годы он мог принять участие в работе над общим замыслом - визуализацией «общей теории» Святой Руси, где - на иконах, на фресках и в архитектуре - было бы показано место Великого княжества Московского в мировой (от сотворения мира) истории, среди упомянутых в Библии царств, а также и в небесной иерархии: под сапфировым сводом, девятью ангельскими чинами и пребывающим выше всего Творцом. Конец света, вероятность прихода которого повышалась с наступлением лета 7070, мог видеться авторам данных построений разумным и логичным финалом исторического процесса, к которому стоило подготовиться.
Библиография:
1. Баталов А.Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины - второй половины XVI в. // Русское искусство Позднего Средневековья. Образ и смысл: Сб. научных трудов НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ / Под ред. А.Л. Баталова. - Москва: НИИ теории и истории изобразит. искусств, 1993. - С. 103-141.
2. Вереш С.В. Эволюция облика Соловецкого монастыря по его изображениям / С.В. Вереш // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. - Москва: Искусство, 1980.
3. Данилевский И.Н. Семантика опричного дворца и смысл опричнины: к вопросу о системе доказательств в исторической реконструкции / И.Н. Данилевский // Вестник Томского государственного университета. История. - 2017. - №48. - С. 29-37.
4. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы / М.А. Ильин -Москва: Искусство, 1980.
5. Кавтарадзе С. «По подобию Святой Скинии». К вопросу о происхождении русских шатровых храмов / С.Ю. Кавтарадзе // Пространство иконы. Иконография и иеротопия. - Москва: Феория, 2019. - С. 161-185. - (Пространство культуры, культура пространства).
6. Курлов В. Преображенский собор Соловецкого монастыря XVI века / В. Курлов // Советская археология. - 1974. - №1. -С. 79-101.
7. Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа. Исследование и тексты / И.А. Лобакова; научный редактор Н.С. Демкова; Российская акад. наук, Ин-т русской лит. (Пушкинский дом). -Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин (ДБ), 2006. - 308 с. - ISBN 5-86007-520-0.
8. Лурье Я.С. Траханиот Дмитрий Мануилович / Я.С. Лурье // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.). Ч. 2: Л-Я. / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Ленинград: Наука, 1989. - С. 435-437.
9. Мильчик М. Архитектура в древнерусской живописи / М.И. Мильчик // Декоративное искусство СССР. - 1973. -№2. - С. 24-27.
10. Мильчик М.И. Соловецкий монастырь в истории русской культуры / М.И. Мильчик // Искусство. - Издательский дом «Первое сентября», 2008. - № 10 (16-31 мая).
11. Отзыв П.Д. Барановского о статье М.В. Щепкиной «Соловецкий монастырь в изображении миниатюры XVI века». 15.Х.1954 г. (ГНИМА, оп.1. д. 19, л. 13-27) // Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Том I / Составители В.А. Буров, У.А. Черновол. - Москва: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 49-55.
12. Панченко О.В. Из истории культурных связей Соловецкого и Троице-Сергиевого монастырей в первой половине XVII в.: троицкий келарь Александр Булатников / О.В. Панченко // Труды отдела древнерусской литературы. - Санкт-Петербург, 2004. - Т. 55. - С. 499.
13. Послания Дмитрия Герасимова к архиепископу Новгородскому Геннадию // ПС. 1861, янв. - С. 106.
14. Савицкая О.Д. Архитектура Соловецкого монастыря / О.Д. Савицкая // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / Под общ. ред. Д.С. Лихачева. - Москва: Искусство, 1980.
15. Савицкая О.Д. Некоторые черты северного зодчества на примере архитектурных памятников Соловецкого монастыря / О.Д. Савицкая // Архитектурное наследство. - Москва, 1973. -№21.
16. Хождение игумена Даниила / Подготовка текста, перевод и комментарии Г.М. Прохорова // Библиотека литературы Древней Руси / РАН ИРЛИ; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - Санкт-Петербург: Наука, 1997. - Т. 4: XII век. - С. 27-117.
17. Шаров С.А. О завершении Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря / С.А. Шаров // Архитектурное наследство. - Москва: Стройиздат, 1986. - № 34. - С. 224-229.
18. Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: записки немца-опричника / Генрих Штаден; пер. и вступ. ст. И.И. Полосина / Записи прошлого. Воспоминания и письма / Под ред. С.В. Бахрушина и М.А. Цявловского. - [М.]: Издание М. и С. Сабашниковых, 1925.
