II. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.00)
5. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.03)
5.1. КОНСТРУКТИВИЗМ - ПОСТМОДЕРНИЗМ - РЕЦЕПТУАЛИЗМ -ФИЛОСОФИЯ ТРЁХМЕРНОСТИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА В ВИДЕ ДЕГРАДАЦИОННОЙ ИДЕАЛИЗАЦИИ ОДНОМЕРНОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ
Николов Никита Олегович, доктор философии, ответственный секретарь издательского отдела
Место работы: ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
nikolov_1989@mail.ru
Аннотация: вслед за работами А. А. Свиридова раскрываются концептуальные основания нового вида философствования - философия трёхмерности. Проводится аналитическое сравнение её с философией одно, двухмерности (как её схоже понимали Г. Маркузе и А. А. Свиридов). Показана универсальность философии и культуры трёхмерности в нивелировании методологических регрессивных традиций эпохи позднего неолита, направленных на упрощение моделей бытия мира и личности. Показана объединяющая роль исследования буквы-символа для традиций философии конструктивизма, постмодернизма, рецептуализма, философии трёхмерности. Показано общее понимание о тупиково-сти двухмерных матриц мышления вида: духовное-первично, материя вторична; материя - первична, духовное вторично в рамках работ неофрейдизма Г. Маркузе и теории азбучных планов языков мира. Особым достижением автора является уточнение о принципиальной возможности в рамках философии трёхмерности создавать семиотические иконы в рамках метода школы рецептуализма (на основе работ А. Г. Суханова).
Ключевые слова: философия одно-, двумерности, философия трёхмерности, рецептуализм, постмодернизм, модели личностного бытия, теория азбучных планов, буква-символ, иературы
CONSTRUCTIVISM - POSTMODERNISM - RESEPTIONALISM - THE PHILOSOPHY OF THREE-DIMENSIONALITY AND THE SOLUTION OF THE PROBLEMS OF MODERN SOCIETY IN THE FORM OF DEGRADATIONAL IDEALIZATION OF A ONE-DIMENSIONAL MODEL OF
PERSONAL BEING
Nikolov Nikita O., Doctor of Philosophy, Executive Secretary of the Publishing Department
Place of employment: the State Educational Institution of Higher Professional Education «Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators»
nikolov_1989@mail.ru
Abstract: following the work of A. A. Sviridov, the conceptual foundations of a new kind of philosophizing - the philosophy of three-dimensionality- are revealed. An analytical comparison of it with the philosophy of one, two-dimensionality is carried out (as it was understood by H. Marcuse and A. A. Sviridov). The universality of the philosophy and culture of three-dimensionality in leveling the methodological regressive traditions of the late Neolithic period aimed at simplifying the models of the world and personality existence is shown. The unifying role of letter-symbol research for the traditions of the philosophy of constructivism, postmodernism, reseptionalism, philosophy of three-dimensionality is shown. The general understanding of the deadlock of two-dimensional thought matrices of the species is shown: spiritual is primary, matter is secondary; matter is primary, spiritual is secondary within the framework of the works of neo-Freudianism H. Marcuse and the theory of the alphabet plans of the languages of the world. A special achievement of the author is a clarification on the fundamental possibility within the framework of a three-dimensional philosophy to create semiotic icons in the framework of the method of the school of reseptionalism (based on the work of A.G. Sukhanov).
Keywords: one-, two-dimensional philosophy, three-dimensionality philosophy, reseptionalism, postmodernism, models of personal being, theory of alphabet plans, letter-symbol, hieratures
Стоит отметить, что на бытие современного общества, как ни странно достаточно сильно влияют теоретико-методологические перспективы, выстроенные
ещё 2000 лет назад, снабжённые парадуховно-идеологическими предпочтениями той или иной группы людей (общности). Одним из конъюнктурных тру-
дов, в этом контексте являются работы древнееврейских философов в виде трактатов на основе пятикнижия ветхозаветного пророка Моисея, перенятых в трансформированном виде в современных психолого-философских работах. В данных трактатах прослеживаются от достаточно экзотических идей о необходимости смены космологической формы Млечного пути, до достижения облика человека, конгруэнтного перво-человеку Адаму («звёздного человека»), часто изображавшемуся в различные периоды развития искусства обоеполым.
