Научная статья на тему 'Конструктивно-геометрические основы и методика машинной проверки чертежей в обучающих системах'

Конструктивно-геометрические основы и методика машинной проверки чертежей в обучающих системах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
271
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА / AUTOMATIC ASSESSMENT / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / DESCRIPTIVE GEOMETRY / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ENGINEERING DRAWING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ГРАФИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР / GRAPHICAL TRAINING MACHINE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бойков Алексей Александрович

В статье формулируется задача автоматической проверки чертежа, как частного случая конструктивно-геометрической модели. Показывается актуальность разработки средств автоматической проверки, дается определение и приводятся теоретические основы автоматической проверки конструктивно-геометрической модели. Представлено описание метода проверки наложением на примере задачи о пересечении прямой и плоскости, формула расчета оценки, формулируется круг проблем, связанных с разработкой системы автоматической проверки для системы дистанционного обучения. Описывается методика создания проверяющих моделей и решения задач, анализируются особенности организации системы автоматической проверки с использованием CAD-системы, встроенного редактора, графического тренажера, дается определение конструктивно-геометрического тренажера и приводится пример тренажера для задачи о пересечении прямой и плоскости, приводятся примеры разработанных автором систем автоматической проверки чертежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бойков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructive geometrical basis and the method of automated assessment of drawings for learning system

The problem of automatic assessment of drawings as the part of the problem of automatic assessment of constructive geometrical model is formulated. The actuality of the development of automatic assessment system is shown. The constructive geometrical model is defined. The description of overlay verifying method by the example to the problem of the intersection of line and plane and the equation of assessment are given. A range of problems related to the development of the automatic assessment system for distance learning is shown. The technique of creating of the gauge model and the technique of task solving are given. The characteristics of the organisation of the automatic assessment using CAD-systems, built-in editor, graphical training machine are analised. The constructive geometrical training machine is defined. The example of training machine for the problem of the intersection of line and plane is shown, examples of systems of automatic assessment of drawings are shown.

Текст научной работы на тему «Конструктивно-геометрические основы и методика машинной проверки чертежей в обучающих системах»

УДК 004.92 : 62-52 ; 621.81

Бойков Алексей Александрович

Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина

albophx@mail.ru

КОНСТРУКТИВНО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА МАШИННОЙ ПРОВЕРКИ ЧЕРТЕЖЕЙ В ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ

В статье формулируется задача автоматической проверки чертежа, как частного случая конструктивно-геометрической модели. Показывается актуальность разработки средств автоматической проверки, дается определение и приводятся теоретические основы автоматической проверки конструктивно-геометрической модели. Представлено описание метода проверки наложением на примере задачи о пересечении прямой и плоскости, формула расчета оценки, формулируется круг проблем, связанных с разработкой системы автоматической проверки для системы дистанционного обучения. Описывается методика создания проверяющих моделей и решения задач, анализируются особенности организации системы автоматической проверки с использованием CAD-системы, встроенного редактора, графического тренажера, дается определение конструктивно-геометрического тренажера и приводится пример тренажера для задачи о пересечении прямой и плоскости, приводятся примеры разработанных автором систем автоматической проверки чертежей.

Ключевые слова: автоматическая проверка, начертательная геометрия, инженерная графика, дистанционное обучение, графический тренажер.

Проверка чертежей в курсе начертательной геометрии и инженерной графики -задача трудоемкая. «При комплексном подходе обучения студентов инженерной и компьютерной графике проблема трудоемкости проверки графических работ и контроля знаний становится еще более актуальной» [10]. Это в полной мере относится и к другим дисциплинам, так или иначе связанным с разработкой чертежей, проекционных изображений, и других видов плоских или трехмерных конструктивно-геометрических моделей. Отличительной чертой конструктивных моделей от других геометрических является установление связей между объектами путем последовательных построений.

Такая модель может быть представлена: 1) как список геометрических объектов, 2) как список объектов и список отношений, связывающих объекты, 3) как список отношений (построений), последовательное выполнение которых воссоздает модель. Только 2-3 формы отвечают определению конструктивной модели, однако, для задач автоматической проверки необходимо сохранить и форму 1, поскольку многие геометрические редакторы отбрасывают информацию о построениях, оставляя лишь списки объектов.

Наибольший практический интерес представляет проверка моделей, составленных из плоских и пространственных фигур, поскольку первые создаются в разного рода векторных редакторах, вторые - в системах геометрического моделирования, которые активно применяются в учебном процессе при изучении графических дисциплин.

