились выше, занимая бойльшую часть высоты нефа собора. В итоге, во Франции наблюдалась интересная трансформация: капитель колонны устранили, соединив ее непосредственно со сводом, при этом создав эффектную демонстрацию вертикальности и плавности форм.

Еще одной важной особенностью готических сооружений были аркбутаны и контрфорсы, о которых упоминалось ранее (рис. 3б). Они были известны еще во времена Римской империи, однако в Средневековье их система, состоящая из нескольких рядов арок, усложнилась и приобрела архитектурную выразительность. Кроме того, что эти элементы устанавливались перпендикулярно соборам, окружая их с двух или трех сторон, и помогали перенаправить нагрузку от крыши и свода к столбам-устоям, они также служили практическим целям, таким как отвод дождевой воды по специальным каналам. Тяготение к декоративности отразилось

и на аркбутанах: вершины часто украшались каменными башенками или статуями.

В таблице 1, приведенной ниже, наглядно показана разница между романскими и готическими храмовыми сооружениями.

Таким образом, трансформация конструктивных элементов храмов привела к смене их архитектурного стиля, элементы которого являются узнаваемыми и знаковыми для готических зданий. Но самое главное - за изменением пропорций и внешнего вида храмов стоит не только развитие строительной и инженерной мысли, но и культурные ценности, господствовавшие в то время.

Библиография:

1. Всеобщая история искусств. В 6 томах. Том второй, книга первая / Б.В. Веймарн, Ю.Д. Колпинский и др. [ред.]. - Москва: Искусство, 1960. - 957 с.

2. Готический собор и церковное строительство / www.abelard. org: [сайт]. - URL: https://www.abelard.org/france/cathedral-construction.php (дата обращения: 12.05.2021).

3. Станькова Я. Тысячелетнее развитие архитектуры / Я. Стань-кова, И. Пехар; перевод с чешского В.К. Иванова. - Москва: Стройиздат, 1987. - 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.