Данные идеи об упрощении моделей бытия окружающего мира (Вселенной), моделей личностного бытия
- до одномерного уровня пытались решить, в том числе, и в философских школах конструктивизма, постмодернизма, рецептуализма, а также неофрейдизма (Г. Маркузе). Однако преодолеть эту тенденцию ни рациональными, ни иррациональными способами в рамках этих философских школ не удавалось. Постмодернизм остановился на пределе «шизоанализа» и психологии масс «шизо», несущих в себе рефлексивные и ре-флексийные идеи в русле матриц «всё биологическое
- психологично». Совершенно иной уровень философствования предложила философия трёхмерности, которая разграничила сущность уровней личностного бытия (душу, дух, тело), не позволяя им смешиваться между собой до неразличения.
Рассмотрение философии неофрейдизма важно в контексте выявленного им одномерного уровня философствования. Вместе с тем это открытие относится на наш взгляд к категории особенного и единичного, так как выделить законы, принципы, методологию действия уже следующих уровней философствования удалось в рамках теории азбучных планов языков мира. То есть философия трёхмерности это объективно даже не просто метод философствования, а методология в категории всеобщего по отношению к другим уровням суждений об истинах бытия.
Однако и философия рецептуализма сегодня пытается позиционировать себя в культурологическом, философском контексте в качестве методологии и даже метаэстетики. Основанием её методологии является совокупность методов познания, творения, обретения человеком себя из семиотических систем. Однако в данной «методологии» графика буквы-символ не рассматривается лишь как эпифеномен, не рассматриваются внутренняя структурность буквы через её сенсорные, свето-цветотоновые оболочки букв и т.д. Подобный разбор как раз таки делается только в философии трёхмерности, которая, если использовать термины психологической науки, усмотрела в буквах-символах различных семиотических систем психологические архетипы (как их понимал К. Г. Юнг). При этом среди всего многообразия языков мира было выделено три базовых основания, три закона, которым подчиняются языки: три уровня алфавитных планов. К первому уровню алфавитных планов относятся квазиалфавитные языки: все иероглифические языки (иврит, китайский, японский, корейский и т.д.) - алфавитный план одномерной размерности. Ко второму уровню, согласно данной теории относятся все 19 ев-роязыков - алфавитный план двухмерной размерности. К третьему уровню отнесён на данный момент только русский язык - алфавитный план трёхмерной размерности. Таким образом, данная теория дала начало и новой теории сознания, которая выделяет
три разновидности органа мышления: одно-, двух и трёхмерный. То есть законы и закономерности, которыми управляется тот или иной язык (алфавитные планы) и определяют пределы трансценденции и трансцендентальности уровней сознания, мышления и философствования.
Г. Маркузе в своей работе отмечал, что в языке всё чаще происходит популяризация «чистоты мышления», связывающая функцию вещи с самой вещью, как это происходит с оценкой языка в современной филологии и лингвистике. О динамике одномерного мышления Г. Маркузе высказывался следующим образом: «Одномерное мышление систематически насаждается изготовителями политики и их наместниками в средствах массовой информации. Универсум их дискурса внедряется посредством самодвижущихся гипотез, которые, непрерывно и планомерно повторяясь, превращаются в гипнотически действующие формулы и предписания» [7, с. 277]. А также: «Сведение понятия до фиксированного образа, задержка развития посредством самое себя удостоверяющих, гипнотических формул, невосприимчивость к противоречию, отождествление вещи (или человека) с её (его) функцией -таковы тенденции, обнаруживающие одномерное сознание в том языке, на котором оно говорит» [7, с. 361]. Более того он смог заметить, что «сокращение языковых форм свидетельствует о сокращении форм мышления...» [7, с. 361]. Однако выход на методологию азбучных планов, трёх законов определяющих одно, двух, трёхмерное мышление он не смог выйти.