Типичной задачей в этом смысле является задача автоматической проверки чертежа, выполненного студентом по заданию: необходимо определить соответствие чертежа студента (совокупность плоских фигур) заданию (неплоская фигура), найти ошибки и выбрать оценку.

Для начертательной геометрии «наиболее подходящими являются методы графического кон-

троля» [9, с. 293], который при традиционном обучении осуществляется в форме ручной проверки чертежей преподавателем. Система автоматической проверки конструктивно-геометрических моделей, включенная в состав системы дистанционного обучения, реализует функции графического контроля и занимает, таким образом, промежуточное положение между системой тестирования и проверкой, выполняемой преподавателем. Все это свидетельствует об актуальности разработки средства автоматической проверки чертежей для компьютерных образовательных систем.

Анализ работ в данной области показывает, что задачи автоматической проверки конструктивно-геометрических моделей «ждут своего решения» [7]. Так, в работах В.В. Карабчевского, Н.Л. Проглядо-вой [11-12], А.Н. Губанова [8] и др. решается задача проверки некоторых графических заданий на базе собственных редакторов либо редактора AutoCAD. В работах К. Гоха и Р. Манао [13-14], посвященных автоматической проверке чертежей, особое внимание уделяется преобразованию формата DXF в формат SVG, более удобный для автоматической проверки. Таким образом, в указанной области существует не только проблема автоматической проверки чертежей, но и проблемы выбора редактора для решения графических задач и представления чертежей в форме, пригодной для автоматической проверки. Также требуется обобщение понятия графической модели, поскольку различные задачи начертательной геометрии, теории теней и перспективы, инженерной и компьютерной графики обладают своими особенностями.

Теоретические основы автоматической проверки чертежей

Определение. Конструктивно-геометрическая модель M = (E, O, R, A, G) - это совокупность O геометрических объектов пространства E и отношений R между объектами, определяющих структуру

Рисунок 1. Установление соответствия моделей

модели (объекты из О принадлежат алфавиту А, а отношения из R грамматике G).

Задача проверки конструктивно-геометрической модели формулируется следующим образом: пусть дана эталонная модель Т = (Ет, От, Аг, GT) и модель S = (Е3, О3, А3, GS), требующая проверки. Размерность пространств, алфавит и грамматика, в общем случае, различны. Множества Я и GS могут быть пустыми, но множества Ят и Gт - нет. Необходимо: 1) определить, соответствует или нет модель S эталону Т; 2) обнаружить элементы модели S (объекты или связи), противоречащие эталону, и элементы модели Т, отсутствующие в S; 3) автоматически принять решение на основе результатов проверки.

Теоретическую основу проверки в указанном смысле составляет аппарат конструктивного геометрического моделирования, а обязательным условием правильности модели - возможность установления конструктивного соответствия моделей Т и S. В общем виде автоматическая проверка конструктивно-геометрической модели представляет собой совокупность трех процедур (рис. 1).

Способ проверки наложением состоит в том, что эталонная модель, условно говоря, отображенная на прозрачную пленку ЕТ', способную перемещаться и растягиваться, накладывается поверх проверяемой модели до совпадения по возможно-

сти большего числа объектов в Т' с объектами в S'. Если такое наложение возможно, то проверяемая модель правильна, в противном случае вычисляется показатель ошибки. Этот метод позволяет найти совпадающие элементы S' и Т', отсутствующие в S' элементы Т', «лишние» элементы в S'.

Процедура проверки состоит из следующих шагов:

1) преобразование моделей S и Т в промежуточные S' и Т' так, чтобы стало возможным совмещение пространства Ет, с Е8,;

2) последовательный обход объектов От„ поиск и пометка образов в О3,;

3) при необходимости обход непомеченных объектов в О3„ которые являются «лишними».

Широкий круг задач начертательной геометрии может быть проверен с использованием простого метода наложения, например, позиционная задача пересечения прямой и плоскости (рис. 2).

Проверяющая модель в задаче (рис. 2б) состоит из проекций точек М1, М2 и четырех лучей (основная и штриховая линия на двух видах). Разница в алфавитах эталонной и проверяемой модели очевидна: проверяющие лучи проекций т1 и т2 должны сопоставляться с отрезками проверяемого чертежа. Начало координат и ось сохранены в качестве определителя соответствия. Прочие объекты чертежа, кроме точек и кусков прямой, при

Рисунок 2. Чертеж задачи и эталонная модель для проверки

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

164

проверке считаются «лишними» и игнорируются. В работах [5; 1] этот способ проверки назван способом проверки результата, поскольку позволяет определить наличие решения, полученного любым графическим способом (с преобразованием или без преобразования). В работе [6, с. 125-165] приведены примеры автоматической проверки для задач начертательной геометрии и некоторых задач инженерной графики.