19. Щепкина М.В. Соловецкий монастырь в изображении миниатюры XVI века / М.В. Щепкина. - Рукопись [1954 г.]. -ГНИМА. Оп. 1. Д. 82. Л. 1-12 // Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Том I / Составители В.А. Буров, УА. Черновол. - Москва: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 56-63.
20. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры / А.Л. Юрганов. - Москва: МИРОС, 1998.
К.В. Бабак DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0078
K.V. Babak
Храмы в составе торгово-деловых комплексов дореволюционной России Temples as part of trade and business complexes in pre-revolution Russia
Ключевые слова: ярмарка, храм, торговля, торговый комплекс, архитектурная доминанта. Keywords: fair, temple, trade, shopping complex, architectural dominant.
Аннотация: В работе обоснована актуальность исследования взаимосвязей храмовых комплексов с торгово-дело-выми объектами. Рассмотрена история вопроса в средневековой Руси и Российской империи. Выявлена типология исторических храмовых объектов, функционально и пространственно объединенных с торговыми комплексами. Abstract: In this paper, we substantiate the relevance of the study relationships between temple complexes and commercial and business objects. We have considered the history of the issue in medieval Russia and the Russian Empire. We have identified a typology of historical temple objects that are functionally and spatially related to shopping complexes.
В дореволюционный период истории России православные храмы являлись неотъемлемой частью архитектурных комплексов как светского характера, так и торгово-делового назначения. Указанное размещение религиозных объектов на первый взгляд мало уместно с точки зрения христианства, однако имеет глубокие исторические корни в общемировой и отечественной истории.
Торговля испокон веков играла существенную роль в организации человеческих сообществ и государственных образований. Христианство, напрямую обращенное к человеческой совести как духовному «стержню» русского сословного общества дореволюционной России, формировало отношение верующих к непростому вопросу извлечения личной выгоды. Очевидно, само наличие храма вблизи мест торговли, являющегося зримым напоминанием о христианских ценностях, благотворно влияло на корректность ведения деловых отношений.
В настоящее время, когда товарно-денежные отношения, безусловно, доминируют в общей картине мироустройства, актуален вопрос изучения характера взаимодействия храмовых комплексов с торгово-деловыми объектами. Представляет интерес определение будущего вектора развития храмового зодчества при проектировании в составе современных торгово-деловых комплексов и городских ансамблей, а также изучение позиций органичного взаимодействия церковного сооружения с каркасом городской среды с целью сохранения религиозной и градостроительной составляющих.
Храмы, входящие в состав архитектурных комплексов торгово-делового назначения, исторически подразделялись на отдельно стоящие, пристроенные и встроенные. Такое деление обусловлено рядом условий: историческим аспектом формирования и сложившейся планировочной структурой населенного пункта, функциональными особенностями и типологией религиозных сооружений. Храмы приходских и монастырских комплексов, располагавшиеся в составе общественных комплексов, как правило, проектировались одноэтажными или с цокольным этажом (стилобатом), предназначенным для размещения помещений богослужебного и вспомогательного характера. Под средней частью храма в цокольном этаже иногда мог быть размещен крестильный храм [1, с. 6].
Отношение Православной Церкви к торговле под покровительством храма было противоречивым и со временем претерпело множество изменений. С одной стороны, торговля воспринималась как необходимость для получения экономической выгоды, а с другой -расценивалась как ремесло, неугодное Богу [2, с. 5]. Однако исторически сложилось, что место торговли на центральной площади у стен храма выбиралось неслучайно и в ряде случаев обуславливалось тем, что в дореволюционный период церковные организации имели возможность производить торгово-деловые операции. Одновременно имелась необходимость обеспечения безопасности и охраны мест обмена товаров, а также вынесения справедливых решений в спорных для купцов торговых вопросах.
Известное по археологическим и летописным сведениям активное развитие торговли в период домонгольской Руси в X-XII веках связано с появлением первых ярмарок и ярмарочных площадей, называвшихся «торги» или «торжки». Прообразом первых торговых комплексов являлись регулярные ярмарки в Новом Торгу (ныне г. Торжок), а также Новгородский торг (XII-XIII в.), делившийся на ряды.