Возвращаясь к метаэстетике философии рецептуализ-ма отметим, что в качестве лозунга это её выражение выглядит следующим образом: «Ре-Цептуализм отвергает (секулярное) искусство в «художественных образах», у-тверждая семиотическое искусство - в знаках и символах: язык иератур, сигнатур, символоров - язык искусства Третьего тысячелетия (да здравствует Михаил Шварцман!)» [8]. «Ре-Цепт-Арт - новая художественная парадигма. Девиз Ре-Цепт-Арта: от де-конструкции (Жака Деррида) - к ре-конструкции «аксиологического ядра» искусства в трёх эстетиках: Прекрасного (Александра Баумгартена); Истины-Алетейи (Мартина Хайдеггера); Добра-Благодати (Славы Лёна)» [6].
Таким образом, философия рецептуализма это исследования уникальной потенции семантических элементов, букв-символов стать основой нового века в искусстве (подобную методологию в живописи поддерживают участники проекта творческой группы Николая Сенкевича).
Манифест рецептуализма опубликованный на портале творческой группы Николая Сенкевича помимо общего посыла к экспериментам в области живописи содержит в себе и следующую задачу: «Определить источник, питающий и порождающий в сознании образы-паразиты и нейтрализовать их». Однако в качестве метаэстетики всё же лучше подходит философия трёхмерности (родословие), которое в свою очередь может преобразовать аксиологическое ядро этих трёх видов эстетик.
Концептуально направление конструктивизма (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко [14], Ю. Лотман.), постмодернизма (Ж. Дерида, в филологии Р. Барт [1], участник тар-туско-московской школы Р.Д. Тименчик), рецептуализма (В. К. Богатищев-Епишин, М. Шемякин и др.) объединяет методология философии трёхмерности, базисом которой является выявление закономерностей бытия семантических элементов того или иного социума.
В философии трёхмерности, поднимающейся над философией постмодернизма и рецептуализма создаётся новый уровень осмысления буквы-символа. Происходит уточнение позиций интраверсивной направленности структурализма и экстраверсивной направленности постструктурализма, постмодернизма показывая «империю символов» взамен «империи знаков» Р. Барта.
Последнее сравнение с «империей знаков» Р. Барта больше смещено на семантику самого слова «знак» [15], а не на содержание самого труда Р. Барта. В данной книге через культуру принятия пищи, культуру письма, социального устройства Японии преподносится ценность децентрализации бытия, что характерно для философии постмодернизма.
Суть же данного акцента состоит в подчёркивании неразличимости знака от символа во всех рассмотренных философских направлениях, кроме как в философии трёхмерности (родословии).
Автор данного уровня философствования достаточно чётко проводит различение знака от символа: «Символ нельзя «изобрести», создать искусственно, вкладывая в него личное толкование, так как он отображает ту или иную грань (грани), часть (части) Вечности Меры.»; «Знак - можно "изобрести", знак - изображение, имеющее как правило одно, ему свойственное значение, передавать лаконично и точно конкретную информацию...» [11, с. 137].
Им создаётся уникальная классификация в виде теории азбучных планов (автор А.А. Свиридов), которая существенно уточняет смутные интуитивные догадки различных видов философского, психологического, художественного осмысления бытие букв-символов. Последовательным творчеством в этом философском дискурсе являются работы художника А.Г. Суханова. К примеру, художник А. Г. Суханов на основании философии трёхмерности (теории азбучных планов) преодолел методологические положения эстетики рецептуализма, которая в части метода отображения бытия использует иературу языка.
А. Г. Суханов показал, что через иературы всё же можно создавать семиотически насыщенные иконы.
Иература - это «многослойная красочная конструкция, на которой отчётливее всего видна последняя структура, но видны и предыдущие формы. Картины содержат исключительно абстрактные фигуры, не допускается портретов, икон, пейзажей. Не разрешено вообще ничему биологическому появляться на иера-турах» [10].
Ещё одним отличием концепции философии и культуры трёхмерности от философии рецептуализма это появление в первой творческой лаборатории не только «слова в живописи», но и «слова в музыке» (Л. Колокольная).