Оценка рассчитывается делением взвешенной суммы результатов проверки каждого построенного объекта (0<г<1) к сумме весов требуемых к построению объектов, с последующим нормированием до В:

R = В^г+..^гпУ^+..^п).

Так, в задаче на рисунке 1 необходимо построить 6 объектов (две проекции точек и четыре луча),

принимая веса точек равными 1,0, лучей - 0,5, получим сумму весов 2+4-0,5=4. Построение одной проекции точки дает 1/4=0,25, двух проекций 2/4=0,5 и т.д.

Проверка чертежей

в автоматизированной обучающей системе

Разработка системы автоматической проверки для использования в учебном процессе требует решения следующих задач:

1. Выбор геометрических редакторов для создания проверяющих и проверяемых моделей (в общем случае, различных).

2. Разработка или выбор формата описания проверяющих моделей.

3. Разработка системы чтения и записи файлов в форматах выбранных редакторов.

HL

File Edit View Insert Format Tools Draw Dimension Modify Window Help Express

О & Н |© ^ С9 X TQ В © а Г - S? Q, <§>„ CS 11 I в & а в! в I AutoCAD Classic

¿ЦОО^'ЙП HELPERS ESO) jdl^l ESCD | Standard

~ Г1//ХХ — © О OI -!- &> ° \ А Iff. П. ||!! | □ ВуЬзуег Л\— — ByLayer |- ByLayer

Постройте точки пересечения прямых со сферой. Оббебите прямые с учетом бибимости.

Памятка

Для созбания бибимых проекций точек используйте блок VP0INT, небибимых - HP0INT,

собпабанщих - EQ_POINT_LINE, бля вспомогательных проецирующих плоскостей - EQ_PLANE.

Оббебите с ичетом бибимости: поместите б слой RESULT-THICK бибимые части прямой. 6 слой

а)

Ж Построить перпендикуляр к плоскости (Fph) через точку А ^jnjxj

III _

; Чертеж ;| Комаццы |

Построить перпендикуляр к плоскости (f,h) через точку А

б)

Рисунок 3. Геометрические редакторы системы автоматической проверки: а - проверяющая модель в редакторе AutoCAD; б - задача в специализированном геометрическом редакторе

Рисунок 4. Тренажеры: а - исследование проекций, б - решение задачи

4. Реализация алгоритмов автоматической проверки.

5. Создание базы задач (проверяющих моделей).

6. Разработка средств экспорта результатов проверки.

Упростить решение перечисленных задач позволяет:

1. Использование единого формата описания для проверяемой и проверяющей модели (например, dxf).

2. Использование одного графического редактора для создания проверяющей (эталона) и проверяемой модели (например, AutoCAD).

3. Использование данных проверяющей модели в качестве исходных данных задачи для решения.

Разработана методика подготовки проверяющих моделей (эталонов) для образовательных систем. Она предполагает:

1. Подготовку исходных данных задачи в выбранном редакторе.

2. Решение задачи средствами выбранного редактора, в том числе с использованием расширенных фигур.

3. Загрузку файла модели в систему автоматической проверки или сохранение, если редактор является частью системы проверки.

4. Маркировку исходных и целевых построенных объектов, настройка параметров проверки. Целевые фигуры и связи представляют собой эталон, исходные фигуры используются в качестве определителя отображения при проверке и для формирования исходного чертежа для решения.

Методика автоматической проверки предполагает:

1. Загрузку исходного чертежа задачи (автоматически формируется из фигур, помеченных как исходные) из учебной системы.

2. Решение задачи средствами выбранного редактора.

3. Загрузку файла решения в систему автоматической проверки или сохранение, если редактор является частью системы проверки.

4. Автоматическую проверку решения, формирование перечня ошибок, расчет и экспорт оценки.

В зависимости от выбора графической среды для создания проверяющих моделей и решения задач можно выделить три подхода к организации средств автоматической проверки в учебном процессе:

1. Использование CAD-редактора [6, с. 49-50, 156-162] освобождает от необходимости разработки собственной графической системы, но, ввиду недостатков интерфейса промышленных систем [4], предполагает значительную нагрузку на обучаемых (много ошибок в чертежах из-за незнания программы) и требует реализации подсистемы предварительной обработки [6]. Изученная CAD-система может быть полезна в дальнейшем обучении и на производстве. Автором была разработана система проверки чертежей в формате DXF для задач начертательной геометрии. Пример проверяющей модели в редакторе AutoCAD приведен на рисунке 3 а.