Торговая площадь находилась вблизи церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде. У храма располагались городские весы, где специальный чиновник собирал «весчее» - сбор за взвешивание товара: городские весы гарантировали правильность взвешивания и доставляли доход Иоанновскому храму [3, с. 3]. Храм и площадь перед ним были социально-нейтральными пространствами, где только и мог совершаться товарообмен, нивелировалась вражда и происходил торг при очевидном для христианина обращении к его совести [4, с. 4]. Церковные здания того времени являлись не только духовными центрами, но включали в себя помещения общественной кассы, городского архива и хранилища товаров. Функциональное устройство храма на торгу согласовывалось с торговым процессом: в подвале хранился товар, в притворе он взвешивался. Обширные галереи при храмах, возведенных на средства средневековых купцов, служили местом деловых переговоров.
Яркой иллюстрацией активной жизни Великого Новгорода в период расцвета политического и торгового могущества является картина А.М. Васнецова «Новгородский торг» (рис. 1 а). Художником изображена торговая площадь у храма Иоанна Предтечи на Опоках, располагающаяся на Торговой стороне города, вокруг которой в те времена объединялась главная купеческая артель «Ивановское сто». В помещениях Иоанновской церкви хранились грамоты, торговые документы и договоры всего Новгорода, а в подклетах - общественная казна и ценный товар. При храме находились городские весы, являвшиеся эталоном весовой меры во всей Новгородской земле.
Исследователи полагают, что торговля находилась в тесной связи с годовым «кругом» богослужений и часто происходила в церковные праздники [5, с. 5]. Обеспечивая мир в периоды межгосударственной или междоусобной вражды, на рыночной площади водружался Крест, означавший, что торг ведется под покровительством Православной Церкви, а вся вражда прекращается на время ярмарки. Картина Б.М. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» (1917 г.) является зарисовкой ярмарочной торговли у стен храма Василия Блаженного (г. Москва) в непростой для России период (рис. 1 б).
Помимо городских «торгов», к наиболее ранним торговым комплексам относятся ярмарочные объекты под покровительством монастырей, чье материальное благополучие во многом зависело от успеха ярмарочного торга. Большая ярмарка всегда начиналась от стен монастыря, богатевшего от щедрых вкладов набожного православного торгового люда. Так, на Руси площади монастырских подворий являлись не только ме-
стом народных сборищ, где проходили торгово-деловые встречи и обмен товара, но и местом, выполняющим информационную и культурную функции. Здесь жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами и купцами из других стран. Монастыри строили торговые ряды и лавки на площадях у собственных стен, где управляли специально «ставленые» монахи или доверенные лица, взимавшие подати с приезжих купцов. Отвечая запросам
того времени, монастырские подворья изготавливали предметы домашней утвари, обменивая их на продукты народного хозяйства.
Наиболее яркими примерами ярмарочной торговли под покровительством монастырей являются крупнейшая Свенская ярмарка, исторически проходившая у стен Свято-Успенского мужского монастыря (Брянская обл.) (рис. 2 а) и Макарьевская ярмарка на площади при Свято-Троицком Макариево-Желтоводском
а) б)
Рис. 1: а) А.М. Васнецов. Новгородский торг; б) Б.М. Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот
Рис. 2: а) Свято-Успенский мужской монастырь (Брянская обл.); б) Свято-Троицкий Макариево-Желтоводский монастырь (Нижегородская обл.)
Рис. 3: а) Гостиный двор в Архангельске; б) Часовня неизвестного ныне посвящения при торговых рядах города Кашина; в) Церковь Иоанна Богослова в Коломенских торговых рядах
монастыре (ныне в пос. Макарьево Лысковского района Нижегородской области) (рис. 2 б). Традиция проведения ярмарочных торгов как яркого праздника и выставки народного хозяйства у стен монастырей сохраняется и в наши дни.
Успешная практическая деятельность старообрядческих общин в сфере торговли внесла огромный вклад не только в развитие ярмарочного дела, но и в храмовое зодчество на Руси. Купцы-старообрядцы часто жертвовали крупные суммы на строительство храмов и монастырей, включавших помещения для хранения товаров. Во многом это было связано с отсутствием в отдаленных городах, располагавшихся на торговых путях, каменных строений. Зачастую купец становился старостой церкви, возлагал на себя обязанности ее попечителя, а иногда и сам брал подряд на какое-либо церковное строительство или ремонт храма, извлекая из этого материальную выгоду. Существует мнение, что строительство каменных храмов при торговых площадях было «упрощенной моделью ликвидации нравственного дискомфорта», возникающего у "темного" купца перед "неведомыми силами", способными, как обогатить, так и разорить его» [7, с. 2]. Отдельным аспектом, представляющим интерес для рассматриваемой тематики, являются старообрядческие храмы начала XX в. со значительными по объему вспомогательными помещениями светского и делового характера.