И если в философии рецептуализма заявляется действие двойной рефлексии, как триединого акта творчества «(ТРИединого КУльтурного Продукта)», то в философии трёхмерности уже осмысляется эта рефлексия в объёма закона тройного отрицания. В то время, как философия постмодернизма и рецептуа-лизма не позволяют вызволить человека из одно-, и двухмерной модели его бытия и закона двойного отрицания. Ранее мы уже показывали успешный принцип действия закона тройного отрицания для различения души от духа и вывод личности в полнодуховную модель бытия (трёхмерную). Подобную модель бытия от парадуховной, объединяющей в себе одно, и двух-
мерную отличает наличие концепта: «Я» = русская тройка (дух, душа, тело). В рамках же одно-, двухмерных моделей личностного бытия концепт «Я» = едо содержит в себе знания меры неразличённости и меры различия. В рамках данных эпистемологических категорий бытие душ и духа отдельно друг от друга не различается. Также в рамках этих категорий возможно превалирование эстетики прекрасного над эстетикой безобразного.
Примером воплощения одно-, двухмерной модели личностного бытия в искусстве мультипликационного жанра является творчество художника Леонида Шварцмана. В рамках его языковой личности (владел одномерным письмом иероглифов иврита) при участии автора Э. Успенского был порождён почти «детский бог» («чебурашка»), по своим пропорциям тела утверждающий принцип превосходства категории безобразного над категорией прекрасного.
Использование теории азбучных планов позволяет заново взглянуть на топологию тела человека, его локализацию между духом и душой. Ранее выполненные попытки Р. Бартом уточнить сущность языка как эпистемологической категории, предел которой пересекает тело человека существенно уточняются уже в теории А. А. Свиридова. Согласно исследованиям которого буквы-символы, обладая всеми признаками психологических архетипов (как их понимал К. Г. Юнг), обладают и модусами физической материальности, что не противоречит теории А. Энштейна. Поэтому буквы-символы, образующие символоры и иературы языка искусства третьего тысячелетия (в контексте большой рефлексии букв-символов), а также структурирующих орудие «выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей» (язык) [9], являются в тоже время и структурой тела человека - телами «Рода» [12].
Понятие «родовое» при этом понимается в дополнение к авторской концепции «тел Рода» А. А. Свиридова и как наиболее общие моменты в вещах («роды -это общие моменты») (по Аристотелю).
Подобное пересечение духовного и материального в буквах-символах позволяет решить проблемы, с которыми не смогли справиться философемы, ориентированные на онтологизацию «знаков», знаков чисел и их обобщающих символов букв алфавитных планов одно-, двухмерной размерности. Иначе направленных на числовую эманацию цифры - дух абсолюта, так как ни изобретённые знаки архетипических образов, ни исследованные архетипы в западноевропейской психологии и осознанные в западноевропейской философии не способны выйти из периметра букв интеллекта, ума на буквы рассудка, разума и сознания души.
В этом суждении объединяются в единый конгломерат такие философские школы: пифагорейцы, психология архетипов, немецкая классическая философия, постмодернизм, структурализм, рецептуализм. Единым названием такого ряда философских школ и направлений сегодня дано название - философия двухмерности. Формулами которой являются следующие суждения: «духовное - первично, материальное - вторично; материальное - первично, духовное - вторично».
По отношению к моделям личностного бытия философия двухмерности составляет концептуальный базис для ограниченных их видов в-себе-бытия: одно, и двухмерных.
«Периметр букв» латиницы [А-7] (структурно форми-
рующейся азбучным планов двухмерной размерности), формируя ограниченный набор психологических архетипов, не позволяет личности разделить бытие души от бытия духа, создавая конгломерат парадуховного бытия личности: дух+душа = (anima, animus) и тело человека. Подобная ограниченная одномерная модель личностного бытия, в рамках которой духовная составляющая личности деформируется в деструктивный конгломерат тождественна де-структурной форме тела, что в переложении с лингвистических закономерностей на онтологические происходит в рамках всех 19 евроязыков. То есть двухмерное мышление, основанное на базисе двухмерного алфавитного плана не протестует процессу упрощения личностного бытия человека до одномерной модели его бытия.