2. Использование специализированного редактора [6, с. 43-49] упрощает проверку, снижает нагрузку на обучаемых, но разработка редактора - задача весьма трудоемкая. Организация геометрических построений на мобильных устройствах требует дополнительных усилий [3].

Были разработаны редактор для задач начертательной геометрии по теме «Точка, прямая, плоскость» (рис. 3б) и система проверки.

3. Использование тренажеров [2] - наиболее простой вариант с точки зрения разработки и внедрения в учебный процесс, но решение задач имитируется не в полной мере.

Определение. Конструктивно-геометрический тренажер - вид геометрического редактора, минимизированного для одного вида модели при условии ES=ET, AS=Ap GS=GT. Тренажер может быть использован без системы проверки для исследования свойств фигур (рис. 4а). Автором был разработан комплекс тренажеров для курса начертательной геометрии. Пример тренажера для задачи на пересечение прямой и плоскости приведен на рисунке 4б: на палитре - объекты для размещения в поле чертежа.

Заключение

В статье обобщены результаты разработки систем автоматической проверки чертежей для задач начертательной геометрии. Сформулирована задача автоматической проверки чертежа в контексте автоматизированной учебной системы, дано определение конструктивно-геометрической модели и предложен общий метод проверки наложением.

Разработана методика создания проверяющих моделей и автоматической проверки. Показаны три подхода к реализации автоматической проверки в учебной системе. Любой из них может быть интегрирован в систему дистанционного обучения.

Автором разработаны система проверки чертежей в формате редактора AutoCAD, специальный редактор и система проверки и комплекс тренажеров для задач начертательной геометрии.

Библиографический список

1. Бойков А.А. Автоматизированный контроль навыков решения сложных позиционных задач // Вестник компьютерных и информационных технологий. - М.: Машиностроение, 2013. - № 1. - С. 22-24.

2. Бойков А.А. Геометрическое моделирование в системе дистанционного обучения // Геометрия и графика. - М.: Инфра-М, 2014. - Том 2. -Вып. 4. - С. 34-42. - DOI: 10.12737/8295

3. Бойков А.А. Интерфейс САПР-редактора для устройств с сенсорным вводом // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 5. - С. 51-54.

4. Бойков А.А. О трехмерном моделировании и начертательной геометрии в свете возможностей современных компьютерных систем // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. Материа-

лы V Междунар. научно-практ. интернет-конф. (г. Пермь, февраль - март 2015 г.). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. - С. 361-375.

5. Бойков А.А. Разработка методов обучения и контроля в автоматизированном учебном комплексе // Вестник компьютерных и информационных технологий. - М.: Машиностроение. - 2008. -№ 7. - С. 47-49.

6. Бойков А.А. Технологии дистанционного и автоматизированного обучения инженерно-графическим дисциплинам. - Иваново, 2015. - 232 с.

7. Волошинов Д.В. Геометрическое моделирование в образовательном процессе // Конструктивное геометрическое моделирование. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2010. - 355 с.

8. Губанов А.Н. Автоматизированная система обучения основам геометрического моделирования в САПР: дис. ... канд. техн. наук. - Самара, 2003. - 135 с.

9. Есмуханова Ж.Ж. Дидактические основы оптимизации обучения начертательной геометрии: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003.

10. Иванова Н.С. Проблемы комплексного обучения студентов инженерной и компьютерной графике / Н.С. Иванова и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mmf.spbstu.ru/ mese/2013/90_99.pdf (дата обращения: 30.09.2015).

11. Карабчевский В.В. Проглядова Н.Л. Автоматическое решение задач начертательной геометрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. uran.donetsk.ua/~masters/2004/fvti/ proglyadova/library/article0.htm (дата обращения: 30.09.2015).

12. Проглядова Н.Л. Автоматическое решение задачи отыскания натуральной величины треугольника методом вращения вокруг линии уровня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uran.donetsk.ua/~masters/ publ2004/fvti/fvti_ proglyadova.pdf (дата обращения: 30.09.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Goh. K., Shukri S., Manao R. Automatic Assessment for Engineering Drawing. IVIC 2013 Third International Visual Informatics Conference on Advances in Visual Informatics. Vol. 8237. - NY: Springer-Verlag, 2013. - PP. 497-507.

14. Manao R. Automatic Assessment in Undergraduate Level Engineering Drawing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utpedia. utp.edu.my/6330/ (дата обращения: 30.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.