Новый виток развития отечественных торговых комплексов в середине XVII в. произошел при строительстве каменных гостиных дворов. Крупные общественные здания гостиных дворов в Архангельске (рис. 3а), Смоленске и Петрозаводске, помимо наличия сотен лавок, жилых покоев, складов и открытых торговых площадей, несли оборонительную функцию и играли важную роль в экономической жизни страны.
Устойчивый архитектурный облик торговых комплексов в России сложился позднее, на протяжении XVШ-XIX вв. Начиная с XVIII в. в местах ярмарок на центральных городских площадях строились деревянные или каменные торговые палаты - ряды. Обыкновенно они были двухэтажными: на первых этажах располагались лавки купцов, на вторых - жилые комнаты владельцев. Часто в торговых комплексах старые мастера возводили не большие храмы, встроенные в общий ансамбль, а часовни, в которых верующие могли помолиться. Примером является Тобольский гостиный двор или часовня неизвестного ныне посвящения при торговых рядах города Кашина Тверской области (рис. 3 б). Небольшая восьмигранная часовня середины XIX века под низким и широким шлемовидным куполом, пристроенная к торговым каменным лавкам в г. Кашине, была закрыта в советский период, а сегодня является входом в магазин. Однако в облике фасада и рельефном декоре кирпичной кладки четко прослеживается характер культового сооружения.
Как архитектурная вертикаль, встроенная в состав торгового комплекса, храм в XIX в. приобретает дополнительное значение: он призван усилить динамику силуэта города и стать «высотным ориентиром
в архитектурно-пространственном объеме площадей и улиц» [6, с. 7]. Являясь архитектурными доминантами, колокольни и церкви уравновешивали протяженные по горизонтали ансамбли торговых рядов. Примерами подобных комплексов являются церкви: Спаса Нерукотворного в Красных Рядах, встроенная в торговые ряды в Костроме; Иоанна Богослова в Коломенских торговых рядах (рис. 3 в). Как правило, встроенные в состав торговых комплексов храмы размещались таким образом, чтобы над алтарем не было сооружений иного назначения. Для подобного типа храмового сооружения характерно наличие минимального числа подсобных помещений.
Исходя из современного опыта проектирования, отечественные традиции включения храмов в общий ансамбль торговых рядов возрождаются, однако таких примеров в настоящее время немного. В 2016 году в Красноярске открыли первую в России домовую церковь при торговом центре. Необходимость в подобном церковном сооружении и выбор места его размещения были обусловлены тем, что в радиусе доступности жителей района отсутствует православный храм. Следует заметить, что, на наш взгляд, с композиционной точки зрения данный опыт является не вполне удачным, так как домовый храм недостаточно выявлен средствами архитектуры, однако богослужебную функцию он, безусловно, выполняет в полном объеме.
Кратко рассмотрев исторический аспект, отметим отсутствие противоречий между религиозным и торгово-деловым функциональным наполнением в рамках церковного объекта или светского архитектурного ансамбля. Храм в составе торгового комплекса как явление зарождается в XII-XIII вв. и становится не только центром духовной жизни деловых слоев древнерусского общества, но приобретает общегородское светское значение, являясь одним из высотных ориентиров в планировочной структуре города, указывающим на расположение торга. Нами отмечены следующие особенности типологии исследуемых объектов:
- включение помещений делового характера в состав храмового здания (галереи, складские помещения в подклете);
- градостроительные и архитектурно-композиционные позиции: храм в составе торгово-ярмарочной площади; сезонная ярмарка у стен и под покровительством монастыря; часовня в составе гостиного двора; храм, встроенный в торговые ряды.
Изучение типологии храмов в составе торгово-дело-вых комплексов дореволюционной России актуально при проектировании современных объектов аналогичного функционального наполнения.
Библиография:
1. Борисов С.В. О влиянии колокольни на объемно-пространственную композицию православного храма / С.В. Борисов // Региональная архитектура и строительство. - 2015. - №4(25). -С. 126-131.
2. Закаменев Т. Жертвователи и их жертвы / Т. 3акаменев. -Текст: электронный // Скепсис: научно-просветительский журнал. - иИТ: https://scepsis.net/library/id_3889.html (дата обращения 02.05.2021).