Относительно деконструкции тела человека необходимо отметить что, деконструкция, как метод постмодернизма и постструктурализма можно одновременно расценить и как трансцендентную попытку понять причину невозможности собрать, осмыслить структурность тела человека в структурализме. Признаки семантического, философского, психологического «раз-бегания» структурности тела содержатся, к примеру, в слове: body (англ.), содержащего конгломерат дефиниций и тела, и трупа (сочетание двух противоположностей в философеме, что «тело это одновременно и тело, и труп», это наглядный элемент основания двухмерного мышления по Г. Маркузе).
Также этот метод (деконструкции) можно расценить и как попытку заменить эстетику прекрасного на эстетику девиантного хаоса. Так, к примеру «за» трансформацию человеческого тела выступает латентно и религиозная философия иудаизма и христианства, где одним из идеалов человека будущего видится Адам Кадмон. Достаточно часто в религиозных трактатах на основе Ветхого и Нового завета можно встретить описание его как обоеполого создания (как гермафродита), созданного по подобию ветхозаветного богу Иегове.
В дополнение можно отметить, что обоеполость Иеговы выводится через семантику его имени, ««а именно Jah (y,i, или j, Yodh, десятая буква алфавита) и hovah (Havah или Ева)», говорит крупный специалист в каббалистике м-р Дж. Ральстон Скиннер из Цинцинати, США. И еще: «Слово Иегова или Jah-Eve, имеет основное значение - существование или бытие в виде мужского-женского»» [3, с. 10.] .
«Отрыв от корней», логика безграничной плюрально-сти Ризомы, хаоса мышления как методы «чистоты мышления» в постмодернизме в этом вопросе через 2000 лет сходятся с методологией творения тела человека в философии иудаизма. Правда в постмодернизме имеется сигнатура и «тела без органов» [5, с. 653], однако и она соответствует процессу расчеловечивания, который заложен в почитании в различных религиозных конфессиях гермафродитизма за норму.
Частично подобную проблему начал затрагивать М. Фуко в работе «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (в вопросе исчезновения тела в уголовно-процессуальных вопросах) [14], в искусстве данная проблема нашла отражение в творчестве Ван дер Мелена. В российском философском осмыслением данной проблематикой занимались В. И. Букреев [4], В. В. Балакина, Н. А. Мусеев, Л. Г. Сидорчукова Л. Г. [2] и иные.
Итог один, вопрос «расчеловечивания» личности так и не решился в данных работах, проблема наступления ограниченной модели личностного бытия «одно-
мерный человек» не была решена.
Решением вопроса, однако, возможно в философии трёхмерности, поддерживающей трёхмерную модель личностного бытия. Подобная модель вместе с тем напрямую взаимосвязана с трёхмерной нейрофеноме-нологичекой моделью сознания - соборным сознанием. В более ранних исследованиях уже уточнялось, что «соборное» в рамках философии трёхмерности существенно отличается от понятия «соборного» российской религиозной философской мысли («святооте-чественной»). Самым главным отличием является ограниченность «соборного» в философии «святоте-чественных писаний» пределами трансценденций бога-духа. Соборное в философии трёхмерности поднимает предел трансцендентального до сознания души, ограничивая абсолютизированную тупиковость феноменологии духа.
Также отдавая должное работе «Одномерный человек» нужно отметить, что Г. Маркузе различал и сущность двухмерной философии. По его словам «философия движется в расколотом (dechirement ontologique) и двухмерном универсуме. Явление и действительность (сущность), неистина и истина (и, как мы увидим, несвобода и свобода) в нем суть онтологические условия» [7, с. 387]; «Трансформация онтологической диалектики в историческую сохраняет двухмерность философской мысли как критического, негативного мышления» [7, с. 405]. То есть учёный фиксирует тупиковость двухмерных матриц мышления: «сознание - первично, материя - вторична», «материя - первична, сознание - вторично».
Вместе с тем необходимо отметить, что матрица трёхмерного универсума, основание диалектики души через закон тройного отрицания вида: «психичность-время-психологичность» всё же была открыта в рамках философии и культуры трёхмерности (А. А. Свиридов).
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,83%.