3. Князьков С.А. История одного шедевра. «Новгородский торг» А.М. Васнецов / С.А. Князьков. - Текст: электронный // Шедевры Омска: [сайт]. - URL: http://shedevrs.ru/o-iskusstve/704-novgorodskii-torg.html (дата обращения: 28.11.2020).
4. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности / И.М. Кулишер. -Челябинск: Социум, 2003. - 566 с.
5. Мельникова Л. Церковь и развитие торговли в Западной Европе в Средние века / Л. Мельникова. - Текст: электронный // Historicus: [сайт]. - URL: https://historicus.ru/512/ (дата обращения 02.05.2021).
6. Памятники Отечества. Кн. 4 / Сост. Л.В. Филиппов; пред. ред. совета Ю.Л. Прокушев; Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. - Москва: Современник, 1979.
7. Православные храмы. В трех томах. Том 2. Православные храмы и комплексы: Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003/АХЦ «Арххрам». -Москва: ГУП ЦПП, 2003.
Е.А. Кротова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0079
E.A. Krotova
Конструктивные особенности готических храмов Structural features of Gothic cathedrals
Ключевые слова: нервюрный свод, стрельчатая арка, неф, столбы-устои. Keywords: rib vault, pointed arch, nave, pillars.
Аннотация: В статье рассмотрены конструктивные системы, использовавшиеся в готических сооружениях. Приводится характеристика основных несущих элементов и принципа передачи нагрузок, а также рассказывается об эволюции ребристого свода.
Abstract: The article discusses the structural systems used in Gothic buildings. The characteristics of the main bearing elements and the principle of transferring loads are given, and the evolution of the ribbed vault is also described.
В Средневековье неожиданно произошел сильный скачок в развитии конструкций. Почему это произошло и как повлияло на архитектуру сооружений?
Во времена романской архитектуры философские веяния, определяющие настроения в обществе, сформировали такие ценности, как аскетизм, лаконичность, ясность и основательность. Соответственно, им подчинялись архитектура и искусство. Поэтому формы имели простые очертания, создавая ощущение прочности и непоколебимости.
В период расцвета готической архитектуры основным желанием становится обогащение и одухотворение всех произведений искусства. Стремление ввысь, к Богу, находит свое отражение в увеличении высоты зданий. Декоративные элементы начинают заполнять фасады и внутренние пространства. Усложняется силуэт сооружений, а свет, проникающий сквозь цветные стекла витражей, оживляет архитектуру и создает ощущен ие таинства, присутствия в святом месте.
Помимо увлеченности декоративностью, храмовая архитектура в период готики претерпела ряд существенных изменений и в конструктивной системе. Главным нововведением готической архитектуры стала новая система перераспределения нагрузок, что позволило увеличить площадь и высоту здания. В то же время увеличение пролета или высоты сооружения больше не требовало увеличения толщины несущих стен, в отличие от романских соборов, где циркульные своды опирались непосредственно на толстые стены, способные выдержать нагрузку от свода. Окна были очень маленькими или отсутствовали совсем. В готических зданиях
бойльшую часть вертикальной нагрузки стали воспринимать колонны, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга вдоль нефа и боковых проходов. Наружные стены между колоннами несли в основном вертикальную нагрузку только своего собственного веса и, следовательно, не были такими массивными, как в романских соборах.
Кроме введения колонн в качестве вертикальных несущих конструкций, были добавлены новые конструктивные элементы, вынесенные за пределы здания: аркбутаны и контрфорсы усложненной формы, воспринимающие только усилия распора. Благодаря такой системе окна могли занимать весь промежуток от одного несущего элемента (колонны) до другого, что сделало интерьер более светлым, а все помещения стали визуально объединены в одно пространство (рис. 1а). Такой подход позволил не только уменьшить толщину стен, увеличив тем самым пространство, но и разнообразить архитектурный облик сооружений. Однако можно выделить и отрицательный момент этих нововведений: за счет использования новых элементов, пристроенных к зданию, площадь застройки увеличилась при той же площади эксплуатируемой части храма.
Интересно проанализировать изменения основных конструктивных элементов соборов, произошедшие в связи с развитием нового архитектурного стиля.
Прежде всего появилась новая форма арки: из полуциркульной она превратилась в стрельчатую и активно использовалась и как несущий элемент, и как декоративный. Однако ее форма не была придумана в Средневековье. В течение долгого времени стрельчатая арка ис-