Список литературы:
1. Барт Ролан Империя знаков/Пер. с франц. Я. Г. Бражниковой. М.: Праксис, 2004. 144 с.
2. Балакина В. В., Мусеев Н. А., Сидорчукова Л. Г. Деконструкция телесности. К проблеме феномена деконструкции в искусстве // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Histórica Jenium. 2014. №. 1. С. 106-110.
3. Блаватская Е. П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003. С. 10.
4. Букреев В. И. Расчеловечивание человека в мировой истории: истоки и глобальные последствия. - Флинта, 2011.
5. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. -Минск: Книжный Дом. 1999. С. 653.
6. Лён С. Нонконформизм - это я [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2016. URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2016-06-02/2_persona.html (дата обращения: 06.08.2018).
7. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. A. A. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М. : ООО «Издательство ACT», 2003. 526 с.
8. Манифест рецептуализма [Электронный ресурс]. URL: http://www.receptart.ru/manifest-retceptualizma (дата обращения: 16.08.2018).
9. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М. : Просвещение, 1976. С. 252.
10. Ромер Ф. Полное собрание иератур. Стенгазе-та^ЕТ. 26 декабря 2005. URL: https://stengazeta.net/?p=1000868 (дата обращения: 28.06.2018).
11. Свиридов А. А. СЛОВОТОЛК Ведической Традиции. Аркаим; Увельский: [б. и.], 2011. C. 137.
12. Свиридов А. А. Родословие к человеку s Книга Родъа. Аркаим, 2012. 436 с.
13. Хмелевский С.В., (2017), Зачем современному человеку философия. Социально-политические науки, 5: 31-37.
14. Foucault M. Discipline and punish: The birth of the prison. Vintage, 2012. 480 p.
15. Polan D. B. Roland Barthes and the moving image // October. 1981. Т. 18. С. 41-46.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Конструктивизм - постмодернизм - рецептуа-лизм - философия трёхмерности и решение проблематики современного социума в виде деградационной идеализации одномерной модели личностного бытия» Николова Н. О.
Актуальность темы. Актуальность вопроса, освещенного в работе, заключается в том, что раскрываются концептуальные основания нового вида философствования - философия трёхмерности. Проводится аналитическое сравнение её с философией одно, двухмерности (как её схоже понимали Г. Маркузе и А. А. Свиридов). Показана универсальность философии и культуры трёхмерности в нивелировании методологических регрессивных традиций эпохи позднего неолита, направленных на упрощение моделей бытия мира и личности.
Соответствие работы теме. Представленная работа полностью отвечает теме исследования и предъявляемым к работам данного уровня требованиям.
Раскрытие темы. Тема раскрыта относительно полно и разносторонне в логической последовательности, сделан качественный анализ концепции триединства мироздания, а также исследованы модели уровней личностного бытия во взаимосвязи с моделями бытия мира.
Глубина проработки главных вопросов. Теоретические, аналитические и проектные вопросы темы разработаны с достаточной глубиной и комплексностью. Все разделы работы логически взаимоувязаны и взаимодополняют друг друга.
Степень сложности решенных задач. Автором показана объединяющая роль исследования «буквы-символа» для традиций:
1. Философии конструктивизма,
2. Постмодернизма,
3. Рецептуализма,
4. Философии трёхмерности.
Показано общее понимание о тупиковости двухмерных матриц мышления вида: духовное-первично, материя вторична; материя - первична, духовное вторично в рамках работ неофрейдизма Г. Маркузе и теории азбучных планов языков мира.
Особым достижением автора является уточнение о принципиальной возможности в рамках философии трёхмерности создавать семиотические иконы в рамках метода школы ре-цептуализма (на основе работ А. Г. Суханова).
Глубина и комплексность подхода при анализе проблемы исследования. Исследование характеризуется широким охватом всего инструментария осуществления анализа. При этом автор свободно владеет приемами анализа и синтеза, что позволило получить исследование комплексного характера.
Общие выводы и оценка работы. Статья рекомендуется к печати.
Канд. филос. наук, заведующий лабораторией
по научно-исследовательской и методической работе
ГБУ ДПО ЧИППКРО
А. Г. Донской